Яхве — Бог Ветхого Завета. Но кто он на самом деле? Истинная сущность библейского (иудохристианского) бога Яхве в западносемитской мифологии

а) Нил
б) Тигр
в) Евфрат
1. Первая столица Египетского царства?
а) Мемфис
б) Фивы
в) Атон
2. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
а) амулет
б) саркофаг
в) мумия
2. Из чего строили простые египтяне дома?
а) из глины
б) из камня
в) из дерева
3. Царские советники, знать в Древнем Египте:
а) жрецы
б) вельможи
в) писцы
3. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?
а) Сфинкс
б) Апис
в) Хеопс
4. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
а) саркофаг
б)пирамида
в) мумия
4. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги:
а) писцы
б) жрецы
в) фараоны
5. Кто набирался в армию в Древнем Египте?
а) каждый десятый юноша - египтянин
б) каждый второй раб
в) все вельможи
5. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
а) писцы
б) вельможи
в) жрецы
6. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?
а) Эхнатон
б) Хеопс
в) Тутанхамон
6. Письменность в Древнем Египте:
а) иероглифы
б)клинопись
в)папирус
7. Кто служил колесничим в армии
Древнего Египта?
а) вельможи
б) жрецы
в) рабы
7. Кого древние египтяне считали
«живым богом»?
а) главного жреца
б) фараона
в) Амон-Ра
8. Что ввозили торговцы в Древний Египет?
а)папирус
б) древесину
в) хлеб
8. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств
б) союз богов неба и земли
в) царство мертвых и царство живых
9. Что обозначает понятие «классы»?
а) это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую
б) это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют
в) это люди, которые недовольны фараоном
9. Что обозначает понятие «религия»?
а) вера в сверхъестественные силы
б) вера в силы природы
в) умение подчиняться кому-либо
10. Какое значение имели военные
походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
а) обогащали фараонов и вельмож
б) ослабляли свою страну
в) давали возможность воинам проверить свои силы
10. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?
а) с целью личного обогащения
б) с целью обогащения своих воинов и вельмож
в) с целью знакомства с другими странами
11. Кто впервые описал жизнь древних египтян?
а) Геродот
б) Хаммурапи
в) Крез

1. Среди перечисленных терминов, имен и названий вычеркните лишний (лишнее).

1) Поляне, кривичи, чудь, словене ильменские, дреговичи.
2) Днепр, Волхов, озеро Ильмень, Ладожское озеро, Нева, Ловать, Дунай.
3) Хазары, вятичи, печенеги, половцы.
4) Аскольд, Дир, Рюрик, Кий, Синеус, Трувор.
5) Кий, Щек, Хорив, Рюрик, Лыбедь.
2. В летописях часто говорится о том, как племена платили дань. Что означала уплата дани? На основании приведенных летописных отрывков объясните, что могла включать дань.
1) Напали на полян хазары и сказали: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали по мечу от дыма. И принесли их хазары к своему князю и старейшинам и сказали им: «Вот добыли мы дань новую»... И молвили старцы хазарские: «Не добра эта дань, княже: мы добыли ее саблями - оружием, острым лишь с одной стороны, их же оружие - меч - обоюдоостро; будут они собирать дань и с нас, и с других земель».
2) Хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
3) Олег начал ставить города и установил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето.
4) Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
3. Расположите отрывки из «Повести временных лет» в хронологическом порядке. Объясните, как появилось, по мнению летописца, государство Русь. Какие отрывки представляются вам более достоверными и почему?
1) И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским».
2) В лето 6367(859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
3) Поляне жили особо и владели своими родами... И было три брата: один по имени Кий, другой - Щек, а третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив - на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев.
4) Олег спрятал одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря... И послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «гость я, и идем мы в греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода, а это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира.
5) Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик.
6) Было у Рюрика два мужа, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли. А мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали владеть землею полян.
7) По смерти братьев обижали полян древляне и иные окольные. И напали на них... хазары.
8) В лето 6370(862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было между ними правды. И встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна. А порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь... И сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой - Синеус - на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
9) В лето 6390(882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил там мужа своего. Оттуда отправился вниз, взял Любеч и посадил там мужа своего. И пришли к горам киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир.
10) В лето 6387(879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
4. Откуда произошло название Русской земли? Чем название «Русская земля» отличается от названия «Славянская земля»?
5. Историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал: «Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
6. Ученые утверждают, что кузнецы и гончары были первыми ремесленниками, которые могли отказаться от занятия сельским хозяйством. Приведите не менее трех доводов в пользу этого мнения.

1)В каких древних странах протекали эти реки?

Евфрат и Тигр_______________.
Нил____________.
Иордан____________.
Инд и Ганг___________.
Хуанхэ____________.
2)В каких древних странах правили эти владыки?
Хеопс_____________.
Хаммурапи__________.
Тутмос__________.
Давид и Соломон___________.
Ашшурбанапал___________.
Кир__________.
Ашока___________.
Цинь Шихуан__________.
3)В каких древних странах было сделано каждое из перечисленных ниже изобретений?
Письмо___________.
Алфавит__________.
Арабские цифры_____________.
Монета___________.
Бумага_____________.
Шахматы_____________.
Компас__________________.
4)Ответьте на вопросы.
На многих языках слова,обозначающие бумагу,звучат сходно.Например,по-английски бумага - "пэйпер",по-французски - "папье",по-немецки - "папир".Повидимому,такое сходство не случайно:все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.Что это за слово?Какая страна является родиной первого материала для письма?Как его изготавливали?
5)Подсчитайте:
Сколько приблизительно лет назад построили пирамиду Хеопса?
Сколько приблизительно лет назад начали возводить Великую Китайскую Стену?
6)Ответьте на вопросы.
Учёные считают изобретение стекла важнейшим в истории человечества.Правы ли учёные?Представим себе,что все стеклянные предметы вдруг изчезнут.Как это повлияет на нашу жизнь?
7)Ответьте на вопрос.
Все знают,что книги горят и гибнут в огне.Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира.Всё это так,но вот один ученик читал вперемежку фантастические рассказы и книги по истории.Где-то он вычитал,что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара.Рухнули перекрытия между этажами,всё вокруг выгорело дотла,а книги,будто заколдованные,уцелели.Ученик никак не мог вспомнить,фантастика ли то,о чём он читал,или же исторический факт.Каково ваше мнение:существовала ли на самом деле такая библиотека,или она придумана писателями-фантастами?
8)Какие великие изобретения китайцев повлияли на жизнь человечества?Свой ответ аргументируйте.
9)Выясните,существуют ли касты в современной Индии.Подумайте,деление людей на касты мешало или помагало развитию прогресса в Индии.Свои мысли запишите в виде плана.

Евреи - потомки прокаженных и пастухов-гинксосов. Моисей - последний чиновник династии Эхнатона-Соломона, строителя Первого Храма. И многоликий Яхве-Адонай-Иегова – семит, впитавший в себя культы Бахуса-Либера (дочери Семелы), египетского местного божка Атона-Йати, олицетворяющего солнечный диск, кровавого бога Баала и синайского бога вулканов Йеху

(Иегова или «Сущий" - надпись на иврите в кафедральном соборе Бурже, Франция)

«Единство, возвестил оракул наших дней,
Быть может спаяно железом лишь и кровью...
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней...»
Тютчев , «Два единства»

Пастушки и египетский чиновник

Плутарх в «Застольных беседах » (Кн. 4, в. VI) однозначно идентифицирует бога иудеев с Дионисом – бога виноделия, оргий и религиозного экстаза, в римской традиции известным как Бахус или... Либер .

В греческой мифологии известный и как Вакх , это был первоначально фракийский бог, культ которого греками был перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно. По преданию Вакх являлся сыном дочери фиванской царя Семелы и Зевса.

Сложно сказать однозначно, о чем говорит утраченная (уничтоженная?) часть «Застольных бесед», но получется, что Вакх (он же Либер) – «фиванец, рожденным Семелой» или… семит? Если вспомнить не о греческих Фивах, а о Фивах в Египте , то город (древнеегипетский Уасет, греч. Thebes) известен с III тысячелетия до н.э. Своего наивысшего расцвета город достиг с начала Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.), что совпадает с временем первого упоминания о Фивах в Греции. Фивы стали политическим и религиозным центром Египта, границы которой на юге вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Фивы являлись центром культа бога Амона , мифология о котором перекликается со сборными мифологемами иудаизма - культа «бежавших из плена египетского ».

Согласно иудейской мифологии «Ветхого Завета», ставшего сборником преданий множества народов, проживавших на Ближнем Востоке, «Исход» произошел в XV в. до н.э. Так «сыны Израиля» вышли из Египта за 480 лет (~ 5 веков) до начала «строительства Храма Соломона» в Иерусалиме (3Цар.), возведение которого условно принято относить к X в. до н.э.

Однако с точки зрения исторической школы Исход мог иметь место в 13 в. до н.э, поскольку именно тогда в египетских документах (стела Мернептаха ) впервые появляется имя Израиль . В пользу поздней датировки говорит и тот факт, что «израильтяне» вышли из Египта через Красное море потому, что сухопутное сообщение с Ханааном было перекрыто филистимлянами (Быт. ), которые появляются не раньше XIII в. до н.э.

Культ иудаизма мог выделиться из монотеистичного культа Атона , который взял свои корни из поклонению древнеегипетскому богу Солнца, затем царю богов и покровитель власти фараонов Амону .

Вполне возможно, что за фигурой Осарсефа скрываются исторические воспоминания о правлении Эхнатона (вычеркнутого из официальных анналов), о вторжении в Египет пастухов- гиксосов , основателей XV и XVI династий. Обе династии существовали одновременно и были современниками XVII династии фиванских фараонов. Около 1600 до н. э. Камос , последний фараон XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев. Вопреки советам он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису - своему опорному пункту на границе с Палестиной . Камоса наследовал его брат Яхмос I (основатель XVIII династии). После трехлетней осады он захватил и разрушил Аврис, изгнав гиксосов в Азию. Но обслуживающая их «челядь» в Египте осталась.

Фигуру Осарсефа еще возможно связать с тираническим правлением визиря – сирийца Ирсу . По воле неизвестного фараона он был наделен властью и вынудил весь Египет выплачивать ему дань. Чтобы грабить имущество сельского населения, «сириец » «объединил своих соплеменников, они относились к богам, как к людям, не правились жертвоприношения в храмах» (Папирус Гарриса ). В его биографии есть явные сходства с библейским Иосифом. Ян Ассман считает вероятным, что Осарсеф (Иосиф?) есть коллективная фигура, соединившая обрывки разрозненных исторических воспоминаний.

Фрейд пишет, что после уничтожения XVIII династии и падения популярности монотеистической религии Атона, Моисей, ради сохранения своего привилегированного положения и поддержания веры в единого бога Солнца, возглавляет «оппозицию», состоящую из прежней «эхнатоновской элиты» из немху («сирот», «прокаженных ханаан» или представителей остатков «челяди пастухов-гинкосов»? ). Введя среди них традиционный обряд обрезания, принятый у традиционной элиты Египта по гигиеническим соображениям, осуществляет беспрепятственный «исход» секты атонитов-немху с территории Египта.

Далее Фрейд высказывает предположение, что Моисей был убит в результате бунта, а его религию в течение нескольких последующих поколений поддерживала лишь приближённая к нему группа людей. В дальнейшем, испытывая чувство вины за убийство вождя, последователи атонизма иудеи привносят этико-религиозные элементы в предшествующий ему культ бога синайского вулкана - Яхве и развивают идею Мессии. Имя Атона приобретает звучание Адонай (ивр.

אדני ‎ , «Господь»).Яхве Иегович Ишкуров
«Когда в середине I тысячелетия н.э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова Адонай . Тем самым они сигнализировали, что следует читать не Яхве, но Адонай. В результате получилось никогда в действительности не существовашее и не читавшееся Иехова (в традиционном написании: Иегова)»
И.Ш.Шифман , «Во что верили древние евреи?», Атеистические
чтения: Сборник. - М., Политиздат, 1988. - 343 с., ил. (С.182-183)


В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог, но для арамейского «древнееврейского» типичным является ударение на последний слог, то есть Яхве́. Словарь Брокгауза и Ефрона , и другие словари сообщают, что правильнее произносить русское написание «Иегова» как Его́ва. По старым правилам буква «и» в начале слов перед гласными употреблялась вместо нынешней «й». Написание слова осталось старым, а произношение было забыто (в связи с 70-летием официального атеизма).

В «Ветхом Завете» упоминается поклонение древних евреев «Царице Небесной», против чего боролся пророк Иеремия (Иеремия 7:17-18, 44:17). Археологические частый находки статуэток Ашеры также говорят о широком распространении её культа в Палестине, по крайней мере, до VI века до н.э. Однако, среди исследователей наблюдается путаница между именами богинь Ашеры (жены бога Эла ) и Ашторет (Иштар-Астарты ), которые различаются в угаритской мифологии.




Яхве, он же Йеху, он же Посейдон, он же Баал, требующих человеческих жертвоприношений

Яхве (Йехи, Эл или его сын Эль , Эа , Ил , Илу , Элохим , Аллах ) - верховный бог сутиев -амореев , отожествлялся с богами - шумерским Ишкуром и аккадским Ададом . Почитался и некоторыми народами Ханаана , в частности, отождествляется с Илу - верховным богом г.Угарита . Священным животным Эля считался бык, как символ плодородия и мудрости, у палестинских пастухов ассоциировался с золотым тельцом. Эль изображался в виде милосердного старца, отличительными чертами которого являются пассивность и бездействие.

Почитание Яхве было распространено среди «первобытных иудеев» и у других западносемитских племен. У финикийцев он был известен под именем Йево и в городе под именем Йехи (Йихави ). Отвечал за морскую стихию и считался покровителем Бейрута, где были обнаружены тексты, посвящённые Йево, безусловно созданные под влиянием мифов о Баале , быке-силаче, верховном хозяине и боге грозы, требующим человеческих жертвоприношений. Почитался Баал в финикийском Карфагене (Ганнибал означает «любимец Баала», от него же происходит и имя Балтазар ). Баал женат на своей сестре Анат . В греческой миф. известна под именем Артемида . Баал являлся сыном угаритского Илу. Имя «Илу» перешло в иврит в значении «бог», а функции Илу (Эла) вобрал Яхве. В Палестине считался покровителем древнего местного союза племён и покровителем Эдома . Борется с Йамму (морем) и левиафаном и одерживает победу .

В общей западносемитском пантеоне Яхве/Йево был владыкой водной стихии, соответствующим в шумеро-аккадской мифологии богу Эа. Общая путаница в родственных мифологиях в том, что согласно других легенд Эа был противником грозного Энлиля (в Библии названого Яхве), наславшего Всемирный Потоп . Такая путаница типична для родственных, но не совпадающих мифологий, ср. Уран /Зевс у греков и Дьяус /Индра у индоариев.

Яхве (Ягве) – у южных палестинских племен являлся дух божества синайского вулкана Хорив.



Как мы понимаем, с распространением торговых отношений на этой территории происходило синтетическое сращивание мифологий и создание единого культа жрецов и торговцев.

При XVI династии «царей-пастухов», захвативших Египет кочевников-гиксосов , пришедших с Синая, Сет был отождествлён с их богом Ваалом /Баалом, местом его культа как главного бога стала их новая столица Аварис .

Сет первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в имена ряда фараонов. Являясь покровителем ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, позже был демонизирован, став антагонистом Хору и персонификацией мирового зла или «сатаной» (Сет/сатана). При этом Хор и Сет могли сливаться в единое двухголовое божество Херуифи (очевидно, это в иудаизме это божество трансформировалось в «херувимов», попутно впитавших в себя мифологию различных местных крылатых богов ). Изображения крылатых существ в целом оказались широко распространены в религиозной символике. Два крылатых существа были помещены по обе стороны трона царя Библа ).





С именем Яхве связана и Астарт , которая в Финикии почиталась как главное женское божество, «Божественная мать», дающая жизнь, мать-природа, имеющая 10 тыс. имён. У финикийцев была связана с луной и Венерой .



гаргуильи на готических | рогатый Моисей | Рогатая Итар
храмах, которые строились
на средства тамплиеров

Представлялась в виде женщины с рогами, символизирующую полумесяц осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца – перекликается с египетским Атоном), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга - Таммуза, который также был её сыном. Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта была связана с Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит или Люцифер (отсюда и другое ответвление монотеизма – поклоняющегося «истинному богу Люциферу» - в частности, это «теософия» Блаватской ).


шестикрылый Люцифер Бафомет и его один из средневековых вариантов

По одной версии, отсюда же произошел и культ поклонения «Бафомету »/Баалу, в котором были , слишком много времени проводившие с «книжниками» на «Храмовой горе». Отметим особенности фигуры «Бафомета», напоминающие собой особенности фигуры Эхнатона.



Отсюда же идет и люцеферианская мистика иудо-большевиков

Почитание Астарты распространилось в Палестине, Египте (1567-1320 гг. до н. э.), малой Азии, Греции, как Афродиты - Урании , изображаемую в окружении львов и лебедей.

Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают Астарту-Анат, как супругу Яхве до монотеистической реформы, и её культ существовал до VI века до н. э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Мемфис являлся главным центром культа. Её олицетворяли с богиней - воительницей, дочерью бога - творца Ра.



Весь этот сонм местных богов не без участия челяди фараона-мутанта Эхнатона и вобрал в себя собирательный образ «еврейского бога Йеху-Либера».

продолжение следует...

______________
Jan Assmann , Andrew Jenkins , «The mind of Egypt: history and meaning in the time of the Pharaohs» p.227

«Элефантинские папирусы», Bezalel Porten , with J.J. Farber , C.J. Martin , G. Vittman , editors. 1996. The Elephantine Papyri in English: Three Millennia of Cross-Cultural Continuity and Change, Brill Academic, 1996

William G. Dever , «Did God Have a Wife?», Eerdmans, 2005, Thomas L. Thompson , Salma Khadra Jayyusi «Jerusalem in ancient history and tradition», p. 139. T.& T.Clark Ltd; illustrated edition, 2004

Немировский, А.И . «Мифы и легенды Древнего Востока», 2000, 544 с

Циркин Ю.Б. «Мифы Финикии и Угарита», М.: АСТ, 2003










Решаем задачу, страница 90 Объединения северного и южного Египта – 3000 год до н.э. Решение: 3000 лет – 1000 лет = 2000 лет Единое государство израильтян – X век год до н.э.


Наиболее древняя часть Библии – Ветхий завет - содержит... Древние евреи… Еврейские предания и мифы Еврейские мифы, предания, рассказы о старине Еврейские предания, мифы, рассказы о старине, древние законы, предписания.. Подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам В отличие от египтян и вавилонян поклонялись одному богу Подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам, но постепенно пришли к единобожию




Назовите принцип, объединяющий слова Моисей, заповеди, скрижали, завет А) Моисей дал людям заповеди, записал их на скрижалях и назвал заветом Б) Бог вручил Моисею скрижали, где были записаны заповеди, а люди заключили с Яхве завет, обещая выполнять данные им заповеди В) люди заключили с Моисеем завет о выполнении записанных на скрижалях заповедей





Что будем выяснять на уроке:. Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?


Творческая задача: В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тысячи лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет и священный жук. - Предположите, почему железных изделий было так мало.


Освоение железа В X веке до н.э. ремесленники стали широко использовать железо. Что изменилось с появлением железа? Подтвердите свои предположения текстом учебника на стр.81, вступление к главе 5. Египетские инструменты Ассирийские инструменты


Рассмотрите рисунок и опишите вооружение ассирийских воинов. В какой стране вы уже встречались с ним? Ассирийское войско


Ассирийцы усовершенствовали флот и научились долгое время проводить под водой при помощи кожаных бурдюков. Ассирийское войско


Завоевания ассирийских царей. Территории каких известных вам государств завоевала Ассирийская военная держава?


1. С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? 2. Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? 3. Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? 4. Цари какой известнейшей страны также активно вели военные походы? Работа с первоисточником «Из анналов Салманасара III (гг. до н.э.)


При царе Ашшурбанапале была собрана большая библиотека в царском дворце. В ней хранились вавилонские и ассирийские мифы и предания и астрономические трактаты записанные на глиняных табличках. Ассирийцы могли различать светила и созвездия. Искусство и наука Ассирии Статуя бога-шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.



Домашнее задание: п. 17, задача



(19 голосов : 4.7 из 5 )

Вопрос:

Скажите пожалуйста, директор Иванов – «директор» это имя или должность? А господин Иванов - «господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.

Борис

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: ; ; Вт.9:26; и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно – Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение – Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).

Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты? Приведу мнение не православного богослова, а современного ученого гебраиста профессора Гарвардского университета Томаса О. Ламбдина о имени, заключенном в тетраграмме: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом – йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.

1. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).

2. В книги Исаии читаем: «Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.

3. «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.

4. Господь Саваоф – имя Ему» (). Здесь указано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава – войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф – имя Ему» (); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» ().

5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пантократор; в слав. и рус. Библии – Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ().

    Первое государство в Палестине создали:

А) филистимляне

Б) евреи

В) ассирийцы

Г) персы.

2. Какой город стал столицей Израильского царства:

А) Иерусалим

Б) Фивы

В) Вавилон

Г)Ниневия

3. Первым занятием еврейских племен было:

А) земледелие

Б) скотоводство

В) мореходство

Г) ремесло

4. Укажите имя первого правителя Израиля (Палестины):

А) Моисей

Б) Израиль

В) Саул

Г) Давид

5. После Саула править израильским царством стал:

А) Моисей

Б) Израиль

В) Саул

Г) Давид

6. Укажите имя царя, который прославился в Израильском царстве своей мудростью и богатством:

А) Моисей

Б) Саул

В) Соломон

Г)Давид.

7. После смерти Соломона его государство:

А) погибло под натиском врагов

Б) распалось на Иудейское и Израильское царства

В)перешло в подчинение египетским фараонам

Г) продолжало расширить свои границы

8. Укажите имя царя, никогда не правившего Израильским царством:

А) Ашшурбанапал

Б) Соломон

В) Саул

Г) Давид

9. Укажите имя народа, который первым в мире пришел к единобожию, или вере в единого Бога:

А) филистимляне

Б) персы

В) римляне

Г) евреи

10. Слово «Библия» в переводе с древнегреческого означает:

А) книга

Б) законы

В) заповеди

Г)правила.

11. Первая часть Библии – Ветхий Завет- содержит мифы и сказания:

А) филистимлян

Б) персов

В) римлян

Г) евреев

12.Правила, данные Моисею Богом Яхве, называются:

А) заповеди

Б)законы

В) договор

Г) завет

13. Что означает слово «завет»?

А)заповеди

Б)законы

В) договор

Г) правила

14. Укажите имя человека, который спасся во время Всемирного потопа, построив ковчег:

А)Авраам

Б) Израиль

В) Ной

Г) Самуил

15. Укажите второе имя Иакова, сына Авраама, от которого произошло название целого народа:

А) Моисей

Б)Израиль

В) Саул

Г)Давид

2. Двухвариантные тесты (ответьте «Да» или «Нет»)

1. Евреи были первым народом, пришедшим к единобожию.

2. Палестина отделена от Египта Красным морем.

3. Вера в единого бога – Яхве- способствовала объединению еврейских племен и созданию государства.

4. Река Иордан впадает в Красное море.

5. Израиль достиг своего расцвета в период правления царей Давида и Соломона (сына Давида).

6. Израиль достиг своего расцвета в X веке до н. э.

7. Палестина получила свое название от имени еврейского племени.

8. После смерти царя Соломона страна разделилась на два соперничающих царства – Иудею и Израиль.

9. Самым красивым и известным храмом Израиля был храм Соломона, посвященный Богу Яхве.

10. Иерусалим был разрушен в 597 году до н.э вавилонскими воинами царя Навуходоносора.

3. Решите филворд

Двигаясь по горизонтали или вертикали, соберите из букв слова, связанные с древнейшим периодом в истории Палестины. Закрасьте каждое слово своим цветом. Помните: каждая буква может использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или вертикали.



Поделиться
Copyright © 2024. sch371.ru. Договоры дарения. Договоры поставки. Трудовые договоры. Купля-продажа. Договоры подряда. Все права защищены.