Кто не привлекается к административной ответственности

  1. Какие признаки характерны для административной ответственности
  2. Какой проступок является административным: понятие и признаки
  3. Какие наказания назначают за административные нарушения
  4. Сроки привлечения к ответственности за административный проступок
  5. Административная процедура: кто может привлечь, стадии и сроки
  6. Можно ли освободиться от административной ответственности: основания
  7. Порядок обжалования при несогласии с постановлением о привлечении к административной ответственности
  8. Нюансы привлечения должностных и юридических лиц за административные проступки
  9. В заключение

Какие признаки характерны для административной ответственности

Перед тем, как приступить к разговору о процессуальных сроках, часто играющих решающую роль, нужно определиться с сущностью . Ее сутью является применение уполномоченным должностным лицом или органом наказания к лицу, совершившему административный проступок. Присущие ей признаки характерны для любого вида юридической ответственности. Наряду с этим административная ответственность обладает специфичными, отличными от других, чертами: 1. Преимущественно внесудебный порядок привлечения к ответственности. В большинстве случаев наказание назначается должностными лицами – представителями исполнительной власти государства. 2. Должностные лица, накладывающего меры взыскания, не являются вышестоящими начальниками для правонарушителей. Таким образом, в указанных отношениях отсутствует подчинение. 3. Правонарушитель в результате наказания не получает судимости . 4. К данному виду ответственности могут привлекать не только физических, но и юридических лиц. 5. Административную ответственность влекут за собой менее опасные деяния, нежели преступления. Нормативное регулирование административной ответственности осуществляется КоАП РФ и другими принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами.

Какой проступок является административным: понятие и признаки

Понятия административного нарушения и ответственности неразрывно связаны. Только в результате совершения первого как закономерное следствие возникает второе. Административным правонарушением признается:
  • противоправное виновное действие или бездействие;
  • нарушитель – физическое или юридическое лицо;
  • за его совершение КоАП РФ, федеральными законами или нормативными актами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.
Нарушение может выражаться как в противозаконном действии, так и бездействии. Если первое предполагает активные и осознанные нарушения установленных норм, то второе означает неучастие, невыполнение установленных норм или возложенных обязанностей. Административный проступок становится таковым при наличии следующих характерных признаков:
    Административное правонарушение состоит из совокупности обязательных признаков, именующихся составом, и подразумевает наличие: 1. Объекта – общественных отношений, регулируемых нормами права. 2. Объективной стороны – признаков, определяющих внешнее проявление нарушения. 3. Субъекта – юридического или физического лица, достигшего 16 летнего возраста. Возможно наличие общего или специального субъекта: военнослужащий, водитель, чиновник. 4. Субъективной стороны – оценка правонарушителем своих действий или бездействия и их последствий. Обязательное условие – наличие умысла или неосторожности. Дополнительные признаки: цель (желаемый результат) и мотив (причина, толкнувшая на совершение). Элементы, входящие в состав административного проступка, однотипны независимо от их разновидности.

    Какие наказания назначают за административные нарушения


    Наказание является мерой ответственности, которую должны понести нарушители установленных норм с превентивной целью. В соответствии с КоАП РФ совершившего административный проступок могут: 1. 2. 3. (например, за неуплату алиментов) 4. 5. 6. с российской территории 7. Осуществить 8. (организации или ИП) Наиболее популярной и действенной мерой наказания за административные проступки является взыскание штрафа. Большая часть из указанных меры – является исключительной прерогативой судей.

    Сроки привлечения к ответственности за административный проступок

    Данный вопрос конкретно урегулирован российским законодательством: срок привлечения по общему правилу не должен превышать 2 месяцев . Это время исчисляется с даты совершения административного правонарушения. Это правило является общим, однако из него имеются исключения: на некоторые виды проступков (в сфере авторских и смежных прав, исключительной экономической зоны или внутренних морских водах и др.) срок давности увеличен до 1 года.
    Если привлекаемое к ответственности лицо ходатайствует о рассмотрении его дела по месту его проживания и получено согласие уполномоченных органов, срок приостанавливается на время пересылки материалов.
    Например, гражданин, управляющий автомобилем, во время командировки 02 сентября 2017 г. совершил нарушение правил ПДД в Свердловской области. Однако проживает водитель в г. Краснодар. При составлении протокола гражданин заявил ходатайство о рассмотрении дела в месте своего проживания. Сотрудником Госавтоинспекции ходатайство удовлетворено. Соответственно срок будет приостановлен с 02 сентября 2017 г. Материалы дела были направлены и поступили в суд г. Краснодара только 20 декабря 2017 г. (спустя 2,5 месяца) . Однако в данном случае срок привлечения к ответственности не вышел. Дело может рассматриваться судом с 20 декабря 2017 г. по 02 марта 2018 г. , поскольку срок был приостановлен.

    Административная процедура: кто может привлечь, стадии и сроки

    Процессуальные сроки наиболее важны и часто имеют решающее значение. Об этом необходимо помнить каждому, поскольку ограничения по статьям КоАП РФ довольно часто встречаются в обыденной жизни. Главное, что следует знать, – со скольки лет можно понести наказание за административный проступок. Этот возраст равняется 16 годам . Следующий момент: никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же нарушение, и административное, в том числе. Порядок привлечения к административной ответственности состоит из следующих стадий:
    1. Составление 2. Передача протокола в уполномоченный орган или должностному лицу в трехдневный срок. В случае выявления при оформлении протокола каких-либо ошибок – их устранение не должно превышать 3 суток. 3. Вынесение постановление на основе имеющихся материалов. Дело рассматривается в срок до 2 месяцев должностным лицом, и до 3 месяцев – судьей. 4. Немедленное оглашение постановления. В течение 3 дней копия постановления отправляется составившему документ лицу.
    Если с момента вынесения постановления прошло более 2 лет и меры не были приняты – наказание не подлежит исполнению. Любые попытки привлечь к административной ответственности после истечения установленного срока являются незаконными. В такой ситуации инициация производства по правонарушению невозможна, а уже начатая процедура подлежит прекращению (дело – закрытию).

    Можно ли освободиться от административной ответственности: основания


    Таких случаев немного, однако возможность избежать существует, если: 1. Деяние признано малозначительным. Рассматривающее дело должностное лицо оценивает объективную и субъективную сторону, а также наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств. В результате – производство по делу могут прекратить и вынести устное замечание. Такое предупреждение не имеет юридически значимых последствий. 2. Административная ответственность заменена, например, на дисциплинарную. 3. Нарушитель не достиг 16 лет. Могут быть и другие основания для освобождения от административной ответственности, например, комиссия по делам несовершеннолетних может принять решение не наказывать лицо в возрасте 16-18 лет , и применить иные меры воздействия на нарушителя, в том числе воспитательные.

    Порядок обжалования при несогласии с постановлением о привлечении к административной ответственности

    Нередко постановления по административным делам обжалуются. Особенно это касается нарушений ПДД. Если документ вынесен судьей – жалоба направляется в вышестоящую судебную инстанцию. В случае, когда постановление оформлено должностным лицом – прошение подается вышестоящему начальству. должна содержать полную информацию о заявителе, сложившейся ситуации, оспариваемом постановлении. Обстоятельства следует изложить четка, без лишних эпитетов и эмоций. Необходимо подтвердить позицию ссылками на законодательные акты и приложить к документу имеющиеся доказательства.
    Установленный период для обжалования постановления – 10 суток . При его пропуске срок можно восстановить, если имеют уважительные причины.
    Для этого необходимо написать ходатайство и приложить доказательства невозможности воспользоваться своим право на обжалование в срок. Жалоба рассматривается в десятидневный период , после чего выносится решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении требований заявителя.

    Нюансы привлечения должностных и юридических лиц за административные проступки


    В КоАП РФ содержится много статей, устанавливающих ответственность за совершение административного правонарушения юрлицом. Это количество равняется примерно 60% от общего количества норм . Как правило, наказание по таким статьям назначается в виде внушительных штрафов, конфискации или приостановления деятельности на срок до 3 месяцев . Виновность организации в административном проступке устанавливается на основании оценки о наличии одновременно и возможности соблюдения правовых норм, и невыполнения этих действий. Должностные лица привлекаются к административной ответственности в ситуациях, когда возложенные на них обязанности не исполняются или выполняются с ненадлежащим качеством. К таким лицам относятся уполномоченные государством граждане осуществлять властно-представительские функции. Должностные лица могут быть наказаны по более, чем 2/3 статей Особенной части КоАП РФ.

    В заключение

    Административная ответственность, будучи разновидностью юридической, по сути определяет реакцию государства на совершение лицом проступка. Наказание, предусмотренное КоАП РФ, способствует восстановлению нарушенной справедливости и правового баланса в обществе. Ответственность является не только карательной мерой, но и имеет воспитально-показательную функцию.
    Несмотря на то, что административный проступок признается правонарушением, не представляющим серьезной социальной опасности и не причиняющим ему большого вреда, предполагает ответственность за несоблюдение установленных норм и подлежит пресечению с одновременным наказанием.
    Срок по административным делам важны как на стадии привлечения правонарушителя к ответственности, так и при исполнении меры взыскания. Часто сроки имеют определяющее значение. Однако переждать истечения срок вряд ли удастся, поскольку в таком случае уклонистов ожидают довольно суровые меры.

Порядок привлечения к административной ответственности детальным образом раскрывается в нормах законодательства. В статье расскажем обо всех стадиях рассмотрения дела - с момента обнаружения нарушения до вынесения постановления.

Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности

Основной правовой акт, в котором детально прописаны основания и порядок привлечения к административной ответственности — это КоАП РФ. Он состоит из общей и особенной частей.

Общая часть посвящена порядку рассмотрения дел, а особенная содержит составы различных правонарушений, сгруппированные по объектам посягательства (например, против воинского учета, против порядка управления и т. д.).

Кроме того, на региональном уровне могут приниматься законы субъектов, устанавливающие свои составы нарушений. Однако содержание таких актов не может противоречить КоАП РФ. В противном случае привлечение к ответственности будет признано незаконным. При этом регионы не могут устанавливать новые виды наказаний, поскольку меры ответственности закрепляет исключительно федеральный законодатель.

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Процедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).

Производство может быть начато в одном из следующих случаев:

  1. Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
  2. Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
  3. Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
  4. Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
  5. Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.

Кто может возбудить дело

В России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.

По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.

Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.

В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Факт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол включает информацию о том:

  1. Когда и где совершено нарушение.
  2. Кто является составителем документа.
  3. Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
  4. По какой статье привлекается нарушитель.

Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.

ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.

Не знаете свои права?

Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти

Кто имеет право рассматривать административное дело

После того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от 22.12.2016 № 19-АД16-16).

Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:

  1. Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
  2. Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть и ) .
  3. Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).

Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.

Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.

Процедура подготовки к рассмотрению дела

После того как протокол составлен, тот, кто будет рассматривать дело, должен разрешить следующие вопросы:

  1. Имеет ли право конкретный субъект рассмотреть дело (или оно будет передано по подведомственности).
  2. Существуют ли причины, по которым дело не может быть рассмотрено (например, когда судья — родственник нарушителя).
  3. Насколько верно с точки зрения закона составлен протокол.
  4. Есть ли основания прекратить производство по делу (весь список таких обстоятельств можно найти в ст. 24.5 КоАП РФ).
  5. Хватает ли собранных материалов, чтобы рассмотреть дело.
  6. Заявлены ли ходатайства, требующие разрешения; имеются ли отводы, требующие рассмотрения.

Как только все эти вопросы разрешены, правоприменитель переходит к рассмотрению дела.

Определение о назначении дела к рассмотрению принимается, когда дело полностью подготовлено. Процедура рассмотрения общая для любых субъектов, уполномоченных назначать наказания, и регламентирована ст. 29.7 КоАП РФ.

Алгоритм таков:

  1. Объявляется, кем будет рассмотрено дело и какое; озвучивается статья, по которой привлекается лицо.
  2. Проверяется, явилось ли привлекаемое лицо на процесс.
  3. Проверяется, могут ли защитники и законные представители представлять интересы доверителя или родственника.
  4. Выясняется, извещены ли участники процесса.
  5. Разъясняются права и обязанности прибывших лиц.
  6. Разрешаются ходатайства и отводы.
  7. Оглашается протокол о привлечении к административной ответственности .
  8. Заслушиваются объяснения явившихся лиц.
  9. Исследуются доказательства.
  10. Выносится постановление.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела

Предусмотрено два вида постановлений, которые могут быть приняты после разрешения дел (ст. 29.9 КоАП РФ). Один из самых распространенных исходов — привлекаемое лицо признается виновным и ему назначается наказание. Основание для привлечения к административной ответственности — наличие состава административного правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

В случае если имеется хотя бы одно основание, прописанное в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу должно быть прекращено. В частности, производство прекращается, если нет состава нарушения либо истек срок давности. Прекращение производства по делу предполагает полное завершение процедуры. Наказание в этом случае не назначается.

Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности

Человек считается привлеченным к ответственности не в момент оглашения ему постановления, а лишь после вступления данного постановления в законную силу.

У привлеченного лица есть 10 суток с момента получения копии постановления на его обжалование. В этот период постановление считается не вступившим в законную силу, то есть не исполняется и не порождает юридических последствий для привлеченного лица (если наказание не исполняется немедленно, например, арест).

После того как постановление вступило в силу, оно подлежит исполнению. Порядок исполнения зависит от вида наказания. Например, штраф должен быть уплачен в течение 60 суток с момента вступления в силу постановления. В противном случае неплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетние могут быть привлечены к ответственности с учетом некоторых особенностей:

  1. Привлекаются только в том случае, если им исполнилось 16 лет (подробнее — в статье «С какого возраста могут привлечь к административной ответственности» ).
  2. Дела рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Наказание в виде административного ареста не назначается.
  4. Наказание в виде штрафа с несовершеннолетних назначается, только если у них есть заработок. В противном случае штраф уплачивают родители.
  5. Несовершеннолетие — это обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
  6. Дело рассматривается с участием законных представителей и прокурора.

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Правила привлечения перечисленных категорий лиц к ответственности общие. Такие лица могут привлекаться к административной ответственности, однако не ко всем видам наказания.

В частности:

  1. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  2. Обязательные работы не могут быть назначены беременным, женщинам с детьми до 3 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  3. Наказание в виде лишения водительского удостоверения не может назначаться инвалидам групп I и II (существуют статьи-исключения, например, если водитель ездит пьяным, его могут лишить прав).

Пенсионный возраст не является основанием для освобождения от наказания. Дополнительно следует отметить, что несовершеннолетие, беременность, наличие малолетнего ребенка — смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Таким образом, порядок привлечения к ответственности подробно регламентирован в положениях КоАП РФ. Привлекать имеют право как должностные лица гос. органов, так и комиссии по делам несовершеннолетних и судьи.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.

После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания..

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Отметим также, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности (как и к уголовной) за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в палате Федерального Собрания и некоторые другие действия, соответствующие их статусу. Если же в связи с такими действиями эти лица допустили публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения неприкосновенности соответствующего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.


Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее. В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и некоторых других судей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре РФ) к административной ответственности регламентирован ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и большинстве случаев согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В этой связи статьей 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Все эти лица в соответствии с ч.2 указанной статьи несут административную ответственность на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:

· избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1 – 5.25 , ст. 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ);

· законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), а также области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

· требований законодательства о размещении заказов на поставки, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 – 7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ);

· требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), а также правил пожар ной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4 КоАП РФ);

· в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15 и 16 КоАП РФ);

· норм, определяющих необходимость выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

· пограничного режима (ст. 18.1 – 18.4 КоАП РФ).

За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение ими службы и их статус.

Необходимо отметить, что в соответствии с первоначальной редакцией ч.3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим не могли применяться административные наказания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительные работы и административный арест. К сотрудникам органов внутренних дел не применялись исправительные работы и административный арест. Все это нашло свое отражение в тексте ст. 16 действовавшего тогда КоАП РСФСР.

В связи с принятием КоАП РФ положения ч. 3 ст. 28 указанного закона были отменены. При этом в ст. 2.5 КоАП РФ определялось, что к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не могли применяться административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Казалось бы налицо принятие нормы, отягчающей административную ответственность для данной категории лиц за счет реализации рассмотренного выше варианта отмены запрета на применение тех или иных административных наказаний к определенным субъектам. Действительно, в последующем ст. 2.5 КоАП РФ получила новую (нынешнюю) редакцию, в которой отсутствуют указания на невозможность применять к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, имеющим специальные звания, каких-либо видов административных наказаний.

Однако в ч.6 ст. 3.5 КоАП РФ уточняется, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. А в новой редакции ст. 3.9 КоАП РФ говорится, что административный арест не может применяться к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административным проступком называют действия или бездействие человека, которые являются незаконными, но не несут серьезной общественной опасности. За такие деяния предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ. Мы расскажем, с какого возраста и за что могут составить протокол об административных правонарушениях.

Административное правонарушение: пример

КоАП РФ предусматривает множество разновидностей таких проступков. Например:

  • распитие алкоголя в общественном месте (ст. 20.20);
  • : громкая нецензурная брань на улице, несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1);
  • мелкое хищение: или в школе на сумму до 2,5 тыс. руб. (ст. 7.27).

За незначительный проступок грозит административная, а не уголовная ответственность.

Порядок привлечения к административной ответственности

Состав административного правонарушения включает в себя четыре признака:

  • Противоправность

Ситуация, при которой объект посягательства охраняется нормами права и представляет ценность для личности, государства или общества.

  • Антиобщественный характер

Направленность проступка против личностных, общественных или государственных интересов, зафиксированных в статье 1.2 КоАП РФ.

  • Факт деяния

Он доказан и выражен в действии или бездействии злоумышленника.

  • Виновность конкретного лица

Нарушитель действовал умышленно, либо допустил оплошность по неосторожности.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, уполномоченное должностное лицо составляет официальный акт - протокол. Например, за превышение скорости такой протокол составляет сотрудник ГИБДД. Затем материалы дела передаются в суд или иной аналогичный орган, который назначает наказание.

С какого возраста административная ответственность наступает?

К административным санкциям можно привлечь вменяемое физическое лицо в возрасте от 16 лет или юридическое лицо (ИП или организацию).

Привлечение к административной ответственности: какое наказание грозит?

Главное отличие административного проступка от уголовного деяния состоит в том, что первый несет гораздо меньше вреда для общества. Поэтому и санкции за него мягче. Виновному могут назначить:

  • предупреждение - выносится в письменном виде уполномоченным органом;
  • штраф;
  • конфискацию орудия или предмета совершения правонарушения;
  • лишение специального права (например, права управления автомобилем);
  • арест до 15 суток, а в особо серьезных ситуациях - до 30 дней (например, при нарушении требований режима ЧС);
  • дисквалификацию - лишение права занимать определенные должности или работать в некоторых сферах деятельности;
  • приостановление деятельности (используется только для юрлиц);
  • другие санкции, перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ.

Отметим один нюанс. Привлечение к административной ответственности в виде ареста не применяется к беременным женщинам, матерям малолетних детей, несовершеннолетним гражданам, инвалидам I и II группы, военным.

Сроки привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Они указаны в ст. 4.5 и ст. 31.9 КоАП РФ. Согласно общему правилу, срок исковой давности по административным правонарушения составляет:

  • 2 месяца - если материалы дела не передавались в суд;
  • 3 месяца - в случае судебного рассмотрения.

Если проступок подпадает под п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по административному правонарушению составляет 1 год, по нарушениям в финансовой сфере - 2 года, по коррупционным делам - 6 лет.

КоАП РФ устанавливает разные сроки давности - в зависимости от категории проступка.

Чтобы исполнить решение суда, отводится ровно два года. Срок отсчитывается с момента вступления в силу судебного вердикта. Если он отсрочен или приостановлен, срок давности также ставится «на паузу». Например, когда виновный уклоняется от исполнения наказания, срок давности приостанавливается на время розыска.

Если человек принял и честно отбыл наказание, через год он считается «чистым» - как будто вовсе не привлекался к административной ответственности.

Постановление суда за 2 года не исполнено - его можно считать аннулированным.

Административный штраф: как узнать задолженность по фамилии?

Штраф - наиболее распространенная административная санкция. При этом многие виновники уклоняются от его уплаты или не оплачивают вовремя. Уточнить сумму задолженности по фамилии можно:

  • онлайн - через портал Госуслуг, официальный сайт ФНС или ФССП РФ;
  • лично - через местное отделение налоговой инспекции или судебных приставов.

Через Госуслуги

Узнать долг по административному штрафу на данном портале можно только после регистрации. Алгоритм проверки следующий:

  • зайдите в личный кабинет;
  • перейдите на вкладку «Популярные услуги» в раздел «Штрафы ГИБДД» или «Проверка налоговых задолженностей».

В новом окне вы увидите все неоплаченные штрафы.

Чтобы найти другие штрафы по фамилии, воспользуйтесь разделом «По ведомствам». Здесь хранятся сведения обо всех государственных учреждениях.

Через сайт судебных приставов

Чтобы узнать о долгах через этот ресурс, нужно:

  • войти на сайт ФССП РФ ;
  • в форме ввести свою фамилию и регион проживания;
  • нажать кнопку «Найти».

Регистрироваться не нужно, информация предоставляется бесплатно.

Через сайт ИФНС РФ

Процедура аналогична предыдущим способам:

  • зайдите на сайт налоговой инспекции ;
  • введите ваш регион, населенный пункт, улицу;
  • внесите ваши Ф.И.О.;
  • нажимаете кнопку поиска.

Регистрация и подтверждение личности на данном сайте обязательно.

Личное посещение госучреждений

Если вам не подходят способы проверки через интернет, можете посетить необходимое учреждение лично и запросить информацию о наличии задолженности по штрафам. Возьмите с собой паспорт для подтверждения личности.

Задолженность по административным штрафам можно узнать как онлайн, так и лично через госорганы.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Еще один проступок, за который часто наказывают граждан - неуплата алиментов. Он охватывается ст. 17.14 КоАП РФ.

Назначение алиментов происходит через суд. Судья выносит решение и оформляет исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов для контроля за должником.

Алиментщика привлекут к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, если он:

  • игнорирует законные требования судебного пристава;
  • предоставил ложные сведения о своих имущественных правах (например скрыл, что имеет в собственности квартиру);
  • не сообщил о смене места работы, учебы или проживания;
  • умолчал о появление новых источников дохода.

Доказывать злостность проступка не нужно. Даже единоразовое нарушение позволяет использовать эту норму. Виновник получит от 1000 до 2500 руб. штрафа.

За неуплату алиментов привлекают к административной ответственности.

Если реакции от алиментщика не последовало и он не заплатил административный штраф, вменяется другая статья - 20.25 КоАП РФ, по которой грозит:

  • штраф в двукратном размере от первоначальной суммы;
  • арест до 15 суток;
  • от 20 до 50 часов.

Как видите, норма имеет более неприятные последствия, однако применяется только в случае, если человеку уже назначена «административка» (в нашем случае - по ст. 17.14 КоАП РФ).

Отметим один нюанс. За неуплату алиментов предусмотрены и другие карательные санкции. Например, лишение водительских прав. Злостных неплательщиков ждет уголовная статья 157 УК РФ.

Нарушение проверяющим органом при производстве по делу об административном правонарушении установленных законом требований, является основанием для признания указанного постановления незаконным, которое подлежит отмене (ч. 2 ст. 211 АПК РФ; п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10). Нарушения административным органом процесса привлечения к административной ответственности - именно в этом вся сила построения линии защиты в суде юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем).

Итак, к наиболее основным ошибкам контрольных органов относятся:

1. Одной из самых распространенных ошибок контрольных органов является привлечение к административной ответственности при условии наличия самого события правонарушения, но отсутствия вины правонарушителя . Ведь в соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, если у организации (ИП) не было возможности для соблюдения норм КоАП РФ, то организация (ИП) не виновны. В качестве примера см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 г. по делу N А41-14189/14.

2. Еще одной ошибкой инспекторов является отсутствие или привлечение неуполномоченного представителя при привлечении к административной ответственности, его ненадлежащее уведомление (например, составление протокола об административном правонарушении в отсутствии привлекаемого к административной ответственности лица и без его надлежащего уведомления). Отсутствие надлежащего уведомления стороны административного процесса - часто встречающееся на практике нарушение, которое ведет к отмене постановления о привлечении к административной ответственности. При отсутствии указанных лиц дело рассматривается проверяющим органом только тогда, когда у него имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела. Административные органы часто сообщают о необходимости явиться для составления протокола по телефону, направляют факс с уведомлением о дате составления протокола, при этом могут забыть сохранить отчет об отправке факса, отправляют уведомление простым (не заказным) письмом (естественно доказать факт отправки и получения письма они в этом случае не могут); иногда направляют и заказным письмом, и даже с уведомлением, но за два дня до составления протокола. Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном организацией, рассматривается с участием его представителя или защитника. Следует добавить такую ситуацию, когда при составлении протокола присутствовал неуполномоченный представитель (то есть, в доверенности отсутствуют полномочия на подписание протокола, дачи пояснений). Это также является существенным нарушением, ведущим к закрытию дела по административному правонарушению.

3. Одним из оснований избегания административной ответственности может служить малозначительность административного правонарушения . В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность правонарушения имеет место тогда, когда правонарушение неоспоримо есть, весь его состав формально присутствует, но его совершение не повлекло никаких значимых общественно опасных последствий. Государственные органы по этому основанию от ответственности никогда не освобождают, а вот суды часто идут навстречу правонарушителям. В Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. В качестве примера см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 г. N 17АП-4552/2013-АК по делу N А71-14717/2012.

4. Основным принципом, которым должен руководствоваться проверяющий - соблюдение прав и законных интересов проверяемого лица . Несоблюдение указанной нормы является прямым основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности. Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Очень часто проверяющие органы не знакомят проверяемого с его правами. Факт ознакомления с правами должен обязательно отражаться подписью в протоколе в соответствующем разделе. Доказанный в суде факт отсутствия подписи представителя в графе «С правами ознакомлен» уже бывает достаточным, чтобы отменить оспариваемое постановление.

5. Самой распространенной ошибкой контрольных органов является нарушение проверяющими процедуры проведения проверки . Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указывает на перечень грубых нарушений, допускаемых указанными органами. См. дополнительно:

6. Контролирующие органы могут допускать ошибки при сборе и фиксации доказательной базы. В ряде случаев, в зависимости от специфики выполняемых организацией видов деятельности, проверка сопровождается фотосъемкой объекта как способ фиксации правонарушения. В случае необходимости вещественные доказательства фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу (ч. 2 ст. 26.6 КоАП РФ). О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе. Аналогичным образом оформляется и фотосъемка при составлении протокола (ст. 27.8 КоАП РФ). При этом фотографии относятся к документам и признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства по делу (ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ). Контролирующий орган обязан ознакомить проверяемого с тем, что на месте проверки производится фотосъемка, что обязательно должно быть отражено в протоколе. В протоколе также в обязательном порядке должна присутствовать информация о территориальной привязке к местности и сведения о том, где, кем, в какое время и по какому поводу, с применением каких технических средств и в каких условиях проводилась данная фотосъемка. При отсутствии в протоколе указанных обстоятельств фотографии не могут служить доказательствами по делу, так как не отвечают требованиям п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ: не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

7. Следующей ошибкой при привлечении к административной ответственности является несоблюдение сроков давности. Сроки давности привлечения к административной ответственности предусмотрены в статье 4.5. КоАП РФ. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (пункт 2 статьи). Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

8. Другой такой ошибкой административного органа является неправильная квалификации административного правонарушения. Зачастую государственные органы привлекают к административной ответственности, но при этом неправильно квалифицируют совершенное административное деяние. В соответствии с Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. В качестве примера см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2015 г. N Ф04-17629/2015 по делу N А70-10178/2014.

9. Пожалуй, к ошибкам контрольных органов можно также отнести наличие противоречащих данных . То есть, например, данные, занесенные в сам протокол, не соответствуют занесенным данным, указанным в постановлениях (даты, фамилии, подписи, объекты проверки и т.д.).

На основании вышеизложенного, следует отметить, что выше указан далеко не исчерпывающий перечень ошибок, допускаемых контролирующими органами при привлечении к административной ответственности. Нарушение проверяющим органом в ходе проведения проверки и в ходе привлечения организации к административной ответственности вышеуказанных положений, также как нарушение им требований статей 28.1.1, 28.2. КоАП РФ, направленных на защиту прав и интересов проверяемого, носят существенный характер и являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемых постановлений.

Внимание: По делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств возложена на административный орган (в соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

Тематика вопросов

ВНИМАНИЕ! МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ! Военная служба. Консультации юриста Образование Торги (аукционы, конкурсы) Получение компенсаций, возмещение расходов Страхование. Консультации юриста Недвижимость. Общие вопросы Корпоративные споры Приказное производство. Консультации юриста Финансовая аренда (лизинг). Консультации юриста Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста Третейское разбирательство.Консультации юриста Судебные расходы.Консультации юриста Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста Уголовный процесс. Консультации юриста Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций Налоговые проверки. Налоги и взносы. Консультации юриста Административные споры. Консультации юриста Строительство. Консультации юриста Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста Пенсионное законодательство. Консультации юриста



Поделиться