Выступление как разновидность ораторской прозы. Выступление как разновидность ораторской речи

«Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации - разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т. п. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций.

  • 1. К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует, хотя бы малейшая возможность для подготовки.
  • 2. Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно.
  • 3. Определите цель выступления.
  • 4. В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным.
  • 5. Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое.
  • 6. Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты.
  • 7. В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т.п.
  • 8. Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.
  • 9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.
  • 10. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
  • 11. Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.» Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

Ораторское искусство - это особое мастерство публичного выступления с целью убеждения аудитории в чём-либо. Риторика, ораторское искусство, красноречие - равнозначные понятия. Основы ораторского искусства - в насущной необходимости решения возникающих общественно-политических проблем посредством публичного обсуждения, выбора и доказывания определённой точки зрения, воздействия на мнение слушателей, способности изменить их позицию по обсуждаемому вопросу.

Свойства публичного выступления

Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:

1) особая структура речи , соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;

2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;

3) эффективность , зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.

Виды ораторской речи

В риторике выделяются виды ораторских выступлений, которые нужно знать для того, чтобы успешно выступать в каждой конкретной ситуации.

Поскольку ораторское искусство зародилось еще в Древней Греции, имеются устаревшие роды и виды ораторского искусства, которые на сегодняшний день утратили своё значение.

Современная классификация сводится к следующему:

1) Социально-политическое ораторское искусство предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.

2) Академическое ораторское искусство отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логич ностью, то есть представляет собой научную речь. В данном виде представлены такие жанры ораторского искусства как научный доклад, лекция, сообщение, обзор.

3) Судебное ораторское искусство встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.

4) Социально-бытовое ораторское искусство имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида - это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;

5) Богословско-церковное ораторское искусство представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.

В качестве специальной разновидности выделяются диалогические формы ораторского искусства, которые выражаются в дискуссии, диалоге и полемике. Они также обладают определёнными особенностями, связанными с необходимостью воздействия на единственного собеседника или нескольких участников беседы.

В частности, существенно снижается роль эмоциональных, психологических приёмов, повышается значение аргументированности, поскольку отсутствует толпа.

Методы ораторской речи

Существуют также определённые методы ораторского искусства, которые сформировались достаточно давно. Они представляют собой правила ораторского выступления и заключаются в следующем:

1) речь оратора должна быть структурированной, ясной для аудитории, перед которой он выступает;

2) оратор должен сообщать полезную для слушателей информацию (по мнению самих слушателей), при этом она также должна быть объективной и правдивой, хотя некоторые современные приемы ораторского искусства выходят за рамки данного требования;

3) продолжительность выступления следует сделать оптимальной, поскольку длительное время удерживать внимание большой аудитории достаточно тяжело;

4) речь должна быть эмоциональной, а также отражать проблемы, заботы основной части аудитории, для чего ещё при подготовке необходимо эту аудиторию изучить, безусловна, поэтому оратор должен уметь интонировать;

5) основное внимание необходимо уделить началу речи и завершению - именно эти моменты запоминаются присутствующим больше всего;

6) речь должна быть культурной, но учитывать специфику аудитории, уровень её образования, особенности общения.

Существуют и другие приемы ораторского мастерства, которые выделяются отдельно для каждого из перечисленных выше видов ораторского искусства.

Следует учитывать, что методы построения речи и подготовки к выступлению не являются догмами, поскольку, в конечном итоге, всё зависит от вида выступления, особенностей аудитории, цели оратора и целого ряда других обстоятельств. Конкретные правила вырабатываются уже на стадии подготовки к выступлению с учётом перечисленных факторов, но, пожалуй, одно правило остается неизменным: без нельзя стать выдающимся оратором.

Итак, ораторская речь есть процесс целенаправлен­ного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, обле­ченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах.

Ораторская речь отлича­
ется особой эмоциональностью, подъемом, пафосом. Как отмечал Аристотель, слушатель всегда сочувствует ора­тору, говорящему с чувством, если даже он не говорит ничего основательного.

Ораторское выступление, традиции которого, как мы уже знаем, берут начало еще в Древней Греции, включает в себя три структурные части: вступление, ос­новную часть, заключение.

Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внима­ние слушателей к предмету изложения. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи максимально эффективным, нетрадиционным для данной ситуации. Удачное начало создает атмосферу ожидания, интереса, но если в основной части оратор не оправдает этих ожиданий, разочарование и потеря интереса к теме неизбежны.

В основной части с помощью логически безупреч­ных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому ос­мыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии.

При изложении основной части выступления ора­тор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргу­менты, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты.

Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то следует использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению общих закономерностей. (При дедуктивном методе, наоборот, от общих закономерно­стей переходят к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов, явлений, событий).

Если оратор предполагает, что слушатели мало склонны принимать выдвигаемые доводы, то самые убе­дительные и интересные для них аргументы ему следует перенести в начало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», по­скольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает.

В заключении подводятся итоги выступления. За­ключение должно быть естественным и вытекать из со­держания и цели выступления. В нем можно изложить основную мысль выступления в виде тезисов; сделать заключительный вывод из своих высказываний; выразить свое личное отношение к содержанию выступления; ука­зать на еще не решенные проблемы; апеллировать к слу­шателям (высказать пожелания, призыв к действиям и т.п.); привести остроумное высказывание; сославшись на регламент, поблагодарить за внимание и предоставлен­ную возможность изложить перед слушателями свои мысли.

К выступлению надо обязательно готовиться. Хо­рошая импровизация - это тщательно продуманное и подготовленное выступление. Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления (что вы хотите сказать?), затем определить, чего вы хотите добиться (поставить новые проблемы, опровергнуть или защитить чужую точку зрения, переубедить аудиторию И Т.П.), продумать основные тезисы, подобрать примеры.

Наиболее типичными погрешностями ораторского выступления считаются значительные отступления от темы, непоследовательность, неубедительные примеры, повторы, значительная распространенность и синтакси­ческая осложненность предложений.

Необходимо иметь в виду, что немаловажную роль в успехе ораторского выступления играет его информа­
ционное обеспечение и иллюстративный материал (таб­лицы, схемы, цифры, цитаты, ссылки на источники и т.п.). Правда, в этом случае нужно помнить и учитывать состав аудитории: большой объем цифрового материала утомляет слушателей - неспециалистов. Приводимые ци­таты должны быть уместны, их смысл должен совпадать со смыслом высказывания. Кроме того, цитаты должны хорошо восприниматься на слух.

Воздействующая сила речи увеличивается, если оратор использует разнообразные средства, в том числе невербальные, что способствует более тесному контакту с аудиторией, ведь в спорной ситуации чаша весов всегда склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами других.

Первое впечатление об ораторе - зрительное. Слу­шатели оценивают внешний облик, позу, выражение ли­ца, одежду, манеры выступающего. Оратор, вызывающий у слушателей антипатию, не сможет установить с ауди­торией необходимого контакта и не достигнет своей це­ли. Хорошая дикция также способствует установлению контакта с аудиторией.

Публичное выступление может стать выразитель­ным и запоминающимся, если оратор владеет невербаль­ными средствами общения: наблюдение за мимикой при­сутствующих позволяет лучше понимать настроение ау­дитории и те чувства, которые она испытывает, слушая выступление, и вовремя усилить те или иные моменты речи.

Значимый элемент ораторской практики - жест, ос­новная функция которого - способствовать лучшему восприятию речи. В античных риториках выделялись специальные главы, посвященные жестикуляции.[††]

Для специалистов по социальной работе, менедже­ров, работников сервиса различных уровней крайне важ­но владеть основами устной публичной речи - наиболее сложной в системе устной речевой коммуникации.

Известно, что наиболее крупные успехи в управ­ленческой сфере и в деловом мире выпадают на долю тех, кто вдобавок к своим профессиональным знаниям обладает способностью хорошо говорить, убеждать, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать се­бя и свои идеи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Зрительный и голосовой контакт оратора с аудиторией. Секреты ораторского выступления перед аудиторией. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Талантливые политические ораторы. Функциональные стили литературного языка в ораторской речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2008

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Главные составляющие выступления. Подготовка речи: выбор темы, цель выступления. Структура ораторской речи. Способы подготовки публичного выступления. Логические и интонационно-методические закономерности речи. Особенности речевого этикета, имидж оратора.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Логические и эмоциональные аргументы, используемые для воздействия на аудиторию. Основные требования к ораторской речи во время публичного выступления. Особенности установления контакта с аудиторией, "фактор адресата". Понятие "нравственный долг оратора".

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Как установить контакт с аудиторией. Имидж оратора. Подход к слушателям, личностный контакт. Как правильно начать выступление. Парадоксальное начало. Способы удержания внимания. Культура речи, доступность изложения. Как правильно завершить выступление.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Подготовка к конкретному выступлению, работа на докоммуникативном этапе. Оценка обстановки и состава слушателей. Структура ораторской речи. Основные нормы публичной речи. Значение логических законов для оратора. Техника произношения и дикция оратора.

    Арендный блок

    Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации - разновидность ораторской речи.

    Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Приемы речевой разработки текста:

    К выступлению обязательно нужно подготовиться.

    Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления.

    Определите цель выступления.

    В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис.

    Определив главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие.

    Начинайте изложение содержания с главных, основополагающих тезисов.

    В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса и т.д.,

    9. Высказываемая мысль будет убедительной, если вы приведете пример.

    Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала: самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

    Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.

    Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

    У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

    Эта тема принадлежит разделу:

    Профессиональный язык учителя математики

    Профессиональный язык позволяет сформировать профессиональные компетенции у будущего специалиста, войти в предметную область специальности, ориентироваться в специальных текстах на русском языке, строить монологические высказывания профессионального содержания



Поделиться