Модель дуального образования. В чем отличия дуального профобразования от дуального профессионального обучения? Технология проектного обучения

М.Т. Рахимжанова

КГКП «Электротехнический колледж»

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

Как известно, дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

- дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении Казахстана в ближайшие годы.

Колледжи переходят на дуальное обучение.

Это, когда теория занимает только часть времени, а основная нагрузка на практическую работу - на предприятии, которое и берет на себя расходы по подготовке специалиста. После трех лет такого обучения, можно легко найти работу. На сегодняшний день дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профтехспециалистов.

Дуальное обучение является одним из дополнительных направлений деятельности НПП РК. В своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» президент РК Нурсултан Назарбаев отметил, что «в ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования», а «в перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования».

Дуальная система образования предполагает участие в обучении двух учреждений - профессиональной школы и обучающего предприятия. При этом практическую, производственную часть обучения приходится примерно две трети времени, тогда как на профессионально-теоретическую, школьную часть приходится лишь одна треть.

Подобное образование широко применяется на Западе. К примеру, в Германии дуальное обучение введено в строгие законодательные рамки, и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий страны в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс. При этом более половины являются представителями МСБ, то есть, частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля. Наши спец. предметники прошли курсы обмена опытом в Германии.

Прогноз потребностей в рабочей силе компании составляют заранее, и свой профессиональный путь выпускник немецкой школы начинает не с выбора профильного вуза, а с поиска предприятия, которое займется его обучением. Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые также имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. В роли преподавателей на производстве выступают сотрудники компании.

Программа обычно рассчитана на 2,5-3 года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, профшколы и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности. Стоит отметить, что в период учебы будущие работники получаются вполне приличную стипендию.

Как мы видим, высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы образования объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда.

Для молодых людей Германии дуальное обучение - это отличный шанс безболезненно адаптироваться к взрослой жизни и получить работу. К тому же ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере. В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.

Дуальная система обучения была внедрена в нашей республике в 2012 году. Данный формат позволяет совместить в учебном процессе теорию и практику. Одновременно с азами науки учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. То есть, 1-2 дня в неделю в аудиториях, остальное время - на предприятиях-партнерах. Эксперимент признан удачным, и принципы дуального образования сейчас уже внедряются в 176 колледжах с участием более 2 000 предприятий. На производстве проходят обучение 44 тысячи студентов. Заинтересованность самих работодателей в подобном сотрудничестве растет с каждым годом. Квалифицированные кадры нужны каждому производству. Тем более, сейчас, когда внедрение новых технологий - это залог успеха бизнеса.

Стоит отметить, что дуальная модель образования успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды и Швейцария. В Казахстане созданы 24 экспериментальных площадки по внедрению принципа получения диплома в формате «теория, закрепленная на практике» на базе колледжей во всех 16 регионах. В первую очередь, в Алматы. В рамках данного проекта за три года планируется изучить опыт и результаты, чтобы выработать единые стандарты для создания казахстанской модели дуального обучения.

Несмотря на положительные примеры, по-прежнему остается ряд нерешенных вопросов. Для эффективного внедрения дуальной технологии обучения требуется законодательное и нормативно-правовое обеспечение, введение системы мотиваций для предприятий, создание института наставничества и эффективной системы профессиональной ориентации. Решение этих задач будет способствовать формированию новой модели профессиональной подготовки, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.

Представляет собой комплексную модель обучения. Теоретическая подготовка осуществляется в учебном заведении. Практическая же часть организуется непосредственно на рабочем месте. В рамках такой программы предприятия направляют заявки на конкретное число специалистов. Учебные заведения, в свою очередь, составляют программы подготовки при участии работодателей. Практика для студентов организуется на предприятии без отрыва от процесса получения теоретических знаний.

Зарубежный опыт

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

Значение модели

Дуальная система образования является отличной возможностью для предприятия подготовить кадры с учетом особенностей своей деятельности. В рамках программ обучения достигается максимальное соответствие потребностям организации. Кроме этого, предприятие экономит средства на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию. Дуальное образование позволяет выбрать лучших учеников. Сами будущие специалисты получают хорошую мотивацию. По окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятии. Следует также отметить, что внедрение дуального образования положительным образом отражается на репутации компаний, их имидже на рынке рабочих ресурсов. Для небольших компаний, желающих участвовать в программах, но не имеющих возможности организовать собственные мастерские, формируются межпроизводственные учебные центры при поддержке торгово-промышленных палат.

Цели модели

Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности.

Влияние на карьеру

Практика для студентов без отрыва от производства обеспечивает постоянный Уровень обучения в рамках программ непрерывно повышается. Еще сравнительно недавно студентами становились 14-летние подростки. В настоящее время среди них все чаще появляются вполне зрелые молодые люди, обладающие солидной базой знаний. У каждого шестого ученика есть аттестат о полном образовании. Однако многие из них не спешат поступать в вуз, предпочитая в первую очередь получить профессию. Это вполне обосновано. Ведь ни одно высшее образование не дает таких знаний о производстве, как дуальное обучение. Этот факт придает программам особое значение при достижении карьерных высот.

Значение для государства

Правительство, внедряя дуальное образование, эффективно решает проблему подготовки квалифицированных сотрудников. В немецкой экономике нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. Государство обеспечивает поддержку подготовки специалистов на предприятиях, финансируя развитие системы ПТУ. Основной же функцией правительства является координация законодательной базы.

Нормативное обеспечение

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров - структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

Межведомственное взаимодействие

Общая идеология партнерства определена Федеральным институтом профобразования. На основе него Минобрнауки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех профшкол, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профобучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий. В результате в стране обеспечивается единое учебное пространство при возможности территориальных единиц решать собственные специфические задачи в области профтехподготовки кадров.

Образование в России

В отечественной сфере обучения дела обстоят не так хорошо. Тем не менее на правительственном уровне ведется постоянная работа для улучшения ситуации. В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в нашей стране вводится в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и Агентство, но и Министерства экономического развития, промторга, труда. Кроме этого, сторонами выступали Минобрнауки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В. В. Путиным. В своем послании к ФС глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава. Президент выразил надежду на то, образование в России выйдет на новый курс. Программы обучения, в свою очередь, должны стать общепринятыми моделями.

Проект "Дуальное образование": характеристика

Разработанная модель предполагает учебных заведений и региональной власти. Совместное финансирование подготовки сотрудников под конкретные рабочие места осуществляется компаниями, заказывающими кадры для себя, и органами субъектов. Стоит отметить, что опыт дуального образования в стране уже был. Однако сегодня программы вводятся в условиях неплановой экономики. Предприятия, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров, стремятся добровольно решать проблемы и разделять ответственность за подготовку специалистов.

Задачи программы

Разработка и реализация проекта дуального образования направлена на обеспечение современного уровня профподготовки и переподготовки кадров для приоритетных отраслей передового высокотехнологичного производства в рамках государственно-частного партнерства. Основными задачами программы являются:


Заключение

Существенный эффект в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров можно получить при условии, что часть ответственности возьмут на себя представители бизнес-сообщества. При этом должна быть создана совместная зона взаимодействия государства, работодателей и учебных заведений. Как отмечают специалисты, опыт внедрения дуального образования за рубежом может успешно применяться и в РФ. Действующее сегодня законодательство позволяет реализовывать эту модель с учетом современных условий. Однако, несомненно, опыт зарубежных партнеров потребует адаптации в России.

Система высшего образования день ото дня становится более гибкой и ориентированной на практику. Ведущие вузы понимают, что сегодня студенты учатся не только ради получения диплома, но, в первую очередь, чтобы получить те знания, навыки и умения, которые будут востребованы в практической деятельности.

В прошлом остался дефицит дипломированных специалистов, и теперь работодатели смотрят не на оценки в дипломе, а на то, что выпускник вуза умеет делать. Поэтому в университетах и институтах активно внедряются инновационные формы учебы. Главная цель этого - сократить разрыв между сухой теорией и полезными практическими навыками, которые ценятся на рынке труда.

В этой статье мы расскажем о двух перспективных технологиях обучения: дуальной и проектной, а также подскажем, в каких отечественных вузах они реализуются. Хотите получить больше полезной информации - подписывайтесь на наш телеграм-канал .

Дуальная система обучения

Подобный подход к образованию зародился в профессиональных училищах Германии, после чего дуальную систему также стали применять в Канаде, Австрии, Швейцарии и других странах.

Ее суть состоит в том, что студенты не только слушают лекции и обсуждают полученные знания на семинарах, но и выполняют практические задания на профильных предприятиях или фирмах. При такой форме учебы количество лекций уменьшается: студенты учатся или на 1-2-х парах, или 2-3 дня в неделю. Все остальное время они работают в организациях-партнерах вузов и даже получают за это зарплату. Если же они чувствуют недостаток заданий, преподаватели проводят дополнительные консультации.

Важным преимуществом такого подхода является то, что он решает проблему трудоустройства выпускников: чаще всего, студент остается работать в той фирме, где уже практиковался во время учебы. Кроме того, у такой системы есть и другие плюсы.

Достоинства дуального подхода

Внедрение дуального подхода позволяет достигнуть следующих результатов:

  1. улучшить практическую подготовку;
  2. адаптировать профессиональные знания и умения к реальным условиям рынка труда;
  3. ускорить процесс трудоустройства выпускника и его адаптации на рабочем месте.

Где получить дуальное образование в России?

Такая система уже действует в колледжах (преимущественно в Калужской, Ульяновской, Ярославской области и Пермском крае), однако педагоги говорят о том, что организация дуального обучения в вузе также будет воплощена в ближайшее время.

Технология проектного обучения

Суть проектного обучения также направлена на уход от «чистой» теории. Проектная система обучения построена на активных и интерактивных методах обучения (тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, деловые игры, решение кейсов). Благодаря этому студенты учатся организовывать свою деятельность и взаимодействовать, приобретают навыки командной работы и тайм-менеджмента.

Эта технология возникла в США в конце 19-го столетия. Основатель проектной системы обучения - американский педагог Джон Дьюи, автор концепции прагматической педагогики.

Особенность такой учебы состоит в том, что вместо обычных лабораторных или домашних работ студенты работают над проектами в выбранной отрасли. Будущие юристы участвуют в ведении реальных дел, журналисты работают над выпуском телепрограммы, врачи ставят диагноз, педагоги готовят уроки.

От дуального обучения эта технология отличается тем, что над проектом студенты работают не в одиночку, а небольшими группами.

Преимущества проектного обучения

Внедрение модели проектного обучения дает учащимся возможность:

  1. лучше ориентироваться в информационном пространстве;
  2. самостоятельно принимать решения и нести ответственность;
  3. приобретать практические навыки, необходимые для работы в выбранной отрасли.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Работает ли этот способ обучения в России?

В отличие от дуального подхода к образованию, технология проектного метода обучения применяется во многих отечественных вузах. Студенты НИУ «Высшая школа экономики» осваивают данную технологию уже с 2014 года, а Южно-Уральский государственный университет в этом учебном году предложил учащимся выполнение проектов с дальнейшим трудоустройством на выбранных предприятиях.

Кроме того, такой подход реализуется в Московском политехническом университете, Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского и Дальневосточном федеральном университете.

Ну а если эти технологии оказались настолько действенными, что вы увлеклись практикой и забыли о реферате или контрольной - на помощь придет . Его специалисты помогут решить текущие вопросы качественно и оперативно.

Дуальное обучение для Казахстана - новая форма подготовки специалиста, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. Что это такое? Расскажем подробнее.

Дуальное обучение в Казахстане: цели, задачи, проблемы и пути их решения

Дуальное образование - тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.

Кризисная ситуация в казахстанской системе подготовки специалистов не уникальна для постсоветского пространства. Связано это с двумя главными причинами:

  1. Длительное время учебные заведения технического и гуманитарного профиля руководствовались исключительно теми стандартами обучения, которые определяло государство. При этом у будущего работодателя не спрашивали, какого специалиста он ожидает.
  2. Предприятия стали частными, и взаимосвязь «вуз (колледж) - производство» была нарушена.

Однако экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.

К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.

Путь решения этой проблемы - дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?

Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям - теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 - отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве - обучающем предприятии.

Главная цель - подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).

Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:

  • изучить передовой опыт дуального обучения;
  • создать экспериментальные площадки для ДО;
  • определить особенности подготовки в системе дуального образования в разных областях, регионах Казахстана, а также сферах экономики.

Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:

  • в нормативных актах закреплено понятие «дуальное обучение». В первую очередь это касается Трудового кодекса;
  • на законодательном уровне утвержден баланс теории и практики в системе обучения в техникумах и колледжах. Часы распределяются так - 40% к 60%;
  • утверждены правила реализации таких программ в учебных заведениях технического и профессионального образования;
  • тому, кого обучают по этой системе, засчитывается трудовой стаж;
  • заключены договоры с предпринимателями, которые обеспечивают производственную базу для подготовки специалистов.

Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане - это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.

Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.

На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.

Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.

Благодаря межгосударственным (немецко-казахстанским) программам учебные центры подобного рода созданы в ВКО, Акмолинской и Костанайской областях, в Карагандинской области.

Вместе с тем участники этой программы обучения сталкиваются с рядом проблем:

  1. Недостаточно разработана законодательная и нормативная база, которая регламентирует такую систему подготовки специалистов.
  2. Действуют устаревшие образовательные стандарты.
  3. Отсутствуют инвестиции (большинство предпринимателей не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов).

Таким образом, перед профильным министерством стоит ряд задач первостепенной значимости, без решения которых невозможна полноценная реализация ДО. В том числе:

  • разработать нормативную базу;
  • выработать национальную модель подготовки специалистов по таким программам;
  • создать инфраструктуры для реализации дуального обучения (центры переподготовки и сертификации специалистов, учебные пункты на предприятиях);
  • разработать систему мониторинга эффективности действия программы ДО.

Решить эти задачи - значит сформировать новую модель подготовки профессионалов. Она сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.

Дуальное обучение: зарубежный опыт

Представление о том, насколько эффективно дуальное обучение, дает опыт зарубежных стран. В первую очередь речь идет о Германии, где и появилась идея такой образовательной системы.

Считается, что дуальное обучение - это модель обучения, ставшая популярной еще в средневековой Германии. Тогда ремесленников готовили в специальных ремесленных цехах. В ХІХ веке дети учились на производстве и одновременно в воскресной школе.

На сегодняшний день более 50% образовательных институтов и центров Германии работают по системе дуального обучения. Подготовка по таким программам ведется по 340 специальностям и профилям. Более 54% специалистов, которые ежегодно трудоустраиваются на немецкие предприятия, - выпускники таких колледжей.

В чем особенность такой формы обучения в Германии:

  1. Колледжи готовят специалистов, контактируя с производством. Учебные планы составлены таким образом, что 1 или 2 дня в неделю студент проходит теоретическую подготовку, а 3 или 4 дня - работает на предприятии.
  2. Студент получает от фирмы или завода заработную плату, социальные льготы.
  3. По завершении обучения выпускник сдает своеобразные государственные экзамены.

Несмотря на то что предприниматели, которые участвуют в такой программе, инвестируют значительные суммы, однако и выгоду от этого получают существенную. Все вложенные ими деньги в подготовку специалиста возвращаются сторицей через 9 месяцев, максимум - через 2–3 года.

Сегодня в Германии увеличивается потребность в квалифицированных работниках, поэтому актуальна программа дуального обучения мигрантов. Она работает по принципу «3+2». Мигрант, ставший учеником, получает право легально находиться в стране на протяжении 3-х лет обучения и 2-х последующих, когда будет отрабатывать вложенные в его подготовку деньги на предприятии.

Программа «Ученичество» работает и в США. Она охватывает молодежь, которой не исполнилось 18-ти. Подготовка ведется в основном по техническим направлениям. В Великобритании на дуальном обучении находится около миллиона человек ежегодно.

Государства стараются поощрить работодателей, которые участвуют в системе дуальной подготовки. К примеру, в Канаде действуют налоговые льготы, во Франции предприниматели-инвесторы получают компенсацию.

Дуальное обучение - перспективная программа подготовки специалистов. Выпускники колледжей, где реализована такая программа, получают профессию, им несложно трудоустроиться.

Такие работники - движущая сила экономики страны. Они получают адекватные современным требованиям знания, формируют навыки и умения. Поэтому легко справляются с производственными задачами.

Первостепенная задача правительства Казахстана - заинтересовать предпринимателей в партнерстве с учебными заведениями.

ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

М.Н. Провоторова

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

Практическая подготовка - одно из основных направлений профессионального становления будущих специалистов, которая организуется с целью закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Перспективы развития профессионального образования находятся в прямой зависимости от спроса выпускников профессиональных учебных заведений.

В условиях инновационного развития экономики России ключевым ресурсом являются квалифицированные кадры. В настоящее время все больше говорится о необходимости увеличения доли квалифицированных рабочих, получивших среднее профессиональное образование. В стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года в качестве одной из задач указано преодоление диспропорций на рынке труда по уровню и структуре квалификаций.Проблема недостатка рабочих кадров подтверждается данными Росстата России и анализом сайтов вакансий.

Кардинальное обновление технического и технологического парка промышленности требует совершенствования системы подготовки профессиональных кадров. В этом отношении важное место в настоящее время уделяется системе дуального образования. Система успешно функционирует во многих европейских и азиатских странах (Германия, Франция, Китай и др.). С 2014 года в 13 регионах России были запущены пилотные проекты реализации системы дуального обучения.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в учебном заведении студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочих местах. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве .

Цели дуального обучения:

Уменьшение разрыва между теорией и практикой, повышение мотивации получения знаний и приобретения практического опыта работы и дальнейшего трудоустройства;

Внедрение в учебный процесс новых техноло­гий обучения;

Обеспечение профессиональной подготовки студентов в колледже на требуемом рынком труда уровне.

В настоящее время в колледже уже применяются элементы дуального обучения в ходе подготовки студентов, но существует объективная необходимость его дальнейшего развития.

Учебный процесс организуется следующим образом: па­раллельно с обычными занятиями в колледже (общепрофессиональный цикл дисциплин), студенты выполняют практические и лабораторные занятия междисциплинарных курсов на оборудовании социальных партнеров, а при проведении производственных практик ходят на работу на конкретное предприятие, где приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную оплату обучающемуся при выполнении определенного объема работ.

Опыт внедрения дуального обучения в регионах России показывает преимущества для всех участников проекта:

Преимущества для работодателя:

Подготовка кадров под конкретные технологические процессы;

Повышение производительности и качества услуг и продукции;

Сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии;

Снижение затрат на дополнительное обучение;

Повышение престижа рабочих профессий.

Преимущества для колледжа:

Повышение качества профессионального образования;

Повышение престижа и конкурентоспособности, увеличение количества абитуриентов;

Развитие материально-технической базы;

Высокий процент трудоустроенных выпускников.

Преимущества для будущих специалистов:

Учеба в реальных рабочих условиях на производстве;

Осознанное овладение профессиональными компетенциями;

Оплата труда в период прохождения производственной практики за достигнутый результат (возможность получения стипендии и зарплаты);

Гарантированное трудоустройство.

Работодателям экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия. Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в произ­водстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.

Для студентов дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой профессиональной жизни. Учась дуально, студент, во-первых, получает среднее профессиональное образование; во-вторых, получает реальный опыт на производстве; в-третьих, имеет шанс получить постоянную работу сразу по окончании учебного заведения на том предприятии, где он трудился. Ну, и далеко не последнюю роль играет тот факт, что, будучи студентом, может зарабатывать.

На этапе подготовки к внедрению дуального обучения, а эта работа уже началась, колледжем будет разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация:

Положение об организации и проведении дуального обучения в колледже;

- «дорожная карта» по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

Запланировано проведение совместных совещаний с базовыми предприятиями с определением количества рабочих ученических мест и возможности задействования оборудования работодателя;

Совместно с работодателями будут разработаны программы дуального обучения по специальностям;

Составлены планы-графики дуального обучения и согласованы с базовыми предприятиями.

На этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических и лабораторных занятий по МДК на базе работодателя и реализации программ учебной и производственной практики.

Опираясь на опыт регионов внедривших дуальную систему обучения при разработке МДК необходимо руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями - набором на­выков и умений. Реализация коротких профессиональных модулей, разработанных в соответствии с запросами конкретных работодателей за счет времени, отведенного на вариативную часть, требует постоянного обновления и «тонкой настройки» на конкретные потребности, в соответствии с востребованностью компетенций на рынке труда.

Для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития выпускников необходимо на базе Учебного центра профессиональных квалификаций давать студентам профессию, рекомендуемую к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена, с присвоением разряда совместно с работодателями.

Развитие дуального обучения в колледже предполагается на базе стратегического социального партнера АО «ВЗПП-Сборка» для специальностей 11.02.01 Радиоаппаратостроние, 11.02.13 Твердотельная электроника с последующим расширением спектра предприятий радиоэлектронного профиля и задействованием предприятий - социальных партнеров: ОАО «Электросигнал», АО ВЦКБ «Полюс», АО «Концерн «Созвездие». В дальнейшем предполагается развитие дуального обучения и по другим специальностям колледжа.

Таким образом, по дуальной системе обучения студенты получают более глубокие знания по выбранной специальности, осознанное овладение общими и профессиональными компетенциями, приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах, что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и гарантирует трудоустройство.



Поделиться