Раджаб ае что за месяц. Начался месяц Раджаб. Какое поклонение совершать в этом месяце? Просьбы о прощении во время Раджаба

Раджаб - особенный месяц, в котором Всемилостивейший, Милостивый Аллах удваивает благие дела верующих и стирает их прегрешения. Несметные награды в Раю ждут того, кто будет поститься в течение этого благословенного времени. В приведённых нами преданиях о достоинствах поста в Раджабе Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, подробно описывает невероятные блага, которые уготованы мусульманину за каждый день его поста, постится ли он один день или все тридцать.

1. Касир Науа передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Нух сел на ковчег в первый день месяца Раджаб и повелел поститься в этот день тем, кто был с ним. И он сказал: „Кто будет поститься в этот день, от того огонь будет отдалён на расстояние года. Кто будет поститься семь дней, для того закроются семь врат Ада. Кто будет поститься восемь дней, для того откроются восемь врат Рая. Кто будет поститься пятнадцать дней, тому будет удовлетворена просьба. А кто прибавит, тому прибавит Великий и Всемогущий Аллах“».

2. Мубарак передал слова Имама Казыма, да будет мир с ним: «Раджаб - это река в Раю, которая белее молока и слаще мёда. Кто будет поститься один день в Раджабе, того Великий и Всемогущий Аллах напоит из этой реки».

3. Имам Казым, да будет мир с ним, сказал: «Раджаб - величественный месяц, в котором Аллах удваивает благодеяния и стирает злодеяния. Кто будет поститься один день в Раджабе, от того огонь будет отдалён на расстояние ста лет. А кто будет поститься три дня, для того станет обязателен Рай».

4. Абу Саид Худри передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Воистину, Раджаб - „глухой“ (асамм) месяц Аллаха, и он был назван „глухим“, потому что ни один месяц из месяцев не приблизится к нему в запретности и достоинстве перед Аллахом. Люди эпохи невежества возвеличивали его, а когда пришёл ислам, он не прибавил ему ничего кроме величия и достоинства. Воистину, Раджаб - месяц Аллаха, Ша’бан - мой месяц, а Рамадан - месяц моей общины.

Кто будет поститься один день в Раджабе, веруя и надеясь на награду, тот заслужит великое довольство Аллаха. Его пост в этот день погасит гнев Аллаха и закроет для него врата Ада. И если он раздаст переполненную золотом землю, то это не превзойдёт его поста. И если он будет искренен к Аллаху, то награда его не восполнится ничем из ближнего мира, кроме благодеяний. А когда наступит вечер, удовлетворятся десять его просьб. Если он попросит о чём-либо из быстротечного мира, то Аллах дарует ему это. А если нет, то Он запасёт для него из блага то, что превосходит всё, о чём просил Его просящий из числа Его друзей, любимцев и праведников.

Кто будет поститься два дня, почтение Аллаха к тому не смогут описать описывающие из обитателей неба и земли, и будет записана ему награда подобная награде десяти правдивых в течение их жизни, какой бы долгой ни была их жизнь. В День суда он будет заступаться подобно тому, как заступаются они, и он будет собран в их числе, пока не войдёт в Рай и не станет их товарищем.

Кто будет поститься три дня в Раджабе, между тем и огнём Аллах установит ров и преграду длиной в семьдесят лет. И скажет Великий и Всемогущий Аллах во время его разговения:

„Стало обязательным для Меня твоё право, стали обязательными для тебя Моя любовь и Моё покровительство. О Мои ангелы, Я беру вас в свидетели, что простил ему прошедшие грехи и будущие!“.

Кто будет поститься четыре дня в Раджабе, тот пребудет в благополучии от всех несчастий, сумасшествия, проказы, экземы, смуты Даджаля и будет он защищён от наказания могилы. И будет записана ему награда просящих прощения и кающихся, и Книга деяний будет дарована ему в правую руку в числе первых поклоняющихся.

Кто будет поститься пять дней в Раджабе, тот будет иметь право на то, чтобы в День суда Аллах сделал его довольным, и в День суда он будет воскрешён с лицом подобным луне в ночь полнолуния. Будут записаны ему благодеяния по числу несметных песчинок, войдёт он в Рай без расчёта и будет сказано ему:

„Пожелай у своего Господа всё, что захочешь!“.

Кто будет поститься шесть дней в Раджабе, тот выйдет из своей могилы со светом на лице, сияющим ярче, чем свет солнца. И помимо этого ему будет дарован свет, которым осветятся собравшиеся в День суда. Он будет воскрешён в День суда в числе пребывающих в безопасности, пройдёт без расчёта мост Сират и будет избавлен от ослушания родителей и разрыва родственных уз.

Кто будет поститься семь дней в Раджабе, для того за каждый день поста Аллах закроет одни врата из семи врат Ада и запретит его тело для огня.

Кто будет поститься восемь дней в Раджабе, для того за каждый день поста Аллах откроет одни врата из восьми врат Рая и скажет ему:

„Войди в любые из врат райских садов, в какие пожелаешь!“.

Кто будет поститься девять дней в Раджабе, тот выйдет из своей могилы, возглашая: „Нет божества, кроме Аллаха“, и его лицо будет обращено к Раю. Он выйдет из своей могилы со светом на лице, которым осветятся собравшиеся в День суда и даже скажут: „Это избранный пророк!“. И самое малое, что будет даровано ему - это вхождение в Рай без расчёта.

Кто будет поститься десять дней в Раджабе, тому Аллах сотворит два зелёных крыла, на которые нанизаны жемчуг и яхонт, и словно быстрая молния он пролетит с ними в райские сады над мостом Сират. Аллах превратит его злодеяния в благодеяния, и он будет записан в числе приближённых и справедливых ради Аллаха, и будто в течение ста лет он поклонялся Аллаху терпеливым, стойким и надеющимся на награду.

Кто будет поститься одиннадцать дней в Раджабе, лучше того не будет раба, которого Аллах вознаградит сполна, за исключением постящегося столько же или больше.

Кто будет поститься двенадцать дней в Раджабе, тот в Судный день будет облачён в два зелёных одеяния из атласа и парчи, которыми он украсится. Если одно из двух одеяний будет спущено в ближний мир, то засияет всё, что между Востоком и Западом, и ближний мир станет ароматнее запаха мускуса.

Кто будет поститься тринадцать дней в Раджабе, для того в День суда под тенью трона будет установлен трапезный стол из зелёного яхонта, ножки которого из жемчуга, и он в семьдесят раз просторнее ближнего мира. На нём посуда из жемчуга и яхонта, и в каждой посуде семьдесят тысяч видов еды, и не похож один вид на другой и один аромат на другой. Он будет есть с трапезного стола, а люди - в тяжкой беде и великом горе.

Кто будет поститься четырнадцать дней в Раджабе, тому Аллах дарует награду в виде райских дворцов, возведённых из жемчуга и яхонта, которые не видел глаз, не слышало ухо и не представляло сердце.

Кто будет поститься пятнадцать дней в Раджабе, тот в Судный день остановится на стоянке пребывающих в безопасности, и не пройдёт мимо него ни ангел, ни пророк, ни посланник, который не сказал бы:

„Да пребудешь ты в блаженстве! Ты - находящийся в безопасности, приближённый, почтенный, счастливый и ликующий обитатель райских садов“.

Кто будет поститься шестнадцать дней в Раджабе, тот станет первым из тех, кто взберётся на верховых животных из света и полетит на них в просторах райских садов к обители Милостивого.

Кто будет поститься семнадцать дней в Раджабе, для того в День суда на мосту Сират будут установлены семьдесят тысяч светильников, и он пройдёт по мосту к райским садам под светом этих светильников. И ангелы будут сопровождать его приветствиями и пожеланиями мира.

Кто будет поститься восемнадцать дней в Раджабе, тот в вечном Раю потеснит Ибрахима в его шатре на ложах из жемчуга и яхонта.

Кто будет поститься девятнадцать дней в Раджабе, для того Аллах воздвигнет в райском саду дворец из сияющего жемчуга напротив дворца Адама и Ибрахима. Он поприветствует их, а они поприветствуют его, почитая его и отдавая ему должное. И за каждый день поста Аллах запишет для него пост тысячи лет.

Кто будет поститься двадцать дней в Раджабе, тот словно поклонялся Аллаху в течение двадцати тысячи лет.

Кто будет поститься двадцать один день в Раджабе, тот в Судный день будет заступаться за количество, подобное племенам Рабиа и Мудар (то есть многочисленное количество), все из которых являются людьми ошибок и грехов.

Кто будет поститься двадцать два дня в Раджабе, к тому воззовёт взывающий с неба:

„О друг Аллаха, возрадуйся великому почёту и обществу пророков, правдивых, мучеников и праведников, которых облагодетельствовал Аллах! И как прекрасны эти товарищи!“.

Кто будет поститься двадцать три дня в Раджабе, к тому будет обращено с неба:

„Да пребудешь ты в блаженстве, о раб Аллаха! Ты немного трудился, и долго будешь наслаждаться. Да пребудешь ты в блаженстве, когда с тебя будет сорван покров, и ты будешь доставлен к огромной награде от твоего Великодушного Господа и станешь соседствовать с Халилом (Ибрахимом) в обители благополучия!“.

Кто будет поститься двадцать четыре дня в Раджабе, к тому спустится ангел смерти, представ перед ним в образе юноши в одеянии из зелёной парчи, на коне из райских коней, в руке которого зелёный шёлк, надушенный ароматным мускусом, а в другой руке - золотая чаша, наполненная райским питьём. Он напоит его им в момент выхода его души и облегчит ему мучительную агонию смерти. Он примет его душу в этот шёлк, из которого исходит аромат, вдыхаемый обитателями семи небес. И тогда он останется в своей могиле напоенным и воскреснет из могилы напоенным, пока не явится у водоёма к Пророку.

Кто будет поститься двадцать пять дней в Раджабе, того встретят семьдесят тысяч ангелов, когда он выйдет из своей могилы. В руке каждого ангела знамя из жемчуга и яхонта, и с ними драгоценные украшения и одеяния, и скажут они:

„О друг Аллаха, поспеши к твоему Господу!“.

И он будет в числе первых людей, вошедших в райские сады вместе с приближёнными, которыми доволен Аллах, а они довольны Им. И это - великое преуспевание.

Кто будет поститься двадцать шесть дней в Раджабе, для того Аллах возведёт в тени Трона сто дворцов из жемчуга и яхонта. На вершине каждого дворца красный шатёр из райского шёлка, в котором он будет обитать в благоденствии, а люди будут ждать расчёта.

Кто будет поститься двадцать семь дней в Раджабе, могилу того Аллах расширит на расстояние в четыреста лет и наполнит всё это мускусом и амброй.

Кто будет поститься двадцать восемь дней в Раджабе, между тем и огнём Великий и Всемогущий Аллах установит девять рвов, и расстояние каждого рва между небом и землёй пятьсот лет.

Кто будет поститься двадцать девять дней в Раджабе, того Аллах простит, даже если он будет сборщиком податей [несправедливого правителя], и даже если постившаяся будет женщиной, семьдесят раз совершившей распутство. Если она пожелает этим постом Лика Великого и Всемогущего Аллаха и избавления от Ада - Аллах непременно простит её.

Кто будет поститься тридцать дней в Раджабе, к тому воззовёт возглашающий с неба:

„О раб Аллаха, что касается прошедшего, то тебе уже прощено - начни же свои деяния заново в том, что осталось!“.

Великий и Всемогущий дарует ему в каждом райском саду сорок тысяч городов из золота. В каждом городе сорок тысяч дворцов, в каждом дворце сорок тысяч тысяч жилищ, в каждом жилище сорок тысяч тысяч трапезных столов из золота, на каждом столе сорок тысяч тысяч блюд, в каждом блюде сорок тысяч тысяч видов еды и питья, и каждая еда и каждое питьё из этих видов - особенные. И в каждом жилище сорок тысяч тысяч лож из золота, и длина каждого ложа равна тысяче локтей на две тысячи локтей. На каждом ложе дева из райских гурий, на которой триста тысяч локонов из света, и несут каждый из этих локонов тысяча тысяч служанок. Надушена она мускусом и амброй, чтобы прибыл к ней постящийся в месяце Раджаб. И это для того, кто постился весь месяц Раджаб».

Его спросили: «О Пророк Аллаха. Кто-то неспособен поститься в месяце Раджаб из-за слабости или по какой-либо имеющейся у него причине, или женщина, которая не чиста. Что им сделать, чтобы достичь того, что ты описал?». Он сказал: «Пусть каждый день он даёт беднякам лепёшку в качестве милостыни. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Если каждый день он будет давать такую милостыню, то он достигнет того, что я описал, и даже больше. Если соберутся все творения из числа обитателей небес и земли, чтобы определить величину его награды, то они не постигнут и десятой части того, что из достоинств и степеней получит он в райских садах». Его спросили: «О Посланник Аллаха. А что сделать тому, кто не способен на такую милостыню, чтобы достичь того, что ты описал?». Он сказал: «Каждый день месяца Раджаб до окончания тридцатого дня пусть он сто раз прославляет Аллаха этим прославлением: „Пречист славный Бог. Пречист Тот, кроме которого не следует никого прославлять. Пречист Величайший, Щедрейший. Пречист Тот, кто облачился в величие и Он достоин этого“ („Субханаль-иляхиль-джалиль. Субхана ман ля йанбагит-тасбиху илля лях. Субханаль-а’аззиль-акрам. Субхана ман лябисаль-‘изза уа хуа ляху ахлюн“) ».

5. Хасан ибн Баккар передал слова Имама Резы, да будет мир с ним: «Аллах отправил Мухаммада спустя три ночи после начала месяца Раджаб, и пост в этот день подобен посту семидесяти дней». Са’д ибн Абд-Аллах сказал: «Наши шейхи говорили, что это ошибка писавшего, а правильно будет: „За три ночи до окончания Раджаба“».

Садук, «Саваб аль-а’маль», глава 129, хадисы 222-226

Воистину, Создатель избрал некоторые дни и месяцы среди многих других дней и месяцев, и превознес их над другими. А так же, Всевышний по Своей мудрости сделал некоторые месяцы «запретными».

«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!» (Коран, 28:68).

Одним из таких «запретных» месяцев является месяц Раджаб. О «запретных» месяцах сказано в Священном Коране: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, 9/36).

Упомянутые в аяте четыре запретных месяца – это Раджаб, Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам. Об этом упоминается в достоверном хадисе, переданном от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре запретных. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шагбана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

«Запретные» месяцы занимают особое положение среди прочих месяцев. Всевышний Аллах сказал:

«О, те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и «запретного» месяца (всех четырёх запретных месяцев)». (Коран, 5/2).

Также Всевышний сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – «запретные». Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» . (Коран, 9/36).

Эти месяцы названы запретными по двум причинам: 1. Запрет на вооруженные действия в эти месяцы, если только враг не начнёт сам воевать; 2. Запрет на совершение грехов в эти месяцы становиться наиболее строже.

Положение поста в месяц Раджаб.

Что же касается поста в этот месяц, то нет никакого достоверного хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и нет никакого достоверного предания от его сподвижников, которое указывало бы на какую-либо особенность или достоинство поста в месяце Раджаб. А то, что некоторые мусульмане выделяют определённые дни этого месяца для поста, утверждая, что в этом действии есть достоинство, то по этому поводу нет никакой основы в Шариате. Все хадисы, наделяющие месяц Раджаб какими-либо особенностями или достоинствами, являются либо слабыми (да’ыф) либо придуманными (мауду’). Как об этом сказал Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. («Маджму’ аль-фатава», 25/290) . Если только не считать хадис, который приводится у Абу Дауда: «Постись в запретные месяцы и разговляйся» . (Абу Дауд, 2428, шейх Альбани, да смилуется над ним Аллах, сказал, что этот хадис слабый). Те же, кто считает этот хадис хорошим, то он (хадис) указывает на желательность поста в запретные месяцы, среди которых и Раджаб, а не на выделение Раджаба среди прочих, и не на наделение Раджаба какими-либо отличительными от других особенностями.

Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет никакого достоверного хадиса, на который можно было бы опираться в качестве довода, по поводу достоинства месяца Раджаб, по поводу поста в этот месяц или поста каких-либо определённых дней этого месяца, а также по поводу выделения определённых ночей для ночных молитв. Такое утверждение до меня уже сделал имам Абу Исма’иль аль-Харауи, и мы привели его мнение, а также мнение других учёных с достоверной цепочкой передатчиков… А что касается хадисов, указывающих на достоинство Раджаба, или достоинства поста в этот месяц, или поста в определённые дни этого месяца, то они ясно и откровенно говорят об этих достоинствах и особенностях. Однако, все эти хадисы можно разделить на две группы: слабые и придуманные». («Табъиин аль ‘ажаб бима уарада в фадль Раджаб», 11). Далее Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, собрал в своей книге одиннадцать слабых, и двадцать один придуманный хадис по теме достоинств месяца Раджаб. В качестве примера можно привести один из таких хадисов: «Превосходство месяца Раджаб над остальными месяцами подобно превосходству Корана над остальной речью» . (Хадис придуманный, как об этом сказал Ибн Хаджар, привёл этот хадис Ибн аль-Джаузи в своей книге «Придуманные хадисы», 2/576-581).

Что касается поста в месяц Раджаб полностью, и поста в месяц Ша’бан полностью.

Нет никаких достоверных хадисов от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу соблюдения поста весь месяц Раджаб полностью, а также нет никаких достоверных хадисов по поводу соблюдения поста весь месяц Ша’бан. Кроме того, не дошло до нас, чтоб кто-то из сподвижников постился эти два месяца полностью. Достоверно известно, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, полностью постился только месяц Рамадан. Т.к. сообщается в достоверном хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: « Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение целого месяца, кроме Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Шагбане” . (аль-Бухари, 1969; Муслим, 1156 (175)).

Совершение Умры (малого паломничества) в месяц Раджаб.

Нельзя выделять месяц Раджаб для совершения Умры, наделяя эту умру какими-либо достоинствами, т.к. нет достоверных доказательств, указывающих на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал умру в месяц Раджаб или на то, что он сказал о его достоинстве. Муджахид (один из табиинов) сказал: «Тут мы услышали, как мать правоверных ‘Аиша чистит зубы в своей комнате, и ‘Урва сказал: “О матушка, о мать правоверных, слышишь ли ты, что говорит Абу ‘Абд ар-Рахман (Ибн Умар)?” Она спросила: “Что же он говорит?” (‘Урва) сказал: “Он говорит, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил умру четырежды, (в том числе) — один раз в Раджабе”. (На это) она сказала: “Да помилует Аллах Абу ‘Абд ар-Рахмана! (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не совершил ни одной Умры без него, но он никогда не совершал умру в Раджабе!”» (аль-Бухари, 1776). Также шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, сказал в своих фетвах: «Что касается выделения некоторых дней месяца Раджаб для совершения малого паломничества или для совершения каких-либо других видов поклонения, то всё это не имеет никакой основы в Исламе, как об этом утверждал имам Абу Шама в своей книге «Ал-Бида’ уаль Хауадис». А именно, он сказал, что не следует выделять какое-либо время для совершения определённых видов поклонения, если оно не было выделено Шариатом. Т.к. нет превосходства определённого времени над другим временем, кроме того, на который указал Шариат и выделил его (время), наделив особенностями. Поэтому учёные порицали выделение месяца Раджаб для многократного совершения умры. Что же касается человека, который направился для совершения умры в этот месяц без убеждения в том, что в этом есть какое-либо достоинство, или его поездка просто совпала с месяц Раджаб, то в этом нет ничего предосудительного».

Молитва Рагайиб.

Это намаз, совершаемый в первую ночь на пятницу месяца Раджаб, который выдумали некоторые шарлатаны.

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это скверное и порицаемое нововведение, состоящее из множества порицаемых вещей. Является обязанностью оставление этого нововведения, и порицание тех, кто делает его». («Фетвы имама ан-Навави», стр.57).

Ученый Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Намаз-рагайиб – это нововведение по единогласному мнению учёных-имамов, т.к. совершение этого намаза не предписано ни Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни его халифами. Ни один из имамов религии такие, как имам Малик, Аш-Шафи’и, Ахмад, Абу Ханифа, Ас-Саури, Аль-Ауза’и, Ал-Лейс и другие, не одобрили совершение этого намаза. А приводимый хадис по поводу намаза-рагайиб, является ложью по единогласному мнению всех хадисоведов». («Маджу’ аль-фатава», 23/134).

Ибн ан-Наххас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это (намаз-рагайиб) нововведение, а хадис, приводимый по этому поводу, является придуманным в соответствии с единогласным мнением всех хадисоведов». («Танбих аль-Гофилин», 496).

Учёный Ат-Тартуший, разъяснил начало данному нововведению, сказав: «Сообщил мне Абу Мухаммад аль-Макдиси: «Молитва рагайиб, которая совершается в месяц Раджаб и Шагбан, совершено не существовала в Бейт аль-Макдис (мечеть аль-Акса в Йерусалиме). Впервые её придумали у нас в 448 году (по хиджре, лунному мусульманскому календарю), когда к нам в Бейт аль-Макдис прибыл человек из Набилиса, известный под именем Ибн Абу Хамра, который отличался прекрасным чтением Корана. Именно он впервые совершил в мечети аль-Акса ночной намаз в середине Шагбана…Что касается намаза, совершаемого в месяц Раджаб, то впервые стали совершать её у нас в Бейт аль-Макдис после 480 года (по хиджре, лунному мусульманскому календарю)». («Аль-хауадис уа аль-бида’», 103).

Также по поводу хадиса о молитве рагайиб и о том, что он является придуманным упомянули в своих трудах Ибн Аль-Джаузи, Абу аль-Хаттаб, Абу Шама, Ибн Раджаб, Абу аль-Фадль ибн Наср и другие.

Празднование ночи переселения и вознесения (аль-Исра уа аль-Ми’радж).

Данное событие празднуется в ночь на двадцать седьмое число месяца Раджаб, хотя никакой достоверной информации ни по поводу даты этого дня и ни по поводу лигитимности его празднования не существует. Более того существует большое разногласие среди историков в вопросе даты данного события. Ученый Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, по этому поводу сказал: «Приводится (в некоторых книгах), что в месяц Раджаб произошли значимые события, однако ни одна эта информация не достоверна. Так приводится, что, якобы, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в первую ночь этого месяца, или, что он стал пророком в двадцать седьмой день месяца Раджаб, а некоторые сказали, что это произошло в двадцать пятый день, однако, всё это не достоверно». («Латоиф аль-Ма’ариф», 233).

Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, был спрошен по поводу поста в 27 день месяца Раджаб и выделения этой ночи среди других для совершения ночных молитв. На что он ответил: «Пост в 27 день месяца Раджаб и выделение этой ночи для совершения ночных молитв является нововведением в религии, а любое нововведение – это заблуждение». («Маджму’ аль-фатава», Ибн Усеймина, 20/440).

Кроме того, некоторые, будучи убеждёнными в особенностях этого месяца, дополнительно совершают различного рода поклонения: раздача милостыни, закалывание животного и т.д. Однако, как уже упоминалось выше, мы не можем и не имеем права выделять для самих себя определённые дни и посвящать в них определённые виды поклонения. Т.к. в вопросах поклонения мы мусульмане должны следовать только строго Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Если же, что-то не будет соответствовать этим двум основам (Корану и Сунне), то оно будет отвергнуто, вне зависимости от того: совершает ли человек это нововведение из благих целей или дурных. Т.к. Всевышний Аллах уже довел до нас Свою религию в совершенстве, и эта совершенная религия, Ислам, не нуждается ни в добавлениях, ни в сокращениях. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» . (Коран, 5/3). В сборнике имама Бухари передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесёт в наше дело (Ислам) то, что не из него (нововведение), то у него это будет отвергнуто» (аль-Бухари, 2697), а у Муслима передаётся: «Кто совершил дело, которое не соответствует нашему делу, у того будет отвергнуто (будет отвергнуто это нововведение)». (Муслим, 1718).

У многих может возникнуть вопрос: а что же тогда можно делать в этот запретный месяц Раджаб?! Ответ прост: необходимо осознать, что этот месяц запретный, поэтому следует более серьёзнее подойти к вопросу оставления грехов, и совершения благих дел. Необходимо покаяться перед Аллахом, и начинать готовиться к месяцу Рамадан, путём дополнительных постов, утверждённых Пречистой Сунной, путём прошения У Всевышнего здоровья и сил для выполнения предписанных поклонений.

Просим у Всевышнего Аллаха полезных знаний, искренности и праведных дел, дабы оказаться в Судный День из числа преуспевших! Амин.

ВОПРОС: Ассалям аллейкум Уважаемый Мейрам!
Спасибо за разъяснения которые Вы даете, объясняя простым и доступным языком.
Пусть Аллах даст Вам крепкое здоровье!

Расскажите, пожалуйста, про месяц Раджаб, в какие временные рамки протекает этот месяц и как держать пост, то есть правила поста.

С Уважением Гаухар.

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Гаухар!

Амин, большое спасибо з теплые пожелания! Пусть Аллах и вам даст всех благ мира!

Это один из великих месяцев, сотворенных Всевышним Аллахом для нас. Многие ошибаются, что в этом месяце надо держать только пост. Согласно Сунне, кто держит пост, получает многократное вознаграждение. Только постом нельзя ограничиваться в этом месяце, наоборот, надо стараться делать побольше добрых деяний, потому что за них также вознаграждение увеличиваются. Кто как может, по состоянию своего организма, держать пост в этом месяце, сколько может. А кто не может, хотя бы в первый, пятнадцатый и последний день этого месяца. Но в то же время очень желательно держать пост 17 июня, который соответствует 27 дню месяца Раджаб , когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил чудесное Вознесение - Аль-Исра" уа-ль-Ми"радж.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Помните, раджаб – месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен ». Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромное вознаграждение и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце. В этом месяце нельзя грешить. В этом месяце мусульманину нужно искренне каяться во всех совершенных грехах, очищать свою душу от пороков и дурных мыслей, больше творить добра. Ценна каждая ночь месяца раджаб, ценна также каждая пятница. Первый четверг месяца раджаб также желательно поститься, а ночь после четверга, то есть, первую пятничную ночь месяца раджаб, желательно провести в ибадате и всенощном бдении. Эта ночь имеет название Лайлат-уль-Рагаиб. В эту ночь состоялось бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Еще ее называют Ночью Благоволения, потому что в эту ночь Всевышний проявляет благосклонность, оказывает милости Своим рабам. Молитва, совершенная в эту ночь, не отвергается. За намаз, пост, милостыню и прочие богослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать.

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о достоинствах ибадата в месяц раджаб. Один пожилой человек, живший во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал, что не может поститься в течение всего месяца раджаб. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил: «Ты постись первый, пятнадцатый и последний дни месяца раджаб! Получишь благодать, равную месячному посту. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Однако не забывай о ночи на первую пятницу славного раджаба ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Месяц раджаб превосходит другие месяцы так же, как Коран превосходит речь людей. Превосходство месяца ша"бан по сравнению с другими месяцами такое же, как мое превосходство по сравнению с другими пророками. А превосходство рамазана равно превосходству Аллаха по сравнению с Его творениями ».

Месяц раджаб считается месяцем прощения и милости, ша"бан – очищения и одухотворения, а рамазан – приобретения благ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), кроме обязательного поста в месяц рамазан, не постился ни в какие другие месяцы так много, как в рaджaб и ша"бан. Ибн Аббас передал слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Раджаб – месяц Аллаха, ша"бан – мой месяц, а рамазан – месяц моей уммы (общины) ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти) и защиты от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах ».

Хвала Аллаху.

Во-первых, месяц раджаб - один из запретных месяцев, о которых Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْراً فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе . Запретные месяцы - это раджаб, зу-ль-ка‘ада, зу-ль-хиджа и мухаррам.

Передается от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Год состоит из двенадцати месяцев. Четыре из них запретные: три приходят поочерёдно - зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджа и мухаррам, а (четвёртый месяц) раджаб мударр, который находится между месяцами джумада и ша‘бан .

Эти месяцы именуются запретными по двум причинам:

1. Из-за запрета сражений в эти месяцы, если только враг не нападет сам.

2. Из-за того, что нарушения и совершения запретного в эти месяцы серьезнее, чем в иные месяцы.

Поэтому Всевышний Аллах запретил грешить в эти месяцы:

فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе . Несмотря на то, что совершение грехов и ослушание Аллаха запрещено во все месяцы года, в запретные месяцы этот запрет еще сильнее.

Ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал:

«„…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе“, есть вероятность, что местоимение „в них“ относится к двенадцати месяцам. Всевышний Аллах разъяснил, что Он сделал эти месяцы временными мерилами (промежутками) для рабов Своих, дабы они наполнили их подчинением Ему, благодарили Аллаха за Его милость и за предопределение этих месяцев в интересах рабов. Так пусть же люди остерегаются проявлять несправедливость в них к собственным душам.

Есть вероятность, что местоимение относится к четырем запретным месяцам, и что запрет чинить несправедливость в них особенный, несмотря на запрет несправедливости на протяжении всего времени. Но этот запрет усилен, так как несправедливость во время запретных месяцев серьезнее несправедливости в иное время» .

Во-вторых, что касается поста в месяце раджаб, то об особом достоинстве поста в этом месяце или об особом посте в этот месяц не передается ни одного достоверного хадиса.

И если некоторые люди выделяют дни этого месяца для особого поста, думая, что в этом есть особое достоинство (награда), то этому нет никакой основы в Шариате Аллаха.

От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается только хадис о том, что поститься в запретные месяцы желательно вообще, а раджаб - один из запретных месяцев. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Постись в запретные месяцы и оставляй (пост) .

Этот хадис, если он достоверен, указывает на желательность поста в запретные месяцы вообще. И если кто-то станет поститься в месяц раджаб по этой причине и также будет поститься и в остальные запретные месяцы, то в этом нет греха. Но выделять постом только месяц раджаб, то - нет.

Шейх Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается особого поста в месяц раджаб, то все хадисы, пришедшие на эту тему, слабы и даже выдуманы. Ученые не опираются ни на одни из них. Эти хадисы не относятся к тем слабым хадисам, которые передается о достоинствах, напротив, большинство этих хадисов ложные и выдуманы…

В „аль-Муснаде“ и в других сборниках хадисов передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он велел поститься во время запретных месяцев, и это: раджаб, зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджа и мухаррам. Но это пост во время этих четырех месяцев, а не особое выделение (постом) месяца раджаб» .

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: Все хадисы, в которых упоминается о посте в месяц раджаб и молитве в некоторые ночи этого месяца являются ложью и клеветой .

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: По поводу достоинства месяца раджаб, поста в этом месяце или поста в течение некоторой части этого месяца, молитвы в определенные ночи этого месяца не передается ни одного достоверного хадиса, который можно было бы использовать в качестве доказательства

Одним из добровольных актов поклонения, особо ценных в месяц Раджаб, является пост. Пост в Раджаб обладает особенным достоинством и несет в себе множество наград, о которых сказано в достоверных хадисах Посланника Аллаха (мир ему).

Мы, будучи мусульманами, в стремлении к довольству Всевышнего, стараемся сделать все свои акты поклонения совершенным и правильным образом. В месяц Раджаб у мусульман, вознамерившихся искренне соблюдать добровольный пост, могут возникнуть некоторые вопросы, на которые мы постараемся ответить в этой статье:

Является ли пост в месяц Раджаб обязательным?

Нет, пост в месяц Раджаб не является обязательным. Это сунна Пророка (мир ему), не соблюдение поста в Раджаб не будет считаться грехом. Единственный месяц, когда месячный пост - обязанность (фард), - месяц Рамадан.

В одном из преданий сказано: «В некоторые годы посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) так долго постился в месяце Раджаб, что мы думали, что он уже никогда не прервет свой пост. А в некоторые годы он так долго не приступал к посту в месяце Раджаб, что мы думали, неужели он вообще не будет поститься ».

Отличается ли пост Раджаба от поста в другие месяцы?

Пост в любое время года по своему порядку и ритуалу соблюдается одинаково: от рассвета солнца до захода. Единственным отличием является формальность в виде слов в намерении в зависимости от месяца.

Сколько дней поста нужно соблюдать в Раджаб?

Нет определенного четко регламентированного количества дней, сколько нужно соблюдать в месяце Раджаб. Верующий может продержать пост 1 день, 2, 3, 14 и т.п. дней. Чем больше дней он держит пост, тем, соответственно, больше саваба по милости Аллаха получает.

«Помните, Раджаб? месяц Всевышнего. Кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен ».

Согласно хадису, в зависимости от количества постных дней, верующий получит следующие награды:

1 дeнь - oгрoмная милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa.

2 дня - двoйная нaгрaда.

3 дня - oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня

4 дня - защита oт сумaсшeствия, разных болезней, злa Дaджaля.

5 днeй - защита oт нaкaзaний в мoгилe.

6 днeй - будет воскрешен в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa.

7 днeй - Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa.

8 днeй - Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa.

14 днeй - Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpeкpacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa.

15 дней поста в Рaджaб - Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности ».

В какие дни лучше всего соблюдать пост?

Пост в месяце Раджаб можно соблюдать в любой день, но, согласно сунне, пост по примеру пророка (мир ему) лучше держать в понедельник и четверг, так как именно в эти дни деяния человека предоставляются Аллаху.

Нужно ли соблюдать пост Раджаба подряд или можно в отдельные дни?

Что касается особых предписаний относительно поста в Раджаб, то желательно соблюдать пост три дня через три: поститься три дня и отдыхать три дня. Непрерывный пост является нежелательным, так как это является уподоблению месяцу Рамадан, поскольку непрерывный пост соблюдается только в месяц Рамадан. Следовательно, можно поститься и день, и два дня, и более, также три через три, но не стоит делать это непрерывно.

Есть ли дни в которые запрещено соблюдать пост в Раджаб?

Неодобряемым считается пост только в пятницу. Причина этого проста: пятница это праздник для мусульманина, день поклонения и посещения мечети. «Никому из вас не следует поститься в пятницу, кроме как если он постится день накануне или на следующий день », - гласит хадис посланника Аллаха (мир ему).



Поделиться