Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний Развернутый план человек как духовное существо

Урок № 7-8

Обществознание, 10

Человек как духовное существо

Д.З.: § 4, ?? (с. 45), задания (с. 45-46)

© [email protected]

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры;
  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.

Понятия, термины

  • ДУХОВНЫЙ МИР;
  • ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТИПЫ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ

Знать и уметь

Уметь:

  • высказывать свое мнение;
  • работать с текстом учебника;
  • отвечать на поставленные вопросы;
  • давать определение понятий: духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение;
  • объяснять сущность мировоззрения.


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

ЧТО ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕГУЛИРУЕМОЙ НОРМАМИ И ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И НАПРАВЛЕННОЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА.

ПЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОПОЛЗНАНИЕ

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - СЧАСТЬЕ

ИМЕТЬ…

ОТДАВАТЬ

Чем духовный человек отличается от бездуховного?

Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?


Изучение нового материала по вопросам

  • Человек как духовное существо.
  • Духовная жизнь человека.
  • Мировоззрение.
  • Ценностные ориентиры личности.
  • Патриотизм и гражданственность.

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.

ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ЗНАНИЯ, ВЕРУ, ЧУВСТВА, СТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ДУХОВНЫЙ МИР

ВЫСОКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ЛИЧНОГСТНЫЕ КАЧЕСТВА

ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ. КАЖДЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ИНДИВИДУАЛЕН.


КТО УСТАНАВЛИВАЕТ НОРМЫ.?

ВЫ САМИ МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ НА ЭТО: ЧТО ОСТАНАВЛИВАЕТ ВАС В СИТУАЦИИ ВЫБОРА?

ВЕРНЕМСЯ К ИСТОРИИ:

  • ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ- КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, ХРИСТОС.
  • «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ:» ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ, КАК ТЫ БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ»
  • - НОРМЫ И ПРАВИЛА МОРАЛИ ИЗ ЖИТЕЙСКОЙ ПРАКТИКИ

МОРАЛЬ - ЭТО СИСТЕМА НОРМ, ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ

И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОСНОВНЫЕ МРАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ: НЕ УБИВАТЬ, НЕ ВОРОВАТЬ, ГОВОРИТЬ ПРАВДУ И Т.Д.

КАНТ СФОРМУЛИРОВАЛ - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ-

БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ НЕ ДОПУСКАЮЩЕЕ ВОЗРАЖЕНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ « ПОСТУПАЙ ВСЕГДА

СОГЛАСНО ТАКОЙ МАКСИМЕ, ВСЕОБЩНОСТИ КОТОРОЙ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОНА ТЫ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖЕШЬ ЖЕЛАТЬ.

«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ»

МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДОВАЛИ ФИЛОСОФЫ


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

КРОМЕ ПРЯМЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МОРАЛЬ ВКЛЮЧАЕТ: ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ (НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ)

ИДЕАЛ - ЭТО СОВЕРШЕНСТВО, ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТРЕМЛЕНИЯ- МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО.

ЦЕННОСТИ – ОТРАЖАЮТ, ТО ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. НА ИХ ОСНОВЕ ЛЮДИ ПРИ НИМАЮТ РЕШЕНИЕ. ЦЕННОСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРАВОВЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ, НРАВСТВЕННЫМИ.

ИДЕАЛ И

ЦЕННОСТИ


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

ДОБРО И ЗЛО

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК.

ВАЖНЕЙШЕЙ МОРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОВЕСТЬ

СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ,РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОРАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.

ВАЖНЕШИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ- ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

ВАЖНЕЙШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЯМИ МОРАЛИ


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ И САМОВОСПИТАНИЕ

КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕКЕ: СТИХИЙНО ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНО

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИСУЩИ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИИ-

ЧЕЛОВЕК НОСИТЕЛЬ ЗЛА

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТСЯ В СЕМЬЕ, В ОБЩЕНИЕ, ШКОЛЕ, В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ, ГДЕ САМОЕ ВАЖНОЕ- САМОКОНТРОЛЬ


МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

-ТЕОЦЕНТРИЗМ,

ПРИРОДЕЦЕНТРИЗМ,

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ,

СОЦИОЦЕНТРИЗМ, НАУКОЦЕНТРИЗМ.

СЛЕДУЮЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

- ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЛИ ЖИТЕЙСКОЕ- НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ.

СЛАБОСТЬ ЕГО –ОТСУТСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ :

ОСНОВА В РЕЛИГИИ. СЛАБОСТЬ В НЕПРИМИРИМОСТИ, ИГНОР ИРОВАИЕ НАУКИ.

НАУЧНОЕ МИРОЗЗРЕНИЕ –НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА

МИРОВОЗЗРЕНИЕ- ЭТО ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ, НАХОДЯЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ОБЩЕСТВА


Исторические типы мировоззрения

Мифология

Исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.

Религия

это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.

философия

Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности.


РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

МИРОЗЗРЕНИЕ ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОЗЗРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛУЧШЕ ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛЕЙ.

Е МИРОЗЗРЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ОПРЕДЕЛЯЕТ ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ


ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение . Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.


Документ

  • Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова. ...В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала..., а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Документ

  • Вопросы и задания к документу 1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека? 2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова? 3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст. 4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа? 5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

Контрольные вопросы

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?

2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития? 4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? 5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности? 6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них? 7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чём их различие? 8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Появление человека

Научное исследование происхождения человека (Дарвин, Энгельс); 20в. - концепция биосоциальной природы человека

Сегодня исследование антропогенеза идет по трем направлениям:

связь с геологическими процессами, сопоставление этапов эволюции человека с этапами эволюции земной коры(восстановление недостающих звеньев эволюции до современнного вида)

биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков в соответствии с появлением у них отл. признаков(прямохождения, использование рук как рук, развитие речи и мышления и т. д.)

Уточнение общей теории антропогенеза как сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов.

Начало становления

рамапитек (14-20 млн лет назад) - саванна, орудия

австралопитеки (5-8 млн лет назад) - подобранные и отчасти подработанные орудия

человек умелый (Homo habilis)(2 млн лет назад)

человек прямоходящий (Homo erectus)(1-1.3 млн лет назад) - орудия охоты, огонь, мб речь

человек разумный (Homo sapiens)(150-200 тыс лет назад)
на стадии корманьонца (40-50 тыс лет назад) - приближен к современным людям по физ. облику, интеллекту.
Мог : организовать коллект. деятельность, строить жилища, делать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, имел интерес к прекрасному, чувство сострадания и т. д.

В общем теории антропогенеза 20в. выделяла труд как ведущий фактор становления человека и человеческого общества. Но потом пошли изменения, добавили к труду:

развитие речи

сознания

формирование нравственных представлений

Только все вместе обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

Цель и смысл жизни человека

Отличительная особенность человека - стремление к философскому осмыслению жизни . Поиск смысла жизни - занятие чисто человеческое.

Субъективная сторона : Зачем, собственно, живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально.

Объективная сторона (не зависящая от человека) - осознание единства человека и человечества со всем живым на планете - имеет огромное мировоззренческое значение.

В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни:

Смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека.

Смысл жизни связан с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Позиции некоторых философов

Аристотель . Смысл жизни - счастье.

Эпоха Возрождения . Смысл жизни в самом человеческом существовании.

Классическая немецкая философии(Кант и Гегель ) - связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

Фромм (20в.) - есть два вида людей. Одним нужно брать, иметь. Другим - творить, любить, отдавать, жертвовать собой.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Вместе с тем индивид имеет имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в социальном отношении . Сколько существует род человеческий - столько и существует личность.

Науки о человеке

рассматривают его в четырех измерениях:

Биологическое . Биология, генетика.

Психическое. Психология

Социальное. Социальная психология, социология, мифология, религия, философия, право, политика, мистика, культурология.

Космическое . Мифология, религия, астрология, философия.


Человек как духовное существо

Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума. Ч, у которого высока развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством - духовностью(стремление к высоте идеалов). Ч, у которго духовная жизнь мало развита бездуховен. Итак, духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности Ч становятся высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей(истина) создает ценностные ориентации.

Ч, являясь существом общественным подчиняется определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода. Установленнные нормы и правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общ и личн интересов. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них-Кант. Он сформуриловал категорический императив морали - это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей. Категорический императив и «золотое правило» утверждают личную ответственность Ч за совершенные им деяния. Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории.

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в Ч. Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного Ч, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение Ч к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации Ч, неразрывно связанную с категорией морали. Моральные категории носят парносоотносительный характер, например добро и зло.

Также одно из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль. Без совести нет нравственности. К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозночается ценностное отношение Ч к своему отечеству. С патриотическими ориентирами Ч связаны и качества гражданственности(и чувство любви к родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина).

Моральные начала не заложены в Ч от рождения, некоторые из них он должен выработать в себе самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности - самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по все видам деятельности.

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, Ч, находящее выражение в системе ценностей и идиалов личночти, соц группы, общества. Разделяют различные классификации типов мировоззрения:

одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм)

природе (природоцентризм)

Ч (антропоцентризм)

Но более всего распространена следущая классификация типов мировоззрения.

обыденное (возникает в жизни Ч в процессе его деятельности)

религиозное (мировоззрение, основой которого являются религиозные учения)

научное (научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принятые взаимоотношения Ч со средой обитания)

Мировоззрение дает Ч ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций Ч получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание Ч мира, добра и зла, красоты и безобразия.

У р о к 7

Человек как духовное существо
(продолжение)

Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. Работа по теме урока.

Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

5) способность к различным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.

– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.

Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.

Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.

Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.

– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?

Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е:

1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);

2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);

3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);

4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).

II. Закрепление изученного.

З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.

Домашнее задание: § 4.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»

Выполнила:

ученица класса М-10-2

Егорова Мария Сергеевна

Чебоксары, 2016

Человек как духовное существо

Помня слова известного писателя-публициста В. А. Сухомлинского, о том, что человек рождается не для того, чтобы бес­следно исчезнуть никому неизвестной пылин­кой, а для того, чтобы оста­вить о себе след вечный, многие люди стремятся осознать свое место в общественных отношениях и намечают свои направления развития и самовоспитания. Этот процесс в философии называют «человеческим самостроительством». Объектом такого строительства является духовный мир человека.

Мир человека многогранен и определяет его внутреннюю, духовную жизнь, которая включает сознания, веру, чувства, стремления, мечты. В научном понимании духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижения разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Вообще духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности: добро, истина, красота….

Человек живя в социуме не может не подчиняться определенным правилам, важнейшими из них являются нормы и морали. Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей. Моральные установки личности исследовались многими великими философами. Например, немецкий мыслитель И. Кант. так сформулировал категорический императив морали: не делай другому того, чего себе не желаешь, т.е. он утверждает личную ответственность за совершенные деяния.

Также духовный мир личности включает в себя ценности и идеалы. Идеал – это совершенство, высшая цель стремления человека, представление о высших моральных требованиях. Ценности – это то, что наиболее дорого и свято человеку. На основе этих ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты и появляются цели деятельности. Я считаю, что к числу самых важных ценностных ориентиров можно отнести патриотизм. Этим понятием обозначаются отношения человека к своему государству и народу и любовь к своему Отечеству.

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента его рождения. Так некоторые французские философы полагали, что человек по своей природе добр и искренен. А представители восточной философии считали наоборот, что человек по своей природе является носителем зла. Однако, со временем философы все-таки пришли к единому мнению, что моральные начала не заложены в человека с рождения, а формируются в семье, на том примере, который находится у них перед глазами, в процессе общения с другими людьми, в процессе воспитания и обучения, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание представляет собой самоконтроль, высокие требования к самому себе и во всех видах деятельности.

На тему духовного мира человека можно рассуждать бесконечно, так как эта тема остается изученной довольно поверхностно. В чем заключается духовность, а в чем - бездуховность? Почему один человек считается духовно развитым, а другой - нет?

Человека как духовное существо и духовный мир

Чем взрослее становится человек, тем чаще задумывается о своем саморазвитии и об уровне осознанности в своей жизни. Чем больше опыта и впечатлений получает сознание человека, тем шире и ярче становится его духовным мир.

Дать конкретное определение понятию «духовный мир» практически невозможно. Духовный мир означает его внутреннюю духовную жизнь, включающую в себя чувства, знания, веру и высокие цели человека.

Можно описать духовную жизнь людей, как богатство достижений разума и чувств, которые объединены в духовные ценности и ведут к созиданию новых и более высоких ценностей.

Если говорить о человеке, который духовно развит, то о нем можно сказать, что он стремится к высоте помыслов и идеалов, и соответственно своему духовному развитию и поступает. Потому что о духовности нельзя говорить только в сознательном ключе, духовность также означает и практику.

А человек, который слабо развит духовно, не может оценить красоту окружающего мира, и его внутренняя жизнь бедна и бесцветна.

Таким образом, духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Он руководствуется высшими духовными ценностями, а не своими личными потребностями и желаниями.

Мировоззрение

Мировоззрением называют совокупность взглядов человека на мир, окружающий его. От других элементов духовного мира человека мировоззрение отличается тем, что оно представляет собой взгляд на целый мир, а не только на какую-то его часть.

В мировоззрении заключается отношение человека ко всему окружающему, мировоззрение отображает те чувства, которые мир дает человеку. Поэтому мировоззрение можно назвать целостным представлением человека об обществе, человеке, природе и то, в какие моральные ценности и идеалы эти представления формируются.

Каждому историческому периоду присуще определенно мировоззрение, как и каждому отдельному человеку - тоже. Так как каждой эпохе были свойственны определенные проблемы и доступны лишь некоторые знания, но и общее мировоззрение людей отвечало этим параметрам.

Но независимо от общества или вида государства, в котором живет человек, его мировоззрение - это индивидуально. Но люди могут быть со сходными мировоззрениями, ведь есть факторы, которые обстоятельственно объединяют людей и их представления о жизни становятся похожими.

Ценностные ориентиры человека

Если говорить о духовности человека и о его духовном мире, то следует обратить внимание и на ценностные ориентиры человека. Это как раз то, что является наиболее дорогим и даже святым для определенного человека. Ценностные ориентиры отражают отношение человека к событиям, явлениями и фактам, ко всей действительности.

Поэтому ценностные ориентиры совершенно разные для различных обществ, наций и стран. При помощи ценностных ориентиров формируются жизненные приоритеты и цели деятельности. Выделяют такие виды ценностей, как нравственные, политические, религиозные, профессиональные и художественные.



Поделиться