Добровольный экологический год в германии. Как защищают природу в германии Немецкие экологические организации

Экология в Германии - с точки зрения быта

Немцы давно осознали насколько важно влияние окружающей среды на здоровье и жизнь людей. Значимость экологии в Германии поражает. Еще в 90-е годы под влиянием партии «зеленых» началось внедрение альтернативных методов очищения и заботы об окружающей среде. Такими, например, являлись:

. рациональное использование воды,
. использование экологических источников энергии (солнечные батареи, ветряки, отказ от атомных электростанций),
. замена обычных продуктов питания на био-продукты (причем по разумной цене),
. разделение мусора (стекло, пластик, компост, бумага и т.д.),
. переработка использованных продуктов для дальнейшего применения материалов (das Recycling),
. использование поездов, как на ближние, так и на дальние расстояния (отказ от междугородних автобусных рейсов),
. высокая цена на проезд в транспорте, высокая цена на бензин,
. использование ресурсосберегательных технологий (энергосберегающие лампы и т.д.)
. высокие стандарты очистки выхлопов производств, транспортных средств и т.д.

А теперь, мы расскажем обо всем немного подробнее, с бытовой точки зрения, потому что рано или поздно, возможно, вам понадобится эта информация. Итак, поехали:


ВОДА

Вода стоит дорого, так что советуем вам экономить воду, если вы остановитесь в гостях у друзей или родственников. Как правило, вода входит в оплату коммунальных услуг (стоимость снятия квартиры, включая коммунальные услуги, называется Warmmiete). Бывают случаи, когда сдают квартиру, не включая коммунальные услуги (стоимость снятия квартиры, не включая коммунальные услуги, называется Kaltmiete). Но здесь мы будем говорить о Warm-контракте.

Воду здесь считают в среднем, из расхода на одного человека. Если вы израсходовали более или менее нормы, то по окончании договора (или года снятия квартиры) приходит расчетный лист, и вы сможете понять, придется вам заплатить за перерасход воды, либо вам вернут деньги обратно, в случае, если вы порядочно экономили ресурс.

Воду в Германии можно пить из-под крана, потому что она проходит через систему многоступенчатой фильтрации. Власти страны за этим тщательно следят.

Моют посуду в Германии, не как в России. Сначала наполняют горячей водой раковину, добавляя средство для мытья посуды, после чего посуду моют в этой воде. После этого посуду можно ополаскивать, а можно не ополаскивать, а просто протереть. Средства для мытья посуды здесь проверяются очень тщательно, поэтому «съев» остатки моющего средства, вы останетесь живы

Главное правило - экономить воду, ведь это исчерпаемый ресурс на планете.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

В Германии вы сами выбираете фирму, которая будет "поставлять" вам электричество в квартиру. Выбор велик, множество тарифов и вариантов. Есть также фирмы, которые производят только эко-электричество, используя альтернативные источники энергии. Эко-электричество стоит чуть дороже, чем обычное. Здесь все на ваше усмотрение.

Один из альтернативных источников энергии - солнечные батареи, а также ветрогенераторы по всей Германии.

Кстати, в Германии налагается большой штраф за использование "лампочек Ильича". Многие жители Германии устанавливают солнечные батареи прямо на крышах своих домой, таким образом, они экономят значительную часть электроэнергии.

В Германии боятся повторения Чернобыльской АС, поэтому все экологические организации борятся с атомной энергией, устраивая митинги и распространяя информацию об опасности атомной энергии.

Такой солнечный значок носят многие противники использования атомной энергии:

БИО продукты питания

Био продукты - это продукты, без какой-либо химии и генной модификации.

Продукты, обозначающиеся таким значком - био:

Продукты продаются в обычных супермаркетах. Стоимость таких продуктов не намного отличается от «не био». Все продукты сертифицированы, с этим в Германии очень строго, поэтому вы можете без вреда и ущерба здоровью употреблять их. В магазинах предлагается большой ассортимент био-еды: все молочные продукты, мясные, шоколад, консервы, варенье, хлебобулочные изделия, овощи, фрукты и многое другое. В принципе, вы можете найти любому обычному продукту альтернативный био-продукт. Есть также супермаркеты, которые специализируются только на био-продуктах. Закупаясь там, вы можете питаться только натуральной и полезной едой.

К продуктам из Нидерландов немцы относятся предвзято, основываясь на том, что почва в Нидерландах неплодородна, и выращивают они овощи и фрукты в водных теплицах. Предпочтение немцы отдают немецким продуктам из-за качества, а также для поддержания собственной экономики и экологии. Здесь существует понятие продукты "из региона".

Немцы стараются покупать такие продукты, посещать различные ярмарки и рынки, где сельскохозяйственники продают все "со своего огорода".

БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ

В Германии разделяют мусор, и эта процедура обязательна здесь. Существуют отдельные контейнеры для стекла, бумаги, пластика, компоста, продуктов питания (которые уходят на корм для животных), жира!, также существует и Restmüll (остаточный мусор, тот мусор, который не подходит ни к одной из категорий). За выбрасывания любого мусора немцы должны платить. Выбросить Restmüll стоит дороже всего, поэтому выгоднее, чтобы было его, как можно меньше. Для этого нужно стараться максимально разделять мусор.
Существуют специальные желтые пакеты для распределения мусора. Они предоставляются бесплатно городскими властями. В них можно распределять любого рода мусор. Но предупреждаем вас, если у вас маленькая кухня, то держать такие желтые пакеты дома неудобно, поэтому вам надо искать альтернативные пути

Будьте внимательны, покупая напитки в супермаркетах, потому что на ценниках, как правило, написана цена Нетто, без учета бутылки. Если вы присмотритесь, ниже на ценнике указана сумма Брутто, с учетом бутылки. После того, как вы выпили напиток, вы можете легко сдать бутылку в любом супермаркете и получить стоимость бутылки обратно. В супермаркетах есть автоматы по приему пластиковых и стеклянных бутылок. Бутылки, на которых есть специальный знак, можно сдать по 25 центов.

Поэтому, выпив в Германии напиток, не торопитесь выбрасывать бутылку в контейнер

ТРАНСПОРТ

Транспортная система в городах очень налажена. Пунктуальность - главное правило немецкого транспорта. Одноразовый билет на автобус стоит 2,40 евро! А литр бензина стоит здесь около 1,40 евро. Поэтому большинство жителей Германии пересаживаются с автобусов и машин на велосипеды. Вообще, велосипедов здесь масса, как старых, так и новых. Велосипедисты в Германии - участники транспортного движения, как и автомобилисты. У них есть выделенные дорожки (красного цвета), свои светофоры и транспортные развязки.

Автобусов на длинные дистанции в Германии нет. Есть только проезжающие автобусы из стран ЕС в Германию. Дешевле всего ехать на поезде, только заранее заказав билет (за 2-3 недели до выезда), либо использовать альтернативный вариант: http://www.mitfahrgelegenheit.de . Смысл системы сайта: один человек может подвезти одного или нескольких за определенную плату, как правило, она дешевле, чем общественный транспорт. При вас должен быть обязательно паспорт, если вы выезжаете за границу Германии. Этот метод достаточно безопасный, но конечно, чтобы перестраховаться, вы можете купить обычный билет на общественный транспорт и доехать до точки назначения.

Приятного пребывания и путешествия в Германии.

Как вы считаете, возможно ли перенять опыт Германии и что-то из разработок внедрить в вашу страну?

Считаете ли вы важным поднимать и обсуждать экологические проблемы?

Понравилась ли вам статья?

Туристы в Германии всё чаще выбирают экотуризм. «Мягкий туризм», био-отели, отпуска без автомобиля — становятся у немцев всё популярнее. Постепенно к людям приходит понимание необходимости защиты окружающей среды. Немецкий экотуризм зародился сто лет назад — в альпийском горном массиве Берхтесгаден (Berchtesgaden). На Королевское озеро (Königssee) и сегодня съезжаются многочисленные туристы. Люди отдыхают в национальном парке […]

Туристы в Германии всё чаще выбирают экотуризм. «Мягкий туризм», био-отели, отпуска без автомобиля — становятся у немцев всё популярнее. Постепенно к людям приходит понимание необходимости защиты окружающей среды.

Немецкий экотуризм зародился сто лет назад — в альпийском горном массиве . На и сегодня съезжаются многочисленные туристы. Люди отдыхают в национальном парке вокруг величественного горного озера. Туристы катаются по изумрудным водам Кенигзее на маленьких лодках, любуясь окрестными лесами и отражениями горных вершин. Здесь не услышишь шумных моторов – небольшие лодки с электродвигателями везут отдыхающих на экскурсии к главным достопримечательностям Берхтесгаденских Альп. В год здесь отдыхают до полумиллиона человек. Местная туристическая индустрия не наносит ущерба экологии.

Нововведение на Королевском озере принадлежало принцу-регенту Леопольду Баварскому . Более века назад регент запретил использовать здесь устаревшие весельные лодки и приказал заменить их малыми электрическими судами. Сегодня на Кенигзее туристов обслуживают восемнадцать лодок с тихими электродвигателями. Маленький озёрный флот стал важным элементом экологического туризма Берхтесгадена. Этот регион вместе с курортом Бад-Райхенхаль входит в сообщество «Alpine Pearls» .

В 2008 году 21 альпийская курортная зона из шести государств (Австрии, Германии, Италии, Словении, Франции и Швейцарии) получила премию «Ecotrophea» . Эту международную премию Германский союз туризма присуждает за совмещение устойчивого туризма с образцовой охраной экологии и климата.

У таких туристических зон разработана своя философия отдыха. Туристы приезжают на экологичных видах транспорта (на поезде). Региональные поезда Берхтесгадена провозят туристов по курортным картам. Для доставки на место отдыха люди пользуются рейсовым автобусом или берут напрокат велосипеды.

«Alpine Pearls» демонстрирует всему миру – защита окружающей среды должна стать приоритетом в сфере туризма, а Германия может быть лидером в этой области. Исследованием связи изменений климата с развитием устойчивого туризма занимается Эдгар Крайлькамп – профессор Люнебургского университета. Он считает, что Германия, как инициатор обсуждения этой темы, может и дальше успешно разрабатывать направление. По данным исследований, на долю международного туризма приходится пять процентов от общего количества выбросов парникового газа.

Фонд окружающей среды WWF провёл исследование общественного мнения о влиянии «туристического следа» на климат. Опрос показал, что почти половина респондентов могли бы, с целью сохранения экологии, выбирать место отдыха неподалёку от местожительства. Подсчитано, что немцы, отдыхающие в своих широтах, оставляют «след» на климате, в количественном выражении СО2, примерно в пять раз меньше, чем их соотечественники, путешествующие на Балеарские острова. Отпуск в Германии проводят более 30% немцев. Из южных немецких земель для отдыха чаще выбирают Баварию; из северных территорий немцы предпочитают Мекленбург-Переднюю Померанию.

Союз по туризму начал осуществлять в этой северной федеральной земле оригинальный экопроект «лесных акций» . Каждый отдыхающий символически покупает дерево – так создаётся «климатический лес». Одна «лесная акция» продаётся за 10 €. Одно дерево поглощает выбросы СО2, созданные семьёй за две недели отпуска (сюда входит не только транспорт, но и питание, проживание, любая активность). Посадить купленное дерево можно собственными руками. «Акции» пользуются спросом – продано уже 7,5 тыс. штук – а это 7,5 га новых «климатических лесов».

Экотуризм в Германии сегодня в тренде, идею подхватили многие отели и туристические фирмы. Шварцвальдский отель «Фельдбергер хоф» первым установил энергосберегающие приборы, сделав ставку на экономию воды и энергии. Устаревшую мазутную отопительную систему заменили экономичным блочным отоплением. За год на 600–700 т сократились выбросы СО2, удалось сэкономить 300 тыс. л мазута.

Deutsche Bahn организует велосипедные и пешеходные экскурсии по заповедникам. В программу «Маршрут – Природа» входят семнадцать заповедников и национальных парков.

Ещё одна инициатива в сфере «мягкого туризма» — туристическая марка «Viabono» . Федеральное министерство вместе с Федеральным ведомством окружающей среды в 2001 году создали добровольное объединение отелей, квартир и кемпингов, туристических коммун и ресторанов Германии (всего инициативу поддержали 350 объектов). Все эти организации и частные лица объединились для развития устойчивого туризма и охраны природы.

В объединение «Форум альтернативных путешествий» вошли 140 германских организаций (даже туроператоры, находящиеся за рубежом). Их целью также стало развитие устойчивого туризма.

В компании Berliner atmosfair GmbH отпускникам предлагают компенсировать вред климату, нанесённый авиаперелётом. Этой цели служит сертификат «atmosfair». Деньги, вырученные за него, идут в развивающиеся страны, на осуществление проектов по ВИЭ. Всего создано 14 проектов, направленных на защиту природы и климата в туристических государствах по всему миру.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Федеральное министерство окружающей среды

Одним из тринадцадти министерств в Германии является «Министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности атомных реакторов» (далее Министерство). Оно осуществляет надзор за промышленными проектами, касающимися окружающей среды, выполняет образовательную функцию, содействует защите диких животных, растений и мест их обитания. Для решения таких задач немецкий Бундестаг в 2005 году выделил Министерству 769 миллионов евро (эта сумма составляет 0,3 % от всего федерального бюджета).

Министерству окружающей среды подчиняются три ведомства: ведомство безопасности атомных реакторов, ведомство охраны природы и ведомство окружающей среды (UBA). Последние из них наиболее тесно взаимодействуют с общественным экологическим движением. Любая организация, которая планирует не научное мероприятие по распространению экологической информации и образованию, может подать заявление на финансовую поддержку Министерства. Конечно, при условии, что проект отвечает целям ведомства и имеет федеральное значение. Кроме этого, существует целый ряд программ содействия научным или эталонным, в смысле природоохраны, экономическим проектам.

С 2005 года в компетенцию UBA входила и торговля квотами на выбросы парниковых газов в свете реализации Киотского протокола.

Налоговые льготы

Кроме прямой финансовой поддержки экологических проектов, немецкие организации могут использовать систему так называемых «общественно полезных обществ». Любой некоммерческий «верайн» (общество, организованное по особым законам, которое существует независимо и может быть юридическим лицом) может получить статус «общественно полезного», если его деятельность отвечает двум требованиям: верайн ставит перед собой цель общественной пользы и любой гражданин может стать членом «верайна». К таким общественным целям относятся, в первую очередь, социальные и экологические.

Преимущество статуса «общественно полезного общества» состоит в том, что люди, которые пожертвовали деньги такому верайну, имеют право уменьшить на ту же сумму свои доходы (налогооблагаемую базу), уменьшив, таким образом, сумму налоговых отчислений. Таким образом, государство поддерживает социальные и экологические действия граждан.

Содействие экологическому земледелию

Как комиссия Евросоюза, так и немецкое правительство признают преимущества экологического земледелия. Этот способ производства пищевых продуктов сохраняет ресурсы и способствует появлению рабочих мест в сельских районах. Но перевод обычного способа ведения хозяйства на экологические методы труден и дорого обходится: только после двух-трех лет со дня перехода на экологическое производство можно считать, что получены действительно экологически безопасные продукты. Пока производитель становится на ноги после перехода на новый способ производства, он может рассчитывать на денежную помощь Евросоюза и немецкого Министерства защиты прав потребителей, питания и земледелия. Кроме того, не только введение, но и сохранение экологического земледелия поддерживается. В 2003 году такого рода поддержка составила около 110 млн. евро. В правовой плоскости экологические земледельцы боятся послабления закона о генетически модифицированных продуктах. На данный момент лишь он сдерживает развитие отрасли, так как предполагает ответственность за распространение таких продуктов.

Важным фактором для экономического успеха экологического производства является информированность общества. В 2001 году была введена «печать Bio» Евросоюза для обозначения продуктов, которые произведены по европейским правилам экологического земледелия. Это «печать» уже завоевала известность в Германии.

Немецкий Федеральный Фонд Окружающей Среды (DBU)

В рамках государственной природоохранной программы стоит упомянуть «Немецкий Федеральный Фонд Окружающей Среды» - самый большой экологический фонд Европы. Он оказывает грантовую поддержку экологическим проектам. С момента своего создания в 1991 году на гранты было выделено более 1 млрд. евро. Помимо грантов, DBU каждый год присуждает «Немецкий приз окружающей среды» в размере 500 тысяч евро.


Основные общественные экологические организации

В Германии существует огромное количество природоохранных союзов и общественных организаций. Среди них широко известны национальные экологические организации: BUND (Союз охраны окружающей среды и природы Германии) и NABU (Союз охраны природы Германии).

Эти организации оказывают существенное влияние на принятие экологически значимых решений в Германии, так как действуют на высоком научном уровне по всей стране. Истории BUND и NABU сходны: их природоохранная деятельность охватывает множество регионов и земель уже около 20-30 лет; они занимаются самыми разными вопросами от локальных мероприятий до проблем глобализации и изменения климата.

В результате антиатомного движения 1968-го года и пацифистского движения 70-80х широко развилось общественное движение, объектом критики которого является распространенная точка зрения о приоритете экономики перед экологией. Сторонники этого движения, как правило, и составляют большую часть природоохранных союзов. Сами союзы считаются открытыми для вступления: каждый, в силу своих умений, знаний и навыков, может стать членом союза на местном или национальном уровне. Такой вид, чаще всего неоплачиваемого, участия в Германии называется Ehrenamt - «долг чести».

Для того, чтобы стать членом природоохранного союза, не обязательно вести очень активную деятельность. Значительная часть членов ограничивается уплатой взносов и чтением корпоративной газеты. Тем не менее, именно эти членские взносы составляют около трети финансовых поступлений в организации. Если сравнивать BUND и NABU в отношении источников финансирования, то необходимо заметить, что NABU более открыт для сотрудничества и финансовой поддержки коммерческих компаний. При этом около 45 процентов бюджета союзов - это средства от пожертвований. Оба союза также получают деньги от проектов Министерства.


Законная возможность влиять на принятие решений

Немецкое законодательство предоставляет неправительственным экологическим организациям возможность участвовать в процессе принятия управленческих решений. К таким решениям относят, например, проекты новых улиц, железнодорожных путей, аэропортов, и.т.д. Ведомства могут использовать знания экспертов общественных организаций для того, чтобы реально представлять и оценивать ситуацию. Законы в Германии призваны сохранить равновесие интересов нескольких сторон, так как принимающие решения, как правило, находятся под давлением заинтересованных лиц, которые намерены получить выгоду от планируемого проекта.

До 2002 года возможности экологических организаций ограничивались в основном тем, что они могли получать информацию по проектам от ведомства, выражать свою критику проектов и предлагать какие-либо изменения. Но ведомство вовсе не обязано было реагировать на эту критику и вносить предлагаемые изменения в проект. Хотя на самом деле, пожелания экологических организаций часто учитывались. Ведь все понимали, что другого рычага давления у экологических организаций просто нет.

В 2002 году появился новый закон, который расширил возможности экологических общественных организаций, - «иск обществ». Благодаря ему у общественных организаций появилась возможность подавать иски в суд при выявлении нарушений экологического законодательства. Прежде иски в суд принимались только от частных лиц, так как обычно причиной было нарушение прав личности на здоровье или собственность. Сейчас же природоохранные общественные организации смело могут выступать в качестве «адвокатов природы».

Но в действительности закон работает не так однозначно. С одной стороны, Бундестаг неоднократно принимал так называемые «законы ускорения», которые ограничивали участие организаций в процессах планирования, особенно в транспортных проектах. С другой стороны, с 2003 года существует директива Европейского парламента об участии общественности и Орхусская конвенция, которые предусматривают широкие права населения на информацию и предоставляют больше возможностей для жалоб и исков. Официально эта директива вступила в непосредственное действие только 25 июня 2005 года. Сейчас одновременно действуют и национальные законы, и европейские правила. А новая правительственная коалиция, очевидно, не намерена продолжать внедрение гражданского участия в процесс планирования и принятия решений.

Что принесет новая власть экологии?

Зелёная партия является партнером правительственной коалиции, но все же не членом правительства Германии, как раньше. Поэтому пока неясно, будет ли продолжаться политика природоохраны, которая осуществлялась в последние годы. Но коалиционный договор новых правящих партий Германии предусматривает сохранение основных достижений предыдущих правительств в экологии. ХДС признает, что план отказа от атомной энергетики остается на повестке дня, и настаивает на том, чтобы он был открыт для обсуждений.

Энергичная охрана окружающей среды имеет жизненно важное значение. Растущее число стихийных бедствий обострило понимание того, что только устойчивый образ жизни и ведения хозяйства имеют будущее. В силу этого защита естественных основ жизни закреплена в Основном законе в качестве цели государственной политики. При этом речь идет, согласно статье 20 конституции, об "ответственности перед будущими поколениями". Тем самым активная политика по обеспечению будущего означает, что промышленность, сельское хозяйство, градостроительство и транспорт должны так бережно обходиться с ограниченными природными ресурсами, например, с энергией, сырьем, площадями и водой, чтобы и у будущих поколений был стабильный климат, многообразная природа, плодородные почвы и достаточно запасов пресной воды.

Для достижения этого требуются не только действия со стороны государства, но и чувство ответственности со стороны предприятий и потребителей. Благодаря экологической налоговой реформе, постепенному отказу от ядерной энергии, переходу к более активному использованию возобновляемых источников энергии, честолюбивой программе по сокращению выбросов углекислого газа и развитию экономики замкнутого цикла Германия за последние годы подала сигнал, нашедший резонанс и на международной арене.

На уровне федерации за охрану природы отвечает федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов. Ему подчиняются Федеральное ведомство по охране окружающей среды, Федеральное ведомство по охране природы и Федеральное ведомство по защите от излучения. Свои министерства по охране окружающей среды есть и в ряде земель. Важные задачи в области экологии решают также на своем уровне города, округа и общины.

Защита климата

Одним из главных элементов экологической политики является защита климата. Федеральное правительство выполнит свои международные обязательства в рамках Киотского протокола по сокращению выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Оно предусматривает снижение выбросов на 21 проц. в период между 1990 г. и 2008-2012 гг. К 2002 г. уже удалось сократить их более чем на 19 проц. При этом речь идет о всех источниках газов, вызывающих парниковый эффект, в первую очередь об источниках углекислого газа. Наряду с производителями энергии это предприятия, здания, частные домашние хозяйства и транспорт. Цель экологической налоговой реформы - путем поэтапного повышения цен на энергию создать для всех загрязнителей стимулы более экономно расходовать энергию. Наряду с этим в рамках экологической финансовой реформы должны быть ликвидированы субсидии и соответственно изменены правила, наносящие вред окружающей среде.

Настойчиво поощряются использование возобновляемых источников энергии и расширение объединенной выработки тепловой и электрической энергии, в результате чего к 2005 г. ожидается сокращение выбросов углекислого газа на 10 млн. тонн. Что касается частного использования энергии и домашних хозяйств, то благодаря предписанию об экономии энергии потребности новых зданий в ней будут сокращены еще на 30 проц. по сравнению с прежними стандартами. Для этой цели федерация выделяет до 2005 г. дополнительные бюджетные средства в размере 1 млрд. евро. Еще один важный момент - транспорт, где поощряется (путем налоговых льгот и дополнительных средств из бюджета федерации) пользование, прежде всего, железнодорожным транспортом и экономными легковыми автомобилями.

Отходы.

Более 20 лет назад многие в Германии опасались быть погребенными под собственными отходами. Мусорные свалки были почти перепол0нены, установок по сжиганию мусора было мало. Благодаря различным гражданским инициативам власти стали издавать предписания по поводу того, как обращаться с различными видами отходов, резко ограничивать выбросы установок по сжиганию мусора и задавать параметры для мусорных свалок. Миллиарды были инвестированы в утилизацию отходов, отвечающую требованиям экологии.

Вскоре стало ясно: мало надежного уничтожения отходов, необходимо использовать их также для повторной переработки. Больше того: главной заповедью должно стать предотвращение отходов. Лучше всего сделать так, чтобы производитель нес ответственность за свои отходы. Федеральное министерство окружающей среды разработало в 1991 г. "Постановление об упаковке". Благодаря ему впервые законом было закреплено обязательство производителей и сбытчиков упаковки забирать ее обратно для переработки. Впоследствии в 1992 г. была создана "Дуальная система" ("Зеленый знак"), благодаря которой за это время было раздельно собрано и переработано свыше 36 млн. тонн упаковки.

Нынешняя политика в Германии нацелена на то, чтобы избегать отходов, перерабатывать и уничтожать их с учетом требований экологии. Принятый в 1996 г. закон о замкнутых циклах производства и отходах позволил реализовать это на практике в отношении всей производственной и потребительской продукции. Он закрепляет ответственность производителя за свой продукт и отдает наивысший приоритет предотвращению отходов. Если отходов избежать невозможно, то главный приоритет отдается их переработке с целью получения материалов или энергии. Ликвидации с учетом требований экологии подлежат лишь те отходы, которые не поддаются повторной переработке.

С 1 января 2003 г. вступило в силу постановление о взимании залога за одноразовые упаковки для напитков. В результате за минеральную воду, пиво, газированные прохладительные напитки в одноразовых упаковках из стекла, жести и пластмасы взимается залог в размере 25 центов, который возвращается после сдачи пустой упаковки. При объеме упаковки свыше 1,5 литров залог составляет 50 центов. Что касается соков, вина, шампанского, крепких алкогольных напитков и молока, то здесь залог не взимается. Введение залога призвано укрепить системы многоразового использования, создать возможность для более совершенной переработки ценного сырья.

По аналогии с правилами об ответственности производителя за свой продукт изданы уже предписания по утилизации батареек, старых автомобилей и отработанного технического масла. Сюда же следует добавить добровольные обязательства предприятий, например, в отношении макулатуры или отходов стройматериалов.

Охрана воды.

Благодаря далеко идущим предписаниям, регулирующим сброс хозяйственных и сточных вод, за последние годы было заметно улучшено качество германских вод. Так, были ограничены нормы содержания вредных и питательных веществ в сточных водах для почти 50 отраслей. Кроме того, за сброс сточных вод взимаются сборы, которые потом используются для охраны вод. Эти предписания привели к строительству новых очистных сооружений и введению производственных технологий в промышленности с меньшим cбросом сточных вод или вовсе без них, что заметно улучшило качество воды в таких реках, как Рейн, Майн или Эльба и увеличило многообразие обитающих в них видов. В ходе последних исследований в 1996-2000 гг. в Рейне вновь были обнаружены 63 вида рыб. С 1951 по 1975 гг. их было только 23. Главный упор в охране вод делается сегодня на дальнейшем уменьшении загрязнения за счет веществ в диффузном состоянии, источником которых является, прежде всего, сельское хозяйство, а также улучшение морфологии вод. Это служит в первую очередь для претворения в жизнь рамочной директивы ЕС о водах.

Ядерная энергия.

Из-за большого риска и нерешенного вопроса об утилизации отходов федеральное правительство решило прекратить использование ядерной энергии. С энергетическими предприятиями оно договорилось о постепенном отказе от использования АЭС без каких-либо требований о компенсации с их стороны (см. стр. 306). Для окончательного захоронения радиоактивных отходов до 2030 г. должно быть создано единственное хранилище в глубоких геологических формациях. Фирмы, эксплуатирующие АЭС, должны в принципе создавать промежуточные хранилища на самой АЭС или поблизости.

Международное сотрудничество.

Вредные вещества не знают государственных границ. Поэтому международное сотрудничество имеет важное значение для охраны окружающей среды. Германия активно поддерживает начатый в 1992 г. в Рио-де-Жанейро процесс международного сотрудничества в области экологии и развития, который в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге привел к скромному, но ощутимому прогрессу в деле согласования национальных экологических целей и к глобальным обязательствам около 190 государств. Поэтому Германия выступает также за институциональное укрепление охраны окружающей среды на уровне ООН, а также за более сильный учет экологических аспектов в рамках системы мировой торговли. Со многими странами, прежде всего с европейскими соседями, достигнуты детальные договоренности в области экологии. Расширение ЕС на Восток открывает возможность для экспорта более строгих экологических стандартов Евросоюза на большие соседние территории и тем самым для уменьшения загрязнения с той стороны. В результате растет число стран, рассматривающих принцип устойчивого развития в качестве политической цели.

Гринпис (Greenpeace)
ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF)
Международный социально-экологический союз (МСоЭС)
Международная экологическая организация «Беллона»
Международная ассоциация «Зеленый крест»
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)
Центр экологической политики России (ЦЭПР)
Российское экологическое движение «Зеленые»
Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского
Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»
Российский Зеленый крест
Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Экологические организации мира

Гринпис (Greenpeace)

Гринпис — это международная общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом.
Основная цель организации добиться решения глобальных экологических проблем, привлекая к ним внимания общественности и властей.
Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.
Гринпис против насилия в любом его проявлении, все акции не приемлют никаких форм насилия в качестве метода достижения целей.

Фонд дикой природы (WWF)

Всемирный фонд дикой природы (WorldWideFundforNature) — это международная общественная независимая организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды.
Организация насчитывает более чем 5 миллионов сторонников во всём мире, работает WWF в более чем 90 странах и поддерживающая около 1 300 природоохранных проектов во всём мире.
Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель - сохранение биологического разнообразия Земли.

Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

Международный Социально-экологический союз — это международная экологическая организация, основанная в декабре 1988 года.
На данный момент МСоЭС – это более 10 тысяч человек из 17 стран.
Главная идея создания МСоЭС – собрать под одной крышей людей, которым не все равно, что будет со Землей, с ее природой и культурой, с ее людьми, с нашими детьми и внуками.

Международная экологическая организация «Беллона»

Беллона (Bellona) — международное экологическое объединение.
Центральный офис объединения находится в столице Норвегии - городе Осло. Объединение «Беллона» начало свою работу как неправительственная организация 1986 года.
В конце 1980-х годов «Беллона» получила широкую известность благодаря зрелищным акциям, организованным против ряда промышленных компаний, на совести которых были серьёзные экологические прегрешения. Более чем за 20 лет работы «Беллона» стала крупной экологической экспертной организацией, основная цель которой — борьба с разрушением окружающей среды, с угрозами для здоровья человека, вызываемыми загрязнениями, и негативными экологическими последствиями тех или иных стратегий мирового экономического развития.
В апреле 1998 года была учреждена Санкт-Петербургская общественная организация «Экологический Правозащитный Центр «Беллона», которая является петербургским офисом международного экологического объединения «Беллона». Деятельность организации основана на убеждении, что права человека жить в благоприятной окружающей среде и иметь достоверную экологическую информацию — это фундаментальные права каждого человека, поскольку эти права касаются самого ценного — здоровья и жизни людей.

Зеленый крест

Международный Зеленый Крест (GreenCrossInternational, GCI) является экологической организации, основанной бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым в 1993 году, на основе договоренностей, достигнутых на Мировом Форуме в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Зеленый Крест — это негосударственная и некоммерческая организация.

Экологические организации России

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году, как добровольное Общество охраны природы.
На сегодняшний день ВООП — это общероссийская, общественная и культурно-просветительная экологическая организация.
Цели:
Сохранение окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны.
Сохранение и укрепление здоровья населения.
Основные направления деятельности Общества:
Оказание содействия органам государственной власти и управления в обеспечении устойчивого экологически безопасного развития страны.
Экологическое образование, просвещение и воспитание населения.
Научно-техническая и практическая природоохранная деятельность. Консультационная деятельность субъектов природопользования.
Проведение своими силами и силами аккредитованных компаний экологического мониторинга территорий.
Внедрение современных высокоточных технологий в целях осуществления эффективного государственного экологического контроля

Центр экологической политики России (ЦЭПР)

Центр экологической политики России создан в 1993 г. как профессиональная общественная экологическая организация для экспертной поддержки экологического движения и разработки рекомендаций для законодательной и исполнительной власти.

Российское экологическое движение «Зеленые»

В 1994 году на основе экологического движения «Кедр» была создана Российская экологическая партия «Зеленые», в 2009 году деятельность Политической партии была прекращена, а сама организация реорганизована в Общероссийское общественное движение «Российское экологическое движение «Зелёные».
Цель экологического движения «Зелёные» изменить отношение государства и общества к экологическим проблемам России и человечества в целом организованными и волевыми политическими действиями.

Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского

Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского был создан в 1995 году.
Экологический фонд — это одна из крупнейших благотворительных организаций, поддерживающая экологически ориентированные образовательные проекты, представляющая интересы российской экологической общественности и социально ответственного бизнеса, инициатор и участник природоохранных программ, развивающихся в России.
Основные задачи Фонда: содействие устойчивому экологически ориентированному социально-экономическому развитию общества, обеспечение взаимодействия между деловыми кругами, правительством и обществом по вопросам устойчивого развития; поддержка экологических инициатив и проектов.
Направления деятельности Фонда: экологическое образование и воспитание; проведение конкурса грантов и стипендий им. В.И.Вернадского; проведение национальных и международных конференций, симпозиумов, выставок по вопросам устойчивого развития; издание научной, научно-популярной, образовательной литературы по основным направлениям деятельности Фонда.

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)


Российский региональный экологический центр учрежден в 2000 годy Европейской Комиссией и Академией государственной службы при президенте Российской Федерации.
РРЭЦ входит в сеть региональных экологических центров, действующих в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии для поддержки сотрудничества между правительственными структурами, бизнес-сообществом и гражданским обществом в области охраны окружающей среды.
Миссия центра заключается в продвижении и внедрении передовых идей, стандартов и методов для экологического благополучия и устойчивого развития России через организацию информационного диалога и осуществление практической деятельности.
Высшим руководящим органом российского центра является совет учредителей, коллегиальным органом управления — совет управляющих, образован совещательный орган — консультативный совет.
Восемь членов Совета Управляющих.представляют различные сектора общества: организации государственной власти Российской Федерации, иностранные организации, российские общественные организации, бизнес-структуры и научные сообщества.

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» была зарегистрирована в мае 2006 года. В апреле 2007 года состоялось открытие интернет-ресурса организации. Основная цель организации – содействие росту экологической культуры общества, защита прав человека на благоприятную окружающую среду, чистую воду, качественные продукты питания, охрана уникальной природы России, развитие тенденций, необходимых для устойчивого развития страны.

Российский Зеленый крест

Зелёный крест — неправительственная общественная организация, член Международной ассоциации «Зелёный крест», создан в 1994 году.
Зелёный крест основное внимание сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня. Лозунг российского зеленого креста — компромисс вместо конфронтации — соответствует принципам гражданского общества, в котором экологические проблемы решаются с позиций партнёрства и добрососедства.

Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Движение Дружин охраны природы (ДОП) появилось в 60-х годах ХХ века как студенческое природоохранное движение.
Направления и формы работы Движения Дружин по охране природы зависят от складывающейся обстановки, традиций и возможностей участников Движения, обусловленных его социальным и профессиональным составом. Движение, основу которого составляют студенты и специалисты естественнонаучного профиля, выступает за компетентность и профессионализм в изучении и решении проблем охраны природы. В то же время оно будет участвовать и в массовых экологических кампаниях.
Главным для участников Движения является конкретная практическая природоохранная деятельность. Для него недопустимо превращение этой работы в модное развлечение, политическую приманку или средство наживы.



Поделиться