Характеристика 12 богов олимпа. Олимпийские боги древней греции. И с лёгкостью ловит небесный огонь

Мы сталкиваемся с тем, что боги Олимпа не соответствуют нашему естественному пониманию божественного. Им не чуждо ничто человеческое. Они никого не поучают и не наставляют, потому что у них самих отсутствуют твердые нравственные устои. Они сами частенько грешат. лишены авторитета, что просто неприемлемо для религии. Они бессмертны, но не всемогущи, ведь они так же, как и люди, подвластны судьбе. Список богов Олимпа довольно продолжительный, но мы постараемся вспомнить о наиболее известных из этих персонажей греческой мифологии в своем повествовании. Итак, начнем.

Боги Олимпа: имена и характеристики

Греческих божеств на самом деле неисчислимое множество, но мы расскажем лишь о самых знаменитых из них.

Зевс

После многочисленных побед над титанами и гигантами, этот бог стал властвовать над небом и землей. Зевсу подчинились как обычные люди, так и подобные ему божества. Он стал дарователем жизни, всеобщим защитником и спасителем, устроителем городов и покровителем воинов.

Посейдон

Этот «синекудрый» бог властвует над всеми солеными водами. Ему нет дела до жизни Олимпа, а обитает он на в великолепном дворце со своей женой Амфитритой. Считалось, что Посейдон не уступает в мощи Зевсу.

Гера

Сестра Зевса, эта богиня стала и его супругой. Она считалась образцом супружеской верности, хранительницей домашнего очага. Но при этом сама она не была счастлива в браке, ведь ее влюбчивый муж Зевс частенько погуливал как на Олимпе, так и на земле.

Аид

Этот бог был настолько мрачен, что не удивительна та область, которой он заведует, ведь это Царство мертвых. Во времена Гомера не было такого выражения, как «умереть». Вместо него было другое, которое звучало «уйти в царство Аида».

Деметра

Своей сестрой эту богиню называли такие боги Олимпа, как Аид. Деметра считалась богиней земли, и называли ее не иначе как Мать, Прародительница.

Гефест

Бог-труженик, покровитель огня и металла, он также был супругом прекрасной Афродиты. Именно он, Гефест, обучил людей сооружению красивых домов и мебели.

Афина

Вышедшая из его головы. Эта богиня ведала военным и вязальным делом. Все боги Олимпа были одеты и обуты в связанные Афиной одежды.

Арес

Его имя вызывало отвращение у всех людей, ведь он был яростным противником Эйрены - защитницы мира, и одновременно другом Эриды - покровительницы раздора. Этот бог войны жаждал крови и убивал без разбору всех - и правых, и виноватых.

Аполлон

Прекрасный юноша, сын Зевса считался богом поэзии и музыки. Кроме того, он охранял стада и солнечный свет, был покровителем муз.

Артемида

Сестра Аполлона была богиней гор и лесов. Она известна как хранительница природы и животных. По другим источникам Артемида - богиня охоты и смерти.

Гермес

Этот бог известен как покровитель торговцев и купцов, разносчик информации, а равно и помощник воров. Помимо этого, Гермес считается защитником стад и пастухов.

Афродита

Чудесная богиня родилась из морской пены. Афродита была и любви, влечения и страсти.

Олимпийские боги, в отличие от деспотичных, загадочных («хтонических») восточных богов, рассматривались как существа хотя и могущественные, но близкие и понятные человеку. Им присуще все то, что свойственно людям: способность есть и пить, любить и ненавидеть, а также иметь физические недостатки (бог кузнечного ремесла Гефест – хромой). Подобный антропоморфизм – очеловечивание богов – присущ в целом античному мировоззрению, античной культуре.

Олимпи́йские бо́ги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии - боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов - богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи: Зевс, Гера, Деметра, Гестия, а также их потомки: Гефест, Гермес, Арес, Афродита, Афина, Аполлон, Артемида, Дионис.

Хронология истории РЕЛИГИИ Древней ГРЕЦИИ

От брака Крона и Реи рождается третье поколение богов (олимпийцев ): Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс .

Зевс и другие олимпийцы порождают четвёртое поколение богов. Зевс порождает Афину , от Зевса и Геры, - супруги Зевса, рождаются Гефест, Геба, Арес, Илифия . От Зевса и Деметры (богини плодородия) рождается Персефона , богиня растительности. От Зевса и Лето рождаются Аполлон и Артемида .

ПАНТЕОН ГЛАВНЫХ ОЛИМПИЙСКИХ

БОГОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Зевс – верховное божество, глава олимпийской семьи богов. Громовержец, бог грозы, молнии.

2. Аполлон (Феб) – бог гармонии, прорицания, стреловержец. Бог света, Солнца.

3. Артемида – богиня охоты. Богиня Луны, покровительница рожениц. Сестра-близнец Аполлона

4. Арес – бог войны.

5. Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

6. Афродита – богиня любви и красоты.

7. Гера – супруга и сестра Зевса . Верховная олимпийская богиня, «охранительница», госпожа.

8. Гермес – вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших.

9. Гестия - богиня домашнего очага, покровительница неугасимого огня.

10. Гефест – бог огня и кузнечного дела.

11. Деметра – богиня плодородия и земледелия.

12. На 12-е место среди Олимпийских богов претендовали: Посейдон – бог и владыка моря; Аид – бог и владыка царства мёртвых; Дионис (Вакх) – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия.

1. Зевс, Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс исконно греческое божество, его имя индоевропейского происхождения и означает "светлое небо". Зевс - сын Кроноса и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, которое свергло предыдущее поколение - титанов. Три брата Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе. Зевс оставил верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией (Зевс-"Громовержец", Зевс-"Тучегонитель"). В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским. Зевс преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали. Зевс Олимпийский покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Зевс - отец многих героев, проводящих его волю и божественные замыслы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданию греков, как раз не с дарами Прометея, от которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении. В эллинистическую эпоху образ Зевса приобретает черты мирового вседержителя, стремясь к монотеизму. В честь Зевса Олимпийского устраивались Олимпийские игры - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. Зевса почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев. Атрибутами Зевса были эгида, скипетр, иногда орёл и молот. Как дарующий победу на войне и в состязаниях Зевс изображался с богиней победы Нике (римское - Виктория) в руке. Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев: Геракла, Персея и других. От Зевса вели своё происхождение многие знатные роды. Важнейшими местами культа Зевса были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где устраивались в честь Зевса Олимпийские игры.

Отдельные эпизоды мифа о Зевсе содержатся в "Илиаде", "Одиссее", в "Теогонии" Гесиода, "Мифологической библиотеке" Аполлодора и других античных произведениях. В древнеримской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер. Зевс-Аммон, в египетской мифологии Аммон был богом.

2. Гера - супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, младшая дочь Кроноса и Реи. Её имя, возможно, означает "охранительница", "госпожа". Брак Геры с братом - рудимент древней кровнородственной семьи. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Супружество Геры определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к её советам прислушивается сам Зевс. Но в этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, ужасающий гнев. В мифах, впервые переданных Гомером и Гесиодом, Гера - образец супружеской верности. В знак этого её изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса.

Гера - в древнегреческой мифологии - царица богов, покровительница женщин, брака и рождения. Гера изображалась в виде величественной женщины в длинных одеждах с венком или диадемой на голове. В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

3. Деметра , в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение засвидетельствовано самим именем богини, буквально означающим "мать-земля". Она благостная к людям богиня, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских делах, которая научила людей премудростям земледелия. В мифе о Деметре отражена также изначальная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, которая потеряла свою дочь Персефону, похищенную Аидом. Деметра прежде всего богиня земледельцев, её прославляют на прзднестве Фесмофорий. Деметра относится к числу древних женских великих богинь, дарующих плодоносную силу всему живому. Главное священное место Деметры - Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца сентября проходили Элевсинские мистерии, символизирующие духовное и физическое очищение. Распространённый во многих местностях Греции культ Деметры слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры. Деметра - в древнегреческой мифологии - сестра Зевса; богиня плодородия и земледелия, которая вручила колос пшеницы людям и научила их возделывать землю и растить хлеб. Деметра изображалась стоя или сидя на троне: - с венком из колосьев на голове; - с факелом и корзиной плодов или колосья в руках.

4. Гестия, в греческой мифологии богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, олимпийское божество. Она покровительница неугасимого огня - начала, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью. Целомудренная безбрачная Гестия пребывает на Олимпе, символизирующий незыблемый космос. Образ Гестии рано приобрел отвлеченные черты персонифицированного огня и не связан с мифологическими сюжетами.

5. Гефест , в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее древнейшие черты огненной стихии. Гефест выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу. Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю. Гефест хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. На Олимпе Гефест развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефеста, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - "сыновьями Гефеста". Классический образ Гефеста - кузнец и искусный мастер своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон, т.е. Гефест - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Гефест преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем и Дедалом. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Гефеста. На материк культ Гефеста был занесён с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. Гефест любил физический труд.

6. Гермес , в греческой мифологии первоначально бог скотоводства и пастухов, позднее вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Гермес - сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного и многомудрого Одиссея. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. Гермес одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Водительство Гермеса на путях жизни и смерти переосмысливается в эпоху классической мифологии как покровительство героям. Гермес охраняет героев во время странствий. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. Функция Гермеса как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой, вторична. Гермес и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвящённым) сочинения. Гермес почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших.

Гермеса обычно изображают юношей в плаще, шляпе с загнутыми полями (крылатым шлемом), в золотых крылатых сандалиях (высокие сапожки с крылышками) и с золотым магическим жезлом, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями. Гермес считается изобретателем музыкального инструмента - лиры. Кроме того, Гермес был весельчаком и шутником и любил устраивать розыгрыши. Это он однажды в шутку стащил у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, а у Аполлона - лук и золотые стрелы. Правда, если он и пользовался ими, то только в благородных целях. Никто не мог превзойти его в хитрости, изобретательности и лукавстве, поэтому воры и шулеры считают его своим покровителем. Люди чтили его за то, что он подарил им изобретённые кентавром Хироном меры веса и длины, числа и азбуку и обучил их грамоте. Его славили как бога - покровителя молодых атлетов. В его честь строились стадионы для атлетических соревнований и школы для занятий гимнастикой, которые назывались гимнасиями и украшались скульптурными изображениями бога. Известен миф о любви Ио и Зевса, которая состоялась благодаря Гермесу.

Гермес - покровитель путников, купцов, бог торговли и прибыли, изобретатель лиры и пастушеской флейты, предводитель в хороводах нимф. В древнеримской мифологии Гермесу соответствовал Меркурий.

7. Арес, Арей, в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием. Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении. Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его атрибуты - копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку. В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес - буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Его эпитеты: "сильный", "огромный", "быстрый", "беснующийся", "вредоносный", "вероломный", "губитель людей", "разрушитель городов", "запятнанный кровью". Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс. Геродот отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. "Скифский Арес", входивший в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водружённого на вершине четырёхугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны. Арес - в древнегреческой мифологии - сын Зевса и Геры, бог жестокой и кровавой войны, войны ради войны. Арес изображался в шлеме, вооруженный щитом, копьем и коротким мечом.

8. Афродита , в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дианы; согласно другой, она родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени "пенорождённая" и одного из её прозвищ - Анадиомена - "появившаяся на поверхности моря". Афродита обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: "Афродита в садах", "священносадовая", "Афродита в стеблях", "Афродита на лугах". Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная ("богиня гор"), спутница и добрая помощница в плавании ("богиня моря"), т.е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она - богиня браков и даже родов, а также "детопитательница". Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. Служение Афродиты часто носило чувственный характер (Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая Афродита - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. Многочисленные святилища Афродиты имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище Афродиты - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии. Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако её помощь распространялась только на сферу чувств. В античном искусстве Афродиту изображали женщиной в расцвете сил и красоты. Постоянным атрибутом Афродиты был чудесный пояс, в котором была скрыта тайна её обаяния и были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Согласно легенде, именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь. Из античных изображений Афродиты наиболее известны: Афродита Книдская Праксителя (середина 4 в. до н.э.), Афродита (Венера) Милосская (2 в. до н.э.). dnMenu(10,3);

9. Афина , в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремёсел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Считается, что Афина родилась из головы Зевса. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Её атрибуты - змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. В древности считалось, что богиня получила прозвище - Паллада от упавшего с неба деревянного идола Палладиона. Что бы ни означало это прозвище, предание об упавшем с неба деревянном идоле само по себе говорит об Афине как божестве древнейшего круга. Более поздние мифы приписывают появление эпитета Паллада тому, что Афина побеждает гиганта Палланта. Афина в период героической мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию. Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она - покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространённый по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва. Афина считалась покровительницей Афин; в честь неё справлялся праздник Панафинеи. Афина изображалась в виде суровой и величественной девы, в длинном одеянии, в полном вооружении, с копьём, щитом и в шлеме.

10. Аполлон , сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов разгадать значение имени Аполлона не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций Аполлона: стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные; он врач или Пеон, Алексикакос ("Помощник"), защитник от зла и болезней, прекратившей чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона - Феб - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса.

Аполлону - прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - Мойрагетом..
Аполлон - пастух и охранитель стад. Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён. Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - предводитель муз и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Аполлон - один из наиболее сложных мифологических образов. Вероятно, культ Аполлона проник из Малой Азии в Грецию, а оттуда в Рим (в "Илиаде" Аполлон покровительствует троянцам). Первоначально Аполлон был божеством, связанным с культом производительных сил земли и отвращающим от людей беды и болезни. Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а затем бога мудрости, а также покровителя искусства (отсюда Аполлон Мусагет - предводитель муз). Позднее Аполлон стал отождествляться с богом солнца (его прозвище Феб от греческого прилагательного phoibos - светлый, блистающий). Основными центрами культа Аполлона были Дельфы, о.Делос и Дидимы (в Малой Азии). Аполлон - в древнегреческой мифологии - сын Зевса и богини Лето, бог солнечного света, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Аполлон изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.

11. Артемида , ("медвежья богиня", "владычица", "убийца"), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (Делос). Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф, своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак. Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. В самых древних мифах Артемида изображалась в образе медведицы. В Аттике жрицы богини при совершении обрядов надевали на себя медвежью шкуру. В классической мифологии Артемида была девой и защитницей целомудрия. Святилища Артемиды часто возводились среди водных источников, считавшихся символом плодородия. В римской мифологии ей соответствует богиня Диана.

Первоначально Артемида - богиня плодородия, покровительница животных и охоты, богиня луны, позднее - покровительница женского целомудрия и охранительница рожениц. Изображалась Артемида в виде прекрасной девушки-охотницы в короткой одежде с луком и стрелами в сопровождении оленя и нимф или как богиня луны - в длинных одеждах с полумесяцем на голове и факелами в руках.
12. Дионис , в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Божество восточного происхождения (фракийского или лидийско-фракийского), распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. На рубеже 7-8 веков до н.э. культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, противопоставлялся Аполлону, прежде всего как божеству родовой аристократии. Дионис являлся сыном Зевса и дочери фиванского царя Кадма, смертной женщины Семелы. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос. Он женился на Ариадне, покинутой Тесеем. Повсюду, где появляется Дионис, он обучает людей виноградарству и виноделию. В свите Диониса принимали участие вакханки, сатиры и менады, которые сокрушали все на своём пути. В число 12 олимпийских богов Дионис вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали вакханки из Аттики. Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису, возникла древнегреческая трагедия. Дионис - бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Древние греки изображали Диониса бородатым мужчиной в длинной одежде или обнажённым юношей, в окружении менад, сатиров и силиенов.

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,- Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Гесиод «Теогония»

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными , то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)


Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны ‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2. олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos ) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

v Одиссей

Верховные боги Олимпа

Греческие боги

Функции

Римские боги

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира, символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

Греческие боги

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

богиня счастья, случая и удачи

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

богиня неистовой войны

Гипнос (Морфей)

богиня цветов и садов

бог западного ветра, вестник богов

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

«златокрылая», богиня радуги

богиня земли

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.


Греческие музы

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

Нимфы – (название означает «источник», у римлян - «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

Ф. Шиллер

Нимфы гор – ореады ,

нимфы лесов и деревьев – дриады ,

нимфы источников – наяды ,

нимфы океанов – океаниды ,

нимфы моря – нериды ,

нимфы долин – напеи ,

нимфы лугов ‐ лимнады.

Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

Вергилий, «Энеида»

Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.


Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.

Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти, похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

Двенадцать богов были основными богами, которым поклонялись древние греки. По легенде, они жили на вершине Олимпа , среди них были 6 мужчин и 6 женщин.

Гестия : покровительница семейного счастья, защитница девственниц, единственная богиня, которая ладила со всеми богами. Это была старшая дочь и первый ребенок Кроноса и Реи, поэтому была введена в ранг главных великих Богинь.

Афродита : когда Афродита вышла из моря она стала синонимом женской красоты в древности, была богиней любви и красоты. Боги и смертные, все они были покорены красотой Афродиты . Во время брака с Гефестом, имела любовную связь с Аресом.

Афина : богиня справедливости, мудрости, стратегии, войны. Парфенон в Афинах-это самый известный храм, посвященный ей. Афина была любимой дочерью Зевса, родилась из его головы. Символы богини - сова, эгида, олива, змея.

Артемида : была богиней дикой природы и охоты, покровительствовала беременным женщинам и роженицам особенно в сельской местности, сестра-близнец Аполлона. Символы Артемиды животные и растения, оружие, коза, олень, змея, лавровый лист, ладонь, меч, колчан, копье и другие.

Боги Олимпа были расой сверхчеловечески могущественных сверхразмерных гуманоидных существ, которым поклонялись в Древней Греции и во всей Римской империи примерно с 2000 года до нашей эры до 500 года нашей эры. Некоторые из них показывают, что они активны еще 20 000 лет до н.э., а Атлас находится в До-Cataclysmic Atlantis . Олимпийцы жили в Олимпе, небольшом «карманном» измерении, прилегающем к Земле; межпространственная связь между Олимпом и Землей существует где-то на горе Олимп в Греции, Человеческие поклонники олимпийцев в Древнем Риме называли этих богов разными именами, чем те, в которых боги были известны в Древней Греции; например, греки называли царя богов Зевса, тогда как римляне называли его Юпитером или Юпитером. Боги олимпийцев, за исключением Нептуна, покровительницы атлантов, перестали иметь или активно искать поклонников на Земле. Однако некоторые боги, особенно Геркулес и Венера, все же проявили активный интерес к благосостоянию человечества.

Происхождение.

Точное происхождение олимпийских богов, как и всех земных пантеонов богов, окутано мифом и легендой. Согласно древним мифам, первобытная богиня Земли Гея является прародителем главных олимпийских богов. Однако неясно, возникла ли олимпийская гонка на Земле, Олимпе или в другом измерении, связанном с Олимпом. Согласно мифам, Гея родила сначала неба бога Ураноса. Гея связалась с Ураносом и родила ему первое поколение олимпийской гонки, известное как титаны. Один из титанов, Кронус, пришел к власти, когда он смертельно ранил Уранос. Умирающий Уранос предсказал, что Кронус также будет свергнут одним из его собственных детей.

Титаномахия

В результате, после рождения каждого из детей Кронуса, Кронус имел младенца, заключенного в тюрьму в Тартаре, самой мрачной части олимпийского подземного мира, известного как Аид. Опасаясь жестокого обращения со своими детьми, жена Кронуса, Титанесса Рея, скрыла от него свою шестую беременность и тайно родила Зевса на земле, теперь называемой Грецией. Зевс вырос до взрослой жизни среди человеческих пастухов Крита. Зевс поставил своих братьев и сестер — Нептуна, Плутона, Геры, Деметры и Весты, теперь все выросли до взрослой жизни — без Тартара. Зевс и его союзники вели десятилетнюю войну с Титанами, которая закончилась победой Зевса. Он заключил в тюрьму большую часть мужских титанов в Тартаре и утвердился на Олимпе в качестве верховного правителя олимпийской расы.

Зевс женился на богине Гере, но он занимался многими делами с богинями и смертными земными женщинами. Некоторые из его детей были богами. Зевс, Гера, Нептун, Деметра и Веста вместе с детьми Зевса Аполлоном, Аресом, Артемидой, Афиной, Гефестом, Гермесом и Венерой составляли членство в высшем совете олимпийских богов, известном как Пантеон. Веста позже уступила место в совете в пользу сына Зевса Диониса. Брат Пруто не был членом Пантеона, предпочитая проводить практически все свое время в Аиде, которым он управлял. После окончания Hyborian Age, олимпийские боги искали поклонников на Земле. Нептун стал богом-покровителем водолазных атлантов, Зевс хотел, чтобы олимпийским богам поклонялись люди земли, теперь известные как Греция.

Вечные

Гора Олимп лежала около Олимпии, главного города Вечных. Зевс и его дочь Афина встретились с Зурами, лидером Вечных и его дочерью Азурой. Заметив физическое сходство между Зевсом и Зурами и между Азурой и самой собой, Афина предположила, что олимпийские боги и Вечные существа образуют союз, в котором Вечные существа будут действовать как представители богов на Земле. Остальные три с энтузиазмом согласились, и Азура приняла свое нынешнее название Thena, чтобы обозначить герметичность пакта. Однако на протяжении многих лет многие люди думали о многих Eternals не как о богах, а о самих богах. Это привело к растущему недовольству богов по отношению к Eternals, которые разразились в короткую войну.

Смертные

Поклонение олимпийским богам распространилось от Греции до Рима и во всей Римской империи.

христианство

Когда христианство заменило поклонники олимпийских богов в Римской империи, Зевс решил, что настало время для олимпийцев разбить большую часть своих связей с Землей. Однако Нептуну было разрешено наблюдать за поклонниками Атланты. Тем не менее, Зевс все еще сохранял привязанность и интерес к людям Земли.

Современная эра

В последние годы дети Зевса Геракл и Венера проводили периоды жизни среди смертных Земли.

До недавнего времени подавляющее большинство олимпийцев имели небольшие контакты с людьми, помимо встреч с различными членами Мстителей, из-за того, что они были союзниками и друзьями сына Зевса, Геркулеса. На протяжении веков олимпийцы поддерживали тесные связи с некоторыми другими богатыми пантеонами, особенно боги Асгардов, которые были самыми близкими союзниками олимпийцев. Недавно олимпийцы победили силы Микабоши, японского бога зла, в конфликте, который длился много лет. Жизнь многих олимпийцев была потеряна во время войны, а Зевс, возможно, был одним из последних жертв.

Из-за этой катастрофы олимпийский пантеон был перенесен на Землю в массовую диаспору, где теперь Гера стала новым главой своей земной группы Олимпа и Богом Олимпа, а остальные боги рассеялись по лицу планеты.



Поделиться