Столпничество и столбовое стояние. Кто такие столпники? Подвиг столпничества что такое

СТОЛПНИК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Столпник (гр. στυλίτης, лат. stylita), святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг - стояние на столпе как способ удаления от мира и сосредоточения на постоянной молитве.

Хотя неопределенное упоминание об отшельнике, избравшем себе данный подвиг, имеется уже в словах Ефрема Сирина (+ 373 г.), эпоха столпников начинается лишь в V веке, когда к столпничеству обращается святой Симеон Столпник. Сначала он подвизался как монах, затем как отшельник в северной Сирии, а в 423 году взошел на столп, где проводил время в непрестанной молитве. Столп поначалу был невысоким, но затем достраивался, пока не достиг приблизительно 20 метров в высоту. Святой Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось еще при его жизни, особенно в сирийских общинах. В V - X веках пример святого Симеона имел многих последователей, в том числе преподобных Даниила (V в.), Иоанна и Симеона Столпника Младшего (VI в.), Алипия (VII в.) и других. Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

Подвиг столпничества был известен и на Руси, на столпе спасались, например, преподобные Никита Столпник Переяславский (+ 1186 г.) и Савва Вишерский (+ 1461 г.).

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климане на вершинах Арденн.

Использованные материалы

Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:

http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

Столп - башня, камень или другое возвышение

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТОЛПНИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТОЛПНИК
    христианский аскет-подвижник, пребывающий в состоянии непрерывной молитвы на столпе открытой возвышенной площадке, башне и т. п. Основателем столпничества христианская традиция …
  • СТОЛПНИК в Словаре церковных терминов:
  • СТОЛПНИК в Православных церковных терминах:
    преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на "столпе" - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. …
  • СТОЛПНИК в Кратком церковнославянском словаре:
    - проводивший свою жизнь на столбе, …
  • СТОЛПНИК в Большом энциклопедическом словаре:
    святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (каком-либо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - …
  • СТОЛПНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а,л". Отшельник, совершающий молитвы, стоя на небольшом столпе, либо затворись в тесной башенной келье. II ж. стблпница, …
  • СТОЛПНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сто"лпник, сто"лпники, сто"лпника, сто"лпников, сто"лпнику, сто"лпникам, сто"лпника, сто"лпников, сто"лпником, сто"лпниками, сто"лпнике, …
  • СТОЛПНИК в словаре Синонимов русского языка.
  • СТОЛПНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    столпник, -а; но: Симеон …
  • СТОЛПНИК в Орфографическом словаре:
    ст`олпник, -а; но: симе`он …
  • СТОЛПНИК в Словаре Даля:
    столповой, столп, см. столб …
  • СТОЛПНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на «столпе» (каком-либо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - …
  • СТОЛПНИК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    столпника, м. (церк. истор.). Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе (см. столп в 1 знач.), или затворившийся в маленькой …
  • СТОЛПНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    столпник м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе [столп I 1.] или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе [ столп I 1.] или затворясь в тесной башенной …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    преподобный (356 459 гг.) подвижник, прославившийся своими аскетическими подвигами; основоположник новой формы аскезы столпничества. Уроженец Киликии, принял пострижение в одном …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • НИКИТА СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Столпник, Переяславский (+ ок. 1186), чудотворец, преподобный. Память 23 мая в Соборе …
  • ЛУКА СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лука, Новый Столпник, Халкидонский (+ ок. 980 г.), преподобный. Память 11 декабря. Был воином …
  • ДАНИИЛ СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Даниил Столпник (+ ок. 489 - 490 гг.), преподобный. Память 11 декабря. Родился в …

столпник

столпника, м. (церк. истор.). Религиозный фанатик-отшельник молившийся, стоя на небольшом столпе (столп в 1 знач.), или затворившийся в маленькой башенной келье (столп во 2 знач.). Симеон-столпник.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

столпник

А,м.. Отшельник, совершающий молитвы, стоя на небольшом столпе, либо затворись в тесной башенной келье.

ж. стблпница, -ы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

столпник

м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной келье.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

столпник

святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (какомлибо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - сирийский монах Симеон Столпник (ум. 459), подвизавшийся на столпе более 30 лет.

Википедия

Столпник

Сто́лпник - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году (память 1 октября).

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн.

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников, сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Примеры употребления слова столпник в литературе.

Ломоносов Жервеза в православии приняла имя Глафиры, а венчавший молодых Бутурлиных батюшка отец Афанасий от Семена Столпника сделался ее духовником и глубоко вошел в жизнь бутурлинского домика, что на Знаменке.

Это состояние души, - возразил столпник , обернувшись и глядя на Артура в упор.

К этой прилагается еще одна молитва, весьма важная, - продолжал старый столпник , - так что запиши-ка и ее тоже.

Ветродуевы муки кончились, а Жихарь со связанными Симеонами решились вернуться на прежнее место, Столпник ему все объяснил: - Воздух у него не только в легкие идет - часть и в кишки попадает.

Здесь ныне поселился столпник и находится камень Богородицы, на этой горе и был древний Вифлеем.

Столп столпника , уст затвор -- Ты был мне престол, ПросторТем был мне, что морю толп Еврейских -- горящий столп!

Этим столпником был святой Симеон, - сказал Бельбо - и, по-моему, он взобрался на столб для того, чтобы было удобнее плевать на головы проходящих внизу.

Светочи христианства, страсти Христовы, столпники и отшельники, чудеса и благодатные источники, и прочая, прочая муть тучами валилась на русского деревенского читателя.

Святые подвижники и столпники требовательно взирали на мастера, давшего им вторую, бессмертную жизнь.

Я знал людей, истязающих себе веригами, не мывшихся и не стригших ногтей -- будто Искупитель нечистоплотность проповедовал, столпников и молчальников, живших в скитах и бичевавших себя дни и ночи напролет.

Одинокий Марат - Боже избави от такого человека, - долго размышлявший в своих потаенных подвалах и на своем столбе Столпника , углядел спасение только в одном - в падении 260 тысяч аристократических голов.

И, духовным взором проникая в грядущее, видел, почти видел и мощных, взволнованных суровостью бытия праотцов, и пророков, и испуганные лица шестикрылых херувимов, и видения Страшного Суда, и ряды праведников, и то особое, что наметил он сотворить в каменной палатке храма: святых мучеников, деловитых и упорных, словно сами новгородцы, причудливых столпников и Троицу, Троицу прежде всего!

Никитский монастырь считается одним из самых старейших на Руси и древнейшим из ныне существующих. Предполагается, что он был основан в 1010 году, а во время основания в 1152 году Переславля-Залесского ростово-суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким, изгнанным из Переяславля Южного, монастырь был уже Лаврой.
Назван монастырь Никитским в честь великомученика Никиты Гофского, но наиболее известен другой Никита, подвизавшийся в нем - уроженец Переславля Никита Столпник.

Он был сборщиком налогов, немалая часть которых попадала ему в карман, вел жизнь богатую, разгульную и притесняющую, прям как нынешние чиновники . Но однажды во время приготовления угощения к очередному пиру он узрел в котле вместо мяса человеческую голову (небось на фоне алкогольной интоксикации ), после чего оставалось только срочно идти в монастырь и каяться.
Приняв монашество, он с благословления настоятеля принял на себя обет столпничества и возложил железные вериги и каменную шапку. Погиб он от своих родственников, которые пришли к нему с просьбой о молитве за них, но прельстились веригами, показавшимися им серебряными.

Подвижничество на столпе, как весьма тяжелое, было очень редким даже на Востоке, во времена раннего христианства. А на Руси известны только два столпника, оба в 12 веке - преподобный Никита и Святой Кирилл Туровский из Туровского Борисоглебского монастыря. Некоторые русские святые принимали на себя обет столпничества на некоторое время, например Серафим Саровский.
Столпничеством называется стояние на камнях, столпах, скалах, либо в узких глубоких ямах-пещерах. Никита выкопал столп себе сам, и его столпничество было одновременно и затвором.

Очень известен этот вид подвижничества в Индии. Даже в наше время их там немало, встречаются и европейцы.

Баджранг Дас, "стоячий" баба, который никогда не садится, ни днем, ни ночью. Он также и спит стоя, оставаясь на этих качелях. Его гениталии покрывает металлический пояс невинности.
Со временем в сосудах ног происходят необратимые изменения, нарушается лимфостаз, ноги опухают, болят. Обезболивание традиционное - чилом и медитация.
В Шантараме красочно описана секта Стоящих монахов, но это все же художественная литература.

Возвращаясь к Никитскому монастырю. Очень хороша была Рождественская литурия. Правда было весьма многолюдно, так что я в центральный зал протиснулась только минут через десять, да и в верхней одежде жарко, но ради прекрасного мужского хора стоило постоять полтора часа. После службы выстроилась немалая очередь на поклонение мощам преп. Никиты и последущую исповедь.
Я же пошла ставить свечку в часовенку, построенную на месте Столпа-пещеры.
Не помешает.

Наверно я бы и не узнал про столпничество, если бы не изучал китайскую традицию и сам однажды не начал практиковать столбовое стояние. С виду не замысловатое упражнение, на самом деле очень серьезное и как я выяснил, является базовым для внутренних стилей. Хочу предупредить, что его нельзя выполнять без предварительной подготовки и опытного инструктора.

Своим сообщением я лишь хочу открыть дискуссию, по довольно интересной теме пересечения традиций. Думается, в этом вопросе нельзя поставить точку, можно лишь порассуждать и узнать для себя немного нового.

Ниже, будут цитаты из различных источников, разбавленные моими комментариями.

Итак, что же такое столпничество в христианской традиции?



Сто́лпник (греч. στυλίτης , лат. stylita ) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Действительно было бы интересно взглянуть на истоки этой традиции и как зародился данный подвиг. Я не нашел информации по этому поводу и будет интересно, если вы обладаете чем-то ценным и поделитесь своим знанием в комментариях. Из того что мной было найдено в интернете, могу привести лишь следующее:


Из описания жизни святых столпников видно, что все они действовали под особенным водительством Духа Божия, а поэтому нельзя думать, что они решались на великий подвиг столпничества, не испросив прежде на то благословения Божия. Так, св. Симеону трижды являлся ангел Господень и призывал его к столпничеству. А его ученику, св. Даниилу, было видение столпа, «высотою превосходящего облаки, преподобного Симеона, стоящего на верху столпа и призывающего: взыди сюда, Данииле».

Изготовление столпов


Столпы делались различного вида и высоты. Например, столп св. Даниила был вышиной в два человеческих роста, столп св. Луки — в 12 локтей. Но были и более высокие — в 36 и 40 локтей (1 локоть — 38-45 см.). В основном, это была столпообразная башня с балконом на верху. Верхняя площадка, на которой стоял подвижник, была совсем небольшая. Иногда она окружалась деревянной сплошной решёткой, из-за которой видны были только голова и плечи столпника. Для защиты от солнечного зноя и непогоды иногда на столпах устраивался навес. Лестница для восхождения на столп находилась снаружи, об этом свидетельствуют жития святых. Столпы воздвигали отчасти сами подвижники или посторонние. Св. Даниилу первый столп построил его друг Марк, а второй соорудил Геласий, владелец той земли, где подвизался столпник; император Лев тоже создал столп и крышу над ним в благодарность за полезную общественную деятельность св. Даниила.

Подготовка к подвигу


Прежде всего, будущий столпник, который решил посвятить себя на служение Господу, должен очистить себя, приготовиться. С первых шагов своего усовершенствования он обязан противиться требованиям плоти, принуждая себя к добру, противясь злу. Готовясь к подвигу, будущие столпники селились в монастырях, где подвергали себя самым строгим лишениям. Так, св. Лука «железом себя обложил по всей плоти». Св. Даниил, поселившись в идольском капище, завалил все входы и оставил только «оконце едино мало приходящих ради». И только уже после подготовительных подвигов самоумерщвления и затворничества, испытав себя в самоотвержении и терпении, святые подвижники всходили на столпы. Мысль о столпничестве появлялась у них по призванию и откровению Божию.

Молчание и созерцание


Уединение и молчание служили благотворным средством для богомыслия и молитвы, они подготавливали к другому виду аскетического столпнического упражнения — созерцанию. Под созерцанием понимается такая деятельность духа, вследствие которой намеренно долго мысль останавливается на предмете религиозного значения. Святые столпники «душу свою направляли к небесным, ум их витал в горнем». С мыслью о Боге у них неразлучна была мысль о своём сердце, которое они тщательно охраняли даже от всяких помыслов.

Постоянно изучая в себе человеческую сущность, прислушиваясь к непреложным её требованиям и наблюдая, за что, для чего и отчего она находится в вечной борьбе с самой собой, столпники лучше всех мудрецов понимали истинное достоинство и назначение человека и не приносили небесного в жертву земному, а земное не чтили, как небесное.

Эффекты


При помощи данной работы над собой столпники становились иногда глубокими психологами, могли подать лучший совет в затруднении, исцелить душевные язвы, разрешить сомнения, поднять падшего, очистить, успокоить. Всё это привлекало к местам столпостояния огромное количество народа. Туда, в горы и ущелья, шли и простые миряне, и монахи, и императоры, и высшие духовные лица. Многие из приходивших к столпникам не хотели уходить от них и, оставляя свои дома и имения, селились рядом со столпами для того, чтобы непрестанно видеть перед собой такой подвиг и учиться из бесед святых столпников. Поэтому столпы являлись центрами, где сосредоточивалась религиозная жизнь. Возле каждого святого столпника постепенно организовывались общины. Бесчисленные исцеления, совершаемые святыми столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцелённым говорить про них. Обид они не помнили, молились за своих врагов и исцеляли клеветников.

Стояние столбом (Чжан Чжуан) в китайской традиции


«Столбовая наработка» - основа ушу,

поговорка кулачного искусства гласит: «Хочешь изучать кулак - вначале стой столбом». В синъицюань столбовой наработке уделяют огромное внимание,

существует высказывание мастеров синъицюань: «Хочешь изучить синъицюань - сначала стой три года столбом».
«Тренирующий кулаки и не тренирующий наработки - до самой старости так и остаётся пустым местом».

Ван Сянчжай писал: Упражнения Стояние столбом направлены на развитие силы из не-силы, движения из не-движения, быстрого движения из медленного движения.

В Ицюань, Столбовое стояние есть основной тренировочный метод для наработки внутреннего усилия для боя, а также эффективный способ оздоровления организма и самосовершенствования. Позиции условно делятся на «оздоровительные столбы» - Цзяньшэнь Чжуан и «боевые столбы» - Цзицзи Чжуан.

В оздоровительных позициях основной целью упражнения является поиск расслабления тела и успокоения ума.

Основными требованиями в практике оздоровительных столбов являются


  • Расслабление

  • Наблюдение (концентрация)

  • Правильность позиции

  • Дыхание

Ван Сянчжай в работе «Центральный стержень кулачного пути» пишет:

Ум не убегает вовне, внешние вопросы не проникают внутрь, дух сияет, вы чувствуете восхитительную подвижность, как если бы вы были один во всей вселенной, волосы на вашем теле как бы натянуты и стоят дыбом. Все тело как бы пульсирует. Вы как огромное, драгоценное, прекрасное дерево, достигающее облаков. Вы как будто подвешены сверху и поддерживаетесь снизу. Такое состояние духа можно сравнить с плаванием по воздуху. Ваш опыт, ваше переживание мягко пульсирует во всех клетках тела. Через какое-то время такое состояние станет естественным состоянием движения. Естественные методы полезны для тела, они улучшают его работу.
Что касается ума, то вам следует видеть тело как большую плавильную печь. Вы должны наблюдать за тем работает ли все тело целиком, все клетки тела вместе естественным образом. Ничто не должно форсироваться силой. Вам также не следует придаваться фантастическим иллюзиям. Если вы практикуете надлежащим образом, тело тренируется без использования обычных упражнений, нервная система культивируется без специального культивирования, вы чувствуете покой, комфорт во всем теле. Постепенно формируется характер. Естественная сила постепенно развивается. Но вам следует помнить о том, что вы не должны использовать силу обычным способом, так как это нарушило бы кровообращение и вы потеряли бы расслабленность и гармонию. Без расслабления энергия застаивается, сила жесткая, правильное намерение останавливается, дух сломлен.

Итак, упражнения Чжан Чжуан являются эффективным методом оздоровления и развития боевых навыков и силы. Но в данном упражнении развивается не мышечная сила, а сила, которая в традиционных системах китайского ушу называется «нэйцзинь» - «внутренняя энергия», известная также под такими понятиями как - Ци, Ки, Прана.

Получается, что в китайской традиции данное упражнение использовалось для развития именно внутренней силы, для тренировки духа и воли. С помощью столбового стояния, китайские мастера не только становились выдающимися войнами, но и совершенствовали здоровье и занимались самопознанием.

Еще в тему пересечения традиций, специально для любителей осознанных сновидений, хочу сказать, что ни в китайской ни в христианской традиции осознанные сновидения не практиковались. Более того в китайском языке, даже нет иероглифа, обозначающего осознанные сновидения.

Наверно я бы и не узнал про столпничество, если бы не изучал китайскую традицию и сам однажды не начал практиковать столбовое стояние. С виду не замысловатое упражнение, на самом деле очень серьезное и как я выяснил, является базовым для внутренних стилей. Хочу предупредить, что его нельзя выполнять без предварительной подготовки и опытного инструктора.

Своим сообщением я лишь хочу открыть дискуссию, по довольно интересной теме пересечения традиций. Думается, в этом вопросе нельзя поставить точку, можно лишь порассуждать и узнать для себя немного нового.

Ниже, будут цитаты из различных источников, разбавленные моими комментариями.

Итак, что же такое столпничество в христианской традиции?

Сто́лпник (греч. στυλίτης , лат. stylita ) - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Действительно было бы интересно взглянуть на истоки этой традиции и как зародился данный подвиг. Я не нашел информации по этому поводу и будет интересно, если вы обладаете чем-то ценным и поделитесь своим знанием в комментариях. Из того что мной было найдено в интернете, могу привести лишь следующее:

Из описания жизни святых столпников видно, что все они действовали под особенным водительством Духа Божия, а поэтому нельзя думать, что они решались на великий подвиг столпничества, не испросив прежде на то благословения Божия. Так, св. Симеону трижды являлся ангел Господень и призывал его к столпничеству. А его ученику, св. Даниилу, было видение столпа, «высотою превосходящего облаки, преподобного Симеона, стоящего на верху столпа и призывающего: взыди сюда, Данииле».

Изготовление столпов

Столпы делались различного вида и высоты. Например, столп св. Даниила был вышиной в два человеческих роста, столп св. Луки - в 12 локтей. Но были и более высокие - в 36 и 40 локтей (1 локоть - 38-45 см.). В основном, это была столпообразная башня с балконом на верху. Верхняя площадка, на которой стоял подвижник, была совсем небольшая. Иногда она окружалась деревянной сплошной решёткой, из-за которой видны были только голова и плечи столпника. Для защиты от солнечного зноя и непогоды иногда на столпах устраивался навес. Лестница для восхождения на столп находилась снаружи, об этом свидетельствуют жития святых. Столпы воздвигали отчасти сами подвижники или посторонние. Св. Даниилу первый столп построил его друг Марк, а второй соорудил Геласий, владелец той земли, где подвизался столпник; император Лев тоже создал столп и крышу над ним в благодарность за полезную общественную деятельность св. Даниила.

Подготовка к подвигу

Прежде всего, будущий столпник, который решил посвятить себя на служение Господу, должен очистить себя, приготовиться. С первых шагов своего усовершенствования он обязан противиться требованиям плоти, принуждая себя к добру, противясь злу. Готовясь к подвигу, будущие столпники селились в монастырях, где подвергали себя самым строгим лишениям. Так, св. Лука «железом себя обложил по всей плоти». Св. Даниил, поселившись в идольском капище, завалил все входы и оставил только «оконце едино мало приходящих ради». И только уже после подготовительных подвигов самоумерщвления и затворничества, испытав себя в самоотвержении и терпении, святые подвижники всходили на столпы. Мысль о столпничестве появлялась у них по призванию и откровению Божию.

Молчание и созерцание

Уединение и молчание служили благотворным средством для богомыслия и молитвы, они подготавливали к другому виду аскетического столпнического упражнения - созерцанию. Под созерцанием понимается такая деятельность духа, вследствие которой намеренно долго мысль останавливается на предмете религиозного значения. Святые столпники «душу свою направляли к небесным, ум их витал в горнем». С мыслью о Боге у них неразлучна была мысль о своём сердце, которое они тщательно охраняли даже от всяких помыслов.

Постоянно изучая в себе человеческую сущность, прислушиваясь к непреложным её требованиям и наблюдая, за что, для чего и отчего она находится в вечной борьбе с самой собой, столпники лучше всех мудрецов понимали истинное достоинство и назначение человека и не приносили небесного в жертву земному, а земное не чтили, как небесное.

Эффекты

При помощи данной работы над собой столпники становились иногда глубокими психологами, могли подать лучший совет в затруднении, исцелить душевные язвы, разрешить сомнения, поднять падшего, очистить, успокоить. Всё это привлекало к местам столпостояния огромное количество народа. Туда, в горы и ущелья, шли и простые миряне, и монахи, и императоры, и высшие духовные лица. Многие из приходивших к столпникам не хотели уходить от них и, оставляя свои дома и имения, селились рядом со столпами для того, чтобы непрестанно видеть перед собой такой подвиг и учиться из бесед святых столпников. Поэтому столпы являлись центрами, где сосредоточивалась религиозная жизнь. Возле каждого святого столпника постепенно организовывались общины. Бесчисленные исцеления, совершаемые святыми столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцелённым говорить про них. Обид они не помнили, молились за своих врагов и исцеляли клеветников.

Стояние столбом (Чжан Чжуан) в китайской традиции

«Столбовая наработка» – основа ушу,

поговорка кулачного искусства гласит: «Хочешь изучать кулак – вначале стой столбом». В синъицюань столбовой наработке уделяют огромное внимание,

существует высказывание мастеров синъицюань: «Хочешь изучить синъицюань – сначала стой три года столбом».
«Тренирующий кулаки и не тренирующий наработки – до самой старости так и остаётся пустым местом».

Ван Сянчжай писал: Упражнения Стояние столбом направлены на развитие силы из не-силы, движения из не-движения, быстрого движения из медленного движения.

В Ицюань, Столбовое стояние есть основной тренировочный метод для наработки внутреннего усилия для боя, а также эффективный способ оздоровления организма и самосовершенствования. Позиции условно делятся на «оздоровительные столбы» - Цзяньшэнь Чжуан и «боевые столбы» - Цзицзи Чжуан.

В оздоровительных позициях основной целью упражнения является поиск расслабления тела и успокоения ума.

Основными требованиями в практике оздоровительных столбов являются

  • Расслабление
  • Наблюдение (концентрация)
  • Правильность позиции
  • Дыхание

Ван Сянчжай в работе «Центральный стержень кулачного пути» пишет:

Ум не убегает вовне, внешние вопросы не проникают внутрь, дух сияет, вы чувствуете восхитительную подвижность, как если бы вы были один во всей вселенной, волосы на вашем теле как бы натянуты и стоят дыбом. Все тело как бы пульсирует. Вы как огромное, драгоценное, прекрасное дерево, достигающее облаков. Вы как будто подвешены сверху и поддерживаетесь снизу. Такое состояние духа можно сравнить с плаванием по воздуху. Ваш опыт, ваше переживание мягко пульсирует во всех клетках тела. Через какое-то время такое состояние станет естественным состоянием движения. Естественные методы полезны для тела, они улучшают его работу.
Что касается ума, то вам следует видеть тело как большую плавильную печь. Вы должны наблюдать за тем работает ли все тело целиком, все клетки тела вместе естественным образом. Ничто не должно форсироваться силой. Вам также не следует придаваться фантастическим иллюзиям. Если вы практикуете надлежащим образом, тело тренируется без использования обычных упражнений, нервная система культивируется без специального культивирования, вы чувствуете покой, комфорт во всем теле. Постепенно формируется характер. Естественная сила постепенно развивается. Но вам следует помнить о том, что вы не должны использовать силу обычным способом, так как это нарушило бы кровообращение и вы потеряли бы расслабленность и гармонию. Без расслабления энергия застаивается, сила жесткая, правильное намерение останавливается, дух сломлен.

Итак, упражнения Чжан Чжуан являются эффективным методом оздоровления и развития боевых навыков и силы. Но в данном упражнении развивается не мышечная сила, а сила, которая в традиционных системах китайского ушу называется «нэйцзинь» - «внутренняя энергия», известная также под такими понятиями как – Ци, Ки, Прана.

Получается, что в китайской традиции данное упражнение использовалось для развития именно внутренней силы, для тренировки духа и воли. С помощью столбового стояния, китайские мастера не только становились выдающимися войнами, но и совершенствовали здоровье и занимались самопознанием.

Еще в тему пересечения традиций, специально для любителей осознанных сновидений, хочу сказать, что ни в китайской ни в христианской традиции осознанные сновидения не практиковались. Более того в китайском языке, даже нет иероглифа, обозначающего осознанные сновидения.



Поделиться