Краткие биографические справки э шпрангер. Типы индивидуальностей по Э. Шпрангеру. Специальная и учебная литература

Вообще, говорить об описательной психологии нужно, начиная с Вильгельма Дильтея. Но он только вложил основные аспекты, на которые следует обращать внимание тому, кто хочет изучать описательную психологию. Куда более интересную концепцию предложил Эдуард Шпрангер, который является продолжателем его традиций.

Он придумал типологию личностей, согласно которой человек – это существо, которое может принадлежать к одному из шести типов. О них и пойдет речь в этой статье, так как типология – это удобный инструмент понимания сущности человека и того, чем он живет.

Шесть типов типологии личности

Первый тип личности – это теоретик. Он хочет все объяснить. Именно для этого он живет и трудится. И нет совершенно никакой разницы, чем он занимается: преподаванием, спортом или бездельем – но объяснять все происходящие в жизни – это как раз для него.

Второй – это экономический человек. Знаете бабушек или даже детей, которые только то и делают, что откладывают. А слышали анекдоты о евреях? Так вот, это и есть примеры экономического типа личности, который ничего не делает просто так, всегда стремится из самых непонятных ситуаций извлекать пользу. Причем, не обязательно, денежную.

Следующие два типа личности по Шпрангеру – это эстетическая и социальная личность. Первая любит все красивое и оценивает мир в рамках гармонии или ее отсутствия. Вторая категория людей просто не может жить без общения. Именно поэтому их можно увидеть во всяких разных местах. Из личностей эстетического типа могут получиться хорошие художники, а если тип социальный – то прекрасные ораторы.

А вот прекрасные политики получатся, угадайте, с какого типа личности по Шпрангеру? Правильно, политического. Впрочем, эти люди не обязательно хотят занимать самые высокие государственные должности. Им нормально и простого руководства там, где они находятся. Среди таких людей много командиров в семье, причем они хотят управлять там, где этого делать не стоит. Не зависит политический тип и от возраста. Маленькие дети с таким же успехом могут командовать, как и взрослые.

Ну и последний тип – это религиозный. Но его представители могут быть даже атеистами. Ведь их жизненное кредо – это не представительство какой-то религиозной организации, а поиск смысла жизни. Можете протипировать своих знакомых, вы благодаря этой несложной типологии сможете значительно лучше понимать других людей. Вот, с чего начинается – это с понимания. И удачи вам на этом поприще.

Понимающая психология - Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в., основанное на особом методе анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. Основные представители: В. Дильтей, Э. Шпрангер.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием.

Основные положения понимающей психологии:

1) психическое развивается из психического

2) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"

3) не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Основная характеристика личности, по Шпрангеру, – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни.

В соответствии с типами понимания жизни выделяется шесть основных психологических типов личности:

1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. ориентация в жизни – осмысление в теоретическом плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей

2) экономический – ищущий пользу в познании

3) эстетический – стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме

4) социальный – тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям

5) политический – стремящийся к духовной власти над другими

6) религиозный – ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Понимающая психология - направление в немецкой психологии конца XIX - начала XX вв., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а ее понимание путем соотнесения ее внутренних смысловых образований (переживаний) с миром культурно-исторических ценностей. Идею разработки данного направления выдвинул немецкий философ В. Дильтей, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе этой идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе и отрицание самой возможности изучить социально-историческую обусловленность психики человека с помощью объективных, в том числе экспериментальных, научных методов. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки, якобы игнорирующей самые существенные особенности человеческого сознания, встретило решительные возражения со стороны ряда ее представителей, в частности немецкого психолога Г. Эббингауза, отмечавшего, что программа понимающей психологии сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке. Последователь Дильтея немецкий философ Э. Шпрангер, который и ввел термин «понимающая психология», выделил шесть типов человеческого поведения по отношению к различным областям культуры. В качестве идеальной модели выступал человек (личность) - теоретический, экономический, социальный, политический и религиозный. В дальнейшем эта типология была использована для экспериментального изучения ценностных ориентаций личности.

Шпра́нгер Эдуард (Spranger) (27 июня 1882, Берлин – 17 сентября 1963, Тюбинген) - немецкий ученый психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии. Получив философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете, Эдуард Шпрангер преподавал в нем с 1909 года, затем был профессором Лейпцигского университета (1911-1920), профессоромБерлинского университета (1920-1944). В 1936-1939 годах он читал лекции в Японии. В 1944 году Шпрангер был арестован, находился в заключении в Моабитской тюрьме. В 1945 году он был назначен ректором Берлинского университета, а с 1946 года и вплоть до своей отставки в 1953 году был профессором Тюбингенского университета. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии . По его мнению исходным принципом психологии является понимание, как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности, в которых реализуется определенная ценностная система.

Основная характеристика личности, согласно Шпрангеру, это ценностная ориентация , посредством которой личность познает мир. Исходя из этого, ученый выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни, и разработал типологию личности. Первый тип - теоретический: человек, который стремится к познанию, для которого главная ориентация в жизни - это осмысление в теоретическом плане того, что происходит, а также установление закономерностей. Второй тип - экономический, ищущий в познании пользу. Третий тип - эстетический, стремящийся познать мир через оформленное впечатление, а также через самовыражение в эстетической форме. Четвертый тип - социальный, тот, который хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к другим людям. Пятый тип - политический, стремящийся к власти над другими. Шестой тип - религиозный, ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину. На основе созданной Шпрангером типологии личности были разработаны тесты изучения ценностей (Г. Олпорт , Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд). Типология личности использовалась социологами и психологами для анализа жизни личности и групп. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тип ориентации, который может стать ведущим у ребенка.

Эдуард Шпрангер (нем. Eduard Spranger; 27 июня 1882, Берлин - 17 сентября 1963, Тюбинген) - немецкий философ-идеалист, психолог, педагог; в разные годы - профессор университетов Берлина, Лейпцига, Тюбингена.

Э. Шпрангер обосновывал идеи философии жизни и философии культуры, в частности с помощью «понимающей психологии», основывающейся на принципах «наук о духе», выведенных Вильгельмом Дильтеем, и положениях учения о ценностях, разработанных Генрихом Риккертом.

Биография

Детство и юность

Э. Шпрангер родился 27-го июня 1882 года в Берлине в семье владельца магазина игрушек Карла Франца Адальберга Шпрангера (1829-1922) и Генриетты Берты Шёнебек (1847-1909), продавщицы этого магазина. Бракосочетание состоялось лишь в 1884 году, однако Шпрангер-старший признал и документально подтвердил своё отцовство.

Когда Э. Шпрангеру исполнилось шесть лет, родители устроили его в реальную гимназию. Э. Шпрангер отлично учился, поэтому в двенадцать лет при поддержке одного из своих преподавателей он был переведен в гимназию «у Серого монастыря» - одну из старейших и престижных гимназий Берлина, которую окончил в 1900 году.

Образование

Поначалу Э. Шпрангер рассматривал возможность получения музыкального образования, однако в итоге его выбор пал на философию, и он поступил в Берлинский университет, где также изучал психологию, педагогику, историю, экономику, право, филологию и теорию музыки. Среди его преподавателей были Фридрих Паульсен, Вильгельм Дильтей, Эрих Шмидт и Отто Хинце.

Первая попытка Э. Шпрангера защитить докторскую диссертацию в 1901 году, когда его научным руководителем выступил В. Дильтей, предложивший ему в качестве темы квалификационной работы «Историю развития Фридриха Генриха Якоби», оказалась неудачной. Однако в 1905 году, уже под руководством Ф. Паульсена и К.Штумпфа, Э. Шпрангер, получил докторскую степень, защитив диссертацию на самостоятельно избранную им тему «Гносеологические и психологические основы истории».

Во время своего обучения в Берлинском университете Э. Шпрангер познакомился с Катариной Хендлих, с которой он активно вёл переписку в течение всей жизни.

Преподавательская деятельность

Эдуард Шпрангер

С 1909 года Э. Шпрангер преподавал философию в Берлинском университете. В 1911 - 1920 годы был профессором Лейпцигского университета, а с 1920 по 1944 год - профессором Берлинского университета. Между 1936 и 1939 годами читал гостевые лекции в Японии. В 1944 году Э. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 году он был назначен ректором Берлинского университета. С 1946 года до своей отставки в 1953 году работал в качестве профессора Университета Тюбингена.

Награды и премии

В 1952 году Э. Шпрангер был удостоен ордена «За заслуги в области науки и искусства».

Последние годы жизни

В 1960 году скончалась Катарина Хендлих, близкий друг Э. Шпрангера, а в 1963 году - его супруга Сюзанна. Э. Шпрангер умер спустя пять месяцев после её кончины и был похоронен рядом с ней на городском кладбище Тюбингена.

Философия

Философские взгляды Э. Шпрангера сложились под влиянием идей Вильгельма Дильтея и философии жизни, а также учения о ценностях Генриха Риккерта. В основном философском сочинении «Формы жизни» Э. Шпрангер развивал идеи целостной, или «структурной» психологии, которую он - в духе неокантианского разграничения «наук о духе» и «наук о природе» - противополагал естественнонаучной «психологии элементов».

Психология как наука о духе

Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии». Понимающая психология рассматривает душевный процесс как некую целостность в его смысловых связях, то есть в его включенности в определенное содержание культуры. В основном своем труде, «Формы жизни», Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии.

Эдуард Шпрангер

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27 июня 1882, Рущук, Австро-Венгрия, ныне Русса, Болгария - 17 сентября 1963, Лондон) - немецкий философ, психолог и педагог. С 1912 - профессор в Лейпциге, с 1920 - в Берлине, с 1946 - в Тюбингене. Сформировался под влиянием Дильтея , испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей Боденской школы неокантианства .

В своем главном труде - «Жизненные формы» (Lebensformen, 1921) - Шпрангер выделил шесть главных культурно-психологических типов («жизненных форм»), каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д. Так, для теоретического человека высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, выступает познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения. «Экономический» человек - тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность; все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности. «Эстетический» человек - тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Его специфическая форма мотивации - «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм. Для «социального» человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. «Властный» человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека - это стремление преобладать над другими; все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое для него - лишь звено в цепи средств для достижения власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. «Религиозный» человек тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего ценностного переживания, приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение.

Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности, Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. Идея жизненных форм сочетается у Шпрангера с понимающей психологией в духе Дильтея: душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я». Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного». Однако надындивидуальные целостные «структуры», в которые включены индивиды (одной из таких структур является общество), остаются для нас непознаваемыми в их подлинном существе. «Для духовных образований у нас нет иного орудия познания, кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общественные структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию» (Lebensformen. Halle, 1921, S. 57). А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов - жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм носит окончательный характер - над ними нет никакой высшей познавательной инстанции. Отсюда враждебное отношение Шпрангера к социологии как науке, организованной по модели естественных наук: она не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По Шпрангеру, альфа и омега культуры - индивидуальность, а человек - это носитель духа. Такая позиция стала основой той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.

Л. Г. Ионин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 395.

Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882-1963)- немецкий философ, психолог и педагог. Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора Университета Тюбингена. Исследования. Сторонник метода В. Дильтея, основанного на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, «Формы жизни» (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914; в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты. М., 1982), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа» и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности); экономическая (материальные блага, полезность); эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению); социальная (обще-ственная деятельность, обращенность к чужой жизни); политическая (власть как ценность); религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая- то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Оллпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности (Psychologie des Jugendalters. Leipzig, 1924, в рус. пер.: Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.; Л., 1931). Здесь были описаны три типа личности на стадии юности, которая характеризуется целостным усвоением норм и ценностей общества и реальным переходом к взрослой жизни: с резкими и бурными изменениями, с появлением внешних и внутренних конфликтов, когда происходит ломка или кардинальное изменение личности; с плавным и постепенным переходом, без заметных изменений в личности самого индивида; с сильным и быстрым процессом перестройки, но без внутренних конфликтов, когда подросток обладает силой, чтобы справиться с возникающими трудностями ради своего будущего.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 678-679.

Сочинения: Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft, 1905; Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissen- schaftlichen Psychologie, 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl. Berlin, 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl, 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissen- schaften, 1929; Volk, Staat, Erziehung, 1930; Weltfrommigkeit, 1940; Lebensfuhrung, 1947; Die Magie der Seele, Tubingen, 1947; Gothes Weltan-schauung. 4 Aufl. Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl. Stuttgart, 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher, 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl. Heidelberg, 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl. Heidelberg, 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974.

Литература: Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948; Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Kultur und Erziehung. Lpz., 1919;

Goethe und die Metamorphose des Menschen. Weimar, 1924;

Psychologie des Jugendalters. Halle, 1924;

Die Kulturziklentheorie und das Problem des Kulturverfalls. Lpz., 1926; V

olk, Staat und Erziehung. Lpz., 1932;

Entwicklungspsychologie. В., 1942;

Kulturpathologie. Tub., 1947;

Kulturbegegnungen als philosophisches Problem. Stuttg., 1948;

Два вида психологии,- В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Литература:

Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948;

Ярошевский M. Г . История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.



Поделиться