Оперетта севастопольский вальс краткое содержание

В трёх действиях, пяти картинах.
Либретто Е. Гальпериной и Ю. Анненкова.

Премьера состоялась в 1961 году в Волгограде.

Действующие лица:

Дмитрий Аверин (баритон); Генка Бессмертный (тенор); Федор Кузьмич Гарбуз; Любаша Толмачева (сопрано); тетя Дина; Нина Бирюзова (сопрано); Рахмет; Сергеев; Зиночка; Толя; Павло; Слава; Маня; Маша; Муся; Маруся; матросы, офицеры, курсанты, девушки, публика на Приморском бульваре и на балу в Доме офицеров флота.

Первое действие происходит в 1942 году в дни героической обороны Севастополя, второе и третье - вскоре после окончания Великой Отечественной войны.

Оперетта «Севастопольский вальс» - лучшая и наиболее популярная оперетта К. Листова. Тема Великой Отечественной войны придала героико-романтическую окраску произведению. Жизненная достоверность характеров и положений, сочетание патетики и юмора, мелодическая яркость многих музыкальных номеров сделали «Севастопольский вальс» одной из лучших советских оперетт.

Первое действие

Жаркий июнь 1942 года. Инкерманские высоты близ Севастополя. Рота морских пехотинцев под командованием лейтенанта Аверина отдыхает на оборонительных позициях в перерыве между боями. Отсюда, со скал, бойцам виден Севастополь, над которым плывет дым пожаров. Аверин и Генка Бессмертный задумчиво напевают «Севастопольский вальс». Молоденькая медсестра Любаша, родом из Севастополя, с душевной болью всматривается в израненные черты родного города. Аверин просит главстаршину Бессмертного ободрить уставших людей, и весельчак-балагур Генка поет веселую песню о «моряке-казаке», который никак не может разобраться, «то ли он донской моряк, то ли он морской казак». Это шутка на свой счет - Бессмертный вырос на Дону. Вдали, в море, завязывается бой. Транспортный корабль прорывается сквозь огонь противника на помощь защитникам Севастополя. Бойцы ликуют: корабль прорвался, значит, будут патроны, хлеб, пресная вода, письма с Большой земли. Лейтенант Аверин ждет почту с особым нетерпением. Вот уже три месяца он не получал вестей от жены. Его мысли все время обращаются к ней, к Нине.

Наплывом возникает воспоминание: Аверин и Нина прощаются на Минной стенке в Севастополе в самом начале войны. Горячая любовь, и горечь расставания, и вера в грядущее счастье звучат в музыке их дуэта.

Так начиналась война для Дмитрия Аверина. А теперь он, моряк, на суше защищает Севастополь, со всех сторон окруженный врагами.

Матросы на берег сошли с кораблей,
Чтоб драться за море и город,
Чтоб снова сияли на этой земле
Огни Инкерманского створа... -

поют Аверин и его матросы, и эта суровая песня-марш становится олицетворением мужества и патриотизма защитников Севастополя.

Появляется боцман. Дана команда обедать. Матросы уходят, Аверин задерживает Любашу. Перед решающими боями он собирается отправить девушку в город: там все же не так опасно. Бесстрашная Любаша возмущена этим решением командира, но лейтенант резко пресекает ее возражения. Он и не подозревает, что медсестра его любит. Это тайна, в которой Любаша может признаться лишь себе самой.

Не одну Любашу томит неразделенное чувство. К ней самой неравнодушен «морской казак» Бессмертный. Живой, нетерпеливый, привыкший к успехам, он пытается покорить девушку в лобовой атаке, но отступает, получив увесистую пощечину.

Все оживляются, когда в расположении роты появляется тетя Дина - грузная, уже не первой молодости женщина. С риском для жизни она пробралась на боевые позиции, чтобы доставить матросам... огромную бутыль с домашним квасом. Бойцов мучит жажда, они с наслаждением пьют «черноморский квасок» тети Дины, а боцман Федор Кузьмич, расчувствовавшись, целует женщину «от лица службы».

Приносят наконец долгожданную почту. Больше всего писем пришло, разумеется, сердцееду Бессмертному. Неожиданный удар ждет Аверина. Нина пишет, что разлука оказалась непосильным испытанием для ее чувства. Ее жизнь отныне связана с другим человеком. Окружающие замечают, что командир взволнован письмом, но Аверин скрывает причину волнения. Он говорит, что жена любит его и ждет. Внезапно начинается артиллерийский обстрел. Прибывший командир батальона сообщает, что противник прорвал оборону и бой придется принять здесь, на Инкерманских высотах. Это последняя линия укреплений перед Севастополем. Моряки во главе с Авериным прощаются с Любашей и уходят на оборонительный рубеж. В нарастающей музыке боя звучит мелодия песни об огнях Инкерманского створа.

Второе действие

Первая картина. Прошли годы войны, и в мирном, отстраивающемся Севастополе встречаются вновь герои оперетты.

Весна. На Приморском бульваре под цветущими каштанами прогуливается молодежь. Тетя Дина торгует мороженым и командует целым взводом девушек-продавщиц. Бывший боцман Федор Кузьмич теперь ее муж. Выйдя в отставку, он почти все время проводит подле нее на бульваре, питаясь мороженым и ревнуя тетю Дину к молодым матросам. Подходит Любаша Толмачева в компании молодых лейтенантов, которые наперебой ухаживают за девушкой, приглашая ее на бал в Дом офицеров флота. Возникает квартет: Любаша шутливо отделывается от своих кавалеров.

Юная цветочница Зиночка поверяет тете Дине свои сердечные дела: она страстно влюблена в героя Севастопольской обороны старшего лейтенанта Бессмертного. Но Генка Бессмертный - уже не тот сердцеед, каким был когда-то. Ему никто не нужен, кроме Любаши. А Зиночке любовь явно мешает готовиться к поступлению в техникум - об этом и поется в ее арии «Вся наука погибает».

Боцман приревновал тетю Дину к очередному покупателю. Супруги «выясняют взаимоотношения» в комическом дуэте с танцем. Тетя Дина азартно топает на мужа. Это привлекает внимание Рахмета, бывшего матроса аверинской роты. Ныне он киномеханик в Доме офицеров да вдобавок организатор художественной самодеятельности. «Топанье» тети Дины произвело на него сильное впечатление, и он включает ее танец в программу очередного концерта, не взирая на протесты возмущенного Федора Кузьмича.

Появляется озабоченная Любаша. На стройке, где она работает и является секретарем комсомольской организации, не хватает рабочих рук. Федор Кузьмич и тетя Дина объявляют «аврал»: он приведет на стройку отставников, она «мобилизует» продавщиц и домохозяек. Очередное неудачное объяснение происходит между Любашей и Бессмертным. Сцена переходит в задорный дуэт и заканчивается танцем.

Любаша встречает на бульваре молодую певицу из Ленинграда. Это Нина, бывшая жена Аверина, чего Любаша, разумеется, не знает. Нину мучит сознание непоправимой ошибки, которую она совершила, изменив Дмитрию. Ее ария проникнута страданием и тоской по былому счастью. Нина признается девушке, что когда-то сама погубила свою любовь. Расставаясь, она приглашает Любу на концерт в Доме офицеров флота. Рассказ Нины разбередил в душе Любаши собственную боль. Ее сердцем по-прежнему владеет Аверин, которого она не видела со времен войны и который, по сведениям, служит где-то на Севере. Мечте о любимом посвящена ария Любаши.

Совершенно неожиданно перед Любашей появляется сам Аверин, переведенный в Севастополь. Восторгом и радостью встречи проникнут дуэт героев. Дмитрий напоминает Любаше данное им когда-то в шутку обещание пригласить девушку на мирный севастопольский вальс. Любаша убегает счастливая. Взволнованный Аверин выражает свои чувства в арии, которая заканчивается «Севастопольским вальсом».

Много неожиданных встреч ждет Аверина в первый же день приезда в Севастополь. Радостно приветствует он своего бывшего боцмана и тетю Дину, Генку Бессмертного и Рахмета. Но самой поразительной для него оказывается встреча с Ниной. Впрочем, Дмитрий делает вид, что они незнакомы. Охваченные воспоминаниями, Аверин с друзьями запевают песню «Огни Инкерманского створа». Нина остается одна. Мелодия дуэта-прощания из первого действия раскрывает ее переживания.

Вторая картина. Праздничный вечер в Доме офицеров флота. С задорной песенкой выступает Рахмет. Репетирует, преодолев яростное сопротивление мужа, тетя Дина и делает это с таким огнем, что увлекает за собою бывшего боцмана. Окруженная моряками, выходит Нина. Концерт прошел с успехом, и она по просьбе моряков повторяет песню о девушке, ожидающей моряка. Звучит музыка «Севастопольского вальса». Нина подходит к Аверину, и он вынужден пригласить на танец ее, а не Любашу. Огорченную Любашу успокаивает Рахмет. Нина пытается пробудить в Аверине память о былой любви, но он не может простить ей предательства. Когда же Бессмертный провозглашает тост за любовь, раздраженный Аверин бросает саркастическое замечание о женщинах, которые, по его словам, все, как одна, ищут спокойной жизни и прячутся от опасностей и тревог. Эти жестокие и несправедливые слова вызывают резкую отповедь у слышавшей их Любаши. Горечью и достоинством проникнута ее песня о девушках-бойцах, которые умели воевать и любить.

Третье действие

Третья картина. Выходной день. На Приморском бульваре отставной боцман Федор Кузьмич формирует команду добровольцев в помощь Любашиной стройке. Тетя Дина привела большую группу девушек, которым сегодня - увы! - придется пропустить свидание со своими друзьями-матросами. Прибывшие в увольнение на берег матросы разочарованы. Любаша находит выход: идти на стройку всем вместе. Однако это не нравится командиру корабля Аверину. Он придерживается буквы устава: приказ отдыхать - значит, надо отдыхать. «Не задерживайте командира, - иронически замечает Любаша, - ему не до стройки, командир спешит на тур вальса...» Раздосадованный Аверин уходит и... возвращается. Он тоже будет участвовать в восстановлении дорогого ему Севастополя. Любаша и боцман радостно принимают его в бригаду добровольцев-строителей.

Четвёртая картина. Тот же бульвар вечером. Рахмет, уже давно заметивший, что Любаша неравнодушна к Аверину, решает помочь им объясниться друг с другом. Его помощь приходит как нельзя кстати. Аверин и сам ищет случая поговорить с Любашей.

Оставшись с нею вдвоем, он просит прощения за свои грубые и злые слова о женщинах. Разговор прерывает Бессмертный, прибывший к командиру с поручением от «ленинградской певицы». Нина срочно хочет говорить с Авериным. Тот оставляет Любашу, обещая сказать ей нечто важное. Любаша признается Генке, что любит командира. Бессмертный ошеломлен. Невеселые его думы рассеивает встреча с Зиночкой, влюбленной в «морского казака». Геннадий покупает у Зиночки корзину цветов и тут же дарит их ей «от потерпевшего аварию».

Аверин объясняется с Ниной. Они прощаются, и на этот раз уже навсегда. Теперь он может все рассказать Любаше, которую успел оценить и горячо полюбить. Отныне их судьбы неразделимы. Под звуки «Севастопольского вальса» герои мечтают о будущем. Гремит праздничный салют, взлетают цветные ракеты. Севастополь отмечает День Военно-Морского Флота.

Л. Михеева, А. Орелович

Жанр оперетты неизменно ассоциируется с искрометным юмором и даже некоторой беззаботностью. Но оперетта бывает и другой – особенно если это советская оперетта, созданная в начале 1960-х гг.: совсем немного времени – менее двух десятилетий – прошло после Великой Отечественной войны, после суровых испытаний, которые не все выдержали достойно, и для многих это стало причиной человеческих драм, обнаживших истинное лицо каждого. Именно такая – совсем не забавная – ситуация разыгрывается в оперетте «Севастопольский вальс».

История этого произведения началась за несколько лет до того, как было написано либретто. Шел 1954 г., приближался двойной юбилей – десятилетие Победы и столетие Первой обороны Севастополя. В честь этих знаменательных дат написал песню «Севастопольский вальс». По словам композитора, когда он сочинял эту мелодию, ему представлялся город в лучах заходящего солнца: «Матросы в белоснежных выутюженных форменках собираются на Приморском бульваре, где многих ждут любимые девушки… А наутро корабли уходят в море». Но не только «молодая радость жизни» отразилась в этой мелодии – в ее интонациях ощущается достоинство города, не сдавшегося врагам… Текст создавался уже к готовой мелодии: четыре строчки сочинил сам композитор, а остальное – поэт Георгий Львович Рублев. Песня, блестяще исполненная Георгом Отсом, вскоре вошла в репертуар многих исполнителей, ее и по сей день называют неофициальным гимном Севастополя.

«Севастопольский вальс» – не единственная песня Листова, посвященная морю и морякам. Эта тема была чрезвычайно близка композитору, и когда в 1960 г. ему предложили создать музыкальную комедию о моряках-севастопольцах, он воспринял это предложение с энтузиазмом. Примечательно, что один из создателей либретто – писатель Юлий Лазаревич Анненков – сам был моряком. Соавтором выступила Елена Михайловна Гальперина. Песня «Севастопольский вальс» не просто органично вписалась в нее, но стала ее лейтмотивом – и не только потому, что действие происходит в Севастополе. Как и в этой мелодии, в сюжете оперетты лирика сочетается с героикой, с суровой романтикой. Впрочем, присутствует в произведении и оттенок юмора – иначе оно не было бы опереттой – и, разумеется, есть история любви.

Любовный треугольник возникает в суровых условиях – на Инкерманских высотах в 1942 г. Среди морских пехотинцев – весельчак Генка Бессмертный. Этот комедийный персонаж охарактеризован веселой песней о «морском казаке» – моряке, выросшем на Дону, он влюблен в медсестру Любашу. Генка привык к легким победам над женщинами, но со стороны Любаши он встречает отпор. Сердце девушки принадлежит другому – лейтенанту Дмитрию Аверину, возглавляющему роту, но в этом чувстве она может признаться разве что самой себе, ведь у него есть жена Нина, от которой уже не один месяц нет писем. С тоской вспоминает он прощание с Ниной в начале войны, ожившим воспоминанием звучит лирический дуэт. Ему контрастирует суровая реальность – мужественная мелодия песни матросов в маршевом ритме. Транспортному кораблю удается прорваться к защитникам Севастополя, наряду с продуктами и боеприпасами он привозит почту. Генка получает множество писем от девушек, а Аверин – долгожданное письмо от супруги, но радости его сразу же приходит конец: Нина полюбила другого и намерена связать с ним дальнейшую жизнь. Дмитрий не рассказывает об это никому – ведь его подчиненным предстоит трудный бой. Моряки прощаются с Любашей, которую Аверин решил отправить в город, пообещав девушке когда-нибудь пригласить ее на мирный севастопольский вальс.

Действие второго акта разворачивается уже в послевоенное время. В шутливых тонах выдержан квартет Любаши с тремя молодыми офицерами, приглашающими девушку в Дом офицеров флота на бал. Все они получают отказ, как и Генка, который по-прежнему любит ее. На Приморском бульваре Любаша встречает молодую певицу Нину. В лирической арии женщина признается, что когда-то погубила свою любовь – и только она сама в этом виновата. Рассказ Нины напоминает девушке о ее собственной любви. Неожиданно Любаша встречает Аверина, которого не видела после войны, их дуэт исполнен радости. Аверин напоминает Любе о своем обещании. Расставшись с нею, он изливает чувства в арии, завершающейся мелодией «Севастопольского вальса». Встретив Нину, он делает вид, что не узнает ее.

На балу в Доме офицеров Аверин не успевает пригласить Любашу, поскольку перед ним возникает Нина. Она еще на что-то надеется, но Дмитрий не склонен прощать предательство. Генка провозглашает тост за любовь, и Аверин разражается гневной тирадой о женщинах, ищущих спокойствия и легкой жизни. В ответ возмущенная Любаша поет песню о девушках, которые во время войны умели и любить, и воевать.

Встретившись с Любашей на Приморском бульваре, Дмитрий просит у нее прощения за свою несправедливость по отношению к женщинам. Разговор их прерывает Генка, передающий просьбу о встрече от Нины. Аверин уходит, обещая Любаше сказать нечто важное. Оставшись наедине с Генкой, девушка рассказывает ему о своих чувствах к Аверину. Потрясенный Генка покупает букет у продавщицы цветов Зиночки, давно влюбленной в него, и тут же дарит их Зиночке. В последний раз объяснившись с Ниной, Аверин расстается с нею навсегда и возвращается к Любаше, чтобы признаться ей в любви. Вдвоем они мечтают о будущем под звуки «Севастопольского вальса».

Премьера оперетты состоялась в 1961 г. в Волгограде, затем она была поставлена в Москве, Ленинграде, Севастополе, Киеве, Одессе и других городах – в общей сложности в ста театрах страны, а позднее – в Польше, Чехословакии, Болгарии и во Франции (постановку осуществил любительский театр). В 1969 г. был снят фильм-спектакль.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Первое действие. 1942 год. Рота морских пехотинцев обороняет Инкерманские высоты вблизи Севастополя. Командир роты, лейтенант Дмитрий Аверин, вспоминает любимую жену Нину, от которой три месяца не было писем. К матросам прорывается транспортный корабль, привозит почту и с ней долгожданное письмо Аверину от жены. Нина сообщает, что решила связать свою судьбу с другим человеком. Чтобы не расстраивать друзей перед боем, Аверин говорит им, что всё в порядке, жена любит и ждёт. Начинается бой за Инкерман, последний рубеж обороны Севастополя. Медсестра Любаша, тайно влюблённая в Аверина, отказывается уходить с передовой, но Аверин отсылает её в тыл.

Второе действие . Первые послевоенные годы, весна на Приморском бульваре Севастополя. Появляется Любаша, окружённая группой молодых лейтенантов, которые наперебой ухаживают за девушкой, приглашая её на бал в Дом офицеров флота. Любаша шутливо отделывается от кавалеров, а затем и от бывшего однополчанина Генки Бессмертного. По бульвару проходит Нина, молодая певица из Ленинграда, бывшая жена Аверина. Теперь она очень жалеет, что совершила роковую ошибку и рассталась с Авериным.

Любаша знает, что Аверин сейчас служит на Балтике, но неожиданно он появляется перед ней - оказывается, его перевели снова в Черноморский флот. Дмитрий напоминает Любаше данное им когда-то в шутку обещание пригласить девушку на мирный севастопольский вальс. Любаша убегает счастливая. Взволнованный Аверин выражает свои чувства в арии, которая заканчивается «Севастопольским вальсом ». Снова появляется Нина, Дмитрий делает вид, что они незнакомы.

Праздничный вечер в Доме офицеров флота. Вновь звучит музыка «Севастопольского вальса». Нина подходит к Аверину, и ему приходится пригласить на танец её, а не Любашу. Огорчённую Любашу успокаивает однополчанин Рахмет. На попытки Нины восстановить прежние отношения Аверин отвечает, что не прощает предательства. Когда Бессмертный провозглашает тост за любовь, раздражённый Аверин делает горькое замечание о женщинах, которые все, как одна, ищут спокойной жизни и прячутся от опасностей и тревог. Эти жестокие и несправедливые слова вызывают резкую отповедь у слышавшей их Любаши. Она поёт о девушках-бойцах, которые умели воевать и любить.

Третье действие . Рахмет решает помочь Любаше и Дмитрию и устраивает их встречу. Аверин просит прощения за свои грубые и злые слова о женщинах. Разговор прерывает Бессмертный, прибывший к командиру с поручением от «ленинградской певицы». Аверин уходит, объясняется с Ниной и прощается навсегда. После этого Дмитрий возвращается к Любаше, и также навсегда.

Либретто Е. Гальпериной и Ю. Анненкова
Постановка Лауреата Государственной премии Игоря Коняева
Музыкальный руководитель и дирижер Станислав Кочановский
Балетмейстер Мария Кораблева
Художники-постановщики Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету Денис Солнцев

Севастопольский вальс.
Золотые деньки.
Мне светили в пути не раз
Ваших глаз огоньки.
Севастопольский вальс
Помнят все моряки.
Разве можно забыть мне вас,
Золотые деньки!

Севастопольский вальс» - самая известная и популярная оперетта Константина Листова была создана в 1961 году к 20 –летию начала войны на основе одноименной песни, которая была написана в 1955 году к 10-летию Победы и была необыкновенно популярна. Она и стала основным стержнем будущей оперетты и, пережив свое второе рождение, на долгие годы утвердилась в новом для себя жанре. «Севастопольский вальс» сразу же превратился в любимейшее произведение у публики. Трудно назвать театр нашей страны, который бы не поставил «Севастопольский вальс». На сцене театра Музыкальной комедии он ставился дважды – в 1961 и 1973 годах и всегда пользовался неизменным успехом у зрителей. В оперетте удачно соединились правдивость характеров и чувств, героика и юмор, лирика и патетика.

Романтическая история о любви и верности, заставляющая зрителя сопереживать героям, плакать и смеяться вместе с ними, верить в настоящие чувства, любить и помнить о тех, кто отдал свою жизнь за победу, удивительно трогательна. Её герои стали нам родными и близкими по старым и прекрасным фильмам о войне, где люди, несмотря на трудности и страдания, не теряют силы духа и чувства юмора. Звучание этой оперетты позволяет понять, что война - это не только невзгоды и потери. Это ещё и судьбы людей, и, конечно же, любовь.

Режиссер Игорь Коняев: ««Севастопольский вальс» показался мне поводом доставить радость людям, прошедшим войну, прошедшим через невероятные, невообразимые испытания. Эта оперетта о юности, о любви, о фронтовой дружбе. Это история ушедших идеалов, история той доверчивой наивности, в которой росли и жили советские люди. Люди особого рода, люди, которые выиграли страшную войну».

В спектакле заняты:
А. Данилов, И. Еремин, В. Целебровский, А. Олейников, Д. Петров, В. Ярош, В. Никитенко, Ю. Скороходов, Е. Тиличеев, А. Зайцева, К.Чепурнова, Т. Васильева, З. Виноградова,
А. Алексеева, С. Лугова, Ю Самойленко, Д.Дмитриев, И.Корытов, А. Боровко, С. Брага,
В. Головкин, А. Шапоров, Г. Гаряев, А. Тукиш, В. Чубаров, Т. Котова, В.Михайлова, артисты хора и балета.



Поделиться