Зачем аллах создал людей. Почему Аллах создал людей? Для чего Аллах создал человека

— Почему Аллах создал людей?

— Он не создал нас ради забавы: «Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь» (21:16); «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:115).

И Он не создал нас, потому что нуждается в ком-либо или в чем-либо: «Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня» (51:57); «Аллах не нуждается в мирах» (3:97).

Он создал нас, чтобы мы познали Его через Его прекрасные имена и атрибуты и поклонялись Ему Одному не придавая сотоварищей, следуя Его велениям и оставляя то, что Он запрещает: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

— Все равно не понятно.

— Знаешь, я плохо понимаю физику. И если я спрошу физика почему стакан падает на землю, если выпустить его из рук, он ответит, что это закон всемирного тяготения, который гласит, что сила F гравитационного притяжения между двумя материальными точками массы m1 и m2, разделенными расстоянием R, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Я ничего не пойму из сказанного, но я буду уверенно знать, что если решу выйти погулять через окно, то упаду и ударюсь об землю. Другими словами, со мной произойдет все непонятное для меня вышесказанное.

Если нам непонятно что-то уже существующее и происходящее, то мы должны это непонятное принять как факт. И, возможно, неким бальзамом для думающих над этим вопросом станут слова Ибн аль-Кайима : «Если бы Аллах приподнял завесу для Своего раба и показал ему, как Он управляет его делами, и как Аллах больше заинтересован в пользе раба, чем он сам, его сердце бы растаяло из любви к Аллаху и разорвалось бы на части из благодарности к Нему. Поэтому, если боли этого мира утомили тебя, не горюй, быть может Аллах желает услышать твой голос через мольбу. Так излей же свои желания в земном поклоне и забудь о них. И знай, что воистину Аллах не забывает».

И раз уж все создано, то важным является вопрос не «для чего все это создано?», а «куда мы идем?» и «что нас ждет впереди?»

А впереди нас ждет одно из двух: либо рай, либо ад.

Первый вариант предназначен для тех, кто в своей земной жизни уверовал в своего Создателя, поклонялся Ему, выполнял Его веления и отстранялся от запретов, что и является смыслом его создания.

Второй вариант уготован для тех, кто посчитал ложью своего Создателя и все то, что пришло от Него через Его Пророков и Писания.

Два варианта вечности.

Верующий подтверждает мудрость в сотворении Всевышним всего сущего, хоть и не может понять ее, так как его разум ограничен в познаниях. И при этом он не останавливается на этом вопросе, а смотрит вперед — в день завтрашний, как описывает это Всевышний: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» (3:190-191).

Зачем Аллах создал все? Почему существует все то что есть во круг и существует именно в той форме в какой есть?
Не забавляясь созданы небеса, земля и все что между ними. Аллах сказал в Его Куране что, он не забавляясь создал все. Аллах сказал:

*Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь. (Куран;21/16)
*Я сотворил джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне. (Куран;51/56)

Он создал нас с целью поклонения Ему одному и без сотоварищей.

*Он - Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: “Вы будете воскрешены после смерти”, - то неверующие скажут: “Это - не что иное, как очевидное колдовство!” (Куран; 11/7)

Аллах создал все что, мы называем вселенной чтобы испытать нас. Это наше не последнее назначение. То что, мы оцениваем как “добро” или “зло” могут оказаться противоположенностью.

*Благославлен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, прощающий. Он создал семьи небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидешь никааой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз, и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным. (Куран; 67/1-4)

Куран говорит нам р сущности сотворения и как же быстро мы забываем о прекрасных благословениях сопровождающих нас повседневно. Аллах ясно описывает наше отношение в Его писании:

*Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: “Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину ты будешь одним из обитателей Огня!” (Куран; 39/8)

Мы забываем, так как были созданы забывающими. Это часть нашего испытания. Будем ли мы использовать только избирательную память и смотреть чем мы обладаем перед Создателем или будем благодарны даже когда у нас трудности или неудачи в этой жизни?

*Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”. Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: “Господь мой унизил меня!” (Куран; 89/16-16).
Потом Аллах сделал для нас очевидными причины за которыми это имеет место быть:
*Но нет! Вы же сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно (или целиком) пожираете наследство и страстно любите богатство. (Куран; 89/17-20)
Аллах создал нас и дал нам так много, пока мы так беззаботны касательно Его Правоты быть поклоняемым исключительно и отрицать Судный День когда мы все будем спрошены о Его Великодушии, Благородстве.
*О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмерным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал.О нет! Вы же считаете ложью воздаяние. (Куран; 82/6-9)

И как же мы будем обозревать наши условия и окружение? И как мы будем учить остальных? Будем ли мы внимательны к другим и будем быстры в осуждении или в прощании? Все это вещи часть нашего испытания, вещи о которых с нас спросят в Судный День.

Вопрос:

Ответ: Постараемся разъяснить данный вопрос:

Аллах является единственным Создателем и хозяином всего созданного, и Он распоряжается своими творениями как пожелает. Для демонстрации своего бескрайнего могущества, знания и мудрости, Он сотворил множество творений самых разных видов.

Ни у одного из созданий нет права быть недовольным своим существованием, так как каждое создание является произведением божественного творения. Какой вид Творец придаст своим созданиям, такой вид они и примут, и для них нет никакой другой альтернативы.

То, что Аллах Всевышний создает свои творения разными, не является несправедливостью по отношению к ним. Например, у мыши нет прав сказать: «Почему Ты не создал меня человеком», и комар не вправе сказать: «Почему Ты не создал меня верблюдом», так как дарованное им существование, само по себе является величайшим благом.

И особенно человек должен быть благодарен своему Творцу за свое существование и за то, что Аллах наделил его неисчислимыми благами, как духовными, так и материальными. Поэтому выражение недовольства благом существования является самой скверной формой неблагодарности, достойной наказания.

Выражение благодарности за свое существование является долгом для каждого существа. Мудрость Аллаха Всевышнего преследует не одну, а сотни целей. И то, что один или два результата оказались плохими, ни в коем случае не умаляет других прекрасных результатов. Что же касается создания людей с ограниченными умственными способностями или лишенных рассудка, то мудрость этого можно объяснить следующим образом:

1. Создавая некоторых людей умственно неполноценными, Аллах Всевышний преподает урок тем людям, которые обладают разумом, чтобы они поняли, насколько великим благом является разум, и были благодарны своему Господу за это.

2. Создавая некоторых людей, лишенными разума, Аллах Всевышний показывает, что наличие разума не является следствием физиологических процессов в организме человека, а является даром Творца.

3. Создание людей, лишенных разума, является очень серьезным уроков в частности для материалистов, считающих себя умными. Эти неблагодарные люди считают величайшее творение Аллаха, следствием случайности. Поэтому существование таких людей, фактически опровергает их утверждения о том, что разум является продуктом мозговой деятельности. Так как отсутствие разума у людей, которые с точки зрения своего физического строения не имеют никаких недостатков, для каждого человека обладающего хоть каплей разума является доказательством того, что разум так же является одним из величайших творений Аллаха.

4. Мирская жизнь представляет собой место испытания. Среди людей есть те, кто успешно проходит это испытание, и те, кто не проходит его. И создав некоторых людей лишенными разума, Аллах приготовил для них прекрасное вознаграждение в будущей жизни. К такому вознаграждению можно отнести следующее:

Они не подвергаются испытанию в мирской жизни.

В судный день они не будут подвергнуты отчету и сразу войдут в Рай.

В вечной жизни они будут наделены таким умом, что другие люди будут завидовать им.

Нет никакого сомнения в том, что в судный день очень многие люди пожелали бы прожить мирскую жизнь сумасшедшим и войти в Рай, чем прожить жизнь, считаясь умным, и оказаться в Аду.

Был только один Аллах, и больше ничего не было. Затем Аллах создал мир и живых тварей, чтобы облагодетельствовать их Своей величайшей Милостью.
Все люди, все живое и неживое, включая планеты, звезды, галактики, вся Вселенная, вся природа, то есть все, что существует, кроме Самого Аллаха, – сотворены Аллахом.
Среди первых творений Всемогущего Аллаха были аль-Лавх аль-Махфуз (Хранимая Скрижаль), длина которой равна расстоянию между небом и землей, а ширина - от востока до запада, и на которой записана судьба всего сущего, Калам (Перо), ‘Aрш, Курс, небеса и земля. После этого были сотворены ангелы из чистого света и джинны из огня. Потом Аллах сотворил человека из праха (земли), «сотворил его лучшим сложением» и сделал его Своим наместником на земле. Звали первого человека Адам (мир ему). Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава’ (Ева). Адам и Хава’ являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда-либо на Земле.
Сотворение мира не было для Аллаха необходимым или обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему желанию. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни на мгновения.
Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.
Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т.е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона, вперед, назад. Бессмыслен вопрос «Где Аллах?», ибо ответ на вопрос «Где?» указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на ‘Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость и то, что Он Своим Могуществом правит и управляет всеми творениями.

Новые слова: аль-Лавх аль-Махфуз, Калам, ‘Арш, Курс.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему Аллах создал этот мир?
2. Существуют ли для Аллаха временные и пространственные ограничения? Обоснуйте ответ.
3. Можно ли представить Аллаха?

‘Арш – самое большое творение Аллаха, созданное Им из нура. Оно включает в себя все сотворенное Всевышним Аллахом.

Курс – также одно из величайших творений Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура.

Вопрос от Ибрагима:

С какой целью Аллах создал людей? Зачем Аллаху нужно, чтобы мы поклонялись Ему?

Ответ:

Аллах Всевышний говорит в Куръане, что создал людей и джиннов, чтобы они поклонялись ему. Аллах Всевышний пожелал даровать человеку бесконечное существование в ахирате, и для этого создал этот мир и подверг людей испытанию. Термин «поклонение» имеет очень широкое значение. В данном случае речь идет о том, что человек был создан для покорности своему Создателю, и что именно Аллах является причиной существования человека.

То есть поклонение не подразумевает лишь совершение намаза, соблюдение поста и выполнение других предписанных поклонений, думать так было бы неправильным. Это слово имеет гораздо более широкий смысл. Если мы взглянем на гармонию во Вселенной, то станет совершенно очевидным, что она не могла возникнуть случайно. Аллах Всевышний создал все сущее безупречным образом. Поскольку Аллах является нашим Творцом, то вполне возможно, что существуют и другие, непостижимые для нас цели нашего существования. Нам же известно лишь то, что мы были сотворены для поклонения Аллаху Всевышнему.

Совершенно очевидно, что человек является творением Господа. И ярчайшим доказательством этого является наше собственное существование и существование окружающей нас Вселенной. Да, могут быть те, кто не понимает этого или не согласен с этим, но, тем не менее, нет никакой иной альтернативы. Так как будь то наше собственное тело, какие-то микрочастицы Вселенной или огромные небесные тела, все это создано самым совершенным и бесподобным образом, который невозможно объяснить случайностью.

Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Я создал людей и джиннов только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зариат 51/56).

Все деяния Аллаха Всевышнего наполнены безграничной мудростью. Способность создания чего-либо из небытия, присуща только Аллаху Всевышнему. Создание нас, является следствием Его безграничной милости. Бесспорно, каждый человек, обладающий здравым рассудком, не хочет исчезнуть, а хочет жить как можно дольше и даже вечно. Точно так же и это желание, является творением Аллаха Всевышнего.

Обязанностью раба является постижение цели своего существование, познание того, какие обязанности возложены на него его Создателем и выполнение этих обязанностей, а не спрашивать, зачем и почему он был создан.

Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь. Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (аль-Мульк 67/1-2).

Аллах Всевышний – извечен. Он существовал, когда не было миров и вселенной, и не было никого, кто бы поклонялся Ему. Джинны и люди, на которых и возложена обязанность поклонения, появились сравнительно недавно.

Значит, Аллах Всевышний не нуждается в поклонении Ему. Это люди нуждаются в том, чтобы поклоняться Ему. Так как благодаря этому совершенствуется духовная сущность человека, и приобретает смысл его существование.

Так же, как Аллах Всевышний не нуждается абсолютно ни в ком и ни в чем, так же он не нуждается и в нашем поклонении. Еще раз повторим, в поклонении нуждаемся мы сами, так как оно является исцелением для наших душевных ран. Поклонение – это пища для нашей души и исцеление от болезней сердца.

Таким образом, приказ Аллаха, требующий от нас поклонения, обращен к нам для нашей же пользы. Так же и доктор, прописывая больному лекарства, делает это не для своей пользы и выгоды, а чтобы больной получил пользу и исцелился.

Так же, как является глупостью сказать доктору: «Тебе-то какая польза от того, что ты прописываешь мне эти лекарства», столь же глупыми и бессмысленными являются мысли: «Какую нужду испытывает Аллах, приказывая нам все это?».

Наряду с этим, вопрос покорности и повиновения Аллаху Всевышнему является одним из основных моментов испытания в этой жизни. А испытание проводится для того, чтобы отделить старательных от ленивых, умных от глупых; чистые, подобные бриллианту, души от черных душ, подобных углю.

Аллах Всевышний наделил каждого человека всем необходимым для успешного прохождения этого испытания. Например, люди лишенные разума, а также дети, не проходят это испытание пока не выздоровеют или пока не достигнут совершеннолетия.

Однако было бы несправедливо сравнивать тех, кто выполняет все повеления своего Господа и тех, кто, не смотря на приход 124 000 пророков и посланников, ниспослание множества священных писаний, обожествляет свой нафс, беспрекословно следуя всем его желаниям и прихотям.

Значит, как Рай требует людей, так и Ад требует людей. Конечно же, пребывание тех, провел свою жизнь в покорности Аллаху, стараясь помогать другим людям, в одном месте с безбожниками, убийцами и преступниками было бы величайшей несправедливостью.

И вот как раз Рай и Ад предназначены для того, чтобы соблюсти эту справедливость.



Поделиться