Клио о телесных наслаждениях. Фильм «Чудо-женщина» (2017) – разбор без эмоций. Рейтинг самых неутомимых любовников в истории

В 90-х и нулевых годах, когда интернет занимал весьма скромное место в Российской действительности, очень популярны были сериалы, которые крутились на телевидении РФ, опьяневшем от нахлынувшей на него свободы слова и образа. В ряду многих, утративших понятие нравственности и чести фильмов, зарубежного и отечественного производства стали появляться и такие, где была показана новая женщина, а именно женщина-воин, которая можно сказать, «одной левой клала на лопатки» мужчин. Смотреть на такие образы красивой, но агрессивной женщины, было очень непривычно и как-то странно. Но это было непривычно и странно для людей советского воспитания, где хотя женщина и воспевалась, как равная мужчине труженица на стройках страны, тем не менее оставалась и любящей женой, и заботливой матерью. Но юным девичьим сердцам пост-советского периода образы женщины-стервы и женщины-воина пришлись по вкусу. А как же! Они красивы! Они покоряют мужчин! Они так независимы и главнаое обладают потрясающей харизмой, которой нет у киногероя мужчины.

Так каким же ветром занесло этих харизматических женщин фемисток на просторы русского киноэкрана и зачем всё это? Просто ли это фантазии голивудских кинохудожников и сценаристов или это политический заказ? А может быть в наше время женщина и должна быть такой? То есть, супергероем? Попробуем найти ответы на эти вопросы в предлагаемой статье. В путь, дорогой читатель, и, да поможет нам Бог, найти истину.

.

Фильм «Чудо-женщина» (2017) Разбор без эмоций

Трейлер и сама задумка фильма «Чудо-женщина» сразу же вызвали определенную реакцию публики: феминистки обрадовались наличию женщины-воина в кино, адекватные люди решили, что это очередное движение Окна Овертона в сторону феминофашизма (идеи превосходства женщин над мужчинами) .

Сюжет

Юная Диана живёт на острове, спрятанном от человечества, где кроме неё живут только нестареющие женщины-амазонки. Мини-государство вечно молодых женщин было сотворено греческим богом Зевсом, и амазонки созданы для помощи людям и защиты оных от бога войны Ареса. Но амазонки свою работу (ради которой их и сделали) выполняют из рук вон плохо – то есть они просто засели на своём острове вдали от людей, имея в наличии единственное оружие против врага рода человеческого и не желая его применять. Также они воинственно относятся ко всем людям, которых должны были защищать.

Главная героиня Диана – это единственный ребенок в обществе взрослых женщин, который считает позицию своих опытных наставниц «слегка» неправильной. Она впитала в себя мифологию острова, а также жажду сражений, доставшуюся ей явно от отца-Зевса (который до конца фильма неизвестен, но предсказуем).

Сразу следует отметить, что фильм «Чудо-женщина», как и некоторые другие картины супергеройской тематики, выстраивая свой сюжет на ключевых персонажах древних мифов, продолжает адаптировать на современный лад мифический эпос, служивший в своё время одним из основных инструментов формирования мировоззрения эллинов. О том, какие цели преследуют те, кто пытается вновь погружать людей в, казалось бы, забытые истории языческих богов, можно лишь догадываться.

Но вернёмся к нашей истории. Однажды в женский рай случайно залетает британский летчик Стив, а за ним прибывает ещё и целый корабль воинственно настроенных немцев. Так, после боя, не без потерь среди высших правителей женского рая, амазонки узнают, что у человечества без их попечения дела пошли, мягко говоря, совсем неважно – на дворе Первая Мировая Война.

Уже повзрослевшая Диана, несмотря на запрет матери, хочет отправиться помогать людям, она уверена, что всему виной Арес, который и вносит в людей всё их зло и агрессию. Диана и Стив отправляются во внешний мир, где Диана собирается найти и убить Ареса, чтобы остановить войны на земле.

Первое, что хочется обсудить, это идеи феминизма в фильме:

Разбирая гендерную тему, начнем всё же с плюсов:

  1. Диана – женственна. И в одном это плюс фильма, а в другом – главный минус, а точнее, главная ложь авторов, но это разберём ниже. Диана красива, нежна, наивна, влюбчива, заботлива, добра, любит детей. Она не потеряла того, что несёт её женская природа, и в конце, победила врага, укрепив свои силы одной только верой – верой в любовь. Этим Диана сильно отличается от большинства женщин-воительниц в кино, включая «Зену» и многих других. Интересный момент, что в мифологии амазонок указано, что они, должны были нести людям любовь/взаимопонимание. Так как Арес внушал людям негативные чувства – гнев, агрессию, зло, то амазонки должны были стать его антиподами. Но женщины свою работу решили не выполнять – ни любви не несли, вообще не защищали человечество, спрятавшись и огородившись от собственных подопечных, вверенных им «богом», в его последнем издыхании. Более того, они старались оградить Диану от её прямого предназначения – убийства Ареса, ради чего она и была рождена.
  1. В фильме поровну сильных мужчин и сильных женщин. Собственно, антагонисты фильма – мужчина и женщина, протагонисты – мужчина и женщина, и при этом протагонист Стив не показан как некто, кто хуже, глупее или слабее Дианы. Наивная в нашем мире Диана нуждается в его опеке и некоем наставничестве. Собственно, это отличает Чудо-женщину от фильмов Марвел по типу «Джессика Джонс» , или Диснеевских «Звездных войн» , «Холодного сердца» и т.д. Ведь там даже при отсутствии идеи острова женщин и амазонок показан откровенный феминофашизм: женщины – прекрасные герои, сильные, смелые, честные и т.п. а мужчины – в лучшем случае на подтанцовке.

А теперь перейдем к недостаткам. И, увы – их немало, и почти все они вписываются в :

1. Первое – стандартная ложь . Фильмы, где есть образ женщины-воительницы всегда врут, в нескольких моментах, в первую очередь о внешности – в «Чудо-Женщине» было сказано, что кроме суперсилы от крови Зевса Диана также с детства тренировалась, чтобы быть настоящей воительницей… В данной теме лучше один раз увидеть, чем сто раз обсудить.

Итак, реальные чемпионки в боевых видах спорта. Можно ли в них обнаружить женственность? Одно из двух: Или сильное, огрубевшее от натренерованных мышц или женственность, одно в другим в реальной жизни не совмещается.

Киновымышленные воительницы:

.

2. Вторая ложь связана с тем, будто бы тренированная женщина, может быть равной в бою тренированному мужчине. Нет, не может. Физически. Женщины на войне могли быть успешными снайпершами, летчицами, и даже танкистками, но в прямом рукопашном бою, женщина не может победить мужчину при других равных (самочувствие, наличие оружия, или того, что можно использовать как оружие) . Фильмы про супергероев и вообще женщин-воительниц построены на том, что женщина лично, худенькими ручками и ножками дубасит нескольких противников-спецназовцев, получает ответные удары и после этого снова идет воевать с противником. Иногда это пытаются оправдать: мол, «у нее же суперсила», но это ложь, которая входит в подсознание. Так, девушка может неадекватно рассчитать свою физическую силу и попасть в откровенно неприятную ситуацию, а с юноши таким образом снимается вековое табу, что «прекрасный пол нельзя бить».

В фильмах не показывается, что удар женщины и мужчины имеют кардинальную разницу по степени нанесения вреда противнику. Хотя любому, кто имеет представление о физиологии человека, понятно, что на одно и то же воздействие мужчины и женщины реагируют по-разному в силу физиологических отличий.

3. Следующий недостаток – сексуализированность женской агрессии . Этим болеют опять же все киноделы Голливуда. «Чудо-женщина» умудрилась облачиться в бронекостюм, обнажающий бёдра, шею, руки – в аккурат под удары противника. Если тот факт, что Диане не страшны пули, еще как-то пояснили – мол, её браслеты и щит притягивают их на себя и после отражают, то в плане рукопашного боя или использования холодного оружия – это выглядит просто смешно. Однако этот образ по умолчанию задается девочкам как модель поведения, а мальчикам – как модель идеальной женщины: агрессивной, злой, полу-раздетой, грубой и т.п. Ведь именно супергерои сегодня в большинстве случаев становятся кумирами детей.

4. Диана с детства прямо мечтает воевать, мечтает сражаться, но мать не даёт ей этого делать. Ситуация выглядит искусственно по двум моментам:

  • С одной стороны девочка очарована тренировками других и от того так стремится скорее научиться искусству боя. Соответственно, если бы мать хотела уменьшить «боевой настрой» дочери, то ей надо было бы попытаться её заинтересовать чем-то другим, а не просто запрещать ей тренироваться.
  • С другой стороны, по сюжету Диана – единственная, кто способна убить их врага Ареса, а значит, поведение матери с её запретами выглядит вдвойне глупо.

Выходит, что конфликт матери с дочерью – абсолютно искусственный и нежизнеспособный, точнее, он крайне нелогичен и абсурден во вселенной фильма. Подобное нарушение причинно-следственных связей высвечивает то, ради чего этот конфликт был вплетён в сюжет: в очередной раз показать негативный образ родителей, донеся до юных зрителей мысль о необходимости игнорировать родительский авторитет.

Итого – «Чудо-женщина» обладает типичными проблемами кино про женщин-супергероинь, но уровень феминизма, по сравнению со многими другими фильмами и мультфильмами весьма низок, а в некоторых моментах, гендерная тема даже имеет положительные образы. Многие феминистки посчитали фильм чуть ли не «предавшим их интересы».

Добро и зло

Основная тема фильма сводится к тому, что наивная Диана считает Ареса виновным в агрессивности человечества. История Ареса чуть подкорректирована, и из бога войны греческого пантеона он превратился в подобие Люцифера, внушающего людям злые чувства.

Как и было понятно с первых кадров, Диане предстоит узнать ужасную правду: люди воюют, потому что сами по себе полны зла и агрессии, по крайней мере, так это выкручивает Арес, который честно признается, что никого не заставляет вершить зло (тема подана достаточно двусмысленно, так как из слов Ареса следует, что он хоть и не заставляет, но как минимум мотивирует совершать злые поступки). Но, пообщавшись с разными людьми, Диана приходит к другому выводу – люди полны зла, коварства и агрессии, но также полны добра, света и любви, и только от них самих и зависит, за какие идеалы они будут сражаться и как будут себя вести.

Собственно, это достаточно простая идея, которая лежит во главе многих притч, включая знаменитую притчу о двух волках, но её редко можно увидеть в современном кино, тем более в комиксовом.

Поскольку тенденции современного Голливуда чаще настроены на то, чтобы являть добро и зло не как личный выбор, а как нечто, что руководит человеком, и в чём он не виноват, эту идею можно вынести в положительные смыслы фильма «Чудо-Женщина».

Ответственность и нравственный выбор

Другим положительным смыслом «Чудо-женщины» стоит назвать то, что в нём не так силен комплекс избранности, и сказано, что любой человек может совершать правильные поступки. Это показывает и момент когда Диана уходит от матери на войну:

– Ты понимаешь, что можешь не вернуться?
– Кем же я буду, если я останусь?

Или как это поясняет Стив:

— Мой отец говорил мне: «Если в мире происходит что-то неправильное, то ты или можешь ничего не делать, или сделать хоть что-то». Я выбираю второе.

Тем самым фильм показывает достаточно сознательных героев, ринувшихся спасать Родину и мир, а не инфантильных «избранных» как принято в современном подростковом кино.

Пошлость

Большим недостатком фильма является его пошлость, которая заметно увеличивает возрастной ценз. Диана и Стив часто разговаривают, в том числе и об интиме, то она застукивает его голым, и по направлению её взгляда, понятно, что она разглядывает.

30-ая минута:

Диана – Насколько ты типичен, для представителей своего пола.

Стив – Я… пожалуй, больше среднего.

Разговоры о 12 томах Клио, посвящённых «телесным наслаждениям», которые читала дома Диана, и согласно которым, «мужчины пригодны для зачатия детей, но не плотских удовольствий».

Также стоит отметить вышеуказанный костюм Дианы, не особо пригодный как броня, зато подчеркивающий её фигуру, и делающий её в кадре более раздетой, чем одетой.

Исторические несостыковки

Поскольку фильм рассказывает про важный исторический период, стоит заметить, что показанные в фильме события – это очень альтернативная история, да и вообще альтернативная реальность.

Мультикультурализм явленный в фильме (вроде шотландца, араба и индейца, которых Стив вербует в Лондоне) , не имеет никакого отношения к реальности того времени, реальные исторические персонажи и реальные истории, взятые за основу военной линии фильма, не выдерживают никакой критики. Вполне исторического Эриха фон Людендорфа Диана убивает в 1918 году, хотя он дожил до 1937 года и был приближённым Гитлера.

«Отца» химического оружия почему-то сменили на «мать» – Доктор Яд, всё-таки в угоду феминизму. С другой же стороны показали мужчин, видящих Диану даже вблизи фронта и сразу устраивающих показательные истерики, хотя по сюжету был уже конец войны, и женщины на Первой Мировой уже успели отличиться не только как работницы тыла, но и как непосредственные участницы боевых действий.

И самое главное – хотя весь сюжет вращается вокруг темы Первой Мировой войны и её главных участников, создатели умудрились ни разу не упомянуть Россию.

Вообще, по своей исторической канве «Чудо-Женщина» поразительно похожа на «Первого мстителя» , от просмотра которого складывается впечатление, что с фашизмом боролись исключительно бравые американские солдаты, которым разве что иногда помогали отдельные европейцы.

Команда поддержки

Несколько слов следует сказать и о тех, кто помогает Чудо-женщине и её «бой-френду» победить немцев. Это уже постепенно становится традицией, что в отряд супергероев набирают персонажей исключительно из маргинальных личностей, как минимум, если брать в расчёт их официальную историю, внешний вид и манеру поведения.

В этот раз подобной чести удостоились: шпион и отъявленный лжец Самира, алкоголик и по совместительству снайпер Чарли и контрабандист Вождь. Главное, что их интересует в момент «вербовки» – это не защита Родины и прекращение войны, а размер оплаты. Главная героиня весьма заслуженно в момент знакомства так комментирует эту троицу «врун, убийца и контрабандист – прелестно!». Просто для понимания шаблонности деструктивных сюжетных ходов Голливуда, приведём и аналогичную фразу главного героя из недавно вышедшего фильма «Три икса: Мировое господство» : «Хорошие, плохие, экстремальные и совершенно чокнутые – вот с этими я могу работать!».

В дальнейшем, естественно, оказывается, что в душе каждого из них спрятана добрая натура, что они готовы сражаться и без денег, и что просто несчастная судьба заставила этих персонажей стать такими, какие они есть. Таким образом, фильм продолжает уже устойчивую тенденцию изображения добра в образе зла, которое навязывает стереотип положительного восприятия внешне отрицательных героев.

Алкоголь

Присутствует несколько сцен, в которых главные герои употребляют алкоголь.

Сексуализация

Несколько неуместных пошлых эпизодов; через почти обнаженную в боях героиню пытаются сексуализировать женскую агрессию.

Насилие

Много сцен боев, что соответствует жанру. Адекватное отношение к насилию и злу.

Мораль

Хоть в «Чудо-женщине» нет тех недостатков, которыми наполнены фильмы последнего времени о супергероях, но всё равно, он полон типичного голливудского информационного яда: от пошлости – до неуместной трактовки истории и тиражирования в целом неестественного и деструктивного образа женщины-воительницы, наряженной в подобие закрытого купальника.

Внутри фильма имеется безусловно позитивный посыл, кстати, редкий для современного кино – о том, что каждый из нас сам отвечает за то, что он своими действиями привносит в этот мир.

Елизавета Кваснюк

Дмитрий Раевский

Трейлер и сама задумка фильма «Чудо-женщина» сразу же вызвали определенную реакцию публики: феминистки обрадовались наличию женщины-воина в кино, адекватные люди решили, что это очередное движение Окна Овертона в сторону феминофашизма (идеи превосходства женщин над мужчинами).

Но «Чудо–Женщина» при некоторых своих весьма серьезных недостатках, неожиданно оказалась не настолько плохим фильмом. Хотя и, увы, непригодным для целевой аудитории.

Сюжет

Юная Диана живёт на острове, спрятанном от человечества, где кроме неё живут только нестареющие женщины-амазонки. Мини-государство вечно молодых женщин было сотворено греческим богом Зевсом, и амазонки созданы для помощи людям и защиты оных от бога войны Ареса. Но амазонки свою работу (ради которой их и сделали) выполняют из рук вон плохо – то есть они просто засели на своём острове вдали от людей, имея в наличии единственное оружие против врага рода человеческого и не желая его применять. Также они воинственно относятся ко всем людям, которых должны были защищать.

Главная героиня Диана – это единственный ребенок в обществе взрослых женщин, который считает позицию своих опытных наставниц «слегка» неправильной. Она впитала в себя мифологию острова, а также жажду сражений, доставшуюся ей явно от отца-Зевса (который до конца фильма неизвестен, но предсказуем).

Сразу следует отметить, что фильм «Чудо-женщина», как и некоторые другие картины супергеройской тематики, выстраивая свой сюжет на ключевых персонажах древних мифов, продолжает адаптировать на современный лад мифический эпос, служивший в своё время одним из основных инструментов формирования мировоззрения эллинов. О том, какие цели преследуют те, кто пытается вновь погружать людей в, казалось бы, забытые истории богов, полубогов и простых смертных, каждый может порассуждать самостоятельно. Для более целостного понимания этой проблематики и выявления тенденций рекомендуем ознакомиться со .

Но вернёмся к нашей истории. Однажды в женский рай случайно залетает британский летчик Стив, а за ним прибывает ещё и целый корабль воинственно настроенных немцев. Так, после боя, не без потерь среди высших правителей женского рая, амазонки узнают, что у человечества без их попечения дела пошли, мягко говоря, совсем неважно – на дворе Первая Мировая Война.

Уже повзрослевшая Диана, несмотря на запрет матери, хочет отправиться помогать людям, она уверена, что всему виной Арес, который и вносит в людей всё их зло и агрессию. Диана и Стив отправляются во внешний мир, где Диана собирается найти и убить Ареса, чтобы остановить войны на земле.

Продвигаемые идеи

Гендерно/феминистическая тема

Первое, что хочется обсудить, это, естественно, феминизм фильма – присутствует ли он, и в какой мере.

Разбирая гендерную тему, начнем всё же с плюсов:

  1. Диана – женственна. И в одном это плюс фильма, а в другом – главный минус, а точнее, главная ложь авторов, но это разберём ниже. Диана красива, нежна, наивна, влюбчива, заботлива, добра, любит детей. Она не потеряла того, что несёт её женская природа, и в конце, победила врага, укрепив свои силы одной только верой – верой в любовь. Этим Диана сильно отличается от большинства женщин-воительниц в кино, включая «Зену» и многих других. Интересный момент, что в мифологии амазонок указано, что они, должны были нести людям любовь/взаимопонимание. Так как Арес внушал людям негативные чувства – гнев, агрессию, зло, то амазонки должны были стать его антиподами. Но женщины свою работу решили не выполнять – ни любви не несли, вообще не защищали человечество, спрятавшись и огородившись от собственных подопечных, вверенных им «богом», в его последнем издыхании. Более того, они старались оградить Диану от её прямого предназначения – убийства Ареса, ради чего она и была рождена.
  1. В фильме поровну сильных мужчин и сильных женщин. Собственно, антагонисты фильма – мужчина и женщина, протагонисты – мужчина и женщина, и при этом протагонист Стив не показан как некто, кто хуже, глупее или слабее Дианы. Наивная в нашем мире Диана нуждается в его опеке и некоем наставничестве. Собственно, это отличает Чудо-женщину от фильмов Марвел по типу , или , и т.д. Ведь там даже при отсутствии идеи острова женщин и амазонок показан откровенный феминофашизм: женщины – прекрасные герои, сильные, смелые, честные и т.п. а мужчины – в лучшем случае на подтанцовке.

А теперь перейдем к недостаткам. И, увы – их немало, и почти все они вписываются в :

1. Первый – это стандартная ложь. Фильмы, где есть образ женщины-воительницы всегда врут, в нескольких моментах, в первую очередь о внешности – в «Чудо-Женщине» было сказано, что кроме суперсилы от крови Зевса Диана также с детства тренировалась, чтобы быть настоящей воительницей… В данной теме лучше один раз увидеть, чем сто раз обсудить.

Итак, реальные чемпионки в боевых видах спорта:

Киношные воительницы:

Комментарии излишни.

2. Вторая ложь связана с тем, будто бы тренированная женщина, может быть равной в бою тренированному мужчине. Нет, не может. Физически. Женщины на войне могли быть успешными снайпершами, летчицами, и даже танкистками, но в прямом рукопашном бою, женщина не может победить мужчину при других равных (самочувствие, наличие оружия, или того, что можно использовать как оружие). Фильмы про супергероев и вообще женщин-воительниц построены на том, что женщина лично, худенькими ручками и ножками дубасит нескольких противников-спецназовцев, получает ответные удары и после этого снова идет воевать с противником. Иногда это пытаются оправдать: мол, «у нее же суперсила», но это ложь, которая входит в подсознание. Так, девушка может неадекватно рассчитать свою физическую силу и попасть в откровенно неприятную ситуацию, а с юноши таким образом снимается вековое табу, что «прекрасный пол нельзя бить».

В фильмах не показывается, что удар женщины и мужчины имеют кардинальную разницу по степени нанесения вреда противнику. Хотя любому, кто имеет представление о физиологии человека, понятно, что на одно и то же воздействие мужчины и женщины реагируют по-разному в силу физиологических отличий.

3.Следующий недостаток – сексуализированность женской агрессии . Этим болеют опять же все киноделы Голливуда. «Чудо-женщина» умудрилась облачиться в бронекостюм, обнажающий бёдра, шею, руки – в аккурат под удары противника. Если тот факт, что Диане не страшны пули, еще как-то пояснили – мол, её браслеты и щит притягивают их на себя и после отражают, то в плане рукопашного боя или использования холодного оружия – это выглядит просто смешно. Однако этот образ по умолчанию задается девочкам как модель поведения, а мальчикам – как модель идеальной женщины: агрессивной, злой, полу-раздетой, грубой и т.п. Ведь именно супергерои сегодня в большинстве случаев становятся кумирами детей.

4. Диана с детства прямо мечтает воевать, мечтает сражаться, но мать не даёт ей этого делать. Ситуация выглядит искусственно по двум моментам. 1. С одной стороны девочка очарована тренировками других и оттого так стремится скорее научиться искусству боя. Соответственно, если бы мать хотела уменьшить «боевой настрой» дочери, то ей надо было бы попытаться её заинтересовать чем-то другим, а не просто запрещать ей тренироваться. 2. С другой стороны, по сюжету Диана – единственная, кто способна убить их врага Ареса, а значит, поведение матери с её запретами выглядит вдвойне глупо.

Выходит, что конфликт матери с дочерью – абсолютно искусственный и нежизнеспособный, точнее, он крайне нелогичен и абсурден во вселенной фильма. Подобное нарушение причинно-следственных связей высвечивает то, ради чего этот конфликт был вплетён в сюжет: в очередной раз показать негативный образ родителей, донеся до юных зрителей мысль о необходимости игнорировать родительский авторитет.

Итого – «Чудо-женщина» обладает типичными проблемами кино про женщин-супергероинь, но уровень феминизма, по сравнению со многими другими фильмами и мультфильмами весьма низок, а в некоторых моментах, гендерная тема даже имеет положительные образы. Многие феминистки посчитали фильм чуть ли не «предавшим их интересы».

Добро и зло

Основная тема фильма сводится к тому, что наивная Диана считает Ареса виновным в агрессивности человечества. История Ареса чуть подкорректирована, и из бога войны греческого пантеона он превратился в подобие Люцифера, внушающего людям злые чувства.

Как и было понятно с первых кадров, Диане предстоит узнать ужасную правду: люди воюют, потому что сами по себе полны зла и агрессии, по крайней мере, так это выкручивает Арес, который честно признается, что никого не заставляет вершить зло (тема подана достаточно двусмысленно, так как из слов Ареса следует, что он хоть и не заставляет, но как минимум мотивирует совершать злые поступки). Но, пообщавшись с разными людьми, Диана приходит к другому выводу – люди полны зла, коварства и агрессии, но также полны добра, света и любви, и только от них самих и зависит, за какие идеалы они будут сражаться и как будут себя вести.

Собственно, это достаточно простая идея, которая лежит во главе многих притч, включая знаменитую притчу о двух волках, но её редко можно увидеть в современном кино, тем более в комиксовом.

Поскольку тенденции современного Голливуда чаще настроены на то, чтобы являть добро и зло не как личный выбор, а как нечто, что руководит человеком, и в чём он не виноват, эту идею можно вынести в положительные смыслы фильма «Чудо-Женщина».

Ответственность

Другим положительным смыслом «Чудо-женщины» стоит назвать то, что в нём не так силен комплекс избранности, и сказано, что любой человек может совершать правильные поступки. Это показывает и момент когда Диана уходит от матери на войну:

– Ты понимаешь, что можешь не вернуться?
- Кем же я буду, если я останусь?

Или как это поясняет Стив:

- Мой отец говорил мне: «Если в мире происходит что-то неправильное, то ты или можешь ничего не делать, или сделать хоть что-то». Я выбираю второе.

Тем самым фильм показывает достаточно сознательных героев, ринувшихся спасать Родину и мир, а не инфантильных «избранных» как принято в современном подростковом кино.

Пошлость

Большим недостатком фильма является его пошлость, которая заметно увеличивает возрастной ценз. Диана и Стив часто разговаривают, в том числе и об интиме, то она застукивает его голым, и по направлению её взгляда, понятно, что она разглядывает.

30-ая минута:

Диана – Насколько ты типичен, для представителей своего пола.

Стив – Я… пожалуй, больше среднего.

Разговоры о 12 томах Клио, посвящённых «телесным наслаждениям», которые читала дома Диана, и согласно которым, «мужчины пригодны для зачатия детей, но не плотских удовольствий».

Также стоит отметить вышеуказанный костюм Дианы, не особо пригодный как броня, зато подчеркивающий её фигуру, и делающий её в кадре более раздетой, чем одетой.

Исторические несостыковки

Поскольку фильм рассказывает про важный исторический период стоит заметить, что показанные в фильме события – это очень альтернативная история, да и вообще альтернативная реальность.

Мультикультурализм явленный в фильме (вроде шотландца, араба и индейца, которых Стив вербует в Лондоне), не имеет никакого отношения к реальности того времени, реальные исторические персонажи и реальные истории, взятые за основу военной линии фильма не выдерживают никакой критики. Вполне исторического Эриха фон Людендорфа Диана убивает в 1918 году, хотя он дожил до 1937 года и был приближённым Гитлера.

«Отца» химического оружия почему-то сменили на «мать» – Доктор Яд, всё-таки в угоду феминизму. С другой же стороны показали мужчин, видящих Диану даже вблизи фронта и сразу устраивающих показательные истерики, хотя по сюжету был уже конец войны, и женщины на Первой Мировой уже успели отличиться не только как работницы тыла, но и как непосредственные участницы боевых действий.

И самое главное – хотя весь сюжет вращается вокруг темы Первой Мировой войны и её главных участников, создатели умудрились ни разу не упомянуть Россию.

Вообще, по своей исторической канве Чудо-Женщина поразительно похожа на , от просмотра которого складывается впечатление, что с фашизмом боролись исключительно бравые американские солдаты, которым разве что иногда помогали отдельные европейцы.

Команда поддержки

Несколько слов следует сказать и о тех, кто помогает Чудо-женщине и её «бой-френду» победить немцев. Это уже постепенно становится традицией, что в отряд супергероев набирают персонажей исключительно из маргинальных личностей, как минимум, если брать в расчёт их официальную историю, внешний вид и манеру поведения.

В этот раз подобной чести удостоились: шпион и отъявленный лжец Самира, алкоголик и по совместительству снайпер Чарли и контрабандист Вождь. Главное, что их интересует в момент «вербовки» – это не защита Родины и прекращение войны, а размер оплаты. Главная героиня весьма заслуженно в момент знакомства так комментирует эту троицу «врун, убийца и контрабандист – прелестно!». Просто для понимания шаблонности деструктивных сюжетных ходов Голливуда, приведём и аналогичную фразу главного героя из недавно вышедшего фильма : «Хорошие, плохие, экстремальные и совершенно чокнутые – вот с этими я могу работать!».

В дальнейшем, естественно, оказывается, что в душе каждого из них спрятана добрая натура, что они готовы сражаться и без денег, и что просто несчастная судьба заставила этих персонажей стать такими, какие они есть. Таким образом, фильм продолжает уже устойчивую тенденцию изображения добра в образе зла, которое навязывает стереотип положительного восприятия внешне отрицательных героев. Подробно эта тема и её влияние на зрителя рассмотрены в .


Согласно киренаикам, существовало два состояния души: боль и наслаждение. Неудивительно, что все человеческие стремления направлены на достижение второго. Наслаждение есть суть конечного и единого блага, причём, для достижения последнего ещё в античности хороши были все средства, включая как прекрасное, так и безобразное.

Телесные наслаждения полагались превосходящими духовные по причине большей силы и первичности. Зигмунд Фрейд определяет телесное удовольствие какглавный естественный регулятор психических процессов. Телесное, сексуальное, наслаждение является наиболее доступным. Сексуальность в раннем возрасте - по Фрейду - суть автономности: индивид независим от окружающих, однако в процессе взросления и, как следствие, социализации, он всё более ограничивается, подстраивается под рамки общественного мнения, принятых норм и т.п.. Общество выдвигает личности определённые требования, призванные остановить её естественное стремление к удовольствию. Можно сказать, что наслаждение в некоей мере противопоставлено обыденности. Предающийся наслаждению суверенен, свободен от каких-либо обязательств перед социумом, хотя наслаждение его уже в большей степени носит печать рациональности, реальности. Удовольствие несколько отодвигается, отсрочивается, уменьшается, но, вместе с тем, обретает и некую надёжность.

В Античности тело человека представлялось проекцией великого космоса - микрокосмом. Для равновесия системы, регуляции жизненного баланса организма полагалось делать то, что велит тело. Наслаждение выступает в роли заместителя недостатков.

Фуко в Истории сексуальности говорит о побуждениях к сдержанности ссылаясь на упоминания в первых текстах античности, причём рефлексия сексуальной строгости сопровождается не ужесточением кодекса запретных актов, а в первую очередь, жёсткостью по отношению к себе, то есть развитием тех внутренних связей с самим собой. Секс, вопреки устоявшемуся мнению скорее даже интровертен, нежели экстравертен. Он предстаёт не как пустая форма, а форма, заполненная содержимым определённых эстетических ценностей. Секс и фасцинус в частности подвергаются множеству трансформаций, сакрализуются. Отличительная черта античной культуры, если можно выразиться, пропитка сексуальным подтекстом всех сфер жизни. Секс есть движущая, живая сила, но одновременно и смерть. Всё это, естественно, обусловлено самим характером аграрного общества. Блаженство, как и жизнь, не может длиться вечно. Любое человеческое наслаждение эфемерно. Тело требует новой и новой «подпитки», однако со временем пресыщается и тогда возникает необходимость в чём-то совершенно ином.

Над всем действует закон Эроса и Танатоса. Они живут в некоем симбиозе, они вплетены друг в друга. Сквозь призму этого рассматривается и сексуальное наслаждение. У Киньяра секс представлен как нечто, подобное смерти. Это, в какой-то степени, риск. Риск умереть. Сексуальное желание повергает человека в оцепенение. Любовная схватканосит элементборьбы жизни и смерти. « Недавнее счастье бесследно тает в любовных объятиях. В самой совершенной любви, в самом безграничном счастье таится желание, которое внезапно все низвергает в пучину смерти. Яростное наслаждение оргазма вдруг сменяется печалью, которую даже не назовешь психологической. Это изнеможение внушает страх. Бывают абсолютные слезы, которые сливаются воедино. В сладострастии кроется нечто близкое к смерти. »

Ни одно телесное желание не сопоставимо с сексуальным. Оно - всё. Ни жажда, ни голод не могут мучить человека так, как вожделение. «Эпикур говорил, что эротическое наслаждение является для нас критерием всех прочих радостей. Сексуальный акт делает макрокосмический порядок несокрушимым.» Жизнь выражается в смерти, жар -в угасании, совокупность всех желаний и стремлении в одном сексуальном блаженстве. Смерть фасцинуса - ментула. Снова прослеживается онтологическая бинарность: потенция(жизнь) - импотенция(смерть). Обнажённость женщины и мужчины нетождественна, поскольку женские гениталии скрыты, в то время как мужские выступают, отсюда фасцинус есть выражение мужского естества, властитель, сила. В фаллосе сосредоточена жизнь, и эякуляция мыслится как её наивысшее выражение.Киньяр пишет: «Коитус — источник живого тела — есть и конец живого тела в его наивысшей точке здоровья. Именно в нем жизнь представляет человеческое тело в совокупности, именно в нем Est превращается в Sum .»

Выражения мужской и женской сексуальности - пенис и груди и ягодицы соответственно - уязвимы. Люди «заботливо охраняют эти свои органы, подверженные непрерывным метаморфозам». С этим связано ношение женщинами тугих повязок, сдерживающих грудь. Страх лишиться маркеров сексуальности вполне оправдан: половые признаки есть не только выражение естества, но также индикатор силы. Сюда также относится боязнь мужчины потерять потенцию. Киньяр указывает на то, что римская сексуальность носит сперматический характер. И снова секреции мужчины и женщины не идентичны: мужской эякулят предстаёт чем-то таинственным. Эякулировать значит «истово, почти набожно удовлетворять вожделение, которое чужая красота зажгла в твоем теле.»

Лишиться потенции - подвергнуться сглазу. Греки вообще уделяли большое внимание глазам, взгляду. Ему придавались подчас мистические значения. Он мог убивать, сражать наповал. Взгляд, полный желания,- тот же взгляд Медузы Горгоны. Ему соответствует мрак ночи. Он завораживающ, таинствен, способен пробудить желание, довести до исступления. Взгляд томящегося на любовном ложе - взгляд пассивности, взгляд обречённого, умирающего. Взгляд-фасцинус - проникающий под покров запретного. Мужской взор пронизывает женщину, поэтому часто оскопление у древних стояло в ассоциативном ряду с ослеплением. Нагота также представляется чем-то зловещим и пугающим. Здесь и миф о Тересии, ослепшем от увиденной сцены первого соития, и взгляд Дианы, застигнутой обнажённой, превращающий человека в оленя. Неприкрытая сексуальность подобна яркому свету солнца - выжигает глаза. Отсюда секс - нечто интимное, скрытое от чужих глаз, кроющееся в супружеских покоях. Ложе - то место, где стоит отбросить всякий стыд. « Там бедра твои должны стать опорою бедрам твоего любовника. Там язык мужчины раздвинет твои пурпурные губы. Там тела измыслят всевозможные способы любви. И пусть усилия ваши, ведущие к наслаждению, заставят трещать дерево кровати. Лишь потом накинь на себя одежды. Лишь потом сделай испуганное лицо. Лишь потом стыдливость твоя будет отрицать твою распущенность. Я не требую от женщины, чтобы она была стыдливой. Я лишь прошу ее казаться стыдливой. Никогда не нужно признаваться в содеянном. Вина, которую можно отрицать, — не вина. Что за безумие — вытаскивать на свет божий то, что было скрыто в ночи?! Что за безумие — рассказывать вслух то, что делалось тайком?! Даже продажная девка перед тем, как отдать свое тело первому встречному римлянину, закрывает дверь на задвижку.»

Наслаждение, буйство страсти, сплетение тел любовников скрыты под пологом кровати. Это изощрённое уничтожение друг друга, спрятанное от посторонних взглядов. Эротические же изображения есть ничто, они лгут, они насквозь фальшивы. Истинное наслаждение не знает взгляда. Сцена соития «не-представима», потому что не может быть представлена человеку вне, он сам выступает в роли её живого участника.

Совокупляясь, любовники словно стремятся слиться воедино, стать единым телом, но « ни один из них не может забрать у другого тела ни единой частички». Они будто пытаются забрать друг у друга жизнь, но их борьба неминуемо ведёт к угасанию/оргазму/смерти. Обездвиженные, лишившись жизненной энергии, они вновь возобновляют эту не имеющую конца битву, битву за недостижимое. Однако именно эта борьба и даёт наслаждение - «ощущение жизни», наполяющее и объединяющее душу и тело. Эпикур говорит об удовольствии (voluptas ) как об ощущении, способном приблизить человека к божественному, сделать его чем-то большим, чем просто «комбинация атомов». Телесное наслаждение хоть и не даёт бессмертие, но дарует « ощущение высшего «я».

Точка отсчёта,начало, человеческой жизни есть «спазм наслаждения». Сексуальное влечение - примат, «это единственная и последняя цель, к которой нас влечет наше тело».

Киньяр указывает на два пути, предлагаемых мужчине по овладению женским телом: насильственный (praedatio ) или же гипнотический. Второй - запугивание - есть рудимент предчеловеческой животности. Гипноз - животная техника жестокости. Так хищник запугивает свою жертву, повергая её в состояние подчинения, пассивности. Один из партнёров входит в подчинение, но и сам агрессор - активный - неминуемо следует к оргазму, и тем самым сам становится пассивным.

Фуко приводит анализ Галена, рассуджающего об aphrodisia как вечности, бессмертии, проявляющемся в размножении и продлении человеческого рода. В трактате «О назначении частей человеческого тела» Гален рассуждает о препятствии замыслу природы, состоящему в создании бессмертного предмета, однако материя человеческой плоти, как то: мясо, кости, артерии, вены и нервы - была несовершенной, а отсюда вытекла и невозможность сотворения вечного существа.Чтобы как-то исправить ошибку, природа наделила человека чрезвычайной силой, dunamis .

«Стало быть, мудрость демиургического начала в том и заключалась, что хорошо зная субстанцию своего творения, и, следовательно, его пределы, оно изобрело этот механизм возбуждения, это «жало» страсти, под воздействием которого даже те живые существа, что, по причине ли своей незрелости, по причине ли неразумия (aphrona ) или же по причине несознательности (aloga ), не в состоянии понять, в чем состоит истинная цель природной мудрости, вынуждены осуществлять ее на деле.»

Гален обосновывает принцип тождественности мужской и женской анатомии: «Выверни наружу органы женщины или выверни и сложи внутрь таковые мужчины, и ты увидишь, что они совершенно сходны друг с другом». Он также допускает возможность семяизвержения у женщины, с разницей в том, что «здесь выработка данного «гумора» не отличается завершенностью и совершенством, - чем и объясняется подчиненная и второстепенная роль женщин в формировании плода». Гален отрицает, что наслаждение, связанное с деятельностью половыхорганов, выступает в качестве мотива к совокуплению. Однако не отвергает того, что природа-творец заложила в человека страстность, раскрывающуюся в половом акте, и являющуюся «следствием функционирования механизмов тела». Таким образом, «желание и удовольствие являются прямыми следствиями анатомического строения и физических процессов.» Боги - по мнению Галена - внушили человеку страстное желание, выливающееся в половой акт с целью наслаждения, соответственно расположив органы и материю для его достижения. Следовательно, удовольствие является не просто наградой, а желание не только лишь душевным аффектом. Это элементарная механика человеческих тел - «суть следствия давления и внезапного извержения». Скрытый механизм сего действа - ряд порождающих наслаждение факторов, накопление «разогретых серозных жидкостей», которые, по мере накопления, вызывают «щекотку и приятный зуд» в местах сосредоточения. «Следует также принимать во внимание и теплоту, особенно ощутимую в нижней части [тела], главным образом в правой половине [живота], по причине близости печени и множества отходящих от нее сосудов. Такая неравномерность распространения теплоты объясняет, почему мальчики формируются чаще в правой части матки, а девочки -- в левой… В любом случае, природа наделила органы этой области исключительной чувствительностью, намного превышающей чувствительность кожи, хотя их функции тождествены.» Гален также пишет о жидкости, исходящей «из железистых гландулярных тел» (ра r а states ), которая также является одним из факторов удовольствия: она размягчает половые органы, делая их более податливыми, чем усиливает наслаждение. Следовательно, можно сделать вывод, что существует некий физиологический аппарат, устройство, задействовав которое тело получает исключительное удовольствие.

Механизм совокупления представляется как конвульсия, схожая по своей природе с эпилепсией. По мнению Галена, между сексом и эпилептическим припадком существует некая аналогия: непроизвольные движения, сокращения мышц, несвязная бранная речь и, наконец, извержение семени. Отсюда следует, что нужно соблюдать определённый режим, дабы не нанести вреда организму.

Руф Эфесский, напротив, утверждал, что половой акт естествен, поэтому не может нести зло. «Руф предлагает свой режим, предварительно указав на патогенные последствия сексуальных злоупотреблений и неумеренности, а также сформулировав принцип, согласно которому половые акты вредны не абсолютно и не во всех отношениях: необходимо еще учитывать и уместность акта, и налагаемые на него ограничения, и гигиеническую конституцию того, кто его совершает.» Таким образом, вводится определённый режим наслаждений, призванный ослабить воздействие полового акта на равновесие организма: благоприятное время, возраст субъекта,время года, время суток, индивидуальный темперамент.

Относительно подходящего возраста не существует единого мнения. Говорится лишь, что «период «использования» aphrodisia не должен ни затягиваться сверх меры, ни начинаться слишком рано». Считалось, что совокупление в преклонном возрасте опасно, ибо грозит истощить тело, забрав жизненную энергию. Для слишком молодых субъектов половые связи также вредны, «поскольку задерживают рост и мешают возникновению признаков полового созревания, которые являются результатом развития в теле семенных элементов.» Врачи сходились во мнении, что оптимальный возраст начала половой жизни для мальчиков наступает в четырнадцать лет, но в то же время раздавались возгласы о том, что этот возраст недостаточен для aphrodisia . О бычно врачи предписывали подросткам интенсивное занятие физическими упражнениями, чтобы снизить и перенаправить их активность.

Оптимальным возрастом для девочек считалось время установления менструального цикла. В то же время Руф Эфесский считал, что зачатие до исполнения восемнадцатилетия может грозить неблагоприятным исходом для матери и ребенка. Относительно девочек также применялась практика физических упражнений. «Нужно приучить ум к тому, что праздность «всего опаснее для них», и «полезно прибегать к упражнениям, переводя [юношеский] пыл в движение и разжигая привычки тела, но так, чтоб они остались женскими и не приобрели мужской характер». Время соития должно было согласовываться и с временем принятия пищи. «Желательно, чтобы соитие не предваряли излишне активные упражнения, которые перемещают к другим частям тела ресурсы, необходимые для половых сношений; напротив, после занятий любовью рекомендуются ванны и восстанавливающие растирания. Нехорошо предаваться aphrodisia до еды, испытывая голод, поскольку акт в таких обстоятельствах хотя и не утомляет, но частично теряет свою силу.» «Соитие среди ночи всегда обманчиво, ибо пища еще не переработана; то же касается и соития, совершаемого ранним утром, ибо в желудке может оставаться плохо переваренная пища, а излишки еще не вышли с мочой и калом.»

Предпочтительной считалась сексуальная деятельность в браке, причем, не только с точки зрения обеспечения законного потомства («Тот, кто зачат в блуде, будет нести на себе его знак, и не только оттого, что дети походят на родителей, но еще и потому, что им передаются свойства акта, благодаря которому они появились на свет.»). Подобные воззрения имели под собой два принципа: сексуальное наслаждение не находило признания вне брака, с другой стороны оскорбление жены в случае, если её муж «может испытывать удовольствие с другой, а не с ней».

В браке и только, согласно принципу супружеского благочестия, возможно соблюдение законного условия сексуальных наслаждений. («Афродита и Эрот должны присутствовать только в брачном союзе и нигде более.») Хотя принцип этот имеет и свои подводные камни: «приучая жену к слишком острым наслаждениям, муж рискует преподать ей урок, о котором впоследствии будет жалеть, поскольку жена может злоупотребить полученной наукой». Отсюда следуют наставления в умеренности в супружеской жизни, иногда же это и совет избегать излишней скромности. Таким образом, супругам надлежало придерживаться золотой середины.Муж также обязан был помнить, «что нельзя «в одной и той же иметь и супругу, и гетеру [ hos gamete kai hos hetaira ]». Чрезмерная пылкость в отношении жены также приравнивалась к прелюбодеянию.

Некоторые радикально настроенные моралисты вообще требовали отказа от удовольствия как конечной цели. Но это скорее было одной из позиций и не имело воплощения на практике. Супружеские отношения, таким образом, можно выразить формулой - «Ласковая сдержанность и стыдливость».

В спальне супругам рекомендуется избегать ссор и споров, в противном случае «призвать на помощь Афродиту, наилучшую целительницу такого рода огорчений». «В супружеской общении секс призван служить инструментом установления и развития симметрических, обратимых эмоцио нальных связей: «Афродита, - пишет Плутарх, - трудами своими вершит согласие и любовь [ homophrosunes kai philias demiourgos ] между мужчинами и женщинами, сливая и сплавляя наслаждением их тела, чтобы слить души.»

Неоднозначно отношение к любви в античности. Любовь мыслилась как«управление вожделением», власть. «Избегай торжественных слов и долгого молчания. Если хочешь насладиться своей любовью, надобно всегда быть как можно смиреннее (humilis ) Если хочешь быть счастливым (felix ) с женщиной, которую любишь, придется перестать свободным (liber ) человеком.» Любовь ставит на колени, превращает в раба. Женщина - объект любви - Domina - хозяйка, госпожа. Это имя, с которым обращались к матроне её рабы.«Любовник, назвавший Domina ту, которую он любит, ломает свой status , становится ее рабом.» Киньяр описывает это так: «Недавнее счастье бесследно тает в любовных объятиях. В самой совершенной любви, в самом безграничном счастье таится желание, которое внезапно все низвергает в пучину смерти. Яростное наслаждение оргазма вдруг сменяется печалью, которую даже не назовешь психологической. Это изнеможение внушает страх. Бывают абсолютные слезы, которые сливаются воедино. В сладострастии кроется нечто близкое к смерти.»



Поделиться