Каким образом автор развенчивает теорию раскольникова. Развенчание теории раскольникова. Сочинения по темам

Бывший студент Родион Роман (бессмертное произведение)ович Раскольников - главный герой "Преступления и наказания", одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Роман (бессмертное произведение)ович - человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два "разряда" - на "высших" и "тварей дрожащих". Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье "О преступлении". Согласно статье, "высшие" наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество "тварей дрожащих". Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти "простые" люди нуждаются, по мнению Родиона Роман (бессмертное произведение)овича, в библейских заповедях и морали. "Высшие" - это "новые законодатели" для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого "законодателя" - Наполеон Бонапарт: "…настоящий властелин, кому все разрешается, - громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается".

Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает "вошью", которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Роман (бессмертное произведение)ович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, "новому законодателю", преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Роман (бессмертное произведение)ович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.

Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он - не "тварь дрожащая". Для этого нужно "переступить" через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

В романе Родион Роман (бессмертное произведение)ович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.

С таким же трепетом относится Родион Роман (бессмертное произведение)ович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Роман (бессмертное произведение)ович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим "обличителям". Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Роман (бессмертное произведение)ович уже "доведен до кондиции" - он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.

Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир - она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Роман (бессмертное произведение)овича - он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.

Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение - причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман "Преступление и наказание" классикой мировой литературы.


Ф.М. Достоевкий – великий русский писатель. Его произведения читают не только в России, но и далеко за рубежом. Роман «Преступление и наказание» - один из самых известных.

Главный герой романа – Родион Романович Раскольников, «бывший студент». Живет он в одном из домов Петербурга, в маленькой душной «каморке», больше похожей на шкаф, сундук или гроб.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Из-за нехватки денег он был вынужден бросить учебу. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, и Дуня, его сестра, тоже находятся в бедственном положении. Всё это навело Раскольникова на создание некой новой теории, которую он впоследствии изложил в статье «О преступлении». Согласно этой теории все люди делятся на две группы: «обыкновенные» («твари дрожащие») и «необыкновенные». «Обыкновенные» представляют собой не что иное, как просто материал. Они должны жить в смирении, безропотно подчиняться всему и всем. А «необыкновенные» - это люди, которые «имеют право». Они могут позволить себе всё, даже «кровь по совести», если цель оправдывает средства.

Создав эту теорию, главный герой стал постоянно задумываться о том, кто же он сам: «…Тварь я дрожащая или право имею?...» . Именно эти мысли привели Раскольникова к решению об убийстве старухи-процентщицы. Этим преступлением Родион прежде всего хотел доказать достоверность своей теории, убедиться, что он не «бесполезная вошь», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Главный герой был уверен, что в данном случае цель оправдывает средства. По его мнению, убийство этой жалкой и вредной старухи принесет людям только пользу. «Одна смерть и сто жизней взамен», - так рассуждал Родион.

Однако, совершив убийство, Раскольников перестал ощущать свою исключительность. Героя начала мучать его собственная совесть. Он стал чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Между ним и окружающим миром возникла непреодолимая пропасть. Спустя некоторое время Родион начал понимать, что его теория терпит крушение. Убив старуху, а вместе с ней и ни в чем неповинную Лизавету, он осознал, что преступление не принесло счастья ни ему самому, ни окружающим. Украденные деньги, которые так и остались лежать под большим камнем, не принесли никому добра. Самые близкие для Раскольникова люди, Пульхерия Александровна и Дуня, стали для него словно чужими. Чувствуя кровь на своих руках, он уже не мог общаться со всеми как прежде.

Дальнейшее разрушение «теории исключительности» происходит после знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой. Причину своего страшного поступка он объясняет ей так: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Теперь Родион чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а прежде всего себя, свою душу, божественное начало. Раскольников больше не может жить по своей теории, поэтому сам идет и сознается в содеянном.

Окончательный крах теория претерпевает во время последнего сна Раскольникова, который он видит во время пребывания на каторге. После этого начинается физическое и духовное исцеление героя.

Таким образом, показывая несостоятельность теории Раскольникова, Достоевский хотел доказать, что идеи, противостоящие извечным человеческим ценностям, никогда не смогут найти себе места в этом мире. «Нельзя прийти к добру дорогою зла» - сказал выдающийся русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Обновлено: 2018-08-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» – это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, – громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается».

Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.

Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы. В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Романович уже «доведен до кондиции» – он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.

Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича – он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.

Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение – причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман «Преступление и наказание» классикой мировой литературы.

стесненное Он был задавлен бедностью; но положение даже перестало время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. в последнее На какое дело хочу покуситься… Разве я способен на это? Разве это серьезно? Он был до того худо одет, что иной, даже человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. привычный и В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

Дом процентщицы. Средняя Подьяческая,3 Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким­нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость. ­ Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, ­ поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее. ­ Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, ­ отчетливо проговорила старушка, по­прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица. ­ Так вот­с... и опять, по такому же дельцу... ­ продолжал Раскольников, немного смутившись и удивляясь недоверчивости старухи.

Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. голова Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда, как­то вдруг, внезапно, прежде чем скажем слово. Такое точно впечатление произвел на Раскольникова тот гость, который сидел поодаль и походил на отставного чиновника.

Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из­за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что­то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, ­ пожалуй, был и смысл и ум, ­ но в то же время мелькало как будто и безумие. Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое­как, и на нее­то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Мармеладов ­ такая фамилия; титулярный советник.

Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла, он быстро поднес его к губам и поцеловал; потом долго еще вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий и косенький почерк его матери, учившей его когда­то читать и писать. Он медлил; он даже как будто боялся чего­то. Наконец распечатал: письмо было большое, плотное, в два лота; два большие почтовые листа были мелко­ намелко исписаны.

Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого­то не встретилось. Во втором этаже одна пустая квартира была, правда, растворена настежь, и в ней работали маляры, но те и не поглядели. Он постоял, подумал и пошел дальше.

Он вынул топор, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила. Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове. Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени. Кровь хлынула. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой.

низкая, от слева. На Это была большая комната, но единственная чрезвычайно отдававшаяся Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Сонина комната походила как будто на сарай, имела неправильного четырехугольника, и это придавало ей с тремя что­то окнами, канаву, перерезывала комнату как­то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда­то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. уродливое. Стена выходившая вид весьма на

Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.

"Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему (и как бы с болью переведя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала): ­Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир". Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него"

Он облокотился на колена и, как в клещах, стиснул себе ладонями голову. ­Экое страдание! ­ вырвался мучительный вопль у Сони. ­ Ну, что теперь делать, говори! ­ спросил он, вдруг подняв голову и с безобразно искаженным от отчаяния лицом смотря на нее. его схватила ­ Что делать! ­ воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. ­ Встань! (Она за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении). Поди сейчас, сию же минуту, перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе жизни пошлет. стань на

III часть. Глава 5. Большая часть этих благодетелей и установителей были человечества страшные особенно кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что- нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно Люди, по закону природы, разделяются вообще на преступниками, - более два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так или менее, разумеется. сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

натуре Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя

Внутренние метания героя Борьба совести и разума подтверждение в конфликтах действительности порождаются действительностью Подлинные причины преступления складывались в том «месяце сосредоточенной тоски и мрачного возбуждения», что предшествовал началу действия романа. Мы видим лишь события, которые произошли непосредственно перед преступлением и подвели героя к роковой черте: письмо матери история Сони Мармеладовой встреча с обманутой девочкой


Раскольников – «идейный» убийца, и идея эта «носится в воздухе» За полтора месяца до совершения преступления (после первого визита к Алёне Ивановне) Раскольников заходит в «один плохонький трактиришко» и слышит разговор студента и офицера (позднее оценит его как некое «предопределение, указание») Речь шла об Алёне Ивановне. Студент утверждал, что он бы «эту проклятую старуху убил и ограбил… без всякого зазору совести», объясняя это тем, что «сто, тысячу добрых дел и начинаний… можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!» Логика его казалась безупречной и поразила Раскольникова созвучностью его собственным мыслям: «Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служению всему человечеству и общему делу… За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» В сфере отвлечённой морали всё решилось для Раскольникова задолго до рокового шага: задуманное им – «не преступление», а восстановление справедливости в несправедливом и бесчеловечном мире. Но потребовалось полтора месяца, чтобы перевести эту идею в сферу практической жизни: убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку… всем вредную, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт»… …и Лизавету…


Статья Раскольникова в «Периодической печати» (Достоевский даже не упоминает о ней в I части романа) объясняет причины совершённого им преступления. Все люди, по мысли Раскольникова, делятся на два разряда «обыкновенные», «по натуре своей консервативные, чинные», «живут в послушании и любят быть послушными» «необыкновенные», способные «сказать новое слово», дать «новый закон» и тем самым имеющие право нарушить закон, «свято чтимый обществом» «…необыкновенный человек имеет право… то есть неофициальное право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, в том случае, если исполнение его идеи… того потребует».


Раскольников совершает преступление, согласуясь с непогрешимой арифметической логикой, и логика эта воспринимается им как логика самой жизни, недаром она кажется совершенно естественной и студенту в разговоре с офицером. Это логика бунта против несправедливости В.Г.Белинский в письме к В.П.Боткину: «Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию. Да и что кровь тысяч в сравнении с унижением и страданием миллионов». (1847 год) насилие над «сильными мира сего» оправдано брак из сочувствия Мармеладова к К.И. вынуждает Соню «жить по жёлтому билету» желание Дуни помочь брату может осуществиться лишь ценой жертвы любовь к ближнему в этом мире оборачивается самоуничтожением Поэтому Раскольников был уверен, «что рассудок и воля останутся при нём неотъемлемо, во всё время исполнения задуманного, единственно по той причине, что задуманное им – «не преступление».


«мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». «Кровь в тебе кричит,» – объясняет наивная Настасья «Выжига»,– то есть мошенник, пройдоха – услышит в свой адрес Раскольников оскорбление прохожих. «Убивцом» назовёт Раскольникова мещанин, встретивший его у дома Алёны Ивановны, когда он зайдёт туда якобы с целью снять квартиру. Дуня заставит побелеть брата, вскрикнув в порыве возмущения от его «деспотизма»: «…Я ещё никого не зарезала…» Раскольников начинает испытывать муки совести. Не случайно несколько раз появляются слова: «здесь воздуху нет»(Раскольников), «…всем человекам надобно воздуху» (Свидригайлов), «Вам теперь только воздуху надо, воздуху!» (Порфирий Петрович). Но Раскольников не раскаялся. Он начал тяжбу с собственной совестью.


Какой мотив убийства является ведущим? Авторская ремарка 1…я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… 2….я и решил, завладев старухиными деньгами, употре- бить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете… 3. Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут ум- ными, то уж слишком долго будет…Не для того, чтобы матери помочь…я убил! Мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек? сказал он, как бы надумавшись. В каком-то бесси- лии он дотащился до конца рассказа и поник головой. Он не заботился более: поймёт она его или нет. Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге. Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбуждённое состояние духа проглядывало страшное бессилие. Соня поняла, как он мучается. Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом Герой о причине убийства Наблюдения Сони за поведением героя


Теория Раскольникова, выношенная в мрачном «подполье» каморки, похожей «на гроб», не выдержала «испытания на прочность» под напором самой действительности. Всем ходом романа Достоевский обнаруживает её несостоятельность. Теория Раскольникова предполагала реальное воплощение: убить старуху-процентщицу, жизнь которой ничего не стоит взять её деньги, которые иначе пойдут в монастырь на эти деньги совершить много хороших дел Герой смог сделать только первый шаг. Но в романе есть другие герои, которые смогли пойти дальше, воспользоваться деньгами, добытыми нечестным или преступным образом. Это двойники Раскольникова


Двойники Раскольникова Лужин «Возлюби прежде всех, самого себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» В основе теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом. Свидригайлов Оправдывает себя: «Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?» Лукавит: «Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?» (по форме напоминает вопрос Раскольникова, но наоборот: «тварь я дрожащая или право имею?» Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею). Аргументы, напоминающие собственные, вызывают отвращение у Раскольникова. Раскольникову ненавистна мысль о сходстве теорий


Окончательно опровергает теорию Раскольникова Соня. Сила её таится в безмерности любви к близким. Сначала Раскольников на каторге не может понять, почему окружающие его воры, убийцы «так полюбили Соню», ему странным казалось их подчёркнуто уважительное отношение к «матушке Софье Семёновне». По мысли Достоевского, христианская религия, вера в бога – основа народной жизни. Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. «Заря обновлённого будущего» для него связана с этим принятием: «…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь». Конец презентации





Поделиться