Ложь во благо – благо ли она? Притча о грехе лжи. Семь смертных грехов

Оказывается ложь - это не грех. Среди семи католических и восьми православных смертных грехов , такого греха не значится.

Вот чревоугодие - это грех, да ещё какой. И я, грешник, этим грехом частенько злоупотребляю, слаб я очень до этого дела, особенно если вкусненькое что попадётся. Но, чего уж там говорить, я согласен - пусть будет грех. Не такой уж смертный, что бы его на первое место ставить, ну да ладно - пусть будет грех. Грешочек...

Прелюбодеяние - тоже грех. Похлеще чревоугодия будет, чего уж тут говорит. Хотя... Само слово - преЛЮБОДЕЯНИЕ - говорит вроде как о любви. Вот если бы смертным грехом считалось ДЕЯНИЕ не ЛЮБО, то есть изнасилование, вот тут я бы пожалуй согласился. А по любви какой же это грех? Ну любит кто-то такое деяние, находит другого, кто любит такое деяние и деянием и занимаются. По мне так всё равно, лишь бы других не трогали. В общем грех, но с натяжкой.

Вот с тем, что алчность грех, соглашусь не сомневаясь. От алчности многие пороки могут развиться. И главный порок, по моему мнению, это ложь. Но она смертным грехом не является.

Почему-то и печаль тоже внесли в разряд грехов. Всю жизнь что ли веселиться? Жизнь она ведь такая, иногда такие печальки подкидывает... Так что, печаль я грехом не считаю, а вы уж там как хотите.

А гнев вообще зря в разряд грехов внесли. Гнев, он ведь бывает и праведный. Хотя, конечно, с какой стороны посмотреть. Вот, допустим, гнев жителей Бирюлово после убийства их соотечественника - это гнев праведный или они должны были вторую сердце щеку подставить? У меня язык не поворачивается назвать их грешниками. Но, судя по винтилову, всё-таки грешники.

Вот уныние я однозначно считаю грехом. Раскисать - это последнее дело. Тут святоши правы.

И тщеславие я тоже считаю грехом. Скромнее нужно быть, скромнее

Гордыня тоже вроде как на грех смахивает, но не такой уж большой. Если есть чем гордиться, то почему бы и не погордиться. Детьми, например. Успехами по жизни, да мало ли чем ещё. Нос только сильно задирать не нужно и всё. В общем, гордыня - грешок так себе. Вот в связке с тщеславием - это конечно получится гремучая смесь. Но тоже не смертельно: не будет подхалимов - не будет и гордыни с тщеславием.

К чему это я всё?
Да к тому, что не те грехи наши святоши возвели в ранг смертных грехов, явно не те.

Вот ложь , по моему разумению, как раз и является самым смертным грехом. Без неё не бывает ни гордыни, ни тщеславия, ни уныния, ни, тем более гнева, ни печали, ни алчности. Вот прелюбодеяние с чревоугодием могут обходиться и без лжи, они как бы сами по себе, они случайно попали в эту компанию.
Ложь - самый большой грех! Но почему-то в таковые он у церковников не попал. Может быть потому, что вся религия, неважно какая, состоит из одной сплошной лжи? Скорее всего - да.

Зависть - куда страшнее из любых перечисленных церковных грехов. Зависть отнимает разум, застилает глаза, заставляет грешить без остановки. Вот это я понимаю грех! Грешище!! Зависть все божьи заповеди нарушит не моргнув глазом.

Трусость - тоже большой грех. Трусость человека делает животным. И не только самого человека, но и всё его семейство, обрекает на страдания, нищету и унижения. Вот он настоящий грех. Ни один грешник-трус никогда никуда не пробился и ничего не добился. Трусы - грешники самого низкого пошиба.

А угодничество - разве не грех? Ещё какой грех. Человек сам себя загоняет в холуи, причём делает это сознательно, скорее всего из трусости. Угодничество разлагает всё общество.

Угодничество и трусость - очень опасная парочка. Она много чего может наворотить. Дай только ей волю.

В общем - не согласен я со списком грехов озвученных церковью. Не грехи это, а отмазка, уход от проблем. Лучше такой ерундой головы морочить, чем чем-то более серьёзным. На этом, на многовековой лжи, церковь и держится.

Все тайное рано или поздно становится явным. Любая ложь рано или поздно будет разоблачена.

Каждый человек ищет выгоду – дешевле купить, дороже продать, меньше работать, больше отдыхать, преподнести в более выгодном свете свои хорошие дела и скрыть неблаговидные поступки. Но это полбеды.

Очень часто мы решаемся на откровенную ложь. Часто это происходит, когда мы хотим избежать наказания за свои действия или бездействие, или не хотим беспокоить близких своими проблемами, или подать пример детям, рассказывая о своих поступках, которых на самом деле мы не совершали.

Цели, казалось бы благие. Но ложь остается ложью. И ложь во благо – благом не является. Это все тот же смертный грех, порицаемый христианством, да и любой другой религией мира.

Пастор сказал своей общине: «На следующей неделе я собираюсь проповедовать о грехе лжи. Чтобы вы лучше могли понять мою проповедь, я хочу, чтобы вы все прочитали главу 17 от Марка.»

В следующее воскресенье, когда пастор готовился читать свою проповедь, он попросил прихожан поднять руки тем, кто прочитал главу 17 от Марка.

Все прихожане подняли руки.

Пастор улыбнулся и сказал: «У Марка всего шестнадцать глав. А теперь я продолжу свою проповедь о грехе лжи».

(14 голосов : 4.64 из 5 )

инок Всеволод (Филипьев).

Насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США Преподаватель патрологии и гомилетики Свято-Троицкой духовной семинарии.

Вынужденная ложь

На первый взгляд вопрос вынесенный в заглавие данной работы кажется простым. Однако данный вопрос зачастую приобретает такую окраску, что возникает ряд серьезных трудностей. Казалось бы все ясно: Истина – это хорошо, ложь – плохо. Действительно, разумное следование христианским истинам всегда признается добродетелью, но нередко христиане встают перед вопросом: всегда ли является грехом некая малая ложь? Такую ложь стало даже принято называть “благим обманом”, “святой ложью”, “ложью во спасение” и так далее.

Дело усугубляется тем, что случаи такой лжи иногда встречаются в жизнеописаниях праведных людей. Приведем примеры; Ревекка и Иаков прибегли к такой лжи, когда Иаков обманом получил благословение отца, предназначавшееся Исаву (). Преподобный прибег к хитрости, чтобы посрамить еретика Аполлинария. Он обманом получил на время еретические Аполлинариевы книги, хранившиеся у одной женщины, и склеил все листы в них, так что Аполлинарий не смог более использовать свои книги в решающем диспуте с православными, в результате чего последний был посрамлен и вскоре лишился жизни от скорби и великого стыда1.

Подобных примеров можно немало найти в Ветхом Завете и в житиях святых. Основываясь на поверхностном понимании таких примеров, не пытаясь глубже изучить данный вопрос, некоторые христиане (встречаются среди них и богословски образованные) приходят к выводу, – что ложь, имеющая целью сохранить жизнь ближнего или свою, наставить человека на правильный путь, сохранить чью-то честь и т.п. – нравственно невменяема Богом в грех. Иными словами такая ложь есть “ложь во спасение”, “ложь спасающая”.

Правда, пока еще не нашлось человека, который бы написал целенаправленный богословский труд, защищающий “спасительную ложь”, но нередким явлением в XX веке стали отдельные попытки нравственного обоснования “благой лжи”, встречающиеся в трудах того или иного автора. Так, в предреволюционное время священник Петров в своих произведениях приводил факты, оправдывающие вынужденную ложь. В частности он описывает случай, когда один священник скрыл вбежавшую к нему женщину с красным флагом, вооруженную револьвером. Пришедшему вскоре офицеру тот священник поклялся, положив руку на распятие, что у него в доме нет этой революционерки. И это выставляется свящ. Петровым, как “святая ложь”2.

Наши прародители обманутые диаволом и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня диавол успешно продолжает обольщать большую часть человечества (). Дошло до того, что многие наиболее выдающиеся лжецы известны мировой истории, как выдающиеся и всеми почитаемые личности. Почему же человечество так раболепно преклоняется перед ложью? Потому что после грехопадения ложь приразилась к падшему человеческому естеству, стала для него как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: “Всякий человек лжив” (). Таким образом с одной стороны – диавол побуждает людей ко лжи6, с другой – падшая человеческая природа сама по себе удобопреклонна ко всякой неправде. Подчеркнем именно ко всякой : не только к большой и явной, но и к малой, едва приметной.

Но отличны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь? Православное нравственное богословие отвечает на это однозначно: малая и большая ложь единоприродны. Когда Священное Писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких извинительных оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая (или вынужденная, или ведущая ко благу) ложь, которая вовсе уже не ложь…, а что же она такое, уж не правда ли? Отцу лжи диаволу, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос. Но послушаем, что говорит нам Священное Писание. Оно утверждает, что всякая неправда есть грех” (; выделено – и. В.).

Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (; ). Человек созданный по образу и подобию Божию не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в котором нет никакой лжи. В ветхозаветный период ложь была запрещена и осуждена законом Моисеевым. “И сказал Господь Моисею, говоря:…не лгите и не обманывайте друг друга” (). Но могли ли люди, даже принадлежащие к избранному народу, в полноте исполнять эту нравственную заповедь? Очевидно, что нет, как не мог быть исполнен и весь закон собственными силами падшего человечества. Однако Ветхий Завет подготовил благоприятную почву для Божественного Спасителя».

О нравственном идеале Христианства

С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, началась совершенно новая невиданная доселе эпоха. Сын Божий неслиянно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил и освятил его. С тех пор все нравственные заповеди данные Богом человечеству стали в принципе исполнимы для обновленных и возрожденных крещением людей, для православных христиан. Во Христе нам дано созерцать и веровать в живую Истину (Ср. ). В таинствах Православной Церкви нам преподается Божественная благодать, и, будучи освященными ею, мы сильны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первохристиане, вдохновлявшиеся примером Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, “оправдываемой” благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью, равно как и со всяким злом и грехом.

В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас светлый кристально-чистый идеал христианской нравственности. К этому лучезарному божественному идеалу уже два тысячелетия шествуют православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни сей идеал первохристиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности ().

Дабы понять с какой серьезностью относились первые христиане к вопросу правды и лжи (в частности ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (). Ясно, что апостол Петр в душе не отрекался от Спасителя, он отрекся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. И что же? – в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло, как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр, и в чем он всю свою оставшуюся жизнь горько каялся.

Последователи Бога-Истины, предпочитали смерть отречению от истины. Нравственность мучеников первых веков христианства вдохновляла мучеников и исповедников последующего времени, уча их, что “Истина… должна стоять выше всех земных расчетов и предрассудков”9. О чем свидетельствовал и святой мученик , говоря, что христиане “признавались в истине, за истину подвергались даже смерти, но не хотели жить обманом ”10 (выделено – и. В.).

6. Смотри: ; 2 Парал. 18, 21; .

7. Смотри также: Григорий Дьяченко “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314.

18. Там же.

19. “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198.

20. “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., т. IV, стр. 85.

21. Там же, стр. 82.

22. “Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., т. II, стр. 203.

23. “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., т. III, стр. 152.

24. Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” (). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость , которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.). 24-а. Праведный Иаков, несмотря на его явную богоизбранность, за то, что хитростью присвоил себе отцовское благословение и сам впоследствии был обманут собственным тестем Лаваном ().

24-б. см. сноску 3. Следует также отметить, что высказывание арх. Иоанна страдает внутренней противоречивостью, ибо как можно одновременно: выдумывать любую ложь (очевидно предназначающуюся для ближних) и при этом все-таки не лгать ближнему своему?

25. Авва Дорофей “Душеполезные поучения”, Джорданвилл, 1970 г., стр. 112. (Слова внутри этой цитаты взятыя в скобки вставлены для ясности мной – и. В). Отметим, что хотя в учении преп. Дорофея о лжи имеется указанная особенность, он при этом учил, что ложь чужда Богу и происходит от диавола (Там же, стр. 106), и увещевал христиан не лгать (Там же, “Поучение 9. О том, что не должно лгать”).

26. Схиархим. “Симфония по творениям Свят. ”, Москва, 1996 г., стр. 451.

27. “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198.

28. Схи-архим. Иоанн (Маслов) “Симфония по творениям Свят. Тихона Задонского”, Москва, 1996 И, стр. 451.

29. Там же.

29-а. Под словом икономия некоторые понимают снисхождение или послабление. В I правиле св. оно переведено, как “некое благоусмотрение”, то есть, как мера направленная к церковной пользе (Протопресв. Георгий Граббе “Акривия и икономия”, “Православная Русь”, №22, 1978 г.).

Обоснование икономии было развито в период споров “между высшим духовенством и монашескими кругами, примкнувшими к студитам”. Последние – если не входить в подробности, и в целом обозначить главные мотивы их борьбы – отстаивали обязательность норм христианской нравственности для всех христиан, включая царей. Именно тогда высшей иерархией и был вновь “пущен в обращение принцип «спасительной икономии» или принятия таких решений, которые, хотя и не соответствуют абсолютной справедливости, но предупреждают обнаружение еще большего зла ” (Ф. И. Успенский “История Византийской империи”, Москва, 1996 г.; выделено – и. В.).

Однако исходя из нижеприводимых слов Апостола Павла можно утверждать, что всякая икономия вступает в противоречие с новозаветной нравственностью, и потому всегда должна быть рассматриваема, как вынужденное и нежелательное исключение. Апостол пишет: “не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых” (). Итак, святые Апостолы не учили делать зло, чтобы вышло добро. (Безусловно, Бог силен содеянное людьми и падшими ангелами зло, направлять к добру //, но из этого не следует, что люди должны умышленно творить зло).

Тем не менее фактом церковной истории, по крайней мере с начала IV века, является повременное использование принципа икономии в церковной политике. Что объясняется понижением общего уровня нравственности христианского общества. Но это в свою очередь не обозначает отмену высокого Евангельского нравственного идеала, как такового.

29-b. И действительно, в самое последнее время из среды церковного народа, этого подлинного хранителя православного благочестия, все чаще стали раздаваться голоса призывающие официальных представителей Церкви “право править слово Истины”. Ревнители Православия призывают: “Давайте, наконец, назовем вещи своими именами, как это делали святые отцы: ересь назовем ересью, а не «иной конфессией», ложь – ложью, а не иной точкой зрения” (Из обращения иноков Псковского Святогорского монастыря, “Русский вестник”, №7-8, 1998 г.). Такие здравые голоса раздавались и ранее. Достаточно вспомнить огненную проповедь мирянина Московской Патриархии Бориса Талантова, направленную против нравственных изъянов некоторых иерархов советского времени, причины коих он видел в укоренившемся мировоззрении “сергиевщины”. (Исповедник Борис Талантов, погибший в заключении в 1970 г., канонизирован Русской Зарубежной Церковью. Смотри “Список Новомучеников” в “Троицком Православном Русском календаре” за 1998 г.).

30. Канонизирован Русской Зарубежной Церковью и Польской Православной Церковью.

31. Протопресв. М. Польский “Новые мученики Российские”, т. II, Джорданвилл, 1957 г.

32. По данной теме смотри статьи: Свящ. В. А. Черкасов “О зле”, жур. “Кормчий” за 1908 г. №№14,20-25; М. Апостолов “Ложь во спасение?”, газ. “Православное слово” (Нижегородской епархии Московской Патриархии), февральский выпуск за 1997 г.; откликом на указанную статью является статья Р. Мягкова “Ложь во спасение?”, “Православная Русь” (США), №10 за 1998 г.

М ир вам дорогие слушатели, поговорим в сегодняшней передаче и в следующей об обмане греха. Я прошу вас очень, дорогие слушатели, отнеситесь, пожалуйста, серьёзно к этой теме, ибо это касается каждого из нас. Итак, согласно Евр.3,13 читаю:„Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить „ныне“, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом“. Сегодня нашей темой должен быть „Обман греха “. Обман является основой жизни миллиардов людей. Каждый, кто не дал спасти себя через Кровь Агнца, является обманутым через грех.

Начало этого обмана лежит в Эдемском саду. В Быт.3,13 читаем о том, когда человек пал в грех: „И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела“.

Первый обман произошёл на земле с роковыми последствиями: погибель для всего человечества. Жизнь мира построена на обмане.

Что такое обман? Еврейское и греческое выражения, которые переводятся на русский язык словами „обман“ и „обманывать“ близки к понятию – ложь. Слова, характеризующие ложь, означают „ничтожность“, „пустоту“.

Ложь можно так же выразить понятием „бессодержательность“, „беспредметность“. В Рим.8,20 читаем: „Потому что тварь покорилась суете (ничтожеству) не добровольно, но по воле покорившего (её)…“

А в Ис.59,4 читаем о состоянии погибших следующее: „Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство“.

В Иер.14,14 читаем о ложных пророках следующее: „И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего “.

Таким образом, мы теперь ближе подошли к нашей теме. Существо обмана, как и лжи, исходит из собственного, из своего. Из Евангелия Ин.8,44 нам хорошо известно это знакомое слово: „Ваш отец диавол, и вы хотите исполнить похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь , говорит своё , ибо он лжец и отец лжи“.

Собственное или своё. То, что исходит из собственного, является существом лжи, ибо собственное диаметрально противоположно тому, что Божие Творение предназначено для Бога, о чём мы читаем в Послании Кол.1,16: „Ибо Им создано всё… – всё Им и для Него создано“.

Вне Божией воли нет права на существование. Всё предназначено для Бога. Поэтому собственное резко или диаметрально противопоставлено тому, что является Божией волей. Обман ведёт в область мрака, связывает с областью влияния сатаны, которая помечена действиями и закономерностями греха, и к которым относится так же ложь и обман.

Ложь, в противоположность истине, является отличительным признаком (клеймом) сатаны. Истина является признаком Божиего мира. Истина происходит от еврейского слова „аман“, что означает: „быть твёрдым“, „быть стабильным“, „быть постоянным“. Ложь является признаком того, что не имеет постоянства.

Сатана не устоял в истине, потому что он дал место „своему“, и родилась ложь. И если слово „истина“ является производным от слова „аман“ (от которого, впрочем, и слово „аминь“ – иметь постоянство, происходит), то нам не следует и тому удивляться, что смысл слов, которые применяются на еврейском языке для слова „ложь“, имеют смысл „не иметь постоянства“.

Ложь является такой властью, которая нас охватывает и ведёт, если ведём своё существование вне Божией воли. Ложь является властью, так как она делает нас способными жить вне воли Божией; властью, которая может развиваться, так как Бог допустил её.

Однако, какое сильное действие имела ложь при падении сатаны! Тот, который имел высокую мудрость, который своими глазами видел Бога, отпал от Него на основании лжи. Он сравнил себя с Богом и пришёл к идее, что между ним и Богом совершенно небольшая разница.

Это были мысли его сердца, в конечном счёте, желание его сердца было быть равным Богу. На основании лжи стало возможным, чтобы это проявилось во всей полноте, потому что в тех, которые предаются лжи, развивается подобное желание. Если истина может нас освобождать, то ложь может нас ввести в рабство.

Основное выражение обмана применяется так же, как в театре приятные иллюзии, чтобы ввести зрителя в кажущийся или сказочный мир. Именно это показывает существо обмана, как следствие лжи. Это является деятельностью мира в соответствии с собственными желаниями и нуждами.

Таким образом, мы приблизились к понятию, что составляет обман. К обману принадлежат всегда двое: обманщик и обманутый. Однако, вопреки мнения многих, обманутый не является безвинной жертвой. Дескать, меня ведь обманули! Нет, нет! Обманутый тоже виноват.

Ева тоже не безвинна, хотя она сказала: „Змей обманул меня !“ Обманутый тоже виноват, на нём тоже лежит ответственность! Почему? Он желал этот обман в своём сердце. В Еф.4:22 мы читаем об этом следующее: „Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях“.

Следовательно, обман и похоть, тесно связаны. Обман вступает в действие, когда похоть находит в этом удовлетворение. Только таким образом возможен обман. Поэтому на нас лежит ответственности и связанная с ней вина быть обманутыми. Обман нацелен на собственное, на то, что мне, вследствие моей греховной природы, обещает похоть и удовольствие.

Поэтому в Пс.72,25 псалмист говорит. Теперь мы лучше должны понять эти знакомые слова: „Кто мне на небе? и кроме Тебя я не имею ни в чём желания на земле“.

Таков образ мышления человека, которого невозможно обмануть, если он имеет свою радость только в Господе и ни в чём кроме Него, ни в чём, что исходит из собственного сердца. Это является защитой от обмана.

В противоположность Божией воле сердце ищет осуществления собственного. Обман является иллюзией, что собственное может иметь постоянство вне Божией воли. Это был источник греха сатаны, мысль, что собственное может быть устойчивым вне Божией воли. Итак, обман греха начинает действовать там, где хочется иначе, чем Бог хочет.

Обман греха существует лишь там, где сердце не полностью настроено на Божии пути. Настроенность сердца на Божию волю, готовность подчиниться Божией воле, вызывает веру. Наша вера будет в той мере сильна, в какой мере в нас присущи готовность и согласие подчиниться Божией воле.

Поэтому в нашем исходном тексте и сказано: „Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца неверия (лукавого и неверного), дабы вам не отступить от Бога живого “ (ст.12).

Итак, неверие является злобой против Бога. Почему? Так как за неверием стоит отсутствующая готовность исполнять Божию волю. Нам знакомы слова в Ин.7,17, где читаем: „Кто хочет творить волю Его, тот узнает о (сём) учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю “.

Следовательно, не распознать, быть обманутым, является следствием того, что человек не хочет от всего сердца исполнять Божию волю. Поэтому мы имеем очень серьёзное высказывание Библии в Прт.4,23: «Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источник жизни ».

Мы можем сказать, что сердце является центром воли. Оно является центром переключения стрелок, от которого, в конечном итоге, зависит исход жизни. Сердце, где рождается решение против Бога, является исходным пунктом того, что массы людей уйдут в вечную погибель. Поэтому в Пс.94,10 читаем: „это народ, заблуждаемый сердцем; они не познали путей Моих“.

Сердце, которое не последовательно направлено на Божию волю, имеет склонность заблуждаться. Заблуждаться означает: впасть в ложь и обман, так как в глубине сердца я этого хочу. Да не строит себе никто иллюзии, на нас лежит ответственность.

В книге Иова в главе 34,11 мы читаем об этом следующие слова: „Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздаёт ему“.

В зависимости от того, как устроен путь перед Богом, таково будет и воздаяние от Него. Оправдания нет: дескать, я заблуждался или я не знал! Ссылка на незнание не считается; нет оправдания.

Почему? Потому что Господь не мог мне показать духовный смысл того, чего я не знаю. Поэтому на мне лежит ответственность. Следовательно, наше незнание не является оправданием.

Если перед судилищем Христа кто-нибудь скажет: „ведь я принадлежал к такому собранию, где этому не учили“, тогда Господь объяснит такому: „ты принадлежал к тому собранию, потому что Я не мог привести тебя в другое собрание“. Именно по этой причине на нас лежит ответственность.

Мы не имеем оправдания, если заблуждаемся; мы не имеем оправдания, если обмануты через грех. Святой Дух дан нам не для того, чтобы ввести в половину истины, а для того, чтобы ввести нас во всю истину.

Следовательно, не может быть оправдания быть где-то обманутым или находиться в заблуждении. Вопрос заключается всегда в том, насколько Бог может нам что-то показать. А эта причина лежит в наших руках, это моя ответственность.

В Послании Иуды ст.11 Святое Писание сообщает нам о личностях, которыми мы немного займёмся. В этом стихе мы читаем о нескольких персонажах: „Горе им, потому что идут путём Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей“.

Мы видим здесь определённую степень усиления, которая начинается с того, что люди не ищут, а как Каин, уходят от Божиего лица. Ибо лишь тогда, когда я ищу Божиего лица, Он может мне говорить. А не искать Божиего лица значит: уходить от Божиего лица. Тогда Бог не может говорить.

Следующую ступень возрастания мы имеем в лице Валаама, который предался мзде или награде заблуждения (обольщения). Мы видим, что заблуждение является чем-то таким, что он искал в своём сердце. Это заблуждение связано с определённой наградой; наградой для удовлетворения греха. Поэтому я предаюсь заблуждению.

Концом всего этого является ослепление Корея, которое фронтально противопоставляет таких людей Богу. При этом эти люди думают, что они правы. Это является следствием. То, что мы здесь имеем, является степенью усиления. Поэтому в Прит.23,23 Святой Дух призывает нас: „Купи истину, и не продавай мудрости и учения и разум“.

При понятии „покупки“ речь идёт об определённой цене. Я что-то приобретаю: наслаждение греха, исполнение греха. Но я за это что-то плачу: попадаю на Божий суд. Таковы взаимосвязи.

Если кто-то продаёт себя, чтобы творить злое, то Библия сравнивает это с договором или с союзом с шеолем (преисподней) – договором с сатаной, что, то же самое. Это очень серьёзные вещи, на которые Писание обращает наше внимание. „Так как вы говорите: мы заключили союз со смертью, и с преисподнею сделали договор…“

Но так как мы коснулись Валаама, то рассмотрим немного его личность в этом свете, ибо развитие его истории является образцом того, как можно быть обманутым грехом.

Никто, конечно, не хочет быть обманутым грехом. Каждый верующий хочет творить Божию волю, но, тем не менее, этот обман случается. Посмотрим на Валаама, о котором Писание начинает повествование в книге Числа, гл.22. Мы не можем привести здесь весь этот текст, но попытаемся рассмотреть несколько ситуаций из жизни Валаама.

Мы можем сказать, что Валаам был Божиим мужем. Он находился в общении с живым Богом. Он обладал даже способностью благословлять или проклинать других. Естественно, что такую способность мы сегодня не имеем. В Ветхом Завете определённые лица имели такой дар. Такой личностью был Валаам. Он имел с Богом связь и имел такой дар.

Когда Моавитяне увидели Божий народ, проходящий через их землю, то их охватил ужас: они испугались, что Израильтяне разорят их страну. Поэтому царь Моавитян, Валак, послал к Валааму, который был широко известным, чтобы нанять его, купить его за вознаграждение, проклясть Израильский народ.

Прочитаем для этого из книги Чис.22,7-8: „И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы. И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама“.

В стихах 9-12 мы читаем диалог Господа с Валаамом: „И пришёл Бог к Валааму, и сказал: какие это люди у тебя? Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне, сказать:

Вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли; итак приди, прокляни мне его: может быть, я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его. И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего; ибо он благословен“.

Это был ясный ответ Бога. В ст.13 Валаам передаёт этот ответ дальше: „И встал Валаам поутру, и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу; ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами“.

Обратили ли мы на оговорку Валаама? „Ибо Господь не хочет позволить мне !…“ Это же сильнейший аргумент к тому, что Бог не хочет позволить Валааму получить несколько хороших денежных банкнот. Мы видим, что в сердце Валаама что-то не в порядке.

Старейшины это тоже замечают, потому что они передали слова Валаама царю Валаку именно в этой форме: „И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали (ему): не согласился Валаам итти с нами “ (ст.14).

Они заметили, что в его сердце имеется свобода действия. Дорогие братья и сёстры, сатана это тоже замечает, если в наших сердцах что-то не соответствует. И этого он ждёт. Как же развиваются события дальше? В ст.18 старейшины приходят ещё раз, так как Валак повысил вознаграждение.

Образно говоря, возвратившись, старейшины развевают перед носом Валаама связкой этих банкнот. Конечно, Валаам увлечён этим предложением. И когда они предложили ему вторично вознаграждение, то в ст.18 читаем: „И отвечал Валаам, и сказал рабам Валаковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое (по своему произволу)“.

Это хорошо сказано, потому что он говорит: в том, что он делает, он хочет оставаться зависимым от Господа. Но в ст.19 мы затем читаем: „Впрочем, оставайтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что ещё скажет мне Господь “.

И это довольно примечательно, потому что Господь сказал совершенно ясно. Но Валаам не имел в сердце согласия к словам Господа. Поэтому в ст.20 он ещё раз спрашивает Господа: „И пришёл Бог к Валааму ночью, и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе“.

Это был сюрприз! Изменил Бог Своё мнение? Принял Он другое решение? С уверенностью нет! Но (здесь начинается обман греха) Валаам не имел внутреннего согласия к словам Бога, и спрашивает Его ещё раз.

И теперь Бог частично сохраняет Валааму его волю. Однако из ст.24-25 мы узнаём Божие мнение. Валаам находится в пути: „И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене, и прижала ногу Валаама; и он опять стал бить её“.

Затем мы читаем о решении этой загадки. Эта история нам знакома и мы можем её прочитать: „И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьёшь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.

Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня,

стоящего на дороге с обнажённым мечём в руке, и преклонился, и пал на лице своё.И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь (твой) не прав предо Мною “ (ст.28-32).

Хотя Господь в самом начале предельно ясно сообщил Валааму Свою волю, но затем всё же допускает, чтобы Валаам пошёл. А теперь, как мы видим, Бог противостоит Валааму. Отсюда мы можем сделать заключение, что Бог даёт человеку свободу даже заблуждаться.

Если я имею ясный призыв Господа, но в сердце не согласен с этим, а пытаюсь чего-то добиться перед Ним своё, тогда произойдёт то, что я действительно познаю иначе, чем до этого познал. Но, тем не менее, это пагубный путь, поэтому Бог оказывает здесь ещё раз помощь. Ангел Иеговы преграждает Валааму путь и говорит: „путь (твой) гибельный (не прав) предо Мной “.

На этом моё время закончилось, продолжим в следующий раз.

Из книги Вера и дела автора Уайт Елена

Учение, полное обмана Самоправедность - серьезная опасность, угрожающая нынешнему поколению. Она удаляет душу от Христа. Те, кто доверяет собственной праведности, не могут понять, каким образом совершается спасение через Христа. Они называют грех праведностью, а

Из книги Ключ Соломона. Код мирового господства автора Кассе Этьен

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

ГЛАВА 2 Грех ближнего - наш грех Вступление «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1, 2).«Сын мой! если ты примешь слова мои и

Из книги Молот ведьм автора Шпренгер Яков

Глава IV. Средства врачевания для тех, у которых, вследствие обмана чувств, устранены детородные органы, а равно и для тех случаев, когда людям придаются личины зверей Из предыдущего видно, какие средства врачевания надо использовать тем, у которых, вследствие обмана

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

МОЛИТВЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ВОРОВ, ФИНАНСОВОГО ОБМАНА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОШЕННИКОВ В трудные времена мы беззащитны и растеряны. Но для умельцев ловить рыбку в мутной воде трудные времена – период удачи и расцвета. Аферисты и жулики всех мастей так и норовят выманить у честных

Из книги Настоящая помощь в трудный час. Помощь тех, кто всегда помогал людям! Энциклопедия самых почитаемых святых автора Чуднова Анна

Молитва ангелу-хранителю для защиты от обмана, воровства и опасностей в деловой дороге Ангеле-хранитель, служник Христов, крылатый и бестелесный, ты не знаешь устали в своих путях-дорожках. Молю тебя быть спутником моим по моей же путь-дорожке. Предо мной дорога дальняя,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

В спасении от обмана и принятии верных решений Почти во всех житиях святой рассказывают потрясающую историю о том, как Ксения спасла девушку от свадьбы с каторжником. Одна вдова генерал-лейтенанта, обладавшая значительными материальными средствами, очень уважала и

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

6. Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти"? Вопрос: Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Что означают слова: «Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти»? иеромонах Иов (Гумеров)Грехом является всякое отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия (делом, словом и даже помышлением). В другом месте того же Соборного послания апостол пишет:

Из книги Криминальная история христианства. Поздняя античность. Книга 2 автора Дешнер Карлхайнц

Из книги Письма. Часть 1 автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Грех Ф.!О чем Вы пишете, о какой Божией благодати можно говорить, пребывая в смертном грехе?! Помысл - уже грех, а Вы делом отрекаетесь и от Бога, и от веры.Торгуетесь, как на базаре, говоря об епитимии. Епитимия-то действенна лишь тогда, когда греху полагается предел, и он не

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

II. Грех Нарушение божественной заповеди Грех-это нарушение заповеди Божией; такое определение греха позволяет постичь наиболее ясный аспект тайны зла. Уже в Ветхом Завете Бог выражал Свою волю посредством Закона. И Иисус утверждает, что тот, кто любит Его, исполняет Его

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

Грех Грех – это нарушение христианского нравственного закона – такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3; 4).Самые серьезные грехи, приводящие при их нераскаянности к гибели человека, называются

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Грех – не грех – Начинается выход человека из райского сада./6/ И УВИДЕЛА ЖЕНА, ЧТО ДЕРЕВО ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ЕДЫ, И ЧТО УСЛАДА ОНО ДЛЯ ГЛАЗ, И ВОЖДЕЛЕННО ЭТО ДЕРЕВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА, И ВЗЯЛА ПЛОДОВ ЕГО И ЕЛА, И ДАЛА ТАКЖЕ МУЖУ СВОЕМУ С СОБОЮ, И ОН ЕЛ. /7/ И ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА ИХ ОБОИХ, И

Из книги автора

«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех» Нравственное Богословие (Грехи против 7 заповеди, грех - извинение в других плотского греха разными предлогами):«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех». Не



Поделиться