Совершить хадж что. Что такое хадж? Что такое Кааба

«хадж » – это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.

Пророк Мухаммад говорил: «Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]» . В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.

То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.

Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]» (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.

С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

Обязательность хаджа

Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни – неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: «Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на худощавых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли . Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни , (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый «обход устремления» (таваф аль-ифада)]» (Св. Коран, 22:27–29).

Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад – Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза ; выплате закята ; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» .

Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: «Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один из присутствующих спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: «Если бы я сказал: «да», то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]» . В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это – дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]» .

Условия, необходимые для действительности хаджа

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.

Условия, при которых

совершение хаджа становится обязательным

Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

3. Зрелость.

Посланник Аллаха произнес: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия , и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок» . Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.

4. Возможность совершения хаджа.

Имеется в виду материальная возможность, а также – безопасность пути. В Коране сказано: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать» (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа

Возможна материальная протекция одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка .

Хадж женщин

Относительно женщины действуют еще два условия.

Условие 1: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: «Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника» . Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа .

Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.

Условие 2: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж .

Время совершения хаджа

В Священном Коране сказано: «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы» (Св. Коран, 2:197) .

Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис «День великого хаджа – это день жертвоприношения» , считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.

Микат

В переводе с арабского языка слово «микат» означает «предел, край, рубеж». В канонической терминологии «микат» – это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того что это специальное одеяние, надеваемое паломником, это также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.

Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило – им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются . Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины .

В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.

Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.

Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру существует пять микатов соответственно всем ее сторонам :

Микат жителей Медины – Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);

Микат жителей Сирии, Египта и Марокко – аль-Джухфа;

Микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран – Зату ‘ирк;

Микат жителей Йемена и Индии – Ялямлям;

Микат жителей Наджда и Кувейта – Карн аль-маназиль.

Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.

Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.

Основное и малое паломничества

Основное паломничество – хадж – совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.

Малое паломничество – ‘умра – может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.

В тексте хадиса употреблено слово «мабрур», переводимое как «добрый, хороший», «благочестивый». То есть паломничество, к которому не примешались грехи, проступки, ругань или иные скверные действия.

Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437 (1349).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 761, хадис № 1773; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 353, хадис № 5733, «сахих».

Шариат – комплекс Божьих предписаний (на основе Корана и Сунны), растолкованных богословами и касающихся положений веры и норм религиозной практики.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438 (1350).

Текст относится к тем временам, когда не было иных форм передвижения. Что касается нашего времени, то искусственное отягощение себя способом передвижения не является правильным, а, наоборот, относится к порицаемым действиям, порой и к греховным. На этот счет имеется немалое количество аятов и хадисов.

Сегодня актуально и канонически верно использовать современные достижения науки и техники в облегчение передвижения и физических нагрузок и в высвобождение сил для духовного и интеллектуального настроя на столь ответственное и раз в жизни происходящее событие. Имея возможность лететь на самолете, правильным с канонической точки зрения будет именно это, а не передвижение на вьючных животных или пешим ходом. См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘ ат-тирмизи. С. 250, хадис № 1423, «сахих».

Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 332, 336.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.

Протекция – покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 340, 341.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 217, хадис № 1087.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339.

Как быть в ситуации, когда время хаджа совпадет с периодом регул, и женщина не может (не вправе) молиться и поститься? Такого рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такового вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 571.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 224, хадис № 1945, «сахих».

При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска полотняной ткани, до которой не дотрагивалась игла (т.е. она не была прошита). Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.

О нормах одеяния женщины см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 322–325.

Хадис от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Джабира и др.; св. х. аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 155, хадис № 831, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 296, хадис № 1524, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 461, хадис № 1181. См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 462, хадис № 1183.

Введение…………………………………………………………………………………….

Совершение хаджа………………………………………………………………………….

Паломничество в исламе. Мекка и Медина……………………………………………..

Другие паломничества в исламе. Святые места суннитов, шиитов………………..

Религиозные мусульманские памятники Средней Азии и России……………………

Средняя Азия………………………………………………………………………………..

Мечети Узбекистана………………………………………………………………………

Мечети Казахстана………………………………………………………………………

Мечети России…………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………………...

Введение.

Ислам предписывает пять основных обязанностей своим приверженцам: вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); милостыня в пользу бедных (закат); пост в месяце рамадан (саун); паломничество в Мекку и Медину, совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Хадж – это необычное явление в жизни мусульман. Целью данной работы является раскрытие того, что представляет из себя такая обязанность мусульманина как хадж, как он проходит, что такое Мекка и Медина, другие виды паломничества в исламе, а также, мусульманские религиозные памятники Средней Азии и России.

Совершение хаджа

Пятый столп ислама - хадж. Совершение хад­жа несколько отличается от исполнения осталь­ных четырех обязанностей мусульманина тем, что для этого верующему необходимо на некоторое время полностью отрешиться от личной, привыч­ной ему жизни. Хадж (по-арабски «путешествие с определенной целью») - это паломничество в Мек­ку - священный город мусульман. Каждый взрослый, матери­ально обеспеченный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество. Если му­сульманин не в состоянии оплатить все расходы, связанные с паломничеством, или же обременен большим семейством, то он освобождается от обя­занности совершения хаджа. Некоторые мусуль­мане совершают хадж несколько раз, однако в наши дни подобное рвение не поощряется, ибо огромное скопление паломников причиняет ощути­мые трудности.

Всем желающим еще раз совершить паломниче­ство рекомендуют сделать это в иное время. Тако­вое паломничество называется «малым», или "умра. Истинный же хадж совершается в строго опре­деленное мусульманским календарем время, в ме­сяц под названием зулъ-хиджа, четвертый после рамадана.

Совершение хаджа требует от верующего весьма значительных усилий и усердия. Некоторые люди, живущие в далеких странах, месяцами, а то и го­дами добираются до Мекки.

Иногда верующие, в надежде совершить хадж, всю свою жизнь откладывают деньги, но, накопив, в конце концов требуемую сумму, выясняют, что они слишком уже стары или больны для подобного паломничества. Любой мусульманин, не способный по тем или иным причинам совершить хадж, мо­жет послать вместо себя «заместителя», оплатив все расходы, связанные с паломничеством. Иной раз даже семья или община может предпринять со­вместные усилия по изысканию средств, необходи­мых для отправки в паломничество хотя бы одного своего представителя.

Паломничество в Исламе. Мекка и Медина

Среди пяти “столпов” ислама паломничество - единственный о6ряд, который не является строго обязательным. Однако любой взрослый мусульманин (мужчина или женщина), не страдающий психическими и заразными болезнями, должен хотя бы раз в жизни совершить его, если у него есть средства.

Арабское название паломничества - хадж, а тот, кто совершил паломничество, носит почетное звание “хаджи”. Паломничество включает посещение святых мест в Мекке и Медине мусульманам строго воспрещается доступ в эти города. Это единственные города в мире, доступ в которые разрешен верующим одной религии.

В Медине паломник посещает могилы Магомета и его сподвижников: Абу Бакра, Омара и Отмана. Медина (на арабском -“город”) была убежищем для пророка после его бегства из Мекки 622г. От даты этого бегства (по-арабски - “хиджра”) мусульмане введут свое летоисчисление. Посещение Медины может осуществляться до или после основного паломничества в Мекку.

Мекка, место рождения пророка, самый святой город в исламе. Это столица Царства Божьего, мать городов. Здесь находится храм Кааба. Это кубическое здание черного цвета. Оно находится в центре двора главной мечети. Согласно преданию, храм воздвиг на этом месте Адам, а Авраам отстроил его. Таким образом, речь идет, несомненно, о самом древнем в мире культовом месте. Что не вызывает сомнений, так это то, что Кааба был местом языческого культа до ислама, и туда отправлялись на большие празднества. Там состязались борцы, поэты и ораторы. Магомет принимал участие в работах по реконструкции Каабы до того как стал пророком.

В Каабе находится знаменитый черный камень, символизирующий руку Бога, к которому паломники прикасаются рукой в знак верности. Тем не менее камень не является предметом поклонения: это противоречило бы исламу, который особенно строг по отношению к идолам. Впрочем, камень был снят в Х в. арабами Омана, и в течении 21 года его отсутствия ничего не изменилось в привычках паломников. На практике камень служит, главным образом, для обозначения отправного пункта процессий, совершаемых верующими вокруг Кaaбы.

Паломничество совершается в соответсвии с правилами предписанными пророком. Иначе говоря, ритуалы и порядок следования незыблемы.

В первую очередь паломник должен подготовиться и освятиться. Существуют пять мест для этой цели, они расположены далеко от священного храма. Самое близкое место - Яламлам, в 50 км в” юг от Мекки, предназначенное для паломников из Йемена и южных стран. Самое дальнее - Зу эль Хилайфа, близко от Медины, в 450 км на север от Мекки. В зависимости от географического происхождения паломники начинают хадж в точно обозначенном месте, совершают омовение. Мужчины с непокрытой головой надевают сандалии и облачаются в одежды, состоящие из двух кусков белой ткани без швов. Эта одежда, стирающая классовые различия, символизирует равенство людей перед Богом. Своей белизной она напоминает пеленки новорожденного и саван умершего. Женщины не обязаны менять одежду, они остаются в обычной одежде.

Приготовившись таким образом, паломник может совершать ритуальное паломничество в экзальтирующей атмосфере общий, объединенной верой. Он направляется к святой мечети Масджед эль Харам, неустанно повторяя молитву - так называемую “лаббайка”.

Часть этого маршрута преодолевается бегом. При каждом переходе к Марваху надо оглянуться на Каабу, трижды повторяя: “Аллах акбар” - и читая другие ритуальные молитвы. Этот “челночный” маршрут символизирует блуждание Адама и Евы,изгнанных из рая, а также бег Агари, египтянки, жены Авраама, в поисках воды для своего ребенка Исмаила.

Паломничество обязательно предусматривает, кроме того, вечер размышления на горе Арафат, в пригороде Мекки, где пророк произнес знаменитую проповедь-завещание за три месяца до смерти. После захода солнца паломник отправляется в святое место - Муздалифа. Он собирает по дороге семь маленьких камней, чтобы бpocить их в стеллу, символизирующую дьявола.

После нескольких дней пребывания в Мине приближается конец паломничества, и паломник притупает к “десакрализации”: он приносит в жертву, как правило, барана, бреет голову или подстригает волосы, принимает душ и надевает свою повседневную одежду. Затем возвращается в Meкку и семь раз обходит Каабу в нормальном темпе.

Паломничество дополняется посещением мечети пророка в Медине, в 450 км на север от Мекки, где находятся могилы Магомета и eгo сподвижников - халифов Абу Бакра и Омара. Это посещение может осуществляться также перед паломничеством.

Есть более короткая форма паломничества (“умра”), которая не предусматривает мест, расположенных вне Мекки. Однако “освящение” необходимо совершать за пределами города.

Обязательный характер хаджа для любого мусульманина, имеющего на это средства, делает паломничество одним из наиболее впечатляющих массовых религиозных праздников человечества. Наибольшее количество паломников собирается преимущественно в последнем месяце лунного года - месяце хаджа.

Ежегодно насчитывается более 2 млн паломников, из них 200 тыс. из Саудовской Аравии и около 800 тыс. из Йемена.

Паломничество является также крупным коммерческим делом, которое приносит значительные доходы жителям Мекки. Еще одна деталь: считается престижным поставить золотые коронки на зубы по случаю хаджа.

Другие паломничества в исламе. Святые места суннитов, шиитов

Хотя паломничество в Мекку - единственное, которое предписывается Кораном, мусульмане совершают паломничества и в другие святые места. В частности, в Иерусалим (эль Код - “святыня” по-арабски) - третий святой город ислама после Мекки и Медины. Там есть мечеть эль Акса, а поблизости - скала, откуда Магомет вознесся на небо во время своего видения “ночи судьбы”.

В суннитcкoм исламе, наиболее распространенном, другие паломничества считаются второстепенными. Разумеется, по случаю посещения благочестивый мусульманин не преминет помолиться в таких престижных мечетях, как мечеть Омейядов в Дамаске, в Кайруане в Тунисе, голубая мечеть в Стамбуле, однако ее почитание проявляется прежде всего в культе марабу - гробниц святых людей, которым приписываются чудотворные свойства. В Северной Африке, например, почти в каждой деревне Рабу, которому суеверие приписывает такие свойства, как способность излечить половые расстройства, благоприятствовать и деторождению. Иногда марабу играет и политическую роль: Идрис - основатель первой арабской династии и праздник в его честь приобретает официальную окраску.

В шиитском исламе официальные места паломничества многочисленны. Кроме паломничества в Мекку (столп ислама, общий для всех мусульман), шииты выражают свое благочестие посещением гробниц великих людей своей религии.

Теоретически самыми священными местами считаются: Над-жаф в Ираке, где похоронен Али, зять пророка, четвертый калиф и первый шиитский имам, убитый в 661 г. в мечети Куфы; Кербела. тоже в Ираке, где находится гробница Хуссейна, сына Али и второго имама, и, наконец, Самарра в Ираке, где 12-й имам покинул мир, но снова появится.

Однако вековое соперничество между арабами и персами всегда приводило к тому, что персы предпочитали паломничество на иранской земле. Отсюда значимость, придаваемая гробнице 8-го имама Али Реза, умершего в 817 г. и погребенного в Машхаде, на юге страны. Этот город соперничает с другим святым городом - Комом; Ком расположен в 150 км к югу от Тегерана, в нем находятся мавзолей Фатимы - сестры 8-го имама. Привлечение внимания к Кому объясняется в значительной степени стремлением Ирана привлечь в страну студентов-шиитов, обосновавшихся в Наджафе, которые из-за соперничества школ не хотели находиться в Машхаде. По оценочным данным, в Коме ежегодно бываю более миллиона паломников. Кроме того, несколько тысяч человек хоронят там. Наибольшее количество паломников наблюдается в месяце мохарраме.

Хадж ‑ паломничество мусульман в Мекку к мечети

Масджид аль‑Харам, считающееся в исламе пятым "столпом веры". Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу‑ль‑хиджжа" ‑ "обладающий паломничеством". Корень "хаджжа", имеющий древнесемитское происхождение и означающий "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом, и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение.

Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества", которое он совершил в 632 году - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа. Человек должен:

1. Достичь совершеннолетия.

2. Пребывать в ясном уме.

3. Быть свободным.

4. Иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома.

5. Обладать достаточным физическим здоровьем.

6. Суметь обеспечить свою безопасность в пути.

7. Выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние ‑ ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы ‑ таваф ат‑тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат ‑ вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль‑вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль) женщины надевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого‑либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Прибыв в Мекку к седьмому дню месяца зу‑ль‑хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Согласно мусульманскому преданию, "черный камень" Кааба ‑ это белый яхонт из рая, который был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Глыба стала черной из за грехов и порочности людей.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

На следующий день (восьмой день зу‑ль‑хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат‑тарвийа ‑ "день напоения".

Ночь с восьмого на девятое зу‑ль‑хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на девятый день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят всю ночь ‑ она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10‑го зу‑ль‑хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль‑акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Далее следует обряд жертвоприношения. 10‑е зу‑ль‑хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама ‑ Ид аль‑адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены:верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим. В тот же день начинается Курбан байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль‑вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой).

В течение трех дней, с 11‑го по 13‑е зу‑ль‑хиджжа паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль‑ула, джамрат аль‑вуста и джамрат аль‑акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14‑го зу‑ль‑хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников ‑ праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа.

Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно .

В последние годы в каждый сезон паломничества Мекку, Медину и обрядовые маршруты в предместьях святой исламской столицы посещают более двух миллионов человек.

В 2009 году обряды хаджа совершили, по сведениям саудовской печати, более 2,3 млн мусульман.

Ежегодные доходы Саудовской Аравии от организации паломничества к святыням ислама превышают 30 млрд долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Сегодня мы разберёмся, что такое хадж у мусульман, кто его должен совершить, с какой целью, и ответим на другие самые распространённые вопросы про .

Ежегодно в определённый период времени в Саудовскую Аравию, в мечеть Мекки аль-Харам съезжаются тысячи мусульман, которые длительное время готовились морально, физически и материально, для того, чтобы совершить хадж.

– Что подразумевают под этим словом верующие, что такое хадж у мусульман?

– Это важнейшее событие в жизни всех правоверных мусульман. Оно предписано шариатом, составляет фундамент всей исламской культуры, является пятым по счёту столпом, то есть доктриной, постулатом. Представляет собой паломничество верующих к главной мечети.

– Когда необходимо совершить хадж?

– Определённой даты, которая повторяется из года в год, для этого события не существует. Паломничество рассчитывается не по григорианскому календарю, а по лунному, из-за чего происходит ежегодное смещение дат. Время для хаджа приходит с наступлением двенадцатого месяца по мусульманскому календарю, в месяц под названием Зуль-Хиджжа.

– Почему именно в двенадцатый месяц состоится хадж? Чем примечательно то время?

– На месяц Зуль-Хиджжа приходится сразу несколько основополагающих событий, которые повлекли такую важную традицию:

  • Во-первых, речь идёт о всепрощении и примирении Адама и Евы после того, как их изгнали из Райской жизни.
  • Во-вторых, не стоит забывать и о поступке Ибрахим (а.с.), который был готов пожертвовать своим единственным сыном Исмаилом (а.с.) ради Всевышнего Бога.
  • В-третьих, паломничество приурочено к жизненным ценностям пророка Мухаммада (с.а.в) , живущего в покорности и смирении Аллаху.

– Кем нужно быть, чтобы совершить хадж?

– Для того, чтобы отправиться в большое паломничество, необходимо быть:

  • финансово обеспеченным, не иметь каких-либо денежных долгов, иметь чистые и честно заработанные средства;
  • физически здоровым, с возможностью много ходить и двигаться, с готовностью переносить сильный зной и палящее солнце, с чистым разумом и сердцем;
  • свободным: не находиться в тюремном заключении, не быть чьим-то рабом;
  • совершеннолетним.

– Что делать, если вышеуказанный пункт о физическом состоянии невозможен? Как быть, если верующий совершеннолетний, имеет денежные чистые средства, свободен, но здоровье не даёт возможности отправиться в паломничество?

– В таком случае необходимо задуматься о поручении этой обязанности другому истинно верующему мусульманину. Но он может принять данное предложение только после того как сам совершит свой хадж. Только после этого больной человек может отправить за себя другого, при этом полностью взяв на себя все расходы во время поездки и перелёты. Также каждый может совершить паломничество за уже умершего близкого.

– В чём смысл поездки, в которую отправляются верующие, чтобы познать, что такое хадж у мусульман на собственном опыте?

– Своим присутствием в Мекке, своей самоотверженностью и возможностью совершить большое паломничество, мусульмане выражают любовь к Всевышнему, покорность и смирение. Они приезжают, чтобы поклониться Единому Аллаху, отречься на время от привычных будничных забот и суеты, от всевозможных благ цивилизации и социальных статусов, чтобы изменить обычное течение дел и жизни в целом. При этом поклонение Милостивому Аллаху выражается в разной форме: скрытой и явной, открытой. Скрытое преклонение – это внутренние чувства: искренность, чистота намерения, преданность сердцем, надежда на духовную связь со Всевышним. Открытое же богослужение – это поклонение физическое – телом, и имущественное – материальными вещами. И хадж включает в себя все виды богослужения.

При наличии шести следующих условий совершение хаджа становится обязательным для каждого человека:

1. Исповедование религии Ислам.

2. Достижение совершеннолетия.

3. Здравость рассудка.

4. Личная свобода.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средства, необходимые для проживания и содержания за период хаджа и нахождения в пути. Женщине дополнительно необходим сопровождающий близкий родственник (махрам). Если паломник имеет иждивенцев, то он должен оставить им средства, достаточные до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но имеет для этого материальную возможность, должен уполномочить другого человека совершить хадж за себя.

Основные составляющие (арканы) хаджа

При изучении порядка и норм паломничества необходимо обратить особое внимание на его основные составляющие (арканы), без выполнения которых хадж не является действительным.

Хадж состоит из шести следующих обязательных составных частей:

1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа девятого числа месяца зуль-хиджа.

3. Таваф – обход вокруг Каабы.

4. Хождение (са‘ю) между холмами Сафа и Марва.

5. Стрижка или сбривание волос (как минимум необходимо удалить три волоса).

6. Соблюдение последовательности выполнения в большинстве арканов.

Необходимые действия (ваджибы) хаджа

Нужно обратить особое внимание и на ваджибы хаджа. Они также являются обязательными для исполнения, но если пропустили что-либо из них, то хадж не нарушается, однако необходимо выплатить за это штраф.

Хадж имеет пять необходимых действий:

1. Вступление в хадж в Микате (место вступления в хадж. Паломники, прибывающие из России, обычно вступают в хадж в микате, называемом Зуль-Хулайфа. Это недалеко от Медины. Это место также называется Абару Али).

2. Проведение ночи в местности Муздалифа.
3. Проведение ночей в дни ташрика (после праздника жертвоприношений) в долине Мина.

4. Бросание камушков (в определённом месте).

5. Совершение прощального тавафа вокруг Каабы.

Если не совершить хотя бы один из вышеперечисленных пяти пунктов, то этот человек в хадже должен выплатить штраф.

Деяния, запрещённые для вступившего в хадж

Очень важным является знание запретных и дозволенных действий во время хаджа. После вступления в хадж или умру до их завершения паломникам запрещается:

1. Совокупление с женой и прелюдия, предшествующая этому.

2. Совершение обряда бракосочетания (для себя или для других).

3. Использование благовоний (благовония, которыми надушился паломник перед вступлением в хадж, не повредят действительности хаджа).

4. Соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица или головы.

5. Удаление хоть одного волоса с любой части тела (если волосы упали сами, то это не берётся в расчёт).

6. Состригание даже малой части ногтя (удалить отломанный и мешающий ноготь разрешается).

7. Мужчинам – ношение сшитой одежды и обуви с закрытой передней или задней частью , покрытие головы головным убором или чем-либо другим. Женщинам – укрытие лица и кистей рук.

8. Охота на территории Харама , а также повреждение растительности на территории Харама.

Преднамеренное совершение перечисленных выше деяний без уважительных с точки зрения Шариата причин является грехом, и поэтому нужно в этом покаяться и выплатить штраф. После бросания камушков и удаления волос все запреты снимаются, кроме близости с женой. А это дозволяется только после полного завершения хаджа, т. е. после выполнения всех арканов.

Разновидности штрафа в хадже

Существует пять разновидностей штрафа в хадже:

1. За несоблюдение необходимых действий – штраф – жертвоприношение барана . Если на это нет возможности, то необходимо соблюдать пост в течение десяти дней (три дня в хадже, семь на родине).

2. Если паломник удалил одновременно три или больше волоса или ногтя , надушился благовониями, намеренно покрыл голову, надел сшитую одежду, умастил маслом волос головы или бороды, поцеловал жену до кидания камешков в день Курбан-байрама, то ему следует покаяться и выбрать одно из трёх следующих искупительных процедур: зарезать барана, соблюдать пост в течение трёх дней или дать шестерым беднякам три са’ (то есть семь с половиной килограммов пшеницы).

За один удалённый волос или ноготь следует выплатить штраф – один мудд (около 650 г) пшеницы. За два волоса или два ногтя – два мудда.

3. За убийство дичи, рубку дерева – штраф, равноценный дичи или дереву.

4. За близость с женой . Если паломник до бросания камешков в день праздника жертвоприношений и стрижки волос сознательно совокупится с женой, то его хадж полностью портится. Тем не менее, ему следует совершить обряды этого хаджа до конца, а затем его необходимо возместить в следующем году. Помимо этого в качестве штрафа он должен зарезать верблюда, это возлагается на мужа.

5. За прерывание хаджа – штраф – жертвоприношение барана.

Этика посещения святыни Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Посещение могилы Пророка (мир ему и благословение) для паломника является очень важной сунной и одним из лучших деяний, которые приближают его к Аллаху. В этом согласились имамы всех четырёх мазхабов, ибо об этом свидетельствуют и хадисы.

Отправляющимся в Медину желательно больше благословлять Пророка (мир ему и благословение), по приближении к Медине рекомендуется совершить полное омовение, постричь ногти, удалить волосы, надеть чистую одежду и надушиться (если человек не находится в ихраме). По возможности желательно идти в Медину пешком. Идти тоже нужно со смиренностью, умилённо, с печалью, что не смогли увидеть Пророка (мир ему и благословение) живым, дабы иметь надежду увидеть его в Вечной жизни. По приближении к мечети нужно обновить покаяние, раздать милостыню, ибо есть повеление Всевышнего раздать милостыню перед посещением Пророка (мир ему и благословение). У ворот мечети следует немного задержаться, сердцем прося разрешения войти. Вступать в мечеть нужно с правой ноги. Затем следует совершить там намаз приветствия (тахийя). После намаза с хузуром, т. е. всё время помня об Аллахе, подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), и, встав перед ним, опустив голову и закрыв глаза, следует тихо поприветствовать Пророка (мир ему и благословение), будто сам он стоит перед вами.

Также приветствуют Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. Далее, поворачиваясь в сторону Киблы, читают дуа и обращаются к Аллаху, прося наделить нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение), а также просят у Пророка (мир ему и благословение) заступиться за нас в Судный день.

После этого совершают зиярат на кладбище Баки и читают там покойным мольбу.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а главным признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.

Примечание

Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум, будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения обязательных предписаний Аллаха или одного из столпов Ислама, становится неверующим.

Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе имеется множество других предписаний, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание тёплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п.

Также существуют запреты Ислама, например запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершённых, ибо если Всевышний Аллах не простит его, то человека ожидает суровое и невыносимое наказание в вечной жизни. Да убережёт нас от этого Всевышний Аллах! Аминь!

Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от количества этих деяний, искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.



Поделиться