Изучение пожаров и анализ боевых действий. Методические рекомендации по изучению пожаров. Затем руководитель занятий делает обобщение, знакомит с выводами и предложениями, данными в описании пожара или информационном письме, ставит перед начальствующим со

Утверждаю

Главный военный эксперт

генерал-полковник

1. Общие положения

1.1. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений пожарной охраны и профессиональной подготовки их личного состава.

1.2. Изучение пожара включает в себя:

Исследование пожара;

Составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара;

Разбор пожара.

1.3. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учету, независимо от количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.

1.4. Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и подразделений пожарной охраны.

1.5. При необходимости к изучению (исследованию) пожаров могут привлекаться специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.

1.6. Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров.

2. Исследование пожара

2.1. Исследование пожара начинается с момента возникновения пожара. Первый и последующие РТП, а также иные должностные лица, участвующие в тушении пожара, должны принимать меры постольку, поскольку это возможно, к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получению сведений от очевидцев возникновения пожара и т.д.

2.2. Исследование пожара имеет цель:

Установить место и причину возникновения пожара;

Изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара, особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара;

Проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей, причинению материального ущерба;

Оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения о пожаре, дымоудаления, а также установок пожаротушения;

Оценку действий подразделений, участвовавших в тушении пожара, эффективности использования пожарной и аварийно-спасательной техники.

2.3. Работа по исследованию пожара осуществляется путем:

Получения информации от лиц, обнаруживших пожар и сообщивших о нем в пожарную охрану, а также от участников тушения пожара;

Изучения радио- и телефонных переговоров участников тушения пожаров и дежурно-диспетчерских служб сил и средств, задействованных в тушении пожаров;

Детального осмотра места пожара с проведением необходимых замеров, фотосъемок, составлением планов-схем;

Изучения на чертежах (схемах) и в реальной обстановке строительных конструкций, состояния путей эвакуации в пострадавшем от огня здании (сооружении), технологического процесса производства, состояния противопожарного водоснабжения, стационарных средств тушения, сигнализации, средств связи, подъездов и проездов, проведение аналитических и экспериментальных исследований.

3. Карточка действий пожарного подразделения

по тушению пожара

3.1. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара (далее - карточка) составляется по итогам исследования пожара, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ), в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно:

На пожаре имели место случаи гибели людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;

На пожаре имели место случаи травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.

3.2. По решению начальника пожарного подразделения или начальника органа управления подразделениями пожарной охраны, карточки могут составляться на пожары, имеющие практический интерес для изучения и не соответствующие критериям, указанным в п. 3.1 настоящих методических рекомендаций.

3.3. Карточка составляется в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, в срок не более 10 суток с момента составления изучается с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара.

3.4. Оформление и заполнение карточки осуществляется в соответствии с формой , указанной в приложении N 1. Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть достоверными, краткими и исчерпывающими.

3.5. К карточке прилагаются планы-схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент локализации пожара.

4. Описание пожара

4.1. Общие требования к составлению описания пожара

К тушению пожара привлекались силы и средства по повышенным номерам (рангам) вызова;

Убыток от пожара составил 3420 МРОТ и более;

На пожаре погибло 5 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;

На пожаре травмировано 10 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.

4.1.2. Пожары, подпадающие под критерии, указанные в п. 4.1.1 настоящих методических рекомендаций (крупные пожары), изучаются руководителями и сотрудниками территориальных органов МЧС России.

4.1.3. По решению МЧС России или руководителя территориального органа МЧС России описание может составляться на любой пожар, исследование которого представляет практический или научный интерес.

4.1.4. Описание составляется в срок не более 30 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.

4.1.5. Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и личным составом подразделений пожарной охраны в срок не позднее 90 суток с момента составления.

4.1.6. Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, печатный и электронный экземпляры описания высылаются в соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в МЧС России (через Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны).

4.1.7. Описание состоит из текстовой части и приложений.

4.2. Требования к составлению текстовой части

описания пожара

4.2.1. При составлении текстовой части описания необходимо:

Включать сведения о событиях, предшествующих пожару и произошедших в ходе тушения пожара, только после тщательной проверки их достоверности;

Давать детальный анализ действий всех подразделений пожарной охраны и их руководителей, участвующих в тушении пожара, участников тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;

Подробно освещать применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачи огнетушащих средств, поведение конструкций и др.;

Отражать оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);

Выводы и предложения составлять таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могло разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы и организацию тушения пожаров;

Таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода огнетушащих средств составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.

4.2.2. В текстовой части описания должны быть отражены следующие сведения:

4.2.2.1. Общие данные:

Адрес, наименование и принадлежность организации (объекта), на котором произошел пожар, дата его постройки, реконструкции;

Назначение здания (сооружения, помещения), характер производственного процесса на момент возникновения пожара;

Вещества и материалы, обращающиеся (хранящиеся) в данном производстве, их характеристика, количество и величина пожарной нагрузки на момент возникновения пожара;

Характеристика и условия проводимых работ (мероприятий), которые могли явиться причиной возникновения пожара;

Наличие признаков аварийных режимов работы аппаратов и оборудования на момент возникновения пожара.

4.2.2.2. Строительные и конструктивные особенности здания (сооружения, помещения), имеющие отношение к особенностям развития, тушения и последствиям пожара:

Этажность, общая высота, размеры в плане, поэтажная планировка, наличие подвалов, чердака и технического этажа, их планировка, что в них находилось;

Материал и конструкция наружных и внутренних капитальных стен, колонн, опор, перегородок; подвальных, междуэтажных и чердачных перекрытий; внутренних и наружных лестниц; ферм, стропил, прогонов, обрешетки покрытия, кровли; противопожарных зон (отсеков), стен и дверей;

Наличие и состояние путей эвакуации, наружных и незадымляемых лестниц; системы отопления, освещения, вентиляции, их наличие, конструктивные особенности и техническое состояние;

Наличие шахт, проемов, коммуникаций, подпольного пространства и других отверстий, связывающих этажи и помещения, их число, размеры в плане, влияние на ход развития и тушения пожара;

Расстояние до соседних зданий (сооружений, установок), степень огнестойкости последних, влияние на ход развития и тушения пожара;

Другие данные строительно-конструктивного характера, имеющие отношение к причине пожара, распространению огня и дыма, спасению людей, проведению работ по тушению пожара.

4.2.2.3. Состояние электросетей, электроустановок и газового хозяйства:

Соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей и электрооборудования правилам устройства электроустановок;

Правильность прокладки кабельных линий, монтажа электропроводок и электрических сетей, их техническое состояние;

Наличие, вид и состояние молниезащитных устройств;

Наличие, вид и состояние устройств защиты от статического электричества;

Соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей, электроустановок нормативным требованиям пожарной безопасности;

Наличие и состояние газового хозяйства, его соответствие требованиям норм пожарной безопасности;

Наличие других установок и оборудования, оказавших влияние на ход развития и тушения пожара.

4.2.2.4. Состояние противопожарного водоснабжения:

Наличие и вид противопожарного водоснабжения;

Пожарные водоемы, их емкость, наличие подъездов, пирсов и устройств для забора воды из них;

Водопровод, его вид (внутренний или наружный, кольцевой или тупиковый), диаметр;

Ближайшие водоисточники, возможность их использования для целей пожаротушения, расстояние от них до места пожара;

Состояние гидрантов и подъездов к ним до пожара, дата их последней проверки на водоотдачу;

Давление в водопроводе и порядок его повышения при пожаре, практическая водоотдача водопроводных сетей (дата и результаты последней проверки);

Наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов, эффективность их применения;

Соответствие противопожарного водоснабжения нормативным требованиям пожарной безопасности.

4.2.2.5. Средства обнаружения, тушения, дымоудаления и оповещения о пожаре:

Наличие, вид и состояние установок обнаружения и извещения о пожаре, тушения пожаров, средств оповещения людей о пожаре, их роль в своевременном извещении о пожаре;

Наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа в условиях пожара;

Наличие первичных средств пожаротушения, их применение при пожаре.

4.2.2.6. Характеристика подразделений пожарной охраны:

Сведения о подразделениях пожарной охраны, дислоцированных в населенном пункте (сельском районе);

Существующий порядок организации работы подразделений пожарной охраны и их органов управления;

Численность личного состава и укомплектованность дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;

Количество и вид основной и специальной пожарной техники, состоящей на вооружении пожарных подразделений, ее укомплектованность и исправность;

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, состоящие на вооружении пожарных подразделений;

Вид пожарной охраны, охраняющей организацию (объект), населенный пункт, расстояние до места пожара;

Состояние готовности пожарных подразделений к выполнению задач по предназначению, осуществление контроля за организацией службы;

Сосредоточение сил и средств на месте пожара в соответствии с Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по автоматическому номеру вызова;

Общая численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по максимальному номеру вызова;

Наличие плана или карточки тушения пожара на организацию (объект), соответствие указанных в них данных реальной обстановке, периодичность их корректировки, степень использования и роль этих документов во время тушения пожара;

Другие виды подразделений, выполняющих задачи по тушению пожаров, численность дежурных смен, их техническая оснащенность и качество несения службы;

Случаи возникновения пожаров в организации (объекте) ранее, их причины и принимавшиеся по ним меры.

4.2.2.7. Ход тушения, руководство тушением пожара (все процессы, изменения и события, происходящие на пожаре, должны строго фиксироваться во времени):

Дата, время возникновения, обнаружения пожара;

Условия обнаружения пожара, способ и время сообщения о пожаре в пожарную охрану, организация встречи подразделений пожарной охраны;

Действия лиц, обнаруживших пожар, а также принятые ими меры по спасению людей, имущества и тушению пожара, эффективность этих мер;

Действия дежурных диспетчеров (радиотелефонистов) задействованных дежурно-диспетчерских служб, четкость их работы по приему сообщений о пожаре и высылке сил и средств на пожар в соответствии с Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и инструкциями (соглашениями) о взаимодействии;

Время прибытия первого пожарного подразделения, обстановка сложившаяся на пожаре к этому моменту (угроза людям, опасность взрыва, обрушения, отравления аварийно-химическими опасными веществами, площадь пожара, характер и особенности его развития);

Действия первого и последующих РТП по оценке сложившейся обстановки, разведке пожара, выбору решающего направления тушения пожара, вызову дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и других участников тушения пожара, расстановке и сил и средств пожаротушения, осуществлению перегруппировки сил и средств в ходе тушения пожара (ее цели и необходимость проведения);

Проведение спасательных и эвакуационных мероприятий, принцип выбора огнетушащих средств и способов их подачи для тушения пожара, использование специальной и вспомогательной техники, сбор сведений о пожаре и др.;

Соответствие действий оперативного штаба пожаротушения руководящим документам МЧС России;

Взаимодействие РТП и оперативного штаба пожаротушения со службами жизнеобеспечения организации (объекта), населенного пункта (района), привлечение к тушению пожара населения и т.д.;

Правильность и эффективность использования сил и средств, участвующих в тушении пожара;

Проявление смелости, отваги и самоотверженности при тушении пожара, спасании людей, материальных ценностей и имущества от огня сотрудниками (работниками) пожарной охраны, иными лицами;

Меры по спасению людей, животных, оборудования и имущества, обстоятельства гибели людей и животных;

Обстоятельства гибели и травмирования людей (животных);

Сведения о применении новых приемов и способов спасания людей и тушения пожара, их эффективность;

Численность участвовавшего в тушении пожара личного состава подразделений пожарной охраны и количество используемой ими техники, других участников тушения пожара. Реализация тактических возможностей сил и средств подразделений пожарной охраны.

4.2.2.8. Обстоятельства, способствовавшие развитию пожара:

Позднее обнаружение пожара и несвоевременное сообщение о нем в пожарную охрану;

Отсутствие водоисточников, недостаток воды и других огнетушащих средств;

Неудовлетворительное противопожарное состояние организации (объекта) на момент возникновения пожара (по выявленным недостаткам);

Несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны (поздний сбор и выезд по тревоге, незнание района выезда, маршрута следования и организации (объекта), плохое состояние дорог (дорожного покрытия) и загруженность их транспортом, неисправность пожарной техники, а также ее отсутствие в месте дислокации с объяснением причин отсутствия);

Недостаточное количество основной и специальной пожарной автотехники, ее использование не на полную мощность, неудовлетворительное техническое состояние пожарной автотехники, ее не укомплектованность пожарно-техническим вооружением и оборудованием;

Ошибки первого и последующего РТП, оперативного штаба в организации тушения пожара, управлении силами и средствами;

Влияние метеорологических условий (высокие или низкие температуры, ветер, его направление и скорость и т.д.) и степень их воздействия на исход тушения пожара;

Наличие легковоспламеняющихся, горючих, взрывопожароопасных, ядовитых и радиоактивных веществ;

Отсутствие документов предварительного планирования действий по тушению пожаров или их не использование подразделениями пожарной охраны (администрацией, сотрудниками (работниками) организации (объекта));

Невыполнение должностными лицами пожарной охраны (администрации организации (объекта)) требований нормативных правовых актов по организации тушения пожаров;

Отсутствие или удаленность расположения подразделений пожарной охраны;

Малочисленность подразделений пожарной охраны.

4.2.2.9. Последствия пожара:

Сведения о людях, пострадавших на пожаре (гибель и травматизм) и погибших животных;

Количество и площадь сгоревшего, поврежденного или испорченного огнем и дымом имущества, строений и т.д.;

Количество (площадь) разрушенных, вскрытых и разобранных конструкций здания (сооружения) во время пожара;

Степень повреждения здания (сооружения, транспортного средства) и возможность его последующего восстановления;

Ущерб от пожара в целом и отдельно по зданиям (сооружениям), машинам и оборудованию, инвентарю, товарно-материальным ценностям, сырью и готовой продукции;

Степень влияния происшедшего пожара на дальнейший процесс производства (работу организации, (объекта)) и выпуск продукции;

Сведения о спасенных людях и животных, сохраненных зданиях и сооружениях, машинах, оборудовании, инвентаре, сырье, готовой продукции и других материальных ценностях;

Причина пожара (если установлена или предполагаемая) и предполагаемые виновные лица;

Сведения о погибших на пожаре (Ф.И.О., возраст).

4.2.2.10. Принятые меры по пожару:

Возбуждение уголовного дела, его номер, по какой статье, кто привлекается к ответственности или проходит по делу в качестве подозреваемого;

Наличие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

4.2.2.11. Выводы и предложения по пожару:

Основные причины, приведшие к возникновению и развитию пожара до крупных размеров;

Перечень мероприятий, позволяющих в дальнейшем исключить возможность возникновения и развития подобных пожаров;

Пути и способы устранения выявленных в ходе изучения (исследования) пожара недостатков в деятельности органов управления пожарной охраны;

Другие предложения лиц, занимавшихся исследованием происшедшего пожара.

4.2.3. Придерживаясь рекомендуемой последовательности отражения вопросов, необходимо проявлять инициативу в сборе сведений, стремясь в полной мере использовать новейшие достижения науки, техники и криминалистических средств, для более глубоких и обоснованных выводов о причине, особенностях развития пожара и лицах, виновных в его возникновении.

4.3. Требования к составлению приложений к описанию пожара

4.3.1. Приложения к описанию состоят из:

Карточки учета пожара, разработанной в соответствии с требованиями нормативных правовых документов МЧС России, определяющих требования к формированию электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий;

Выписки из Расписания выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и Плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, состоящие из титульного листа и листа (листов) на котором указываются силы и средства, привлекаемые к тушению на исследуемом пожаре, в соответствии с установленными номерами (рангами) пожаров;

Таблицы основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и тушения пожара;

Совмещенного графика изменения площади, требуемого и фактического расхода огнетушащих средств;

Планов-схем расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения, на момент смены каждого РТП, на момент сосредоточения сил и средств согласно Расписания выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, Плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, на момент каждой перегруппировки сил и средств, локализации и ликвидации пожара;

Фотоснимков (панорамных, ориентирующих, обзорных масштабных и др.);

Копий других оперативных документов по исследуемому пожару, актов, решений, приказов и других документов, касающихся происшедшего пожара.

4.3.2. Количество планов-схем расстановки сил и средств на тушение пожара, чертежей отдельных конструкций и фотоснимков зависит от характера, размеров пожара и определяется в каждом отдельном случае, исходя из необходимости наиболее полного освещения особенностей данного пожара.

4.3.3. Схемы, чертежи и фотоснимки размещаются в конце описания в виде приложения. Размеры листов должны быть 20x30 см или 30x40 см. Фотоснимки выполняются размером 12x18 см, наклеиваются на листы бумаги и подписываются.

4.3.4. При составлении планов-схем и графиков применяются принятые условные обозначения.

На планах-схемах указываются:

Место возникновения пожара - красным флажком;

Пути распространения огня и дыма - красными и синими стрелками;

Помещения (сооружения, территория), охваченные огнем, отмечаются штрихом красного цвета, задымленные - штрихом синего цвета.

Кроме этого, на планах-схемах в обязательном порядке указываются: расположение пожарных и других автомобилей, участвующих в тушении пожара; пути прокладки рукавных линий и исходные позиции стволов; место расположения штаба пожаротушения, контрольно-пропускного пункта (КПП) ГДЗС, тыла; позиции участков (секторов), а также расположения и места установки специальных агрегатов, приборов, резерва сил и средств и другие необходимые данные.

4.3.5. О наличии приложений делается запись в конце текстовой части описания.

5. Разбор пожаров

5.1. Изучение каждого конкретного пожара завершается разбором хода его тушения. Разбор производится в соответствии с требованиями документов МЧС России, определяющих требования к подготовке личного состава пожарных подразделений и органов управления подразделениями пожарной охраны.

6. Анализ действий подразделений пожарной охраны

6.1. Анализ действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров составляется ежеквартально (нарастающим итогом) во всех подразделениях пожарной охраны и не реже раза в полугодие в каждом территориальном органе МЧС России и органе управления пожарной охраны по охране объектов и муниципальных образований.

6.2. При разработке анализа основными источниками сведений о работе подразделений пожарной охраны при тушении пожаров являются материалы исследования пожаров, (карточки действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, описания пожаров и акты о пожарах). На основе их составляется сводная таблица по тушению пожаров за отчетный период (приложение N 2).

6.3. На основании анализа материалов исследования пожаров и сводной таблицы, сравнения их с данными предыдущих анализов составляются краткие выводы, выявляются положительные стороны и недостатки в подготовке подразделений пожарной охраны, организации службы и тушения пожаров, разрабатываются мероприятия по повышению готовности подразделений пожарной охраны, улучшению организации тушения пожаров. Эти мероприятия в обязательном порядке включаются в документы, планирующие работу территориальных органов МЧС России, подразделений пожарной охраны.

6.4. Результаты анализа изучаются на служебных совещаниях, разборах пожаров и т.д., а также используются территориальными органами МЧС России и подразделениями пожарной охраны при разработке обзоров по вопросам организации тушения пожаров, службы и подготовки пожарных подразделений.

Приложение 1

N вызова _________________________________________________________ (по количеству сил и средств на момент локализации пожара) КАРТОЧКА действий ______________________________________________________________ (полное наименование подразделения, в районе выезда которого произошел пожар) по тушению пожара произошедшего ___________________ (число, месяц, год) 1. Наименование организации (объекта), ведомственная принадлежность (форма собственности, адрес) _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Характеристика организации (объекта) ___________________________________ (размеры в плане, этажность, ___________________________________________________________________________ конструктивные особенности, степень огнестойкости, ___________________________________________________________________________ категория производства) 3. Кем охраняется организация (объект), кто обнаружил пожар _______________ ___________________________________________________________________________ 4. Время: возникновения пожара ____________________ площадь _____________________ обнаружения пожара ______________________ площадь _____________________ сообщения о пожаре ______________________ площадь _____________________ выезда дежурного караула (смены) ______________________________________ прибытия на пожар _______________________ площадь _____________________ подачи первого ствола ___________________ площадь _____________________ вызова дополнительных сил _______________ площадь _____________________ локализация _____________________________ площадь _____________________ ликвидация ____________________________________________________________ возвращения в часть (место постоянной дислокации) _____________________ 5. Водоснабжение: _________________________________________________________ (вид, характеристика водоснабжения, ___________________________________________________________________________ исправность, расстояние до места пожара) ___________________________________________________________________________ 6. Способы подачи воды: от емкостей автоцистерн ___________________________ (количество стволов) с установкой на водоисточник ______________________________________________ (количество и вид водоисточников, ___________________________________________________________________________ вид используемой техники, расстояние до места пожара) подвоз воды _______________________________________________________________ (количество, вид и расстояние до водоисточника, вид используемой ___________________________________________________________________________ техники) подача воды в перекачку ___________________________________________________ (количество и вид водоисточников, ___________________________________________________________________________ вид используемой техники, длина магистральной линии) 7. Обстановка на пожаре ___________________________________________________ (что и где горело, ход развития и тушения ___________________________________________________________________________ пожара, действия формирований ДПО и населения до прибытия пожарных ___________________________________________________________________________ подразделений, действия пожарных подразделений) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 8. Оценка действий: _______________________________________________________ РТП-1 _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ РТП-2 _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ РТП-3 и последующих ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Начальников участков (секторов) тушения пожара ________________________ ___________________________________________________________________________ Пожарных подразделений ________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 9. Особенности тушения пожара: ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ создание оперативного штаба на пожаре _____________________________________ ___________________________________________________________________________ (время, состав штаба) создание участков (секторов) тушения пожара _______________________________ ___________________________________________________________________________ (время, задачи участков (секторов) тушения пожара) 10. Обстоятельства, способствующие развитию пожара: _______________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ усложняющие обстановку: ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (наличие АХОВ, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.д.) 11. Кем (чем) потушен пожар: ______________________________________________ (Формированием ДТГО, подразделением пожарной ___________________________________________________________________________ охраны населением, совместно, первичными средствами, ___________________________________________________________________________ автоматикой) 11.1. С использованием техники организаций (объектов): ___________________________________________________________________________ (указать вид техники) ___________________________________________________________________________ 11.2. С использованием сил и средств опорных пунктов тушения крупных пожаров ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 11.3. С применением ГДЗС __________________________________________________ одно звено ___________________ два или более звеньев ______________________ (время работы) (время работы) 12. С какими службами было организовано взаимодействие: ___________________ ___________________________________________________________________________ 13. Не прибыли подразделения пожарной охраны и службы жизнеобеспечения, предусмотренные Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, затребованные РТП ____________________________ ___________________________________________________________________________ (какие подразделения, причина неприбытия)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33 (часть I), ст. 3413; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (часть 1), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006. N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (часть 1), ст. 3593) и в целях совершенствования единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий в Российской Федерации приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 января 2009 г. прилагаемый Порядок учета пожаров и их последствий.

Министр С. Шойгу

Приложение

Порядок учета пожаров и их последствий

I. Общие положения

1. Порядок учета пожаров и их последствий (далее - Порядок учета пожаров) разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре".

2. Порядок учета пожаров регулирует вопросы официального статистического учета пожаров и их последствий, осуществляемого с целью формирования официальной статистической информации по пожарам и их последствиям.

3. Официальный статистический учет пожаров и их последствий представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений.

4. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям включает в себя сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям.

5. Первичные статистические данные по пожарам и их последствиям содержат документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения по пожарам, получаемую от респондентов.

6. Административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям содержат документированную информацию по формам учета пожаров (загораний) и их последствий и (или) электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий, устанавливаемым респондентами, обеспечивающим возможность формирования официальной статистической информации.

7. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям является сплошным и проводится в отношении респондентов, к которым относятся созданные на территории Российской Федерации юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

8. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям осуществляется по формам-образцам статистических документов, предназначенным для получения от респондентов в установленном порядке первичных статистических данных по пожарам и их последствиям, в соответствии с указаниями по их заполнению, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъекта официального статистического учета пожаров и их последствий.

9. Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям формируется субъектом официального статистического учета пожаров и является сводной документированной информацией о количественной стороне происшедших пожаров.

10. Субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование официальной статистической информации по пожарам и их последствиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

12. Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации по пожарам и их последствиям осуществляется путем ее распространения или предоставления субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Учет пожаров и их последствий

13. Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.

14. Не подлежат официальному статистическому учету:

1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;

2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.);

3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения;

4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;

5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;

6) пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности;

7) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

8) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);

9) покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей;

10) случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (далее - загорания).

Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты:

бесхозных зданий;

бесхозных транспортных средств;

сухой травы;

тополиного пуха;

торфа на газонах и приусадебных участках;

пожнивных остатков;

мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог, на контейнерных площадках для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов.

15. Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора.

16. Сбор и обработку первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по Российской Федерации осуществляет структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входит учет пожаров и их последствий.

17. Сбор первичных статистических данных по пожарам и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по субъектам Российской Федерации осуществляют:

структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора;

подразделения федеральной противопожарной службы в закрытых административно-территориальных образованиях, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора.

18. Сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям осуществляют также юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных.

19. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят организация и осуществление государственного пожарного надзора, получает в установленном порядке:

от федеральных органов исполнительной власти и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

от органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и обрабатывает первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

из федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России (далее - ФГУ ВНИИПО МЧС России) обработанные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в Российской Федерации;

формирует и предоставляет официальную статистическую информацию по пожарам и их последствиям в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сроки, установленные федеральным планом статистических работ.

20. Структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора:

получают в установленном порядке от респондентов первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

обрабатывают и предоставляют в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят организация и осуществление государственного пожарного надзора, первичные статистические данные по пожарам и их последствиям;

предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в ФГУ ВНИИПО МЧС России;

получают данные по пожарам (загораниям) и их последствиям, происшедшим в организациях, охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России и расположенных вне закрытых административно-территориальных образований. Административные данные по указанным пожарам (загораниям) и их последствиям представляются в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, и в субъекте Российской Федерации не учитываются.

21. Подразделения федеральной противопожарной службы в закрытых административно-территориальных образованиях, в сферу ведения которых входят организация и осуществление государственного пожарного надзора:

получают и обрабатывают административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям;

предоставляют административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в структурное подразделение центрального аппарата, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений ФПС МЧС России.

22. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, представляет в установленном порядке обобщенные административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в организациях, охраняемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы, в ФГУ ВНИИПО МЧС России.

23. Юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных, обрабатывают и представляют первичные статистические данные по пожарам и их последствиям, происшедшим на подведомственных объектах, в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям.

24. Берутся на учет все обнаруженные на пожаре тела (останки, фрагменты тел) погибших людей, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

25. Берутся на учет все травмированные при пожаре люди, получившие телесное повреждение (травму) на месте пожара в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

26. При формировании первичных статистических данных и административных данных по пожарам и их последствиям все погибшие и травмированные при пожарах берутся на учет на основании заключений о причине смерти или травмирования, предоставляемых медицинскими организациями.

27. При установлении учреждениями судмедэкспертизы факта гибели людей до момента возникновения пожара, ранее взятых на учет как погибших при пожаре, указанные лица исключаются из электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий.

28. Не берутся на учет погибшие и травмированные при пожарах люди, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства, пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности.

29. Учету подлежит ущерб от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.

30. Учет загораний осуществляется в тех случаях, когда для ликвидации загораний привлекались подразделения пожарной охраны.

31. При выяснении обстоятельств, позволяющих переквалифицировать загорание в пожар (пожар в загорание) в электронные базы данных учета пожаров (загораний) и их последствий вносятся соответствующие изменения.

32. В случае установления искажений данных по пожарам (загораниям) и их последствиям, а также фактов пожаров, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц, в электронные базы данных учета пожаров (загораний) и их последствий вносятся соответствующие изменения.

1Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911;1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33 (часть I), ст. 3413; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (часть 1), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (часть 1), ст. 3593.

2Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043.

3Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921.

4Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. 2), ст. 5491; 2005, N 44, ст. 4555; 2008, N 43, ст. 4949.

5Статья 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

6Статья 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

1. Из каких разде­лов состоит инст­рукция?

1. Исследование пожаров. 2. Составление описания пожаров. 3. Разбор пожаров. 4. Анализ боевых действий подразделений пожарной охраны.

2. Какие пожары подлежат иссле­дованию?

Исследованию подлежит каждый пожар, независимо от: 1. Размеров пожара. 2. Количества работающих подразделений. 3. Величины причиняемого ущерба.

3. Кому поручается исследовать по­жар?

Лицам среднего и старшего начальствующего состава: 1. Не участвующим в тушении пожара. 2. Не обслуживающим объект в профилактическом отношении. 3. Привлекаются специалисты научных учреждений.

4. Какие пожары поручаются иссле­довать руководите­лям или начальни­кам отделов?

1. С особо крупным материальным ущербом. 2. С групповой гибелью людей. 3. Представляющие практический или научный инте­рес. 4. Где применялись новые приемы и способы тушения.

5. Когда начинает­ся исследование пожаров?

Исследование начинается с момента прибытия пер­вого подразделения 1. Принятие мер к сохранению причины пожара. 2. Своевременное изъятие вещественных доказа­тельств. 3. Получение сведений от администрации и лиц, об­наруживших пожар или тушивших его.

6. Что анализиру­ется в ходе иссле­дования?

1. Организация тушения пожара. 2. Действия подразделений пожарной охраны. 3. Действия администрации и работников объекта. 4. Процессы и параметры развития пожара. 5. Причины и условия распространения огня и дыма. 6. Особенности поведения строительных конструкций. 7. Работа по спасению людей, эвакуации животных, имущества. 8. Эффективность использования техники, огнетушащих веществ, средств связи. 9. Эффективность использования автоматики туше­ния, извещения, дымоудаления.

7. Какие сущест­вуют пути иссле­дования пожара?

1. Регистрация всех событий на пожаре во времени. 2. Детальный осмотр с замерами, фотосъемкой. 3. Составление различных схем. 4. Собеседование с лицами, участвовавшими в туше­нии. 5. Изучение технологического процесса. 6. Изучение оперативных документов. 7. Анализ предписаний, инструкций, материалов по­следней проверки. 8. Проверка оперативных возможностей подразделе­ний.

8. Из каких разде­лов состоит опи­сание пожара?

1. Сводные данные о пожаре (карточка учета пожа­ра). 2. Пояснительная записка, которая состоит из: -характеристики объекта; -противопожарного состояния объекта до пожара; -характеристики охраны объекта; -времени возникновения и развития пожара; -действий всех лиц, участвующих в тушении пожара. 3. Выводы и предложения, принятые меры: -причины, приведшие к пожару; -степень виновности работников пожарной охраны; -предложения по исправлению недостатков или вне­дрение передовых методов по тушению. 4.Приложения: -совмещенный график; -схемы тушения пожара; -фотоснимки.



9. Какой порядок разбора пожара?

1. Анализ противопожарного состояния объекта, при­чин возникновения и особенностей развития пожа­ра. 2. Анализ положительных и отрицательных сторон в профилактической работе, повлиявших на тушение пожара. З. Анализ организации тушения пожара от первого до последнего РТП. 4. Разработка мероприятий по устранению имеющихся недостатков. 5. Обобщение и распространение положительного опыта.

10. Какие основ­ные вопросы ана­лиза боевых дей­ствий подразделе­ний пожарной ох­раны?

1. Выбор объекта анализа. 2. Определение времени анализируемого объекта. 3. Статистика в целом и по промежуткам времени. 4. Определение направлений анализа. 5. Сравнение анализируемых направлений. 6. Статистика выбранного направления. 7. Определение причин неудовлетворительного со­стояния данного направления. 8. Выводы на основании определенных причин 9. Предложения по выводам. 10. Приказ по управлению, главку, министерству.

Целью исследования места пожара является обнаружение характерных следов зоны горения, теплового воздействия и задымления и определения по ним границ и форм развития пожара, обнаружение признаков очага возникновения пожара, следов и вещественных доказательств, указывающих на непосредственную (техническую) причину пожара.

Установление непосредственной (технической) причины пожара осуществляется в три этапа:

Изучение обстановки, сложившейся на месте пожара до его возникновения;

Установление и исследование очага пожара;

Выдвижение версий о непосредственной (технической) причине пожара.

Изучение обстановки, сложившейся на месте перед пожаром, бывает особенно необходимым, если вызванные им разрушения являются максимальными. В подобных случаях затрудняется, а иногда исключается установление очага пожара по состоянию конструкций и материалов, в связи с чем возрастает значение тщательного исследования данных и условий, характеризующих обстановку перед пожаром, которые обычно определяются специфическими особенностями объекта. Определение причины пожара в любом случае возможно только тогда, когда правильно установлен очаг пожара. Иными словами, не имея представления о положении очага пожара, трудно, а чаще всего невозможно определить его причину. Только точно установив, где возникло горение, можно решить вопрос о вызвавших его причинах, исключить те версии, которые не связаны с установленным положением очага.

Особое значение для установления очага и причины возникновения пожара имеет своевременный и качественный "Осмотр места пожара ".

Так, в книге "Пожарно-техническая экспертиза" под редакцией А. И. Федотова наиболее полно изложены задачи, решаемые при осмотре места пожара. Авторы книги рекомендуют при осмотре места выяснить следующие вопросы:

Конструктивно-планировочное исполнение объекта, то есть строительные и конструктивные особенности здания, сооружения, имеющие отношение к особенностям развития, тушения и последствиям пожара. К числу этих особенностей относятся: число и планировка этажей, общая высота и размеры в плане; материал и конструкция наружных и внутренних капитальных стен, колонн, опор, перегородок, надподвальных, чердачных и междуэтажных перекрытий, внутренних лестниц, ферм, стропил, прогонов, обрешетки покрытия, кровли, противопожарных стен, дверей и т. д.; наличие и состояние систем отопления, освещения и вентиляции; наличие и состояние шахт, проемов, коммуникаций и других отверстий, связывающих этажи и помещения друг с другом; расстояние до соседних зданий и сооружений, степень огнестойкости последних или материал стен и кровли; другие данные строительно-конструктивного характера имеющие отношение к причине пожара, распространению огня и дыма, спасанию людей, проведению работ по тушению пожара;

Наличие и состояние электросетей, электроустановок и газового хозяйства, а именно: соответствие электросетей и электрооборудования правилам устройства электроустановок, правильность монтажа электросетей, техническое состояние и защита на объекте пожара ближайшей трансформаторной подстанции питающей этот объект; правильность монтажа молниезащиты и заземления, а также газовых сетей, других электроустановок, оборудования, приборов, которые способны накапливать и образовывать статическое электричество в процессе работы;

Состояние и наличие противопожарного водоснабжения, автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, а также средств связи, а именно: места расположения внутренних пожарных кранов, места нахождения рукавов и стволов, а также других первичных средств пожаротушения после пожара, техническое состояние автоматических остановок обнаружения и извещения о пожаре, тип датчиков, количество сработавших датчиков, номера лучей, план их размещения, наличие и характеристика автоматических средств тушения пожара, план размещения датчиков, места их срабатывания; характеристика средств связи, места их расположения;

Развитие пожара, поведение строительных конструкций в условиях пожара, а именно: наличие и характер обрушений и деформаций, форма, размеры; степень деформации, обрушения или выгорания, другие явления, происходившие на пожаре и степень их влияния на развитие и тушение пожара;

Обнаружение и фиксация признаков очага пожара и направленности распространения горения, границ перехода зоны горения в зону теплового воздействия, зоны теплового воздействия в зону задымления;

Обнаружение, фиксация, изъятие и обеспечение сохранности предметов, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу;

Сбор данных, отражающих обстановку, в которой складывалась причина пожара, возник и развивался пожар, происходило его обнаружение и тушение;

По совокупности прямых и косвенных признаков установление очага возникновения пожара.

При осмотре места пожара могут быть решены и другие задачи, но все они вытекают из специфики объекта возникновения пожара.

Возможность получения при осмотре данных для выводов о положении очага возникновения пожара обуславливается закономерным образованием признаков, отражающих особенности горения на пожарах Признаки очага, направленность горения являются специфическими характерными и закономерными доказательственными фактами. Выявление, исследование и фиксация их составляют основную и наиболее сложную часть работы при осмотре места пожара.



Поделиться