Лоренцо великолепный краткая биография. Лоренцо Медичи Великолепный: биография и интересные факты из жизни. Где находится гробница

Семейство Медичи-- давно обещанная подборка портретов. Многа букафф и многа портретов. Выбирайте --что кому больше нравится. Обещала здесь::

Немного повторюсь--и для себя и для тех. кто не видел или успел немного подзабыть.

Семейство Медичи огромное, в те времена одно из богатейших в Европе.Дало миру не только правителей Флоренции и покровителей, спонсоров художников, архитекторов, но ещё и четырёх римских пап и двух королев Франции. Лоренцо Великолепный, римский папа Лев X , французские королевы Екатерина и Мария Медичи - эти легендарные личности происходят из одной семьи, бывшей когда-то одной из самых могущественных в Европе.

«Пусть Медичи покоятся с миром в своих мраморных и порфировых гробницах, ведь они сделали для всемирной славы более чем кто-либо из принцев, королей и императоров, как предыдущих, так и последующих эпох», - так отозвался о них Александр Дюма.

Начну подборку со своего любимого Лоренцо Великолепного. По-моему, он был самым великолепным) представителем великого семейства Медичи. К сожалению, умер молодым --ему было всего 43 года. Папа Римский, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".

Уймитесь, не упорствуйте жестоко, Мечты и вздохи вечные о ней, Чтоб тихий сон не миновал очей Где слез не просыхает поволока.Труды и мысли дня уже далеко Равно и от людей и от зверей; Уже упряжке белых лошадей Предшествует неясный свет востока.Подпишем перемирие, пока Не встало солнце: верь, Амур, что сниться Ее лицо и голос будут мнеИ белая в моей руке рука. Не будь завистлив, дай мне насладиться Неслыханным блаженством хоть во сне.

Сонет Лоренцо Медичи (1449-1492) (Перевод Евгений Солонович)

Предполагается, что Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах как светлую звезду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небесное совершенство, и т.д.

Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой)

«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей женой Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентийских праздников» (С)

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.

Самым блистательным из всех Медичи считается Лоренцо Медичи, прозванный «il Magnifico» (Великолепный) за его заслуги как покровителя искусств и поэта, так и государственного деятеля. Многогранность его личности лучше всего отражена в книге «История Флоренции», написанной Макиавелли в 1525 году: «Лоренцо был в высшей степени возлюблен удачей и Богом: все его замыслы были успешны, а замыслы его врагов проваливались. Его образом жизни, его благоразумием и удачей восхищались государи всей Италии и отдаленных стран. Его добрая слава росла день ото дня благодаря его разуму: в спорах он бывал красноречив и внятен, в решениях мудр, в исполнении скор и отважен. Великие качества эти не омрачались никаким пороком, хотя он был на редкость склонен к делам любовным, ему нравилось бывать у остроумных и насмешливых людей и развлекаться пустяками более, чем то подобает столь важной персоне: например, часто видели, как он играет с маленькими мальчиками и девочками. Видевшим его в делах серьезных и в развлечениях казалось, будто в его лице невозможным образом соединились два разных человека». Именно такой портрет Лоренцо Медичи Великолепного работы Вазари можно увидеть в галерее Уффици .

Худое лицо Лоренцо Великолепного – это лицо человека уставшего, изможденного, с согбенными плечами и поникшей головой. Но это именно усталость, а не пресыщенность разврата. В прошлом – и обретения, и потери, тем более горькие, что не уходят из памяти. Кисти рук с длинными пальцами – свидетельство натуры художественной, утонченной. В общем колорите картины выделяется красное пятно – кошелек, знак принадлежности к банкирскому дому Медичи. Лицо обращено к предметам искусства, на вазе читается надпись «Сосуд всех добродетелей». Это не прижизненный портрет Лоренцо, художник Вазари представил образ, воспоминание. Мечту, обращенную в прошлое. Или плач – о Лоренцо Великолепном и о «золотом веке», какой при этом государе пережила Флоренция.

Стремительный взлет Медичи к вершинам власти стал возможен благодаря деньгам, точнее говоря, целенаправленному их применению, политическому манипулированию и изощренной пропаганде, прославлявшей это семейство . Медичи преуспели в искусстве властвования, гибко приспосабливая политический строй республиканской Флоренции к собственным нуждам, и не последнюю роль в этом сыграло то, что, начиная с Козимо Старшего , Медичи использовали меценатство как средство привлечения народа на свою сторону.

Внук Козимо Старшего, Лоренцо, родился во Флоренции 1 января 1449 года. В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Аргиропул, Ландино и Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. Неудивительно, что Лоренцо стал главой республики в возрасте двадцати лет после смерти своего отца в 1469 году.

Однако Лоренцо было бы сложно сохранить позиции, которые занимали его дед и отец, если бы богатые горожане, поддерживавшие режим Медичи во времена Козимо и Пьеро, не поверили, что их интересы будут наилучшим образом защищены лишь при том условии, что Медичи останется в роли признанного лидера государства. Все ожидали, что Лоренцо станет всего лишь фасадом, под прикрытием которого определять и контролировать ход политической жизни Флоренции будут патриции из числа сторонников Медичи. Хотя Лоренцо с самого начала принимал активное участие в принятии решений правящей верхушки, должно было пройти несколько лет, прежде чем его номинальное лидерство стало реальностью, и произошло это только после событий, связанных с заговором Пацци в 1478 году. Несмотря на то, что Лоренцо одержал верх, он оказался втянутым в серьезные внешние осложнения.

Последовала война между Флоренцией и папой Сикстом IV, в ходе которой на помощь папе пришел король Неаполя Фердинанд I. Папа и Фердинанд убеждали флорентийцев, что воюют не с ними, а только с Лоренцо. Граждане Флоренции сохранили верность Медичи, но в военном отношении папа и Неаполь далеко их превосходили. За два года войны враги далеко продвинулись на флорентийскую территорию, город оказался истощенным экономически.

Именно тогда, в 1480 году, Лоренцо предпринял знаменитую поездку в Неаполь для заключения мира с Фердинандом, что современные хронисты, а впоследствии и историки описывали как полную неожиданность для короля. На самом деле поездка была тщательно подготовлена в ходе дипломатических переговоров, хотя известная доля риска все же оставалась; важную роль в достижении мира с Фердинандом сыграли обаяние и ум Лоренцо. Оставшись без неаполитанского союзника, папа Сикст IV 3 декабря 1480 года был вынужден заключить мир, по которому Флоренция обязалась снарядить 15 галер для войны с турками. В честь этого события Гоццоли на картине «Поклонение волхвов» изобразил Лоренцо Великолепного прекрасным принцем.

Лоренцо использовал популярность, которую приобрел после заговора Пацци, а также удачный исход последовавшей войны с папой, для упрочения позиций своей партии во Флоренции. Возросшая популярность позволила ему ослабить республиканскую систему правления и ввести желательные для Лоренцо перемены в государственное устройство. Был учрежден Совет Семидесяти, составленный из ближайших сторонников Медичи. Совет формировал правительство и образовывал два исполнительных комитета - по внешней политике и по финансам и, естественно, он исполнял все пожелания Лоренцо. В конце концов, государственная казна сделалась едва ли ни личной собственностью Лоренцо, а Флорентийская республика осталась таковой только по названию - фактически Лоренцо Великолепный обладал властью суверенного монарха.

Современники часто задавались вопросом: кто более велик - Лоренцо или его дед Козимо ? Козимо был осмотрительнее и, вероятно, мудрее, но Лоренцо отличал более яркий ум и личная привлекательность. Традиции, заложенные дедом, сформировали положение, которое занимал Лоренцо, и определили направления его политики. Как и в случае Козимо, главным залогом незаменимости Лоренцо в жизни Флоренции была его непревзойденная искушенность во внешней политике. Супруга Лоренцо происходила из рода Орсини, своего старшего сына Пьеро он женил на представительнице того же княжеского семейства, а одну из дочерей выдал замуж за Франческо Чибо, племянника папы Иннокентия VIII. Эти связи возвысили Медичи над флорентийским патрициатом, сделав из них одну из властвующих в Италии фамилий.

Выдвижение Медичи на уровень европейских князей совершилось в 1489 году после посвящения в кардиналы второго сына Лоренцо 14-ти летнего Джованни, впоследствии избранного папой под именем Льва X.

Для укрепления своей власти Лоренцо в куда меньшей степени, чем его дед Козимо, мог опираться на казавшиеся неистощимыми финансовые ресурсы. У Лоренцо было очень мало способностей к предпринимательству. При нем банк Медичи потерпел огромные убытки, так что значение его намного уменьшилось. Это произошло как из-за ошибок управляющих, так и из-за подъема деловой активности во Франции, Англии и Германии, покончившей с монополией итальянских банкиров и торговцев. Но Лоренцо мог использовать государственные средства для поддержания собственного дела через подконтрольный ему Совет Семидесяти.

Лоренцо использовал общественные деньги для того, чтобы заручиться поддержкой среднего класса и способствовать возрождению интереса к философии, литературе, скульптуре и живописи. Находящаяся под его патронажем Академия Кареджи, членами которой были Фичино, Мирандола и Полициано, стала тем центром, из которого по всей Европе распространилось понятие неоплатонизма. При флорентийском дворе создавали в то время свои шедевры Боттичелли и Микеланджело. Лоренцо собирал геммы и рукописи; он сохранил для потомства некоторые наиболее ценные тексты греческих трагиков, Гомера, Фукидида и Полибия. Лоренцо собрал большую коллекцию книг, ставшей впоследствии Библиотекой Лауренциана, или Медичи.

Сегодня это - государственная библиотека Италии, находящаяся во Флоренции. Фонды Библиотеки Медичи составляют около 150 000 книг, среди которых находятся инкунабулы XV века и издания XVI века, а также около 11 000 рукописей и 2 500 папирусов.

Лоренцо сам был писателем и поэтом. Хотя в его произведениях видны следы влияния Данте и Петрарки, его поэтическим описаниям пейзажей Флоренции и ее классических мифов, его прославлению любви и удовольствий присуща индивидуальная окраска. Именно поэтому Лоренцо Великолепный навсегда сохранит место малого классика итальянской литературы.

И мое солнце над горами встало.
Своим движеньем тени отгоняя.
Я пью тепло, склоняюсь перед светом
То жар, и свет, и красота Любви.

Лоренцо Медичи вел активный образ жизни: в его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, охоты, театральные и цирковые представления. Но Лоренцо Великолепный страдал подагрой, эта болезнь в конце концов усилилась до того, что он перестал лично заниматься государственными делами, жил в своих загородных дворцах или ездил лечиться на минеральные воды.

Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления.


Лоренцо МЕДИЧИ (Medici) (Великолепный) родился 1 января 1449 года во Флоренции, умер 8 апреля 1492 года в Кареджи, округа Флоренции. Внук Козимо Старшего Медичи. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.

В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.

Как и его дед, Лоренцо оставался честным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо «Великолепный» свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества.

В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.

Лоренцо обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.

Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494.

Лоренцо Медичи (Великолепный) – (рожд. 1 января 1449 г. – смерть 8 апреля 1492 г.) – правитель Флоренции, государственный деятель, банкир, писатель, поэт.

Происхождение. Ранние годы

Лоренцо, самый прославленный правитель из семейства Медичи, представляя из себя образец просвещенного деспота, который заботился о благе народа. Он родился в 1449 году в семействе властителя Флоренции (Тосканы) Пьетро Медичи. Еще дед Лоренцо, Козимо Медичи, с ранних лет начал готовить внука к роли правителя Флоренции. Лоренцо получил прекрасное образование и стал одним из самых просвещенных властителей эпохи Возрождения. Представители рода Медичи, вышедшего на общественную сцену еще в XIII столетии, были крупнейшими банкирами своей эпохи, кредитовали не только итальянских правителей, но и всей Европы.


Лоренцо хорошо пел, играл на нескольких музыкальных инструментах, пробовал свои силы в поэзии. Он уже в 16-ти летнем возрасте стал выполнять дипломатические поручения отца, посетив миланского герцога Сфорцу и папу римского.

В 18-ти летнем возрасте Лоренцо женился на Клариче Орсини, которая была из знатного римского рода, близкого к папскому престолу. Кларича родила Лоренцо 3-х сыновей и 4-х дочерей. В 37-и летнем возрасте она умерла от туберкулеза.

Правитель Флоренции

С 1469 года Лоренцо стал править Флоренцией совместно со своим братом Джулиано. После смерти Пьетро флорентийцы просили Лоренцо взять на себя заботу о благе города. Сам он лицемерно утверждал в мемуарах: «Я согласился без энтузиазма. Бремя казалось довольно опасным и не соответствовало моему возрасту. Я согласился лишь для того, чтобы сохранить друзей и богатство нашей семьи. Ведь во Флоренции возможно быть богатым только в том случае, когда тебя защищает государство». Занимаясь государственными делами, Лоренцо не прекращал банкирской деятельности. У него были банковские конторы в Венеции, Милане, Лондоне, Брюгге, Женеве и других важных городах Западной Европы.

Козимо Медичи (дед Лоренцо)

В качестве правителя он смог добиться быстрого признания со стороны союзников – Милана и Неаполя. Но неожиданно против него восстал город Прато в Тоскане. Лоренцо жестоко покарал мятежников, были повешены за ноги 19 главных бунтовщиков. После этого никто уже не стал рисковать оспаривать его власть.

В то время осложнилось финансовое положение дома Медичи. Его должниками были монархи крупнейших европейских государств, однако заставить их платить было делом весьма не простым. А когда пришел к власти новый папа Сикст IV осложнились и отношения с римским престолом. Папа римский попытался выкроить новое государство в центре Италии для своего любимого племянника, что вовсе не радовало Лоренцо. Сикст в ответ попытался свергнуть Лоренцо при помощи банкирской семьи Пацци, которым передал право распоряжаться своей казной. Тогда Лоренцо смог провести закон, который лишил Пацци наследства одного из его дальних родственников.

Лукреция Торнабуони – мать Лоренцо и Пьеро Подагрик- отец

Лоренцо Великолепный и исскусство

Несмотря на существование флорентийской конституции и сохранение республиканских институтов, правление братьев больше было похоже на абсолютную монархию. Но диктатура Медичи была весьма мягкой. Правитель много способствовал тому, что Флоренция стала городом веселых праздников, блестящих балов, средоточием наук, искусств и литературы, и за свою склонность к изящным искусствам его прозвали Великолепный. Лоренцо написал лирическую поэму «Леса любви», мифологическую поэму «Аполлон и Пан», книгу стихов с прозаическим «Комментарием к некоторым своим сонетам», мистерию «Святые Иоанн и Павел» и ряд других произведений. Его родной город стал важнейшим культурным центром Италии.

Правитель окружил себя великими поэтами и художниками, среди которых были такие известнейшие имена, как Боттичелли, Микеланджело, Пика дела Мирандола, Веррокио. Вместе с тем при всей широте своего интеллекта он временами опускался до мелочной регламентации жизни граждан. Так, чтобы не допускать чрезмерного усиления финансового могущества отдельных родов, правитель запретил флорентийцам, обладавшим сколько-нибудь значительным состояниям, жениться без его личного разрешения.

Покушение. Расправа

Пацци захотели использовать для достижения своих целей недовольство части флорентийцев диктатурой Медичи, не удовлетворившись тем, что удалось отнять у Лоренцо и Джулиано контроль над папскими финансами. 1478 год – они поддерживаемые папой Сикстом IV составили заговор с намерением убить правителей Флоренции в соборе во время пасхальной службы 26 апреля. Заговорщики смогли заколоть Джулиано, однако Лоренцо удалось укрыться в ризнице собора. Народ Флоренции встал на защиту Медичи. Заговорщики буквально были растерзаны на части. Руководителя заговорщиков архиепископа Пизы Франческо Сальвиати Лоренцо велел повесить в полном церковном облачении. Всего же казнили 262 человека из числа сторонников Пацци.

Укрепление власти

Популярность Лоренцо Медичи во Флоренции достигла невиданных высот. Имея желание он легко мог провозгласить себя королем или герцогом, добившись признания этого титула от папы и европейских монархов. Но Лоренцо предпочел укрепить свою власть по другому. Им был разогнан прежний парламент «Ченто» и в 1480 г. заменен на Совет Семидесяти, где влияние семейства Медичи было безгранично. Также у Лоренцо были полностью под контролем две коллегии – по политическим и военным делам (из 8 человек), и по финансам и праву (из 12 человек). В качестве военной силы он опирался на многочисленную личную гвардию, при помощи которой подавлял все мятежи.

Война с Папой римским

Сикст, чей племянник кардинал был в плену у правителя Флоренции, отлучил Лоренцо и его ближайших соратников от церкви. Папа и не думал осуждать убийство Джулиано, однако стал требовать от флорентийцев выдать ему Лоренцо за казнь архиепископа. Он пригрозил отлучением всем жителям Тосканы, если они в течение месяца не выдадут Медичи и их сторонников папскому суду. Но Синьория – правительство Тосканы – стало на сторону Лоренцо. Уступки папе со стороны правителя Флоренции ограничились освобождением папского племянника. Папа этим не удовлетворился и начал, поддерживаемый Неаполитанским королевством, войну против Флоренции.

Лоренцо поехал в Неаполь для встречи с королем Фердинандом I, что было очень рискованно: монарх славился своим вероломством. Однако с ним было достигнуто мирное соглашение. После чего и папа был вынужден отступить. Лоренцо смог привлечь неаполитанского монарха на свою сторону, объяснив, что политическая стабильность, обеспеченная во Флоренции домом Медичи, намного лучше, чем чехарда с избранием римских пап, которые меняются чуть не каждые десять лет, а с ними – и направление политики Рима.

Лоренцо Медичи (Великолепный)

Внешняя и внутренняя политика

Хотя правитель не занимал никакой официальной должности, ни одного решения во Флоренции не принималось без его одобрения, а в Синьории и Совете Семидесяти преобладали его ставленники. Хотя Флоренция не имела крупной армии, ее правителю удавалось поддерживать ее влияние в Италии за счет финансовой мощи, дипломатического искусства и широкой сети осведомителей и «агентов влияния» во всех итальянских государствах.

Лоренцо Медичи почти смог создать в Тоскане государство всеобщего благоденствия. Во Флоренции не было нищих или бездомных. Обо всех немощных и убогих заботилось государство. Крестьяне, которых не давили повинности феодалам и налоги, процветали, создавая в государстве изобилие продуктов. Лоренцо ставил людей на высокие должности, учитывая лишь их способности и личную преданность Медичи, а отнюдь не знатность. Флоренция при Лоренцо переживала свой золотой век, в ней творили величайшие художники и ученые Италии и всей Европы.

После кончины Сикста IV наладились отношения Медичи с Римом. С новым папой Лоренцо даже породнился. 1488 год – внебрачный сын папы сорокалетний Франческо Чибо женился на 16-ти летней дочери флорентийского правителя Магдалине. А 13-ти летнего сына Лоренцо папа на радостях возвел в кардинальское достоинство. И юный кардинал оправдал высокое доверие, став в будущем папой Львом X.

1) Папа Римский Сикст IV; 2) Римский папа – Лев Х (сын Лоренцо)

Последние годы. Смерть

Глава Тосканы мечтал об объединении Италии под главенством Флоренции. Но в этом случае правитель слишком опередил свое время. В последние годы своего правления Лоренцо не делал большой разницы между общественными и личными финансами. Он на казенные деньги организовывал праздники и представления, укреплявшие популярность Медичи. А общественные выплаты проводил через подконтрольные Медичи банки и получал свой коммерческий процент. К концу правления Лоренцо прямые налоги возросли со 100 тыс. до 360 тыс. флоринов, что не вызвало энтузиазма флорентийцев. Банкирские дома тоже были недовольны теми преференциями, которыми пользовался дом Медичи. Но до открытого выражения недовольства дело так и не дошло.

Как это ни странно, но правитель поддержал также доминиканского монаха Джироламо Савонаролу, который 1 августа 1490 г. впервые провозгласил с кафедры собора Св. Марка свою проповедь аскетизма и возвращения к идеалам первоначального христианства. Может быть, он надеялся, что, поддерживая Савонаролу, он сможет удерживать фанатика в определенных рамках и не даст ситуации дойти до точки социального взрыва. Тем более что Лоренцо разделял осуждение проповедником нравов, царивших при папском дворе.

Но от фанатика-монаха досталось и самим Медичи, погрязшим в роскоши, распутстве и занятиях магией и алхимией. Под конец жизни расточительность правителя начала раздражать флорентийцев. Но, когда 8 апреля 1492 г. он умер, едва ли не весь город пришел на его похороны. Можно говорить о том, что о его смерти горевала чуть ли не вся Италия. Согласно преданию, перед смертью Лоренцо призвал Савонаролу для последней исповеди, но неистовый монах потребовал, чтобы прежде Лоренцо вернул свободу Флоренции, но диктатор оставил эту демагогию без ответа и скончался без отпущения грехов.

Только Лоренцо Медичи с его непревзойденной способностью к политическому компромиссу удавалось поддерживать баланс интересов как в Тоскане, так и в Италии в целом. В скором времени Флоренция погрузилась в многолетнюю смуту, связанную с деятельностью Савонаролы, а сын Лоренцо Пьеро Несчастный был изгнан из города. Только в 1512 г. сын Пьеро Несчастного и внук Лоренцо Великолепного Лоренцо Младший смог утвердиться во Флоренции при помощи папских войск.

О мудрости Медичи слагали легенды, его тонкий художественный вкус ценили далеко за пределами Италии, а власти и могуществу редко когда осмеливались бросить вызов. Искусный дипломат, мудрый правитель, поэт, музыкант, знаток классических языков, казалось, он был идеальным монархом Ренессанса. С его именем навсегда будут связаны расцвет Флоренции, творения и жизнь гениев Возрождения…

1 января 1449 года в знаменитом флорентийском семействе Медичи появился на свет некрасивый ребёнок, которому суждена была великая судьба. Сейчас его назвали бы политиком, продюсером и олигархом. Но современники назвали его просто — Великолепный.

Нос «уточкой», напоминающий скорее карниз крыши, да ещё и свёрнутый набок. Выдвинутая вперёд нижняя челюсть, из-за которой губа кажется непропорционально большой, а весь вид — угрюмым. Мальчик, родившийся в семье Пьеро Медичи, был долгожданным (перед ним родилось две девочки, а нужен наследник), но слишком уж неказистым.

Это была эпоха, когда народ легко раздавал прозвища и целым группам людей, и конкретным правителям. Внук Козимо Старого и сын Пьеро Подагрика, названный Лоренцо, имел все шансы остаться в истории каким-нибудь «Лоренцо Некрасивым» или «Лоренцо Кривым».

Но он стал «Крёстным отцом», пожалуй, самой красивой эпохи истории человечества. Эпохи, которая, возможно, ближе всего подошла к абсолюту прекрасного. Эпохи Возрождения.

Семья Лоренцо

Когда ты должен много денег кому-то могущественному, например королю, ты в неудобном положении. Но когда король должен тебе — ты в смертельной опасности. Клану Медичи были должны слишком многие, чтобы можно было спокойно жить.

Ещё за несколько поколений до Лоренцо его предки, вопреки своей фамилии (Медичи — «медик»), начали заниматься ростовщичеством. Козимо Старый (дед Лоренцо) достиг вершин экономического и политического (тогда это было примерно одно и то же) могущества.

Козимо Медичи.

Хитроумный и жёсткий банкир Козимо долго и упорно воевал с конкурентами, завистниками и должниками, в итоге поднявшись на самую высоту власти. Но умения, в отличие от состояния и банка, по наследству передать нельзя.

Козимо серьёзно планировал будущее семьи. Он пригласил «к своему двору» великих учёных того времени, которые занимались как с его детьми, так и с внуками. Например, обучением маленького Лоренцо занялся знаменитейший на тот момент философ Марсилио Фичино.

Своим преемником Козимо видел сына Джованни (в ущерб первенцу Пьеро), которого и готовил к будущей карьере. Пьеро не рассматривался как будущий наследник в первую очередь по медицинским (ирония судьбы для фамилии Медичи) показателям. Он страдал подагрой настолько, что фактически не мог свободно передвигаться.

Замкнутый в четырёх стенах инвалид — не боец в жестокой драке за власть, особенно в те времена. Но всё же он был Медичи. Поэтому Пьеро женится (естественно, по решению отца) на Лукреции — представительнице союзной фамилии Торнабуони. Она была нехороша собой, но невероятно умна, воспитана и образованна. И возможно, именно это спасёт потом семью Медичи.

Пьеро Медичи.

Ещё при жизни Козимо умирает его планируемый наследник Джованни. Внезапно преемником на «троне» могущественнейшего человека во Флорентийской республике становится инвалид Пьеро Подагрик. С женой Лукрецией и четырьмя детьми на руках. Его старшему сыну Лоренцо на тот момент было 15 лет.

Взросление Лоренцо

Разноцветная мозаика. Лоскутное одеяло. Собрание ревнующих друг к другу родственников. Примерно так выглядит с сегодняшней позиции Италия XV века. Красивейший полуостров, как на огороды, разрезан границами.

Посредине всего Папская область — светское государство с религиозным полу-монархом — папой. Южнее — Неаполитанское королевство. Севернее — «города-государства»: Миланское герцогство, Генуя, Венеция. И Флорентийская республика.

«Властные элиты» — знаменитые и мощные фамилии того времени — Медичи, Сфорца, Орсини, Колонна, делла Ровере. Сегодня союзники, завтра опять враги, прогноз погоды на долгий срок неизвестен. И регулярно влезающие в итальянские огороды «внешние игроки» — Франция, Испания.

Лоренцо Медичи

Лицом к лицу со всем этим Лоренцо столкнулся в 20 лет. Его больной отец правил недолго — не обладая особыми политическими талантами, он стал лёгкой мишенью интриг и хитрых планов. Семья Медичи резко теряла влияние и союзников.

Внутри Флоренции (формально — республики) они ещё сохраняли достаточное число друзей в Синьории (некий аналог парламента и правительства одновременно). Но заботиться Медичи должны были уже о сохранении влияния (в их случае, читай — о выживании).

Воспользовавшись смертью Пьеро, во Флоренцию вторгается военачальник Нарди. Пока Лоренцо везёт — Нарди терпит поражение и гибнет. Но вместе с некрасивой внешностью Лоренцо унаследовал ум своей матери. Усилил прекрасным образованием и врождённой решительностью. Умножил финансовыми возможностями банка Медичи.

Наградами и интригами Лоренцо умножает число друзей и скоро фактически получает неофициальное единовластие во Флоренции. Во всём ему помогают мать и младший брат Джулиано. Некоронованный король формальной республики.

Любовь Лоренцо

Ещё будучи наследником Пьеро Подагрика, Лоренцо женился. Как и брак его родителей, это был династический союз. Женой стала Клариче Орсини. Невесту для Лоренцо выбирала его мать, она даже описывала ему в письмах претендентку, словно это были сообщения с ярмарки.

Портрет Клариче Орсини

Но Клариче так и не стала для Лоренцо самым близким человеком. Она родила ему 10 детей (двое умерли во младенчестве), но ни для него, ни для города не стала особенной любовью. Клариче была слишком набожна, чтобы понравиться избалованной флорентийской публике эпохи Возрождения. Музой для Лоренцо стала другая женщина — Лукреция Донати.

Уймитесь, не упорствуйте жестоко,
Мечты и вздохи вечные о ней,
Чтоб тихий сон не миновал очей,
Где слёз не просыхает поволока.

Эти стихи — кусочек одного из множества произведений, написанных Лоренцо в честь Лукреции. В её честь он выступал на рыцарских турнирах, а на торжествах он выходил в венке, который она сплетала для него из цветов. Он называл её богиней, сравнивал с Мадонной, но быть с ней не мог.

Андреа Вероккьо, т. н. «Флора» — предполагаемый портрет Лукреции Донати, ок. 1480.

Лоренцо встретил её, когда она уже была замужем. А он, нося фамилию Медичи, не имел ни единого шанса жениться по любви. Лукреция так и осталась главной увлечённостью Лоренцо. Она же стала тем, чего он так и не смог добиться — их роман до самого конца оставался платоническим.

Конец свиданья мне, увы, неведом,
Растаял мимолётный сон, и следом
Награда улетучилась моя.

Жестокость Лоренцо

«Папа этот был первым, кто показал, насколько большой властью он обладает и сколько дел… можно скрыть под плащом папского авторитета »…

Так ещё один великий уроженец Флоренции Никколо Макиавелли писал впоследствии о Папе Римском, известном как Сикст IV. Тот стал папой в 1471 году, когда в соседней Флоренции семья Медичи ещё занималась возвращением своего влияния. Но куда важнее то, что папа принадлежал к семье делла Ровере. И возможности папского престола для решения светских вопросов (в первую очередь, во благо своей семьи) он использовал максимально.

Папа Римский Сикст IV

На десятом году правления Лоренцо Медичи в родном городе во Флоренции возник заговор ещё одной влиятельной местной семьи — Пацци. В него были вовлечены местные купцы, финансисты и политики. Среди заговорщиков были даже архиепископ и кардинал. Собственно, сам папа стоял за всем заговором, и об этом было известно.

Формально заговорщики собирались «вернуть во Флоренцию республику». Но на деле папа планировал вручить власть и богатство Флоренции своему племяннику. Этот план не предполагал существования на земле семейства Медичи.

Каноническая открытка Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Великолепный собор, знаменитый своим бесподобным красным куполом. Именно под этот купол 26 апреля 1478 года приходит группа заговорщиков, чтобы убить Лоренцо и Джулиано Медичи. Планировалось, что во время молебна братья будут беззащитны.

Два брата Медичи оказались в соборе, наполненном заговорщиками, под одеждами которых спрятаны кинжалы. Даже служивший молебен кардинал Риарио был заговорщиком — именно он был племянником Папы Римского, который должен был «возглавить» Флоренцию».

Служба шла по сценарию — кардинал поднял Святые Дары. Братья Медичи встали на колени. И тогда на них набросились титулованные убийцы.

Портрет Джулиано Медичи. Ок. 1475.

Джулиано погиб сразу. Лоренцо спасла физическая форма и решительность. Он начал сопротивляться — его удалось только ранить, не ожидавшие жёсткого отпора заговорщики на время отступили. Лоренцо воспользовался этой минутой и забежал в ризницу при алтаре, спрятавшись и закрывшись в ней. Покушение провалилось.

Ответ Лоренцо не заставил себя ждать. Пользуясь своим влиянием в городе на все слои населения, Медичи мобилизовал все возможные силы. Большинство заговорщиков было найдено сразу же (это были известные в городе люди). С ними не стали даже разговаривать — часть была буквально растерзана сторонниками Лоренцо.

Тех, кто скрылся от мгновенной расправы, ждала не лучшая участь. Лоренцо был непреклонен — участников заговора вешали на окнах Палаццо Веккьо — того самого дворца, где заседает Синьория и откуда они хотели управлять Флоренцией. Находили и вешали несколько дней. Архиепископ Пизанский, участник заговора и (таких совпадений не бывает) родственник Папы Римского, был повешен прямо в своём парадном облачении.

Невзирая на угрозы и мольбы, его втащили внутрь дворца, закрепили верёвку в помещении, накинули на архиепископскую шею петлю и толкнули священника в окно. Вся Флоренция видела, как враг Медичи дёргался в петле в своей ярко-красной мантии и в тщетной попытке спасти себе жизнь даже вцепился зубами в тело висящего рядом представителя семейства Пацци.

Палаццо Веккьо во Флоренции

Заговор, который должен был ликвидировать всю семью Медичи, лишь сплотил людей вокруг Лоренцо. Семьи его врагов лишали имущества и швыряли в тюрьмы. Не укрылся даже заговорщик, бежавший в Константинополь. Впоследствии его вывезли оттуда, вернули во Флоренцию и повесили точно так же — на окне Палаццо Веккьо.

С момента заговора тогда прошло уже полтора года. Лоренцо был неумолим в своём мщении.

Война Лоренцо

Папа стоял за заговором. Папа планировал убить семью Медичи. Но после мести Медичи папа не простил их. Святой престол начал полноценную войну с Лоренцо по всем направлениям. В папской области все операции банка Медичи, которые проходили, были закрыты, тамошнее имущество конфисковано.

Папа Римский Сикст IV

Папа мобилизовал свою армию (тогда это была серьёзная сила) и обратился за военной поддержкой к королю Неаполя Фердинанду. Жестокий и беспринципный Фердинанд поддержал папу, имея виды на флорентийское богатство. Объединённая армия вторглась во Флоренцию. Казалось, республика падёт — Лоренцо хотел помощи от Милана и Венеции, но те не стали воевать против папы.

Флорентийцы проиграли ряд сражений, а Сикст IV начал действовать и по своей главной — идеологической — линии. Он отлучил от церкви сначала лично Лоренцо Медичи, затем всю Синьорию, а когда и это не сработало должным образом — вообще всю Флоренцию.

Мы уже говорили, что в детстве у Лоренцо были блестящие учителя. Его воспитывала умная, образованная итальянская аристократка. Лоренцо не был бы Великолепным, если бы не выкрутился и из этого положения. Он пошёл на переговоры напрямую с врагом — но не с папой (это было бесполезно), а с его главной военной опорой — Фердинандом Неаполитанским.

Тот был насколько беспринципен, настолько же и умён. Баланс сил можно было поддержать, лишь не давая кому-то из врагов слишком усилиться. И Фердинанд передумал поддерживать всё возрастающие аппетиты Папы Римского. Более того, Лоренцо связался (или сумел внушить папе, что связался) с Францией, и она якобы благосклонно отнеслась к идее возможного союза с Флоренцией против папы.

Лоренцо Медичи «Великолепный»

Дипломатический успех был полным — сначала из войны выходит Неаполь, а затем и папа заключает мир. Правда, в это время умирает мать Лоренцо, и он сам пишет, что это страшное горе, так как она была и главным его вдохновителем.

Искусство Лоренцо

Лоренцо Великолепный, сразивший внутренних и отбившийся от внешних врагов, был фактически монархом. Он полностью подчинил себе правительство, а Флоренция с удовольствием приняла его как господина.

С удовольствием потому, что он был не только политиком и олигархом. По тогдашней моде, Лоренцо был покровителем искусств. Меценатами были все — от жестоких тиранов до Римских Пап. Но Медичи пошёл дальше многих.

Сам будучи философом и поэтом, он покровительствовал всем искусствам. Ещё до него развившаяся в культурную столицу Италии, Флоренция при нём достигла невероятных высот. Лоренцо приглашает самых талантливых художников и скульпторов, он щедро одаривает их и раздаёт постоянные заказы, спонсирует школы искусств.

Сейчас профессию «продюсер» обрисовывают как «бизнесмен с функцией творческой оценки». Неизвестно, каким было бы искусство (и мир в целом) без творческой оценки Лоренцо Медичи.

Скульптор Микеланджело ди Буанаротти.

В одной из школ скульпторов он разглядел талантливого пятнадцатилетнего ученика. Он узнаёт его имя — Микеланджело ди Буанаротти — и забирает под свою непосредственную опеку. При дворе Медичи гений остаётся работать до самой смерти Лоренцо.

«Придворным» художником и организатором торжеств во Флоренции был знаменитый Вероккьо. Он прославился и как живописец (преимущественно по заказам, разумеется, Лоренцо), и как учитель искусств. Одному из учеников Вероккьо по имени Сандро Ботичелли молодой ещё Лоренцо на заре своего правления начинает обеспечивать серьёзные заказы — например, портрет своего брата.

Слава всех художников и скульпторов, среди которых и Ботичелли, и Микеланджело, и Вероккьо, разносилась по всей Италии (читай — по сердцу Европы), превознося Флоренцию и оставляя потомкам множественные шедевры. Даже на фоне щедрости Милана, Неаполя и Рима Лоренцо выделяется настолько, что впоследствии его назовут «Крёстным отцом Ренессанса».

Из мастерской Вероккьо выходит ещё один сверхталантливый ученик и вскоре начинает получать серьёзные заказы при дворе Медичи. Редкий в ту эпоху мир в государстве и щедрые заказы позволяют ему даже основать в городе свою мастерскую, и уже вскоре весь мир узнаёт его имя — Леонардо из города Винчи.

Наследие Лоренцо

Если от своей матери Великолепный Медичи унаследовал ум и внешнюю непривлекательность, то от отца — банк, могущество и подагру. Болезнь доводит его до состояния отца, Лоренцо редко может свободно передвигаться.

Как раз в это время во Флоренции набирает силу яростный проповедник Джироламо Савонарола. Медичи призывает его к себе, но два таких разных человека не могут найти общего языка. Лоренцо хитёр, честолюбив, тщеславен. Савонарола — фанатичен, он попрекает Медичи богатством, ему чужд расцвет искусства.

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498.

Дипломату и правителю Лоренцо не могут понравиться и призывы Савонаролы сжигать тех, кого он считает еретиками, на кострах. Проповедник же, уверяющий (и, похоже, действительно верящий), что через него говорит сам Бог, не приемлет аргументов Медичи. Савонарола отказывает Лоренцо в отпущении грехов.

Но Великолепный остаётся при своём мнении. Он помнил слова своего деда о том, что «развращённый город лучше города разрушенного, а с чётками в руках не построишь государства».

8 апреля 1492 года, всего лишь на 44 году жизни, Лоренцо Великолепный Медичи умирает в своём загородном дворце. Уже вскоре, несмотря на старания его сына Пьеро, не унаследовавшего в полной мере талантов отца, итальянские государства снова начинают войны. Семейство Медичи изгоняется из Флоренции, их дворцы грабят.

Во главе города фактически встаёт фанатичный Савонарола, уже вскоре на кострах сжигают тех, кого он считает еретиками, недуховные книги и даже музыкальные инструменты. Но даже эта чёрная полоса не затмевает значения Лоренцо. В конце концов его семья вернётся во Флоренцию и снова возглавит её.

Его второй сын и племянник станут Римскими Папами, а правнучка Екатерина — королевой Франции. И наследием Лоренцо станут не фамилии на табличках, а важный этап ярчайшей эпохи цивилизации — Возрождения.

Эпохи, в которой у всего были простые прозвища. Сын Пьеро Подагрика, отец Пьеро Невезучего. Можно легко оценить, какой высоты достиг Лоренцо Медичи, чтобы в эпоху бесподобного Возрождения называться Великолепным.

Пять интересных фактов из жизни ""короля-поэта"".

1. Лоренцо Великолепный построил первую в Европе публичную библиотеку. Его собрание насчитывало около десяти тысяч рукописных и печатных книг.

Для пополнения ее запасов он отправлял своих посланников на Восток, где те искали древние рукописи, свитки и книги. Подобной библиотеки не было нигде со времен Александрии. По сей день она носит его имя – Библиотека Лауренциана.

2. Знаменитые сады Медичи, построенные Лоренцо стали прообразом первой академии Изящных искусств в Европе. Лоренцо даже открыл в садах Медичи школу для молодых художников и ваятелей.

В саду виллы Медичи в Риме

Здесь творили такие корифеи, как Джованни Франческо Рустиччи, Лоренцо ди Креди, Андреа Сансовино… В школе ваятелей при садах Медичи учился также и сам Микеланджело Буонаротти.

3. Лоренцо Великолепный прославился не только, как первый основатель публичной библиотеки, но и как первый в Европе владелец… жирафа.

Жирафа ему подарил египетский султан Кейт-бей в знак установления дружественных отношений между Флоренцией и Египтом. Появление во Флоренции этого диковинного животного вызвало невероятный ажиотаж.

Фрагмент картины Франческо Убертини. “Раздача манны небесной”. 1540. На картине изображён жираф Медичи

Это был первый живой жираф, появившийся в Европе со времен Древнего Рима. На Лоренцо жираф произвел такое впечатление, что он даже решил использовать его в своих политических интригах, пообещав подарить его королеве Франции Анне.

Правда эта затея не удалась, жираф в результате несчастного случая сломал шею, и в течение последующих трехсот лет жирафов во Флоренцию не привозили. Кстати, жираф Медичи изображен на картине Франческо Убертини ""Раздача манны небесной"" (1540).

4. Медичи был превосходным поэтом. Такое сочетание кажется необычным даже для эпохи Возрождения с ее многосторонними гениальными личностями. Оно поражало уже современников.

""В нем жили два разных человека, соединенные почти невозможной связью"" , - писал Макиавелли. Произведения Лоренцо восходят к нео-платонической традиции – поэма ""Спор"" и любовные сонеты.

Другие его сочинения опирались на фольклор – ""Соколиная охота"", ""Пир или пьяницы"", ""Ненча из Барберино"". К народно-реалистическим произведениям примыкает также ""Новелла о Джакоппо"", написанная в стилистической традиции ""Декамерона"".

В ней изображен придурковатый горожанин, который, будучи одурачен священником Антонио, умоляет жену отдаться любовнику. Новелла резко антиклерикальна: глупость Джакоппо – прямое следствие его слепой веры, а священник Антонио – изображен в крайне неприглядном виде.

5. Одно из величайших достижений эпохи Возрождения - мраморная статуя, изображающая Лоренцо Медичи, над которой Микеланджело Буонаротти работал в течение почти десяти лет (1526-1534).

Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо в капелле Медичи. Ещё при жизни Микеланджело статую назвали ""il pensieroso"" – ""созерцательной"". link



Поделиться