Порочества виленского гаона о россии. Из уст в уста

ВИЛЕНСКИЙ ГАОН

(1720-1797)

Элиягу бен Соломон Зальман, известный как Виленский Гаон (или Гений из Вильно), был, вне сомнения, величайшим мыслителем в долгой истории еврейских мудрецов. Раввинские ученые наших дней сравнивают его мыслительные способности с оперативной памятью современных компьютеров.

Несомненно его влияние на развитие еврейской философской и религиозной мысли, но ничтожно его воздействие на нееврейский мир. Почему тогда духовное лицо из запертого гетто включено список самых влиятельных евреев в мировой истории? Вильнюсский мудрец – последний из великих раввинов так называемого героического века. Вместе со своими современниками – светским философом немецкого Просвещения Мозесом Мендельсоном и основателем экстатического хасидизма Исраэлем Баалом Шем Товом Виленский Гаон представляет третье направление развития иудаизма той эпохи, кульминационный пункт раввинского изучения Торы и ее догм. Эти три великих мыслителя сформировали современный иудаизм на рассвете индустриальной эры и сделали эту религию такой, какой она является сегодня.

Он был одним из необыкновенно одаренных людей в еврейской истории. Как известно, он начал увлеченно изучать Талмуд – комментарии к закону Моисееву в шесть лет и годом позже уже выступал с лекциями по правовым и нравственным положениям в главной синагоге Вильно. В восемнадцать лет он женился на богатой женщине, родившей ему трех сыновей и обеспечившей ему уют, чтобы он мог не зарабатывать себе на пропитание, а только изучать Талмуд по восемнадцать часов в сутки день за днем и год за годом вплоть до своей смерти на семьдесят восьмом году. Он никогда не занимал никаких официальных постов. В этом не было нужды, и он только изучал, писал и провозглашал. Он стал бесспорным лидером восточноевропейских традиционных иудеев.

Этот аскетический гений, подобно Маймониду, высоко ставил ученость в расширении понимания человеком иудейского закона. Он призывал учеников изучать переводы на иврит научных и математических работ. Это был революционный поворот, который привел изучение Талмуда в соответствие с основной тенденцией общества. Однако он настаивал на том, что такое изучение должно всегда стоять на службе закона и никогда не противоречить ему.

Он пересмотрел иудейский молитвенник, отбросив тысячелетнюю поэзию и внедрив пение в богослужение. Многое из музыки ашкенази, которую набожные евреи знают сегодня, восходит ко времени Вильнюсского мудреца.

Почему этот гений требовал от себя столь скрупулезных и длительных повседневных занятий? Говорили так: если бы Гаон не занимался восемнадцать часов в день, тогда остальные раввины по всей Европе занимались бы еще меньше и забыли бы, что происходит с ассимилированным евреем.

Его набожность равнялась жесткой и холодной логике и бесподобному знанию по памяти Священного Писания и комментариев к нему. Он никогда не боялся указывать на несоответствия в Талмуде и предлагал собственные рациональные решения. Его аналитический метод предвосхитил, на два столетия современный академический подход к пониманию закона Моисеева.

Он почти не спал. По рассказам его сыновей, он обходился двухчасовым сном в день. Часто Мудрец держал ноги в холодной воде, чтобы не заснуть во время научных занятий.

Когда ему стало известно о почти фанатическом энтузиазме хасидов и об их традиционных бродячих учителях, приходивших в экстаз от молитвы, он призвал к их преследованию. Мудрец считал, что акцент хасидов на пылкой молитве, с почти безумной страстью представлял угрозу традиционному изучению закона Моисеева. Движение хасидов, однако, наставляло обычного человека на путь истинный таким способом, с которым отшельник, каковым был Вильнюсский мудрец, не мог и не желал мириться. Он подготовил документы на отлучение, настаивая на том, что правоверным евреям не годится иметь что-либо общее с хасидизмом.

Этот раскол в религиозной мысли был преодолен только после его смерти (согласно хорошо известной легенде, хасиды плясали на его могиле), когда над правоверным иудаизмом нависла угроза еврейского Просвещения.

Биография

Родился в семье выдающихся раввинов. Его дед был р. Моше Рибкес-автор комментариев к Шульхан Аруху-"Беэр агола". С детства проявил выдающиеся способности. К трем годам знал наизусть всю письменную , которую мог процитировать даже в обратном порядке. До 7 лет учился у р. Моше Маргалиота из Кейдани, автора книги «Пней Моше», затем до самой старости учился самостоятельно, так как ни один учитель не мог уже его обучать. В 18 лет женился, затем начал добровольное скитание по еврейским общинам, обычай глубоко укоренившийся у выдающихся раввинов. Во время своих скитаний посетил крупнейшие центры еврейской и мировой ученности, как , где смог встретиться с крупнейшими раввинами и найти редчайшие рукописи. В 1745 поселился в Вильнюсе и постепенно стал приобретать известность в еврейском мире как выдающийся раввин поколения. В 1755 при тяжбе между р.Йонатаном Эйбешюцем и р. , первый аппелировал к его мнению. С 1760 собрал вокруг себя выдающихся учеников, которым начал передавать часть своих знаний, в дальнейшем они развили идеи учителя, открыв иешивы и создав общины по его принципам. Среди них особенно выделялся р. .Хотя ЭбШЗ не занимал официальной должности раввина, тем не менее он получал жалование от общины на нужды своей семьи и иешивы. Виленский гаон резко осудил хасидское движение зарождавшееся в этот период. Он осуждал их изменения еврейской традиции и пренебрежение к людям изучающих Тору, считающемися элитой в еврейских кругах. При попытке хасидских лидеров к примирению в 1772 и 1777, отказался даже встретиться с делегацией крупнейших хасидских вождей. Виленский гаон вскоре объявил против них херем, что частично остановило развитие хасидизма в Литве. В 1780 предпринял попытку эмигрировать в , но по непонятным причинам вернулся назад, когда достиг Кёнигсберга. Гаон скончался в 1797 года вскоре после введения русских войск в Литву.

Философская концепция

Общественное влияние

Виленский гаон вне всякого сомнения является создателем современного иудаизма, который существует последние 250 лет. Его ученики создали современную систему еврейского образования. Виленский гаон внес изменения и поправки в ашкеназский молитвенник. Велика его роль также в плане отношения к изменениям традиций; как известно, рав Элиягу выступал за полное подчинение законам Шульхан аруха. Во всех диспутах, которые велись за эти 250 лет против хасидизма всегда аппелировали к взглядам и деятельностью гаона. Велико влияние гаона и на возвращении евреев в землю Израиля, когда гаон выступал как первый предвестник новой алии в новое время. Гаона считают своим отцом-основателем даже религиозные .

Ученики

  • Хаим из Воложина
  • Гилель из Шклова
  • Менахем Мендель из Шклова
  • Менаше из Илии

Книги

Эвен Шлема
Агахот агра - глоссы к вавилонскому Талмуду

Период Гаоната

С конца 6 в. и до середины 11 в. (так называемый период гаоната) гаоны считались у евреев высшим авторитетом в толковании Талмуда и применении его принципов при решении вопросов повседневной жизни.

В 10-11 вв. этот титул носили также главы иешив в Палестине.

В 12-13 вв. гаонами именовались главы иешив в Багдаде, Дамаске и Египте.

Впоследствии, утратив значение официального титула, термин гаон стал применяться как почетный эпитет, отличающий выдающегося знатока и толкователя Закона (например Элияху бен Шломо Залман - Виленский Гаон).

Вавилонский Гаонат

В период Талмуда глав вавилонских иешив выбирали их члены (ББ. 12б); в период гаоната они назначались эксилархом .

Обычно гаон достигал своего сана после прохождения всей иерархии академических должностей. Кандидаты на пост гаона должны были не только выделяться ученостью, но и обладать административным талантом. Учитывалось также происхождение: большинство гаонов Суры и Пумбедиты принадлежало к шести-семи семействам. Однако должность гаона в Вавилонии не была наследственной. Сурский гаон стоял по рангу выше пумбедитского, и при публичных церемониях всегда пользовался преимуществом, даже если он был моложе своего коллеги.

В период гаоната дважды в год, в месяцы калла (элул и адар) тысячи ученых и почитателей галахической учености оставляли свои дела и собирались в иешивах, чтобы присутствовать при обсуждении как отвлеченных проблем Галахи, так и религиозных или правовых вопросов, поступивших в течение года из разных мест диаспоры, и предлагаемых гаонами ответов. После того, как ответы утверждались собранием и закреплялись подписью гаонов, они рассылались в качестве обязательных постановлений. Такая корреспонденция гаонов в области Галахи, известная как шеелот у-тшувот (букв. `вопросы и ответы`; см. Респонсы), распространялась почти во всех странах еврейского рассеяния - от Аравийского полуострова до общин Испании, Франции и Германии.

Гаоны опирались не только на галахические установления, имеющиеся в Талмуде; они учитывали современные им обстоятельства и нужды и создавали новые нормы. Такканот (постановления), обнародованные гаонами, приобретали силу Галахи, поскольку авторитет гаонов был общепризнан среди мирового еврейства.

Гаоны выполняли также определенные политические и общинные функции наряду с эксилархами. В эпоху Багдадского халифата (750-1258) гаоны пытались оказать влияние на политику халифов по отношению к евреям.

Несмотря на то, что к позднему периоду вавилонского гаоната относится ряд наиболее видных гаонов, этот институт как религиозно-культурный центр иудаизма пришел в упадок задолго до того, как из-за преследований аббасидских и сельджукских правителей прекратилось его существование (около 1040 г.).

Деятельность гаонов стала приобретать все более общественно-административный характер, и с конца 9 в. большинство их жило уже в Багдаде - столице халифата, где была и резиденция эксиларха.

С образованием новых центров талмудической учености (главным образом в Испании) и появлением выдающихся ученых в других странах диаспоры зависимость еврейства рассеяния от обеих вавилонских академий и гаонов прекратилась и его связи с ними ослабли.

Попытку возродить институт гаоната предприняли главы багдадской иешивы (открытой в конце 11 в.), считавшие себя преемниками гаонов Суры и Пумбедиты, которые уже более ста лет жили в Багдаде.

Вавилонские гаоны

Первым известным багдадским гаоном был Ицхак бен Моше бен Сахни (с 1070 г.), прибывший из Испании. Наибольшую известность заслужил багдадский гаон Шмуэль бен Али hа-Леви (умер в 1194 г.), ярый оппонент Маймонида.

В 1258 г., когда над Багдадом нависла угроза монгольского вторжения, еврейский центр в Вавилонии пришел в окончательный упадок, и к концу 13 в. титул гаон в этой стране вышел из употребления.

Последним из известных истории гаонов в Багдаде был Шмуэль бен Даниэль бен Аби ал-Рабиа hа-Коhен, обратившийся в 1288 г. к двум ученым по поводу полемики об учении Маймонида.

Наиболее выдающиеся личности из среды вавилонских гаонов оказали глубокое влияние на учение и религиозные традиции иудаизма. Труды некоторых из них являются важнейшими произведениями галахической литературы. Особого упоминания заслуживают гаоны Иехудай (8 в.), Амрам бен Шешна, Саадия Гаон , Шрира бен Ханина Гаон, Шмуэль бен Хофни (умер в 1013 г.) и Хай бен Шрира.

Гаонат в Эрец-Исраэль

О возникновении гаоната в Эрец-Исраэль сохранилось очень мало сведений. Известно лишь, что титул гаона был присвоен главе иерусалимской иешивы после ее перевода туда из Тверии (по-видимому, в 9 в.).

В отличие от Вавилонии, здесь должность гаона была наследственной, и на протяжении 200 лет ее занимали представители одной семьи.

Помимо управления иешивой, гаоны ведали также делами еврейского населения в Эрец-Исраэль, и власти признавали их как представителей еврейской общины.

Уступая в учености гаонам Вавилонии, они сумели сохранить непрерывность существования своих иешив в сложных политических условиях.

Захват Иерусалима сельджуками в 1071 г. привел к полному упадку еврейской общины города. Иешива была перенесена в Тир , затем в Хадрах (близ Дамаска) и, наконец, в Дамаск . Она еще действовала в 12 в., и, по свидетельству Биньямина из Туделы, находилась под контролем гаоната в Багдаде.

Гаоны Эрец-Исраэль

Наиболее известными ее гаонами были Ахарон бен Моше Бен Меир (в 915-32 гг.) и Шломо бен Иехуда из Феса (в 1027-51).

Элияху бен Шломо Залман богослов и каббалист Дата рождения: 1720(1720) Место рождения … Википедия

Виленский фамилия, происходящая из Польши и связанная своим происхождением с г. Вильнюс. Вариант Вильнер. Фамилия Виленский в основном встречается среди евреев, хотя её носители есть и среди белорусов. Известные носители: Виленский,… … Википедия

Гаоны духовные лидеры еврейского народа, бывшие высшим авторитетом в толковании Талмуда и применении его принципов при решении галахических вопросов (конец VI в. середина XI в.). Саадия Гаон (Саадия гаон; Саадия бен Иосеф аль Фаюми; 882 942)… … Википедия

- … Википедия

- (Элияху бен Шломо Залман) (1720 1797), еврейский талмудист, каббалист, грамматик и математик, получил прозвище Виленский гаон. Родился 23 апреля 1720 в Вильне (ныне Вильнюс, Литва). Не по годам развитый ребенок, он уже в семилетнем возрасте… … Энциклопедия Кольера

Богослов и каббалист Дата рождения: 1720(1720) Место рождения … Википедия

История еврейской литературы обнимает собой промежуток времени в 3 тысячи лет. Кроме множества богословских сочинений, она заключает в себе огромное число книг по математике, географии, медицине, по естественным наукам, по грамматике, риторике, а … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН - [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее… … Православная энциклопедия

Книги

  • Император и ребе. В 2-х томах , Шнеур Залман. Действие романа "Император и ребе" видного еврейского писателя Залмана Шнеура (1887-1959) охватывает период от первого раздела Польши до бегства французов из Москвы. Героями романа стали три…
  • Император и ребе (количество томов: 2) , Шнеур З.. Действие романа Император и ребе видного еврейского писателя Залмана Шнеура (1887 1959) охватывает период от первого раздела Польши до бегства французов из Москвы. Героями романа стали три…


Поделиться