Пешеход обж. Внеклассное занятие по пдд "безопасность пешеходов". Тема занятия “Безопасность пешеходов”

Тема: «Пешеход. Безопасность пешехода»

Цели:

Ход занятия:

Учитель: « Кого называют пешеходом?»

Ученики: «Человек, который идее по дороге пешком».

Учитель: «Кого называют водителем?»

Ученики: «Человек, который управляет транспортом».

Учитель: «Если человек ведет коляску, кем он является – пешеходом или водителем?»

Ученики: «Пешеходом».

Учитель:« А человек, который едет на велосипеде?»

Ученики: «Водитель».

Учитель: «Ребята, скажите, пожалуйста, что такое тротуар?»

Ученики: «Тротуар – это дорожка для пешехода».

Учитель: «А что такое мостовая?»

Ученики: «Это дорога для транспорта».

Изучение нового материала.

Учитель в форме беседы рассказывает о правилах дорожного движения, которые должен соблюдать пешеход: «Итак, кто такой пешеход? Пешеход – человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производящей на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мотоцикл, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Обязанности пешеходов:

  • Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны и не мешая другим участникам дорожного движения.
  • Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ней невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю), а вне населенного пункта – навстречу движению транспортных средств.
  • Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
  • Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. А при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и убедиться, что переход будет безопасен.
  • При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выхолить на проезжую часть из-за (стоящей у тротуара машины), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть пешеходы должны не задерживаться или останавливаться, если это на связано с обеспечением безопасности движения.
  • Пешеходы не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.
  • При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю».

Вопросы, которые возникли при сообщении:

Что такое «островок безопасности»?

Какие машины относятся к специальным транспортным средствам?

(Дети отвечают на вопросы.)

Закрепление.

Учитель: «Ребята, давайте мы с вами проведем маленькую разминку»

Задание «Проверь себя» . Каждый ученик выполняет самостоятельно.

Если ты согласен, в клеточках ставь “да”, если не согласен “нет”

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

Да

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Нет

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нет

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

Да

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Да

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Да

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.

Нет

Поле выполнения задания вместе с классом разбирают вопросы.

А сейчас послушайте загадки и постарайтесь отгадать:

Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят …(Дети!)

В синем круге пешеход

Не торопится, идет…

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно . (Дорожка для пешеходов)

(Учитель показывает дорожный знак)

А вот еще:

На асфальте есть полоски,

И на знаке есть полоски,

Только здесь при зеленом свете

Переходите улицу, дети. (Пешеходный переход)

(Учитель показывает дорожный знак)

Я в кругу с обводом красным

Это значит тут опасно.

Тут поймите, запрещенье

Пешеходного движенья. (Движение пешеходов запрещено)

(Учитель показывает дорожный знак)

Практическая работа.

«Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…

Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу?

И почему на пешеходных переходах нарисована зебра?» - Ответить на этот вопрос предлагается ответить каждому ученику письменно. Письменная работа выполняется самостоятельно каждым учеником в течение 10 минут.

Выполнив задание, желающие 2 ученика читают свои рассказы на уроке. Остальные ученики задают им вопросы, оценивают их мини-рассказы. Те дети, которые не читали свои мини-рассказы на уроке, собирают и сдают тетради учителю.

Работа с историческими аналогами.

Учитель зачитывает исторические факты, п очему на пешеходных переходах нарисована зебра? Кто это предложил?
«Дорожной разметке, обозначающей пешеходной переход, и за свою полосатую раскраску получившую название "зебра", исполнилось 57 лет. Впервые подобная разметка появилась в сентябре 1953 года в Германии и постепенно распространилась по всему миру. В данном случае нельзя не отметить и тот факт, что в разработке "зебры" принимали участие ученые, установившие, что человеческий глаз воспринимает черные и белые полосы как тревожный раздражитель. Поэтому на пешеходном переходе водители инстинктивно снижают скорость, а пешеходы становятся внимательнее.
Как сообщает ГИБДД, в России пешеходная "зебра" появилась значительно позже – лишь в середине 60-ых годов прошлого века, когда в стране были введено сразу несколько новых графически символов дорожной разметки.
Стоит также отметить, что в Германии, стране, фактически давшей миру новую пешеходную разметку, в честь 60-летия "зебры" планируется провести своеобразный праздник».

(Ребята начинают обсуждать, отыскивать сходства и различия своего рассказа с текстом).


У него наравне с водителями есть свои права и обязанности. Они также могут быть виновниками дорожно-транспортных происшествий. К тому же их поведение на дороге регламентируется законодательством Российской Федерации.

Кто такой пешеход?

Пешеход - это участник дорожного движения, который при передвижении не управляет транспортным средством и не производит работу на нем. К пешеходам относятся инвалиды на колясках без механического мотора, владельцы велосипедов или мопедов, которые передвигают их по дороге.

Одним словом, пешеход - это тот человек который передвигается пешком на проезжей части. Согласно законодательству, ему разрешено двигаться по пешеходным дорожкам, тротуарам или по обочине навстречу движению автомобилей, если первые два варианта отсутствуют.

Как правильно пересекать проезжую часть?

Для пересечения проезжей части существуют наземные, подземные и надземные переходы. Для человека это наиболее безопасные способы. Кстати, владельцы велосипедов должны пересекать дорогу пешком. Но к сожалению, переходы есть не везде, в случае их отсутствия пеший участник дорожного движения может совершить пересечение проезжей части на перекрестке по линиям тротуара или обочине.

В том случае, если отсутствуют все вышеперечисленные условия, то перейти проезжую часть под прямым углом можно на участке, где нет ограждений и приближающегося транспортного средства. Но нужно помнить о собственной безопасности, в темное время суток или в условиях плохой видимости желательно иметь на одежде светоотражающие элементы. что это правило, за его нарушения наказаний законодательством не предусмотрено.

На пешеходном переходе важно также заботиться о собственной безопасности. Прежде чем перейти дорогу, нужно убедиться, что движение будет безопасным и нет приближающегося транспортного средства. Потому что, несмотря на то, что водитель обязан пропустить пешехода, он может не успеть затормозить.

Права пешехода

Поскольку пешеход - это человек, который так или иначе участвует в дорожном движении, имеет свои определенные законодательством права. Во-первых, он может быть участником ДТП, причем как виновником, так и пострадавшим. Здесь пешеход имеет право не соглашаться с выдвинутыми ему обвинениями со стороны сотрудников ДПС, высказывать свое мнение и не подписывать протокол. Во-вторых, законодательством предусмотрены правила движения пешего участника дорожного движения в разных условиях.

Но на практике получается, что водители, управляющие источником повышенной опасности, имеют больший приоритет на дороге. Пешеход - это более уязвимый участник движения и о своей безопасности он вынужден заботиться самостоятельно.

Штрафы для пешеходов

Пешеход привлекается к административной ответственности. Вот список штрафов:

  • При пересечении дороги на красный независимо от того, есть приближающиеся автомобили или нет, штраф 500 рублей.
  • При пересечении проезжей части вблизи пешеходного перехода. Даже если нет ограждений, отличная видимость и делать это под прямым углом, есть возможность получить штраф в 500 рублей.
  • Согласно правилам дорожного движения, автобус следует обойти сзади, а трамвай спереди. При несоблюдении штраф 500 рублей.
  • Если зона, в которую вошел человек, обозначена знаком «движение запрещено», ему выписывается штраф 500 рублей.
  • Каждый участник обязан уступить дорогу транспортному средству с включенным маячком и спец. сигналом. Если пешеход нарушил данное правило, для него штраф составит 500 рублей.
  • Ожидать такси и совершать посадку на проезжей части можно только на специально отведенной полосе или обочине. За нарушение штраф 500 рублей.
  • При отсутствии тротуара или обочины пешеход может двигаться по краю проезжей части навстречу движению автомобилей. При нарушении штраф 500 рублей.

Незнание законов не освобождает граждан от ответственности, поэтому отсутствие личного транспортного средства - еще не показатель того, что знать необязательно.

Как обезопасить себя на дороге?

Зачастую пешеход - это виновник дорожно-транспортного происшествия. Если ущерб для самого автомобиля может быть незначительным, то пеший участник может распрощаться со здоровьем или жизнью. Поэтому, несмотря на то, что он имеет свои определенные права на дороге, нужно заботиться в первую очередь о своей безопасности.

Для начала нужно выучить и усвоить все правила движения на дороге. И применять их на практике. В любой ситуации нельзя терять бдительность, потому что в первую очередь страдают пешеходы, и в основном по собственной вине.

Если пешеход - это участник движения, то имеет свои права и обязанности наряду с водителями. Законодательством нашей страны все требования регламентированы и каждый гражданин обязан их четко знать, в первую очередь чтобы защитить себя.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках - по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.


В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.


На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.


Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход, можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).


Уважаемые, родители, воспитатели!

Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.

Усваивать каждое из этих семи правил надо отдельно. Только когда ребенок научится выполнять их совершенно осознанно, можно разрешить ему самостоятельно переходить улицу. Но учтите, что обычно дети до семи лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Правила дорожного движения для пешеходов

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках - по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход, можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Уважаемые, родители, воспитатели!

Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.

Усваивать каждое из этих семи правил надо отдельно. Только когда ребенок научится выполнять их совершенно осознанно, можно разрешить ему самостоятельно переходить улицу. Но учтите, что обычно дети до семи лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них.

Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен переходить улицу, только держась за руку взрослого .


Разделы: Внеклассная работа

Цели и задачи:

  • углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
  • развивать логику, мышление; творческие способности детей;
  • воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Оборудование: интерактивная доска для презентации, автотранспортная площадка, заготовки знаков, веера с цифрами для команд, тест для проверки знаний на каждого учащегося, разрезные картинки (пазлы), мячи для игры, магнитофон, презентация (Приложение 1).

Ход занятия

1. Орг. момент.

Учитель: Мчатся по нашим дорогам разные машины: тяжёлые “МАЗы”, “КАМАЗы”, летят “Волги”, “Жигули”, разные иномарки, везут грузы длинные автопоезда. Сколько на улицах машин! (Слайд 1). Ребята! Вы уже знаете, что для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автобусы, автомобили подчиняются строгим законам дорожного движения.

Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (Слайд 1).

Это особое подразделение работников милиции – людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей. Об этом говорится в песне.

Звучит песня (Слайд 2).

Сегодня мы продолжим знакомиться с правилами дорожного движения.

2. Сообщение темы.

Разгадайте кроссворд и узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии (Слайд 3).

Кроссворд

  1. Его боятся нарушители правил?
  2. Трёхглазый постовой
  3. Опоясал каменный ремень
    Сотни городов и деревень
  4. Пешеходный переход по-другому
  5. Всем знакомые полоски
    Знают дети, знает взрослый,
    На ту сторону ведёт пешеходный …
  6. Часть автомобиля, под которую попадает разиня?
  7. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Учитель:

  1. Прочитайте слово, которое у нас получилось (пешеход ).
  2. Кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге ).
  3. Будут ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (Нет ).
  4. Кого называют водителем? (Человек, который управляет транспортом ).
  5. Если человек ведёт коляску, кто он - пешеход или водитель? (Пешеход ).
  6. А человек, который едет на коне? (Водитель ).
  7. Что такое тротуар? (Дорожка для пешехода).
  8. Что такое мостовая? (Дорога для транспорта ).

Тема занятия “Безопасность пешеходов”.

Знать и выполнять правила поведения на улицах должны и все пешеходы: взрослые и дети. Для работы мы разделились на команды: Красные, Зелёные

Девиз нашего занятия: Пешеход! Будь на улице пример! (Слайд 4).

“Счастливого пути”. Чтобы пожелание сбылось надо постараться.

Звучит песня “Вместе весело шагать”

3. Путешествие.

1 остановка. Автотранспортная площадка (Слайд 5).

Рисунок 1.

Учитель: Что вы видите? (пешеходный переход, дорожные знаки для пешеходов, разметка для водителей, пешеходная дорожка ).

Вспомните, для чего наносят пешеходный переход. Кому нужен знак “пешеходный переход”? (Место перехода, водители здесь едут осторожно)

Выходят по одному человеку от каждой команды. Нужно показать, как будем переходить пешеходный переход (Движемся по правой стороне, чтобы не мешать друг другу ).

А теперь посмотрите на разметку и ответьте, для чего она нужна? (проезжая часть разделена сплошной линией на две части для движения встречных потоков автотранспорта. Наезжать на линию нельзя, иначе будет столкновение ).

Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?

А где ещё нужно ходить, придерживаясь правой стороны? (В школе по тротуару, на лестнице, на переходном переходе ).

Бурлит в движенье мостовая
Бегут авто, спешат трамваи
Все будьте правилу верны -
Держитесь правой стороны. (Слайд 6)

Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара? (По обочине навстречу движению ).

Отгадайте загадку:

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И, хотя, еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу
Все глаза ему нужны.
Он висит здесь с давних пор
И на всех глядит в упор. (Светофор ).

А для чего нужен светофор? (Бывают перекрёстки регулируемые и нерегулируемые ).

Задание для каждой команды .

Красные: Как перейти нерегулируемый перекрёсток? (Слайд 7).

Зелёные: Как перейти регулируемый перекрёсток? (Слайд 8).

А почему светофор называется светофором?

Об этом расскажет нам ученик

Ученик: Это слово составлено из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” - это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” - значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и верно несёт свет трёх разных цветов. (Слайд 9).

Учитель: Каждому из вас нужно уметь пользоваться светофором.

Чтоб вам помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты –
Слушай мой совет.
Жди, увидишь скоро желтый

В середине свет.
А за ним – зеленый свет

Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”

Учитель: Игра “Ловкий пешеход” (Слайд 10) поможет закрепить вам это умение.

Расположите круги в таком порядке, как расположены цветовые сигналы светофора (красного цвета, жёлтого и зелёного )

Рисунок 2.

Звучит весёлая музыка.

Правила игры: Пешеходы по очереди переходят перекрёсток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал в красный – не пересёк улицу – выбываешь из игры. Попал в жёлтый – получаешь право бросить мяч ещё раз. Выигрывает та команда, у которой меньше выбывших участников и больше попаданий в зелёный глазок светофора.

Учитель:

Покажите с помощью веера сколько ошибок допустил художник (Слайд 11).

2 остановка . “Минутка безопасности”

Звучит песня “Вместе весело шагать”.

Чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу нужно знать. (Правила дорожного движения ).

Команды выбирают вопрос. (Слайд 12).

Вопрос 1: Почему опасно перебегать дорогу? (Слайд 13).

Ответ: При беге наблюдение за дорогой затруднено, а при переходе дороги главное – внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива: кажется, что переход безопасен, но неожиданно может выехать машина из переулка или из-за другой машины.

Вопрос 2: Почему опасно переходить дорогу “наискосок”? (Слайд 14).

Ответ: Когда идешь “наискосок”, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, переход становится длиннее, а значит – опаснее.

Вопрос 3: Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта? (Слайд 16).

Ответ: Стоящий автомобиль или автобус закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину.

Вопрос 4: Почему опасно переходить дорогу, держась за руки? (Слайд 17).

Ответ: Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят дорогу двое, трое, то при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

Вопрос 5: О чем надо помнить пешеходу, выходя из автобуса? (Слайд 15).

Ответ: Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому обходить его нельзя – ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

Вопрос 6: Что делать, если вы при переходе дороги уронили сумку. Портфель или какой-нибудь другой предмет? (Слайд 18).

Ответ: Если мы что-то уронили, первая реакция – быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу. Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою “пропажу”. Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

Учитель: Для чего нужно знать правила дорожного движения?

Ученик:

Везде и всюду правила -
Их надо знать всегда.
По городу, по улице
Не ходят просто так,
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья.
И знай их назубок!

3 остановка. Творческая (Слайд 19).

Учитель:

Что должен знать пешеход, чтобы выполнить правила дорожного движения? (Дорожные знаки ). На улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.

Учитель: Следующий конкурс – знание дорожных знаков.

3 человека от каждой команды.

Перед вами заготовки дорожных знаков. Дорисуйте их и расскажите об их назначении. (Приложение 3)

1 человек от каждой команды.

Собрать разрезной знак

Групповая работа. Лото “Дорожные знаки” (Слайд 20).

Необходимо найти нужный знак по описанию:

Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети ).

На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте дети,
Только на велосипеде (Велосипедная дорожка ).

Круглый знак, а в нём окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь – свалка кирпича? (Въезд запрещён ).

А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам (Пешеходная дорожка ).

Этот знак желает вам доброго пути –
Значит, через улицу можно перейти (Пешеходный переход ).

Ната с куклою в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (Пункт первой медицинской помощи ).

Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. (“Дорожные работы” ).

Я в кругу с обводом красным,
Это значит – тут опасно.
ут, поймите, запрещенье
Пешеходного движения (Движение пешеходов запрещено ).

Рисунок 3.

Рисунок 4.

4 остановка. Зимняя дорога (Слайд 21).

Учитель: Послушайте стихотворение и назовите следующую остановку

Ученик:

Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины.
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет по деревьям, шагает,
Трещит по замерзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Зависят ли правила движения пешеходов, от времени года?

Какие ловушки приготовила нам зимняя дорога?

Ситуация 1 (Слайд 22).

Семеро ребят играли в снежки на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.

Сколько ребят поступили правильно?

Ситуация 2 (Слайд 23).

Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки совсем рядом – у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и – помчался вниз!.. Но вдруг неожиданно из-за поворота появился трамвай…

Как ты думаешь, что могло случиться?

Ситуация 3 (Слайд 24).

10 декабря два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Ситуация 4 (Слайд 25).

Вчера бабушка спросила Ваню, почему он плохо ведет себя на улице: бежит куда попало, не смотрит по сторонам. Ваня ответил:

Ты же сама говоришь: “Внучек, быстро сбегай в магазин, чтобы одна нога была там, а другая здесь”. Вот я и бегаю. Кто прав в данном случае – бабушка или Ваня?

Учитель:

Чем опасна зимняя дорога?

Ученик: Памятка для пешеходов “Внимание, гололед!” (Слайд 26).

На дороге гололед.
Стоп! Внимание, народ!
Дорогие пешеходы,
Осторожно ставьте ноги!
А особенно опасно,
Если рядом ездит транспорт.
Мчащийся автомобиль
Не может быстро тормозить.
На льду колеса непослушны!
Об этом знать и помнить нужно!
Внимательность и осторожность
При гололеде вам помогут!

5 остановка. Проверь себя – тест (Слайд 27).

Выполняет каждый участник игры.

Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”

+ 1. Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.
2. На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.
3. Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.
+ 4. Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.
+ 5. Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.
+ 6. На желтый сигнал светофора нужно стоять.
7. Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.

Проверка по образцу.

4. Итог. (Слайд 28).

Учитель:

Посмотрите на экран соревнований. Сколько баллов заработала каждая команда?

Каждый участник получает памятку “Безопасность пешеходов” (Приложение 4).

Сегодня каждый из вас узнал что-то новое из правил дорожного движения. Своё путешествие за новыми правилами мы продолжим на следующем занятии.

Примечание:

Каждое задание оценивалось. 1 балл за правильно выполненное задание, ответ. В игре “Ловкий пешеход” команда получила столько баллов, сколько участников справились с заданием. Тест “Проверь себя” оценивался аналогично.

Открытый урок

по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе

Учитель: Поливаев С.Н.

Тема: Пешеход. Безопасность пешехода.

Цели и задачи:

    углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;

    развивать способности учащихся анализировать, быстро принимать решения и быть грамотным пешеходом;

    формировать понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Оснащение и оборудование:

тест для проверки знаний на каждого учащегося, компьютер, проектор, презентация, картинки.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Проверка домашнего задания.

Вопросы:

    Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает ________ . То зеленым светом моргнет, то красным засияет. Объясните, что это за предмет и для чего этот предмет находится на перекрестке.

    Какие сигналы светофора вы знаете?

    По какой стороне улицы у нас принято движения транспорта?

    Какие части дороги вы знаете?

    Что означает желтый сигнал светофора?

    Чем регулировщик управляет движением?

    Сколько сигналов у пешеходного светофора?

    Какой перекресток называется регулируемым?

    Постановка цели занятия перед учащимися.

    Объяснение нового материала.

Ребята, разгадайте кроссворд и узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. (слайд 1)

    Его боятся нарушители правил?

    Трёхглазый постовой

    Опоясал каменный ремень
    Сотни городов и деревень

    Пешеходный переход по-другому

    Всем знакомые полоски
    Знают дети, знает взрослый,
    На ту сторону ведёт пешеходный …

    Часть автомобиля, под которую попадает разиня?

    Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.

Прочитайте слово, которое у нас получилось (пешеход ).

Прежде всего нужно сказать, кто такой пешеход.

Кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге ).

Согласно пункту 1.2 :

« Пешеход » - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Тут прежде всего стоит отметить, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роле водителей. Если Вы сели на велосипед, то Вы водитель, если слезли с велосипеда – пешеход.

Также отмечу, что рабочие на дорогах пешеходами не являются и правила для пешеходов им выполнять не обязательно. При этом если рабочий никакой работы не выполняет, то он становится пешеходом.

Так как пешеход участник дорожного движения, он должен подчиняться ПДД, а именно общим обязанностям пешеходов.

Как вы думаете, нужно ли знать ПДД?

К чему может привести незнание ПДД?

Как вы думаете, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП), какие бывают ДТП и от каких факторов они зависят?».

Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП ) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

По мере ответов учащихся дать точные определения, учащиеся приходят к выводу, что безопасность на дорогах во многом зависит от поведения пешеходов.

Правила:

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Тут нужно сказать о том, что такое тротуары, пешеходные дорожки и обочины.

« Тротуар » - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.


« Обочина » - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия.


Что касается пешеходной дорожки , то ее определения в правилах не дается. Но существует знак 4.6. Пешеходная дорожка, наличие которого разрешает движение только пешеходов.

Отметим, что на дороге не может быть одновременно тротуара и обочины . Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой. Если рядом с дорогой углубление или возвышение, то это уже не обочина.

Так вот, правила предписывают пешеходам в первую очередь двигаться либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке.

    По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

    Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Перекресток – это место, на котором пересекаются 2 и более дорог.

Давайте вспомним правила перехода.

    При отсутствии пешеходного перехода или перекрестка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

    Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.

    При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

    Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

    Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

    При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части - незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.

    Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Минутка безопасности:

Вопросы:

Вопрос 1: Почему опасно перебегать дорогу?

Ответ: При беге наблюдение за дорогой затруднено, а при переходе дороги главное – внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива: кажется, что переход безопасен, но неожиданно может выехать машина из переулка или из-за другой машины.

Вопрос 2: Почему опасно переходить дорогу “наискосок”?

Ответ: Когда идешь “наискосок”, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, переход становится длиннее, а значит – опаснее.

Вопрос 3: Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта?

Ответ: Стоящий автомобиль или автобус закрывает обзор дороги, и пешеход может не заметить другую машину.

Вопрос 4: Почему опасно переходить дорогу, держась за руки?

Ответ: Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят дорогу двое, трое, то при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

Вопрос 5: О чем надо помнить пешеходу, выходя из автобуса?

Ответ: Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому обходить его нельзя – ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

Вопрос 6: Что делать, если вы при переходе дороги уронили сумку. Портфель или какой-нибудь другой предмет? (Слайд).

Ответ: Если мы что-то уронили, первая реакция – быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу. Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою “пропажу”. Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

Учитель:

Что должен знать пешеход, чтобы выполнить правила дорожного движения? (Дорожные знаки ). На улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.

Задание на знание дорожных знаков. (слайд)

Проверь себя – тест (Слайд).

Если ты согласен, в клеточках ставь “+ ”, если не согласен “”.

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.

    Подведение итогов урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу, подведем итоги.

Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

    Домашнее задание к следующему уроку.

Параграф 2.2, стр. 41-46



Поделиться