Как написать заявление призывную комиссию. Как произвести обжалование решения призывной комиссии? Обеспечение собственной безопасности

Статья 46 Конституции РФ дает право гражданам на обжалование решений, действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается призывных комиссий (далее ПК) муниципального образования, то их решения могут быть оспорены в ПК субъектов РФ и в суде. Направлять обращения можно одновременно в обе инстанции.

О порядке работы районной ПК

Военно-Врачебная Комиссия (ВВК) является частью ПК. Ее основные задачи – проводить медицинские обследования и выносить заключения о состоянии здоровья призывника.

Гражданин проходит медкомиссию, а затем вызывается повесткой на заседание ПК, где ему сообщают о результате. Решение вступает в силу в момент его оглашения, однако это не значит, что призывник после этого ограничивается в праве на свободу передвижения. Иными словами, у него есть время подать жалобу и приостановить исполнение решения.

Основания для обжалования

Какие обстоятельства могут послужить основой для подачи жалобы:

  • нарушено Положение о военно-врачебной экспертизе (ПП РФ № 565), в результате чего неверно определена категория годности к военной службе;
  • отказано в выдаче отсрочки по учебе;
  • отказано в выдаче отсрочки по семейному положению (уход за близкими и др.);
  • вручена повестка на отправку в войска при наличии вышеперечисленных оснований для отсрочки.

Внимание! Важно понимать, что многократное оспаривание результатов заседания без законных оснований может послужить причиной для обвинения гражданина в уклонении от воинской службы. За этим следует серьезное наказание, которое определено ст. 328 УК РФ.

Если несение воинской службы противоречит моральным или религиозным принципам призывника, он вправе подать заявление на прохождение альтернативной гражданской службы.

Так или иначе, большинство претензий связано с нарушениями работы медкомиссии. Ознакомиться подробнее с порядком предоставления отсрочки можно изучив ст. 24 Федерального Закона № 53.

Как действовать призывнику

Гражданин может выражать свое несогласие с вердиктом без составления письменной заявки. Это можно сделать во время оглашения результата на заседании ПК, оставив пометку в протоколе. Этот метод неэффективен ввиду невозможности формулирования сути претензии и предоставления доказательных документов, указывающих на неправомерность решения.

Именно поэтому рациональнее обращаться в вышестоящую инстанцию и в суд уже после оглашения вердикта.

Внимание! В случаях с нарушениями, произошедшими при медицинских обследованиях, обращение с претензией только на ВВК (но не на решение ПК) не приостанавливает реализацию постановления ПК.

Обращение в судебные органы предполагает приложение копии вердикта призывной комиссии. Военный комиссар обязан вручать или высылать этот документ по письменному требованию призывника согласно п. 6 ст. 28 ФЗ № 53.

Образец заявки на предоставление копии вердикта

Военный комиссариат обязан вручить или отправить почтой выписку из протокола не позднее, чем через 5 дней с момента обращения.

Если требование было проигнорировано, к жалобе в областную призывную комиссию прилагается копия повестки для отправки в войска.

Как оформить и подать заявление в ПК субъекта

Порядок обжалования определен ФЗ № 59 . Законодательные акты не устанавливают жестких требований к оформлению документа. Поэтому он составляется в свободной форме, с обязательным указанием некоторых реквизитов.

  • ФИО военного комиссара соответствующего субъекта РФ;
  • ФИО отправителя. Анонимные обращения не рассматриваются;
  • контактные данные заявителя, в частности, его почтовый адрес для ответа;
  • суть жалобы;
  • дата написания, подпись и ее расшифровка.

Подтвердить основания для обращения можно приложив к заявлению соответствующие копии документов и материалов. Рассмотрение обращений любого типа производится без уплаты пошлин.

Сроки подачи и рассмотрения

Пунктом 7 ст. 28 ФЗ № 53 определен трехмесячный срок для обжалования вердикта ПК со дня его вынесения. Этим же законом ограничено время на рассмотрение обращения – 5 дней с момента подачи. Реализация решения во время рассмотрения приостанавливается.

Способы отправки

Для подачи заявления можно воспользоваться одним из двух способов:

  • лично в канцелярию военкомата. В этом случае понадобятся два экземпляра, один из которых должен остаться у призывника. Важно попросить работника канцелярии поставить штамп на оставшуюся у заявителя копию (входящий номер, дата и роспись ответственного за прием заявлений лица);
  • по почте. Следует отправлять заказное письмо с уведомлением о вручении. При наличии дополнительных документов (доказательств) необходимо воспользоваться описью вложения. Так можно снизить шансы потери корреспонденции до минимума, а также удостовериться в том, что письмо дошло до адресата.

Областной военный комиссариат

Полномочия этого органа определяет ст. 29 ФЗ № 53. В их число входит рассмотрение претензий на постановления ПК муниципального образования, а также контрольное медицинское освидетельствование (КМО) граждан, подавших такие заявления.

После рассмотрения жалобы гражданину высылается повестка на КМО. Во время прохождения освидетельствования следует сообщать врачам о проблемах со здоровьем, ссылаясь на медицинские справки и материалы, которые это подтверждают. В отдельных случаях КМО не может сформировать медицинское заключение и направляет призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза.

В итоге комиссия областного военкомата может отреагировать следующим образом:

  • подтверждает годность к несению военной службы. В личном деле призывника появляется соответствующая запись;
  • отменяет постановление, данное районным военкоматом. Призывника вызывают на повторный медосмотр, чтобы вынести заключение, учитывая новые обстоятельства.
  • бездействует или уклоняется от рассмотрения обращения.

Вердикт ПК субъекта РФ может быть оспорен в судебных органах. Это приостанавливает исполнение решения до того, как постановление суда вступит в законную силу. Кроме того, существует возможность обжаловать действия отдельных членов комиссии.

Обжалование в суд

Призывник или его доверенное лицо вправе жаловаться сразу в суд, в обход других инстанций. Глава 22 КАС РФ устанавливает порядок подачи таких обращений. В частности, ст. 218 КАС РФ указывает на право граждан оспаривать любые незаконные действия районной и областной комиссий, их должностных лиц и служащих.

Какие действия подлежат обжалованию в суде:

  • предпринятые в течение первой фазы призыва – медосмотре;
  • предпринятые во второй фазе – заседании ПК;
  • решение присвоить первое воинское звание рядового;
  • другие незаконные действия, связанные с призывом.

Как оформить и подать исковое заявление

Подать иск можно в местный районный суд. Заявление составляется в 3 экземплярах. Один из них останется у призывника с пометкой о подаче в суд, второй будет направлен ответчику, а третий останется в судебном органе.

Какие сведения указываются в документе:

  • наименование суда;
  • ФИО истца, адрес места жительства (при подаче представителем указываются его данные);
  • наименование ответчика и его местонахождение. Это может быть адрес военкомата, в котором комиссия, проводя свое заседание, вынесла незаконное решение. Если обжалованию подлежит заключение врача (Как написать жалобу на врача), то он является ответчиком как должностное лицо, а в качестве адреса указывается место прохождения освидетельствования;
  • суть нарушения. В данном случае она заключена в отказе от предоставления законного права на отсрочку или освобождение от призыва;
  • требования истца. Здесь уместно потребовать у суда признать незаконность постановления ПК, а также требовать его отмены;
  • основания, на которых выдвигаются требования (см. раздел «Основания для обжалования»). В тексте нужно указать на прикрепленные документы (доказательства), которые подтверждают основания. Если ответчик располагает копиями таких документов, это следует обозначить. Ст. 57 ГПК РФ дает право истцу обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательных материалов. В нем необходимо указать местоположение требующихся документов, а также причины, по которым истец не смог их получить.

Внимание! Призывная комиссия в момент принятия решения юридически связана с заключением врача-специалиста. Именно оно, а не конкретное заболевание, выступает в роли основания для выдвижения вердикта об отсрочке или освобождении. Поэтому, обжалование вердикта ПК следует сопрягать с оспариванием заключения ВВК.

Срок рассмотрения заявления судебным органом составляет 10 дней с момента его регистрации в соответствии со ст. 251 ч.1 ГПК РФ. Однако суд обладает полномочием назначения выходящей за эти рамки срока даты предварительного заседания.

Образец

Документ может использоваться в качестве образца при составлении искового заявления.

Обращение в прокуратуру

Призывник может обратиться с заявлением на имя районного или гарнизонного прокурора с требованием внести представление об устранении нарушений закона. Такое обращение по закону не может приостановить исполнение оспариваемых решений ПК, поэтому направлять заявление в военную прокуратуру следует одновременно с обжалованием в других инстанциях, указанных выше.

Если в действиях ПК или работе военкомата выявлены факты несоблюдения закона, прокурором вносится соответствующее представление в орган, полномочный устранить нарушения. Рассмотрение представления осуществляется в срочном порядке и в течение одного месяца со дня его внесения нарушения должны быть устранены.

Законодательная база

Порядок обжалования регулируется следующими законодательными актами:

Председателю призывной комиссии

(указать какого субъекта РФ)
От ______________________________

______________________________ ,

проживающего по адресу: __________

_________________________________

тел._____________________________

Заявление-жалоба

(о несогласии с решением призывной комиссии о категории годности к военной службе)

Я, (фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения), состою на воинском учете и являюсь призывником (указать районный военный комиссариат).

“____” ________ 200 __ г. я прошел призывную комиссию, в том числе медицинскую, в отношении меня было принято решение об определении мне категории годности к военной службе “Б - __ - годен к военной службе с незначительными ограничениями” (переписать решение призывной комиссии).

Я не согласен с этим решением, так как я страдаю следующим заболеванием: (перечислить диагнозы, если их несколько).

Мое (мои) заболевание (заболевания) соответствует статье (статьям) ___ Расписания болезней, приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123, в соответствии с которой, мне должна быть определена категория годности к военной службе - “В - ограниченно годен к военной службе”, и в соответствии с п.п. “a” п.1 ст.23 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”я должен быть освобожден от призыва на военную службу.

При прохождении призывной комиссии, в том числе медицинской, я устно заявлял о своем заболевании и просил направить меня на медицинское обследование в медицинское учреждение для определения категории годности меня к военной службе.

Однако, в нарушение п.4 ст. 5.1 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и п.13 “Положения о призыве на военную службу граждан РФ” я не был направлен на медицинское обследование, врач призывной комиссии на месте голословно определил степень моего заболевания, а призывная комиссия (указать какого военкомата) определила мне категорию годности к военной службе “Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями”.

Прошу Вас отменить решение призывной комиссии (указать какого военкомата) об определении мне категории годности к военной службе “Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями” и направить меня на медицинское обследование для определения категории годности меня к военной службе в соответствии с пп.4 п.5.1 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и п.13 “Положения о призыве на военную службу граждан РФ”.

Приложения:

Копия решения призывной комиссии об определении категории годности к военной службе.

Копии медицинских заключений о заболевании.

Подпись дата

Пояснения

В соответствии с п.7 ст.28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” - Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

В соответствии со ст.29 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” председателем призывной комиссии субъекта Российской Федерации является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

Заявление пишется в двух экземплярах с приложениями копий документов в каждый экземпляр. Первый экземпляр передаётся в администрацию субъекта Российской Федерации. На втором экземпляре необходимо сделать отметку в экспедиции администрации субъекта Российской Федерации (поставить дату принятия заявления и печать). Этот экземпляр оставить себе. С первого листа экземпляра (с отметкой о принятии заявления в администрации субъекта Российской Федерации) сделать ксерокопию, и отнести в районный военный комиссариат, уведомив этим призывную комиссию, что Вы обратились в вышестоящую призывную комиссию, чтобы в отношении Вас не был нарушен пункт 7, статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе, а именно:

выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.

Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло своё отражение в п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования.

Обжалование решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию - призывную комиссию субъекта РФ - производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определены достаточно мягкие требования к оформлению жалобы. В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, в который гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя. В случае несообщения фамилии гражданина ответ на жалобу не даётся;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не даётся;
  • суть жалобы;
  • личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе обращению документы и материалы либо их копии.
Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.
Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие).
В трёхдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы, согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» - тридцать дней. Однако п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращённый срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ. Если для ответа на поставленные в жалобе вопросы требуется проведение контрольного медицинского освидетельствования, гражданин вызывается на него в порядке, освещённом выше (раздел, посвящённый призывной комиссии субъекта РФ).
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ.
Практика работы с призывниками показывает, что многие молодые люди, обжаловавшие решение призывной комиссии в административном порядке и вызванные в призывную комиссию субъекта РФ для рассмотрения жалобы, опасаются быть отправленными к месту прохождения военной службы непосредственно после вынесения решения по жалобе. С точки зрения законодательства, эти страхи беспочвенны. Гражданин, жалоба которого не удовлетворена, не ограничивается в праве на свободу передвижения. Он может выйти за пределы помещения призывной комиссии субъекта РФ и обратиться в суд, обжаловав то же решение призывной комиссии, равно как и решение призывной комиссии субъекта РФ, в судебном порядке. Попытки привести в исполнение решение призывной комиссии непосредственно после рассмотрения жалобы против воли призывника незаконны. Дабы обеспечить соблюдение закона, рекомендуем призывникам обжаловать решение призывной комиссии одновременно и в вышестоящую призывную комиссию, и в суд. Обжалование решения призывной комиссии в суде также приостанавливает выполнение оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Судебный порядок обжалования.

Порядок оспаривания актов управления в суде определён Кодексом административного судопроизводства (непосредственное регулирование осуществляется нормами главы 22) и разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

  • решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва - медицинском освидетельствовании: а) заключение врача-специалиста; б) заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва - заседании призывной комиссии: решения призывной комиссии;
  • решение о присвоении первого воинского звания рядового и действия, направленные на реализацию решения призывной комиссии (третий этап призыва);
  • иные связанные с призывом действия и решения органов (должностных лиц).

С момента подачи заявления в суд об оспаривании решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. В таком случае для того, чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путём запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.

Практика показывает, что, несмотря на установленный КАС РФ десятидневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. Ранее, до 25 ноября 2006 года, это обстоятельство часто позволяло по окончании призыва требовать от призывной комиссии отменить оспариваемое решение: согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587, по завершении призыва призывная комиссия отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу. При этом не имело значения, по каким причинам решение о призыве не реализовано: по причине уклонения призывника от отправки к месту прохождения военной службы или же по причине приостановления исполнения решения о призыве оспариванием этого решения в суде. Однако с 25 ноября 2006 года действует новое Положение о призыве на военную службу граждан РФ. П. 21 этого Положения обязывает призывную комиссию отменять только два типа решений: отменённые призывной комиссией субъекта РФ и отменённые судом. Нелогичность отмены отменённых решений очевидна. Но проблема заключалась не в этом. Призывная комиссия была лишена полномочий по отмене нереализованных решений о призыве. Сомнения (не с правовой точки зрения, а с точки зрения целесообразности) вызывала и появившаяся у органов, осуществляющих призыв, возможность приводить в исполнение в новую призывную кампанию решения, принятые в рамках предыдущей призывной кампании, без проведения повторного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии. Проблема была разрешена принятием Инструкции от 2 октября 2007 года, обязавшей призывную комиссию субъекта РФ отменять нереализованные решения призывной комиссии по завершении призыва.

Как было сказано выше, подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приёме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов должностным лицам военного комиссариата является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия должностных лиц военного комиссариата (например, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению прав, незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечён к ответственности. Это относится и к оспариванию решений и действий (бездействий) призывных комиссий и врачей-специалистов.
Законом установлен трёхмесячный срок обращения в суд 45 . Срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В частности, срок оспаривания решения о призыве начинает исчисляться со дня оглашения этого решения призывнику на заседании призывной комиссии (если решение не было оглашено, что иногда случается, - со дня предоставления призывнику копии решения о призыве или повестки, из текста которой следует, что решение о призыве вынесено). Пропуск трёхмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако отсутствие уважительных причин пропуска может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Днём подачи заявления является день его регистрации в канцелярии суда или день сдачи его в организацию почтовой связи.
Заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства гражданина или по месту нахождения ответчика.

В заявлении должны быть указаны:

  • Наименование суда, в который подаётся заявление;
  • Наименование истца 46 (фамилия, имя, отчество), его место жительства, а если заявление подаётся представителем - его наименование и адрес;
  • Наименование ответчика, его место нахождения. Если оспаривается решение о призыве призывника, то ответчиком является орган, вынесший решение - призывная комиссия. Её адрес теоретически должен указываться в нормативном акте, определяющем структуру и состав призывной комиссии конкретного субъекта РФ. Если в указанном акте адрес не указывается, то адрес призывной комиссии соответствует адресу органа местного самоуправления, в пределах которого комиссия осуществляет деятельность, либо адресу, по которому фактически проводятся заседания призывной комиссии. Ответчиком по заявлению об оспаривании заключения врача-специалиста или врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является соответствующий врач (как должностное лицо, т.е. тот врач, который занимает указанную должность в настоящий момент, независимо от того, что оспариваемое заключение могло быть вынесено его предшественником). Его адрес должен соответствовать адресу осуществления военно-врачебной экспертизы;
  • В чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца. Нарушение, если мы говорим об оспаривании решения о призыве, заключается в непредоставлении гражданину освобождения или отсрочки от призыва на военную службу при наличии у гражданина права на освобождение (отсрочку), либо в незаконном (по причине несоблюдения процедуры принятия решения) наложении на гражданина обязанности проходить военную службу;
  • Требования истца. Типовыми для заявлений об оспаривании решений о призыве являются требования о признании незаконным и отмене оспариваемого решения. Дополнительно можно потребовать обязать ответчика совершить какие-либо действия, вынести какие-либо решения (например, решение об освобождении гражданина от призыва и зачислении в запас). Согласно КАС РФ, суд не связан требованиями заявителя. Признав заявление обоснованным, он принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Так, если призывник просит признать незаконным и отменить решение о призыве в связи с наличием оснований для предоставления освобождения или отсрочки от призыва на военную службу, то он должен указать в тексте заявления на эти обстоятельства (заболевание, обучение, семейное положение и пр.), а также на документы, подтверждающие эти обстоятельства. Копии документов должны быть приобщены к заявлению. К заявлению должен быть также приобщён комплект документов для ответчика и третьего лица (столько дополнительных комплектов, сколько ответчиков и третьих лиц), если у них копии этих документов отсутствуют. Если копии документов есть у ответчика, истец должен указать это в заявлении. Если документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, у истца нет, то он вправе обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательств в порядке ст. 59 КАС РФ. В ходатайстве истец должен указать, где находятся документы (если документы приобщены к личному делу призывника, то целесообразно ходатайствовать об истребовании всего личного дела, находящегося в военном комиссариате, наименование и адрес которого надо указать в ходатайстве) и по каким причинам он не смог самостоятельно получить эти документы. Ходатайство об истребовании доказательств прилагается к заявлению об оспаривании или включается в его текст;
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов. Так, к заявлению должны быть приобщены:

Его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
-документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер госпошлины составляет для дел указанной категории 300 рублей;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя истца (если заявление подано представителем). Доверенность удостоверяется в нотариальном порядке. Может она в исключительных случаях удостоверяться и в ином порядке, прдусмотренном ст. 220 КАС РФ;
- как уже говорилось, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

  • Подпись истца (или его представителя, если тот наделён полномочиями на подписание заявления и предъявление его в суд).

Установленный двухмесячный срок рассмотрения заявления на практике не соблюдается ввиду наличия у суда полномочий на назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за рамки сроков рассмотрения и разрешения дел.
В помощь читателю, столкнувшемуся с необходимостью обратиться в суд, привожу образец заявления об оспаривании решения о призыве на военную службу.

В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга
Заявитель: _________________________, зарегистрированный
по месту жительства: Санкт-Петербург, ________________
Заинтересованное лицо: Призывная комиссия
МО «____________»: Санкт-Петербург, _____________________
Заинтересованное лицо: Врач,
руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на
военную службу, __________________________:
Санкт-Петербург, ______________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании решения призывной комиссии МО «_______»
и заключений врача, руководящего работой
по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на военную службу

Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» ________________ 20___ года, я признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии МО «_______________» от «___» _____________ 20___ года я был призван на военную службу. Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Считаю решение призывной комиссии и заключение врача незаконными на следующих основаниях.

  1. Я, _______________, «___» ___________ 20___ года был обследован в __________________. По результатам обследования у меня было обнаружено заболевание: _______________. Указанное заболевание в соответствии со ст. ______ Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) даёт основания для признания меня ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождаются от призыва на военную службу.
  2. А) В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование. Таким образом, медицинское освидетельствование является элементом (входит в состав) такого комплексного мероприятия, как призыв на военную службу. Б) Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Поскольку призыв осуществляется в строго установленные законом сроки, то и все его составляющие могут проводиться только в эти сроки. Только в эти сроки может проводиться и медицинское освидетельствование. В) Медицинское освидетельствование в отношении меня было проведено «___» ____________ 20___ года, т.е. не в установленные законом сроки. Результаты освидетельствования, проведённого за рамками установленных законом сроков, ничтожны.
  3. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объёме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ. П. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Сведения о результатах исследований, согласно п. 8 вышеназванной Инструкции, записываются в разделе II учётной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу (указанные карты хранятся в личном деле призывника). Указанные диагностические мероприятия в отношении меня не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Следовательно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать меня «___» ______________ 20___ года, и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии, должны быть признаны незаконными.
  4. Согласно ст. _____ Расписания болезней, по категории годности «Б» освидетельствуются только граждане, подлежащие призыву на военную службу, страдающие следующими заболеваниями: «___________________________». При постановке заключения о годности к военной службе у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не было сведений о том, что я страдаю указанными заболеваниями. Учитывая, что в силу норм КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возложена на должностное лицо, это решение принявшее, считаю необходимым затребовать у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, медицинские сведения, которыми он руководствовался, вынося заключение о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями.
  5. Врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были юридически связаны диагнозом заболевания, представленным мною на медицинское освидетельствование. Согласно Отраслевому стандарту «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав. ОСТ 91500.09.0003-2001», утверждённому Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 269, установление диагноза возможно только в результате оказания комплексной медицинской услуги, являющейся совокупностью простых и сложных услуг. Любая медицинская услуга есть мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость. Таким образом, постановка нового диагноза врачом-специалистом-_____________ и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является медицинской услугой (при этом сопоставление формулировки диагноза, полученного в результате обследования в медицинском учреждении по направлению призывной комиссии, с формулировкой диагноза, присутствующей в Расписании болезней, завершающееся определением категории годности к военной службе, не является медицинской услугой, т.к. не направлено на профилактику заболевания, диагностику или лечение). Согласно же преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей», исполнителем услуги могут являться либо организация, либо предприниматель. Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о годности к военной службе даёт не организация, а врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист. При этом врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, наделены распорядительными полномочиями (выражающимися в вынесении заключения о годности к военной службе, предопределяющего содержание решения призывной комиссии, членом которой является врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу) в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (призывников). Таким образом, согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ, они являются должностными лицами. Будучи должностными лицами, они не является предпринимателями. Следовательно, они не могут оказывать медицинские услуги. Если врач-специалист-_____________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, прежде, чем дать заключение о годности, поставили мне диагноз заболевания, то они вышли за рамки своих полномочий.
  6. Возникновение у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сомнений в достоверности диагноза «_______________», правильности его постановки и т.п. не давало ему полномочий освидетельствовать меня по не обнаруженным у меня заболеваниям. В силу п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», невозможность дать заключение о годности к военной службе на месте является основанием для направления призывника на обследование, в рамках которого был бы определён диагноз заболевания, которое у меня присутствует. В том случае, если по результатам обследования был бы опровергнут диагноз, поставленный мне в __________________, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имел бы основания для вынесения заключения о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями, а призывная комиссия - для вынесения решения о призыве меня на военную службу. Таким образом, именно направление на обследование является единственным предусмотренным законом средством опровержения недостоверных диагнозов в условиях ненаделённости врача-специалиста-______________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, полномочиями по постановке диагноза. Мне направление на обследование не было дано, при этом врачи либо ошиблись с квалификацией заболевания, неправомерно освидетельствовав меня по не применимой ко мне статье Расписания болезней, либо неправомерно поставили мне новый диагноз и освидетельствовали в соответствии с ним.
  7. А) Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Соотносясь с медицинской деятельностью как частное с общим, военно-врачебная экспертиза также подлежит лицензированию. Б) Согласно ст. 51 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности гражданина к военной службе определяется в рамках военно-врачебной экспертизы (путём проведения военно-врачебной экспертизы). При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена. Таким образом, категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы - деятельности, осуществление которой требует лицензирования. В) Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», заключение о годности гражданина к военной службе даёт врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Согласно п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, теми же полномочиями обладает врач-специалист. Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист-___________ осуществляют военно-врачебную экспертизу - деятельность, осуществление которой требует лицензирования. Г) Обозначенные ошибки врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врача-специалиста-____________ в квалификации имеющихся у меня заболеваний вызывают сомнения в компетентности врачей требуют установления правомочности осуществления ими военно-врачебной экспертизы. Поскольку обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должны представить суду лицензию на осуществление военно-врачебной экспертизы.
  8. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Несоблюдение врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывает сомнения в наличии у них полномочий на осуществление медицинской деятельности. Поскольку обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на принявшее его должностное лицо, считаю необходимым истребовать от врачей дипломы о медицинском образовании, сертификаты специалиста, лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у них специального звания.
  9. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначается из числа врачей-специалистов. Согласно той же норме, персональный состав врачей - специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Мне не известно, занимал ли ___________________ должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Если не занимал, то решение о назначении его на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должно быть признано незаконным, равно как и его заключение, данное в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Для правильного разрешения возникшего спора необходимо истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сведения о должности, которую он занимал на момент назначения на занимаемую должность.

Тексты оспариваемых актов - заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии - мне выданы не были. Я обратился к председателю призывной комиссии МО «________» с заявлением о выдаче мне копии оспариваемых решений. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней. Кроме того, я получил повестку военного комиссариата, из текста которой следует, что я призван на военную службу. Повестка является доказательством вынесения оспариваемого решения.
На основании изложенного
ХОДАТАЙСТВУЮ:

  1. Вынести определение об обеспечении настоящего заявления путём запрещения реализовывать решение о моём призыве на военную службу до вступления в законную силу решения суда;
  2. Истребовать от отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по ______________скому району (Санкт-Петербург, _________________) личное дело призывника ____________;
  3. Истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ______________, диплом о медицинском образовании, сертификат специалиста, лицензию на осуществление медицинской деятельности, документ, подтверждающий наличие у него специального звания, а также сведения о том, занимал ли он должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  4. Назначить судебную военно-врачебную экспертизу проучив её проведение __________________ (Санкт-Петербург, _______________________), представив на экспертизу _______________________________. Прошу поставить перед экспертами следующие вопросы: 1) Какие заболевания были обнаружены у __________________ по результатам обследования в _______________? 2) Какие из этих заболеваний являются основаниями для признания __________________ ограниченно годным и не годным к военной службе (категории годности «В» и «Д» соответственно) по первой графе Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года)?

ПРОШУ:

  1. Признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» _______________ 20___ года о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями;
  2. Признать незаконным решение призывной комиссии МО «__________________» от «___» ______________ 20___ года о призыве меня на военную службу.

Приложение:

    • Копия настоящего заявления - 2 экз.;
    • Квитанция оплаты госпошлины;
    • Копия медицинской справки _______________ - 3 экз.;
    • Копия заявления о выдаче копии оспариваемых актов - 3 экз.;
    • Копия описи вложения в ценное письмо - 3 экз.;
    • Копия повестки военного комиссариата - 3 экз.

«___» ___________ 20___ года________________/_______________

Важно заметить, что призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врача. Именно заключение о категории годности «В» или «Д», а отнюдь не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. Поэтому суд не может признать незаконным решение о призыве, если выявлено заболевание, соответствующее категории годности «В» или «Д», но заключение о годности по категории «А» или «Б» призывник не оспаривает. Решение призывной комиссии должно признаваться законным, поскольку законность основания, на котором базируется это решение, не опровергнута. Именно поэтому оспаривание решений призывной комиссии, несогласие с которыми лежит в медицинской плоскости, должно быть сопряжено с оспариванием заключения врачей.
Справедливости ради надо отметить, что судебная практика по данному кругу споров складывается иначе. Решение призывной комиссии отменяется по выявлении заболевания, соответствующего категориям годности «В» или «Д», даже если заключение о годности не оспорено и не признано незаконным. Стабильность и обоснованность такой практики очень сомнительны.

Прокурорский надзор за законностью проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Полномочия и структура прокуратуры определены ФЗ от 17 января 2002 года № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». Этот закон определяет трёхзвенную структуру органов прокуратуры, соотносящихся в порядке подчинённости: Генеральная Прокуратура РФ - прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры - прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры.
В рамках осуществления надзорной функции прокуратуры прокурор проверяет исполнение закона органами управления, в том числе призывными комиссиями. Важным для темы нашего обсуждения является такое полномочие прокурора, как внесение представления об устранении нарушений закона. По факту выявления нарушений закона в деятельности призывной комиссии или военного комиссариата прокурор или его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Практика показывает эффективность обращения призывника, в отношении которого вынесено незаконное решение призывной комиссией или совершены незаконные действия со стороны её членов или работников военкомата, с заявлением на имя прокурора соответствующего района или гарнизона о внесении представлений об устранении нарушений закона. Обращение в прокуратуру не приостанавливает выполнение обжалуемых решений призывной комиссии. Следовательно, рекомендуем призывникам параллельно с обращением в прокуратуру подавать в суд заявление об оспаривании решения призывной комиссии.

Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе . В случае невозможности дать медзаключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медучреждение, после которого ему назначается явка на повторное медосвидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания комиссии, подписываемый председателем и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

Обжалование решения призывной комиссии производится гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации либо в суд. Зачастую гражданам, которые имеют право на получение военного билета на законных основаниях приходится защищать его в вышестоящих призывных комиссиях и суде.

Сроки для обжалования решения

Согласно п.7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. В соответствии со статьей 219 КАС РФ призывник может подать заявление в суд в течение 3-х месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Таким моментом может стать оглашение решения, с которым молодой человек не согласен или с момента ознакомления с личным делом призывника, получения ответа и т.д. Если срок для подачи заявления в суд пропущен, то он может быть восстановлен по заявлению призывника, но только в том случае, если суд признает, что причины для пропуска срока были уважительными.

Административный порядок обжалования решения призывной комиссии

Решение призывной комиссии может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения призывной комиссии выполнение его приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.

После поступления жалобы гражданина на решение призывной комиссии, призывная комиссия субъекта РФ обязана организовать контрольное медицинское освидетельствование призывника и вызвать его для прохождения этой процедуры. По результатам прохождения призывником КМО призывная комиссия субъекта РФ выносит свое решение и может отменить решение районного военкомата. Срок рассмотрения составляет 5 дней со дня обращения и предусмотрено законодательством.

Оспорить решение призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию могут также граждане, получившие справку вместо военного билета после 27 лет . В этом случае призывная комиссия субъекта РФ будет анализировать все личное дело призывника, начиная с 18 лет.

В какой суд обратиться, чтобы обжаловать решение призывной комиссии

Одной из особенностей главы 22 КАС РФ является альтернативная подсудность дел, то есть на основании статьи ст. 24 КАС РФ гражданин имеет право подать заявление:

  • в районный суд по месту жительства административного истца (призывника);
  • в суд по месту нахождения административного ответчика (призывной комиссии, военного комиссариата и пр.)

Если административных ответчиков несколько, то заявление может быть подано по месту нахождения одного из них. Таким образом, у призывника иногда есть возможность выбрать суд, в котором будет рассматриваться дело.

Судебный порядок обжалования решения призывной комиссии

Обжалование решения призывной комиссии также возможно
сразу в суд. В суд также может быть обжаловано и решение вышестоящей призывной комиссии.

Оспаривание решения призывной комиссии (призывной комиссии субъекта Федерации) предусмотрено как 46 статьей Конституции РФ (право на судебную защиту), так и пунктом 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Несмотря на то, что согласно закону сам факт подачи заявления в суд приостанавливает действие обжалуемого решения призывной комиссии, сотрудники отдела военного комиссариата могут игнорировать это обстоятельство.

Чтобы обеспечить дополнительную защиту прав призывника, в просительной части Вашего заявления в суд указываются: «На основании ч. 2 ст. 85 КАС РФ прошу приостановить действие оспариваемого решения ПК до вступления в законную силу решения суда». Это необходимо делать, если у вас на руках повестка для отправки в войска.

Также отдельно следует написать ходатайство о принятии мер предварительной защиты. Подавать ходатайство о принятии мер предварительной защиты нужно вместе с заявлением об обжаловании решения. Если судья примет ходатайство, то он вынесет определение о принятии мер предварительной защиты и один экземпляр направит письмом в отдел военного комиссариата. Следует отметить, что согласно статье ч. 3 ст. 87 КАС РФ Ваше ходатайство о принятии предварительной защиты должно быть рассмотрено не позднее следующего дня с момента подачи соответствующей просьбы.

Решения, которые можно обжаловать

В порядке главы 22 КАС РФ могут обжаловаться - решения, действия (бездействия):

  • федеральных органов государственной власти;
  • органов государственной власти субъектов РФ;
  • органов местного самоуправления;
  • должностных лиц постоянно, временно или по специальному полномочию выступающих от имени вышеназванных органов власти, в том числе и Вооруженных сил России и иных воинских формирований РФ и должностных лиц органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях; структур, которые не являются органами государственной власти и местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены;
  • иные правоотношения, проистекающие из публичных правоотношений.

Призывник может обжаловать также и действия (бездействие) ВВК, военкомата, его сотрудников. Это могут быть:

  • действия или бездействия врача-специалиста ВВК;
  • отказ в предоставлении информации;
  • ненадлежащее ведение личного дела призывника;
  • решение призывной комиссии муниципального образования или субъекта РФ;
  • бездействие сотрудников военкомата;
  • бездействие Призывной комиссии субъекта РФ.

Действия или бездействие врача ВВК

Поскольку решение призывной комиссии выносится
на основании категории годности, установленной врачом-специалистом, полномочия врача в отношении призывника должны быть признаны распорядительными. Таким образом, и врач-специалист, и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, являются должностными лицами. В полномочия врача-специалиста входит изучение медицинских документов, предоставленных призывником, осмотр призывника и вынесение заключения о категории годности к военной службе, то есть экспертная оценка состояния здоровья. При этом свое экспертное мнение врач-специалист, осуществляющий медицинское освидетельствование призывников, обязан отразить в листе медицинского освидетельствования. Однако, очень часто врачи военкомата допускают нарушения в своей работе. Наиболее частые из них:

  • установление или изменение диагноза молодому человеку на призывном пункте;
  • выдача призывнику направления на повторное обследование единолично (без решения призывной комиссии);
  • не определение категории годности призывника по имеющимся у него заболеваниям;
  • не заполнение листа медицинского освидетельствования;
  • отказ в оформлении жалоб призывника;
  • привлечение к медицинскому освидетельствованию врачей, не входящих в состав комиссии;
  • описание рентгеновских снимков прямо на призывном пункте;
  • отсутствие лицензии на проведение медицинского освидетельствования.

Случается, что врач-специалист, вынося заключение о годности призывника к военной службе, намеренно исключает из списка заболеваний то, что является основным заболеванием и, как следствие, дает право на освобождение от призыва в армию . При этом он делает свое заключение по сопутствующему диагнозу. Несогласие с установленным диагнозом может послужить поводом для оспаривания в суд.

Отказ в предоставлении информации

Отказ в предоставлении информации нарушение, которое можно обжаловать как незаконное действие должностных лиц. Призывник имеет право запросить предоставить ему любую информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы. Для ознакомления с личным делом необходимо направить по почте или подать лично начальнику отдела военного комиссариата письменное заявление. Одной из разновидностей отказа в предоставлении информации является отказ гражданину в проведении фотофиксации личного дела призывника. Часто основанием для отказа в предоставлении информации является ссылка должностных лиц на то, что в материалах личного дела призывника находится какая либо тайна, например врачебная. Однако, врачебная тайна распространяется на сведения о здоровье иных лиц, любые же сведения, затрагивающие ваше состояние здоровья, для вас должны быть открыты и доступны.

Ненадлежащее ведение личного дела призывника

Личное дело призывника формируется при первоначальной постановке на воинский учет
и является документом воинского учета. Личное дело должно содержать все документы, содержащие сведения по воинскому учету. Статья 8 пункт 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

  • дата рождения;
  • место жительства;
  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы;
  • годность к военной службе по состоянию здоровья.

Необходимо следить, чтобы в личное дело приобщались те копии медицинских документов, которые вы предоставляете. Неаккуратное ведение личных дел призывников дает недобросовестным должностным лицам возможность манипулировать содержанием личных дел в своих целях. Приказ № 400 Министра обороны предусматривает, что в личное дело подшиваются копии медицинских документов, которые представляет призывник. Однако здесь есть один нюанс - копии приобщаемых документов должны быть заверены. Существует 3 варианта заверения документов: нотариально, в учреждении, выдавшем документ, и заверение начальником отдела военного комиссариата. Также можно получить заверенную копию медицинских документов в учреждении, где вы проходили обследование (лечение). Копии медицинских документов, предоставляемых призывником, должен заверить начальник отдела военного комиссариата или его заместитель (п. 26 Инструкции, утвержденной Приказом № 400 МО).

Решение призывной комиссии

Наиболее распространенными решениями,
которые подлежат обжалованию, являются:

  • об отказе замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу ;
  • о призыве на военную службу;
  • о направлении на дополнительное или повторное обследование;
  • о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу .

Оспаривание каждого из этих действий имеет свою специфику, в которой разбираются лишь квалифицированные юристы в области военного права. В случае, если у вас возникла необходимость в оспаривании решения военкомата, вы можете обратиться в нашу Службу помощи призывникам в Ижевске.

Само решение военкомата об отказе следует запросить письменно, подав заявление еще до заседания призывной комиссии. По закону выписка из протокола заседания выдается в 3-дневный срок со дня принятия решения. Подлежит оспариванию решение о направлении гражданина на дополнительное или повторное обследование в случаях, когда, по мнению призывника, он предоставил всю необходимую информацию о состоянии своего здоровья. При этом врач не устанавливает категорию годности, и по решению призывной комиссии гражданин направляется на дополнительное или повторное обследование. Иногда призывнику неоднократно выдают направления на обследования по одному и тому же заболеванию, что абсолютно недопустимо.

Бездействие сотрудников военкомата

В соответствии с требованиями Приказов Министра обороны до призыва на военную службу начальник отдела военного комиссариата ежегодно до 15 марта (15 сентября) истребует:

Таким образом, в случае если призывник проходил исследования в различных учреждениях здравоохранения, то необходимо самостоятельно приложить заверенные копии медицинских документов или потребовать, чтобы начальник отдела военкомата в соответствии с требованиями закона истребовал из указанных молодым человеком медицинских учреждений документы. Кроме того до начала медицинского освидетельствования призывнику должны выдаваться направления на обязательные клинико-инструментальные исследования, а именно общий анализ мочи и крови, ЭКГ, флюорограмму, а также анализы крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C". В случае если при ознакомлении с материалами личного дела выяснится, что данные запросы не направлялись или до медицинского освидетельствования направления на обязательные клинико-инструментальные исследования не выдавались, вы вправе обжаловать в суде бездействия начальника отдела военного комиссариата.

Бездействие призывной комиссии субъекта РФ

Призывная комиссия субъекта Федерации в соответствии с законом проверяет правильность и обоснованность решений об отсрочке и освобождении от призыва, вынесенных на муниципальном уровне, а также рассматривает жалобы граждан на решения нижестоящих комиссий. Для выполнения возложенных на нее функций в состав призывной комиссии решением высшего должного лица субъекта Федерации включаются врачи-специалисты из состава штатной военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Федерации, а также врачи-специалисты медицинских учреждений. Нередко имеет место нарушение со стороны призывной комиссии субъекта Федерации, когда в отведенный ей период, то есть до конца текущей призыва она не рассматривает и не принимает решения в отношении призывника об освобождении от призыва. Это, в свою очередь, накладывает на гражданина обязанность по повторному прохождению ВВК в период последующего призыва.



Поделиться