План-конспект на тему: Конспект занятия по чтению художественной литературы "Чтение произведения Ю. Тувима "Письмо ко всем детям по одному важному делу". С.Михалков "Стихи друзей" из Ю.Тувима (худ. В Чижиков)

С.Михалков. "СТИХИ ДРУЗЕЙ" из польского поэта Ю.Тувима . Комплект открыток.
("Советский художник", 1978 год, художник В.Чижиков )

1. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу .

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще.
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!


3. Про Янека .

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.


4. Про Янека .

В летний знойный полдень
Он на солнце дул...


5. Где очки?

Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло...

6. Где очки?

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

7. Азбука .

Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!


8. Словечки-калечки .

Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.


9. Словечки-калечки .

...Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.


11. Птичье радио .

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов...


13. Птичий двор .

Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
"Га-га-га! Кудах-тах-тах!"


15. Овощи .

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!


Конверт в большом разрешении.

Хочу вам рассказать о книге, которая при появлении в нашем доме сразу и безоговорочно стала хитом. И вот уже неделю мы перечитываем ее каждый день и не по разу – хохочем и заряжаемся веселым настроением.

Написал ее польский поэт Юлиан Тувим .

Тувим родился в 1894 году в семье скромного служащего банка. Он был очень живым и веселым мальчиком: имел множество увлечений, постоянно что-то изобретал, исследовал (один из его химических опытов чуть было не закончился трагедией), коллекционировал (например, слова на экзотических языках), был страстным читателем. Учился он неважно и однажды даже сбежал из дома, чтобы на растраивать родителей двойкой за полугодие. В 17 лет стал писать стихи и стал одним из величайших польских поэтов и прозаиков. В стихах для взрослых он высмеивал польское правительство и критиковал фашизм, за что некоторые его стихи были запрещены цензурой.

В общем, был он хорошим человеком. Как сам любил говорить, “Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города .”

Будучи уже взрослым человеком он очень любил детей и умел понимать и дружить с ними. И в тридцатые годы написал детский цикл стихов - примерно 50 стихотворений. Каждое из них – это новая весёлая игра или умная, дружеская беседа с ребятами. Как правильно сказал про него Владимир Приходько: “Когда читаешь его стихи и сказки, он кажется весёлым дирижёром со своей неизменной “палочкой-трулялочкой”, могучим повелителей дружных и добрых слов “.

Скажу честно, что некоторые стихи из этого сборника я знала с детства, но была убеждена, что они принадлежат перу Сергея Михалкова и Бориса Заходера (да стихи эти и сейчас часто встречаются в сборниках этих поэтов), но оказалось, что они были переводчиками. К сожалению, сейчас Тувима не издают, и лишь редкие его произведения можно встретить в сборниках того же Михалкова, Заходера, Маршака.

Итак, собственно книга, о которой было такой долгое вступление

Тувим Ю. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу. Стихи. Перевод с польского. Худ. М. Малыш. 1979г.

35 стихотворений в переводе А.Эппеля, С.Михалкова , Е.Благининой, С.Маршака , Э. Мошковской, Д.Самойлова , Б. Заходера , В.Левина и др.

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!

Ваш Тувим

АЗБУКА

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.

Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло -
Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ

Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:
"Апельсин", "Сосна", "Колечко".

Подошли они все трое
И сказали: "Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!"

"Я, - воскликнул "Апельсин", -
Никакой не "Опельсын"!" -
"Я, - расплакалось "Колечко", -
Никакая не "Калечка"!"

"Я, - разгневалась "Сосна", -
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я "Сасна"!"

"Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!

Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!

Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас -
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!"

Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.

ПТИЧИЙ ДВОР

Утка курице сказала:
"Вы яиц несете мало.
Все индюшки говорят,
Что на праздник вас съедят!"

"Косолапка! Дармоедка! -
Раскудахталась наседка. -
Гусь сказал, что вы не утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш селезень дурак -
Только знает: кряк да кряк!"

"Кряк! - послышалось в канаве. -
Гусь бранить меня не вправе,
И за это начинен
Будет яблоками он.
Я до гуся доберусь!" -
"Ого-го!" - ответил гусь.

"Ах, скандал, скандал, скандал", -
Сам индюк забормотал.
Растолкал гусят вокруг
И гусыню клюнул вдруг.

Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
"Га-га-га! Кудах-тах-тах!"

Эту драку до сих пор
Вспоминает птичий двор.

РЕЧКА

Как лента блестящая,
Речка течет
Настоящая.
И днем течет,
И ночью течет -
Направо свернет,
Налево свернет.
А в речке вода леденящая,
У берегов ворчливая,
А посередке ленивая.

А чего ей ворчать, речной-то воде?
Об этом не скажет никто и нигде.

Пожалуй, камни да рыбы
Об этом сказать могли бы,
Но рыбы молчат,
И камни молчат,
Как рыбы.

ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

ПРО ЯНЕКА

Жил на свете Янек,
Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.

Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.

Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"

В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.

Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!

ПТИЧЬЕ РАДИО

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!

Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?

Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?

По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.

Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."

Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!

ГДЕ ОЧКИ?

- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло,

Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.

Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.

Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,

Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

Перевод с польского Сергея Михалкова

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Речевое развитие»

(чтение художественной литературы)

в старшей группе №9

Тема недели «Быть здоровыми хотим»

Чтение произведения Ю. Тувима

«Письмо ко всем детям по одному важному делу».

Емельянова А.В.

Задачи:

1.Образовательные: Продолжать формировать умение пересказывать тексты знакомых произведений, называть авторов произведений, пишущих о здоровье.

2.Развивающие: Развивать у детей интерес к познавательной литературе по здоровому образу жизни.

3.Воспитательные: Через художественные произведения воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

4.Речевые: Продолжать формировать умение грамматически правильно составлять сложные и простые предложения.

Словарь: Юлиан Тувим, микробы, микроскоп.

Индивидуальная работа: Учить составлять высказывания по наглядному восприятию. (Сережа, Аня)

Методы и приёмы: Чтение художественной литературы, беседа, рассказ из личного опыта детей, просмотр мультфильма по теме занятия.

Предварительная работа : Беседы о здоровом образе жизни, рассматривание иллюстраций о правилах гигиены, чтение художественной литературы.

Оборудование: Иллюстрации, письмо, ноутбук, мультфильм «Уроки Тетушки Совы. Уроки осторожности. Микробы» Серия №6.

Ход деятельности

Мотивация к деятельности

Воспитатель: Ребята, давайте разомнем свой язычок скороговоркой «Мой руки чаще и чище!»

К нам в садик пришло письмо, которое написал Юлиан Тувим. Давайте его прочитаем.

1 часть

Воспитатель:

Что понравилось в стихотворении?

О чем говорится в стихотворении?

Почему Юлиан Тувим называет дело важным?

Как поэт называет детей, которые забывают мыться и мыть руки?

Почему Юлиан Тувим не хочет ехать к таким детям в гости?

Воспитатель: На всех предметах, которые нас окружают много микробов. А вы знаете, что такое микробы? Микробы – это очень маленькие существа. Попадая к нам в организм, микробы быстро размножаются и вызывают различные болезни. Посмотрите на свои руки. Вы видите микробы? Микробы можно увидеть только в микроскоп. (Показывает картинку.)

А, если взять микроскоп, то вот что можно увидеть: (картинка).

Что нужно делать, чтобы избавиться от микробов?

Как правильно мыть руки?

Физминутка

«Моем руки» с проговариванием правил мытья рук.

2 часть

Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы. Уроки осторожности. Микробы» Серия №6.

Рефлексия (итог занятия)

Воспитатель: О чем важном рассказывает Тетушка Сова? Стихотворение какого поэта мы слушали? О чем оно? Почему важно соблюдать правила гигиены?

Воеводина Людмила Александровна

Цель : Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу.

Активизация словаря : Мыло, полотенце, вода, кран, намылить, закатать.

Предварительная работа : чтение стихотворения Ю. Тувима «»., рассматривание иллюстраций к этому произведению, заучивание потешек про умывание, сюжетно- ролевая игра «Семья» .

Материал : Предметы личной гигиены, детский умывальник, кукла Катя, полянка цветов, загадки.

Ход занятия : Дети сидят полукругом.

Воспитатель :

Всем известно , всем понятно ,

Что здоровым быть приятно.

Только нужно знать,

Как здоровым стать!»

Воспитатель : Ребята! К нам пришла гостья (показывает грязную куклу Катю) . Поздоровайтесь с ней. Посмотрите, какая она? (Ответы детей) . Мы с вами знаем такое стихотворение Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу ».

В этом стихотворении говорится, Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем- Перед каждою едою, После сна и перед сном!

Ребята, а можно ли приходить в гости такой грязной как наша кукла Катя? Нет. А, что нужно сделать, чтобы быть чистой? Дети : - Надо умываться. Воспитатель :

А чем? (Дети перечисляют ) . Посмотрите, какая красивая полянка, давайте к ней подойдем. Что вы видите? Дети : Красивые цветы. Воспитатель : А, что на каждом цветочке лежит? Дети : Предметы личной гигиены. Воспитатель : Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте найти отгадку и показать нам. Слушайте внимательно!

Загадки :

1. Ускользает как живое

Но не упущу его я

Белой пеной пенится

Руки мыть не ленится. (мыло)

2. Хожу брожу не по лесам

А по усам и волосам

А губы у меня длинней

Чем у волков и медведей. (расческа)

3. Лег в карман и караулю

Реву, плаксу, и грязнулю

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (носовой платок)

4. Всех микробов точно плеткой

Выгонит (зубная щетка) .

5. Мягкое, пушистое

Беленькое, чистое

В душ его возьму с собой

Буду чистой и сухой. (Полотенце.)

6. Мною можно умываться.

Я умею проливаться,

В кранах я живу всегда

Ну конечно, я -… (Вода) .

Воспитатель : Молодцы, ребята вы все нашли отгадки. Давайте мы научим сейчас Катю правильно умываться. Ребята, что нам надо, для этого? (Воду, мыло, полотенце) . А, где надо умываться? Дети : в умывальной комнате.

Воспитатель : Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику? Дети : закатать рукава, чтобы не замочить платье, кофту. Закатай Катя рукава, молодец. Включить кран с водой, не сильно, чтобы текла маленькой струйкой. Вот так. Чтобы брызги воды не падали на пол, а только в раковину. А теперь посмотри, как надо мыть руки, лицо. Сначала надо смочить руки и намылить их мылом, а потом круговыми движениями, одна ладошка гладит другую. (Дети показывают) . Воспитатель : Поняла, Катя? Тогда умывайся, а мы посмотрим, правильно ли ты делаешь. Что сейчас, делает Катя? (мылит руки мылом) . Вспомнить потешку «Водичка, водичка…» Теперь что надо ей сделать? Дети : смыть мыло водой. Воспитатель : посмотрите, какая вода потекла? Дети : Грязная. Воспитатель : Вот Катя смыла мыло. Что ей надо делать дальше? Дети : отжать капельки, закрыть кран, взять полотенце свое расправить его и вытирать насухо одну ладошку, а потом другую ладошку.

Воспитатель : А, что с полотенцем надо сделать? Дети : Повесить на место.

Ребята, какая Катя стала, посмотрите? Дети : Чистой, красивой. Ваня расскажи, нам как надо умываться. Молодец. А сейчас Вика покажет, как надо умываться. Молодцы, ребята, мы сегодня закрепили, как правильно надо умываться. Воспитатель : Ребята, и ты Катя послушайте, я хочу вам задать такие вопросы.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают либо «вредно» , либо «полезно» .

1. Чистить зубы по утрам и вечерам…

2. Кушать чипсы…

3. Мыть руки перед едой, после прогулки…

4. Гулять на свежем воздухе…

5. Объедаться конфетами, мороженым…

6. Делать по утрам зарядку, закаляться…

7. Поздно ложиться спать…

8. Кушать овощи и фрукты…

Воспитатель : Молодцы ребята!

Кукла Катя : какие умные дети, всё знают.

Да, ребята, правильно. Молодцы!

Кукла Катя : Ребята, спасибо вам, теперь я знаю, как надо умываться, и какие предметы личной гигиены мне нужны. Я хочу вас угостить яблоками, они очень полезны для здоровья. Кукла Катя прощается с детьми. Воспитатель подводит итог занятия .




Публикации по теме:

Под таким названием прошёл чудесный праздник в нашей группе. Осень прекрасное время года, когда листья покрыты золотом, небо голубое и.

Итоговое занятие по развитию речи в форме КВН «Всем обо всем» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» муниципального образования – Ершичский район Смоленской.

Конспект комплексного занятия по развитию речи, мышления для детей с нарушением слуха «Классификация одежды, письмо слов» На занятии использована презентация (флипчарт) для интерактивной доски. Возможности презентации предполагают взаимодействие детей с интерактивной.

Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ, ИКТ, мнемотехники в старшей группе «Письмо белому медведю» Конспект НОД по развитию речи с применением инновационных технологий в старше группе: «Письмо белому медведю» Цель: показать знания и умения.

Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ, мнемотехники в средней группе «Письмо Деду Морозу» Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях. Задачи: Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать.



Поделиться