Что является основой жизнедеятельности человека. Вопрос жизнедеятельность человека, окружающая среда и среда обитания человека. Жизнедеятельность и здоровый образ жизни

Тема: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа

Лекция №1.

ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

1. Предмет и задачи экономики и социологии труда

2. Сущность труда и его роль в развитии человека и общества.

3. Общественная форма труда. Характер и содержание труда.

В системе наук о труде существует много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в то же время взаимосвязаны : Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Теория менеджмента, Статистика труда, Археология, Этнография, Этика деловых отношений, Демография, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.

Причем, последние две науки объединены одним названием "Экономика и социология труда", поскольку у этих дисциплин много общего: объект исследования, труд человека, коллектива, общества. Различия между ними заключаются в предмете изучения.

Предмет изучения экономики труда - экономические отношения, возникающие в обществе, регионах и на конкретных предприятиях в процессе использования труда.

Предмет изучения социологии труда - социальные отношения и социальные процессы в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда.

На практике проблемы экономики труда и социологии труда взаимосвязаны. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально.

Объектом изучения дисциплины "Экономика и социология труда" является труд.

Предмет экономики и социологии труда значительно шире – это изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения эффективности национальной экономики.

Исследуя и анализируя общественный труд, экономика и социология труда использует категориальный аппарат как общий для обеих наук, так и специфичный для каждой из них. Кобщим категориям и понятиям относятся разделение труда кооперация труда, квалификация кадров, миграция населения, стимулирование, социально-трудовые отношения и т.д.Экономические категории и понятия: рынок труда, организация труда, тарификация работ и рабочих, аттестация персонала, тарифная система, фонд оплаты труда, нормы времени, затраты на воспроизводство рабочей силы, заработная плата, производительность труда и др.Социологические категории и понятия - это социальные процессы, социальные отношения, социальная группа, социальный статус, нормы поведения, ценностные ориентации, мотивация, адаптация и др.



Основные задачи экономики и социологии труда определены ее целью, а именно формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Экономика и социология труда решает три основных задачи.

Первая задача - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда.

Вторая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда.

Третья задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие.

2 - Сущность труда и его роль в развитии человека и общества.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности и развития человека. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей (земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия);

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда (машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления), а также с окружающей средой.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное. Основными формами проявления труда являются:

1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д.

3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

На протяжении всей истории своего существования человечество познает способы взаимодействия с природой, находит более совершенные формы организации производства, пытается достичь большего эффекта от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, преумножая свои знания, опыт, производственные навыки. Происходит непрерывное обновление и совершенствование орудий труда и самих людей.

В итоге, Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Рис. 1.1. Функции труда

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Этоэкономическая роль труда. Социальная роль труда проявляется в следующем. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Вообще, экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

3 - Общественная форма труда. Характер и содержание труда.

В процессе производства материальных благ люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только со средствами производства и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.

Отношения между людьми, которые складываются в связи с их участием в общественном труде, представляют собой общественные отношения, которые выражаются в общественной форме труда.

С момента появления человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Все, чем мы пользуемся (одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили), создано совместным трудом людей.

Причем, понятие "общественные отношения" намного шире, чем понятие "производственные отношения", поскольку включает отношения по поводу не только производства, но и других фаз воспроизводственного цикла: изучения спроса, исследования и разработки конкурентоспособной продукции, ее реализации и потребления.

Общественные отношения можно классифицировать по:

их характеру (классовые, национальные, региональные);

форме (межличностные, межгрупповые)

Отмеченные разновидности категорий общественных отношений (в тех или иных сочетаниях) находят отражение в формировании отношений между людьми: заказчиком и исполнителем, начальником и подчиненным, предпринимателем и государственным чиновником.

Сущность и форма общественного труда выражается через характер и содержание труда.

Содержание труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью. Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Эти функции предопределены развитием орудий труда, организацией труда, уровнем общественного и профессионального разделения труда, мастерством самого работника.

Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму. Характер труда выражает то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом производственных отношений, господствующих в обществе.

Например, современная экономическая реформа выводит всех участников производства в обществе на рыночные отношения, коренным образом изменяя производственные отношения (смена форм собственности, переход на свободное предпринимательство, основанное на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы).

Различают следующие виды труда в зависимости от характера и содержания труда : наемный и частный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости, принуждению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степени сложности.

Различают виды труда в зависимости от характера предмета и процесса труда : научный, инженерный, управленческий, производственный: предпринимательский, инновационный; промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и коммуникационный.

Различают виды труда в зависимости от средств и способов труда: ручной (технически невооруженный), механизированный и автоматизированный (компьютеризованный); низко-, средне- и высокотехнологичный; с различной степенью участия человека

Различают виды труда в зависимости от условий труда: труд стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; свободный и с различной степенью регламентации.

  • 3. Поражающие факторы современных видов оружия
  • Безопасность общества и личности план
  • 1. Опасности и их воздействие на организм
  • 2. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан
  • Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Основные понятия и определения чс
  • 2. Классификация чс
  • 3. Медицинские и медико-санитарные последствия чс
  • 4. Фазы развития чс и поражающие факторы
  • 5. Методы прогнозирования и оценка обстановки
  • Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
  • 2. Организационная структура рсчс
  • Органы повседневного управления рсчс
  • Органы непрерывного управления рсчс
  • 3. Режимы функционирования рсчс и порядок их введения
  • 4. Задачи и состав сил и средств рсчс
  • Функции Министерства Обороны рф
  • 5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций рсчс
  • 6. Всероссийская служба медицины катастроф
  • Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения план
  • Введение
  • 1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 4.Технические средства индивидуальной защиты
  • 5. Индивидуальные медицинские средства защиты
  • 6. Санитарная и специальная обработка
  • Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения. Классификация и краткая характеристика.
  • Мероприятия и методы защиты населения.
  • Классификация убежищ.
  • Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности план
  • 1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности
  • 1. В области обучения населения.
  • 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.
  • 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.
  • 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.
  • 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.
  • 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.
  • 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.
  • 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.
  • 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.
  • 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  • 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.
  • 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств формирований гражданской обороны.
  • 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
  • Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях план
  • 1. Психотравмирующие факторы чс
  • 2. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чс различного характера
  • 3. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях
  • Безопасность труда медицинского персонала план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников
  • 2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности труда врачебного состава
  • 5. При уколах и порезах во время медицинских манипуляций необходимо срочно
  • 6. При обслуживании пациентов врачу необходимо проявлять постоянную бдительность в отношении
  • 7. Стирку санитарно-гигиенической одежды медицинского персонала необходимо проводить
  • Безопасность медицинских услуг план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг
  • 2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности пациентов
  • - Выявлением у пациента артериальной гипертензии, фактов приема гипотензивных препаратов и назначением успокаивающих лекарственных препаратов;
  • 1. Понятие о жизнедеятельности человека

    Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения: вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В ХIХ и, особенно, ХХ веках производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

    В настоящее времяпод «жизнедеятельностью» , как правило, понимают совокупность процессов , протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.

    Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом является непременным условием поддержания и воспроизведения структуры. Структура, в свою очередь, является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организмов. Жизнь изменяется с изменением структуры.

    Специфичность структуры и обмена веществ обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой. По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.

    К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят: межклеточную коммуникацию, клеточное распознавание, физиологические процессы клетки, развитие , биологическое размножение , взаимодействие между организмами и другие процессы.

    В отличие от других организмов, проявления жизнедеятельности человека более многочисленны. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям. Вместе с тем, право на существование имеют и иные точки зрения. Например, с позиции социологических наук явление жизнедеятельности человека « представляет собой основанную на материальном производстве и осуществляющуюся в системе общественных отношений, совокупность процессов сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития».

    Специалисты в области создания сложных технических систем, применяя для познания жизнедеятельности человека метод моделирования, рассматривают ее в качестве процесса. По их мнению, «модель процесса деятельности состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые связи - воздействие человека на среду, и обратные, обусловленные всеобщим законом реактивности материального мира». При этом, система «человек-среда» имеет двухцелевую направленность: достижение определенного эффекта (все виды человеческой активности: работа, отдых, быт, занятия спортом и т.д.) и исключение нежелательных последствий (ущерба здоровью и жизни человека, пожаров, аварий, катастроф и т.п.).

    С позиций медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность – как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть - жизненно важных функций.

    Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.

    В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными.

    Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной – функция выживания в реально существующих условиях.

    Функция выживания, в свою очередь, интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций: функции потребления и функции защиты.

    Интегральная функция потребления включают в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.

    Интегральную функцию защиты представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.

    Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.

    Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.п.).

    В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы. Работоспособность (трудоспособность, боеспособность) и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

    Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.

    Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

    Согласно Федеральному закону «О защите окружающей среды» под термином «окружающая среда» следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

    В свою очередь, природная среда (природа) является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

    Компонентами природной среды называют землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

    Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

    Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

    Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

    По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Неблагоприятной окружающая среда становится при ее изменении, например, при загрязнении.

    Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

    Окружающая человека среда, то есть среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

    Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятными.

    Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой следует рассматривать в аспекте взаимности.

    При более детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются и более сложные причинно-следственные связи, например, их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.

    В современном русском языке словом «опасность» обозначается возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

    Наиболее широко распространено определение «опасности», как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.

    В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека опасность – это потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

    В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере, под опасностью понимают «явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека». При этом очевидно отождествление понятий «опасность» и «фактор». Более того, в системе безопасности труда и управления охраной труда, под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, а также - источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья или сочетание перечисленного».

    В медицинской среде принято употребление термина «опасность», как возможности причинения вреда организму - заболевания, травмы, ухудшения течения болезни или другого нарушения здоровья, а также как возможности смерти. Наиболее часто встречающиеся словосочетания: «опасность заболевания», «опасность осложнения», « опасность травмы», «опасность смерти» и т.д.

    В области охраны труда, а также в профилактической медицине, неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству: вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

    При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма – человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной, т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Патологической ситуации, как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения.

    Понятие, заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в «возможную опасность», а в профессиональном техническом - в «вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда».

    Специалисты в области создания технических систем, различают и изучают индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и другие виды риска.

    В российском здравоохранении термин «риск» также получил применение: «риск для здоровья» – вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей, подвергшихся определенному неблагоприятному воздействию.

    Наиболее широко применяют словосочетание «фактор риска». Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья. Например, по данным мировой статистики Всемирной организации здравоохранении за 2010 г. предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны:

    Непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии;

    Использование твердых видов топлива в домохозяйствах;

    Низкая масса тела при рождении;

    Неправильная практика кормления детей раннего возраста;

    Недостаточное питание детей;

    Избыточный вес или ожирение;

    Вредное употребление алкоголя;

    Употребление табака;

    Небезопасный секс.

    В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%».

    Основными внешними факторами риска смерти в России также являются чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков, дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.

    К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, курение, гиподинамию, ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и другие факторы.

    Так как явление опасности окружающей среды для жизнедеятельности человека рассматривается учеными с различных позиций, то и опубликованные классификации факторов, оказывающих воздействие на организм, отличаются разнообразием и противоречивостью.

    До формирования современного учения об окружающей среде в качестве основных факторов влияния на заболеваемость и смертность нередко рассматривали, а социологи и клиницисты продолжают рассматривать демографические и социальные факторы. Демографическими факторами обычно называют возраст, расу и национальность, пол, сексуальную ориентацию, место проживания. К социальным, как правило, относят: социально-экономическое положение, культуру и воспитание, религиозные убеждения, жизненные события, социальную мобильность, социальные связи и т.п.

    В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.

    Приведенные классификации факторов влияющих на здоровье человека разработаны в процессе практической медицинской деятельности и, безусловно, имеют право на существование. Вместе с тем, они лишь отчасти отражают причинно-следственные связи патологических процессов и не в полной мере отражают опасности и угрозы повседневной жизнедеятельности человека.

    С позиций обеспечения жизнедеятельности человека главным критерием в распределении факторов должен быть результат влияния.

    По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на 5 групп: жизненно необходимые, полезные, индифферентные, вредные и опасные.

    Жизненно необходимые факторы – элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

    Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

    Индифферентные факторы - элементы окружающей среды, влияние которых на организм, скорее всего, еще не изучено. Их наличие или отсутствие в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

    Вредные факторы – элементы окружающей среды, воздействие которых на человека, в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси во вдыхаемом воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

    Опасные факторы – элементы окружающей среды, воздействие которых на человека, в определённых условиях, приводит к острому заболеванию, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти: ионизирующая радиация, боевые отравляющие вещества, движущиеся предметы, вирус лихорадки Эбола и другие.

    При оценке факторов окружающей среды нужно помнить о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (доза) или продолжительности (время) воздействия, может стать вредным и опасным.

    По составу элементов факторы окружающей среды можно объединить в 2 группы: единичные и комплексные. Это чисто теоретическая классификация. Она нужна для научных и образовательных целей. Фактически организм человека подвергается воздействию комбинации факторов.

    В соответствии с классификацией компонентов и объектов окружающей среды комплексные факторы можно распределить на 3 основные группы и их подгруппы.

    В качестве комплексных факторов природных и природно-антропогенных объектов могут изучаться:

    Земля, недра, почвы;

    Подземные и поверхностные воды;

    Атмосферный воздух;

    Растительный и животный мир;

    Озоновый слой атмосферы;

    Лучистая энергия (радиация) и другие.

    В группе комплексных факторов антропогенных объектов большое значение для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека имеет выделение подгрупп социальных факторов, факторов обитаемости антропогенных объектов и факторов питания.

    В подгруппе социальных факторов целесообразно выделять такие комплексные факторы как уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивидуума («образ жизни»). В укладе жизни профессиональных групп особый интерес представляет комплекс вредных и опасных производственных факторов, в подгруппе факторов питания - недостаточное и избыточное поступление в организм питательных веществ и т.д.

    Особое место занимает группа комбинации комплексных факторов, которая в настоящее время практически не исследуется.

    В соответствии с классификацией форм движения материи единичные факторы окружающей среды можно распределить на физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эта классификация основана на Классификации вредных и опасных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003-74) и по своей сути представляет ее модификацию.

    В группу физических факторов включены:

    Механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха);

    Акустические колебания окружающей среды;

    Термические факторы;

    Электромагнитные факторы;

    Барометрическое давление;

    Другие физические факторы.

    Химические факторы, в свою очередь, распределяют:

    По химической структуре (химические элементы, химические соединения);

    В зависимости от пути проникновения в организм человека (вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки);

    По характеру негативного воздействия на организм человека (токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, вещества сенсибилизирующего действия, канцерогенные вещества, мутагенные вещества и вещества, влияющие на репродуктивную функцию).

    В группе биологических факторов целесообразно выделять:

    Биологические вещества (аллергены, прионы, вирусы);

    Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности (бактерии, простейшие, грибки);

    Макроорганизмы (растения, грибы, животные).

    Среди психофизиологических факторов выделяют две подгруппы: физические и нервно-психические нагрузки. В свою очередь, среди физических нагрузок выделяют статические и динамические, а среди нервно-психических - интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность, режим деятельности.

    Результатом взаимодействия организма с окружающей средой является его состояние. Специфические особенности ее факторов, как правило, определяют характерные особенности состояния организма.

    Состояния здоровья и болезни знакомы каждому человеку. И каждый человек знает, что одновременно можно быть и больным и здоровым, что наши ощущения отражают лишь отдельные, частные и не всегда существенные нарушения тех или иных функций организма. Несмотря на то, что человеку иногда кажется, что он полностью болен, вполне очевидно, что универсальной болезни нет. Естественно, что не может быть и универсального здоровья.

    Определения здоровья, как нормы существования человека, которое смогло бы быть безоговорочно принято учеными всех специальностей, нет. Медики и философы, социологи и экономисты, рассматривая данную абстрактно-логическую категорию с разных позиций, определяют ее по-своему, акцентируя внимание на аспектах, представляющих сугубо профессиональный интерес.

    В российской медицинской литературе получило распространение мнение о том, что определение здоровья человека дано в 1946 г. при создании Всемирной организации здравоохранения. Однако, в преамбуле устава, на которую у нас принято ссылаться, изложены лишь принципы, которые авторы текста посчитали основными «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности». Один из них сформулирован так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». По общему признанию этот принцип является удачным политическим лозунгом и в этом качестве успешно используется в управлении государственными и межгосударственными структурами мирового сообщества.

    В преамбуле и во всем английском тексте Устава Всемирной организации здравоохранения нет даже намека на толкование слова «health» (здоровье). Зато оно имеется в дополненном переводе 26-го издания Англо-русского медицинского энциклопедического словаря Т. Стедмана (2000 г.): «Health – здоровье - Состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, без признаков болезни или аномалий».

    Подобное понятие существует и в русском языке. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (2-е издание, 1880 г.) написано: «ЗДОРОВЬЕ или здрав i е ср. состояние животнаго тела (или растенiя), когда все жизненныя отправления идутъ въ полном порядке; отсутствие недуга, болезни».

    При таком толковании слово «здоровье» приобретает значение научного медицинского термина, так как состояние организма можно изучать и оценивать на молекулярном, клеточном, организменном и социальном уровнях.

    Для целей Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в его тесте дано следующее определение здоровья: «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

    Для того, чтобы приведенное определение здоровья приобрело практическую значимость, необходима детальная характеристика основных функций человеческого организма с позиции их значения для жизни человека и общества. В зависимости от уровня исследования организма, критерии здоровья человека могут быть биологическими, медико-биологическими и общественно значимыми. К биологическим показателям состояния организма отнесены биохимические, гистохимические, цитохимические и другие. Медико-биологическими являются показатели состояния физиологических систем, иммунологической реактивности и других, общественно значимыми - показатели репродуктивности, выживаемости, работоспособности, эмоциональной реактивности.

    Общественно значимые показатели основных функций организма являются интегральными, включающими в себя характеристики медико-биологических и биологических показателей, отражающих состояние вспомогательных функций. Интерпретация результатов органолептических, лабораторных и инструментальных исследований организма на основе знания функциональных систем предоставляют возможность объективной оценки уровня здоровья человека.

    Следовательно, здоровье - это состояние организма с оптимальным функционированием органов и тканей, то есть состояние, обеспечивающее осуществление жизненных функций. Соответственно, болезнь - это состояние организма с неудовлетворительным функционированием органов и тканей, то есть состояние организма, ограничивающее осуществление жизненных функций.

    - 53.38 Кб

    Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

    Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

    Деятельность - это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

    Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

    Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

    Среда обитания - это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

    В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек - среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

    В составе окружающей среды выделяют природную, техн огенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

    В составе окружающей среды выделяют:

    • Природная среда (Биосфера) - область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов - разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.
    • Техногенная среда (Техносфера) - среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

    На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.

    В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:

    • Рост численности населения и урбанизация
    • Рост потребления энергии
    • Массовое использование транспорта
    • Рост затрат на военные цели

    Классификация условий для человека в системе "человек - среда обитания":

    • Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.
    • Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.
    • Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.
    • Чрезвычайно опасные. Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

    Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

    Безопасность можно обеспечить двумя путями:

    1. устранением источников опасности;
    2. повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

    Безопасность жизнедеятельности - наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

    Опасность - это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

    Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности - защита человека в техносфере от негативных воздействийантропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

    Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.
    За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек - среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

    Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".

    Система «человек-среда обитания» является сложной системой, к ней, как правило, входит большое количество переменных, между которыми существует много связей. Поэтому математическая обработка данных и вывода универсальных законов в этом направлении будут очень сложными. Сложность изучения систем «человек - жизненная среда» обусловливается тем, что эти системы являются многоуровневыми, содержат в себе положительные, отрицательные и гомеостатические, прямые и обратные связи и имеют много эмерджентных свойств.
    Человек является одним из элементов - субъектом указанной системы, в которой под термином «человек» понимается не только одно существо, индивид, но и группа людей, коллектив, жители населенного пункта, региона, страны, общество, человечество в целом. Человек рассматривается как самоцель развития общества.
    Жизненная среда - второй элемент системы «человек - жизненная среда», ее объект. Жизненная среда является частью Вселенной, где находится или может находиться в настоящее время человек и функционируют системы его жизнеобеспечения. Жизненная среда человека состоит из трех компонентов-природной, социальной, или социально-политического и техногенной среды:
    1) природную среду (человек находится в окружении земной почвы, воздуха, водоемов, растений, животных, солнца, луны, планет и т.п.). Сложившееся независимо от воли человека и имеет свои законы развития, которые определенным образом влияют на человека;
    2) социальное, социально-политическая среда (формы совместной деятельности людей, единство образа жизни). Человека окружают другие люди, приобретенные ими политические системы, интересы, противоречия, недоразумения и др.;
    3) техногенную среду (жилье, транспорт, орудия труда, промышленные и энергетические объекты, оружие, домашние животные, сельскохозяйственные растения и т.п.). Созданное самим человечеством для удовлетворения собственных потребностей, за счет природы. Эта среда является антагонистическим с природным.
    Техногенная среда, как правило, делят на бытовое и производственное.
    Бытовое среда - это среда обитания человека, содержащий совокупность жилых зданий, сооружений спортивного и культурного назначения, а также коммунально-бытовых организаций и учреждений. Параметрами этой среды является размер жилой площади на человека, степень электрификации, газификации жилья, наличие централизованного отопления, наличие холодной и горячей воды, уровень развития общественного транспорта и др.
    Производственная среда - это среда, где человек осуществляет свою трудовую деятельность. Оно содержит комплекс предприятий, организаций, учреждений, средств транспорта, коммуникаций и т.п. Производственная среда характеризуется прежде параметрами, которые специфичны для каждого производства и определяются его назначением. Это вид продукции, выпускаемой на нем, объемы производства, количество работников, производительность труда, энергоемкость, сырьевая база, отходы производства и т.д. Кроме этих параметров есть такие, которые определяют условия труда и его безопасность: загазованность, запыленность, освещенность рабочих мест, уровень акустических колебаний, вибрации, ионизирующей радиации, электромагнитного излучения, пожаро-и взрывоопасность, наличие опасного оборудования, средств защиты работников, степень напряженности труда, психологический климат и многие другие.
    Учитывая, что одна и та же человек постоянно может находиться и в одном, и во втором среде, любые системы «человек - жизненная среда» будут рассматриваться во взаимодействии двух указанных сред, как бытового, так и производственного.
    Параметры бытовой среды регламентируются соответствующими санитарно-гигиеническими нормативными документами, которые устанавливаются государственными или местными органами власти и здравоохранения. Эти параметры поддерживаются специальными службами и самими людьми, проживающими в регионе.
    Параметры производственной среды регламентируются государственными нормативными актами по охране труда и нормативными актами по охране труда отдельных предприятий и ответственность за их соблюдение возлагается на владельцев предприятий или уполномоченных ими лиц.
    Но под влиянием тех или иных факторов, прежде всего природного или военного характера, параметры среды обитания могут выйти за пределы установленных норм и тогда может возникнуть угроза не только здоровью, но и жизни людей.
    Как правило, мы не можем назвать примеры отдельного существования каждого из названных выше компонентов среды обитания - природного, социального или техногенного. Каждый из компонентов среды обитания взаимосвязан с другими, и человек или социальная сообщество испытывает уже результат их комплексного действия.

    Жизнедеятельность человека - это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность и отдых. Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания.Комфортными называютс я такие параметры окружающей среды, которые позволяют создать наилучшие для человека условия жизнедеятельности.

    В процессе своей деятельности человек находится в связи со всеми элементами своей среды обитания, которую можно разделить на бытовую и производственную.

    В производственной среде обитания человек, взаимодействуя с машинами и другими людьми трудом добывает себе средства существования. Физический труд происходит за счёт мышечной деятельности. Мышечная деятель ность делится на

    • динамическую - переменное мышечное усилие с изменением длины мышцы и изменением положения тела,
    • статическую - постоянное усилие без изменения длины мышцы.

    При статической нагрузке мышцы долгое время находятся в одном состоянии, и, по сравнению с динамической нагрузкой, когда происходит чередование сокращений и расслаблений мышц, является более утомительной. При возбуждении мышц происходит превращение потенциальной энергии питательных веществ (углеводы, жиры и белки) и кислорода в работу с выделением тепла.

    В бытовой среде можно выделить как неспецифические для человека функции (питание и выделение), так и специфичные для некоторых млекопитающих (сон, секс для удовольствия).

    Взаимодействие со средой обитания


    30.11.2010 08:29

    Основы взаимодействия в системе
    «человек – среда обитания»

    В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания, и её составляющих между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ, энергий всех видов и информации.
    В соответствии с законом сохранения жизни Куражковского Ю.Н.: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».
    Человеку эти потоки необходимы для:
    - удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде и т.п.

    В то же время человек в жизненное пространство выделяет потоки:
    - энергии, связанной с его сознательной деятельностью (механической, интеллектуальной энергии),
    - а также потоки масс вещества в виде отходов биологического процесса, потоки тепловой энергии и др.

    Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создаёт в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки абиотических веществ (воздух, вода и др.), потоки энергии различных видов, в том числе и при стихийных явлениях в естественной среде.
    Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоёмы, жидкие и твёрдые отходы, различные энергетические воздействия). Последние возникают в соответствии с Законом о неустранимости отходов и побочных воздействий [l]: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве». Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах и пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.
    Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как личности, кроме того, социум создаёт информационные потоки при передаче знаний, при управлении обществом, при сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создаёт потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.
    Характерные потоки масс энергий и информации для различных компонентов системы «человек + среда обитания» описана в естественной среде, техносфере, в социальной среде и основных потоках, потребляемых и выделяемых человеком в процессе жизнедеятельности:

    А). Основные потоки в естественной среде:
    - солнечное излучение, излучение звёзд и планет;
    - космические лучи, пыль, астероиды;
    - электрическое и магнитное поля Земли;
    - круговороты веществ в биосфере в экосистемах, в биогеоценозах;
    - атмосферные, гидросферные и литоферные явления, в том числе и стихийные;
    - другие;

    Б). Основные потоки в техносфере:
    - потоки сырья, энергии;
    - потоки продукции отраслей экономики;
    - отходы отраслей экономики;
    - бытовые отходы;
    - информационные потоки;
    - транспортные потоки;
    - световые потоки (искусственное освещение);
    - потоки при техногенных авариях;
    - другие.

    В). Основные потоки в социальной среде:
    - информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.;
    - людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения);
    - потоки наркотических средств, алкоголя и др.
    - другие.

    Г). Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности:
    - потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики и т.п.);
    - потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);
    - информационные потоки;
    - потоки отходов процесса жизнедеятельности;
    - другие.

    Безопасность, опасность, риск и его расчет. Условия существования человека состоят из существующих независимо от нее, и созданных собственно человеком.

    Окружающей среды, или окружающая среда, или среда обитания человека - это совокупность конкретных абиотических и биотических условий обитания человека.

    Абиотические условия проживания (абиотической среде) - это совокупность неорганических веществ, которые являются основой существования биосферы. Абиотические условия состоят из химических (например, состав атмосферного воздуха, наличие в нем примесей, состав воды, наличие в ней определенных неорганических ионов) и физических (например, температура воздуха, атмосферное давление, господствующие ветры, солнечная инсоляция, радиационный фон).

    Биотические условия (биотическое среда) - это совокупность живых организмов, которые своей жизнедеятельностью влияют на другие организмы, в том числе и на человека.

    К среде обитания человека, существует даже вопреки его воли (т.е. среды), необходимо добавить еще несколько компонентов, без которых существование человека невозможно, это прежде техногенное и социальное среды.

    Техногенная среда - это окружающая среда, является производной деятельности человека, то есть среда, возникшее как следствие целенаправленной деятельности человечества. Сейчас, за отдельными исключениями, почти все окружающую среду является техногенным. Объектами деятельности человека есть города и села, промышленные предприятия и гидроэлектростанции, сельскохозяйственные угодья и искусственные водотоки, даже много лесов в Украине, как правило, посажены человеком. То же касается и социальной среды, которое является следствием интеллектуальной деятельности человека и ныне охватывает все достижения человечества за всю его историю.

    Отметим, что абиотические и биотические условия значительно консерва-тивниши, чем техногенные и социальные, так как последние два компонента целиком зависят от деятельности человека. Именно деятельность (а зачастую целенаправленная деятельность) отличает человека от всех остальных живых существ Земли - она является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования общества.

    Для более глубокого понимания проблемы безопасности жизнедеятельности приведем определение еще нескольких понятий, касающихся БЖД.

    Термин "безопасность" в каждой сфере общественной (хозяйственной) деятельности имеет специфический конкретный смысл. Безопасность - это состояние определенных условий жизнедеятельности человека, при которых в окружении человека отсутствуют (или минимизированы) внешние факторы, угрожающие его жизни и здоровью. Управляемыми факторами техногенные, то есть созданные человеком в процессе технологического развития общества: машины и механизмы, различные вещества и материалы, которые имеют опасные свойства и выявляют их в работе или пользовании ими в повседневной жизни, транспортные средства, сооружения, инженерные коммуникации и др.. Безопасность жизнедеятельности человека в значительной мере определяется также состоянием окружающей природной среды, который отчасти может быть управляемым.

    Общеизвестна такая аксиома: абсолютной безопасности невозможно достичь ни в одной сфере человеческой деятельности. Любая деятельность потенциально опасна.

    Опасность - это наличие в окружении человека объектов, веществ, явлений и условий, которые несут в себе угрозу здоровью и жизни человека.

    Риск - вероятность того или иного случая, когда человек может испытать негативного влияния факторов природного или техногенного происхождения, что приведет к потере жизни или здоровья отдельного человека или группы людей. (Расчеты риска основном ретроспективные, они базируются на анализе конкретного процесса или явления, которое уже произошло и статистически определено.) Это оценка опасности, осознанная возможность ее существования. Риск характеризует вероятность возникновения опасности от любого фактора. Рассчитывают риск (Р) по формуле

    где М - частота того или иного следствия, явления, события за определенный промежуток времени В - величина, с которой соотносится частота М (время, численность, критическая или возрастная группа, популяция и т.п.).

    Рассчитаны учеными Института стратегических исследований Украины масштабы риска смерти в Украине представлены в табл. 1.

    Согласно приведенным в табл. 1 данным, вероятность смерти от самоубийства, убийства и отравления как алкоголем, так и любой неизвестным веществом (которую основном считали алкоголь) находится на одном уровне с вероятностью смерти от туберкулеза. Возникает вопрос: от чего спасать нацию?

    Здоровье - так называемый первый состояние человека - нормальное состояние организма. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.

    Нездоровье (болезнь) - так называемый второй состояние человека - расстройство здоровья, нарушению правильной деятельности организма.

    Третье состояние человека - так называемая предболезнь - состояние человека, когда болезнь еще не проявилась, но начальные ее признаки уже можно диагностировать.

    Всего опасность делится на категории:

    По происхождению - естественная, техногенная, антропичного (чаще называют антропогенная), экологическая, смешанная;

    По времени действия негативных последствий - импульсная и кумулятивная;

    По локализации - связана с атмосферой, литосферой, гидросферой, космосом;

    По результатам - утомление, заболевания, травмы, смертельные случаи;

    По убыткам - социальная, техническая, экологическая;

    По сфере проявления - бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др..;

    По структуре - простая и производная (порождается взаимодействием простых);

    По характеру воздействия на человека - активная и пассивная (образуется за счет энергии человека).

    Жаль - временный или постоянный расстройство здоровья человека, среди прочего возникает из-за пренебрежения опасности. Следовательно, безопасность жизнедеятельности - это наука, призванная выявлять возможные причины и пути возникновения опасности, предусматривать вероятность возникновения опасности, а также защищать людей от опасности, ликвидировать последствия ее проявлений т.д.. Концентрируя свое внимание на человеке, эта наука идентифицирует опасные и вредные факторы окружающей среды, разрабатывает мероприятия, связанные с созданием благоприятных условий для существования человека.

    Из изложенного следует, что БЖД - это комплексное научное направление, связанное с многими другими направлениями науки - анатомией, физиологией, психологией, экологией, здравоохранением, производственной санитарией и гигиеной, техникой, экономикой, социологией и др.. Примеров можно привести множество. Еще на стадии проектирования любого механизма, машины, устройства первым условием возможности его применения является безопасность оператора - человека, управляет им. Это касается и шагающего экскаватора и электрического тостера т.д.. Вторым важным условием является удобство управления (использования), что обеспечивает высокий уровень работоспособности оператора в течение длительного времени. Третье условие - безопасность (или минимальная вредность) для окружающей среды.

    Человек в своей жизнедеятельности проявляет себя как творческое и деятельное существо, наделенное свободой, сознанием и способностью к деятельности. Неоднозначность человека и его непредсказуемость подтверждается множественностью его трактовок.

    Человек и его жизнедеятельность в христианстве

    Так, согласно христианским догматам, человек – высшее существо из всех земных, но реальность не ограничивается этим, земным, миром. Есть еще и мир «небесный», высший, а раз мир этот высшей, то и существа, живущие в нем, «выше» всех людей; а это означает, что человек не является высшим существом с безграничными способностями. Человек свободен в выборе жизненного пути, но в конечном счете у него их всего два: путь спасения или путь греха.

    Человек и его жизнедеятельность в философии Просвещения и кантианстве

    Человек в философии просвещения признается высшим существом на земле, сущность которого состоит в его страстях: желаниях, чувствах, эмоциях, любви, ненависти, радости жизни и так далее. Религия заставляет человека лишать себя своей сущности. Человек же не должен лишать себя этих радостей; сознательно лишая себя этого, он нарушает свою природу, свою сущность. Человек в светском гуманизме эпохи просвещения - высшее существо на земле, сущностью которого являются его страсти: желания, чувства, эмоции, любовь, ненависть, радости жизни и так далее. Человек не должен полностью ограничивать себя, так как при сознательном лишении себя этого, он приходит к нарушению своей природы, своей сущности.

    Замечание 1

    В философском учении И. Канта человек оказывается разорванным между двумя мирами, но не между небом и землей, как в средневеково-теологическом и истинно-христианском, а между эмпирией, чувственной реальностью, сущим и должным, идеальным, нравственным. Человек должен поступать, главенствуясь должным, нравственным. Соблюдение данного принципа большинством индивидов является неотъемлемым условием успешного функционирования и развития социума.

    Человек и его жизнедеятельность в философии жизни и экзистенциализме

    Индивидуальность, феномен существования человека «здесь и сейчас» становится центром философского дискурса в экзистенциализме. В XX веке формируется еще одна трактовка гуманизма – экзистенциально-атеистическая. Так, экзистенциалист Жан Поль Сартр одну из своих работ посвятил обоснованию гуманизма с экзистенциалистских позиций, назвав ее «Экзистенциализм – это гуманизм». В ней он утверждает, что экзистенциализм можно считать гуманизмом, поскольку в нем провозглашается свобода человека.

    В философии жизни человек предстает как существо, поведение которого детермнировано внеразумными началами. Так, например, у А. Шопенгауэра Человек – высшая объективация воли, через его самосознание воля осознаёт себя. Чувственно воспринимаемый мир – это лишь представление человека, обусловленное особенностями его чувств и мышления. Видя бессмысленность и трагичность этого мира, человек может понять его иллюзорность, осознать, что смерть – это лишь прекращение существования интеллекта и чувственно воспринимаемого мира, но после неё для каждого индивида остаётся воля как бесконечная жизнь. Таким образом, через самосознание человека воля осознаёт себя.

    Человек и его жизнедеятельность в марксизме

    Согласно социально-философским воззрениям, восходящим к К. Марксу, человек – частица общества, а значит, каково общество, таков и человек, развитие общества детерминирует развитие человека, «бытие человека определяет его сознание». Как писал Маркс, «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни».

    Замечание 2

    Человек, таким образом, меняется от эпохи к эпохе с развитием общества. Такой позиции, помимо Маркса, придерживались Гегель, Лосский, Спенсер, Дюркгейм. Исходя из этого подхода, изучая общество, мы изучаем человека как его типичного представителя.



    Поделиться