О Пророчестве и Послании Исхак а, мир Ему. Примирение с братом

Пророк Салих (а.с.):

После того, как в пророках прошлого нашли отражение многие качества Всевышнего, наступило время отпереть некоторые замки от дверей, ведущих к сокровенному. Вот поэтому дух пророка Салиха (а.с.) возник из света божественного имени Аль-Мухаймин , что означает Свидетель. Также Аллах показал Салиху (а.с.) примеры Своего могущества. Разум и сердце этого пророка стали отражением имени Аль-Мухси (Все считающий), поскольку Салих подсчитал, что его народ погибнет через три дня. В его душе проявились имена Аль-Фаттах (Открывающий врата добра и благ) и Аль-Кабид (Забирающий души), так как Салих (а.с.) выпустил из скалы благословенного верблюда, а потом лишил свой народ земных наслаждений, подвергнув их гибели.

Пророк Ибрахим (а.с.) :

Благодаря тому, что прежние пророки смогли пройти ступени почитания (такдис) , очищения (танзих) и отречения от всего земного (тафрид), была окончательно достигнута степень познания господства Аллаха (рубубият). Из божественной любви появился Ибрахим Халилуллах. Намруд выступил против него, подчинившись своему нафсу. Он бросил Ибрахима (а.с.) в огонь, чтобы проверить, является ли тот истинным пророком. Однако огонь Намруда стал для достопочтенного Ибрахима (а.с.) светом и цветущим садом, ибо его дух был создан из сияния имени Аль-Азиз (Могущественный, Непобедимый). Аллах сделал его достойным этого имени. Он заслужил высочайших степеней перед Аллахом, ему был показан священный мир небесных духов и ангелов. Разум и сердце пророка Ибрахима (а.с.) были освещены сиянием имени Аль-Халим (Кроткий), поэтому не случайно Аллах говорит о нем в Коране:

«Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (Сура «Покаяние», аят 114).

По этой причине Ибрахим (а.с.) относился ко всем людям мягкосердечно. Его душа олицетворяет два божественных имени: Ар-Раззак (Дающий блага и пропитание) и Ар-Рашид (Направляющий на правильный путь). Аллах указал ему источники благ и пропитания, благодаря чему он никогда не нуждался. Рашидом же его можно считать вот почему: Аллах говорит о нем:

«Еще раньше Мы даровали Ибрахиму верное руководство (хидаят), и Мы были осведомлены о нем» (Сура «Пророки», аят 51).

Пророк Исмаил (а.с.) :

Когда любовь Аллаха проявилась в Ибрахиме, он бросил свое тело в огонь, предпочитая ему дух. В ответ на это, Аллах счел уместным воспроизвести от него сразу двух пророков. Одним из них был Исмаил, готовый пожертвовать своей жизнью. А вторым был Исхак, который выскреб до дна свой нафс и развеял.

В соответствии с этим, истина пророка Исмаила (а.с.) заключена в имени Аль-Джаббар (Подчиняющий), поскольку он полностью подчинил свой нафс воле Аллаха, отдал Ему всего себя без остатка. Вот почему Аллах отправил в качестве жертвы барана вместо него.

Его душа отражала свет имени Аль-Халим (Кроткий, Покорный), ибо он покорился повелениям Аллаха. Не зря Всевышний говорит о нем в Коране:

«Тогда Мы обрадовали его вестью о послушном мальчике» (Сура «Саффат», аят 101).

Душа Исмаила олицетворяла три имени Аллаха: Аль-Муджиб (Отзывчивый), Ар-Ракиб (Присматривающий) и Аль-Хасиб (Берущий отчет). Исмаил подчинился воле Аллаха, исполнил просьбу своего отца и потребовал отчета у своего нафса.

Из благословенного рода пророка Исмаила (а.с.) в мир пришел Мухаммад Мустафа с.г.в.).

Пророк Исхак (а.с.) :

Необходимо знать, что дух Ибрахима (а.с.) возник из тайны бытия, а его душа - из сонма идей. Так Исмаил (а.с.) обрел бытие, а Исхак стал главой многочисленного рода.

Источником духа пророка Исхака (а.с.) стало имя Всевышнего Аль-Мутакаббир (Обладатель истинного величия).

Ар-Рауф ( Сострадающий), ибо он был очень сострадателен к верующим.

Источником его души были имена Аль-Вакиль (Покровитель) и Аль-Баис (Воскрешающий после смерти и ниспосылающий пророков). Вот поэтому он стал покровителем святых духов и прародителем многих пророков.

Пророк Йакуб (а.с.) :

Когда в мире возникла нужда во многих пророках, первым на свет появился Йакуб (мир ему). Он был хранителем указаний предыдущих посланников Аллаха. У пророка Йакуба родились двенадцать сыновей, и Всевышний Аллах сделал одного из них зеркальным отражением божественной красоты. Увидев его прекрасный лик, Йакуб пришел в сильное изумление. Вот поэтому эта красота пропала из его взора, он расстался со своим сыном Йусуфом. Пророк Йакуб (а.с.) перенес много горя, так как за сильной любовью часто следует много печали. Недаром великие говорили:

За любовью следует красота, за красотой - беды, а за бедами - большая печаль.

Истина пророка Йакуба (а.с.) исходила от имени Аль-Кабир (Великий), поскольку он был патриархом сынов Исраиля и родоначальником пророков.

Его разум и сердце олицетворяют имя Аль-Вадуд (Любящий), так как он полюбил божественную красоту, которую увидел в своем сыне Йусуфе, и привязался к ней всем сердцем.

Его душа была освещена именами Аль-Халик (Создатель) и Аль-Бари (Создающий без изъянов), поскольку он создал многочисленную семью.

Из книги "Анваруль-ашикын"

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Кто такой пророк Якуб в исламе? Якуб, или Исраил, - это один из избранников Аллаха, предназначенный им для передачи людям его откровения и Писания. Он был сыном Исхака и внуком поэтому его еще называют - пророк Ибрахим Исхак Якуб. В их роду было около тысячи пророков.

В Коране он характеризуется как обладатель знаний, благой избранник, сильный и прозорливый. Жизнь его была насыщена испытаниями, которым он с честью противостоял. История пророка Якуба будет рассмотрена в этой статье.

Спор в утробе

Когда отец Якуба, Исхак, вырос, он получил от Всевышнего пророчество и был послан в племя Шам, где взял в жены Рабикат. Она родила ему двух сыновей-близнецов - Айса и Якуба. По одним сведениям, Якуб родился в Сирии, по другим - в Палестине.

Рабикат услышала, что в ее утробе сыновья общаются друг с другом. При этом Айс угрожал, что вспорет живот матери, если Якуб появится на свет первым, а затем убьет и его самого. Якуб предложил брату выходить на свет раньше, чем он. Так оно и случилось. Таким образом, споры о первенстве между братьями начались еще до их рождения, и Якубу удалось разрешить первый из них, уступив Айсу.

Любовь разделилась

Любовь родителей разделилась между двумя близнецами. У матери сердце больше лежало к Якубу, у отца - к Айсу. Исхак старел, и его зрение ухудшалось, поэтому он был неспособен различать своих детей. Когда силы стали покидать его, он призвал к себе Айса, чтобы попросить у Всевышнего баракат (благословение) для него. Исхак велел привести ему барана для жертвоприношения.

Этот разговор услышала Рабикат и захотела, чтобы баракат от дуа (молитвы) передался не Айсу, а Якубу. Мать велела Якубу подойти с зарезанным бараном раньше, чем Айс. Тот так и сделал. Отца взяли сомнения, и он спросил Якуба: «Ты кто?». Рабикат подтвердила, что это Айс, и призвала мужа помолиться за него.

Материнская хитрость

Чтобы отец принял одного сына за другого, мать, проявив хитрость, одела Якуба в одежду из шкур, так как у Айса тело было волосатым. Проведя рукой по телу Якуба и почувствовав волосы, отец промолчал. Но при этом он подумал, что тело как будто принадлежит Айсу, тогда как его запах - Якубу, и решил, что в этом деле следует довериться Аллаху.

Взяв сына за руку, он вознес искреннюю мольбу Аллаху о том, чтобы тот по своей милости сделал пророками, посланниками и царями его потомков. Когда перед отцом снова появился Айс, Исхак сообщил ему, что передал дуа пророку Якубу. Айс пришел в ярость, пообещав, что убьет брата. Отец стал успокаивать своего любимца, сообщив, что для него также приготовлено дуа, и подозвал его поближе. Он попросил у Всевышнего для Айса множество детей, из которых бы происходили правители, что и случилось впоследствии.

Якуб-Исраил

После этого Айс вновь обозлился на Якуба, и Рабикат, испугавшись, что тот убьет ее любимца, дала последнему совет переехать в Наджран. Вместе со своим дядей после Якуб отправился туда и остановился у родственников матери.

Направляясь в Наджран, Якуб находился в пути только ночью, а днем вынужден был скрываться. Считается, что он был первым ночным путешественником. Такое ночное хождение называется «исра», поэтому второе имя Якуба - Исраил. От этого имени произошло и название евреев, его потомков, указанное в Коране, - дети Исраила (израильтяне).

Рождение детей

Целых 40 лет Якуб был на службе у родственников. Здесь же он женился. Жен у пророка Якуба было две - Лайла и Рахиль. Обе они были дочерьми его дяди. А также он имел две наложницы - Балху и Зульфу.

Все они родили ему детей - одну дочку и сыновей. Сколько сыновей было у пророка Якуба? Всего их было двенадцать, из них произошли двенадцать колен Израилевых и множество пророков. После того, как Всевышний избрал Якуба своим пророком, тот, взяв с собой семью, уехал в Кенан, или Ханаан, и поселился там. Он призывал местных жителей поверить в Аллаха, встать на путь истинной веры.

Примирение с братом

Перед отъездом Якуб отправил сыновей навестить Айсу, поприветствовать его, узнать, как его дела. Встретив сыновей брата, выслушав их историю, Айс очень обрадовался, забыв свою обиду. За детьми последовал и сам Якуб, и отношения братьев в своей ясности стали похожи на солнечный день.

Так в любви, которую всевышний вселил в их сердца, они прожили долгие годы. После этого Айс поселился в Шаме, а Ханаан оставил Якубу. Айс женился на своей двоюродной сестре, родившей ему множество детей.

Пророк Якуб и Юсуф

Из всех детей Якуба самым любимым был Юсуф. Когда Юсуфу было 7 лет, он увидел сон, который рассказал отцу. Во сне солнце, луна и одиннадцать звезд пришли к нему на поклон. Якуб, обладая даром толкования снов, данным ему Аллахом, предсказал сыну, что тот станет пророком и получит множество благ. При этом он предупредил мальчика, чтобы тот не рассказывал об этом братьям, так как они могут нанести ему вред из чувства зависти.

Любовь Якуба к Юсуфу не являлась просто слепым чувством. Она была результатом проявления таких качеств мальчика, как почтительность, уважение, мудрость. Видение Юсуфа сделало привязанность отца к сыну еще больше. В нем Якуб увидел задатки исключительности и пророческого дара. Замечали это и братья, что со временем заставило их задуматься. Они постоянно совещались между собой, и в конце концов задумали недоброе.

Братья против Юсуфа

Другие сыновья пророка Якуба, завидуя Юсуфу, решили его убить. Они надеялись, что это поможет им в полной мере завладеть отцовской любовью и после этого стать праведниками. В результате Юсуф был брошен братьями в колодец. Перед этим братья убедили отца, который ожидал от них чего-то плохого, отпустить с ними Юсуфа.

Они вывели его за город и там привели в исполнение свой приговор. Затем они испачкали рубашку брата кровью животных и, плача, предъявили ее отцу, сказав, что Юсуфа задрал волк. Однако Якуб увидел, что рубашка не была разорвана, а, значит, волк здесь ни при чем, и его любимый сын жив. В продолжение многих лет он ждал возвращения Юсуфа, беспрестанно проливая слезы. От этого у него сначала испортилось зрение, а затем наступила слепота.

Продажа в рабство

После того, как братья бросили Юсуфа в колодец, он сидел в нем в полном одиночестве во мраке ночи, пугаясь криков диких животных. Этот колодец располагался на караванном пути, соединяющем Палестину и Сирию. Когда на пути появился караван, один из слуг отправился за водой, он нашел несчастного Юсуфа.

Направляясь в Египет, хозяева каравана решили взять мальчика с собой, а прибыв на место, продали его как дешевый товар. Так ребенок, который был родом из весьма высокочтимой семьи, по вине своих родных братьев стал рабом. Понятно, что на душе у него были страх и горечь. Дальше его ждала удивительная судьба.

Юсуф был продан одному из знатнейших людей в Египте - второму после царя - и вырос в его доме. Таким образом мальчик смог близко познакомиться с культурой и обычаями народа Египта. Жена вельможи не могла иметь детей, и взяла к себе Юсуфа. Когда юноша повзрослел, он стал очень красивым.

Заточение

Его прекрасная внешность стала привлекать к себе внимание знатных женщин и в первую очередь жены его хозяина, и она стала соблазнять Юсуфа. Хотя Юсуф и жил в доме управляющего делами фараона, он все же находился в рабском положении, и жена вельможи стала шантажировать его, грозя ложными обвинениями и тюремным заключением.

Когда же тот отказался делить с ней ложе, она оклеветала парня, и его бросили в темницу. Тюрьма располагалась неподалеку от дома правителя, и, переселившись в нее, он после роскошных дворцовых интерьеров оказался в яме на большой глубине. Жизнь его коренным образом изменилась, и в ней начался новый этап. Находясь в заточении, Юсуф принялся проповедовать веру в Единого Бога, а также толковать сны.

Сон фараона

Однажды фараону приснился сон, в котором семь худых коров поедали семерых тучных, а также присутствовали семь колосьев зеленых и семь высохших. Правитель был очень взволнован увиденным во сне. Толкователи, желая успокоить правителя, пытались убедить его в том, что его видение - лишь путаница, бессвязный сон и ничего больше. Поэтому не нужно придавать ему значение и просто забыть.

Юсуф услышал рассказ о сне фараона и объяснил его следующим образом, сказав правителю: «В течение семи лет вы будете постоянно сеять. А то, что вы пожнете, вам нужно оставлять в колосьях, за небольшим исключением - маленького количества, которое пойдет в пищу. После этого придут семь трудных лет, которые поглотят то, что будет приготовлено для них, кроме того небольшого количества, что будет сохранено. Вслед за этим наступит год, во время которого пройдут обильные дожди, и людьми будут выжаты все плоды».

Прослышав об этом толковании, фараон призвал Юсуфа к себе. Но до того как выйти из заточения, пророк Юсуф призвал правителя расспросить женщин о том, по какой причине он был брошен в темницу. Тогда жена вельможи призналась, что она соблазняла юношу, предлагая ему выбрать, либо близкие отношения с ней, либо тюрьму. Будучи праведником, Юсуф выбрал второе. Тем самым была подтверждена невиновность пророка.

Встреча с братьями

Выйдя из заключения, Юсуф стал знатным человеком и использовал все свои возможности для того, чтобы проповедовать истинную веру. Фараон поверил предсказанию Юсуфу, и сделал так, как тот советовал. При этом фараон поручил ему управлять всеми складами Египта, и он приступил к осуществлению данных им же советов. Жизнь в Египте наладилась, народ был спасен от голодной смерти.

В отличие от Палестины, где жили отец и братья Юсуфа, и где начался голод. Тогда Якуб решил отправить сыновей в Египет для закупки зерна. Все братья Юсуфа, кроме младшего Биньямина, прибыли в Египет, будучи гонимыми свирепой нуждой. Юсуф узнал их, однако не подал вида. Он обеспечил их продовольствием и велел, чтобы они привели к нему Биньямина, чтобы отдать ему его долю при личной встрече.

Смерть Якуба

Когда Юсуф открылся братьям, и они узнали его, они пожалели о случившемся и раскаялись. После этого к их отцу был послан гонец, чтобы привезти его и Биньямина в Египет к Юсуфу. При этом, узнав, что отец ослеп от слез, которые он проливал по сыну, Юсуф передал ему рубашку, чтобы тот накинул ее себе на лицо и вернул зрение.

Когда все родственники собрались вокруг Юсуфа, они в знак большого почтения глубоко поклонились ему. Ранее Юсуфу было видение о том, что вся семья воссоединится в земле египетской. Вскоре пророк Якуб умер, завещав сыновьям похоронить его рядом с его отцом Исхаком. Его завещание выполнил любимый сын.

Он привез тело Якуба в Палестину, где пророк был погребен в пещере Эль-Халиля. Рядом находится и могила его жены Рахили, родившей ему Юсуфа. Впоследствии здесь был погребен и Устное предание о пророке Якубе, его жизни и смерти, жизни и смерти Юсуфа соответствует рассказу, изложенному в Коране.

Миссия Якуба

Перед смертью Якуб, собрав всех своих сыновей, спросил их: «Чему будете вы поклоняться после моего ухода?». И те отвечали ему: «Будем поклоняться Богу, которому поклонялся ты и твои отцы - Ибрахим, Исмаил, Исхак - Богу Единому». Якуб завещал сыновьям сохранить пророческую миссию, быть покорными и постигать науку Тавхида.

Тавхид представляет собой поклонение только Аллаху, с убеждением умом и сердцем в его единственности, сущности, присущих ему действиях и атрибутах, в том, что все происходит согласно его воле. Науку «Тавхид» также называют «Калям», она изучает все, связанное со всевышним, указывая на то, что в верующем человеке должна быть правильная убежденность, в противном случае все его деяния будут тщетными.

Именно постижение Тавхида и следование ему являлось миссией посланников, которых Аллах направлял для того, чтобы спасти людей от заблуждений и унижений, направить их к вере и пути истинному. Такой была миссия и пророка Якуба, и его сына Юсуфа. От двенадцати сыновей произошли двенадцать колен Израилевых и множество пророков, таких, как: Муса, Сулейман, Иса, Давуд. Исламского пророка Якуба отождествляют с библейским пророком Иаковом.

Упоминание о Йакубе в Коране.

2 аль-Бакара (Корова), 132, 133, 136, 140

3 аль-Имран (Семейство Имрана), 84

Ан-Ниса (Женщины), 163

Аль-Анам (Скот), 84

Худ, 71

Йусуф

Мapьям, 49

Аль-Анбийа (Пророки), 72

Аль-Анкабут (Паук), 27

Сад, 45

Описание Йакуба в Коране.

Имя пророка Йакуба упоминается в нескольких аятах Священного Корана, кроме того, кораническая сура «Йусуф», посвященная сыну Йакуба и истории его жизни, пронизана диалогами Йакуба со своими детьми (без конкретного упоминания его имени).

Подтверждением тому, что Йакуб был пророком Всевышнего Аллаха, служат следующие аяты Корана:

«Когда он (Ибрахим) удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Каждого из них Мы сделали пророком» (19 Мapьям, 49)

«Воистину, Мы внушили тебе (Мухаммад) откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур (Псалтырь)» (4 ан-Ниса, 163)

Всевышний Аллах говорит о Йакубе как о достойном и праведном пророке, проницательном и мудром, идущим прямым путем и творящим добро:

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, и сделали их всех праведниками» (21 аль-Анбийа, 72)

«Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых» (38 Сад, 45)

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем … Таким образом Мы воздаем творящим добро» (6 аль-Анам, 84)

Место рождения и родословная пророка Йакуба.

В коранических аятах указывается, что Йакуб был сыном пророка Исхака и внуком великого пророка Ибрахима.

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака, а вдобавок – Йакуба, …» (21 аль-Анбийа, 72)

«… Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. …» (19 Мapьям, 49)

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Йакуба. …» (6 аль-Анам, 84)

Предположения о месте рождения Йакуба неоднозначны. По мнению некоторых толкователей, отец Йакуба, Исхак, жил где-то на территории современной Сирии. По другой версии - на юге Палестины. Жена Исхака долгое время не могла родить ребенка, и тогда он обратился к Аллаху с мольбой о потомстве. Через какое-то время на свет появились сыновья-близнецы. Первым родился Ийс, за ним - Йакуб, чьё имя означает «следующий». Ссылаясь на эти комментарии можно предположить, что пророк Йакуб родился где-то в Шаме (общее название стран восточной части Средиземного моря) - на территории современной Сирии или Израиля.

Некоторые люди называли пророка Йакуба – Исраиль (раб Аллаха), откуда в дальнейшем и пошло понятие «двенадцать колен Исраила» (потомки пророка Йакуба от его двенадцати сыновей).

Каких-либо достоверных упоминаний о дальнейших событиях жизни Йакуба нет, кроме той информации, которая содержится в коранической истории о сыне Йакуба – Йусуфе (события, упоминаемые в этой суре, будут рассмотрены далее). Некоторые богословы в своих комментариях повествуют, что по совету своей матери, Йакуб уехал к ее брату в Харран (город на севере Междуречья, на территории современной Турции). Там он оставался на протяжении долгих лет жизни (по одной версии - двадцати лет, по другой версии - сорока лет) и служил своему дяде. У того было две дочери: старшая по имени Лия и младшая по имени Рахиль. Йакуб работал пастухом у своего дяди в течение семи лет, после чего тот отдал ему в жены старшую дочь Лию. Затем Йакуб остался еще на семь лет и получил в жены Рахиль. По Шариату пророка Ибрахима, которого придерживался и пророк Йакуб, было разрешено состоять в браке с двумя родными сёстрами одновременно (этот закон в дальнейшем был отменён в Торе). Дядя Йакуба подарил своим дочерям двух рабынь – Зелфу (Зилпу) и Валлу (Билху), которые потом были переданы Йакубу. Лия родила Йакубу шестерых сыновей, Рахиль - двоих, а наложницы - четверых. Таким образом, у Йакуба было 12 сыновей. Что из вышесказанного является истинной - известно лишь Всевышнему Аллаху, так как в достоверных источниках эта информация из жизни Йакуба не содержится, а основывается она, скорее всего, на израильских писаниях и библейских рассказах, истинность которых сомнительна.

Религия Йакуба.

О религии пророка Йакуба так же, как и о религии пророков Ибрахима, Исмаила и Исхака между иудеями и христианами шли долгие споры. Господь через кораническое откровение закончил полемику по этому поводу, сообщив:

«Неужели вы скажете, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и колена (двенадцать сыновей Йакуба) были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах? Кто может быть несправедливее того, кто скрыл имеющееся у него от Аллаха свидетельство? Аллах не пребывает в неведении относительно того, что вы совершаете» (2 аль-Бакара, 140)

«О люди Писания! Почему вы препираетесь относительно Ибрахима, ведь Таурат (Тора) и Инджиль (Евангелие) были ниспосланы только после него. Неужели вы не разумеете?

Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином и не был из числа многобожников…» (3 аль-Имран, 65, 67)

Пророк Йакуб, также как и пророк Ибрахим, не был ни иудеем, ни христианином. Его религия – Единобожие.

«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба) и в то, что было даровано Мусе, Исе и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся» (2 аль-Бакара, 136) (3 аль-Имран, 84)

Пророк Йусуф, сын пророка Йакуба, находясь по стечению обстоятельств в тюремном заключении, сказал своим сокамерникам, что его миссия основывается на религии его предков. Это подтверждает, что религии Ибрахима, Исхака и Йакуба совпадают – это поклонение только Единому и Единственному Богу.

«Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба. Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны» (12 Йусуф, 38)

Что касается пророческой миссии Йакуба, то после того, как Всевышний Аллах сделал его своим пророком, Йакуб вместе со своей семьей уехал из Харрана, где в тот период жил у своего дяди и поселился где-то на территории Ханаана (израильские земли). Он призывал население этого региона к вере в Аллаха и судил на основании законов, переданных Аллахом его деду Ибрахиму.

Со слов Абу Зарра, сподвижника Посланника Аллаха (сас) передан следующий хадис:

«Пророка Мухаммада (сас) спросили: «Какая мечеть была построена первой?» Пророк ответил: «Заповедная Мечеть (в Мекке)». Абу Зарр далее спросил: «Какая была построена следующая?» Пророк ответил: «Мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме)». Абу Зарр еще раз спросил: «Сколько времени прошло между строительством первой и второй?» Пророк сказал: «Сорок лет». Абу Зарр еще раз спросил: «Какая мечеть - следующая?» Пророк ответил: «Всякий раз, когда наступает время молитвы, молись. Вся земля является мечетью (для верующего)»»

Ссылаясь на данный хадис, некоторые мусульманские ученые утверждают, что мечеть Аль-Акса (в Иерусалиме) построена именно пророком Йакубом через сорок лет после того, как пророки Ибрахим и Исмаил построили Заповедную Мечеть. Однако есть версия, что в строительстве этой мечети принимал участие пророк Исхак, отец Йакуба.

Потомство Йакуба.

Великий Аллах даровал пророку Йакубу многочисленное потомство. От первой жены Лии у него было шестеро сыновей, от второй, Рахиль, двое. Помимо жен, каждая из наложниц Йакуба родила ему двоих мальчиков. Племена потомков двенадцати сыновей Йакуба и образовали израильский народ.

После рождения второго ребенка, жена Йакуба, Рахиль, заболела и вскоре умерла. Впоследствии, сыновей Рахиль (Йусуфа и его младшего брата) пророк Йакуб стал любить сильнее остальных детей, так как они остались без материнской опеки. Но больше всех Йакуб одаривал своим теплом, вниманием и лаской Йусуфа. Когда мальчику исполнилось семь лет, он увидел во сне, что одиннадцать звезд, луна и солнце поклонились ему. Об этом он рассказал своему отцу. Йакуб, который по воле Аллаха умел правильно истолковывать сны, сказал ему, что он будет пророком, и ему будут даны в жизни большие блага. Братья недолюбливали Йусуфа из-за того, что Йакуб выделял его своим вниманием и заботой среди остальных, ревновали его к отцу и завидовали ему. Они решили избавиться от Йусуфа. Используя хитрость, они увели его далеко от селения и бросили в глубокий колодец, который располагался вблизи караванных путей. Рубашку Йусуфа они вымазали кровью животного и, вернувшись домой, объявили, что на него напал волк и растерзал его. Но посмотрев на рубашку своего сына, Йакуб не нашел на ней следов от зубов животного и понял, что вся эта история является вымышленной и что его любимый сын жив. Он сказал об этом сыновьям и добавил, что ему ничего не остается, как быть терпеливым и ждать милости от Аллаха. На протяжении многих лет Йакуб ждал возвращения Йусуфа. От слез и переживаний у него испортилось зрение, и он ослеп.

Что же касается Йусуфа, то он действительно остался жив и был спасен караванщиками, которые привезли его в Египет и продали в качестве раба одному знатному человеку. Йусуф вырос в семье этого вельможи, а в дальнейшем, пройдя ряд жизненных событий и испытаний, стал управляющим делами при дворе Фараона. В период всеобщей засухи, которая распространилась в то время на очень значительной территории и вышла далеко за пределы Египта, благодаря мудрой политике Йусуфа, египтянам удалось избежать голода и бедствий. Пророк Йакуб услышал о таком стабильном положении в Египте и отправил туда своих сыновей для закупок зерна и других продуктов. При встрече Йусуф узнал своих братьев, однако он не спешил открыться им. Только во время их третьего приезда в Египет, после определённых событий, Йусуф сказал, кто он, и простил своих братьев за тот ужасный поступок. А для того чтобы прозрел их отец, Йусуф отдал им свою рубашку и сказал, чтобы они при возвращении домой накинули её на глаза отцу. Так, Йакубу вновь вернулось зрение.

После всего произошедшего, пророк Йакуб со всей своей многочисленной семьёй переехал жить в Египет к своему любимому сыну.

Обо всех этих событиях Всевышний Аллах поведал в 12 суре Корана «Йусуф», переданной в виде единой коранической истории о жизни Йусуфа. Более подробно эта история будет затронута в следующей главе книги о пророке Йусуфе.

Перед своей смертью Йакуб собрал всех своих сыновей и дал им наставления строго держаться религии их деда – пророка Ибрахима:

«Ибрахим и Йакуб заповедали это своим сыновьям. Йакуб сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (2 аль-Бакара, 132)

Следует отметить, что «будучи мусульманами» в данном контексте совершенно не значит исповедование Ислама со всеми его атрибутами в нынешнем виде (Коран, Шариат и т. д.). Слово «муслим (мусульманин)» переводится с арабского языка как «покорный Богу». То же самое означает и производная от этого слова - «ислам» - «покорность Богу». Ислам - это религия, которая не названа в честь ее основателя или в честь исповедующего её народа. Все мусульмане являются покорными Богу. Согласно Корану и Сунне, покорными, то есть мусульманами, являлись все пророки в истории человечества.

«Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся» (2 аль-Бакара, 133)

По преданиям, пророк Йакуб остаток своей жизни провел в Египте, где и умер. Предполагается, что могила пророка Йакуба находится рядом с могилой его отца, пророка Исхака, и могилой его деда, пророка Ибрахима, в пещере Махпелла в Хевроне (городе, находящемся в 36 км к югу от Иерусалима). Однако существует и другая версия, что пророк Йакуб похоронен в Дамаске (Сирия). Однако, и то, и другое – лишь предположения и не имеют под собой достоверной основы.

Исхак

Исаак .
Один из пророков Аллаха, который был послан к народам Палестины и Сирии. Он был вторым сыном пророка Ибрахима. Его матерью была Сара. У Сары на протяжении многих лет не рождалось детей. По этой причине Ибрахим женился на ее служанке Хаджар, которая родила ему сына Исмаила. Но в связи с ревностью Сары, Аллах повелел Ибрахиму отвести их в пустыню и оставить там (См. Хаджар). Спустя еще некоторое время, Аллах обрадовал престарелую Сару вестью о том, что она родит сына Исхака. Это известие ей принесли ангелы: «…и она засмеялась, когда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке, а вслед за Исхаком - о Йа"кубе. Она воскликнула: "Горе мне! Неужели я рожу? Ведь я - старуха. И муж мой - старик. Воистину, это удивительно!" Посланцы сказали: "Неужели ты удивлена велением Аллаха? Милость Аллаха и Его благословения да осенят вас, обитателей дома. Воистину, Он - хвалимый, славный"» (Коран, 11: 69-71). Спустя несколько лет, подросший Исхак со своим отцом и матерью поехали в Мекку и посетили там Каабу. Там Исхак впервые встретился со своим старшим братом Исмаилом. Затем они вернулись в Палестину. После смерти своего отца Ибрахима, или даже возможно еще при его жизни, Аллах избрал Исхака пророком Палестины и Сирии. Он призывал население этого региона к вере в Аллаха и судил на основании законов, переданных Аллахом его отцу Ибрахиму. В возрасте приблизительно шестидесяти лет у него родились сыновья Ийс (Исав) и Йакуб (Иаков). Ийс женился на дочери Исмаила. Аллах наградил его многими благами и многочисленным потомством. А Йакуба Аллах избрал своим пророком. Более того, многие израильские пророки были его потомками. Йакуба также звали Израилем и он стал родоначальников израильтян. Исхаку Аллах дал способность творить чудеса. Например, когда он призывал к вере в Аллаха народ на территории Кудса (Иерусалима), потребовал, чтобы в доказательство своей пророческой миссии он сдвинул горы. Исхак возвел мольбу Аллаху и выполнил требование этих людей. К концу жизни у Исхака испортилось зрение и он умер в Палестине возможно в возрасте 120 лет.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Синонимы :

Смотреть что такое "Исхак" в других словарях:

    Имя пророка. Мужские мусульманские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    - (ishäq), в мусульманской мифологии сын Ибрахима, причисляемый в Коране к «пророкам из достойных» (37:11). Соответствует библейскому Исааку. В Коране излагается библейское сказание о том, как гости, радушно принятые Ибрахимом, предрекли ему… … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Коранические персонажи Исхак (араб. إسحاق‎‎) Толкование имени: будет смеяться … Википедия

    Исхак - мастер ружейных замков. Черкесия.XIX в. Подпись: Работал Исхак … Энциклопедия вооружений

    - (Исхаков) Ахмет Абдуллович [р. 18.4(1.5).1905, Казань], татарский советский поэт. Член КПСС с 1945. Родился в семье служащего. Работал журналистом (1925 39). Участник Великой Отечественной войны 1941 45. Печатается с 1923. Первый сборник… … Большая советская энциклопедия

    Адиб (1856–85) – араб. публицист. Род. в Дамаске (Сирия). Много лет прожил в Египте. Идеалист по филос. убеждениям. Основал газеты Миср (Египет, 1877) и Ат Тиджара (Торговля, 1878). В своих произведениях (собраны в сб. Ад Дурар [ Перлы, 1886 … Философская энциклопедия

    Исхак - в мусульм. религии сын Ибрахима, причисл. в Коране к «пророкам из достойных». Соотв. библ. Исааку … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Исхак Исхак пророк в исламе Исхак деревня в Янаульском районе Башкортостана Имя Исхак ибн Али Раззаков, Исхак Раззакович Ислямов, Исхак Ибрагимович Ахмеров, Исхак Абдулович См. также Исхаки Исаак (имя) Исхаков … Википедия

    - (тат. İsxaq Ğabdulla uğlı Əxmərov, Исхак Габдулла улы Әхмәров; 1901, Троицк Челябинской области 1975) советский разведчик, руководитель советской агентуры в США в 1942 1945 г. По национальности татарин. Получив среднее образование, с 1921 г.… … Википедия

Книги

  • Магия денег и богатства. Прокачайте мышление миллионера и станьте по-настоящему богаты! электронная книга
  • Магичность денег и богатства. Прокачайте на 100% мышление миллионера! , Исхак Голдштейн. Эта книга не о том, что Вам надо экономить. Эта книга о том, как Вам иметь столько денег, чтобы не пришлось экономить никогда. Алхимия богатства – это системный тренинг о вере. Это книга, в…

Аллаһ Всевышний сказал в К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 112-113):

Это означает: а hи хак а һи му и Исхак у, и среди их потомков будут верующие и неверующие».

О происхождении Пророка Исхак а, мир Ему

Он – Исхак сын Ибра һи ма, мир Им. Исхак – второй сын Пророка Ибра һи ма, мир Ему, о рождении которого Ибра һи ма возвестили Ангелы. Передано, что Сара, жена Пророка Ибра һи ма, родила Исхак а в 90 лет, а Пророку Ибра һи му тогда было 120 лет. Аллаһ Всевышний восхвалил Исхак а, мир Ему, в К ур`ане в нескольких Аятах (Сура «С ад», Аяты 45-47):

45) وَٱذْكُرْ عِبَادَنَا إبْرَاهِيمَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ أُوْلِي الأَيْدِي وَالأَبْصَارِ

46) إِنَّا أَخْلَصْنَاهُم بِخَالِصَةٍ ذِكْرَى الدَّارِ

47) وَإِنَّهُمْ عِندَنَا لَمِنَ الْمُصْطَفَيْنَ الأَخْيَارِ

Это означает: «Расскажи [о, Мух аммад!] о Пророке Ибра һи ме, а также об Исхак е и Я‘ку бе. Они были мудрыми, проницательными, глубоко осознающими свое предназначение в этой жизни. Аллаһ даровал им быть искренними Его рабами, которые всегда помнят о будущей жизни и предупреждают других о приближении Судного Дня. Воистину, они избраны Аллаһом. Они – лучшие Его создания».

А также Аллаһ Всевышний сказал (Сура «Ан-Ниса `», Аят 163):

إِنَّا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ كَمَا أَوْحَيْنَا إِلَى نُوحٍ وَالنَّبِيِّينَ مِن بَعْدِهِ وَأَوْحَيْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإْسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأَسْبَاطِ

Это означает: «Воистину, Аллаһ Всевышний ниспослал Откровение Пророку Мух аммаду, так же, как раньше было ниспослано Откровение Нух у и другим Пророкам после Него [Һуду, С а лих у, Шу‘айбу и другим]. А также – Ибра һи му, Исма и лю, Исхак у, Я‘ку бу и Его потомкам».

А также Аллаһ Всевышний сказал в К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 112-113):

112) وَبَشَّرْنَاهُ بِإِسْحَاقَ نَبِيًّا مِّنَ الصَّالِحِينَ

113) وَبَارَكْنَا عَلَيْهِ وَعَلَى إِسْحَاقَ وَمِن ذُرِّيَّتِهِمَا مُحْسِنٌ وَظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ مُبِينٌ

Это означает: «По Повелению Аллаһа Ангелы передали Пророку Ибра hи му благую весть о том, что скоро у Него родится сын Исха к – Он будет Пророком и будет из особенно благочестивых. Аллаһ даровал милость и благословение Ибра һи му и Исха ку, и среди их потомков будут верующие и неверующие».

В другом Аяте Священного К ур`ана сказано (Сура «Аль-Бак ара», Аят 140):

أَمْ تَقُولُونَ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأسْبَاطَ كَانُواْ هُودًا أَوْ نَصَارَى

قُلْ ءَأَنتُمْ أَعْلَمُ أَمِ اللهُ

Это означает: «И Ибра һи м, и Исма и ль, и Исхак , и Я‘ку б, и Его потомки были мусульманами – они не были ни иудеями, ни христианами. Скажи [о, Пророк!]: вы лучше знаете или Аллаһ?! [то есть, без сомнения, Аллаһ знает обо всем, Аллаһ знает то, чего вы не знаете]».

Исхак , мир Ему, был Пророком и Посланником. Аллаһ Всевышний возвеличил Его, и в К ур`ане упоминаются Его прекрасные качества. А также Аллаһ защитил Его от всего недостойного, которое некоторые люди ложно приписывают Ему. Аллаһ повелел Его народу уверовать и следовать за Пророком Исхак ом. Пророк Мух аммад, мир Ему, также восхвалил Его. В одном из своих изречений Он говорил:

إِنَّ الكَرِيْمَ ابْنَ الكَرِيْمِ ابْنِ الكَرِيْمِ ابْنِ الكَرِيْمِ يُوْسُفُ بْنُ يَعْقُوْبَ بنِ إِسْحَاقَ بْنِ إِبْرَاهِيْمَ خَلِيْلِ اللهِ

Это означает: «Воистину, Пророк, у которого и отец, и дед, и прадед были Пророками, – это Ю суф сын Я‘ку ба сына Исхак а сына Ибра hи ма, мир Им».

Таким образом, Ибра hи м, затем Его сын Исх ак , затем сын Исхак а Я‘к уб и сын Я‘к уба Ю суф, мир Им, были Пророками. Это единственный род, в котором были Пророки в четырех поколениях подряд. И Пророк Мух аммад, мир Ему, возвеличил их.

О Пророчестве и Послании Исхак а, мир Ему

Пророк Исхак сын Ибра һи ма, мир Им, призывал людей к Исламу и поклонению только Одному-Единственному Богу. По Повелению Аллаһа Всевышнего Он передал людям новый Шари‘ат и обучил их его соблюдать. Исхак , мир Ему, был послан к народу Кан‘а нийю н на территории Шама и в Палестине, среди которых Он сам жил.

Передано, что отец Исхак а Ибра һи м, мир Ему, советовал своему сыну, чтобы Он женился только на девушке из их семьи. И Он женился на своей двоюродной племяннице (внучке своего дяди – брата Пророка Ибра һи ма), которую звали Руфк ат. У них не было детей, но после того, как Пророк Исхак просил Аллаһа, читая для нее ду‘а `, она родила Ему двух мальчиков-близнецов. Одного из них назвали Аль-‘Иc , а другого – Я‘ку б (Он же Пророк Исра `и ль, мир Ему).

О том, как Ангелы возвестили о рождении Исхак а, мир Ему

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 112-113):

112) وَبَشَّرْنَاهُ بِإِسْحَاقَ نَبِيًّا مِّنَ الصَّالِحِينَ

113) وَبَارَكْنَا عَلَيْهِ وَعَلَى إِسْحَاقَ وَمِن ذُرِّيَّتِهِمَا مُحْسِنٌ وَظَالِمٌ لِّنَفْسِهِ مُبِينٌ

Это означает: «По Повелению Аллаһа Ангелы передали Пророку Ибра hи му благую весть о том, что скоро у Него родится сын Исхак – Он будет Пророком и будет из особенно благочестивых. Аллаһ даровал милость и благословение Ибра һи му и Исхак у, и из их потомков будут верующие и неверующие».

А также Аллаһ Всевышний сказал (Сура «Аз За рия т», Аяты 24-30):

24) هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ ضَيْفِ إِبْرَاهِيمَ الْمُكْرَمِينَ

25) إِذْ دَخَلُواْ عَلَيْهِ فَقَالُواْ سَلامًا قَالَ سَلامٌ قَوْمٌ مُّنكَرُونَ

26) فَرَاغَ إِلَى أَهْلِهِ فَجَاءَ بِعِجْلٍ سَمِينٍ

27) فَقَرَّبَهُ إِلَيْهِمْ قَالَ أَلاَ تَأْكُلُونَ

28) فَأَوْجَسَ مِنْهُمْ خِيفَةً قَالُواْ لاَ تَخَفْ وَبَشَّرُوهُ بِغُلاَمٍ عَلِيمٍ

29) فَأَقْبَلَتِ ٱمْرَأَتُهُ فِي صَرَّةٍ فَصَكَّتْ وَجْهَهَا وَقَالَتْ عَجُوزٌ عَقِيمٌ

30) قَالُواْ كَذَلِكَ قَالَ رَبُّكِ إِنَّهُ هُوَ الْحَكِيمُ الْعَلِيمُ

Значение Аятов: «К Пророку Ибра һи му пришли особенно почетные Ангелы. Сначала Он не узнал их и принял за путешественников. Войдя к Нему, они поприветствовали Его, сказав: «Мир вам». Ибра һи м, мир Ему, ответил Им: «И вам мир, незнакомые гости». Затем, незаметно для гостей, Он удалился на другую половину жилища и попросил свою жену помочь приготовить угощение для гостей. Он приготовил для них говяжье жаркое из самого лучшего и большого быка. Затем Он вынес к гостям угощение и пригласил их кушать, но они не притронулись к еде и не проявили даже никакого желания поесть [так как Ангелы не едят, не пьют, не устают, не женятся, и у них нет потребности в еде]. Выразив недоумение, Пророк Ибра һи м спросил их: «Почему же вы не кушаете?» Ибра һи м, мир Ему, был очень удивлен и старался понять, в чем же причина того, что они не едят. Тогда Ангелы успокоили Его. Они сказали: «Не удивляйся. Мы – Ангелы, посланные Аллаһом сообщить тебе благую весть, что Аллаһ дарует вам с женой сына Исхак а – мудрого, который будет Пророком». Услышав эту добрую весть, Сара вскрикнула от радости. Она подошла к ним и, схватившись за голову от удивления, говорила: «Но ведь я – бесплодная, старая женщина. Как же я могу родить?» Ангелы сказали ей: «Так хотел Аллаһ Всевышний. Воистину, Аллаһ Всемогущ и знает обо всем».

Рассказ о том, как Ангелы возвестили Пророка Ибра һи ма о рождении Исхак а, также приведен в истории о Пророке Ибра һи ме, мир Ему.

О смерти Пророка Исхак а, мир Ему

Передано, что Исхак , мир Ему, прожил 180 лет. Он умер в селении Х абру н в Палестине, где жил и был похоронен Ибра һи м, мир Ему. Сыновья Исхак а Аль-‘Ис и Я‘ку б похоронили Его в пещере рядом с Его отцом Ибра һи мом, мир Ему.

_______________________________

Это город Аль-Халиль (Хеврон).



Поделиться