Эрих фромм краткая творческая биография. Биографии, истории, факты, фотографии. Любовь - это не только чувство

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Оноре де Бальзака

Оноре де Бальзак − известный французский писатель XIX века, один из создателей реалистического направления в европейской литературе.

Происхождение

Оноре де Бальзак появился на свет 20.05.1799 года в Туре, расположенном у реки Луара. Родила мальчика дочь торговца из Парижа. Отец его, Бернар Франсуа, был простым крестьянином, однако смог стать достаточно богатым человеком благодаря способности к торговым делам.

Бернар настолько успешно покупал и затем перепродавал изъятые у дворян во время революции земельные участки, что смог выбиться в люди. Настоящая фамилия Бальса, почему-то не устраивала отца Оноре, и он сменил ее на Бальзак. Кроме того, заплатив чиновникам определенную сумму денег, стал обладателем частицы «де». С тех пор стал именоваться более благородно, и по звучанию имени и фамилии вполне мог сойти за представителя привилегированного сословия. Впрочем в те времена во Франции так поступали многие честолюбивые простолюдины, у которых имелись хоть какие-то франки за душой.

Бернар считал, что без изучения права его отпрыск так и останется навсегда сыном крестьянина. Только адвокатская деятельность, по его мнению, смогла бы хоть как-то приблизить юношу к кругу избранных.

Учеба

В период с 1807 по 1813 годы, выполняя волю отца, Оноре прошел курс обучения в Вандомском колледже, а в 1816-1819 годах постигал азы науки в Парижской школе права. Молодой Бальзак не забывал и про практику, исполняя обязанности писца у нотариуса.

В то время он твердо решил посвятить себя литературному творчеству. Кто знает, смогла бы исполниться его мечта, если бы отец больше внимания уделял своему сыну. Но родители не обращали должного внимания на то, чем жил и дышал юный Оноре. Отец был занят собственными делами, а мать, которая была моложе его на целых 30 лет, отличалась легкомысленным характером и часто находила усладу в покоях чужих мужчин.

Следует отметить, будущий знаменитый писатель совсем не хотел становиться адвокатом, поэтому учился в этих заведениях, превозмогая себя. Мало того, развлекался тем, что насмехался над преподавателями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нерадивого ученика неоднократно запирали в карцер. В Вандомском колледже он вообще был предоставлен сам себе, ведь там родители могли проведать своих чад только раз в год.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Учеба в колледже закончилась для 14-летнего Оноре тяжелым заболеванием. Неизвестно, отчего это случилось, но администрация заведения настояла на том, чтобы Бальзак немедленно отправился домой. Болезнь длилась долгие пять лет, в течение которых медики, все как один, давали весьма неутешительные прогнозы. Казалось, выздоровление уже никогда не наступит, однако произошло чудо.

В 1816 году семья переехала в столицу, и здесь внезапно болезнь отступила.

Начало творческого пути

Начиная с 1823 года, молодой Бальзак стал заявлять о себе в литературных кругах. Первые свои романы издавал под вымышленными именами, причем старался творить в духе крайнего романтизма. Такие условия диктовала мода, сложившаяся тогда во Франции. Со временем к своим пробам пера Оноре отнесся скептически. Настолько, что старался впредь и вовсе не вспоминать о них.

В 1825 году пробовал не писать книги, а печатать их. Попытки с переменным успехом длились в течение трех лет, после чего Бальзак окончательно разочаровался в издательском деле.

Писательское ремесло

Оноре вновь вернулся к творчеству, закончив в 1829 году работу над историческим романом «Шуаны». К тому времени начинающий писатель настолько уверовал в свои силы, что подписал произведение настоящим именем. Дальше все пошло очень гладко, появились «Сцены частной жизни», «Эликсир долголетия», «Гобсек», «Шагреневая кожа». Последнее из этих произведений является философским романом.

Бальзак работал из последних сил, проводя за письменным столом по 15 часов в сутки. Литератор был вынужден заниматься сочинительством на пределе своих возможностей, поскольку задолжал кредиторам крупную сумму денег.

Немалые финансы понадобились Оноре для различного рода сомнительных предприятий. Вначале, лелея надежду прикупить по сходной цене серебряный рудник, он устремился на Сардинию. Затем приобрел просторное имение в сельской местности, содержание которого изрядно потрепало карманы хозяина. Наконец, учредил пару периодических изданий, выпуск которых не имел коммерческого успеха.

Однако такая напряженная работа принесла ему неплохие дивиденды в виде пришедшей славы. Каждый год Бальзак публиковал по несколько книг. Подобным результатом мог похвастаться не каждый его коллега.

В то время, когда Бальзак громко заявил о себе во французской литературе (конец 1820-х годов), буйным цветом распустилось направление романтизма. Многие писатели выводили образ авантюрного или одинокого героя. Однако Бальзак стремился отойти от описания героических личностей и сосредоточиться на обществе буржуазии в целом, каким и выступала Франция Июльской монархии. Писатель отобразил жизнь представителей практически всех слоев, от деревенских работяг и купцов до священников и аристократов.

Женитьба

Бальзак неоднократно бывал в России, в частности, в Санкт-Петербурге. Во время одного из своих приездов судьба свела его с Эвелиной Ганской. Графиня принадлежала к знатному польскому роду. Закрутился роман, который окончился свадьбой. Торжественное событие произошло в костёле Святой Варвары города Бердичева ранним утром, без посторонних лиц.

Возлюбленная Бальзака имела поместье в Верховне, селе, располагающемся в Украине на территории Житомирской области. Там супруги и поселились. Их любовь длилась почти 20 лет, в тоже время Бальзак и Ганская умудрялись часто жить раздельно и не видеться друг с другом по несколько лет.

Увлечения Бальзака

Ранее у Бальзака, несмотря на его застенчивую натуру, неуклюжесть в поведении и довольно малый рост, было много женщин. Все они не смогли устоять перед энергичным напором Оноре. Партнершами молодого человека становились в основном дамы намного старше его.

В качестве примера можно вспомнить историю его взаимоотношений с 42-х Лорой де Берни, которая воспитывала девять детей. Бальзак был младше на 22 года, однако, это не помешало ему добиться зрелой женщины. И это можно понять, ведь таким образом он пытался, хоть и с большим опозданием, получить причитающуюся каждому ребенку порцию материнских ласк. Тех, которых он был лишен в детстве.

Смерть писателя

В последние годы своей жизни писатель часто болел. По всей видимости дало о себе знать пренебрежительное отношение к собственному организму. Бальзак никогда не стремился вести здоровый образ жизни.

Последний свой земной приют известный писатель обрел на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез. Смерть наступила 18 августа 1850 года.

Оноре де Бальзак (20.05.1799 – 18.08.1850) – французский писатель, выдающийся прозаик XIX века, считается основоположником реалистического направления в литературе.

Детство

Бальзак родился во французском городе Туре в крестьянской семье. Его отец смог разбогатеть в революционные годы, а позднее стал правой рукой местного мэра. Первоначально их фамилия была Бальса. Отец видел в сыне будущего адвоката. Бальзак обучался в колледже вдали от семьи, отличался плохим поведением, за что постоянно подвергался наказанию в карцере. Родители забрали его домой из-за тяжелой болезни, которая длилась пять лет. После того, как 2016 году его семья перебралась в столицу, юноша выздоровел.

Затем Бальзак учился в Парижской правовой школе. Начинал трудиться в должности писца при нотариусе, но вскоре отдал предпочтение литературной деятельности. Читать любил с раннего детства, любимыми авторами были Монтескье, Руссо и другие. Мальчиком он сочинял пьесы, но они не сохранились. В школьные годы его «Трактат о воле» не понравился учителю, и тот сжег сочинение на глазах автора.

Литературная деятельность

Дебютным в литературе считается произведение «Кромвель» (1820). Оно вместе с другими ранними творениями автора было опубликовано, но не оказалось успешным. Впоследствии сам Бальзак отказался от них. Видя неудачи начинающего писателя, родители лишили его материального содержания, так Бальзак вступил в самостоятельную жизнь.

Молодой Бальзак

В 1825 году Оноре решил открыть издательское дело, которым безуспешно занимался три года, пока окончательно не разорился. Ранее его произведения выходили под псевдонимами, в 1829 году впервые он подписывает своим настоящим именем роман «Шуаны». Сам Бальзак считал отправной точкой своей литературной деятельности роман 1831 года «Шагреневая кожа». Далее последовали «Элексир долголетия», «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина». Так в карьере писателя начался период признания и успеха. Наибольшее влияние на его творчество оказал писатель В. Скотт.

В 1831 году Оноре задумывает написать многотомную книгу, где хочет отразить в художественном стиле французскую историю и философию. Этой работе он посвящает большую часть своей жизни и называет ее «Человеческой комедией». В эпопею, состоящую из трех частей и 90 произведений, вошли как ранее написанные, так и новые творения.

Стиль писателя считался оригинальным при всеобщем распространении романизма в те времена. В любом романе главной темой была трагедия личности в буржуазном обществе, описываемая новым художественным методом. Произведения отличались глубоким реализмом, они весьма точно отражали действительность, чем вызывали восхищение у читателей.

Бальзак работал в жестком темпе, практически не отрываясь от пера. Писал в основном по ночам, очень быстро, никогда не пользовался черновиками. В год публиковалось по несколько произведений. За первые годы активного написания книг ему удалось затронуть самые различные сферы жизни французского общества. Также Бальзак писал драматические произведения, которые не были так популярны, как его романы.

Признание и последние годы

Бальзак был признан выдающимся литературным деятелем еще при жизни. Несмотря на свою популярность, он не смог разбогатеть, так как имел много долгов. Его творчество отразилось на произведениях Диккенса, Золя, Достоевского и других известных писателей. В России его романы публиковались практически сразу же после парижских изданий. Писатель посещал империю несколько раз, в 1843 году три месяца жил в Петербурге. Федор Достоевский, увлекавшийся чтением Бальзака, перевел на русский язык роман «Евгения Гранде».


Жена Бальзака Э. Ганская

У Бальзака был многолетний роман с польской помещицей Эвелиной Ганской. Познакомившись в 1832 году, они долго переписывались, затем встречались. Ганская была замужем, овдовела, а затем планировала передать наследство мужа дочери. Пожениться они смогли лишь в 1850 году. После венчания пара уехала в Париж, где Оноре подготовил для новой семьи квартиру, но там писателя настигла тяжелая болезнь. Супруга была с ним рядом до последнего дня.

Творчество писателя изучается по сей день. Первую биографию выпустила сестра Бальзака. Позже о нем писали Цвейг, Моруа, Вюрмсер и другие. О его жизни также снимали фильмы, экранизировали произведения. Существует не один музей, посвященный его творчеству, в том числе в России. Во многих странах в разное время изображение Бальзака помещали на почтовые марки. Всего за свою жизнь он написал 137 произведений, познакомил мир с более чем 4 тысячами персонажей. В России первое опубликованное собрание его сочинений насчитывало 20 томов.

Эрих Зелигманн Фромм - немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, который в то время был частью Германской империи. Он был единственным ребёнком в семье ортодоксальных иудеев. Двое прадедов и дед по отцовской линии были раввинами, а дядя по матери - известным учёным-талмудистом. Уклад семьи, тем не менее, обусловливался и крайней религиозностью, и коммерческим родом занятий, характерным для большинства франкфуртских евреев. сам Фромм описывал своё детство как две жизни в двух мирах: мире веры и мире торговли.
По собственному признанию, будущий психотерапевт впервые задумался о смысле жизни, и толчком к этим раздумьям послужило очень горькое событие. Покончила жизнь самоубийством молодая женщина, друг семьи Фроммов. Глубоко потряс подростка тот факт, что, по общему признанию, у самоубийцы было всё для счастья. А счастья почему-то не было.
В тринадцатилетнем возрасте, пройдя бар-мицву, Эрих начал сам изучать Талмуд. Через год грянула Первая мировая война. Настроения в обществе резко изменились. Мирные, уравновешенные люди стали кровожадно призывать бедствия на головы врагов, которых совсем недавно как врагов и не воспринимали. Не случайно объектом исследования Фромма как психолога и социолога стали суицид и агрессивность.
За 14 лет учения Эрих увлекался последовательно социалистическими идеями, гуманистической философией и хасидизмом. Параллельно со священными книгами он изучал и светские науки. В 1918 году Эрих Фромм поступил в Университет Гёте в родном городе и два семестра штудировал там право. В 1919 году он провёл летний семестр в Гейдельбергском университете, куда и перевёлся - изучать социологию. Среди преподавателей Фромма были такие известные профессора, как Хайнрих Рикерт, Альфред Вебер (брат философа Макса Вебера) и сам Карл Ясперс. В Гейдельберге Эрих Фромм и защитил диссертацию в 1922 году, став доктором философии.
В 1926 году духовная жизнь доктора Фромма коренным образом изменилась - он отверг религию, по собственному признанию, вследствие того, что она сеет рознь и распри между людьми. Но мудрость Библии и Талмуда учёный пронёс через всю жизнь и в своих книгах широко пользовался притчами и толкованиями, которым посвятил юность.
Повальное увлечение психоанализом не обошло молодого социолога стороной: в 1930 он закончил Институт психоанализа в Берлине, в том же году открыл собственную клиническую практику, а также стал работать во Франкфуртском институте социальных исследований.
Научную карьеру прервал приход к власти Национал-социалистической партии. Эрих Фромм со своей женой Фридой Райхманн, известным психоаналитиком, специалисткой по шизофрении, проявил дальновидность, почти сразу уехав в Женеву. Брак их закончился разводом. В дальнейшем Фромм с глубоким уважением относился к бывшей супруге, утверждал, что многому у неё научился.
В 1934 году Эрих Фромм эмигрировал в Нью-Йорк, где работал в Колумбийском университете. 1943 год ознаменовался в жизни именитого учёного двумя событиями. Во-первых, с его участием было основано Нью-Йоркское подразделение Вашингтонской школы психиатрии. Во-вторых, он женился на Хенни (Хенриетте) Гурлянд.
В 1945 году Фромм участвовал в создании Института психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта, был одним из первых его преподавателей и так и продолжал бы там работать, но вмешались семейные обстоятельства. Жена учёного серьёзно заболела. Врачи посоветовали сменить климат, и семейство Фроммов направилось в Мексику. Фромм стал профессором Национального университета Мехико , основал кафедру психоанализа на медицинском факультете. Хенни Гурлянд умерла в 1952 году, а год спустя Фромм женился третьим браком на Эннис Фримен. До 1965 года он работал в UNAM, а кроме того, занимал пост профессора психологии в университете штата Мичиган (1957-1961) и был адъюнкт-профессором в Нью-Йоркском университете.
В 1974 году Эрих Фромм вернулся в Швейцарию, в местечко Муральто, где и умер в 1980 году у себя дома, не дожив пяти дней до восьмидесятилетия. Всю жизнь Фромм был психологом-практиком. Славу ему стяжали книги, из которых самые популярные: "Бегство от свободы", "Человек для самого себя", "Искусство любить".
Библиография
1941 - Escape from Freedom / Бегство от свободы (Страх свободы)
1947 - Man for Himself: An Inquiry into the Psychology of Ethics / Человек для самого себя: введение в психологию этики
1950 - Psychoanalysis and Religion / Психоанализ и религия
1951 - The Forgotten Language: the Understanding of Dreams, Fairy Tales and Myths / Забытый язык: опыт исследования сновидений, сказок и мифов
1955 - The Sane Society / Здоровое общество
1956 - The Art of Loving / Искусство любить
1959 - Sigmund Freud"s Mission: an analysis of his personality and influence / Миссия Зигмунда Фрейда: анализ личности и влияния
1960 - Let Man Prevail: a Socialist Manifest and Program / Да восторжествует человек: манифест и программа социалиста
1960 - Zen Buddhism and Psychoanalysis, with D.T. Suzuki and Richard de Martino / Дзен-буддизм и психоанализ
1961 - Marx"s Concept of Man / Концепция человека у Маркса
1961 - May Man Prevail? An inquiry to the Facts and Fictions of Foreign Policy / А восторжествует ли человек? Введение в факты и вымыслы политики иностранных дел
1962 - Beyond the Chains of Illusion: my Encounter with Marx and Freud / Долой цепи иллюзий: спор с Марксом и Фрейдом
1963 - The Dogma of Christ / Догмат о Христе
1964 - The Heart of Man: its Genius for Good and Evil / Сердце человека: его способность к добру и злу
1966 - You Shall Be as Gods / И будете как боги
1968 - The Revolution of Hope: Toward a Humanized Technology / Революция надежды: стремление к человечной технологии
1970 - Social Character in a Mexican Village / Социальное поведение в мексиканской деревне
1970 - The Crisis of Psychoanalysis: Essays on Freud, Marx, and Social Psychology / Кризис психоанализа: эссе о Фрейде, Марксе и социальной психологии
1973 - The Anatomy of Human Destructiveness / Анатомия человеческой деструктивности
1976 - To Have or to Be / Иметь или быть
1984 - The Working Class in Weimar Germany (a psycho-social analysis done in the 1930s) / Рабочий класс Веймарской республики: социально-психологический анализ, подготовленный в 1930-е годы
1986 - For the Love of Life / Из любви к жизни
1989 - The Art of Being / Искусство быть
Интересные факты
Фромм в 1920-е годы ввел понятие, широко применяемое для характеристики современного общества, - «общество потребления».
В романе И. А. Ефремова «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода Эры Разобщённого Мира» Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными инициалом и фамилией Фромма.

  • Нью-Йоркский университет
  • Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте
  • Гейдельбергский университет

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев . Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина , эмигрировавшего из России . Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

    Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет , где изучал философию , социологию и психологию . В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо , Макс Эйтингон , Вильгельм Райх и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни , чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго .

    В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет . Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлён им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929-1932).

    В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

    В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

    Социально-философские идеи Фромма

    По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура - страсти человека, и тревоги его - продукт культуры» .

    … дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними - все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить .

    В своей книге «Бегство от свободы» () Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провёл анализ периода становления личности эры капитализма - периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина , видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развёрнутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» г., которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие <…> Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия) » .

    Для Фромма неврозы - это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

    … неврозы - это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов .

    Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, - это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделённым совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

    Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретённую, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

    В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

    Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. <…> Лучше всего, вероятно, модус бытия может быть описан символически, как это подсказал мне Макс Хунзигер. Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны (волны длиной ~ 440-485 нм, которые мы воспринимаем как синий цвет), то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает .

    Эдипов комплекс

    Многие психоаналитики пересмотрели основополагающую идею Фрейда о природе Эдипова комплекса . С точки зрения Фромма, основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип », в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие её части как «Эдип в Колоне » и «Антигона ». В понимании Фромма миф об Эдипе может рассматриваться не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как «реакция ребёнка на давление родительского авторитета, который есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества» .

    Семья

    • В романе И. А. Ефремова «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода Эры Разобщённого Мира» Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными инициалом и фамилией Фромма.

    Список работ

    • Фромм Э. Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства = Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums. - Диссертация по социологии . - . - 202 с.
    • Фромм Э. О методе и задаче аналитической социальной психологии. Заметки о психоанализе и историческом материализме (нем.) = Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Bemerkungen über Psychoanalyse und historischen Materialismus // Zeitschrift für Sozialforschung: журнал . - Франкфурт-на-Майне : Institut für Sozialforschung, . - Nr. 1 . - S. 28-54 .
    • Фромм Э. Психоаналитическая характерология и её значение для социальной психологии (нем.) = Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie // Zeitschrift für Sozialforschung: журнал . - Франкфурт-на-Майне : Institut für Sozialforschung, . - Nr. 1 . - S. 253-277 .
    • Фромм Э. Социально-психологическая часть = Sozialpsychologischer Teil М. Хоркхаймера . - Париж , . - С. 77-135.
    • Фромм Э. Второй раздел: опрос = Zweite Abteilung: Erhebungen // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера . - Париж , . - С. 229-469.
    • Фромм Э. «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья. Рецензия на книгу «Дианетика» Л. Рона Хаббарда (1950). Перевод с английского и послесловие А. М. Руткевича // Человек: журнал. - 1996. - № 2 . - С. 54-59 .
    • Фромм Э. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit () / Перевод Г. Ф. Швейника. - Москва : Аст, . - 288 с. - (Philosophy). - 2000 экз. - ISBN 978-5-17-065381-2 , ISBN 978-5-271-34452-7 , ISBN 3-423-35024-5 .
    • Фромм Э. Бегство от свободы Пер. с англ. и примечания А. И. Фета . - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. – 231 стр. ISBN 978-91-983073-5-1
    • Фромм Э. Революционный характер В книге «Бегство от свободы», стр. 217–231. Перевод с английского А. И. Фета . - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. ISBN 978-91-983073-5-1
    • Фромм Э. Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik () / Составитель С. Я. Левит . - Москва : Аст, . - 568 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз. - ISBN 5-15-000776-5 .
    • Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics () / Перевод Э. М. Спировой. - Москва : Аст, . - 352 с. - (Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059152-7 , ISBN 978-5-403-02471-6 .
    • Фромм Э. Психоанализ и религия = Psychoanalyse & Religion () / Перевод А. Дванова. - Москва : Аст, . - 160 с. - (Философия. Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-056717-1 , ISBN 978-5-403-03207-0 .
    • Фромм Э. Мужчина и женщина = Man-Woman () / Составитель С. Я. Левит . - Москва : Аст, . - 512 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз. - ISBN 5-237-00060-6 .
    • Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов = The Forgotten Language: An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales, and Myths (). - Москва : Аст, Астрель , . - 320 с. - (Философия). - 2000 экз. - ISBN 978-5-17-067822-8 , ISBN 978-5-271-29093-0 .
    • Фромм Э. Здоровое общество = The Sane Society () / Перевод Т. В. Банкетовой. - Москва : Аст, Хранитель, . - 544 с. - (Философия. Психология). - 5000 экз. - ISBN 5-17-038308-8 , ISBN 5-9713-2807-7 , ISBN 5-9762-0185-7 .
    • Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love () / Перевод Л. А. Чернышёвой. - Москва : Педагогика , . - 160 с. - (Philosophy). - 50 000 экз. - ISBN 5-7155-0516-X .
    • Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния = Sigmund Freud"s Mission. An Analysis of His Personality and Influence () / Перевод А. М. Руткевича . - Москва : Весь Мир, . - 144 с. - (Библиотека психоанализа). - 5000 экз. - ISBN 5-7777-0002-0 .
    • Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ = Psychoanalysis and Zen Buddhism () // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ . - Москва : Аст, . - С. 215-313. - 320 с. - (Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-062183-5 , ISBN 978-5-403-03388-6 .
    • Фромм Э. Может ли человек преобладать? = May Man Prevail? An Inquiry into the Facts and Fictions of Foreign Policy () // Ради любви к жизни . - Москва : Аст, . - С. 189-399. - 400 с. - (Классики зарубежной психологии). - 5000 экз. -

    В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно…

    Эрих Фромм

    Эрих Фромм - выдающийся мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Немного найдется психологов, чьи идеи пользовались бы столь широкой популярностью во всем мире (еще при жизни Фромма его основные труды выдержали десятки переизданий миллионными тиражами).

    В то же время множество практических психологов, увлеченных диагностическими и тренинговыми манипуляциями, почти ничего не знают о Фромме, так как ни тем, ни другим он никогда не занимался. Его труды в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования. А ведь это, по сути дела, и есть те стержневые вопросы, вокруг которых ветвятся все прикладные психологические исследования и разработки. Поэтому в столетний юбилей ученого обратимся с вниманием и почтением к истории становления его идей.

    БЛАГОПРИЯТНЫЕ ТРАДИЦИИ

    Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. Его мать, Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России, а ее дядя, Даян Людвиг Краузе, слыл одним из самых авторитетных талмудистов в Познани. Под влиянием этого двоюродного деда, который регулярно присылал мальчику указания по чтению Талмуда, юный Эрих намеревался посвятить свою жизнь изучению и проповеди иудаизма. Этому способствовал весь уклад семейной жизни.

    Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов и хотя посвятил себя торговле (ею он занимался без особого энтузиазма), сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. Целыми днями он просиживал в своей скромной лавочке над священными книгами, всякий раз сетуя, что покупатели отвлекают его от столь благочестивого занятия. Нетрудно догадаться, что при таком подходе к коммерции финансовые дела семьи шли из рук вон плохо.

    Еврейская среда, из которой вышел Фромм и связь с которой он сохранял до конца своих дней, не имела ничего общего с миром прагматичных и корыстных дельцов. Сам Фромм называл свой мир докапиталистическим, а иногда и просто средневековым, подчеркивая, что атмосфере, в которой он воспитывался, был абсолютно чужд буржуазный дух рубежа ХIХ-ХХ веков.

    Фромм вспоминал: «Я приходил в недоумение, когда кто-либо в моем присутствии признавал, что является дельцом, то есть тратит свою жизнь на добывание денег. Мне становилась за него очень стыдно». Ведь, согласно иудаистской традиции, конечной целью всякого труда, любой деятельности является самосовершенствование, а самое верное средство для этого - хозяйственная самостоятельность; поэтому собственность может служить не целью, но лишь средством достижения свободы ради удовлетворения духовных запросов. По сути дела, эта идеология и нашла воплощение в философской концепции Фромма, хотя уже вне тесной связи с иудаистской традицией, от которой Фромм постепенно отходил, по мере того как расширялись его интересы.

    Наверное, еще в юношеских штудиях, когда Фромм изучал Тору и Талмуд, зародилась та мысль, которую он высказал много лет спустя: «История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития». Позже эту идею с энтузиазмом подхватило поколение молодых бунтарей шестидесятых

    Характерно, что в Священном писании Фромма привлекали и воодушевляли весьма специфические моменты - история грехопадения Адама и Евы, заступничество Авраама за жителей Содома и Гоморры, судьба пророка Ионы.

    «Грехопадение» самого Фромма произошло на редкость банально. Однажды, чувствуя сильный голод, он был привлечен вкусным запахом, исходившим из уличного киоска. Недолго думая юный талмудист купил и съел на ходу горячую свиную сосиску. И мир не перевернулся! Более того, юноша не ощутил себя грешником, не почувствовал, что стал хуже. Может быть, той самой сосиске мы обязаны тем, что мир потерял заурядного раввина, но приобрел замечательного психолога.

    В ПОИСКАХ СУДЬБЫ И ЭТИКИ

    Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. В 1918 году он сдал экзамены на аттестат зрелости и после недолгих колебаний остановил свой выбор не на продолжении религиозного образования, а на изучении права. Такое решение не было чем-то радикальным, поскольку Фромм понимал право как «кристаллизованный минимум этики какого-либо общества». Однако перспектива стать юристом быстро утратила для него привлекательность, и он отправился в Гейдельберг изучать философию, социологию и психологию.

    Престиж социологии в Гейдельбергском университете был утвержден Максом Вебером, с которым Фромм, однако, познакомиться не успел. Он изучал социологию у его брата Альфреда Вебера и под его руководством защитил в 1922 году докторскую диссертацию.

    Важным событием в личной жизни и научной карьере Фромма явилось знакомство с Фридой Райхман, которая до того успела побывать ассистенткой Курта Гольдштейна, потом - основателя школы аутогенной тренировки И.Х. Шульца, а в 1923 году освоила психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте под руководством Ганса Сакса. В 1924 году Фрида Райхман открыла в Гейдельберге (на Менхофштрассе, 15) пансионат «Терапойтикум», в котором стала практиковать психоанализ.

    Знакомство состоялось через третье лицо и поначалу носило чисто приятельский характер. Однако довольно скоро Фрида Райхман сумела заинтересовать Фромма психоанализом и предложила выступить для него аналитиком. И, подобно историям Шандора Радо и Вильгельма Райха, женившихся на своих пациентках, терапевтическая связь между Фридой Райхман и Эрихом Фроммом привела к женитьбе (вот и попробуй после этого не спутать любовь с трансфером!). Многие недоумевали, почему ни аналитические откровения, ни солидная разница в возрасте (Фрида была на 10 лет старше) не воспрепятствовали браку. Впрочем, сомнения оказались небезосновательными. Прожив вместе всего четыре года, супруги расстались (развод был оформлен лишь в 1940 году в США, где их пути снова случайно сошлись). Впрочем, добрые отношения им удалось сохранить, и все последующие годы Фрида жила под двойной фамилией - Фромм-Райхман, под которой и получила немалую известность.

    ПРИВЕРЖЕНЕЦ ПСИХОАНАЛИЗА

    Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в берлинском институте, который с конца 20-х годов все более становился центром притяжения аналитиков и их клиентов и оспаривал первенство у венского. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Франц Александер, Макс Эйтингон, Ганс Сакс, Вильгельм Райх, Рене Спиц и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии обеспечила ему должность профессора в Чикаго.

    В 1925 году Фромм, завершив обязательную психоаналитическую подготовку (серьезным изъяном которой, впрочем, считалось отсутствие у него медицинского образования), открыл собственную частную практику. Среди его пациентов оказалось немало американцев. Практикуясь с ними в разговорном английском, Фромм делал большие успехи, что впоследствии позволило ему легко ассимилироваться за океаном.

    Первоначально Фромм стоял на позициях ортодоксального фрейдизма, его ранние работы публиковались в солидных психоаналитических журналах, в том числе в авторитетном «Имаго». С Зигмундом Фрейдом он никогда не был лично знаком, но глубоко проникся духом его учения. Со временем, однако, приверженность фрейдистской доктрине стала ослабевать, и в итоге Фромм выступил одним из самых решительных ревизионистов психоанализа.

    СТРАШНЫЙ ПРОГНОЗ

    Приход Гитлера к власти вопринимался в Германии как наведение порядка и поэтому приветствовался населением. Фромм сделал вывод о том, что ответственность за свою судьбу, связанная с личной свободой, - невыносимая ноша для большинства, поэтому народ готов расстаться со свободой

    Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне (1929-1932).

    Будучи руководителем отдела социальной психологии института, Фромм в 1932 году организовал исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп. В результате он пришел к выводу, что народные массы не только не окажут сопротивления нарождающемуся фашизму, но и своими руками приведут его к власти. Объяснение этому «иррациональному» явлению Фромм видел в механизме «бегства от свободы», когда измученные национальным унижением, безработицей, инфляцией народные массы охотно отказываются от привилегий, даваемых свободой, и с готовностью жертвуют ими в обмен на «порядок» и гарантированную миску баланды. (Не потому ли эта концепция стала психологической классикой, что жизнь подтверждает ее снова и снова?)

    Фромм был одним из первых, кто в 1933 году оставил Германию, ибо результаты его изысканий заставили отказаться от всяких иллюзий. (Те его коллеги, кто продолжал питать иллюзии о «твердой руке» и «новом порядке», впоследствии были вынуждены спасаться паническим бегством, а иным и это не удалось.)

    ФРЕЙДИЗМ, МАРКСИЗМ И ИУДАИЗМ

    Фромм поселился в США, где в 1941 году увидела свет написанная им по-английски книга «Бегство от свободы», разоблачавшая различные модификации тоталитаризма. Книга принесла автору известность в Америке и вызвала к нему ненависть в Германии, куда он и после окончания войны не вернулся.

    В Америке - сначала в США, а затем в Мексике - Фромм занимается широкой исследовательской и педагогической деятельностью, ведет большую клиническую практику, пишет и издает книги, приносящие ему все большую славу: «Человек для себя» (1947), «Сказки, мифы и сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Революция надежды» (1968), «Иметь или быть?» (1976) и другие (в наши дни большинство основных произведений Фромма издано в переводе на русский язык). Последнюю из названных книг можно считать откликом на сочинение французского философа Г. Марселя «Быть или иметь?», где высказано много близких Фромму суждений о негативных аспектах технократической цивилизации с ее неконтролируемым культом потребления. Подзаголовок книги Фромма ясно обозначает тенденцию его поисков - «В направлении гуманизированной технологии».

    Переосмысление и творческое развитие теории Фрейда поставило Фромма во главе одного из влиятельных направлений современной гуманитарной науки - неофрейдизма. (Хотя его небезосновательно причисляют и к теоретикам гуманистической психологии. Идея самоактуализации явно прослеживается в его суждении: «Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность».)

    Фромм стремится перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы и тем самым как бы уравновесить два этих начала. В этом он, в частности, опирается на марксистскую концепцию отчуждения человека от своей сущности в процессе труда и жизнедеятельности, когда человек используется как средство, но не как цель.

    Различные варианты синтеза фрейдизма с марксизмом были вообще свойственны многим представителям Франкфуртской школы, но они разошлись во взглядах на роль революционности в преобразовании общественных структур. Так, Г. Маркузе, с которым Фромм лично и заочно полемизировал еще в Европе, в своей книге «Эрос и цивилизация» обвинял неофрейдистов, прежде всего К. Хорни и Э. Фромма, в том, что они трансформируют фрейдизм в моральную проповедь - конформистскую и годную (вернее, негодную) для всех времен и культур.

    Фромм же критиковал в учении Маркузе те идеи, которые поставили последнего в ряд вождей так называемой молодежной революции 1968 года. Маркузе предлагает революционный, «хирургический» способ лечения болезней общества потребления; Фромм более склонен к «терапевтическим» методам воспитания, просвещения, гуманизации на основе вечных нравственных ценностей, которые, сохраняясь в душе отдельного человека, не исчезнут и в обществе.

    Здесь, как мы видим, старинный философский спор об основаниях - с чего начинать: с «я» или с «мы»? Фромм понимал, что история творит человека, и этому посвящена одна из самых известных его книг - «Человек для себя». Смысл книги и ее названия станет ясным, если привести слова, взятые Фроммом из Талмуда (годы ученичества не прошли даром) в качестве эпиграфа:

    Если я не за себя, то кто же встанет за меня?
    Если я только для себя, то кто же я такой?
    Если не сейчас, то когда?

    ИСКУССТВО ВЕРЫ

    Фромм проанализировал типы социальных характеров, формирующиеся различными типами культур, показал роль гуманистической и авторитарной этики в этом формировании и пришел к заключению, что человек может, а значит, и должен противопоставить собственные разум и волю как внешнему авторитету власти, так и анонимному авторитету общественного мнения. То есть спасение от авторитарности во всевозможных ее видах Фромм видел в самостоятельности и самосовершенствовании человека.

    Эта мысль является главной и для, пожалуй, самой известной его книги «Искусство любви». Человеку предстоит самостоятельно выбирать путь меж двух бездн - агрессивности и покорности. Разумом он отличается от прочих живых существ, и, кроме разума, ему не на что рассчитывать. Однако не следует считать Фромма сугубым рационалистом, ведь он имел огромный опыт изучения человеческой иррациональности и не мог недооценивать ее роль на личностном уровне и особенно на уровне больших социальных групп. Еще накануне Второй мировой войны он показал, что тоталитаризм, то есть подавление независимой мысли и свободы воли, - результат не только узурпации и террора власти, но и неспособности миллионов людей ценить и любить свободу и разум, что делает их молчаливыми соучастниками злодеяний, а то и палачами.

    По существу, и в сегодняшнем мире единственным достойным и надежным противодействием иррациональной деструктивности остаются только разум и добрая воля. «Здоровое общество», о котором размышлял Фромм, все еще не построено. Одиночество, отчуждение, бегство от угнетающей реальности в мир наркотических иллюзий, психопатология в обыденной и общественной жизни, изнурительная рутина сизифова труда - разве это не наши сегодняшние проблемы? Поэтому и сегодня актуально звучат слова Фромма: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, - или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности».



Поделиться