Описание товара по 223 фз. Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки. Требования к безопасности

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.

Юрист Art De Lex Анна Большакова

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.

223-ФЗ+44-ФЗ=?

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.

Партнер DS Law Мария Калинина

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

  • On 21.07.2019
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Гособоронзаказ, Закупка лекарств, медоборуд., медоборуд., Объекты закупок, Статьи

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки . Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки - товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести . Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик . Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ . Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму. В ней определено, какие характеристики следует включить в описание - а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные . Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент ». Есть исключения - о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов . Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере .

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности , в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании :

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно . Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно - под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным . Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон . Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации . Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения . Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком .

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки , а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам - техническим, функциональным;
  • если закупается работа - к ее результатам;
  • если закупается товар - к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение . Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

Цель Соответствие условиям технического регламента Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
Объекты Продукция, выпускаемая в обращение на территории России Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документ Декларирование о соответствии (декларация о соответствии)
Обязательная сертификация (сертификат соответствия)
Добровольная сертификация (сертификат соответствия)

Специалисты нашего центра готовят требования к применяемым материалам при ремонте или строительстве, задают минимальные и максимальные значения характеристик закупаемых товаров, оборудования, запасных частей, продуктов питания.

Работаем с соблюдением действующего законодательства РФ.

Все запрашиваемые характеристики соответствуют требованиям ГОСТ, ТУ и прочей нормативно-технической документации.

Стоимость требований к товарам или материалам от 5000 рублей.

Эта услуга комплексная и включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка технического задания с подробным описание запрашиваемых функциональных и характеристик применяемых материалов или закупаемых товаров. К заданию обязательно прилагается подробная инструкция толкований терминов, знаков и т.п.
  2. Заполненная первая часть заявки для участия в электронном аукционе.
  3. Ответы на запросы , поступающие от других участников – при наличии таковых.
  4. Составление протокола рассмотрения первых частей заявок , т.е. проверка все форм участников изъявивших желание принять участие в аукционе, с подробным описанием причин отклонения и допущенных ошибок. Этот этап самый важный, именно от него и зависит дальнейший ход событий. При качественном описании допущенных ошибок вероятность обращений в ФАС со стороны отклоненных участников снижается, а в большинстве случае стремится к нулю.
  5. В случае, если кто из отклоненных участников обратился в инспекцию то наши опытные юристы готовят грамотный отзыв . В юридическом отделе нашей компании работают только опытные юристы с большой практикой защиты интересов заказчиков.

Мы даем гарантию, что подготовленный нами аукцион достанется только Вам!

Электронные закупки занимают ведущее место в хозяйственной деятельности большинства организаций, а некоторых случаях являются единственным источником заказов. Предприниматели со всей России участвуют в госзакупках на различных площадках, выигрывая объекты финансируемые из различных бюджетов (местный, региональный, федеральный и т.п.). Количество фирм ежедневно увеличивается, открывается все больше и больше новых ИП, ООО, ОАО и другие аналогичные правовые формы и конкуренция в секторе государственных закупок возрастает. С одной стороны это выгодно государству в целом, ведь чем больше предложений тем меньше затрат на исполнение тех или иных работ, а с другой стороны это приводит к ухудшению качества, увеличению числа брошенных объектов и еще огромный перечень иных сопутствующих проблем. В настоящий момент на законодательном уровне закреплена обязанность Заказчиков предъявлять требования к применяемым строительным материалам, закупаемым продуктам питания, запасным частям на обслуживание автомобилей, медикаментам, оборудования и многое другое.

Ст. 66 44 ФЗ « О контрактной системе…»: Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию о конкретных показателях , соответствующих значениям, установленным документацией о аукционе .

Ст. 33 : Описание объекта закупки должно носить объективный характер и указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Это означает, что госзаказчик имеет право запросить товары с потребными ему свойствами. Однако стоит отметить тот факт, что по причине частых злоупотреблений данным положением закона, были введены понятия Избыточные требования, которых необходимо избегать, дабы не нарушать Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ» и не привлекать к себе внимание со стороны Антимонопольной службы. Соблюдение ГОСТ стало обязательным для всех, а вот иные требования, необходимо обосновать, прежде чем их можно предъявлять.

При разработке технического задания и описании запрашиваемых параметров объекта закупки мы всегда используем требования ГОСТ и технических регламентов, дабы исключить вероятные претензии со стороны надзорных органов. Наши задания выполнены в рамках действующего российского законодательства.Готовим документы в рамках 44 ФЗ "Контрактная система" и 223 ФЗ "Закупка отдельными видами юридических лиц"

Обратившись к нам однажды, Вы навсегда останетесь нашим клиентом.

С нами удобно!

Заказать услугу можно по телефону компании или написав письмо на нашу электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ начали действовать с 01.07.2018 (ч. 6.1 ст. 3). Ранее законодатель оставлял заказчику определенную свободу в этом вопросе. Заказчик сам устанавливал правила, а единственной обязанностью было прописать их в положениях о закупках . Теперь регламентирует описание объекта закупки 223-ФЗ.

Как описать объект закупки по 223-ФЗ по новым правилам

Описывая предмет закупки в документации, нужно указать следующее:

  • функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
  • технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
  • эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
  • требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам);
  • способ упаковки;
  • порядок отгрузки;
  • результаты работы или услуги.

Предъявляемые условия должны соответствовать техническим регламентам и документам о стандартизации (ГОСТы , СанПиНы). Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4).

Введено ограничение использовать при описании ТРУ:

  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • промышленные образцы;
  • наименование страны происхождения.

Не допускается устанавливать иные необоснованные требования к ТРУ, которые могут ограничить конкуренцию:

Как использовать товарные знаки при описании продукции

Под товарным знаком, как указано в ст. 1477 ГК РФ, понимается обозначение, которое обеспечивает индивидуализацию товаров. Описание может быть словесным или в виде изображения.

В описании объекта закупки допускается указать товарный знак, если нет другого способа четко прописать требования, в следующих случаях:

  • со словами «или эквивалент» . При этом в документации нужно обязательно прописать критерии эквивалентности. В этом случае поставщик может предложить товар другой марки, но соответствующий показателям эквивалентности. В заявке участник укажет марку и характеристики своего товара;
  • несовместимость продукции других марок с имеющейся у заказчика;
  • заказ запчастей и расходников;
  • покупка товаров, которые необходимы для выполнения госконтракта;
  • в случаях, если это предусмотрено условиями международных договоров.

Если в документации и описании объекта указана марка и нет слов «или эквивалент», поставщик должен поставить товар именно указанной марки, поставка эквивалентного товара не допускается.

Если контрольным органом будет установлено, что заказчиком предъявлены требования, ограничивающие конкуренцию, процедуру отменят.

Как составить техническое задание

Техническое задание 223-ФЗ определяет как одну из частей документации о закупке. Оно содержит основные требования к закупаемым ТРУ. Описание должно быть объективным, понятным, непротиворечивым. Не следует включать в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, лицензируемые и нелицензируемые услуги (ст. 17 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Образец технического задания по 223-ФЗ должен содержать информацию:

  • характеристики ТРУ, их результаты: диапазон характеристик продукции, при необходимости можно приводить изображения, чертежи, эскизы;
  • объем товаров, услуг или работ;
  • тара, упаковка;
  • сроки поставки и график выполнения работ;
  • необходимость монтажа и наладки;
  • гарантийный срок;
  • ссылка на используемые документы о стандартизации, техническом регулировании.


Поделиться