Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы. Занятие по звуковой культуре речи в средней группе. Тема: "Отработка правильного звукопроизношения (звук "щ")"

Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков (з-с)»

Программное содержание . Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.

Словарная работа. Звук, чистоговорки, замок

Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».

Ход ООД:

Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

1. Всю ночь летает Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло (сова).

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?

Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука С.

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц) .

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?. Правильно. Зайка –хозяин звука З в волшебном царстве.

Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите знать? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки З и С пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.

Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А зайка и сова будут нам помогать.

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите.

А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите.

А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: С-З-С-С-З-З. Дети выполняют задание. Открывается один фрагмент замка.

2. Молодцы, вы расколдовали одну часть замка. Которую часть замка мы с вами расколдовали? (первую). Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в нашем царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень) А осень ранняя или поздняя? А что характерно для поздней осени, что идет вместо осенних дождей? Послушайте задание от Совы. Нужно в стихотворение подставить слова подходящие по смыслу, родственники слову снег. Вы готовы?

Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».

«Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… снежинки.

На поселки, на лужок

Все снижается… снежок.

Вот веселье для ребят,

Все сильнее… снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик,

Нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

Ребята, какими родственниками слова снег вы встретились в стихотворении?

3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Которую по счету? (вторую). Ребята, вот сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете, на какой слог оно заканчивается.

Вот летит оса са-са-са

На траве роса –са-са-са

Заплету косу- су-су-су

Я гуляла вчера в лесу су-су-су

Вот идет коза –за-за-за

Не боюсь козы –зы-зы-зы

Вот летит стрекоза –за-за-за

СЫ-СЫ-СЫ-

СУ-СУ-СУ-

ЗА-ЗА-ЗА-

ЗУ-ЗУ-ЗУ-

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка. Которую по счету? (третью)

Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.

Физ. минутка «Сова»

«Сова, сова, совиные глаза.

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит! »

4. А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звук З или С. Готовы? Девочки придумывают слова со звуком З, а мальчики – со звуком С. За правильный ответ получаете фишку.

Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и наши герои уже повеселели. А которую по счету часть замка вы расколдовали? (четвертую). Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжить?

5. Слушайте следующее задание Зайки. Заяц и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове З или С и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук з-с: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.

Молодцы, вот вы и расколдовали еще одну часть замка Которую по счету? (пятую) .

6. Посмотрите, ребята, зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.

Глаза закрыли Зину.

Захар болит у зуба.

Ваза стоит в розах.

Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.

Ой, ребята, вы расколдовали последнюю, какую? Часть замка? (шестую) .

Посмотрите, какое красивое царство – государство у наших звуков. А посмотрите на экран, какой красивый и большой стал замок, это потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно. Чисто и красиво произносили слова с этими звуками.

Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка.

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в старшей группе: Сказочный лес

Цели:
- Уточнить и расширить представление о живой и не живой природе;
- учить сочинять сказки, развивать воображение;
- формирование правильного словопроизношения, литературного произношения, темпа речи и качества голоса;
- воспитание выразительности речи, развитие речевого слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики;
- закрепить умение определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, речи и движении;
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Предметные картинки (животные, растения). Изображение планеты, цветка, трубочки, бумага, гуашь коричневая, аудиозапись «Звуки леса». Медали «Самый любознательный. Объемные предметы (дерево), картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
Предварительная работа. Беседа «Охрана природы», д/и «Что хорошо, что плохо» (правила поведения в природе), заучивания загадок, пальчиковых игр «Солнышко», «Птички», физминутка «Здравствуй солнце», развитие навыков кляксографии (занятие «Лес»).

Ход занятия.

1. Психогимнастика.
-Ребята у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
-Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство (дети выражают свое гостеприимство).
- Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что очень рады их видеть. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2. Игра-массаж «Наши помощники»
-Ребята как вы думаете, какие помощники нам сегодня понадобятся?
-Давайте вспомним.
Будет сложная игра,
Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)
Разминка для глаз,
Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)
Надо руки вам размять
Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев)
Каждый день, всегда везде
На занятиях, в игре,
Смело четко говори
И тихонечко сиди.
-Вот какие помощники нам сегодня нужны.
3. Сочиняем сказку «Когда исчезли деревья»
-Послушайте дети!
Вы видели когда нибудь лес?
Вы видели солнце на теплых полянах?
Деревья могучие полные тайн?
Росу на веселых зеленых кустах?
Ведь все это можно видеть.
Только в волшебном лесу.
-Я вам предлагаю сочинить сказку, под названием «Когда исчезли деревья»
-На одной большой планете, которая была очень похожа на нашу планету, жили-были люди, давайте придумаем название этой планете. (ответы детей – «Лесная», «Зеленая»).
-Там была так же природ, как и на нашей планете Шумели леса в которых жили разные животные, давайте их назовем. (дети называют животных).
Лес дарил людям ягоды, какие? (ответы детей), грибы, какие? (ответы детей)
-И был на этой планете много озер и рек, в которых жили разные рыбы, назовите их (ответы детей).
-Но люди этой планеты совсем не берегли природу. Они рубили деревья. Для чего они это делали? (ответы детей).
-В конце концов не осталось ни одного дерева, Жители этой планеты поныли, что натворили и обратились за помощью к маленькой колдуньи. Она согласилась им помочь.
-Я вам предлагаю отправиться в путешествие в эту сказку на «Лесную» планету и помочь маленькой волшебнице.
-Встаньте поудобнее, закройте глаза.
-И произнесите волшебные слова.

Мы отправляемся в путешествие,
Где ждут нас чудесные происшествия.
Раз, два, три все закружились, на лесной планете очутились.
4. Двигательное упражнение «По дорожке»
-Вот мы и попали в сказочную планету.
-Пора отправляться в дорогу и найти маленькую волшебницу.
-Вы готовы?
(дети идут по кругу под музыку, затем останавливаются и проговаривают слова)
Мы на миг закроем глазки,
Открываем вот мы и в сказке.
5. Формирование направленного длительного выдоха
-Мы с вами пришли на волшебную полянку. Посмотрите здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок.
(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
-Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнею губу и подуйте так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки, затем предлагаю детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте).
-Молодцы, ребята! Все картинки узнали.
-Отправляемся дальше.
(дети идут по «дорожке»)
-Дорога нас привела в густой лес.
-Ну, где же лес, неужели жители этой планеты погубили все деревья? И маленькой волшебницы нигде не видно, надо ее позвать
6. Упражнение «Повтори правильно»
-Мы похлопаем и она нас услышит, я буду стучать (хлопать), а вы будите за мной по очереди повторять.
-А вот и маленькая волшебница.
Маленькая волшебница- Здравствуйте ребята, я рада, что решили помочь мне.
-Сначала надо произнести «заклинание».
Логопед-Давайте ребята поможем маленькой волшебнице.
7. Кляксография «Лес»
Маленькая волшебница -Теперь вырастим из маленького семечка высокие развесистые деревья. (включается аудиозапись «Звуки природы», дети приступают к работе. Каждый ребенок путем выдувания из кляксы – семечка «выращивает» свое дерево)
-Молодцы!
8. Потешка «Дроздок»
-Посмотрите, какой стал огромный лес.
Деревья прямо до небес.
Птицы разные поют,
Постоим немножко тут,
И споем потешку.
Скок, скок – поскок
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька.
Сама свершок.
Голова с горшок
Чики-чики чички летели две птички
Перышки упали, здравствуйте сказали.
9. Пальчиковая игра «Солнышко»
-Теперь и солнышко ярко засветило.
Солнышко, солнышко погуляй у речки,
Солнышко, солнышко разбросай колечки
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем,
Поваляем, покатаем,
И опять тебе вернем
10. Упражнение «Ветер»
- Лес ожил и зашумел (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков ш-ш-ш-ш, тихо- громко).
-Ручеек снова зажурчал (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков тихо-громко с-с-с-с-с-).
-Звери и насекомые вернулись в лес.
Маленькая волшебница-Спасибо вам за помощь ребята мне так не хочется с вами расставаться, мне будет грустно без вас.
-А что тебя развеселить мы с тобой поиграем на прощание.
11. Подвижная игра «Ну-ка все встаньте в круг».
(Дети берутся за руки образуя круг, по-очереди выходят и показывают движения, все остальные повторяют за ним, слова дети поют)
Ну-ка все встали в круг, дети идут по кругу
За руки все взяли вдруг.
Будем рядом стоять, останавливаются
Ручками махать. производят махи руками
Начинаем заниматься, хлопки по коленям
Будем весь урок стараться, по плечам
Не зевать повторять. повторяют движение
Все запоминать. за водящим.
-Развеселили мы маленькую волшебницу, наверно все устали, давайте отдохнем, понежимся на солнышке.
12. Упражнение на релаксацию.
(Дети ложатся на ковер в свободных позах, звучит спокойная музыка)
Мы лежим на травке,
На зеленой, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
-Отдохнули теперь нам пора, давайте ребята попрощаемся с маленькой волшебницей. (дети прощаются с маленькой волшебницей)
13. Итог занятия
-Закрываем глаза, раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
-Посмотрите. Что, это? (ответы детей)
(На ковре лежит круг, дети разворачивают ленты - лепестки, отвечают на вопросы и получают подарки, получается цветок)
-Что понравилось больше всего на занятии?
-Что интересного было на занятии?
-Какое задание было самым трудным?
-Как ты считаешь, ты хорошо поработал на занятии?
- За что бы ты себя похвалил?
-Посмотрите, что у вас получилось? (ответы детей - цветок) А вы его лепестки, от которых всем тепло и радостно. Давайте своим теплом и радостью поделимся с гостями (дети дарят гостям цветы).






















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Активизация словаря : «Перечислю», Щётки», «Щенята».

Структура занятия:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.
  • І этап: показ и объяснение артикуляции звука. Многократное повторение изолированного звука воспитателем и детьми.
  • II этап: закрепление произношения звука в слогах.
  • III этап: закрепление произношения звука во фразовой речи.

Методические приёмы: показ, объяснение, индивидуальное и хоровое повторение, утрированное произношение звука, образное называние звука, образная физкультминутка, вопросы.

  • IV этап индивидуальная работа: Собирание картинки с изображением предметов со звуком Щ.
  • V предшествующая работа: заранее выучить физминутку с детьми, использовали на других занятиях. Было проведено занятие со звуком С, З.
  • VI подготовка воспитателя: при подготовке пользовалась методической литературой:
  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
  2. Максаков А.И., Тумаков Г.А. «Учите играя»
  3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селивёрстова.
  4. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №2.

Материалы к занятию : чудесный мешок, Петрушка, картинки(пила, дед, медведь, щука), зеркало. Предметы со звуком Щ: плащ, ящик; цыплята-2.

Ход занятия

(Дети садятся полукругом)

Воспитатель: Сегодня вы познакомитесь с новой песенкой язычка, но сначала послушайте сказку «Что случилось с Мишей»

«Жил однажды в лесу добрый медведь, а звали его Миша. Недалеко от леса стояла избушка, в которой жил старенький и тоже очень добрый дед. Захотелось однажды Мише сходить к домику, увидеть, как дед живёт. Вот собрался он и пошёл. Подошёл к домику, постучал, никто не отвечает. Зашёл во двор, слышит, раздаётся песенка, да не совсем обычная – щ-щ-щ-щ-. Подошёл Миша, смотрит, а это дед пилит доски, а пила поёт – щ-щ-щ-щ.(показ картики-символа). Понравилась Мише песенка, и он решил помочь дедушке, и вот заработали вместе – щ-щ-щ-.

А язычок услышал эту песенку и давай тоже её петь – щ-щ-щ-«.

Пусть и ваши язычки выучат песенку пилы. Чтобы правильно спеть, язычок сделайте широким, как чашечку, поднимите кверху, пустите ветерок, рот откройте. Вот так(показ).

А теперь эту песенку послушаем у….(воспитатель подходит, индивидуально показывает выполнение упражнения детьми, используя зеркальце).

Ребята, я знаю другие песенки, в которых слышится песенка – Щ-Щ-Щ-. Споём их:

Щи-щи-щи – мы варили щи.
Ща-ща-ща – ходит Юля без плаща.
Щу-щу-щу – я Марата ищу.
Ащ-ащ-ащ – вот тебе и плащ.
Ща-ща-ща – вот и нет плаща (индивидуальное, хоровое повторение)

Появляется Петрушка, приносит чудесный мешочек, в нём 3 щётки, ящик, плащ, щука.

Петрушка : Здравствуйте, ребята. Вот услышал я, что вы очень смеялись и решил к вам зайти. А принёс вам сегодня мешочек. А что в нём сейчас покажу(достаёт 3 щётки)

  • Что это? (Щётка)
  • Что это? (Щётка)
  • Что это? (Щётка)

А теперь поиграем с ними. (физминутка)

«Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щёткой чищу:
Этой щёткой- чищу зубы,
Все три щётки мне нужны.

Петрушка . А в мешочке ещё что-то есть.

Воспитатель. Иди,(имя ребёнка), достань из мешочка и скажи, что это.

Что это, (имя ребёнка)? (ящик)

Песенка пилы слышится в слове. Я-щ-щ-щик.

Давайте ещё достанем из мешочка и назовём их вместе.

Воспитатель : Петрушка сейчас хочет незаметно взять эти вещи, но он не хочет, чтобы вы видели. Вы сейчас закроете глаза, а когда я скажу, откроете их.

(Воспитатель убирает один из предметов, дети с глазами.Дети открывают глаза и называют предмет, которого не стало).

Воспитатель : Чего не стало? (не стало ящика)

Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, воспитатель спрашивает:

Зачем, для чего эта щётка нужна Петрушке?

Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, для чего они нужны. Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны, правильно определили взятые предметы и чётко произносили слова.

Воспитатель : А сейчас Петрушка, будь внимателен, послушай как правильно ребята умеют слышать песенку щ-щ-щ. Я скажу слово. Если в нём услышат песенку – щ, хлопнут в ладоши, а если нет, то будут тихо сидеть. Итак, лампа, щука, веник, щётка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ, щенок.

Воспитатель исправляет, помогает произносить.

Воспитатель : Я знаю стихотворение про 2-х щенков.

«Два щенка щека к щеке
Щиплют щётки в уголке»

Кто хочет рассказать так, чтобы песенка –щ-щ- была слышна? (спросить 2 детей, затем мальчиков, девочек и хором).

Воспитатель : Молодцы!

С какой песенкой вы сегодня познакомились?

Мне сегодня понравилось, как ребята отвечали на вопросы, помогали мне, были внимательны, поэтому научились новой песенке. Занятие окончено.

Цель:

1. Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков С и С’.

2. Учить выделять звуки С и С’.

3. Познакомить с буквой С.

4. Учить образовывать сложные слова, слова – антонимы.

5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

6. Способствовать развитию звуко – буквенного анализа и синтеза слов.

7. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

8. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение вместе выполнять задание.

Материал:

Демонстрационный:

1. Снежинка (на палочке).

2. Наборное полотно, большие квадраты для обозначения звуков (красные, синие, зеленые).

3. Картина: расписные сани.

4. Панно из картона: сугроб с 5 словами – схемами, СНЕ – начало слов.

5. Снежок – игрушка.

6. Указка.

7. Картина большая (Над сосной сверкает месяц, на сосне сова, под сосной лиса).

Раздаточный:

1. Поднос с маленькими квадратами (красные, синие, зеленые).

2. Прямоугольник – слово.

3. Картонка с нарисованной букой С, пластилиновая палочка (или колечко).

4. Картинки с животными: рысь, лось, лось, сова, лиса, лиса, синица, сорока.

5. Буква для каждого ребенка из слова: с, н, е, ж, и, н, к, а.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом.

1. Воспитатель: «Загадаю вам загадку, кто смышленый погляжу».

«С неба падает зимой, и летает над землей».

«Много, много звездочек

Тонких как стекло

Звездочки холодные,

А земле тепло».

Что это? (Снежинка).

2. Позовем снежинку.

Проговаривание слова «Снежинка» с выделением первого звука.

Какой первый звук? (С).

Когда мы произносим звук С, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка спрятался за зубы. Горло – домик голоса. Приложим тыльную сторону ладони к горлу, то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Он может произноситься твердо ЛЕС, СОН и мягко ЛОСЬ. СИЛА.

Какой звук первый в слове «Снежинка»? (Согласный, твердый).

3. Воспитатель: «Придумайте слова к слову «Снежинка».

Какая она?

Дети по кругу передают снежинку и говорят прилагательные: «Маленькая, круглая, холодная, белая, легкая, хрупкая, лучистая, тонкая, блестящая, нежная, сверкающая, мягкая, красивая».

4. Снежинка приглашает нас в зимний.? Поймай звуки, скажи слово Л’ЭС.

5. Составим схему слова «Сани» и они поедут сами. Повезут нас в зимний лес красивые расписные сани.

Воспитатель с помощью наборного полотна составляет схему слова, обозначая каждый звук определенным цветом.

Вопросы к детям.

Сколько слогов в слове?

Какой ударный слог?

Какой первый звук в слове «Сани»?

Это гласный или согласный звук? Почему?

(Когда мы произносим его во рту есть преграда: зубы и язык. Его можно тянуть, но нельзя произносить громко).

Какой второй звук? (Гласный А’).

Какой третий звук? (Согласный, мягкий Н’).

Какой последний звук? (И – гласный)

Сколько всего звуков в слове «Сани»? (Четыре).

6. Эти звуки слово песни,

Ты их в слове назови? (А, И).

7. Воспитатель говорит:

«Снег, снег,

Белый снег,

Мчимся мы быстрее всех».

Вот сани и поехали!

По схемам дети произносят скороговорку (тихо – громко, быстро – медленно).

«По семеро сели в сани».

«Наши сани едут сами».

Чистоговорки.

«Давайте выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно».

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы.

Су – су – су – зимой холодно в лесу.

Со – со – со – нам не нужно колесо.

Си- си –си – сук в руке неси.

8. Приехали. Дети вместе с воспитателем говорят:

«Мы к лесной поляне вышли,

Поднимает ноги выше,

Через ветки и пенечки

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал».

(Дети выходят из – за столов, шагают, встают в круг).

Воспитатель кидает снежок каждому ребенку в руки.

9. Игра «Скажи наоборот».

Веселый – грустный, сильный – слабый,

Голодный – сытый, темно – светло,

Трусливый – смелый, мир – ссора,

Слева – справа, горький – сладкий,

Тепло – холодно.

10. «Морозно» - говорит воспитатель.

Говорят все дети:

«Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь,

Подойдет ко мне мороз

Тронет руки, тронет нос,

Только надо не зевать

Прыгать, бегать и играть».

11. Игра в кругу «Найди свой звук» (2 команды»):

  • Девочки (красивые и нежные – хлопают на мягкий С’);
  • Мальчики (сильные и стойкие – топают на твердый С).

Са, Со, Си, Сы, Се, Сь, Су.

1 вариант

Ай да, зимушка – зима, всех она украсила,

Заготовила зима краски

Все для всех сама.

Всем деревьям чистые

Блестки серебристые.

И осина, и сосна

Ясень, ель, береза, лиственница и ольха

Все красивые стоят в серебристом инее.

Снежные тропинки, голые кусты,

Падают снежинки тихо с высоты.

Все снежинки по сугробам улеглись,

Все снежинки огонечками зажглись.

2 вариант

Пушистым снегом накрылись деревья. Трудно понять, где осина, ясень. А вот белоствольная береза. А вот сосна. Высоко на суку сидит сова. Сова спит. Совы всегда спят днем. Вася и Сеня были в лесу. Они там встретили лосей. Вася сказал: «Стой спокойно, не спугни лосей».

12. Дети садятся за столы.

Звук С и С’ обозначается буквой «С». Воспитатель показывает букву С.

13. Воспитатель предлагает детям превратить пластилиновое колечко в букву «С».

14. Вопрос – загадка:

Что растет зимой в лесу? (Сугроб).

«Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля».

15. Дети походят к «сугробу».

Это необычный сугроб, в нем спрятались «снежные» слова.

Все они начинаются одинаково – СНЕ– .

Назовите маленькое слово наверху (СНЕ- г).

Второе, третье, четвертое слово (СНЕ – жок, СНЕ – говик, СНЕ – жинка, СНЕ – гопад).

Назовите самое большое слово (СНЕ – гурочка).

16. Дети рассматривают картинку «Следы».

Воспитатель задает вопрос: «Что около сугроба?».

Ответ детей: «Следы».

Воспитатель: «Значит, мы в лесу не одни, чьи они?».

Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается. (Лиса).

Зимой – он пушистый и белый как снег, а весной серый. (Заяц).

Большая птица по сравнению с синицей, кричит громко, ходит важно. (Ворона).

Ответы детей:

Следы лисы, зайца, вороны, саней.

Вывод: они разбежались.

А кто остался?

17. Дети садятся за столы и самостоятельно составляют схему слов из звуков, используя, красные, синие и зеленые квадраты:

Сорока, Лось, Лиса, Лось, Рысь, Лиса, Сова, Синица.

18. Индивидуальная помощь, вопросы при затруднении.

19. Задания для детей.

  • Встаньте дети у кого слово со звуком С, у кого слово с согласным звуком С’.
  • Поднимите руку у кого в слове один слог, два слога, три слога.
  • Обозначьте буквой С звук С, С’ в своих схемах.

Воспитатель показывает картинку и говорит:

«На сосне – сова,

Под сосной – лиса,

Возвращаться нам пора».

Слова воспитателя:

«Буквой С повис над лесом

Полумесяц в небе темном,

Свет волшебный с неба льет

И обратно нас зовет.

Все бело, бело, бело

Много снега намело,

Запорошило пути

Не проехать, не пройти».

«Рассыпалось слово

Скорей собери

И будет дорога у нас на пути».

Воспитатель раздает буквы. Дети из отдельных букв составляют на полу слово:

С – Н – Е – Ж – И – Н – К – А.

20. Воспитатель держит снежинку.

«Но вот кончается

Дорога дальняя

Земли касается

Звезда кристальная».

21. Снежинка опускается возле сундучка. Всем детям из сундучка вручается блестящая снежинка с буквой С.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 10

Воспитатель: Размета Татьяна Евгеньевна

ст. Каневская 2015 год

Программные задачи:

  1. учить находить картинки с данным звуком «ш» в начале, середине, конце слова
  2. упражнять в делении слов на части
  3. упражнять образование относительных прилагательных, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации
  4. развивать фонематический звук

5-. развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ш» , загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина) , разучивание скороговорок.

Оборудование: игрушки (кукла, мышка, мишка, кошка) , предметные картинки со звуком «ш» , игра «веселый поезд» , «пирамида» .

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Гимнастика для ума» . Отвечайте на вопрос словом, начинающимся со звука «ш»

Головные уборы (шапка, шляпа) Число больше пяти (шесть) Часть колеса (шина) Как подает голос змея (шипит) Плод хвойного дерева (шишка)

Настольная игра на клеточной доске (шашки, шахматы) Там учат дети (школа)

Часть тела между головой и туловищем (шея) Узкий наоборот (широкий)

2. Анализ артикуляции звука «ш»

  • Произносите звук «ш» наблюдая за артикуляцией в зеркале (губы округлены слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены, широко образуя щель с небом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.)
  • Расскажите, какой это звук? Звук «ш» всегда твердый, согласный

3. Упражнение в произношении звука «ш» А.

  • Мышка шуршит - произношение прерывистого звука ш-ш-ш
  • Лес шумит - длительное произношение звука ш-ш-ш
  • Прогоним воробьев - кыш-кыш
  • Гусь шипит ша-ша-ша, шу-ша-шо, шо-шо-шо, ши-шу-ша
  • Поднимите фонарик, если услышите в слове звук «ш» (шар, хвостик, лопнувший, синий, воздушный, шипит, выпускает, шаловливый)

4. Появляется кукла Маша. Сегодня мы побывали в гостях у куклы Маши. Отгадайте

кто пришел к ней в гости?

Под полом таится Кошки боится

(мышь)

Воспитатель демонстрирует игрушку - мышь. Мышь выразительно пела. Дети выполняют слоговый ряд с разной интонацией.

  • Утверждала уш-ош-аш
  • Радовалась шва-шво-шву
  • Спрашивала ша-шо-шу

Воспитатель: послушайте стишок, скажите, кто еще пришел в гости к Маше?

У Маши мошка в кашке Что делать нашей Маше? Выложила кашу в плошке И накормила кошку

Воспитатель: демонстрирует игрушку-кошку Назовите слова со звуком «ш» в стихотворении.

5. Игра «Пирамидка»

Воспитатель: помогите, ребята, научить Машиных гостей играть в эту игру

  • Сложите пирамидку от большой к маленькой (детали - овалы)
  • Будьте внимательны - пирамидка волшебная, выбрать нужно те детали, где звук «ш» в начале слова, лишние отложите в сторону.

Воспитатель: послушайте, кто стучится?

  • Доскажите словечко, узнай, кто еще гостья у Маши?

Пыхтит как пышка Косолапый... (мишка)

Воспитатель: демонстрирует игрушку-мишку

  • Мишка принес мячи, давайте вместе с ним поиграем! Имитация движений. Воспитатель читает стихотворение. Дети имитируют движения.

6. Кукла Маша, кошка, мышка и мишка познакомят гостей с новой игрой «подбери рифму»

  • У детей по одной картинки для подбора рифмы

Шишка Кошка Подушка Рубашка

Мышка Картошка Лягушка Ромашка

Вышка Гармошка Пушка неваляшка

Воспитатель называет слова, а дети по картинкам называют рифмующее слово.

Раз - шуршит в шкафу мышонок Два - в подушке лягушонок Три - шакал пошел в камыш А четыре - в шляпе мышь Пять - напишем в школе мышь Шесть - шумит, шалит мартышка Семь - на крыше наша кошка Восемь - шмель влетел в окошко Девять - шапку шьет швея Десять - шел по шпалам я

Игра «Веселый поезд»

Цель: Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мелкой

моторики.

Инструкция: помоги распределить предметы и отправить их в путешествие на веселом поезде. Назови каждый предмет, выделяя звук «ш» , прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове и ты узнаешь, какой предмет поедет в каком вагоне поезда (количество слогов совпадает с количеством окошек в вагоне) . Разместите предмет в свой вагон.

Игра «Повтори за мной»

Ш - всегда шипящий звук На камнях змея шипит, Ш-ш-ш-ш

Море черное шумит, Ш-ш-ш-ш Как погода хороша Зашипели змейки - ша-ша-ша, Никуда я не спешу Прошипела змейка - шу-шу-шу, Свежим воздухом дыши - ши-ши, Как приятно на душе Улыбнулись змейки - ши-ши-ши.

7. Итог занятий:

  • Беседа с детьми о занятии
  • Почему Маша пригласила в гости мышь, кошку, мишку?. Расскажите о звуке «ш»

8. Поощрение

Маша принесла вам в подарок шарики, в них тоже есть звук «ш»

Приложение к занятию:

Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.

Ша-ша-ша - моет мама малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш.

Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке

На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Маше каша надоела, Маша кушу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай

Загадки:

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

(кошка)

Два брюшка, четыре ушка.

(подушка)

Мала, а никому не мила

(мышь)

Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (лягушка)

Под полом таится,.......

Кошки боится?



Поделиться