Гражданское общество и правовое государство практическая работа. Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство". Постановка учебной задачи

Подробное решение параграфы §6 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания.

1. Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ.

Понятие гражданское общество имеет 2 значения:

1. гражданское общество, как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания. В данном случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей и т. д., т. е. все то, что неподконтрольно государству.

2. гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей. И как идеал гражданское общество олицетворяет собой идеальное общество – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном – свободу слова и печати, независимость всех СМИ, свободу вероисповедания.

Гражданское общество надо понимать в двух значениях, потому что общество проходило определенные этапы развития, оно не всегда было таким, какое есть сейчас. Был период, когда не существовало государств. В первом смысле гражданское общество появилось раньше, чем государство. Оно было у первобытных охотников и собирателей. В пример можно привести и античные города-государства, где не сложилось понятия государства как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.

Второе значение гражданского общества появилось значительно позже. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.

Таким образом, понятие гражданского общества изменялось с развитием общества и общественных отношений, в соответствии с реалиями времени.

2. Что такое гражданство и чем оно выражено на практике?

Таким образом, оно выражается во взаимных правах и обязанностях государства и гражданина. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Данное взаимодействие прописано в конституции РФ. Например, Глава 2 конституции определяет права и свободы граждан РФ. Приведем некоторые из статей:

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

3. Какие признаки правового государства вы знаете?

Признаки правового государства:

Господство закона во всех сферах общественной жизни;

Связь государства и его органов через закон;

Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

4. * Почему в мировой истории вокруг проблемы гражданства происходили не только жаркие споры, но и военные баталии?

Зачатки современного понимания гражданства мы находим у Аристотеля, жившего в IV веке до н. э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.

Проживание на территории данного государства не делает человека автоматически его гражданином.

Развитые европейские страны - Англия, Франция, Гермния - после Второй мировой войны поощряли иммиграцию свою страну и охотно предоставляли гражданство выходцам и Италии, Греции, Испании, Северной Африки и Ближнего Востока. Но в начале 1970-х годов случился экономический кризис, миллионы людей потеряли работу. Коренные жители страны стали возмущаться своими правительствами, которые поощряли въезд иностранцев, отбирающих у них рабочие места. В ответ правительства названных стран предприняли множество попыток вернуть эмигрантов, но все они оказались безуспешными.

Государство обещает защиту и покровительство своим гражданам. В данном случае это способ расширить свои государственные границы, получить дополнительные ресурсы (присоединение Германией Судетской области в 1938, которую преимущественно населяли немцы).

5. * Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность»? Выскажите свою точку зрения.

Гражданство – постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Таким образом, гражданственность – это неотъемлемая часть гражданства, определяющая поведение человека по отношению к себе, обществу и государству.

6. * Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать?

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Гражданское общество - свободное, демократическое, правовое общество, признающее ценность человека. Гражданское общество - не всякое, а лишь высокоразвитое общество, с развитыми общественными (политическими, экономическими, правовыми и другими) отношениями. Для гражданского общества характерны высокие гражданские и морально-нравственные качества его членов.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, правовое государство является государственно-властной организацией гражданского общества, причем в правовом государстве государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. Однако правовое государство отказывается от тотального контроля, избегает необоснованного вмешательства в жизнь гражданского общества, в частную жизнь граждан. Многие общественные отношения остаются в независимости от государства.

Гражданское общество – это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти. Оно поддерживает определенный баланс между обществом и государством. Если государство начинает превышать свои полномочия, то структуры гражданского общества напоминают ему о пределах вмешательства государства в дела общества. И наоборот: если общество нарушает принятые в государстве законы и порядок, то гражданское общество предупреждает его о том, что его действия могут привести к анархии, чреватой опасными последствиями для всех людей.

7. * Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?

Нельзя говорить, что какие либо черты правового государства наиболее важны для человека, а другие важны в меньшей степени. Рассмотрим это на примере признаков правового государства:

1. господство закона во всех сферах общественной жизни;

2. связь государства и его органов через закон;

3. судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

В правовом государстве вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Соответственно и взаимоотношение гражданин-государство также регулируются законом. В данном случае невозможно убрать какой-либо из признаков правового государства, потому что это нарушит положение гражданина в государстве.

8. * Как взаимосвязаны между собой государство и общество? Сравните их признаки и свойства, раскройте взаимоотношения.

Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент), а общество - социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре.

Понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад.

Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право.

По объему понятие общества шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром.

Государство возникло из общества и превратилось в самостоятельный орган, стоящий над обществом и вместе с тем взаимодействующий с ним. Как свидетельствует опыт истории, это взаимодействие носит очень сложный характер, отражающий сложные и противоречивые процессы развития самого общества. Дело в том, что в обществе живут и действуют индивиды, преследующие свои интересы, которые не всегда совпадают с общими интересами. Кроме того, в обществе существуют различные классы, имеющие собственные интересы. И чтобы социум (то есть общество) не погиб, необходим политический орган, регулирующий все общественные отношения. В качестве такого регулятора выступает государство. Конечно, без взаимодействия с обществом регулирование общественных отношений немыслимо.

Взаимодействие общества и государства – явление закономерное и естественное, ибо без такого взаимодействия не было бы ни общества, ни государства. Но должны существовать определенные пределы взаимодействия. Абсолютизация общества, нежелание его членов подчиняться государству, соблюдать правовые нормы и законы приводит к анархии.

Взаимоотношения между обществом и государством всегда носили противоречивый характер. Главная причина всех противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система – к интересам.

?Проблема. Назовите признаки, свидетельствующие, что современная Россия является правовым государство.

К таким признакам относятся:

1. Господство закона во всех сферах общественной жизни

2. Связь государства и его органов через закон

3. Судебная защита прав и свобод граждан и взаимная ответственность государства и личности.

Практикум. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:

1. Аппарат подавления.

2. Преследование инакомыслящих.

3. Жесткая цензура.

4. Диктатура одной политической партии.

5. Монополия государственной собственности.

6. Геноцид собственного народа.

7. Подавление личности, отчуждение ее от государства.

Вам надо их установить.

Данные признаки относятся тоталитарному государству, потому что в тоталитарном государстве личность и гражданские свободы подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Вариант 1.

Заполните таблицу

2. Министерство образования.

4. Районный суд.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

2.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

2. ществе?

заций?

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

2. Верны ли следующие суждения о гражданском об ществе?

А) Гражданское общество - та часть общественной жизни, которая развивается самостоятельно, без непосредственного вмешательства государства

Б) Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества

А. Верно только А В. Оба варианта верны

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

Что характерно для создания общественных органи заций?

Создаются для реализации интереса граждан 2. Добровольная основа

3. Равноправность входящих в нее членов 4. Все перечисленное

Укажите правящий режим, при котором возможно нормальное существование гражданского общества.

Под местным самоуправлением понимается:

1. организация власти на местах 2. самостоятельное решение населением местных вопросов 3.управление общественными делами собственными силами 4. все перечисленное

Ответы

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

6.детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

9.ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1.В 2Г 3 Б 4А

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

союзы предпринимателей и фермеров,

общества защиты прав потребителей,

союзы деятелей культуры,

кооперативы,

детские организации,

спортивные общества,

рабочие профсоюзы,

ассоциации банкиров,

благотворительные фонды,

религиозные объединения,

общества культурных связей с зарубежными странами.

Слайд №1. Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

Эпиграф: Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластическое гибкое целое

Семён Лю́двигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва, Российская империя - 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) - русский философ и религиозный

мыслитель. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

Планируемые результаты (предметные): сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Цели урока:

Личностные результаты: сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Ключевые компетенции:

    Ценностно-смысловая: владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных потребностей и норм;

    Учебно-познавательная : самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; владение креативными навыками; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;

    Социокультурная : владение знанием и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений;

    Информационная : владение современными СМИ и информационными технологиями;

    Личностное самосовершенствование : владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, формирование культуры мышления.

Метапредметные результаты : умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные понятия и термины: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, социальное партнерство, группы интересов.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

    Организационный момент.

    Постановка учебной задачи.

Учитель: государство способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия.

Слайд №2 Главная проблема - как поставить государство на службу обществу, оградить его го различных злоупотреблений. На эти вопросы давались различные ответы.

    В принципе ничего нельзя противопоставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконечна

    Государственная власть должна быть сильной, ее вообще нельзя ограничивать

    Максимальное ограничение государственной власти, а затем и ее полное устранение

    Лекарство от болезней власти является право

Четвертая точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (1724 - 1804). Она оказала большое влияние на становление в общественно-политической практике реальных механизмов правового государства и гражданского общества.

    Усвоение новых знаний и способов действий.

Слайд №3. Задание №1. Платон утверждал: «Только там, где закон владыка над привилегиями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»

Задание:

    Сформулируйте мысль, высказанную Платоном, своими словами.

    Выразите свое отношение к утверждение Платона (согласен(а) - не согласен (а))

    Приведите аргументы, подтверждающее ваше согласие – несогласие с высказыванием Платона.

    Сформулируйте вывод.

Задание 2: работая с учебником параграф 18 пункт «сущность правового государства», заполните таблицу. Вам предлагается, вставить пропущенную альтернативу в сравниваемых государствах.

Номер сравниваемых пар

Неправовое государство

Правовое государство

Государственная власть не ограничивается никакими законами

Разделение властей носит реальный характер

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствие с принципом «цель оправдывает средства»

Слайд №4. Проверка таблицы

Учитель: правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели.

Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты.

Задание 3: Работая с текстом, ответьте на вопросы:

    Какое определение понятию «гражданское общество» дает автор текста?

    Укажите не менее трех критериев, относящихся к гражданскому обществу.

    Какое иное название применимо к гражданскому обществу и какое обязательное условие необходимо для его существования и развития?

    Приведите не менее двух доказательств того, что в современной России формируется гражданское общество.

    Назовите не менее двух проблем, с которыми сталкивается Россия при формировании гражданского общества.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства, но в рамках существующего законодательства. Ученые называют разные критерии гражданского общества. Оно характеризуется: 1) экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества; 2)признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью судебной защиты своих прав; 3) самоуправляемостью, самоорганизованностью. В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела. А главной целью общества является человек; 4) открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности и др.; во-вторых. Гласность осуществляемых общественно-политических мероприятиях, в том числе принимаемых законодательных актов; в- третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями; 5) режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений, а также эффективность контроля и надзора за исполнением законов. Одним словом, гражданское общество – это общество правовое; 6) равенство всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

Проверка работы по тексту.

Слайд № 5 -6

Слайд №7. В современных условиях большое значение имеет процесс формирования и социального государства . На прошлом уроке мы о нем упоминали.

    Закрепление знаний и способов действий.

Учитель: развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь - душно». «Открытое окно» - это, прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он существует в различных формах.

    Информация о домашнем задании.

Задание. Дома вам предлагается выписать современные институты гражданского общества в России, которые могут выполнять функции общественного контроля над деятельностью институтов публичной власти используя учебник и дополнительную информацию

    Рефлексия

Задание 4. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.

1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.

2. Министерство образования.

4. Районный суд.

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,
  1. общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

2. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А) Гражданское общество - та часть общественной жизни, которая развивается самостоятельно, без непосредственного вмешательства государства

Б) Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества

А. Верно только А В. Оба варианта верны

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

  1. Что характерно для создания общественных организаций?
  1. Создаются для реализации интереса граждан 2. Добровольная основа

3. Равноправность входящих в нее членов 4. Все перечисленное

  1. Укажите правящий режим, при котором возможно нормальное существование гражданского общества.
  1. Под местным самоуправлением понимается:

1. организация власти на местах 2. самостоятельное решение населением местных вопросов 3.управление общественными делами собственными силами 4. все перечисленное

Ответы

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

6.детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

9.ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1.В 2Г 3 Б 4А

  • общества защиты прав потребителей,
  • союзы деятелей культуры,
  • кооперативы,
  • детские организации,
  • спортивные общества,
  • рабочие профсоюзы,
  • ассоциации банкиров,
  • благотворительные фонды,
  • религиозные объединения,
  • общества культурных связей с зарубежными странами.



  • Поделиться