Сельма лагерлеф в детском чтении. Старая шляпа детства (О Сельме Лагерлёф). История о Нильсе

Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словар ный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразитель ного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.

III . Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.

-Какое слово получилось по вертикали?

(Лагерлеф.)

IV . Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф

1. Вступительная беседа.

-Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или зна ете?

(«Путешествие Нильса с дикими гусями».)

2. Рассказ учителя о писательнице.

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагер леф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урож денной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была чет вертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год хо дить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалы вала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жад но читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую выс шую женскую педагогическую академию в Стокгольме и за кончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень попу лярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный жур налом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер- леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подру ги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».

После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г. В том же году Лагерлеф знакомит ся с писательницей Софи Элкан, которая становится ее бли жайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной коро лем Оскаром II , и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе. Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».

Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история се мей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищу щих духовный идеал.

Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смог ла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спус тя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф - «Девочка с фермы на болотах». Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духов ному проникновению, которые отличают все ее произведения».

После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.

В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писа телей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.

После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от пери тонита в своем доме в возрасте 81 года.

V . Физкультминутка

VI . Работа над произведением «Святая ночь»

    Чтение учителем и учащимися.

    Первичное восприятие текста.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Итог урока

    Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?

    О чем произведение, которое мы только что читали?

    Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание: перечитать текст, приготовить выразитель ное чтение.

Ход урока 2

Организационный момент

П. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения с разными интонациями.

Я знаю, праздника вы ждете!

На этом празднике найдете

Смех, игры, сказку, волшебство!

Ведь наступило Рождество!

А что такое Рождество?

Конечно, это волшебство!

А слово «Рождество» откуда?

То день и час рожденья чуда!

    Заучивание стихотворения за 2 минуты.

    Проверка выученного стихотворения.

III . Работа над рассказом «Святая ночь»

1. Беседа.

- Почему смерть бабушки была для писательницы самым
большим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста.

    О чем история, которую рассказала бабушка?

    Чему она хотела научить свою внучку?

    Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.

    Каким был пастух? Охарактеризуйте его.

    Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)

    Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пас тухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы уви деть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)

IV . Физкультминутка

V . Составление плана рассказа

-А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.
Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
ночи для пересказа.

(Ребята работают самостоятельно.

Затем идет проверка выполненной работы.

Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)

VI . Пересказ текста по плану

Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *

VII . Итог урока

-Какое впечатление произвела на девочку рождественская
история? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени пас туха.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф (1858-1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)

Сельма Лагерлёф родилась 20 ноября 1858 г. в шведской провинции Вермланд, в семье помещика. В 1881 г. уехала в Стокгольм, чтобы получить профессию учителя. После завершения образования устроилась на работу в школу. Самым известным из всех произведений Лагерлёф стала детская книга «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1906-1907). Сначала книга задумывалась, как пособие по занимательной географии для детей, она переведена на многие языки мира, в том числе на русский. По этой книге был снят мультфильм «Заколдованный мальчик». В 1909 г. Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе. Лагерлёф умерла 16 марта 1940 г. в своем имении Морбакка. В её доме создан музей, портрет писательницы с 1991 г. изображается на банкноте 20 шведских крон.

Фотоальбом

Монета с изображением Сельмы Лагерлёф

Книги Сельмы Лагерлёф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии...

Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...

Игра-квест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...

Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

В 1901 году Общество учителей Швеции подыскивало автора, который смог бы написать новый, взамен устаревшего прежнего, учебник по географии для народных школ. Сельма Лагерлёф согласилась сразу — и на три года потеряла покой. Она ездила по стране, изучала зоологию, ботанику, историю шведских провинций, собирала сказания и легенды. А книга никак не складывалась! Как построить учебник, чтобы уйти от казёнщины, чтобы это не был сборник сухих фактов и цитат? Как написать «книгу поучительную и серьёзную, в которой не будет ни одного слова неправды»? Как открыть историю края и его традиции детям, и не просто открыть, а влюбить в них?


После долгих поисков ей вдруг пришла мысль: «Может, старая усадьба поможет?»

Морбакка... Больше трёхсот лет служила она старинному роду Лагерлёф, а сейчас, вот уже 16 лет, в ней жили чужие люди. Но Сельме казалось, что именно там, рядом с любимым вековечным дубом, она найдёт подсказку.

Коляска остановилась у въезда в аллею, в тени старого клёна. С тех пор как умер отец и усадьбу пришлось продать за долги, она ни разу не была здесь. А в саду её детства будто всё осталось по-прежнему! Она тихо пошла по аллее и, погрузившись в воспоминания о далёком прошлом, не заметила, как углубилась в парк. И вдруг услышала чей-то жалобный крик! Сельма поспешила, опираясь на трость, на зов.

На дорожке перед ней сова-неясыть, ухватив за плечо маленького-премаленького человечка ростом не больше ладони, трепала его о землю. Изумлённая, Сельма не могла сдвинуться с места. Но малыш закричал ещё жалобнее, и она отогнала хищницу прочь. Сова взлетела на дерево, а перед Сельмой стоял маленький мальчишка, даже не пытаясь спрятаться или убежать. Крохотная клетчатая рубашка, кожаные штанишки, малюсенькие деревянные башмачки — всё было настоящим.

«Спасибо за помощь!» — поблагодарил он. Сельма с детства слышала об эльфах, гномах, троллях, но вот так преспокойно разговаривать с одним из них!.. «Вы думаете, я из маленького народца? — как ни в чём не бывало продолжил малыш. — Нет, я такой же человек, как и Вы». Оказалось, год назад его, обычного мальчишку по имени Нильс Хольгерссон, заколдовал домовой, и теперь Нильс путешествует со стаей гусей, ищет того домового, чтобы снять заклятие.

Мальчик рассказывал о своих приключениях, а Сельма всё больше и больше изумлялась: «Ну и повезло же мне — встретиться с тем, кто верхом на гусиной спине облетел всю Швецию! То, что он рассказывает, я и опишу в моей книге».

Сказочный сюжет! Вот что она искала! Дети смогут увидеть родную страну с высоты птичьего полёта: её природу, старые усадьбы и замки, жители каждой провинции смогут, рассказывая Нильсу свои легенды и традиции, поведать школьникам об истории родного края. Но самое главное — Нильс научит детей, что значит быть настоящим человеком! Название родилось само собой: «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».


На удивление, замысел Сельмы одобрили в Обществе учителей. Первый том учебника вышел в свет 24 ноября 1906 года. Через год появился второй. Чуть больше 700 страниц повествуют о путешествии Нильса, что длилось немногим меньше года: началось оно 20 марта и закончилось 9 ноября (главы составлены как дневниковые записи). И уже спустя месяц после выхода учебника дети играли в «гусенавта Нильса», называя дни по датам полётов.

Некоторые критики назвали книгу «революцией в педагогике». Другие нашли неполным описание некоторых провинций. Кого-то раздражал стиль изложения, его разговорная форма. Были недовольны зоологи и орнитологи. Церковники упрекали автора в неверном изложении библейских сюжетов и запрещали читать детям вслух из «книги, которую следует заклеймить как вредную и пагубную». Сельму упрекали в отсутствии цели и плана, бессистемности и запутанности изложения...

Но для неё имело значение только мнение маленьких читателей. «Пока детям весело читать эту книгу, она будет побеждать», — говорила она. На вопрос, какие из почестей ценит выше всего, ответила: «Возможность участвовать в жизни моих читателей, помогать им».


Вслед за читательским признанием пришло признание официальное. 10 декабря 1909 года Нобелевский комитет присудил Сельме Оттилиане Ловисе Лагерлёф премию «в знак признания возвышенного идеализма, яркого воображения и духовного восприятия, характеризующих её труды». Король Швеции Густав V сам вручил ей диплом, золотую медаль и денежный чек. Впервые высокая премия по литературе была присуждена женщине.

На Нобелевском празднестве Сельма говорит необычную речь. Она вспоминает и рассказывает о тех, кто разделил бы с ней её счастье: о друзьях, знакомых, братьях, сёстрах, о старой матери, ждущей её дома. Вспоминает об отце, настоящем любителе поэзии и поэтов, — никто не обрадовался бы за неё так, как он. Говорит о своих «кредиторах»: Тегнере, Рунеберге, Андерсене и всех тех, кто научил её «любить сказки, и подвиги героев, и родную землю, и саму жизнь во всём её величии и убогости», всех кавалеров и дам из легенд, любимых с детства, природу, которая открыла ей свои тайны... Как вернуть долг всем им? Как вернуть долг взрослым и маленьким читателям, Шведской академии наук?.. Так красиво и тонко прозвучали слова благодарности, а себе Сельма оставила скромную роль человека, который лишь отдаёт дары, которые получил когда-то.


Итак, «в маленькой шведской деревушке Вемменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду мальчик — как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнёзда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дёргал за хвост, будто хвост — это верёвка от дверного колокольчика. Так прожил он до 12 лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие» — так начинается учебник по географии для первоклассников.

Сельма так поэтически рисует образы шведских провинций, что их уже невозможно забыть и перепутать друг с другом! Смоланд — «высокий-превысокий дом с елями на крыше, а перед ним широкое крыльцо с тремя большими ступеньками» из гранита длиной восемь миль. Остров Эланд — огромная древняя каменная бабочка-великанша, вечно тоскующая по своим крыльям, что оторвала некогда буря. Йестрикланд носит «юбку из ельника и кофту из гранита, а опоясана она драгоценным поясом, равного которому нет на свете! Ведь он расшит голубыми озёрами да цветущими лугами». И всё это видит Нильс с высоты птичьего полета. Красиво, не правда ли?


Вместе с тем «Путешествие» — это история превращения злого, скверного мальчишки в Человека с добрым сердцем.

Не раз малыш-коротыш будет, стараясь изо всех сил, выручать из беды своего друга Мортена-гусака, спасёт он и всю стаю от хитрого и коварного Смирре-лиса. Попытается помочь жителям богатого и некогда удачливого города Винеты, в наказание за высокомерие и расточительство погружённого в морскую пучину. Много добрых и удивительных людей встретит Нильс, узнает о храбрых героях, защищавших Отечество в морских сражениях. Откажется от забытого клада старых монет, твёрдо зная, что всё, чему он научился у мудрой старой гусыни, дороже любого богатства. Он узнает, что такое потерять дом и детей у птиц с озера Токерн, которое люди задумали осушить... Разве это только география?

Что значит переживать не за себя, а за другого? На кого быть похожим? Что главное, а что недостойно внимания? Как это — сочувствовать другим и разделять с ними несчастье? Как понимать весь этот огромный мир со всеми его обитателями? Что значит настоящая Дружба? Как много настоящих и нужных детских вопросов найдут здесь свои ответы!

Такую необычную книгу не смог бы написать человек, сам не усвоивший этих уроков: быть сильнее обстоятельств и даже самой Судьбы, преодолеть безысходность и найти себя, свято верить в победу добра и суметь противостоять злу...


Сельма родилась в 1858 году в семье Эрика Густава Лагерлёфа. В семье было пятеро детей, она появилась на свет четвёртой.

Малышка родилась с раной на бедре, которая через три года перечеркнула всю её жизнь: девочку разбил паралич, отняв возможность двигаться. Временами боли становились такими сильными, что приходилось оставлять даже попытки перенести её в гостиную. Так и росла она отдельно от других детей, и даже полёт мухи становился для неё событием.

Хотя болезнь лишила Сельму возможности бегать, играть и веселиться вместе с другими детьми, она же познакомила её со сказкой, точнее, жизнь сказке в старой усадьбе дала бабушка. «Мне кажется, что она (сказка. — Е. Д. ) окутала это место, как облако окутывает горную вершину, раз за разом позволяя одному из приключений, её составляющих, спускаться на землю, словно дождю. И они спускались в виде удивительных... историй» о прекрасных дамах и галантных кавалерах, о таинственных хранителях этого красивейшего края и поместья, с которыми бабушка была дружна. Девочка помнила, как бабушка оставляла в напёрстке молочко для домового в условленном месте. «Это была очаровательная жизнь! — вспоминала Сельма. — Не было детей болee счастливых, чем мы».

Сказка чуть было не покинула их навсегда: бабушка умерла, когда Сельме только исполнилось пять лет... К счастью, вскоре в доме появилась е щё одна волшебница — тётя Оттилиана. И вновь русалки, водяные, принцы и принцессы, гномы и тролли щедро делились своими тайнами с детьми.


Шли годы, мало что меняя в жизни старой усадьбы. Но однажды в Морбакку пришла надежда. Маленькая надежда на выздоровление. Отец не смог смириться с болезнью дочери, всё искал выход. И вот наконец узнал, что в Стокгольме есть Гимнастический институт, где Сельму смогут поставить на ноги. Только одно требовалось от 18-летней девушки — поверить и решиться!

Год бесконечных процедур, упражнений, массажей — и непрекращающаяся боль! Слёзы, отчаяние, снова пробы... Откуда взялась в слабеньком и болезненном человечке такая внутренняя сила? Даже Сельма не смогла бы объяснить. Однако уже через год она встала на свои ноги! Правда, при помощи третьей — палки, ставшей её постоянной спутницей.

Этой внутренней силы хватило ещё и на то, чтобы выдержать непонимание, когда в 23 года Сельма поступила в Учительскую семинарию в Стокгольме. Насмешки соучениц над переростком, «третья нога»... Но что это по сравнению с тем, что она уже пережила! Похвальный лист открыл дорогу в Королевскую высшую педагогическую академию на бесплатное обучение. Радость окончания совпала со смертью отца, а через три года они потеряли Морбакку — мир, знакомый и любимый с детства, рушился... Тогда в её сердце поселилась мечта вернуть родную усадьбу. Когда-нибудь.


Строгая фру Скольбер, решив, что молодая учительница слишком вольно трактует материал, присылает на урок к Сельме комиссию наблюдателей. Они в восторге от увлекательных историй фру Лагерлёф о маленьких улочках в старинном городке Ландскруне. Её даже ставят в пример другим учителям. Теперь дорога сказке открыта! Сельма умело перемежает материал урока сказочными историями, ученицы схватывают всё налету, успеваемость подпрыгнула до небывалых высот — Сельма счастлива.

Может быть, именно тогда у неё родилась мысль составить новые учебники для детей, чтобы они могли по-настоящему открывать мир, а не скучать на уроке!


Болезнь и годы брали своё, но она не оставалась равнодушной к тому, что происходило вокруг. Когда началась Первая мировая война, Сельма Лагерлёф не раз публично выступала в защиту мира. «Доколе слова слетают с моего языка, доколе бьётся моё сердце, буду я защищать дело мира», — говорила она. Во время советско-финской войны писательница пожертвовала свою золотую Нобелевскую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

В 30-е годы она помогала спасать немецких писателей и деятелей культуры от преследования нацистов и организовала благотворительный фонд, благодаря которому многие люди смогли спастись от лагерей и тюрем и обрести в Швеции вторую родину.

«Вечерами, когда я сижу здесь, в Морбакке, и вспоминаю всё, что мной создано, меня радует одно... Я никогда не создала ни одного произведения, которое принесло бы вред человечеству», — сказала она в одном из последних своих интервью.

на журнал «Человек без границ»

в прошлый раз про Сельму Лагерлеф не ответил ни один человек:) я все же тешу себя надеждой, что не мы одни читали ее классическое произведение "Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции " (я имею в виду не адаптированный рассказик, а толстенный том без сокращений). Кроме этого самого известного в России произведения, у писательницы есть много сказок и повестей, которые, скажем так, довольно сложное чтение и для взрослых. Но сегодня я немножко поговорю про Нильса. Это учебник географии - писательница с любовью и очень ярко описала все природные зоны родной страны и многие населенные пункты. Но мы изучать географию Швеции по этому учебнику не беремся, поэтому нас интересуют другие причины - зачем читать эту книгу современным детям? Причина первая: несмотря на то, что книга была написана более ста лет тому назад, она удивительно актуальна в плане воспитания экологического сознания. Кроме того, что рассказывается, к чему приводит бездумное пользование ресурсами (это бывает в детской литературе), еще и говорится, что делать и зачем: рассказ, как на месте уничтоженного леса дети и взрослые стали сажать маленькие деревца. Вот это самое ценное, а не "пугалочки" как все будет плохо и ужасно. Ребенку нужно конкретное действие, конкретный совет. Причина вторая: сам главный герой, Нильс, проходит очень длинный и трудный путь и метаморфозы, произошедшие с ним, не случайны. Очень подробно разъясняется причинно-следственная связь между поведением и последствием. И это не похоже на плоские назидательные рассказики, где "плохо себя вел мальчик и ай-яй-яй". Это рассказано на достаточной глубине и ведет к осознанности многих действий. Нильс получает по волшебству только наказание. Все остальное он ЗАРАБАТЫВАЕТ. И даже грозный приговор сердитого гнома (что Нильс станет человеком только в том случае, если зарежут его друга-гуся) уже не властен над ним - Нильс стал настолько сильным духовно, он заслужил свое чудо. В пути он совершает много удивительных подвигов и прилетает домой действительно другим человеком. Это как бы повесть о взрослении, превращении из эгоистичного ребенка в заботливого и ответственного взрослого. Что очень важно- Нильс не находит золотой ключик или волшебную щуку, исполняющую все желания. Он собственным трудом и личными усилиями проходит очень сложный путь. Причина третья: мир в произведении неидеален. Там есть и слезы, и горе, и потери. Но что важно: человек всегда преодолевает любые испытания и жизнь продолжается.
Причина четвертая: очень важный для детей мотив - умение поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. В истории, когда люди хотели осушить озеро, отчего могли погибнуть многие птицы, женщина, потерявшая своего сына, вдруг представляет себя такой осиротевшей птицей, лишившейся птенчиков, и просит жителей деревни оставить озеро на месте.
Причина пятая: книга полна интересных сведений о живой и неживой природе.
Причина шестая: с моей точки зрения, один из важнейших мотивов, которые необходимо включать в детскую литературу - как малая деталь (событие и тп) может полностью изменить жизнь. Так часто взрослые люди ждут "великих свершений", откладывая свои ежедневные мелкие дела за "неважностью"! Когда мы обсуждаем вопросы семейной жизни или воспитания, некоторые недоумевают, зачем вот это маленькое усилие или эта незначительная информация, я же хочу изменений вдруг и сразу, новую жизнь с понедельника! Чтобы все вокруг поменялось по мановению волшебной палочки. В одной из историй книги рассказно, как крошечные невидимые личинки одной бабочки потихоньку размножались и уничтожили целый лес, и сколько бед потом это все принесло. Очень бы советовала читать эту историю взрослым и по-другому посмотреть на "незначительное" в нашей жизни, будь то плохое или хорошее! Незначительные мысли, просто слова, всего лишь одно маленькое действие?

Думаю, основные причины я перечислила, а у тех, кому нравится творчество писательницы, найдутся еще и другие! (по поводу возраста: мы читали в пять лет, я не думала, что дочка выдержит такую тягомотную книжку - все же язык не очень для маленьких - но ей понравилось и просит перечитывать).
ссылка на произведения дана в прошлом посте с вопросами (понедельник, тэг детское чтение).
приятного чтения!

Сельма Оттилия Ловеса Лагерлеф (1858-1940)

Сельма Лагерлеф родилась в 1858 году в Швеции в многодетной семье.Семья Сельмы принадлежала к древнейшему дворянскому роду. Отец девочки – отставной военный, мать – учительница.

Сельма родилась с раной на бедре. В три года ей парализовало ноги , и лишь в девять она начала с трудом передвигаться по усадьбе и окрестностям..Когда маленькую Сельму в трёхлетнем возрасте разбил паралич, эти истории о ее поместье, которые рассказывали бабушка и отец, стали её жизнью. Временами боли становились такими сильными, что приходилось оставлять даже попытки перенести её в гостиную. Так и росла она отдельно от других детей, и даже полёт мухи становился для неё событием. В то время как сёстры и братья (всего в семье было пятеро детей ) резвились на улице, она жадно слушала старинные сказки или сочиняла свои. Бабушка была главным человеком в ее жизни .Она часто садилась на ее постель и плела, будто кружево, истории о гномах и эльфах, населяющих окрестности, о прекрасных дамах и кавалерах прошлого... Бабушка умерла, когда Сельме было пять лет, но в усадьбу переехала тетя — и рассказы продолжились. Сказки остались, пропало главное — человек. Сказка поселилась в ее душе — и всю жизнь Сельма будет искать ее. К девяти годам , когда девочке вернули способность двигаться , она уже твёрдо знала, что станет писательницей.

Прилагая неимоверные усилия, будущая писательница училась ходить заново , опираясь на палку, которая навсегда стала ее верной спутницей. Но, несмотря на это, именно теперь девочка чувствовала, что большой мир открыл для нее свои двери.

Однако выживать в огромном обществе оказалось очень непросто. Каждое движение требовало больших физических усилий, да еще окружающие люди порой были настроены враждебно. Но Сельма Лагерлеф не сдавалась перед трудностями.Это доказывает ее упорство, трудолюбие и жизнестойкость.

С большим миром Сельма познакомится в восемнадцать лет : отец узнает о том, что в Стокгольме существует Гимнастический институт , где — пусть без гарантий — но возьмут на лечение и реабилитацию его дочь. О, для Сельмы то было время без сказки — время реальности. Первое столкновение с возможностями прогресса. Это было больно, почти невыносимо. Но спустя год она вышла из института на своих ногах. Правда, к ним навсегда прибавится «третья» — трость. В лицее ее так и будут дразнить «трехножкой» . А еще — «старухой».

С большим отставанием от сверстников в свои двадцать три года Сельма поступает в Стокгольмский лицей . И уже через год назло всем тем, кто называл ее переростком и калекой, девушка была зачислена в Высшую королевскую учительскую семинарию.

После успешной учебы Лагерлеф удачно находит свою первую работу . Это должность учителя в школе для девочек , находившейся в небольшом городишке на юге Швеции. Неординарная и образованная, она быстро находит общий язык со своими учениками. Проводимые ею уроки всегда интересны и увлекательны. Учительница Лагерлеф Сельма не заставляет детей заучивать привычный материал, а превращает уроки в занимательные спектакли. На таких занятиях цифры становятся не такими уж и скучными, исторические персонажи похожи на сказочных героев, а географические названия легче запоминаются в виде необычных мест на картах волшебных миров.

Однако в реальной жизни простой провинциальной учительницы не все так красиво. После смерти самого близкого ей человека – отца – Сельма изо всех сил старается не терять самообладание. Но беда не приходит одна. После отцовской кончины родовое поместье Морбакка, которое принадлежало семейству с XVI века, было продано с аукциона из-за огромных долгов. И тогда появилось рвение во что бы то ни стало сохранить старые семейные легенды . Так решила для себя целеустремленная и привыкшая к трудностям Сельма Лагерлеф.

Каждый вечер втайне от всех молодая учительница Лагерлеф пишет свой первый роман «Сага о Йесте Берлинге» . Герой произведения – путник, который, посетив старинную усадьбу, знакомится с ее настоящими жителями и их старинными легендами. Многие коллеги Лагерлеф считали такое творчество неактуальным во времена стремительного развития науки. Несмотря на такие нелестные замечания, молодая учительница все же решилась отправить свою рукопись на конкурс в известную газету. К большому удивлению окружающих победительницей стала именно Лагерлеф Сельма! Членами жюри конкурса была отмечена необычайная творческая фантазия писательницы. Именно этот факт окрыляет девушку и помогает поверить в собственные силы.

В последующие четырнадцать лет Лагерлеф становится широко известным автором исторических романов . Успешность ее произведений помогает писательнице получить королевскую стипендию . Однако каждая победа девушки воспринимается в обществе больше как везение, а не как результат упорной работы и большого таланта. Ведь не так-то просто разрушить старые стереотипы о том, что женщины не могут быть замечательными писателями.

Романы «Чудеса антихриста» и «Иерусалим» становятся очень популярными в Швеции. Также эти произведения пропитаны глубокой религиозностью, в которой с детства воспитывалась Сельма Лагерлеф. «Святая ночь», «Вифлеемский младенец», «Свеча от Гроба Господня» и другие истории, вошедшие в сборник «Легенды о Христе», являются явным тому подтверждением.

Несмотря на то, что Лагерлеф было написано множество произведений, мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» . Интересно, что изначально она задумывалась как учебное пособие для школьников. В такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, ее культуру и традиции. Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы, но и вместе с главным героем научиться сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным. Во дворах стало модно играть в «гусенавтов» – так был прозван Нильс. Сельма Лагерлеф при этом чувствовала большую поддержку детей, чего нельзя было сказать о взрослых. Критики наперебой издавали разгромные статьи с резкими осуждениями автора. Назло всем недоброжелателям книга получила признание не только на родине писательницы, но и во всем мире.

Сельма Лагерлеф в 1909 году стала первой женщиной, которой была вручена одна из высочайших международных наград по литературе. «За благородный идеализм и богатство фантазии» писательница была удостоена Нобелевской премии . Золотая медаль, диплом и денежный чек были вручены ей самим королем Швеции Густавом V. И это не простая случайность. Ведь к этому времени Лагерлеф выпустила уже более тридцати книг и была любима далеко за пределами своей страны. Нужно отметить, что самым известным из ее произведений все-таки оставалась сказка о мальчике, который смог рассмотреть Швецию с высоты птичьего полета.

Получив Нобелевскую премию, Лагерлеф смогла выкупить семейное поместье, в котором она жила до конца своих дней, ведь именно благодаря Морбакке у нее появился замысел создания сказки о Нильсе. Последние самые большие произведения Сельмы Лагерлеф были написаны с 1925-го по 1928-й годы. Это три романа о Левеншельдах – «Перстень Левеншельдов», «Анна Сверд» и «Шарлотта Левеншельд».

Даже уже в немолодом возрасте и страдая от тяжелой болезни, Лагерлеф Сельма не могла оставаться в стороне от бед, которые преследовали Европу. В военное время между Финляндией и Советским Союзом она подарила свою золотую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

В тридцатых годах сказочница неоднократно принимала участие в спасении писателей и различных деятелей культуры от нацистских преследований . Организованный ее стараниями благотворительный фонд спас многих талантливых людей от тюрьмы и смерти. Это были последние благие деяния писательницы.

В марте 1940 года Сельма Лагерлеф ушла из жизни .



Поделиться