Эдуард мейер и его труды по методологии и теории истории

Куно Мейера (1858-1919 гг.).

Биография

Школа в Гамбурге

Эдуард Мейер рос в своем родном городе - в Гамбурге . Его родителями были Генриетта и д-р Эдуард Мейер. Отец его был либерально настроенным ганзейцем и ученым филологом-классиком. Он интересовался историей и опубликовал несколько книг по истории Гамбурга и античности. Он и его брат, позже ставший известным как кельтолог Куно Мейер, росли в ученой среде. Отец ещё в раннем возрасте учил их языкам древности, которые он сам преподавал в гуманистической гимназии Йоханнеум. Естественно, туда же пошли и его сыновья.

Йоханнеум был самой богатой традициями гимназией в городе. Занятия в этом учебном заведении проходили на высшем уровне. Во время учёбы Мейера руководил ей известный филолог-классик Иоханнес Классен , считавшийся наставником и покровителем Мейера. Изучение таких древних языков как латынь и древнегреческий было обязательным и на верхней ступени даже достигало научного уровня. Учителями Мейера были специалист по греческой культуре, знаток произведений Фукидида Франц Вольфганг Ульрих и латинист, знаток произведений Горация Адольф Кислинг. Например, на занятиях у Кислига было принято дискутировать о Горации на латыни. Здесь были заложены основы всей последующей жизни Мейера, определен его интерес к языкам и истории. В это время он впервые занялся историей Малой Азии во времена античности. Даже последующее получение доцентуры основывалось на подготовительных работах, проведенных в гимназии. Древнееврейский и арабский языки он начал изучать ещё в школе. Весной 1872 г. он сдал выпускные экзамены. Его достижения были настолько впечатляющими, что ему предоставили стипендию.

Высшее образование

Основной целью учёбы Мейера было изучить как можно больше языков Древнего Востока , чтобы использовать их для исторических исследований. Сначала Мейер поступил в Боннский университет . Здешние условия не соответствовали высоким требованиям студента. Прежде всего, его ожидания не оправдал специалист по истории древнего мира Арнольд Шефер . По этой причине, проведя всего один семестр в Бонне, он перешёл на зимний семестр 1872-1873 гг. в Лейпцигский университет .

К этому времени Лейпциг стал немецким центром ориенталистики . Здесь учёба Мейера дала большие плоды. Он учился у индогерманиста Адальберта Куна , изучал санскрит , персидский и турецкий у Отто Лота, арабский и сирийский у Генриха Леберехта Флейшера и египетский у Георга Эберса . Кроме того, он изучал историю, философию и народоведение . Помимо индогерманских и семитских языков Мейер также рано начал интересоваться античной историей религии . Поэтому нет ничего удивительного в том, что под руководством египтолога Флейшера в 1875 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную истории религии. Его диссертация представляет исследование древнеегипетского божества, известного под именем Сет -Тифон («Бог Сет-Тифон, исследование в области истории религии»). После смерти Флейшера Мейер составил в его честь памятный некролог.

Период между учебой и профессурой

Совершенно случайно после защиты докторской работы доктор получил работу у английского генерального консула в Константинополе сэра Филипа Френсиса. В его обязанности входило воспитывать детей. Для Мейера это был идеальный вариант, так как у него появилась возможность посетить некоторые памятники древневосточной и античной культуры. Однако через год Френсис умер, а ещё через несколько месяцев Мейеру пришлось уйти с должности домашнего учителя. Он проводил семью обратно в Британию, где ему удалось посетить Британский музей .

После возвращения Германию Мейер сначала отбыл военную службу в Гамбурге. В 1878 г. он вернулся в Лейпциг , где весной 1879 г. он был назначен на должность преподавателя древней истории . Свою диссертацию для получения доцентуры на тему «История Понтийского царства» он начал ещё в Гамбургской гимназии. Затем он проработал несколько лет внештатным преподавателем в Лейпциге. Это было время, о котором Мейер позже охотно вспоминал, потому что ему нравилось общение и обмен мнениями с коллегами-ровесниками. Ему также очень нравилось заниматься всеми эпохами древней истории согласно курсу. Он видел в этом благотворное принуждение, которое в конце концов привело его к увлечению древней историей в её совокупности и с учетом других древних культур. Зародился план для написания общей истории древнего мира. Первый том этой работы появился в 1884 г. и вызвал бурный рост авторитета Мейера в кругах специалистов.

В том же году Эдуард Мейер женился на Розине Фреймонд.

Профессура

После начала профессорской деятельности в Лейпциге через год после выхода первого тома «Всемирной истории» он был назначен на должность заведующего кафедры древней истории Бреславльского университета. В Бреславле он продолжил работу и выпустил несколько других произведений. Его авторитет быстро рос. В 1889 г. он стал первым профессором древней истории в Университете Галле . Он и здесь целенаправленно работал над своим фундаментальным трудом. Теперь ему предлагали должности на известных кафедрах больших университетов. В 1900 г. его пригласили в Мюнхен , но он отклонил приглашение и в 1902 г. последовал в Берлинский университет .

С 1904 г. он несколько лет пробыл в США. Во времена Первой мировой войны и Веймарской республики Мейер выступал как консервативный публицист, придерживаясь идей германского империализма . Незадолго после окончания войны он отказался от почётных докторских степеней, предоставленных ему британскими и американскими университетами (среди прочего Оксфордом и Гарвардом). В 1919 г. он был избран ректором Берлинского университета.

Хронология профессуры

  • 1884 г.: профессор в Лейпцигском университете
  • 1885 г.: профессор в Бреславльском университете
  • 1889 г.: профессор в Университете Галле
  • 1902 г.: профессор в Берлинском университете

Научный вклад

Его главное произведение - История древнего мира (5 томов, 1884-1902 гг.). В нём он в общих рамках представил историческое развитие Передней Азии, Египта и Греции до 355 г. до н. э., освободив греческую историю от изолированного рассмотрения, практиковавшегося до тех пор. До сегодняшних дней эта работа считается одним из самых важных произведений науки о древнем мире, хотя, конечно, сведения в некоторых частях являются устаревшими в сравнении с результатами современных исследований.

Античный процесс развития идёт от изолированности отдельных народов и от мелких государств к их объединению, завершившись одного крупного государственного целого. Христианское же Средневековье возникло на почве единства и, несмотря на все разлагающие элементы, сохранило унаследованную от Древности идею единства человеческого рода, по крайней мере, в применении к христианскому миру, и затем уже в пределах этого мира создало новые народности. Несмотря на международную вражду и жестокие приёмы ведения войны, было бы совершенно невозможно как в политическом, так и в культурном отношении, чтобы какой-либо из европейских народов стал смотреть на своих христианских соседей, как на неистощимый источник рабского труда, подобно тому, как и в греческом мире, несмотря на многочисленные отклонения, всегда преобладал тот этический принцип, по которому побеждённый грек не мог быть обращён в рабство. Добывать же рабов большими массами из нехристианских стран, то есть из Африки, было физически невозможно, несмотря на сделанные в этом направлении попытки.

В концепции Мейера первый период Древности от «эпохи Гомера » в Греции и параллельные эпохи в других государства, - соответствуют Средневековью . Период же расцвета Древнего мира соответствует Новому времени. Переход Древнего мира от «средневековья» к «капитализму» Мейер относил к VII–VI вв. до нашей эры. Переворот в отношениях древнего «средневековья», вызванный вторжением торговли, промышленности и денежного обращения, произошёл в Греции во время революции эпохи тиранов , в седьмом и шестом столетиях. Он привёл везде, где только старый порядок не был сохранён с помощью искусственных мер, как, например, в Спарте , на Крите , в Фессалии , к эмансипации сельского населения, к устранению привилегий и полному уничтожению институтов средневековья. Новое сословие городских промышленников, торговцев, купцов, матросов и вообще свободных работников, занятых в новых отраслях производства, в союзе с крестьянами свергли владычество феодальной знати и поставили на её место буржуазию .

С возвышением торгового и промышленного классов исчез прежний антагонизм между знатью и крестьянством, аграрии соединились в одну группу интересов, пытающуюся вырвать государство из-под влияния интересов капиталистов. Такая борьба охватывает Афины в пятом веке и достигает наиболее резких проявлений в эпоху Пелопонесской войны .

«Капиталисты» низвергли политические институты «феодальной» аристократии в союзе с «пролетариатом-демосом» - людьми, не имевшими никакой собственности, кроме своей рабочей силы, которую вынуждены продавать, но обладавшими личной свободой и гражданскими правами. В количественном отношении «пролетариат» составлял добрую половину, если не большинство граждан и превратился в деструктивную силу, противостоящую «капиталистам» и «аграриям», всегда готовую свергнуть господствующую партию, жаждущую изгнания или избиения богатых, конфискаций имуществ и раздела земель. Изгнанники, наёмники и бандиты образовали вместе с пролетариатом огромную армию переворота, которая была в распоряжении любого авантюриста. В греческих государствах этот антагонизм неоднократно разрешался кровавыми революциями. Классовую борьбу Мейер считал неизлечимой смертельной болезнью «капитализма», единственным средством, способным существенно замедлить летальный исход, ему представлялся институт сильной единоличной власти – «буржуазной абсолютной монархии», стоящей над партиями, представляющей интересы всего общества и примиряющей противоречия

(25 января 1855, Гамбург - 31 августа 1930, Берлин) - известный немецкий специалист по древней истории, египтолог и ориенталист. Один из последних историков, самостоятельно пытавшихся написать универсальную историю древнего мира. Мейер был братом кельтолога Куно Мейера (1858-1919 гг.).

Его главное произведение - История древнего мира (5 томов, 1884-1902 гг.). В нём он в общих рамках представил историческое развитие Передней Азии, Египта и Греции до 366 г. до н. э., освободив греческую историю от изолированного рассмотрения, практиковавшегося до сих пор. До сегодняшних дней это собрание считается одним из самых важных произведений науки о древнем мире, хотя, конечно, сведения в некоторых частях являются устаревшими в сравнении с результатами современных исследований.

Мейер был представителем теории циклов, которую он на основе аналогий во внешних формах ставил над прогрессом человечества (это объясняет, почему он в 1925 г. в книге под соответствующим заглавием одобрил "Закат Европы" Шпенглера). Об истории Атлантиды от Платона он сказал: "Атлантида - это чистая фикция, не основывающаяся ни на каких исторических или естественнонаучных знаниях".

Эдуард Мейер рос в своем родном городе - в Гамбурге. Его родителями были Генриетта и д-р Эдуард Мейер. Отец его был либерально настроенным ганзейцем и ученым филологом-классиком. Он интересовался историей и опубликовал несколько книг по истории Гамбурга и античности. Он и его брат, позже ставший известным как кельтолог Куно Мейер, росли в ученой среде. Отец ещё в раннем возрасте учил их языкам древности, которые он сам преподавал в гуманистической гимназии Йоханнеум. Естественно, туда же пошли и его сыновья.

Йоханнеум был самой богатой традициями гимназией в городе. Занятия в этом учебном заведении проходили на высшем уровне. Во время учёбы Мейера руководил ей известный филолог-классик Йоханнес Классен, считавшийся наставником и покровителем Мейера. Изучение таких древних языков как латынь и древнегреческий было обязательным и на верхней ступени даже достигало научного уровня. Учителями Мейера были специалист по греческой культуре, знаток произведений Фукидида Франц Вольфганг Ульрих и латинист, знаток произведений Горация Адольф Кислинг. Например, на занятиях у Кислига было принято дискутировать о Горации на латыни. Здесь были заложены основы всей последующей жизни Мейера, определен его интерес к языкам и истории. В это время он впервые занялся историей Малой Азии во времена античности. Даже последующее получение доцентуры основывалось на подготовительных работах, проведенных в гимназии. Древнееврейский и арабский язык он нчал изучать ещё в школе. Весной 1872 г. он сдал выпускные экзамены. Его достижения были настолько впечатляющими, что ему предоставили стипендию.

Основной целью учёбы Мейера было изучить как можно больше языков Древнего Востока, чтобы использовать их для исторических исследований. Сначала Мейер поступил в Университет Бонна. Здешние условия не соответствовали высоким требованиям студента. Прежде всего, его ожидания не оправдал специалист по истории древнего мира Арнольд Шефер. По этой причине, проведя всего один семестр в Бонне, он перешёл на зимний семестр 1872-1873 гг. в Лейпцигский университет.

Основной целью учёбы Мейера было изучить как можно больше языков Древнего Востока, чтобы использовать их для исторических исследований. Сначала Мейер поступил в Университет Бонна. Здешние условия не соответствовали высоким требованиям студента. Прежде всего, его ожидания не оправдал специалист по истории древнего мира Арнольд Шефер. По этой причине, проведя всего один семестр в Бонне, он перешёл на зимний семестр 1872-1873 гг. в Лейпцигский университет. К этому времени Лейпциг стал немецким центром ориенталистики. Здесь учёба Мейера дала большие плоды. Он учился у индогерманиста Адальберта Куна, изучал санскрит, персидский и турецкий у Отто Лота, арабский и сирийский у Генриха Леберехта Флейшера и египетский у Георга Эберса. Кроме того, он изучал историю, философию и народоведение. Помимо индогерманских и семитских языков Мейер также рано начал интересоваться античной историей религии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что под руководством египтолога Флейшера в 1875 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную истории религии. Его диссертация представляет исследование древнеегипетского божества, известного под именем Сет-Тифон.

Совершенно случайно после защиты докторской работы доктор получил работу у английского генерального консула в Константинополе, известного как сэр Филип Френсис. В его обязанности входило воспитывать детей. Для Мейера это был идеальный вариант, так как у него появилась возможность посетить некоторые памятники древневосточной и античной культуры. Однако через год Френсис умер, а ещё через несколько месяцев Мейеру пришлось уйти с должности домашнего учителя. Он проводил семью обратно в Британию, где ему удалось посетить Британский музей.

После возвращения Германию Мейер сначала отбыл военную службу в Гамбурге. В 1878 году он вернулся в Лейпциг, где весной 1879 г. он был назначен на должность преподавателя древней истории. Свою диссертацию для получения доцентуры на тему "История королевства Понтос" он начал ещё в Гамбургской гимназии. Затем он проработал несколько лет внештатным преподавателем в Лейпциге. Это было время, о котором Мейер позже охотно вспоминал, потому что ему нравилось общение и обмен мнениями с коллегами-ровесниками. Ему также очень нравилось заниматься всеми эпохами древней истории согласно курсу. Он видел в этом благотворное принуждение, которое в конце концов привело его к увлечению древней историей в её совокупности и с учетом других древних культур. Зародился план для написания общей истории древнего мира. Первый том этой работы появился в 1884 г. и вызвал бурный рост авторитета Мейера в кругах специалистов.

После начала профессорской деятельности в Лейпциге через год после выхода первого тома "Всемирной истории" он был назначен на должность заведующего кафедры древней истории Бреславльского университета. В Бреславле он продолжил работу и выпустил несколько других произведений. Его авторитет быстро рос. В 1889 году он стал первым профессором древней истории в Университете Галле. Он и здесь целенаправленно работал над своим фундаментальным трудом. Теперь ему предлагали должности на известных кафедрах больших университетов. В 1900 г. его пригласили в Мюнхен, но он отклонил приглашение и в 1902 году последовал в Берлинский университет.

С 1904 года он несколько лет пробыл в США. Во времена Первой мировой войны и Веймарской республики Мейер выступал как консервативный публицист, придерживаясь идей германского империализма. Незадолго после окончания войны он отказался от должности учётного доктора, предоставленной ему британскими и американскими университетами (среди прочего Оксфордом и Гарвардом). В 1919 году он был избран ректором Берлинского университета.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

К этому времени Лейпциг стал немецким центром ориенталистики . Здесь учёба Мейера дала большие плоды. Он учился у индогерманиста Адальберта Куна , изучал санскрит , персидский и турецкий у Отто Лота , арабский и сирийский у Генриха Леберехта Флейшера и египетский у Георга Эберса . Кроме того, он изучал историю, философию и народоведение . Помимо индогерманских и семитских языков Мейер также рано начал интересоваться античной историей религии . Поэтому нет ничего удивительного в том, что под руководством египтолога Флейшера в 1875 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную истории религии. Его диссертация представляет исследование древнеегипетского божества, известного под именем Сет-Тифон («Бог Сет-Тифон, исследование в области истории религии»). После смерти Флейшера Мейер составил в его честь памятный некролог.

Период между учебой и профессурой

Совершенно случайно после защиты докторской работы доктор получил работу у английского генерального консула в Константинополе сэра Филипа Френсиса. В его обязанности входило воспитывать детей. Для Мейера это был идеальный вариант, так как у него появилась возможность посетить некоторые памятники древневосточной и античной культуры. Однако через год Френсис умер, а ещё через несколько месяцев Мейеру пришлось уйти с должности домашнего учителя. Он проводил семью обратно в Британию, где ему удалось посетить Британский музей .

После возвращения Германию Мейер сначала отбыл военную службу в Гамбурге. В 1878 г. он вернулся в Лейпциг , где весной 1879 г. он был назначен на должность преподавателя древней истории . Свою диссертацию для получения доцентуры на тему «История королевства Понтос» он начал ещё в Гамбургской гимназии. Затем он проработал несколько лет внештатным преподавателем в Лейпциге. Это было время, о котором Мейер позже охотно вспоминал, потому что ему нравилось общение и обмен мнениями с коллегами-ровесниками. Ему также очень нравилось заниматься всеми эпохами древней истории согласно курсу. Он видел в этом благотворное принуждение, которое в конце концов привело его к увлечению древней историей в её совокупности и с учетом других древних культур. Зародился план для написания общей истории древнего мира. Первый том этой работы появился в 1884 г. и вызвал бурный рост авторитета Мейера в кругах специалистов.

В том же году Эдуард Мейер женился на Розине Фреймонд.

Профессура

После начала профессорской деятельности в Лейпциге через год после выхода первого тома «Всемирной истории» он был назначен на должность заведующего кафедры древней истории Бреславльского университета. В Бреславле он продолжил работу и выпустил несколько других произведений. Его авторитет быстро рос. В 1889 г. он стал первым профессором древней истории в Университете Галле . Он и здесь целенаправленно работал над своим фундаментальным трудом. Теперь ему предлагали должности на известных кафедрах больших университетов. В 1900 г. его пригласили в Мюнхен , но он отклонил приглашение и в 1902 г. последовал в Берлинский университет .

С 1904 г. он несколько лет пробыл в США. Во времена Первой мировой войны и Веймарской республики Мейер выступал как консервативный публицист, придерживаясь идей германского империализма . Незадолго после окончания войны он отказался от должности учётного доктора, предоставленной ему британскими и американскими университетами (среди прочего Оксфордом и Гарвардом). В 1919 г. он был избран ректором Берлинского университета.

Хронология профессуры

  • 1884 г.: профессор в Лейпцигском университете
  • 1885 г.: профессор в Бреславльском университете
  • 1889 г.: профессор в Университете Галле
  • 1902 г.: профессор в Берлинском университете

Труды

  • История древнего мира (5 томов, 1884-1902 гг.; множество переизданий)
  • Египетская хронология (1904)
  • Монархия Цезаря и принципат Помпея (1918)
  • Происхождение и начала христианства (3 тома, 1921-1923 гг.)
  • Освальд Шпенглер и закат Европы (1925).

Напишите отзыв о статье "Мейер, Эдуард"

Примечания

Литература

  • Эдуард Мейер. Труды по теории и методологии исторической науки / Вступит. ст. Ю. И. Семенова; Гос. публ. ист. б-ка России. - М., 2003. - 202 с.

На немецком языке:

  • Герт Аудринг (издатель): Будни ученых. Переписка между Эдуардом Мейером и Георгом Виссова (1890-1927 гг.) . Weidmann, Hildesheim 2000, ISBN 3-615-00216-4.
  • Уильям М. Колдер III, Александр Демандт (издатель): Эдуард Мейер. Жизнь и достижения историка-универсалиста . Brill, Leiden 1990 (Mnemosyne Supplementband 112) ISBN 90-04-09131-9

Новые средства информации

  • Юрий Семёнов .
  • Мейер, Эдуард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • на официальном сайте РАН
  • Иоганн Густав Дройзен и др.: История древнего мира в представлении Иоганна Густава Дройзена, Теодора Моммсена, Якоба Буркхардта, Роберта фон Пёльманна и Эдуарда Мейера . Directmedia Publishing, Berlin 2004, CD-ROM.

Отрывок, характеризующий Мейер, Эдуард

Мы увидели тот же самый парк, но я ни малейшего представления не имела, сколько времени там прошло с тех пор, как мы видели их в прошлом «эпизоде».
В этот вечер весь парк буквально сиял и переливался тысячами цветных огней, которые, сливаясь с мерцающим ночным небом, образовывали великолепный сплошной сверкающий фейерверк. По пышности подготовки наверняка это был какой-то грандиозный званый вечер, во время которого все гости, по причудливому желанию королевы, были одеты исключительно в белые одежды и, чем-то напоминая древних жрецов, «организованно» шли по дивно освещённому, сверкающему парку, направляясь к красивому каменному газебо, называемому всеми – Храмом Любви.

Храм Любви, старинная гравюра

И тут внезапно за тем же храмом, вспыхнул огонь... Слепящие искры взвились к самим вершинам деревьев, обагряя кровавым светом тёмные ночные облака. Восхищённые гости дружно ахнули, одобряя красоту происходящего... Но никто из них не знал, что, по замыслу королевы, этот бушующий огонь выражал всю силу её любви... И настоящее значение этого символа понимал только один человек, присутствующий в тот вечер на празднике...
Взволнованный Аксель, прислонившись к дереву, закрыл глаза. Он всё ещё не мог поверить, что вся эта ошеломляющая красота предназначалось именно ему.
– Вы довольны, мой друг? – тихо прошептал за его спиной нежный голос.
– Я восхищён... – ответил Аксель и обернулся: это, конечно же, была она.
Лишь мгновение они с упоением смотрели друг на друга, затем королева нежно сжала Акселю руку и исчезла в ночи...
– Ну почему во всех своих «жизнях» он всегда был таким несчастным? – всё ещё грустила по нашему «бедному мальчику» Стелла.
По-правде говоря, я пока что не видела никакого «несчастья» и поэтому удивлённо посмотрела на её печальное личико. Но малышка почему-то и дальше упорно не хотела ничего объяснять...
Картинка резко поменялась.
По тёмной ночной дороге вовсю неслась роскошная, очень большая зелёная карета. Аксель сидел на месте кучера и, довольно мастерски управляя этим огромным экипажем, с явной тревогой время от времени оглядываясь и посматривая по сторонам. Создавалось впечатление, что он куда-то дико спешил или от кого-то убегал...
Внутри кареты сидели нам уже знакомые король и королева, и ещё миловидная девочка лет восьми, а также две до сих пор незнакомые нам дамы. Все выглядели хмурыми и взволнованными, и даже малышка была притихшая, как будто чувствовала общее настроение взрослых. Король был одет на удивление скромно – в простой серый сюртук, с такой же серой круглой шляпой на голове, а королева прятала лицо под вуалью, и было видно, что она явно чего-то боится. Опять же, вся эта сценка очень сильно напоминала побег...
Я на всякий случай снова глянула в сторону Стеллы, надеясь на объяснения, но никакого объяснения не последовало – малышка очень сосредоточенно наблюдала за происходящим, а в её огромных кукольных глазах таилась совсем не детская, глубокая печаль.
– Ну почему?.. Почему они его не послушались?!.. Это же было так просто!..– неожиданно возмутилась она.
Карета неслась всё это время с почти сумасшедшей скоростью. Пассажиры выглядели уставшими и какими-то потерянными... Наконец, они въехали в какой-то большой неосвещённый двор, с чёрной тенью каменной постройки посередине, и карета резко остановилась. Место напоминало постоялый двор или большую ферму.
Аксель соскочил наземь и, приблизившись к окошку, уже собирался что-то сказать, как вдруг изнутри кареты послышался властный мужской голос:
– Здесь мы будем прощаться, граф. Недостойно мне подвергать вас опасности далее.
Аксель, конечно же, не посмевший возразить королю, успел лишь, на прощание, мимолётно коснуться руки королевы... Карета рванула... и буквально через секунду исчезла в темноте. А он остался стоять один посередине тёмной дороги, всем своим сердцем желая кинуться им вдогонку... Аксель «нутром» чувствовал, что не мог, не имел права оставлять всё на произвол судьбы! Он просто знал, что без него что-то обязательно пойдёт наперекосяк, и всё, что он так долго и тщательно организовал, полностью провалится из-за какой-то нелепой случайности...
Кареты давно уже не было видно, а бедный Аксель всё ещё стоял и смотрел им вслед, от безысходности изо всех сил сжимая кулаки. По его мертвенно-бледному лицу скупо катились злые мужские слёзы...
– Это конец уже... знаю, это конец уже...– тихо произнёс он.
– А с ними что-то случится? Почему они убегают? – не понимая происходящего, спросила я.
– О, да!.. Их сейчас поймают очень плохие люди и посадят в тюрьму... даже мальчика.
– А где ты видишь здесь мальчика? – удивилась я.
– Так он же просто переодетый в девочку! Разве ты не поняла?..
Я отрицательно покачала головой. Пока я ещё вообще почти что ничего здесь не понимала – ни про королевский побег, ни про «плохих людей», но решила просто смотреть дальше, ничего больше не спрашивая.
– Эти плохие люди обижали короля и королеву, и хотели их захватить. Вот они и пытались бежать. Аксель им всё устроил... Но когда ему было приказано их оставить, карета поехала медленнее, потому что король устал. Он даже вышел из кареты «подышать воздухом»... вот тут его и узнали. Ну и схватили, конечно же...

Погром в Версале Арест королевской семьи

Страх перед происходящим... Проводы Марии-Антуанетты в Темпль

Стелла вздохнула... и опять перебросила нас в очередной «новый эпизод» этой, уже не такой счастливой, но всё ещё красивой истории...
На этот раз всё выглядело зловещим и даже пугающим.
Мы оказались в каком-то тёмном, неприятном помещении, как будто это была самая настоящая злая тюрьма. В малюсенькой, грязной, сырой и зловонной комнатке, на деревянной лежанке с соломенным тюфяком, сидела измученная страданием, одетая в чёрное, худенькая седовласая женщина, в которой было совершенно невозможно узнать ту сказочно красивую, всегда улыбающуюся чудо-королеву, которую молодой Аксель больше всего на свете любил...

Мария-Антуанетта в Темпле

Он находился в той же комнатке, совершенно потрясённый увиденным и, ничего не замечая вокруг, стоял, преклонив колено, прижавшись губами к её, всё ещё прекрасной, белой руке, не в состоянии вымолвить ни слова... Он пришёл к ней совершенно отчаявшись, испробовав всё на свете и потеряв последнюю надежду её спасти... и всё же, опять предлагал свою, почти уже невозможную помощь... Он был одержим единственным стремлением: спасти её, несмотря ни на что... Он просто не мог позволить ей умереть... Потому, что без неё закончилась бы и его, уже ненужная ему, жизнь...
Они смотрели молча друг на друга, пытаясь скрыть непослушные слёзы, которые узкими дорожками текли по щекам... Не в силах оторвать друг от друга глаз, ибо знали, что если ему не удастся ей помочь, этот взгляд может стать для них последним...
Лысый тюремщик разглядывал разбитого горем гостя и, не собираясь отворачиваться, с интересом наблюдал разворачивавшуюся перед ним грустную сцену чужой печали...
Видение пропало и появилось другое, ничем не лучше прежнего – жуткая, орущая, вооружённая пиками, ножами и ружьями, озверевшая толпа безжалостно рушила великолепный дворец...

Версаль...

Потом опять появился Аксель. Только на этот раз он стоял у окна в какой-то очень красивой, богато обставленной комнате. А рядом с ним стояла та же самая «подруга его детства» Маргарита, которую мы видели с ним в самом начале. Только на этот раз вся её заносчивая холодность куда-то испарилась, а красивое лицо буквально дышало участием и болью. Аксель был смертельно бледным и, прижавшись лбом к оконному стеклу, с ужасом наблюдал за чем-то происходящим на улице... Он слышал шумевшую за окном толпу, и в ужасающем трансе громко повторял одни и те же слова:
– Душа моя, я так и не спас тебя... Прости меня, бедная моя... Помоги ей, дай ей сил вынести это, Господи!..
– Аксель, пожалуйста!.. Вы должны взять себя в руки ради неё. Ну, пожалуйста, будьте благоразумны! – с участием уговаривала его старая подруга.
– Благоразумие? О каком благоразумии вы говорите, Маргарита, когда весь мир сошёл с ума?!.. – закричал Аксель. – За что же её? За что?.. Что же такого она им сделала?!.
Маргарита развернула какой-то маленький листик бумаги и, видимо, не зная, как его успокоить, произнесла:
– Успокойтесь, милый Аксель, вот послушайте лучше:
– «Я люблю вас, мой друг... Не беспокойтесь за меня. Мне не достаёт лишь ваших писем. Возможно, нам не суждено свидеться вновь... Прощайте, самый любимый и самый любящий из людей...».
Это было последнее письмо королевы, которое Аксель прочитывал тысячи раз, но из чужих уст оно звучало почему-то ещё больнее...
– Что это? Что же там такое происходит? – не выдержала я.
– Это красивая королева умирает... Её сейчас казнят. – Грустно ответила Стелла.
– А почему мы не видим? – опять спросила я.
– О, ты не хочешь на это смотреть, верь мне. – Покачала головкой малышка. – Так жаль, она такая несчастная... Как же это несправедливо.
– Я бы всё-таки хотела увидеть... – попросила я.
– Ну, смотри... – грустно кивнула Стелла.
На огромной площади, битком набитой «взвинченным» народом, посередине зловеще возвышался эшафот... По маленьким, кривым ступенькам на него гордо поднималась смертельно бледная, очень худая и измученная, одетая в белое, женщина. Её коротко остриженные светлые волосы почти полностью скрывал скромный белый чепчик, а в усталых, покрасневших от слёз или бессонницы глазах отражалась глубокая беспросветная печаль...

Чуть покачиваясь, так как, из-за туго завязанных за спиной рук, ей было сложно держать равновесие, женщина кое-как поднялась на помост, всё ещё, из последних сил пытаясь держаться прямо и гордо. Она стояла и смотрела в толпу, не опуская глаз и не показывая, как же по-настоящему ей было до ужаса страшно... И не было никого вокруг, чей дружеский взгляд мог бы согреть последние минуты её жизни... Никого, кто своим теплом мог бы помочь ей выстоять этот ужасающий миг, когда её жизнь должна была таким жестоким путём покинуть её...

К этому времени Лейпциг стал немецким центром ориенталистики . Здесь учёба Мейера дала большие плоды. Он учился у индогерманиста Адальберта Куна , изучал санскрит , персидский и турецкий у Отто Лота, арабский и сирийский у Генриха Леберехта Флейшера и египетский у Георга Эберса . Кроме того, он изучал историю, философию и народоведение. Помимо индогерманских и семитских языков Мейер также рано начал интересоваться античной историей религии . Поэтому нет ничего удивительного в том, что под руководством египтолога Флейшера в 1875 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную истории религии. Его диссертация представляет исследование древнеегипетского божества, известного под именем Сет-Тифон («Бог Сет-Тифон, исследование в области истории религии»).После смерти Флейшера Мейер составил в его честь памятный некролог.

Период между учебой и профессурой

Совершенно случайно после защиты докторской работы доктор получил работу у английского генерального консула в Константинополе , известного как сэр Филип Френсис. В его обязанности входило воспитывать детей. Для Мейера это был идеальный вариант, так как у него появилась возможность посетить некоторые памятники древневосточной и античной культуры. Однако через год Френсис умер, а ещё через несколько месяцев Мейеру пришлось уйти с должности домашнего учителя. Он проводил семью обратно в Британию, где ему удалось посетить Британский музей .

После возвращения Германию Мейер сначала отбыл военную службу в Гамбурге. В 1878 г. он вернулся в Лейпциг , где весной 1879 г. он был назначен на должность преподавателя древней истории. Свою диссертацию для получения доцентуры на тему «История королевства Понтос» он начал ещё в Гамбургской гимназии. Затем он проработал несколько лет внештатным преподавателем в Лейпциге. Это было время, о котором Мейер позже охотно вспоминал, потому что ему нравилось общение и обмен мнениями с коллегами-ровесниками. Ему также очень нравилось заниматься всеми эпохами древней истории согласно курсу. Он видел в этом благотворное принуждение, которое в конце концов привело его к увлечению древней историей в её совокупности и с учетом других древних культур. Зародился план для написания общей истории древнего мира. Первый том этой работы появился в 1884 г. и вызвал бурный рост авторитета Мейера в кругах специалистов.

В том же году Эдуард Мейер женился на Розине Фреймонд.

Профессура

После начала профессорской деятельности в Лейпциге через год после выхода первого тома «Всемирной истории» он был назначен на должность заведующего кафедры древней истории Бреславльского университета. В Бреславле он продолжил работу и выпустил несколько других произведений. Его авторитет быстро рос. В 1889 г. он стал первым профессором древней истории в Университете Галле . Он и здесь целенаправленно работал над своим фундаментальным трудом. Теперь ему предлагали должности на известных кафедрах больших университетов. В 1900 г. его пригласили в Мюнхен , но он отклонил приглашение и в 1902 г. последовал в

Эдуард Мейер

Мейер, (Meyer), Эдуард (25.1.1855 - 31.VIII.1930) - немецкий историк древности. Профессор древней истории в Лейпциге (с 1884), Бреславле (с 1885), Галле (с 1889), Берлине (1902-1923). Мейер всесторонне владел сложным материалом источников (археологических, эпиграфических, литературных, нумизматических и других), что позволило ему создать ряд значительных исследований по истории Древнего Востока, Греции и Рима. В своем основном труде - пятитомной "Истории древности" ("Geschichte des Altertums", Bd 1-5, Stuttg., 1884-1902, 3 Aufl., 1910-39) Мейер попытался дать стройную схему всемирной истории древности, начиная с возникновения древневосточной цивилизаций и кончая 355 годом до н. э. (временем крушения господства греков в Сицилии). По широте охвата материала, стройности и яркости изложения этот труд является вершиной развития буржуазной историографии античности конца 19 - начала 20 веков. Основные мысли этой работы сводятся к следующему: история человеческих цивилизаций находится в постоянном взаимодействии (отсюда вытекает необходимость синхронного изложения фактов), смешение культур приводит к созданию больших государств. Мейер вводит понятие "культурный комплекс" как результат взаимодействия материальной и духовной культуры народов. Он считает, что отдельные народы обладают особой духовной организацией, способной создать более высокую духовную культуру. История Китая и Индии не включается автором в круг истории "культурных" народов, поскольку, по его мнению, их взаимодействие с европейскими народами началось поздно (с эпохи эллинизма). Таким образом, "культурный комплекс" объединяет лишь страны Средиземноморья (так называемый "классический Восток" и античность).

Несмотря на значительный интерес к экономической и социальной истории, Мейер в основу своего изложения кладет политические события и историю государственности, так как форма государства, с его точки зрения, определяет судьбы народа. Политические события лежат и в основе периодизации древней истории, данной Мейером. Особое значение он придает переселениям народов, как важному фактору исторического развития (например, завоеванию Египта гиксосами, Вавилона - касситами, переселению племен в 12 веке до н. э.). Вся история древности излагается Мейером с позиций теории цикличности, основные положения которой наиболее отчетливо сформулированы Мейером в докладах "Экономическое развитие древнего мира" ("Die wirtschaftliche Entwicklung des Altertums", Jena, 1895, рус. пер.- СПБ, 1898) и "Рабство в древности" ("Die Sklaverei im Altertum", Dresd., 1898, рус. пер.-СПБ, 1899) во время полемики с автором "ойкосной" теории К. Бюхером. Гомеровская Греция определяется Мейером как "греческое средневековье", классический и эллинистический - как период капитализма, а историей Рима завершается капиталистическое развитие в древности. В этих докладах Мейер преувеличивал роль наемного труда в древности, стирая грань между положением свободных тружеников и рабов. Исходя из позиций циклизма, Мейер отрицал поступательный ход исторического развития, утверждая, что высшей ступенью развития общества является капитализм, падение которого приводит якобы к гибели культуры. В своей работе "К теории и методике истории" ("Zur Theorie und Methodik der Geschichte", Halle, 1902, рус. пер., M., 1904) Мейер высказывает мысль, что задачей историка является всестороннее освещение частного (индивидуального), а не общих закономерностей исторического процесса. Таким образом, несмотря на то, что труды Мейера вводят в обращение огромный материал и имеют большое научное значение в области частных исследований, общая схема Мейера, оказавшая значительное влияние на современную ему историографию (в том числе и на русскую - М. М. Хвостов , М. И. Ростовцев , Р. Ю. Виппер ), является реакционной. Ее основные пороки - отрицание исторического прогресса, модернизация, гиперкритицизм, элементы расизма.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Германии (биографический указатель).

Сочинения:

Geschichte von Troas, Lpz., 1877; Geschichte des Königreichs Pontos, Lpz., 1879; Geschichte des alten Aegyptens, В., 1887; Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen, Halle, 1894; Die Entstehung des Judenthums, Halle, 1896; Forschungen zur alten Geschichte, Bd 1-2, Halle, 1892-99; Aegyptische Chronologie, В., 1904; Kleine Schriften zur Geschichtstheorie und zur wirtschaftlichen und politischen Geschichte des Altertums, Halle, 1910; Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1922; Ursprung und Anfänge des Christentums, Bd 1-3, Stuttg., 1921-23.

Литература:

Протасова С. И., История др. мира в построении Эд. Мейера, "ВДИ", 1938, No 3; Wilcken U., Jaeger W., E. Meyer zum Gedächtnis, Stuttg., 1931; Marohl H., E. Meyer. Bibliographie, (В.), 1941.



Поделиться