Как шайтан говорит с человеком? Плохо думать о других. – А скажи, что с тобой происходит, когда умма встаёт на намаз

Одним и самых больших и самых опасных врагов мусульманина является шайтан. Шайтаны – это невидимые нам создания Всевышнего. Целью их существования является совершение всевозможного зла. Несомненно одно – они не способны ни на что благое.

Шайтаны, как известно, сотворены из огня. Этот факт стал для иблиса (главного шайтана) основным аргументом для якобы своего превосходства над Адамом (мир ему). Те, кого мы называем шайтанами – это иблис и его потомство.

Когда Всевышний Аллах сотворил Адама и приказал всем совершить перед ним поклон, иблис отказался выполнить этот приказ, сославшись на то, что он сотворён из огня, а человек (Адам) – из глины.

С той поры шайтан стал главным врагом верующего человека, поэтому борьба с ним продолжается на протяжении всей истории человечества. В ходе этой борьбы шайтан прибегает к всевозможным хитростям и уловкам, чтобы сбить человека с истины.

Он ни в коем случае не покажет человеку истинные цели своих действий и никогда не скажет: «Я твой враг, я буду вводить тебя в заблуждение, и моя цель – привести тебя в Ад ».

Наоборот, шайтан постоянно внушает человеку свои наущения, скрывая даже своё существование. Человек, не осознающий присутствие шайтана, считает его наущения собственными мыслями, рождающимися у него в голове.

В достоверных хадисах передаётся, что шайтан очень близок к человеку, более того, он может проходить по кровеносным сосудам человека и внушать ему дурные мысли, когда он пребывает в состоянии беспечности (гафлат).

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الانسان مجْرى الدَّم

«Поистине, шайтан передвигается в (теле) человека подобно крови ». (Бухари , 3281; Муслим , 2175)

Однако, когда верующий поминает Всевышнего, шайтан отступает от него, а когда он в гафлате, шайтан очень близок к нему, более того, он передвигается внутри его тела, как кровь.

Действуя таким образом, шайтан изучает все привычки и желания человека и работает над тем, как украсить запретные желания для его ока. Шайтаны, так же, как и ангелы, могут знать, в чём человек сомневается и к чему он больше склоняется, к добру или злу. Учитывая всё это, он и внушает человеку свои наущения.

Кроме того, шайтан способен заставить человека поверить в правильность этих мыслей. И таким образом, человек, сам того не осознавая, полностью оказывается под контролем шайтана.

Однако этого врага, способного внушать наущения человеку, можно нейтрализовать, читая священный Коран и прося нашего Создателя, Который является и создателем и хозяином шайтана, предостеречь нас от него.

Если кто-то осознаёт, что стал целью наущений шайтана, ему следует неуклонно выполнять то, что предписывает Коран, и прибегнуть к защите Аллаха, так как наущения шайтана не производят никакого воздействия на того, кто поминает Аллаха.

Этот важный секрет Всевышний Аллах раскрывает в Коране:

وَإِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ ۚ إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَوْا إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُوا فَإِذَا هُمْ مُبْصِرُونَ

(смысл): «А если коснётся тебя, о Мухаммад, какое-нибудь наваждение (васвас) от шайтана, то обратись за защитой к Аллаху, ведь, поистине, Он – слышащий все твои речи, знающий все твои деяния ». (сура Аль-А‘раф: 200)

Всевышний Аллах в этом аяте призывает не только Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но и всех нас прибегнуть к Его защите. Лучше всего делать это, произнеся известное выражение: «А‘узу би-Ллахи мина-ш-шайтани-р-раджим » (Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана ).

Общеизвестно, что тот, у кого достаточно сил и способностей, не нуждается в помощи других для победы над врагом, а кто лишён этого, тот вынужден обращаться за помощью. Поэтому раб, произнося «А‘узу би-Ллахи », обращается к Аллаху с просьбой о защите.

Он это делает, зная, что не в силах защитить себя от шайтана, кроме как с помощью Аллаха, и признавая свою слабость и бессилие. Произносить «А‘узу би-Ллахи » необходимо в состоянии хузура (искренне и с присутствием сердца). Недостаточно просто произносить это устами, с отвлечённым сердцем.

Таким образом шайтан вредит нам, внушая свои наущения, подвергая болезням, несчастьям, трудностям, бедности и разным другим напастям. Поэтому нам подобает произносить «А‘узу би-Ллахи » в состоянии хузура, мысленно обращаясь к Аллаху за защитой от всех этих напастей.

Указывая на то, как победить шайтана, шейх Саид-Афанди Аль-Чиркави в своей книге «Побуждение внять призыву Корана » приводит следующую историю.

Некий талиб (студент) из Хорасана отправился в Ирак в поисках религиозных знаний. Там он обучался у разных учёных и выучил наизусть четыре тысячи хадисов. В конце учебы, когда он попросил у своего учителя разрешения вернуться домой, учитель спросил у него: «Научить тебя изречению, которое лучше для тебя, чем все заученные тобою хадисы? »

Ученик пожелал узнать это изречение, и учитель спросил его: «Обитает ли у вас там иблис? »

Ученик ответил утвердительно. Учитель спросил ещё: «Вселяет ли он в ваши сердца васвас? »

Опять получив утвердительный ответ, учитель спросил: «Что же вы с ним делаете? » – «Мы отгоняем от сердца шайтана, то есть васвас, который он вселил в наши сердца ». «А если он вновь придет к вам?» – «Мы опять прогоним его».

Тогда учитель научил его: «Когда этот враг Аллаха вредит вам, вселяет васвас в ваши сердца, отвлекая вас от поклонения Аллаху, не старайтесь отогнать его, не увлекайтесь этим, а ведите себя так, словно находитесь рядом с чабаном, при котором злая овчарка.

Если кто-то станет самостоятельно защищаться от этой овчарки, будет отгонять её, не прибегая за помощью к чабану, что же из этого выйдет? Овчарка станет бросаться на него и не успокоится, пока его не искусает.

Он отбивается, размахивает руками, но у него нет сил убить овчарку, а не убив, её невозможно успокоить. Не лучше и не разумнее ли в подобной ситуации обратиться за помощью к чабану, укрыться за его спиной, чем тягаться с овчаркой? Ведь достаточно одного окрика чабана, чтобы утихомирить и отогнать собаку ».

Таким образом, учитель учит ученика постоянно обращаться к Аллаху для защиты от шайтана, подобно человеку, который обратился к чабану за защитой от злой овчарки.

Да защитит Аллах нас, особенно наши сердца, уста и разум, от шайтана, как Он защитил Пророка Айюба (мир ему).

Муслим Абдулаев

٢١٢. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ لِلشَّيْطَانِ لَمَّةً بِابْنِ آدَمَ وَلِلْمَلَكِ لَمَّةً فَأَمَّا لَمَّةُ الشَّيْطَانِ فَإِيعَادٌ بِالشَّرِّ وَتَكْذِيبٌ بِالْحَقِّ وَأَمَّا لَمَّةُ الْمَلَكِ فَإِيعَادٌ بِالْخَيْرِ وَتَصْدِيقٌ بِالْحَقِّ فَمَنْ وَجَدَ ذٰلِكَ فَلْيَعْلَمْ أَنَّهُ مِنَ اللّٰهِ فَلْيَحْمَدِ اللّٰهَ وَمَنْ وَجَدَ الْأُخْرَى فَلْيَتَعَوَّذْ بِاللّٰهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ» ثُمَّ قَرَأَ: (اَلشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَاْمُرُكُمْ بِالْفَحْشَاۤءِ).

1. Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) говорит:

«Поистине, шайтан и ангелы могут оказывать влияние на сердце человека. Влияние шайтана заключается в подстрекании ко злу и опровержении истины. Влияние ангела направлено к добру и утверждению истины. Человек, который чувствует в сердце влияние ангела, направляющее к благу, пусть знает, что это от Аллаха и воздаст Ему хвалу. Человек, который чувствует в себе влияние, подстрекающее его ко злу, пусть прибегает к Аллаху от зла шайтана, побиваемого камнями».

После этого Посланник Аллаха прочитал такой аят:

«Шайтан сулит вам бедность и велит быть скаредными» (аль-Бакара, 2/268), (Тирмизи, Тафсир, 2/2988).

٢١٣. عَنْ عَلِيِّ بْنِ الْحُسَيْنِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّ صَفِيَّةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَخْبَرَتْهُ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْمَسْجِدِ وَعِنْدَهُ أَزْوَاجُهُ فَرُحْنَ فَقَالَ لِصَفِيَّةَ بِنْتِ حُيَيٍّ: «لَا تَعْجَلِي حَتَّى أَنْصَرِفَ مَعَكِ» وَكَانَ بَيْتُهَا فِي دَارِ أُسَامَةَ فَخَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَعَهَا فَلَقِيَهُ رَجُلَانِ مِنَ الْأَنْصَارِ فَنَظَرَا إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ أَجَازَا وَقَالَ لَهُمَا النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «تَعَالَيَا إِنَّهَا صَفِيَّةُ بِنْتُ حُيَيٍّ» قَالَا:

«سُبْحَانَ اللّٰهِ يَا رَسُولَ اللّٰهِ» قَالَ: «إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الْإِنْسَانِ مَجْرَى الدَّمِ وَإِنِّي خَشِيتُ أَنْ يُلْقِيَ فِي أَنْفُسِكُمَا شَيْئًا».

2. Али бин Хусаин (радыйаллаху анху) передает со слов жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Сафиййи (радыйаллаху анха) :

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) неотлучно находился в мечети в последние десять (дней) Рамадана. Его жены пришли его навестить. Поговорив с ним некоторое время, они поднялись, чтобы вернуться к себе. Наш досточтимый Пророк сказал бинт Хуйайй:

- Не спеши, я провожу тебя.

Ведь он находился в доме (находимшемся на окраине), который позже был отдан Усаме бин Зайду. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вышел вместе с ней, чтобы проводить ее до дома. В это время мимо проходили двое ансаров. Они посмотрели на Посланника Аллаха и ускорили шаг.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Не спешите! Это ведь Сафиййа бинт Хуйайй!

Они ответил:

Субханаллах (Преславен Аллах), о Посланник Аллаха! (т.е. «Как мы можем думать о тебе плохое!»).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Поистине, шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нем повсюду подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что-нибудь (дурное)! (Бухари, И’тикаф, 11. Отдельно см. Бухари, Бад’уль-Халк, 11; Ахкам, 21; Муслим, Салям, 23-25; Абу Дауд, Саум, 79; Адаб, 81; Ибн Маджа, Сыйам, 65)

٢١٤. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: خَطَّ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَطًّا بِيَدِهِ ثُمَّ قَالَ: «هٰذَا سَبِيلُ اللّٰهِ مُسْتَقِيمًا» قَالَ ثُمَّ خَطَّ عَنْ يَمِينِهِ وَشِمَالِهِ ثُمَّ قَالَ: «هٰذِهِ السُّبُلُ وَلَيْسَ مِنْهَا سَبِيلٌ إِلَّا عَلَيْهِ شَيْطَانٌ يَدْعُو إِلَيْهِ» ثُمَّ قَرَأَ: (وَاَنَّ هٰذَا صِرَاط۪ي مُسْتَق۪يمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَب۪يلِه۪ ذٰلِكُمْ وَصّٰيكُمْ بِه۪ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ).

3. Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху анху) говорит:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) провел рукой черту и сказал:

- Это дорога друзей Аллаха .

Потом провел линии справа и слева от этой черты и сказал:

- А это другие дороги. И на каждой из них стоит шайтан, призывающий идти этой дорогой.

Потом он прочитал такой аят Всевышнего:

«И [знайте], что этот [путь] - прямая дорога, [указанная] Мною. Следуйте по ней и не следуйте другими путями, а не то вас собьют с пути, указанного Им. Это - то, что Он заповедал вам. Может быть, вы будете богобоязненны» (аль-Ан’ам, 6/153). (Ахмад, I, 465, 435; III, 397. Отдельно см. Ибн Маджа, Мукаддима, 1; Дарими, Мукаддима, 23; Хаким, II, 349/3241).

٢١٥. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ أَدْبَرَ الشَّيْطَانُ لَهُ ضُرَاطٌ حَتَّى لَا يَسْمَعَ التَّأْذِينَ فَإِذَا قُضِيَ التَّأْذِينُ أَقْبَلَ حَتَّى إِذَا ثُوِّبَ بِالصَّلَاةِ أَدْبَرَ حَتَّى إِذَا قُضِيَ التَّثْوِيبُ أَقْبَلَ حَتَّى يَخْطُرَ بَيْنَ الْمَرْءِ وَنَفْسِهِ يَقُولُ لَهُ: اذْكُرْ كَذَا وَاذْكُرْ كَذَا لِمَا لَمْ يَكُنْ يَذْكُرُ مِنْ قَبْلُ حَتَّى يَظَلَّ الرَّجُلُ مَا يَدْرِي كَمْ صَلَّى».

4. От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда произносится призыв к намазу, шайтан отступает, с шумом испуская газы, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале намаза завершается, он (снова) подступает, чтобы встать между человеком и сердцем его и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чем тот и не помышлял (до намаза, и он делает это), для того чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) намаза он совершил». (Муслим, Салят, 19. Отдельно см. Бухари, Азан, 4; Амаль Фис-салят, 18; Саху, 6; Бад-уль-хальк; 11; Абу Дауд, Салят, 31; Насаи, Азан, 20, 30).

٢١٦. عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «إِنَّ الشَّيْطَانَ قَدْ أَيِسَ أَنْ يَعْبُدَهُ الْمُصَلُّونَ فِي جَزِيرَةِ الْعَرَبِ وَلٰكِنْ فِي التَّحْرِيشِ بَيْنَهُمْ».

5. Джабир (радыйаллаху анху) передает: «Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Шайтан уже потерял надежду, что на Аравийском полуострове люди, совершающие намаз, будут поклоняться ему. Но он будет стараться настраивать их друг против друга и сеять вражду между ними». (Муслим, Мунафикин, 65. Отдельно см. Тирмизи, Бирр, 25/1937; Фитан, 2/2159; Ахмад, III, 313, 354, 384).

٢١٧. عَنْ حُذَيْفَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: كُنَّا إِذَا حَضَرْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ طَعَامًا لَمْ نَضَعْ أَيْدِيَنَا حَتَّى يَبْدَأَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَيَضَعَ يَدَهُ وَإِنَّا حَضَرْنَا مَعَهُ مَرَّةً طَعَامًا فَجَاءَتْ جَارِيَةٌ كَأَنَّهَا تُدْفَعُ فَذَهَبَتْ لِتَضَعَ يَدَهَا فِي الطَّعَامِ فَأَخَذَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِيَدِهَا ثُمَّ جَاءَ أَعْرَابِيٌّ كَأَنَّمَا يُدْفَعُ فَأَخَذَ بِيَدِهِ فَقَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

«إِنَّ الشَّيْطَانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعَامَ أَنْ لَا يُذْكَرَ اسْمُ اللّٰهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ جَاءَ بِهٰذِهِ الْجَارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا فَأَخَذْتُ بِيَدِهَا فَجَاءَ بِهٰذَا الْأَعْرَابِيِّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ فَأَخَذْتُ بِيَدِهِ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنَّ يَدَهُ فِي يَدِي مَعَ يَدِهَا».

6. Хузайфа (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Когда мы сидели за столом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пока он не приступал к еде, и мы не протягивали руки к пище. Однажды мы сидели за столом вместе с ним. Вдруг пришла маленькая девочка. И словно кто-то толкал ее в спину. Она тут же протянула руку к еде, но Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) удержал ее руку. Потом появился какой-то бедуин. И его словно кто-то толкал в спину. Посланник Аллаха удержал и его руку и сказал:

­«Шайтан хотел бы принять участие в трапезе, начатой без поминания имени Аллаха (Бисмиллях). Чтобы получить свою долю из этой трапезы, он прислал эту девочку. Но я удержал ее руку. Потом, чтобы получить свою долю из этой трапезы с помощью бедуина, он направил его. Но я удержал и его руку. Клянусь Аллахом, в чьих руках находится моя душа, рука шайтана была вместе с их руками в моей руке». (Муслим, Ашриба 102. Отдельно см. Абу Дауд, Ат’има, 15/3766; Ахмад, V, 382, 397; Хаким, IV, 121/7088).

Комментарии

Когда Всевышний Аллах сотворил человека, Он приказал ангелам склониться перед человеком в земном поклоне. Все они склонились, но шайтан, возгордившись, отказался. Он сказал: «Стану ли я падать ниц перед тем, кого Ты сотворил из глины?» (аль-Исра, 17/61).

Посчитав, что, если он сотворен из огня, а человек - из глины, шайтан сделал ложный вывод, что превосходит человека (аль-А’раф, 7/12).

Всевышний Аллах, который не любит гордецов, лишил его Своей милости и выгнал из Рая. Аллах унизил шайтана в соответствии с тем, насколько тот возгордился. Аллах сказал шайтану, что проклятие над ним будет пребывать до Судного дня.

Иблис, проявивший непокорность по своей гордыне, по причине той же гордыни даже не думал просить прощения у Аллаха, а попросил отсрочку. Он вообразил, что, живя до Дня, когда люди воскреснут, он спасется от смерти. И, как одно из испытаний этого мира, Всевышний Аллах предоставил шайтану такую отсрочку до Судного дня. Так Он пожелал в будущей жизни отделить верующих от тех, кто пребывает в сомнениях. (Са’ба, 34/21).

И тогда шайтан поклялся, что, сводя счеты с людыми, он будет придумывать разные хитрости, чтобы приукрасить людям грехи и сбить их с прямого пути, что он будет находить к ним подход со всех сторон:

«Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]» (аль-А’раф, 7/17).

Но он тут же сказал, что исключает из этого числа праведных рабов Аллаха, так как они ему не по силам.

Всевышний Аллах, устрашая шайтана и его последователей Адом, предостерегает их. (См. аль-А’раф, 7/11-18; аль-Хиджр, 15/30-44; Сад, 38/71-85).

Позже наш Всевышний Господь поместил первого человека Адама и мать рода человеческого Хавву в Рай. Он разрешил им питаться всеми плодами Рая, но запретил приближаться к одному дереву. Так началось испытание человека. Шайтан, начав действовать, прибегнув к тысячам уловок, вошел в доверие к людям. Он приносил клятвы, лгал, давал обещания. Он говорил: «Я хочу вам блага», давал советы и как будто указал путь, в конце концов заставив поверить себе.

В священном аяте так говорится об этом:

«И стал шайтан нашептывать им, чтобы открыть им глаза на их срамные части, на которые они [до того] не обращали внимания. И он сказал им: "Ваш Господь запретил вам [плоды] этого дерева лишь с той целью, чтобы вы не стали ангелами или не обрели бы вечной жизни". И он поклялся им: "Воистину, я для вас - добрый советчик". [Таким образом] он обольстил их и низвел [из рая на землю]. Когда же они вкусили [плоды] того дерева, перед ними [воочию] предстали их срамные части, и они стали склеивать листья райских [деревьев, чтобы прикрыть наготу]. Тогда Господь воззвал к ним: "Разве не запрещал Я вам [есть плоды] этого дерева и не говорил вам, что шайтан - ваш явный враг?"» (аль-А’раф, 7/20-22).

Шайтан обманул человека, сыграв на его желании иметь еще больше и жить вечно. Значит, надо быть осторожными с подобными желаниями.

Когда люди, последовав за шайтаном, проявили непокорность божественному повелению, Всевышний Аллах вывел их из Рая. Сделав врагами друг другу, Он ниспослал их на землю, в мир забот и тревог. Так начались испытания человека и его страдания. (аль-Бакара, 2/36; аль-А’раф, 7/24).

Поведав обо все этом в качестве наставления людям, Всевышний Аллах предупреждает их:

«О сыны Адама! Да не совратит вас шайтан, подобно тому как он [совратил и] изгнал из рая ваших родителей, лишив их одежд, чтобы представить им воочию их срамные части!» (аль-А’раф, 7/27).

«О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг » (аль-Бакара, 2/168).

«Тот, кто ищет заступничества у шайтана вместо Аллаха, непреложно понесет урон. Шайтан обещает [людям] и соблазняет их. Но его обещания не что иное, как обольщение» (ан-Ниса, 4/119-120).

«... Воистину, шайтан - предатель для человека» (аль-Фуркан, 25/29).

«А ведь предопределено, что того, кто прибегнет к нему (то есть к шайтану), он собьет с пути истины и приведет к наказанию огнем» (аль-Хадж, 22/4).

Подробно рассказав в Коране о намерениях и кознях шайтана, Всевышний Аллах после этого спрашивает у Своих рабов:

«Так неужели же вы признаете его и его потомков покровителями взамен Меня? Ведь они для вас - враги. Плохая это замена для тех, кто поступает несправедливо!» (аль-Кахф, 18/50),

После этих многочисленных предупреждений Всевышнего Аллаха, человек, казалось бы, слушая свой разум, будет бдителен в отношении к шайтана. Человек, казалось бы, не обманываясь пустыми обещаниями шайтана, не станет подчиняться его приказам. Человек, казалось бы, тут же разгадав хитрости и козни шайтана, спасет и себя, и своих товарищей. Но на самом деле все совершенно не так. Несмотря на все предупреждения, большинство людей отдают души своему извечному врагу. Они легко попадают в его такие слабые ловушки и следуют за ним след в след. Настали такие времена, что люди даже превосходят и самого шайтана. Пораженный шайтан, со словами: «Я непричастен к твоим [делам], ибо я страшусь Аллаха, Господа [обитателей] миров», покидает их. (аль-Хашр, 59/16; аль-Анфаль, 8/48).

Всевышний Аллах с упреком говорит Своим рабам:

«Они подтвердили мнение Иблиса о них, когда последовали за ним, - [все], кроме немногих [истинно] верующих. У него не было над ними власти, [а Мы дозволили ему подвергнуть людей испытанию], дабы отличить того, кто верует в будущую жизнь, от того, кто сомневается. Господь твой - хранитель всего сущего» (ас-Саба’ 34/20-21).

Значит, шайтан не может взять человека за руку и насильно заставить его совершить грех. Он может только наущать его. Кроме того, и ангел внушает человеку благое. Так, в первом хадисе сообщается, что на человека воздействуют и ангел, и шайтан. Ангел призывает к благому, а шайтан – ко злу. Когда в человек вспыхивают чувства, втягивающее его в дурное, и охватывают дурные мысли, он должен тут же понять, что это идет от шайтана. Он должен тут же прибегнуть к защите Аллаха.

Если человек руководствуется искренностью, он легко сможет различить, от ангела или от шайтана происходят чувства, возникающие в его душе. Потому что шайтан всегда призывает к непристойному, к тому, что заставляет краснеть, и ко злу . Ангел же призывает к добру, благу, зовет готовиться к будущей жизни. В этом случае человек должен, выбирая благое, стараться справиться с испытанием этой жизнью.

С другой стороны, шайтан показывает зло, которое собирается совершить человек, привлекательным . Когда и нафс соблазняется этой привлекательностью, человек легко становится готовым подвергнуть себя величайшей опасности. Поэтому человек всегда должен быть в высшей степени бдительным.

Для противостояния наущениям шайтана Всевышний Аллах советует:

«А если шайтан подвергнет тебя какому-либо наваждению, то прибегай к помощи Аллаха, ибо Он - слышащий, знающий» (аль-Фуссылят, 41/36).

Следуя этому, человек, все время пребывая в ду’а и зикре , должен постоянно прибегать к Аллаху от зла нафса , шайтана и других созданных.

Во втором хадисе сообщается, что шайтан, подобно крови в венах, передвигается внутри человека, т.е. он способен обмануть человека и оказывать на него воздействие. Шайтан прилагает все возможное усердие для этого и использует каждую возможность. Но это не значит, что шайтан может сделать все, что пожелает. На сколько бы Всевышний Аллах, следуя условиям испытания в этом мире, не предоставил шайтану отсрочку и некоторые возможности, Он не дал ему неограниченные силы и полномочия. По сути, его ловушки весьма слабые . Но так как нафс человека жаждет грехов, он сам по себе попадает в эти ловушки. Шайтан всего лишь показывает грехи привлекательными и призывает к ним, человек же, часто зная, что совершает ошибку, впадает в этот грех.

Хадис разъясняет, что шайтан без передышки, при каждой возможности старается соблазнить человека. Поэтому человек должен быть внимательным и бдительным по отношению к своему извечному врагу. Верующий должен избегать поступков, которые другими людьми могут быть поняты неправильно. Он должен стараться не показываться в сомнительных местах. Вместе в тем, он и сам не должен, став свидетелем какого-то поступка другого человека, тут же предполагать о нем дурное. Окончательное решение следует выносить, только подробно изучив суть дела. Надо стараться вносить ясность в те обстоятельства, которые могут быть поняты неправильно. Надо действовать, проявляя максимум внимания. Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) научил нас замечательным приемам и методам этого.

В третьем хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рисует схему, чтобы показать, что существует прямой путь Аллаха и другие дороги, сбивающие человека с прямого пути. Таким образом, Посланник Аллаха и разъясняет тему самым понятным и ясным образом, и демонстрирует прекрасный метод обучения.

Прямая дорога только одна. Это дорога единобожия (таухид) , которая объединяет тех, кто ступает на нее, и не дает им разделиться. Все другие дороги значительно или незначительно отличаются от прямого пути и ведут человека в ложном направлении. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит, что в начале каждой такой ложной дороги стоит какой-то шайтан, который призывает людей следовать его путем.

Шайтан показывает дорогу истины нафсу человека трудной и неприглядной, а другие дороги – красивыми и привлекательными. Между тем, эти дороги за пределами прямого пути (сыратуль-мустаким) – это все другие религии, мазхабы , нововведения (бид’ат) и искажения. Способствуя созданию разных групп и объединений, они отдаляют верующих с пути Аллаха и разделяют их.

Поэтому верующие должны следовать не желаниям своего нафса, а в поисках довольства (рида) Аллаха идти только прямым путем (сыратуль-мустаким) .

В четвертом хадисе говорится, что шайтан обманывает людей, когда они совершают поклонение (ибаду) . В особенности, когда человек совершает намаз, шайтан заставляет его думать о посторонних вещах. Шайтан, который испытывает муки и страдает, когда люди совершают служение Аллаху, всеми своими силами старается отдалить их от этого. Если он не может сделать это, то старается сделать ибаду человека бессодержательной. По его наущению люди отдаляются от скромности, искренности и чистосердечия.

В хадисе говорится, что шайтан, услышав призыв на намаз – азан и камат , в страхе и ужасе убегает . Но так как его долг – вводить людей в заблуждение и сбивать их с прямого пути, шайтан снова и снова возвращается. В результате, заставляя человека во время намаза думать о мирском, шайтан отдаляет его сердце от намаза и даже заставляет его забыть, сколько он совершил ракаатов . Путь спасения от этого – стараться не думать о том, что приходит на ум, и не забывать, что во время намаза мы находимся в присутствии Аллаха.

Шайтан все время занят тем, чтобы отвратить человека от любого благого дела. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) , рассказав о достоинствах поминания (тасбихат) , которое мы совершаем после намаза, и собираясь спать, сказал:

«Шайтан приходит к вам во время намаза и говорит: «Подумай об этом, подумай о том». Так он продолжает, пока не отвлечет вас от намаза. В результате, человек оставляет даже поминание (тасбихат). Когда человек ложится спать, шайтан снова приходит к нему. Он старается, чтобы человек заснул (не произнеся это поминание) и даже преуспевает в этом». (Тирмизи, Да’ват, 25/3410; Абу Дауд, Адаб 99-100/5065; Насаи, Сахв, 90).

В пятом хадисе сообщается, что шайтан, обманывая людей в общественной жизни, натравливает их друг на друга, сеет семена вражды и ненависти.

Слово тахриш , которое встречается в этом хадисе, в арабском языке означает всякого рода деятельность, которая имеет своей целью распространение вражды, анархии и смуты. Это дело шайтана и людей. Поэтому, проявляя разумность перед всевозможными подстрекательствами и беспорядками, противоречащими чувству религиозного братства, мы не должны давать шайтану повод для радости. Потому что все обиды, разрыв отношений, вражда и смута, вспыхивающие среди мусульман, это и есть то, что желает шайтан, и чем он доволен. В таких случаях надо действовать осмотрительно и стараться сохранить братство между верующими. Обидев кого-то, нужно примириться в течение трех дней, попросить прощения за совершенную ошибку и, проявляя всю возможную терпимость, верующим стараться быть вместе.

Насколько поучителен следующий хадис, в котором говорится, какие усилия прилагает шайтан, чтобы настроить двух мусульман против друг друга, и как можно предотвратить это.

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел вместе со своими сподвижниками. Тут пришел один человек. Он начал оскорблять досточтимого Абу Бакра, и очень расстроил этим. Но Абу Бакр (радыйаллаху анху) промолчал, не стал отвечать тому человеку. В следующий раз этот человек, точно также оскорбив Абу Бакра, заставил его страдать. Досточтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) опять промолчал. Когда человек и в третий раз начал оскорблять его, Абу Бакр (радыйаллаху анху) ответил ему так, как он заслуживал.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же встал и ушел. Абу Бакр (радыйаллаху анху) , нагнав его, спросил:

О Посланник Аллаха, ты рассердился на меня?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Нет.

Потом он сказал:

- Но с небес спустился ангел. Он опровергал все то, что говорил о тебе этот человек, отвечал ему вместо тебя. Когда же ты, ответив тому человеку, рассчитался с ним, ангел ушел, а на его место пришел шайтан. А когда куда-то приходит шайтан, я не могу оставаться там! (Абу Дауд, Адаб, 41/4896).

В шестом хадисе говорится, что шайтан старается обмануть человека в обыденных делах. Когда человек ест, пьет, спит, заходит в дом и выходит из него, когда занят зарабатыванием денег и воспитанием детей, шайтан вместе со всем своим воинством нападает на него и старается заиметь свою долю в делах человека.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) , направляя свою общину к благому, говорит:

«Нет никакого сомнения в том, что шайтан вмешивается в каждое ваше дело. Даже, когда вы едите, он находится рядом с вами. Если у вас (из рук) выпадет кусочек еды, то, очистив его от того, что налипло, скушайте его, не оставляйте шайтану». (Муслим, Ашриба, 133-135).

Шайтаны желают войти в дом, устроится в нем, пользоваться тем, что есть в доме, обманывать обитателей дома и ввергать их в грехи. Чтобы воспрепятствовать этому, заходя в дом надо говорить бисмиллях . Если человек, заходя в дом, произносит бисмиллях , то предводитель шайтанов, услышав это, с огорчением говорит своим товарищам, что на эту ночь они не могут остаться в этом доме. Вместе с тем, надеясь получить свою долю из еды, они ждут часа трапезы. Если обитатели дома, приступая к еде, не произносят бисмиллях , то шайтаны с наслаждением набивают животы и, забрав баракят от пищи, уходят. Если человек не поминает Аллаха, то это еда для шайтанов, это помогает им получать пропитание и стать сильнее. И тогда шайтаны стараются обмануть обитателей дома. Если, приступая к еде, люди произносят бисмиллях , то шайтаны, поняв, что в этом доме они ничего не смогут получить, бывают вынуждены покинуть его.

Шайтан хочет получить свою долю и в делах человека. Его вмешательство начинается с того момента, когда человек выходит из дома с дурными намерениями и мыслями. В священном хадисе так говорится об этом:

«Когда человек выходит из дома, у него есть два знамени – одно в руке ангела, другое в руке шайтана. Если тот человек выходит из дома для дела, которое любит Аллах, и которым Он доволен, то до тех пор, пока он не вернется в дом, ангел будет следовать за ним со знаменем в руке. Если человек выходит из дома для дела, которое вызывает гнев Аллаха, то шайтан будет следовать за ним со знаменем в руке. И человек до тех пор, пока не вернется домой, будет находиться под знаменем шайтана». (Ахмад, II, 323).

Всевышний Аллах так рассказывает о том, как сбивает с пути шайтан людей через богатство и детей:

Люди в личной, общественной и деловых сферах жизни, прибегая к разным предлогам, закрывают глаза на заблуждения и грехи именно по причине обмана и пустых обещаний шайтана. Многие люди с надеждой заработать больше денег, стать лучше, улучшить в будущем свое положение, ввергают себя в грехи. Между тем, никогда не надо забывать, что в таких делах присутствуют нафс и шайтан. Верующий, чтобы удостоиться помощи и защиты Аллаха, должен ухватиться за нить искренности (ихлас) и богобоязненности (таква) , искать пути их обретения.

Еще одно наставление нашего досточтимого Пророка, касающееся дел мусульманина, следующее:

«Если тебя что-то постигнет, не сожалей, говоря: «Если бы я сделал так, то было бы по-другому»! Скажи: «Это предопределение Аллаха, Он делает, что пожелает». Ибо слова типа: «Если бы я поступил так…» открывают врата таким делам, которыми доволен шайтан». (Муслим, Кадар, 34. Отдельно см. Ибн Маджа, Мукаддима, 10).

Если человек показывает бессилие, слушает наущения шайтана, не проявляет довольства предопределенным ему и отворачивается от упования (таваккуль) , то при решении своих делах он погружается в сомнение, и даже может впасть в состояния, противоречащие вере (иман) , такие как неудовлетворенность, недовольство предопределенным и отрицание Аллаха. А это радует шайтана.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) , говоря о важности единства и объединения в противостоянии шайтану, советовал:

«Шайтан – это волк для человека. Он, как волк, который хватает овцу, отделившуюся от стада. Будьте бдительны, не разделяйтесь на группы. Не отделяйтесь от общины (джамаат), общества и мечетей». (Ахмад, II, 400; V, 335; Хаким, I, 73/59).

«Шайтан, приставая к одному человеку и двум людям, наущает их. Если людей будет три, шайтан не может приставать к ним». (Муватта’, Исти’зан, 36).

По сути, шайтан не может причинить вред человеку, который не отступает от своего первоначального намерения, ибо «козни шайтана жалки» . Что усиливает их – это желания (хава) и страсти (хавас) нафса . Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда судья (кады) не чинит притеснения, Всевышний Аллах вместе с ним (помогает ему). Если он начинает чинить притеснения, то Аллах оставляет его, приходит шайтан и никогда не покидает его». (Тирмизи, Ахкам, 4/1330).

Из аятов и хадисов можно понять, что Всевышний Аллах не предоставил шайтанам полную свободу, они должны подчиняться определенным правилам. Шайтанам дозволено вмешиваться в дела людей, которые забывают поминание (зикр) Аллаха и имеют дурные намерения. Но они не могут ни получить свою долю в делах, ни устроиться в доме того, кто всегда пробужден душой, кто каждый миг поминает Аллаха, заходит в дом с бисмиллях , садится за стол с бисмиллях , соблюдает повеления Аллаха.

Всевышний Аллах по Своей милости и милосердию хранит от наущений шайтанов Своих искренних рабов и тех верующих, которые идут путем благочестия (таква) . В священных аятах говорится:

«И если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном» (ан-Ниса, 4/83).

«Воистину, ему (то есть шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха. Воистину, подвластны ему (то есть шайтану) те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками» (ан-Нахль, 16/9-100).

Всевышний Аллах научил нас ду’а , позволяющей противостоять козням шайтана:

وَقُلْ رَبِّ اَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاط۪ينِ. وَاَعُوذُ بِكَ رَبِّ اَنْ يَحْضُرُونِ

«Скажи [, Мухаммад]: "Господи! Я ищу убежища у Тебя от наваждений шайтанов и молю Тебя, Господи, отогнать их от меня"» (аль-Му’минун, 23/97-98).

Одним словом, каждое действие, которым бывает доволен шайтан, вредит самому человеку. Потому что его цель, самое сильное наслаждение – это причинить материальный и духовный урон человеку. Значит, при каждой возможности произнося поминание (зикр) камата .

  • Все созданное, которое слышало звуки азана , в Судный день будет свидетельствовать в пользу муадзина . Шайтан же не желает добра ни одному мусульманину. Поэтому, убежав, он старается избежать такого свидетельства и доброго дела, которые ему совершенно не по вкусу. (См. M. Yaşar Kandemir ve dğrl. Riyâzü’s-sâlihîn -Tercüme ve Şerh-, V, 187)
  • Обязанность огородить сердце от нашептываний шайтана не может быть восполнена, пока человек не знает слабости своего сердца, благодаря которым шайтан может проникнуть в него.

    Гнев и страсть

    Гнев - это одно из самых чувств, которому может поддаваться человек. Гнев рушит все благое, что есть в нем. Когда человек гневается, одна из тайных нитей его души устремляется к проклятому шайтану.

    Более того, когда человек находится в состоянии ярости, он становится игрушкой в руках шайтана, в результате чего ослабевает и склоняется к преданию страстям своего нафса.

    Зависть и жадность

    Зависть и жадность, как ночь и день – одно неизбежно рождает другое, делая человека абсолютно несчастным. Зависть возникает лишь от неблагодарности Аллаху и недовольством положением, которое выделил для человека Господь. Пока человек завидует, он забывает об Аллахе, значит, становится на путь шайтана.

    Жадность - следствие зависти, и неосознание, что все, что мы имеем, принадлежит лишь Аллаху и от Аллаха исходит.

    Переедание

    Некоторые могут подумать, как употребление пищи может стать путем шайтана к сердцу. Ислам предписал мусульманам умеренность во всем, так как излишество во всем приводит к непослушанию, потаканию своим прихотям и подталкивают человека к совершению сомнительного.

    Поспешность

    В хадисе сказано: «Обдуманность и рассудительность от Аллаха, а поспешность и нетерпеливость от шайтана». Любое дело, если человек спешит выполнить его, не обдумав, – уловка шайтана. Поспешность приводит к последствиям, о которых потом приходится жалеть. Всевышний наделил людей разумом, чтобы они пользовались им, обдумывая каждое слово, поступок и не становились жертвами пылкости.

    Боязнь бедности

    Боязнь бедности происходит от предания большого значения деньгам и от того, что люди не испытывают доверия ко Всевышнему.

    Аллах сказал в Коране: «Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий» (сура 2, аят 268).

    Чрезмерность

    Как уже упомянуто выше, ислам – это умеренность во всем. Чрезмерность ведет к одержимости и излишеству, что в свою очередь, выводит человека с колеи и предоставляет его шайтану.

    Всевышний сказал в Коране: «Мы сделали вас общиной, придерживаюшейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (сура 2, аят 143).

    Плохо думать о других

    «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом». (сура 49, аят 12).

    Ислам запрещает подозревать людей в дурном и велит судить о них по их поведению и их очевидным делам. Также запрещено осуждение, так как это прерогатива Всевышнего Аллаха и только Его.

    Осуждая, подозревая, злорадствуя, человек причиняет зло как другим, так и себе, а главное – уходит с пути Аллаха, выбирая себе в поводыри шайтана.

    Да убережет Аллах наши сердца от уловок шайтана и укрепит их крепким непроницаемым иманом!

    ПЯТЬ СОВЕТОВ, КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ШАЙТАНА

    Вы можете не верить в джиннов и шайтанов, но непременно ощущаете, когда некая сила подвигает вас на дурной поступок и настырно добивается своего. Это и есть тот самый шайтан. Он привязан к человеку с момента рождения и не расстается с ним, пока душа не покидает этот мир. Если человек встал на путь, ведущий в ад, то шайтан лишь изредка берется за него вплотную. Например, когда его очередной грех может подпортить жизнь другим людям. Но если человек уверовал и поклоняется только Аллаху, то шайтан не оставляет его в покое даже во сне. Он склоняет его к греху, пугает бедностью, подбрасывает сомнения, преувеличивает в его глазах проступки хороших людей. Для того чтобы защититься от его козней, друг мой, регулярно следуй этим простым советам:

    1. Часто поминай Аллаха. В последней суре Корана шайтан назван ‘ханнас’, потому что он отступает, когда человек поминает своего Господа. Поэтому часто повторяй ‘Субханаллах’ (свят Аллах), ‘Альхамду лиллях’ (хвала Аллаху), ‘Ля иляха илляллах’ (нет божества, кроме Аллаха), ‘Аллаху акбар’ (Аллах превелик), ‘Ля хауля ва ля куввата илля биллях’ (нет силы и мощи, кроме как от Аллаха) и т. п. Почувствовав наваждение от шайтана, прибегай к защите Аллаха и говори: ‘Аузу билляхи мин аш-шайтани-р-раджим’. Вовремя совершай обязательные молитвы и не пропускай зикры, которые нужно читать перед рассветом и перед закатом. Помни, что пропустивший рассветную молитву лишается защиты Господа небес и земли.

    2. Поддерживай состояние ритуальной чистоты. Знающие люди говорят, что ангелы окружают человека, пока тот находится в состоянии ритуальной чистоты. Людям, на которых навели порчу, советуют часто совершать ритуальное омовение. Даже перед сном желательно совершить омовение, и тогда ангел до утра находится у изголовья человека, молясь за него.

    3. Проводи больше времени с праведными людьми. Они сами борются с шайтаном и тебе окажут помощь в борьбе против него. Они вовремя удержат от греха, дадут правильный совет, предложат совершить добрый поступок. Наш пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, волк сжирает отбившуюся от стада овцу» (Абу Давуд, ан-Насаи, ал-Хаким). Он также сказал: «Не дружи ни с кем, кроме верующих, и пусть трапезу твою разделяют только благочестивые люди» (ат-Тирмизи). А праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб, да будет Аллах доволен им и его потомками, сказал: «Запасайтесь праведными братьями для этого мира и для последней жизни». Его спросили: «Мы понимаем, почему для этого мира, но почему для последней жизни?» Он ответил: «Разве Могучий и Великий Аллах не сказал: “В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных”» (сура 43 «Украшения», аят 67).

    4. Прекрати лгать и сторонись недостойных поступков. Все, что отдаляет тебя от Аллаха, делает тебя слабым и уязвимым для козней шайтана. Всевышний сказал: «Поведать ли вам о том, на кого нисходят шайтаны? Они нисходят на всякого лжеца и грешника» (сура 26 «Поэты», аяты 221-222). Есть только один способ уберечься от последствий совершенных грехов - принести искреннее покаяние и по возможности исправить содеянное. Если ты знаешь свой грех, то не медли с раскаянием.

    5. Не придавай значения наущениям шайтана. Когда шайтану не удается склонить человека к греху, он начинает подбрасывать в его душу непристойные мысли. Порой они доставляют верующему много страданий и беспокойства, особенно если он не понимает природы происходящего. Чем больше человек переживает из-за этого, тем сильнее шайтан наущает его. Но стоит перестать думать об этом, как наущения прекращаются. А думать об этом не стоит хотя бы потому, что Аллах прощает нам любые мысли, которые возникают в голове, если мы не говорим или не делаем этого. Наш пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах простил моим последователям то, что им внушает шайтан, и то, что возникает в их душах, если они не сделают или не произнесут это» (ал-Бухари, Муслим).

    Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений шайтанов. Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне!

    Как уберечься от джиннов

    Сказал имам аш-Шафии: «Если нормальный человек скажет, что он видел джинна , то после этого, его (любое другое) свидетельство считается недействительным, потому что Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): “Поистине, он и его племя видят вас, в то время как вы их не видите” ». (Ахкам аль-Куран 2/195-196)

    Ибн Хазм сказал:

    Джинны являются реальными существами, созданные Аллахом. Среди них - неверующие и верующие. Они могут видеть нас, но мы не можем их видеть. Они едят, имеют детей и умирают.

    “О сонмище джиннов и людей!” (Коран 6:130). “А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени.” (Коран 15:27). “Среди нас есть мусульмане и уклонившиеся. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем. Уклонившиеся же будут дровами для Геенны.” (Коран 72:14-15). “Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите. Воистину, Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют.” (Коран 7:27). “Неужели вы признаете его (Иблиса) и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (Коран 18:50). “Все, что на ней (земле) погибнет” (Коран 55:26). “Каждый человек вкусит смерть” (Коран 3:185) (аль-Мухалля 1/34/35)

    Что касается вреда, который причиняют джинны человеку, это доказано и это факт. Защита против этого достигается чтением Корана и азкаров , как предписано в шариате.

    Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:

    Несомненно джинны могут причинять людям вред и могут даже убить их. Они могут нанести вред человеку, бросая в него камни, или пытаться запугать его, и другие вещи, которые доказны в Сунне, или на которые указывают реальные события. Было сообщено, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешил одному из сподвижников навестить жену во время одного из военных походов - кажется, это было при битве у рва – так как он был молодым человеком, который недавно женился. Когда он добрался до своего дома, он увидел, что жена стоит у двери, и это ему не понравилось. Она сказала ему: «Заходи в дом», он вошел и обнаружил змею, которая лежала, свернувщись на постели. У него было копье, которым он начал пронзать ее, пока она не умерла, и в то же мгновение, как змея умерла, умер и мужчина. И не было известно, кто из них умер первым, змея или человек. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал об этом, он запретил убийство безвредных видов змей, которые находятся в домах, кроме куцых или с двумя белыми полосками.

    Это означает, что джинны могут атаковать людей, и что они могут причинить им вред, как известно из реальных событий. Есть множество рассказов, которые показывают, что человек может придти в безлюдную местность, и в него может быть брошен камень, но он не видит никого, или он может слышать голоса или шорох, как шелест деревьев, и другие вещи, что может заставить его бояться. Джинн может также войти в тело человека, либо из-за любви, либо с намерением причинить ему вред, или по другой причине. Это указано в аяте (перевод смысла): «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением.” (Коран 2:275).

    В таких случаях, джинн может говорить изнутри этого человека в адрес того, кто читает над ним аяты из Корана; чтец может взять обещание от джинна никогда не возвращаться, и другое, о котором есть очень много рассказов, которые широко распространены среди людей.

    Защита, которая позволит предотвратить зло джиннов - это читать то, что передано в Сунне, так как это обеспечит эффективную защиту, такие как Аят аль-Курси, потому что, если человек читает Аят аль-Курси ночью, он будет под защитой Аллаха, и шайтан не приблизится к нему до утра. И Аллах - Защитник. (Маджму’ Фатава Шейх Ибн Усаймин, 1/287-288)

    В сунне упоминаются азкары , с помощью которого можно получить защиту от шайтанов (черти). К ним относятся:

    1 - Поиск убежища у Аллаха от джиннов :

    Аллах говорит (перевод смысла): «А если тебя коснется наваждение от сатаны, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий» . (Коран 41:36).

    «А если сатана станет наущать тебе, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий» . (Коран 7:200).

    Было передано от Сулеймана ибн Сарда, что двое мужчин оскорбляли друг друга в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха), пока лицо одного из них стало красным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    Я знаю слово,если сказать его то уйдет его злость: «А’узу билляхи мин аш-шайтани-рраджим. (Я ищу убежища у Аллаха от проклятого шайтана). (Хадис передали аль-Бухари, 3108 и Муслим 2610)

    2 - Чтение аль-Муаввизатайн (последние две суры из Корана: «аль-Фалакъ» и«ан-Нас» ).

    Было передано, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), прибегал к защите от джиннов и сглаза до того как были ниспосланы Муаввизатайн. После их ниспослания, он стал читать их и оставил все остальное». (Хадис передал ат-Тирмизи, который назвал его хасан гариб . Также этот хадис передали ан-Насаи 5494, Ибн-Маджа 3511. Шайх аль-Албани, да помилует его Аллах, назвал этот хадис достоверным в Сахих аль-Джами’ 4905)

    3 - Чтение Айат аль-Курси.

    Было передано, что Абу Хурайра сказал:

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поставил меня охранятьзакят аль-фитр . Кто-то пришел и начал хватать пищу. Я взял его и сказал: «Я отведу тебя к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Он сказал: «Я научу тебя словам, с помощью которых Аллах принесет тебе пользу». Я сказал: «Что это за слова?» Он сказал: «Когда ты идешь ложится спать, то читай этот аят: Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле… [аль-Бакара, 2:255] - пока он не завершил аят. - Тогда Аллах назначит тебе охранника и шайтан не приблизится к тебе до самого утра». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: «Что делал твой пленник вчера вечером?» Я сказал: «О посланник Аллаха, он научил меня кое-чему, и утверждал, что Аллах принесет мне пользу из-за этого». Он сказал: «Что это было?» Я сказал: «Он научил меня читать Аят аль-Курси, когда я ложусь спать, и сказал, что шайтан не приблизится ко мне до утра, и что Аллах назначит мне стражника». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он сказал тебе правду, хотя он лжец. Это был шайтан». (Хадис передал аль-Бухари, 3101)

    4 - Чтение суры аль-Бакара

    Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не делайте из ваших домов могилы, шайтан убегает из дома, в котором читается сура аль-Бакара». (хадис передал Муслим, 780).

    5 - Последние аяты суры аль-Бакара

    Передается, что Абу Масуд аль-Ансари сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто читает последние два аята из суры аль-Бакара ночью, это достаточно ему». (Хадис передали аль-Бухари, 4723 и Муслим 807)

    Передается от аль-Башир ибн Ну’ман (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах написал книгу две тысячи лет, прежде чем Он создал небо и землю, и ниспослал из нее два аята из суры аль-Бакара . Если читать их в доме три ночи, то шайтан не сможет остаться в этом доме». (Хадис передал ат-Тирмизи, аль-Албани назвал его достоверным в Сахих аль-Джами’, 1799)

    6 - Чтение сто раз : Ля иляха илля-ллоху вахьдаху ля шарика ляху, ляхуль мульку ва ляхуль хьамду, ва хува ‘аля кулли шайин къадир.

    Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто говорит: «Ля иляха илля-ллоху вахьдаху ля шарика ляху, ляхуль мульку ва ляхуль хьамду, ва хува ‘аля кулли шайин къадир « сто раз в день, получит награду, которая равняется освобождению десяти рабов, ему будут записаны сто добрых дел и стерты сто плохих поступков, это будет для него защитой от шайтана на этот день, до наступления вечера. Никто не сможет добиться чего-либо лучшего, чем он, кроме того, кто сделает больше него». (Хадис передали аль-Бухари, 31119 и Муслим 2691)

    7 - Частые поминания Аллаха (зикр )

    Передается от аль-Харис аль-Ашари, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах повелел Яхья ибн Закарийа (мир ему и благословение) пять вещей, чтобы делать их самому, и повелевать это сынам израилевым… он приказал им поминать Аллаха, потому что тот, кто поминает, подобен человеку, который сбежал от врагов и спрятался в крепости, в которой он нашел защиту; также человек не сможет найти защиты от шайтана, кроме как поминанием Аллаха…». (Хадис передал ат-Тирмизи. Шейх аль-Албани назвал его достоверным в Сахих аль-Джами’ 1724)

    8 - Азан

    Передается, что Сухайл ибн Аби Салих сказал: «Мой отец послал меня к бану Хьариса, со мной был наш раб или наш товарищ. И кто-то позвал его из сада по имени, он посмотрел в сад и ничего не увидел. Я рассказал об этом отцу, и он сказал: «Если бы я знал, что это произойдет с тобой, я бы не послал тебя. Но если ты услышиш голос, то сделай призыв к молитве, ибо я слышал Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах), который рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда шайтан слышит призыв к молитве, он быстро убегает испуская зловония.» (Хадис передал Муслим, 389).

    9 - Чтение Корана обеспечивает защиту от шайтана

    Аллах говорит (перевод смысла): “Когда ты прочел Коран, Мы воздвигли между тобой и теми, кто не верит в Последнюю жизнь, невидимую завесу.” (Коран 17:45).

    И Аллах знает лучше.

    Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

    Шайтан в разное время всегда действует теми методами, которые соответствуют культуре, цивилизации и прогрессу того общества, в котором он совершает свои гнусные деяния.

    Поэтому несмотря на то, что шайтан пользуется разными методами, он всегда преследует единую цель - совратить человека с Пути истины, заставить его оступиться и свернуть с божественного пути. В таких условиях единственным путем спасения является богобоязненность и благочестие. В Священном Коране говорится: «Те, которые богобоязненны, когда им предстанет наваждение от шайтана вспоминают (Бога: Его вознаграждения и наказания) , и вот, - они видят », (Коран 7:201).

    У шайтана есть средства борьбы с человеком. Одним из таких средств является гнев. Вызывая в человеке чувство гнева шайтан легко достигает своих целей, и даже может совратить человека от Истины, потому что разгневанный человек готов пойти на любой аморальный поступок. Сам шайтан говорит: гнев служит моим средством охоты; посредством гнева я загоняю в ловушку хороших и набожных людей, удаляя тем самым от них рай и приближая ад.

    Посланник Аллаха его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) проходил как-то мимо собрания людей, которые с изумлением смотрели как сильный и крепкого телосложения мужчина поднимает огромные и тяжелые камни, которые люди называют гирями богатырей. Посланник Аллаха спросил: "Для чего собрались люди?" Люди сказали, что собрались, чтобы посмотреть на силу богатыря. Его светлость молвил: "Поведать ли вам, кто сильнее этого мужчины? А сильнее его тот, кто способен удержать себя в руках, если его кто-то оскорбит; кто способен удержать свой необузданный нафс жаждущий мести и одержать верх над шайтаном своего нафса и шайтаном оскорбляющим". Его светлость Имам Али (мир ему!) в этой связи повелевает: "Самым смелым является тот из вас, кто побеждает над своими плотскими влечениями".

    В этой связи Посланник Аллаха сказал: "Гнев от шайтана, шайтан сотворен из огня, огонь же можно потушить водой, следовательно, всякий раз, когда кто-то из вас разгневался ему следует взять вуду, чтобы потушить пламя своего гнева". В другом хадисе со слов Посланника Аллаха говорится: "Посоветовать ли вам дело, выполнив которое шайтан удалится от вас на расстояние, каким является расстояние между Западом и Востоком". Сказали: да о Посланник Аллаха! Его светлость сказал: "Пост покрывает тьмой облик шайтана, а садака (пожертвование) ломает спину шайтана; дружба во имя Аллаха и оказание помощи и содействия в правильных деяниях разрезают спину шайтана; мольбы к Всевышнему с просьбой о прощение грехов разрезают сердце шайтана". Некоторые праведные деяния человека настолько огорчают шайтана, что заставляют его стонать.

    Давайте послушаем один рассказ. Однажды шайтан стоял рядом с Заповедной Мечетью. Посланник Аллаха в это время совершал таваф вокруг Каабы. Когда его светлость закончил совершать ритуальное хождения вокруг Дома Бога он увидел шайтана бледным и ослабшим, который стоял на своем месте. Посланник Аллаха сказал: "Эй проклятый! Что происходит, что ты становишься таким слабым и немощным?" Шайтан сказал: Меня до такого состояния довела твоя умма. Посланник Аллаха молвил, что такого сделала с тобой моя умма? Шайтан ответил: О, Посланник Аллаха! Есть у твоей уммы несколько благих характеристик и качеств и сколько бы я ни старался лишить твоих последователей этих качеств, у меня не получается.

    Пророк спросил: Какие качества моей уммы тебя огорчают. Шайтан сказал, во-первых, всякий раз когда они встречаются, они встречают друг друга словами приветствия и словом "салям", слово "салям" - это одно из имен Аллаха, а всякого, кто поприветствует брата своего словом "салям" Всевышний и Всемогущий Господь освободит от бед и несчастий; а всякий, кто ответит на приветствие, на того распространит свою милость и милосердие Всевышний; во-вторых, всякий раз, когда твои последователи встречаются друг с другом, они пожимают друг другу руки и у этого деяния есть несколько савабов (вознаграждений) от Бога, одним из которых является то, что после рукопожатия прежде чем они отдернут руку, Бог прощает обоих; третье их качества в том, что всякое дело они начинают поминанием имени Бога и когда садятся за стол говорят "бисмилла" (Во имя Бога!).

    Таким образом, они лишают меня возможности вкусить той пищи и сесть сними за один стол; в-четвертых, всякий раз когда они хотят сделать что-либо, они сразу же говорят "инша Аллах" (если того пожелает Аллах), и они довольны волей и тем уделом, который определил для них Аллах. Таким образом я не могу разрушить их планы и их деяния и таким образом они сводят на нет все мои усилия; в-пятых, я с утра и до вечера пытаюсь посредством наущения подтолкнуть их к совершению греха, а они ночью обращаются с молитвами к Богу о прощении, и Бог прощает их грехи.

    Таким образом, мои усилия сделать их униженными, презренными и грешными сводятся на нет; 6-е качество, которое является самым важным из всех перечисленных, заключается в том, что, когда они слышат твое имя, они громким голосом ниспосылают тебе приветствие и благословение от Бога и говорят: اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد (О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада!) , а я знаю сколь великое воздействие это оказывает, когда человек преодолевает путь рабства Господнего и насколько это действует на приближение к Аллаху. А я не могу смотреть на все эти вознаграждения, которые Бог дарует людям. И наконец, последнее, когда они видят непорочных членов твоей семьи, они проявляют к ним любовь и уважение, и это то самое вознаграждение за посланническую миссию, о которой говорит всевышний в 23 аяте суры "Аш-Шура" (Совет) и это является наилучшим из деяний.

    После этого Посланник Аллаха его светлость мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) повернулся к своим последователям и сказал: "Всякий, кто будет иметь хотя бы одно из этих качеств, он - из числа обитателей рая".



    Поделиться