Какие предметы нужны для поступления в театральный. Формирование окончательного решения. Насколько возможно получить образование на бесплатной основе

Практика всех приемных комиссий во всех театральных ВУЗах России и мира всех времен показывает одну и ту же общую печальную тенденцию: едва ли не большинство абитуриентов не понимают, куда они идут учиться, чем именно будут заниматься и зачем им это нужно. Особенно это касается девушек 16–30 лет, которые и составляют основной поток желающих учиться на актерском факультете. Если вы действительно хотите поступить в театральный ВУЗ в Москве, давайте начнем с трезвой оценки ваших способностей и перспектив.

Задайте себе вопрос, хорошо ли вы понимаете, куда идете? Что, в сущности, вы знаете о закулисной стороне театра, и чем вызвано ваше желание связать с ним свою жизнь? Если ответы на эти вопросы неоднозначны для вас, может быть, стоит еще раз все обдумать?

  • Бывали ли вы в театре по ту сторону кулис?
  • Присутствовали ли вы хоть раз на репетиции спектакля?
  • Принимали ли вы участие хотя бы в одной серьезной постановке?
  • Хорошо ли вы представляете себе, что вообще делает актер, когда не играет на сцене, т. е. 90% рабочего времени?

Если среди ответов превалирует слово «нет», то вы делаете шаг в неизвестность. Этот шаг может дорого вам обойтись (подготовка к поступлению в театральный ВУЗ, само поступление, стоимость учебы и т. д.), отнять уйму времени и так и не принести никаких результатов. Помимо того, что на одно место на актерском факультете среднего столичного ВУЗа претендуют 200–300 человек, никто не даст гарантии, что по окончании вы станете артистом. Все зависит от того, насколько вы больны театром, актерской профессией и что готовы положить на этот алтарь искусства.

Критерии отбора на актерский факультет

Существуют общие нормативные требования для поступающих в ВУЗ, такие как минимальное образование, гражданство, иногда – возраст и т. д. Мы не будем подробно их рассматривать, вместо этого поговорим о том, на что же обращает внимание приемная комиссия.

  • Внешность. Это не решающий, но очень важный показатель. Актер должен обладать яркой фактурной внешностью, изюминкой, которая делает его выражение лица или мимику запоминающимися. Немалое значение придают фигуре: обычно девушек просят прийти на прослушивание в юбке средней длины и на каблуках.
  • Пластика и ритмичность. Тело – главный инструмент актера, и несмотря на то, что на курсе актерского мастерства учат им пользоваться, владение телом приветствуется уже на этапе сдачи вступительного экзамена. О чувстве ритма можно даже не упоминать, актер без него – не актер.
  • Голос и речь. Дефекты речи, неприятный тембр, слабый голос – все это может быть расценено как профессиональная непригодность абитуриента. Пусть даже дефекты исправимы, и голос вполне может раскрыться благодаря несложным занятиям, педагог по сценической речи не логопед, и времени на постановку звуков отдельным студентам у него не будет.
  • Выразительность. Это собирательный термин, под которым мы будем подразумевать все актерские профессиональные качества сразу. Умение транслировать видения, заражать зрителя своими эмоциями, притягивать и удерживать внимание, и прочее. Оценивается по творческому экзамену (этюд, монолог, отрывок из прозы, басня, стихотворение).

Подготовка к поступлению

Чтобы поступить в театральный институт, нужно готовиться (помимо ЕГЭ) по двум направлениям: творческий экзамен и собеседование (коллоквиум). Творческий экзамен включает в себя:

  • чтение – обычно это монолог, стихотворение, басня и отрывок из прозы;
  • актерское мастерство – этюд на свободную тему, самостоятельный или с участием нескольких человек;
  • танец и вокал – отдельно танцевальный и песенный номера.

Мастерство актера является приоритетным направлением творческого экзамена. Отрывки из литературных произведений, песня и танец также должны подаваться в актерском ключе. Экзаменационная комиссия будет оценивать не столько вашу дикцию, пластику и вокальные данные, сколько игровую подачу произведений.

Коллоквиум – это собеседование, на котором абитуриенту задают вопросы по истории театра, теории актерского мастерства, искусствоведенью, а также знакомятся с ним. Это нечто среднее между устным экзаменом на эрудицию, знание предмета и собеседованием при приеме на работу. Педагоги непременно спросят о причинах выбора именно актерской профессии, о целях, которые вы преследуете, поступая на курс, о прошлом театральном опыте и т. д.

Никогда не говорите экзаменаторам о том, что занимались в театральных студиях, участвовали в самодеятельности и т. п. Педагоги боятся штампов, как огня, а родом все штампы, по их мнению, именно из непрофессионального театра.

В рамках общеобразовательной программы, чтобы поступить в театральный, нужно сдавать русский язык и литературу в обязательном порядке. Без этих предметов в оценочном листе ЕГЭ ваши документы не будут приняты в выбранном ВУЗе.

Экзамен проходит в три тура. На каждом туре экзаменационная комиссия прослушивает (или просматривает) часть подготовленной вами программы. В каком порядке это будет происходить, зависит от ВУЗа. На каждом туре происходит отсев определенной части абитуриентов, конкуренция становится жестче, требования – строже. Ожидать следует огромной очереди, сумасшедшего потока людей, измученной комиссии и строго отведенного времени, в которое вам придется вместить лучшие моменты своей творческой программы.

Выбирайте материал так, чтобы не тянуть время. Слишком длинные предисловия и вступительные речи могут привести к тому, что вас попросту остановят.

Не обращайте внимания на реакцию, которую вызывает ваше выступление (а скорее всего, оно не вызовет вообще никакой реакции). Ждите от комиссии неожиданностей. Если ваше выступление заинтересует кого-либо из экзаменаторов, он может подкинуть вам произвольное упражнение на импровизацию. Например, обстоятельства для этюда. Здесь главное не растеряться, не спасовать, а моментально включиться в предлагаемый этюд и существовать в нем до тех пор, пока вас не остановят.

В какой ВУЗ в Москве легче поступить

В любой театральный ВУЗ Москвы поступить очень трудно из-за крайне высокой численности абитуриентов. Объективно больше всего шансов там, где меньше всего претендентов на место, а эти показатели варьируются год от года. Самое лучшее, что можно сделать – подать документы сразу в несколько театральных ВУЗов, тем самым серьезно увеличив шансы пройти конкурс в каком-нибудь одном. В условиях столь жесткой конкуренции, скорее, учебные заведения выбирают себе студентов, чем студенты – места учебы. Подойдите к подготовке со всей ответственностью: в конечном счете, ваш успех на 90% будет зависеть от того, как вы подадите себя во время творческого экзамена и как выдержите коллоквиум.

Для поступления в театральный нужно:
Знать,что поступив, ты не становишься автоматически артистом и звездой!
А так же
1.Хотеть поступить
2.Знать на что идешь и обрекаешь себя.
3.Беззаветно любить это дело и не представлять себя ни в чем другом.
4.Прочитать внимательно все требования и правила на сайтах ВУЗов,куда собираешься поступать
5.Пробовать нужно сразу во все институты.
6.Готовить программу за год до поступления.
7.Позаниматься на курсах института или с педагогом,который поможет правильно подобрать программу
8.Узнать зараннее про все туры и экзамены
9.Не париться по поводу ЕГЭ.Достаточно проходного балла.Там набираешь баллы за счет вступительных экзаменов.
Сил, здоровья и настойчивости понадобится очень много.

В 2011г. по результатам поступления:

в ЩЕПКЕ- минимальный балл 330 (за 3 вступительных+ ЕГЭ)
в ЩУКЕ - мин балл 430 (4 вступ + ЕГЭ)
в ГИТИСе- мин балл 386 (3 вступ. + ЕГЭ)

МИНИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ ЕГЭ 2011
ГИТИС

РУССКИЙ 36 баллов
Литература 29 баллов
В других так же. Плюс три-пять баллов,но не выше 41)))))))

ВОПРОС ПО ПОВОДУ УСПЕХОВ МОЕЙ ДОЧЕРИ АЛИСЫ

Поступила во ВГИК и ГИТИС, учится в ГИТИСе- мастерская Морозова. Бюджет.

Часто спрашивают,как понять твой ВУЗ или нет . Моё мнение такое.
Ну просчитать в принципе можно. Нужно посмотреть спектакли МХАТА и понять,хочешь ли ты в них играть.Да? Поступай во МХАТ.Посмотреть Вахтанговские(Щука). Гитис своего театра не имеет,поэтому смотреть нужно спектакли Мастера,который набирает. ВГИК упирается в работу перед камерой,поэтому после него трудно устроиться в театр. Конечно,это не универсальный совет,но можно хотя бы почувствовать твое-не твое.

И мой вопрос к жаждущим поступить.

Готовы вы учиться с таким расписанием на каждый день(включая субботу)???

Это расписание одного дня 1 курса
9.30 - 11.00 Зарубежная литература
11.05 - 12.35 Зарубежный театр
13.05 - 14.30 Мастерство
14.35 - 16.00 Мастерство
16.05 - 17.30 Мастерство
17.35 - 19.00 Мастерство
19.05 - 20.30 Мастерство
20.35 - 22.00 Мастерство

Многие еще спрашивали,успеют ли подрабатывать где-нибудь.)))))))))

Готовы ли по полгода носить стулья,изображать предметы и действия.Учиться кувыркаться и стоять на ушах?
Самое сложное-этюды.Придумывать сюжеты,показывать.Учитесь уже сейчас. Обстоятельства,цель,событие(мешает достигнуть цели) и разрешение ситуации.

о поступлении
1. статья педагога Фильштинского

Прежде, чем решиться выбрать себе профессию, связанную с театром, кино, изобразительным искусством, хореографией и т.д., сто раз подумайте, для чего вам это надо.
Конкурс в театральные ВУЗы составляет более 200 человек на место.

Если вы считаете, что у вас все-таки есть о чем сказать со сцены, то теперь трезво взгляните на самого себя.

Что вы умеете делать на настоящий момент?
Вы хоть раз выходили на сцену не перед своими родственниками?
Вы хоть раз ставили спектакль?
Вы хоть раз заходили на съемочную или репетиционную площадку?
Вы представляет себе практически, чем вам предстоит заниматься?
Если да, то идем дальше.

Выбор театрального ВУЗа:
Не занимайтесь ерундой. Определитесь только с городом (Москва, Питер или другие). Поступать надо сразу во все театральные ВУЗы данного города. Почему? Потому что, во-первых, не вы выбираете ВУЗ, а вас выбирают, во-вторых, шансы, что где- то вам удастся пройти все три тура резко возрастают.

Однако, конечно и обязательно, вам необходимо узнать все о театральных институтах города. Кто набирает курс (это очень важно), что за человек, что сделал, что ему нравится и не нравится, что такое "школа" данного ВУЗа (Щепкинское училище кардинально отличается от Щукинского и МХАТовского ). Чтобы попытаться понять "Школу" - просмотрите как можно больше спектаклей в театре-шефе. Заранее посетите кафедру, познакомьтесь с педагогами, спросите их рекомендации, попросите разъяснить их аспекты условий приема (за спрос денег не берут, а вас, может быть, запомнят). Главное - без наглости.

Для того чтобы иметь право подать документы для экзаменов, практически во всех театральных институтах вам необходимо пройти сначала творческий конкурс, то есть прослушивание. Без этого у вас документы не возьмут. Это естественно, иначе учебная часть потонула бы в аттестатах и справках сотен абитуриентов. Что такое прослушивание? Оно обычно проводится в три тура. У каждого ВУЗа свои критерии для туров, их не лишне узнать.

Часть 1 - Прослушивание. Что это?
Часть 2 - Программа. Какая она должа быть?
Часть 3 - Технические подробности. Одежда, макияж.
Часть 4 - Практические советы для подготовки и поступления.

ЧАСТЬ 1 - ПРОСЛУШИВАНИЕ

Первый вопрос, который задает человек, ни с того ни с сего собравшийся поступать "в театральный " есть следующий:
" ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ И ЧТО ТАМ СО МНОЙ БУДУТ ДЕЛАТЬ?"
Отвечаем:

Прослушивание это такое занятное мероприятие, на котором вы должны прочитать НАИЗУСТЬ стихи, басню и прозаический отрывок перед представителями театрального института, которые, на основании этого, будут оценивать степень вашего таланта.
Прослушивания состоят из
-отборочной консультации" - считайте тур, в некоторых вузах заменяется 1 туром.
- 1 тур
- 2 тур
- 3 тур.
- конкурс

С каждой ступенькой абитуриентов становится все меньше, а конкрус и давка локтями все больше. Задания на турах тоже разнятся от вуза к вузу. В некоторых, например, на втором туре проверяют пластику и вокал, и не зщаставляют уже читать программу, в других это происходит на третьем туре с обязательной читкой программы, в третьих это вообще проверяют между делом и особенно не зацикливаются. Что не отменяет вашей обязанности быть готовыми в любой момент к любому испытанию.

Как это происходит?
(волокита нетворческая)

О дате начала прослушиваний или отборочных консультаций вы узнаете, позвонив в приемную комиссию вуза (см. наш справочник). В назначенный день вы с утреца приходите в институт. Обычно первые туры проходят в порядке живой очереди.
Сами понимаете, толпа желающих поступить - невообразима. Очередь будет большая, так что расчитывайте, что проведете в институте целый день. Для организации дикой толпы жаждущих, приемные комиссии обычно используют такую форму, как составление списка очереди. Это может быть- простой список
- ваша личная запись-анкета.
Задав громкий вопрос в толпу абитуры: "Где здесь записываются?" - вы получите ответ, куда и к кому вам направить свои стопы. Обычно все бумажки вы можете получить у студентов того же вуза, которые помогают в работе приемной комиссии, они же вас будут вызывать на прослушивание. Либо те же бумажки и списки составляются прямо на кафедре или комнате приемной комиссии.
Записались - можете расслабиться часа на два и пообщаться с будущими конкурентами. Но далеко не убегайте, потому что периодически будет появляться студент и выкликать 10 или 5 имен, которые пойдут сейчас прослушиваться.Наконец, вызывают вас. Идите, куда поведут, старайтесь успокоить свои нервы и восстановить внезапно сбившееся дыхание. Помните - во всяком случае вы точно уйдете отсюда живыми.:)) Вас и еще 9 испуганных товарищей ведут в какую-нибудь комнату, сажают на стулья и начинают вызывать по одному. Прослушивать вас может как и будущий мастер курса, так и (на первых турах) другие педагоги этого курса. Обычно перед тем, как слушать вашу программу, педагог или мастер задаст вам несколько вопросов: как вас зовут, что будете читать, сколько вам лет, чем вы занимались раньше.

ВНИМАНИЕ №1 От того, как вы представитесь, уже зависит первое впечатление о вас. Старайтесь говорить уверенно, внятно, не выказывая того ужаса, в который вас повергает один вид этой комнаты и сидящей комиссии.:)) Т.е., как говорят в театре, "не умирайте".

ВНИМАНИЕ № 2 Никогда не признавайтесь в том, что вы занимались в театральной студии или с каким-нибудь педагогом (если этот факт присутствует в вашей биографии). Объяснить почему это так - невозможно.
Поэтому примите за аксиому: ВЫ НИГДЕ НИКОГДА НИ С КЕМ РАНЬШЕ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ. Ну, можете соврать что-нибудь про школьный КВН в 7 классе:)) . Далее вы начинаете читать свою программу. О составлении программы мы поговорим ниже. Вы видите, что товарищи в комиссии что-то пишут, смотрят в потолок, иногда даже смотрят на вас. Не обращайте внимания. Для них прослушивание - не дикий стресс, как для вас, а рутинная надоевшая до смерти работа. О вашей успешности или неуспешности их реакция ровным счетом ничего не говорит. Вы отчитали, вам сказали спасибо. Вы садитесь, дослушиваете остальных и удаляетесь в коридор. Затем выходит студент или студентка и объявляет, кто прошел на следующий тур, а кто нет. Все. Как видите, ничего страшного:)). Предположим, вы прошли все три тура, далее идет конкурс - самое обидное мероприятие, где "летят щепки", т.е. последний отсев. Тут отбор самый строгий, а напряжение - самое высокое. Бывает, что комиссия заседает до 12 ночи.Далее идет сочинение и коллоквиум. Мероприятия уже гораздо менее значимые, но все-таки, постарайтесь не написать сочинение на 2 и имейте что сказать на коллоквиуме. Поясняем, коллоквиум - это мероприятие, на котором будут проверять вашу общую эрудицию, информированность в истории театра, знание того, что такое система Станиславского, Михаила Чехова, кто такой Мейерхольд и Таиров, общие знания литературы, драматургии в частности, и истории. В общем, такая вольная беседа... Ну уж не лопухнитесь:))

ЧАСТЬ 2 - ПРОГРАММА

Программа это СТИХИ, БАСНЯ, ПРОЗА, выученные наизусть. И не в одном экземпляре, а в нескольких. Ибо в любой момент вам могут сказать: "Прочтите что-нибудь еще" или "А другого чего-нибудь нет?" От того, как вы составите себе программу зависит то, что о вас подумают на прослушивании.

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

1) "Трагедийность" и "распереживаемость". Абитуриенты, особенно девушки, часто очень неадекватно оценивают свои внешние и внутренние психологические данные. Их очень часто тянет в трагедию и они считают, что трагический, эмоциональный отрывок в их исполнении и есть НАСТОЯЩАЯ демонстрация их таланта. И начинается. Выходит такая тихая-тихая девушка, с перепуганными детскими глазами, скромная и застенчивая и вдруг объявляет: Цветаева "Могила" :)) Начинается абсолютно замогильный текст про могилу, прочитанный сбивающимся тоненьким голоском и нервно трясущимися руками. Честное слово, очень трудно удержаться от смеха.:)) Либо обратный вариант. Тоже выходит такая 16-летняя нимфетка в мини-юбке и сексапильными губами в яркой помаде и тоже объявляет Цветаеву. И начинается. С завывающими интонациями, упирая на все возможные прилагательные, закатывая глаза она изо всех сил изображает из себя трагическую актрису и выдавливает типа слезу. Тоже очень смешно выглядит:)), потому что рассуждать про разбитую любовь, порушенную жизнь и т.п. может только тот человек, который через это прошел или хотя бы рядом постоял. У 16-летних это выглядит настолько смешно, что словами не передать:)) (типа, мы с ним встречалиСЯ три дня, была великЫЯ лУбов, а потом он ушел к моей ПА-а-адру-у-уге...). Короче, вывод: берите тот текст, тот материал, который вы способны понять. Не почувствовать смутно и сумбурно, а именно понять каждое слово, каждую запятую. Пусть это будет не Цветаева, а Агния Барто, но главное, чтобы это было (стало) ваше. Чтобы чуждый текст автора стал вашими словами, а не наигрышем. Именно наигрыш, стремление "показаться" будут верным залогом того, что вас выгонят еще с 1 тура.
Автор этих строк лично был свидетелем следующего случая. Слушалась десятка на первом туре. Страсти кипели прям шекспировские. Кто-то не читал, а прям кричал, кто-то плакал и т.п.:)) Высокие, высокие отношения, в общем:))... И вышла девушка, не отличающаяся ни особенными внешними данными, ни чем-то таким харизматическим. Она просто села на стул и спокойным абсолютно голосом прочитала какой-то отрывочек из Чехова (грешна, не помню) про какой-то дом. Весь отрывок заключался в том, что там шло описание дома, который стоял в косой улочке, сам кособокенький и старенький... и т.д. ... Она просто рассказала нам про этот дом, и мы его мигом представили себе. Всё. Без страстей, без эмоций, без криков и воплей. Результат: девушка прошла на второй тур, и никто больше.
2) Короче, здраво оцените свое возможное театральное амплуа (типаж). Кто вы - романтический герой, характерный герой, комик, инженю и т.п. Понятно, что девушка с объемами 110-90-120 при росте 160 вряд ли сможет играть Джульетту. Поэтому НЕ НАДО учить ее монолог, если вы, конечно, не хотите насмешить комиссию. Может быть вам стоит выучить, например, Зощенко или Шукшина, проявив свой комический талант? Или что-нибудь из репертуара "возрастных железных дам" (типа Вассы Железновой), если у вас не комический талант, а более... характерный? Представьте себя на месте режиссера и подумайте, какую роль вы могли бы сыграть с вашими внешними данными? Если у вас многоплановый типаж - замечательно!! Учите несколько разноплановых отрывков и предъявляйте все.
3) Подготовка длиннющих отрывков на 2-3 страницы.
Не рассчитывайте на то, что вас будут слушать часами. Отрывок (особенно прозаический) должен емко, коротко и сразу докладывать о вас и ваших способностях. Не надо думать, что вот сейчас я прочту вступление, а минуты через три у меня пойдет тот самый надрывный кусок, где я и покажусь во всей красе. Вас могут просто не дослушать и прервать. Поэтому, выбирая отрывок выбирайте его сразу с того самого куска, который вы хотите прочесть. Не обязательно читать весь текст автора, вы можете его сократить, вырезать некоторые предложения, абзацы. Главное, чтобы логика не потерялась.Ваш отрывок должен иметь логическое начало - развитие - и какое-то завершение.
4) Напряженное желание выпендриться. Многие думают, что если они найдут отрывок, "который никто до них не читал", это произведет благоприятное впечатление на комиссию. И вот начинается чтение из Милорада Павича, поиск басен у Дениса Давыдова и проч.
Во-первых, не надо предполагать, что вас будут прослушивать малообразованные люди:)) Уж в том, что касается басен, басня Давыдова "Голова и ноги" не является для них открытием уж точно:)) И новинки литературы до них доходят с той же скоростью, если не ранее, чем до вас.

Выбор отрывка для себя должен производиться не по принципу оригинальности, а по принципу близости вам. Можно читать и Павича, если вы его понимаете и сумеете передать его художественные особенности. Можно читать псалмы Давидовы, если вы правильно освоили ритмику библейского стиха. Но если вам близок, например, Пушкин, зачем из пустого оригинальничания читать Борхеса?

ЧАСТЬ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ

На прослушивание лучше всего являться в неброской, "нормальной" повседневной одежде. Для девушек ОБЯЗАТЕЛЬНА ЮБКА. Подчеркиваю, не миниюбка до признаков пола, а нормальная юбка в пределах колен. Приготовьтесь к тому, что если вы пришли в макси, вас могут попросить поднять подол до колен и показать ноги. Сие не есть сексуальное домогательство, а элементарная проверка, не совсем ли кривые ли ноги у абитуриентки. Раздражает также чрезмерная сексуальность в одежде. Вы пришли не на кастинг "Мисс мира" или стрип-шоу. Вас просят показать не сиськи, пардон, а талант:) Для мужчин не рекомендуется приходить в прикиде Дэцла, скина, рокера. Вызывает антипатию. Джинсы (брюки), рубашка с галстуком или без, либо сдержанных расцветок свитер... Необшарпанно, чистенько, прилично. В общем, вы понимаете. Рекомендуется также быть выбритым, а не с месячной щетиной, только если вы не считаете, что растительность на вашем лице придает вам тот самый неповторимый стиль, который вы стремитесь продемонстировать. То же самое касается волос - не допускайте засаленных лохм:)) или голого затылка, выбритого в полосочку:)). Если длинные волосы и небритость действительно вам идет и стильно - ради бога. В крайнем случае, если вы понравитесь комиссии, вам посоветуют выбриться (или подстричься) к следующему туру.

Соизмеряйте стиль своей одежды с тем, что вы собираетесь читать.

Девушки, реально оцените ваш макияж. Если не понимаете о чем я, походите по вузам до начала прослушиваний и посмотрите на студенток. В большинстве своем у них очень скромный макияж, практически незаметный. Зато каждое лицо - оригинально. Не делайте так, чтобы тонны помады, туши и углем подведенные брови загораживали истинное ваше лицо, которое при умеренной косметике будет свежеее, оригинальнее.

Часто смотришь на абитуриенток, тусящихся во двориках театральных вузов, и понимаешь, что никого и запомнить-то невозможно, настолько их макияж стандартен: последний номер "Космополитена" в домашнем исполнении:)). Как в какой-то книге высмеивалось: "В двери вошла еще одна Мерилин Монро" ... Не уподобляйтесь:)).

ЧАСТЬ 4. КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ?

1. Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст не является тем, что нужно комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное:)) По актерской (профессиональной) примете на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. Это после всех репетиций, разборок и проч. 2 недели чистого времени существования в этом тексте для профессионала. А ведь вы еще не профессионал?

2. Готовиться лучше всего с репетитором, т.е. с человеком, который знает что это такое - театр. Лучше всего в качестве репетитора попытаться найти педагога театрального вуза. Просто потому, что они умеют объяснять, что требуется, ибо каждый день делают это со своими студентами. Стоимость таких занятий в Москве от 20 до 40 долларов за 2 часа. По отзывам тех, кто пользовался услугами репетиторов, частные уроки действительно дают очень много нового, доходящего до буквальных откровений.
Только помните: НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ НА КОМИССИИ, ЧТО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ где-либо или с кем-либо:))

3. Готовиться можно и на подготовительных курсах, которые обячно есть при каждом театральном вузе (во всяком случае в Москве). Обычно курсы длятся от месяца до трех, занятия один-два дня в неделю. Опять же по отзывам пробовавших, лучшие подготовительные курсы в Москве - это курсы при Щукинском училище. Они продолжаются 3 месяца, занятия идут по выходным, по две пары в день. Изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Последнего не встречается нигде в Москве, а кафедра истории театра в Щуке - самая сильная среди прочих вузов (ИМХО, конечно). Стоимость курсов около 3500 рублей (данные на 2003 год).
В школе-студии МХАТ курсы продолжаются месяц и стоят около 50 долларов.
На курсы надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда гораздо менее строгий, отсеивают уж совсем неподходящих товарищей.
Занятия на курсах идут в группе, поэтому уступают по качеству и насыщенности занятиям с частным педагогом. Хотя полезно совмещать педагога и курсы. На курсах вы имеете возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году (как говорится, на других посмотреть и себя показать), познакомиться с преподавателями конкретного училища и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.

4. Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Тут знанием школьной программы не обходится. Тут надо ее осмысление.:))
Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), почитать побольше по истории театра и литературы. Вы ж все-таки в творческий вуз поступаете, а не на машинный завод:)). Актер не может быть тупым и необразованным.

5. Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов. Тяжело, конечно. Но, в конце концов, статистика говорит, что самые большие наши звезды - жители как раз провинции. Обычно также они, достигнув зенита славы, все-таки признаются, что участвовали в самодеятельности или посещали театральную студию:)). Что касается моего личного мнения, представляется весьма сомнительным, что можно поступить в театральный вуз никогда не имея дела со сценой ранее. Возможно, педагоги театральных вузов в чем-то правы, опасаясь выпускников театральных самодеятельных студий... Ибо, конечно, велик шанс того, что вы там получите хороший штамп. Но ведь и вам дана голова на то, чтобы не штамповаться, а работать над собой. Ни один из нормальных руководителей театральных студий не терпит и не любит штампы. Ровно так же, как и маститые театральные деятели. По моим наблюдениям, наличие или отсутствие штампа зависит только от личности актера. Одни покупаются на первые аплодисменты, которые получают, прочитав стих на новогодней елке в 5 классе, - и вот продолжают и дальше читать так же, как и перед Дедом Морозом, типа - я уже умный, как играть знаю:)). Другие и награды на фестивалях и конкурсах не воспринимают как предел своих возможностей, а внимательно анализируют свои видеозаписи, читают, думают, шлифуют технику и речь.

6. О совсем самостоятельной работе (она же и самая главная). Помните, заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе. Т.е. у вас в голове должна идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими. Все-все тащите в "свою копилку" актерского опыта.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО РАЗБОРУ ТЕКСТА (ну очень некоторые:))
Приступая к разборке текста, возьмите в руки карандаш и подчеркните подлежащее и сказуемое. Это - главное, о чем говорится в предложении и что вы должны донести до зрителей.
- Выберите главные предложения (1-3) в целом отрывке. Это то, к чему вы должны стремиться, выстроить весь интонационный и ритмический рисунок отрывка.
- Помните, что интонационная точка (полная точка) может стоять у вас только в конце отрывка. Но никак не в середине и никак не после каждого предложения. В письменном виде очень трудно объяснить интонационное различие последней (большой) точки от точки промежуточной. Ну, скажем, до тех пор, пока вы не добрались до конца отрывка, точка в конце предложения произносится с меньшим понижением тона, чем в конце отрывка. Точка в конце отрывка напоминает камень, который вы бросаете в глубину озера. Точка в середине отрывка больше даже напоминает запятую, не должно чувствоваться смыслового окончания, а скорее должно даваться ощущение дольнейшего продолжения, как будто вы вместо точки видите там союз "и".
- В стихотворном тексте всегда идет повышение интонации и пауза в конце стиха (т.е. строчки, для тех, кто не знает). Помните, главное отличие стиха от прозы - его ритмичность (повторяемость сходных явлений через равные промежутки:))
Надеемся, что через какое-то время в нашей библиотеке появятся статьи по сценической речи. А пока на сем позвольте пожелать вам успехов на вступительных экзаменах и откланяться:))

Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

Они или есть, или их нет…

(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

Юрий Андреевич ответил:

«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.

Итак, допустим вы являетесь абитуриентом и колбы, мензурки, пробирки наряду с числами и логарифмами вас не прельщают. Что же вам делать и куда идти? О, наверняка вы слышали о творческих Вузах, знаменитых "Щепке" и СПБГАТИ.

Даже если вы не являетесь абитуриентом, а вполне уже состоявшийся взрослый человек, то не врите хотя бы себе, и честно признайтесь, что совсем не прочь променять быт и рутину на свои законные пятнадцать минут славы и аплодисменты публики, хоть раз.

Творческие направленности так или иначе прельщают всех, ведь только здесь можно быть космонавтом, химиком, писателем, шпионом с роковой красоткой, или же самой роковой красоткой по пять раз на дню, оставаясь при этом известным и любимым. У кого-то это проходит в детстве, после первого заваленного вступительного экзамена, кто-то останавливается на уровне своих компаний и корпоративных конкурсов на производстве, ну а кто-то идёт на всю жизнь туда, куда нормальному человеку и в голову не придёт, а именно - в искусство.

Как же проходит обучение в театральном ВУЗе? О, очень просто и непросто одновременно.


Для начала вы должны пройти вступительное испытание. Оно проходит в несколько этапов в завсимости от направленности, но всегда вы будете читать басню, стих, прозу на выбор или же всё подряд, а в перерыве будете общаться за жизнь с приёмной комиссией. Будьте готовы что про искусство вас вообще могут и не спросить и это будет нормальным.

То что вы увидите на абитуре, перед приёмной комиссией, а именно: заучивание роли, летающие люди, разыгрывание сценки и прочие стояния на головах в коридорах - одним словом всё вот это, никоим образом не должно вас удивлять и настораживать. Если же это произошло, то пиши пропало - вам тут делать нечего. Но не расстраивайтесь, вы будете не одиноки в этом, ведь по статистике из 30 поступивших в мастерскую (а обучиться режиссуре и актёрскому мастерству можно лишь только так) до вручения диплома дойдут лишь 10 человек, да и то в самом лучшем случае.

Происходит это по той самой причине, что многие из тех кто поступил, не до конца понимают что, талант который у них есть необходимо развивать.

Мастер, то есть человек имеющий опыт, передаёт его своим ученикам. Он может попросить придти в субботу и даже в воскресенье. И не на час и на два. А с утра до вечера у вас будут занятия с мастером, а потом ещё и без него. Разумеется не все выдерживают такой темп чисто физически. Попробуйте сами семь дней в неделю играть стул, то-то же!

Притом, следует понимать, что стандартных предметов типа истории с английским языком так же никто не отменял, но тут есть один нюанс - приоритет показа. По итогам каждого семестра, учащиеся должны вынести на суд общественности свои умения и показать их остальной кафедре; если что-то не вяжется с графиком репетиций, а учитель английского "не даёт творить", то весь курс может устроить ему бунт и дружно забить на посещение данного предмета. Как его сдавать, это уже другая проблема, а вот показ превыше всего. Справедливости ради следует сказать что стандартные педагоги понимают это и в большенстве своём не сильно докучают студентам; в крайнем случае можно договориться через мастера.

Как вы уже поняли курс называется мастерской, потому что его курирует мастер. Это очень важно и определяет дальнейшее становление молодого актёра/режиссёра, вот потому-то в статьях про известных людей на "Википедии" иногда написано кто был его мастером.

Само обучение за пять лет выглядит следующим образом:

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ****** ******* ****** ***** ***** ***** ** *** ****** ***** ***** ***** ***** *****

I курс

1 семестр - установочный . Студенты ставят этюды. Именно здесь играют стулья, носки, пельмени и прочие одуванчики. Тут задаётся основа основ. В дальнейшем она развивается или нет. Кто сразу понял, что это не его - уходит в инженеры-математики

2 семестр - цирк. Студенты учаться цирковому искусству. Короче, тот самый "Цирк со звёздами на Первом", только без звёзд и ОРТ. Жонгляж, клоунада, иллюзии, пародия на цирк. Вот это вот всё. Многие думали что будет легче, но не выдерживают мелькание теннесных мячиков и тоже уходят.

II курс

3 семестр - сказки. Каждый выбирает себе короткую сказку, а лучше отрывок из известных, и ставит. Это уже посеръёзней, но чтоб жизнь мёдом не казалась чтобы никто не расбежался и не ушёл делать в уголок по принципу "каждый своё", курс получает одну сказку на всех, которая будет общекурсовой и для которой необходимо также отвести время, которого как известно всегда нет.

4 семестр - рассказы. Тот же самый принцип что и со сказками, только людей на курсе меньше, а нагрузки больше. Единственное отличие, что не везде ставят общекурсовой рассказ, а драматургия всех и вся не должна быть слишком серьёзной.

III курс

5 семестр - мюзикл. Вкратце это выглядит как и предыдущая работа, только здесь ещё необходимо петь (или хотя бы попадать в ноты), разучивать клавиры и многое другое чтобы "попасть" в жанр. Если по какой-то причине вы ещё не покинули мастерскую, то это ваш последний шанс сделать это.

6 семестр - драматический отрывок. По сути - это тот же рассказ, но с большим упором на игру и драматическую состовляющую. Измены, убийства, самоубийства, бесцельно прожитые годы, предательства любимых и душа наизнанку, вот это вот всё. Все кто хотел - уже ушли, остальных, кто не справился, вынесут со сцены с обширным инфарктом и так.

IV курс

7 и 8 семестры - являются подготовкой к дипломному общекурсовому спектаклю, то есть к полноценному двухактному действу с антрактом в десять минут чтобы проветрить зал. В зависимости от мастерской и направленности обучения (режиссёрской, актрёрской, режиссёрско-продюссерской, режиссёрско-актёрской) можно сделать таких спектаклей от одного до нескольких. Понятно что за два семестра проделать такой трюк и не откинуть копыта утопия в чистом виде, поэтому на некоторых курсах это начинают делать уже с пятого-шестого семестра и продолжают иногда на пятом, в некоторых мастерских обычно сначала ставят рассказы, а потом сказки, везде по-разному, но точно неизменен первый курс. Точно и то, что дипломный общекурсовой спектакль - это допуск к сдаче своего диплома.

V курс Дипломный спектакль. Тут всё просто - каждый студент сдаёт свой дипломный спектакль, пишет по нему работу на ста листах и получает диплом. Или не получает; но чаще говоря всё таки получает, ибо тут остались уже лишь те, кто в теме.

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ****** ******* ****** ***** ***** ***** ***** ****** ***** ***** ***** ***** *****

Согласитесь отличие от решения логарифмов в том что тут результат неизвестен, но в этом и прелесть. Всё зависит от тебя. В искусстве дважды два это и пять и восемь и шестнадцать одновременно. А иногда и корень из минус первой степени.

Театр - это добровольная диктатура. Только в театральном ВУЗе могут учиться до 22:00, ректор может издать указ чтобы всех после этого гнали поганной метлой, а студенты не хотят уходить и сидять до 4 утра (кстати, реальный факт).

Вот так вот. А вы думаете что всё просто: вышел - сыграл, поставил.

В следующий раз я расскажу вам про это уже более детально, начну с того как сдают экзамен в театральном. Поверьте, такое не снилось и Шекспиру.

_____________
Подписаться на меня в



Поделиться