Краткое содержание свои люди. А. Н. Островский. Свои люди – сочтёмся

Олимпиада Самсонова, или просто Липочка – молодая девушка, дочь купца. Она сидит дома с книжкой и предается мечтаниям о том, каким будет ее жених. Липочка непременно хочет выйти за военного, ведь с таким мужем она сможет заниматься любимым занятием – танцами. Девушка вспоминает, что уже полтора года не танцевала, поэтому пускается в пляс, чтобы не потерять навык и не опозориться в будущем.

Пока Липочка вальсирует, в комнату заходит ее мать – Аграфена Кондратьевна. Она недовольна тем, что дочь еще даже не умывалась и ничего не поела. Липочка упрекает матушку в том, что все ее подруги уже давно вышли замуж, а она еще нет. Аграфена Кондратьевна, чтобы успокоить дочь, обещает Липочке подарить сережки, но девушка хочет браслет с изумрудами.

Появляется ключница Фоминишна, которая сообщает, что скоро к ним в дом придет важный гость. Самым долгожданным посетителем является сваха Устинья Наумовна. Липочка с мамой просят сваху, поскорее найти хорошего жениха. Причем Аграфена Кондратьевна хочет выдать дочь за купца, а Олимпиада готова выйти замуж только за человека благородных кровей.

В доме появляется еще один человек – стряпчий Сысой Псоич Рисположенский.

Увидев на столе водку, он спрашивает разрешения выпить одну стопочку. Приходит хозяин дома – Самсон Силыч Большов. Он рассказывает женщинам, что Рисположенский мог бы сейчас работать в суде, но его оттуда уволили. Сысой Псоич оправдывается, что однажды взял одно важное дело домой, чтобы хорошо его изучить, однако по дороге зашел в кабачок, хорошо выпил и оставил его там, а потом его за это и выгнали. Все над ним посмеиваются.

Женщины уходят, а Большов с Сысоем Псоичем начинают обсуждать финансовые дела купца. Большов хочет объявить себя банкротом. Рисположенский предлагает Самсону Силычу записать все имущество, дом и две лавки, на приказчика – Лазаря Елизарыча Подхалюзина.

Через некоторое время появляется и сам приказчик, который рассказывает, как легко можно обмануть покупателей. Лазарь дает Большову газету, из которой становится ясно, что никто не хочет отдавать свои долги, и поэтому столько людей объявляют себя банкротами. Большов договаривается с приказчиком обустроить это дело, после чего мужчины расходятся.

Подхалюзин находит мальчика Тишку и посылает его за рябиновкой. Он намерен споить Сысоя Псоича, чтобы решить одно свое дело. Лазарь влюблен в Липочку и мечтает о том, как они здорово заживут, если поженятся.

Приходит стряпчий, который жалуется, что его одолела бедность. В разгаре застолья Подхалюзин интересуется, сколько Большов пообещал выплатить за решение дела. Приказчик обещает заплатить Сысою Псоичу в два раза больше – две тысячи рублей.

После этого Подхалюзин общается со свахой – он сообщает ей, что знает купца, который влюблен в Олимпиаду Самсонову, но Устинья Наумовна говорит, что уже нашла Липочке жениха. Приказчик предлагает свахе не приводить в дом этого жениха и обещает ей за это две тысячи рублей и соболью шубу.

Домой возвращается Большов, Подхалюзин идет разговаривать с ним и постоянно повторяет, что краше Липочки никого в свете нет. Тогда Большов предлагает влюбленному Похалюзину отдать за него свою дочь.

В доме все готовы встретить жениха, Липочку нарядили, как принцессу, но приходит сваха и сообщает, что он не приедет. Тогда Самсон Силыч объявляет, что нашел достойного кандидата и представляет Липочке нового жениха – приказчика. Олимпиада не хочет выходить замуж за Подхолюзина, но после того, как остается с Лазарем наедине и он рассказывает о том, что ее отец банкрот и делится своими планами на будущее, девушка соглашается.

Липочка выходит замуж за приказчика, все счастливы, а Большов просит молодоженов не забывать про него с супругой и обеспечивать их до старости.

Проходит некоторое время. Липочка с Лазарем живут уже в своем богато обставленном доме, хорошо одеты и рассуждают о том, что нужно купить тысячную коляску, чтобы выезжать в свет. В гости к ним приходит сваха, которая требует у Подхолюзина шубу и деньги, но хозяин дома ее выгоняет.

Приходит Большов, он сидел в яме, говорит, что плохо себя чувствует, и что его могут посадить в тюрьму. Самсон Силыч сообщает Подхалюзину, что придется кредиторам заплатить по двадцать пять копеек за рубль, а не по десять, как он хотел. Подхолюзин говорит, что у него нет денег, Липочка объясняет папе, что не может жить в бедности. Большов уходит ни с чем,

Подхолюзин надевает старый сюртук и хочет отправиться к кредиторам, чтобы поговорить с ними. В это время в дом приходит Рисположенский, который также просит свою долю за сделку, но Лазарь говорит, что никаких обещаний не было, что он никому ничего не должен, и сообщает стряпчему, что они с Липочкой открывают магазин, где будут вести только честную торговлю.

  1. Главная мысль
  2. Краткое содержание
  3. Краткое содержание по действиям
  4. Вывод

Текст для читательского дневника

В пьесе идёт речь о купеческой семье, глава которой так жаден, что хочет скрыть свои богатства. Его капризная дочка выходит за того, на кого он переписывает их имущество. Молодые живут в роскоши, наплевав на родителей. Отца даже должны посадить в долговую яму. Однако обидней ему жестокость «своих» детей.

Главная мысль

Пьеса о жадности и эгоизме. Она учит тому, что воспитывая детей своим плохим примером, то же родители и получают.

Краткое содержание Островский Свои люди сочтемся

Начинается пьеса со скандала между матерью и дочкой. Девушка Липа требует, чтоб ей нашли жениха, ведь ей скучно. Зовут сваху, вот только задание у неё очень сложное: дочке подай жениха благородного, отцу – богатого, маме – обходительного. Стараясь всем угодить, она находит почти идеал, но вот только другой жених «своего» не уступит.

У семьи приказчиком Лазарь Подхалюзин. Он и сам обманывает покупателей, и работников учит. Ему нравится Липа, а ещё больше – красивая жизнь. И приказчик подкупает сваху, чтоб она отменила знакомство с кандидатом в мужья.

Лазарь сам становится женихом, хотя сначала Липа против – слишком уж он прост. Но, пользуясь доверием к нему её отца, играя на его жадности, Подхалюзин убеждает переписать на себя всё их имущество – скрыть богатство. Теперь уж Олимпиада соглашается, боясь нищеты, на «богатого» жениха.

На свадьбе родители просят не обижать их, ведь всё богатство теперь на зяте. Тот бросает фразу, давшую название пьесе. Однако через некоторое время Липа и Лазарь, наслаждаясь роскошью, отказывают родителям в копейке, отец даже в долговую яму должен попасть. Олимпиада смеётся над ними, не боится проклятий, считая, что ей недостаточно досталось от них богатства в юности. Лазарь всё же пробует кредиторов обмануть, надев худший сюртук.

Все герои оказываются жадными обманщиками, но только старшее поколение уже получило «награду» от подобных им детей, а детям, видимо, это только предстоит.

Читать краткое содержание Свои люди сочтемся Островского по действиям

Действие 1

Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.

Олимпиада предается воспоминаниям о бале, который проходил около полутора лет назад. Сейчас ее печалит тот факт, что она растеряла навыки прекрасного танца. И если бы ей пришлось танцевать сегодня, то вышло бы скверно. Она пытается выполнять разные танцевальные па, но ей это занятие не приносит удовольствия.

В следующем эпизоде Александр Островский показывает читателю еще одну героиню – матушку Липы, которую зовут Аграфена Кондратьевна. Матушка журит Липочку за ранние танцы и за то, что она маковой росинки с утра во рту не держала. В итоге этот разговор перерастает в ссору. Главный укор со стороны доченьки Липочки в том, что маманя до сих пор не подобрала ей подходящую партию.

Далее описана истерика Липочки, а главное, Олимпиада не успокоится до той поры, пока не сосватают ее за доброго молодца. Матушка не может смотреть на слезы дочери и приглашает сваху. Сваху зовут Устинья Наумовна. Она приходит шустро и выпивает с матерью Липы, попутно обсуждая разные события.

Устинья Наумовна сетует, что не представляется возможным подобрать Олимпиаде жениха из-за того, что все они не знают, чего хотят. И, самое главное, мать и отец Липы тоже не могут определиться, какого же молодца надо в мужья их единственной любимой доченьке.

Пока идут толки про жениха, приходит Сысой Псоич Рисположенский. Это мелкий служащий, которого некогда выгнали из суда за злоупотребление алкогольсодержащими напитками. В это же время приходит Большов и вместе с Сысоем Псоичем они обсуждают, как батюшке Липочки улучшить свое финансовое положение.

В итоге Большов принимает решение объявить себя банкротом. Но прежде, все свое имущество он думает оформить на своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Действие 2

Островский Александр Николаевич знакомит читателя с Подхалюзиным, который на этот момент всеми мыслями только об Олимпиаде Большовой. Он ее давно и безнадежно любит. Умом Подхалюзин понимает, что Липа имеет образование и требуется ей хороший женишок, «ровня». У Подхалюзина на этот момент времени есть некоторые сбережения. В итоге Подхалюзин принимает решение идти к Большову и свататься к его дочке.

Подхалюзин находится в хорошем расположении духа и даже отправляет своего слугу за настоечкой на рябине. Примерно в это же время Подхалюзина посещает Рисположенский, который рассказывает о Большове и его щедрой плате за услуги. Подхалюзин понимает, что наступил удобный случай и предлагает вдвое больше, со своей стороны.

После этого разговора появляется сваха Липочки – Устинья, которая ведет разговоры, что трудно найти сейчас невесте благородного жениха. Подхалюзин начинает сваху расспрашивать о том о сём, и в итоге она ему говорит, что выгодную партию для Липочки нашла-таки. Подхалюзин обещает свахе Устиньюшке определенную сумму денег, если она распространит сплетни о том, что купец нищий.

Затем Островский Александр Николаевич описывает эпизод в конторе. Подхалюзин исподволь намекает на женитьбу с Липочкой. Большов не допускает этой мысли. А Липа и Подхалюзин говорят о предстоящей помолвке и говорят о взаимной любви.

Действие 3

Снова Александр Островский переносит действие в дом Липы. Она в этот момент очень нарядна, весела и ждет суженого. Матушка умиляется дочерью. Отец же, наоборот, сдержан и мало эмоционален, как и положено истинному мужчине.

Появляется Устинья – сваха, и говорит о том, что жених медлит, никак сватать идти Липочку не решится. Женщины бурно эмоционируют. Большов принимает решение найти выгодную партию для дочки самостоятельно. Липочка уже собирается уходить к себе в девичью светелку, но отец говорит, что именно в этот момент и появится жених. В этот момент в дом входит Лазарь. Батюшка объявляет женихом Олимпиады Подхалюзина.

Все присутствующие в шоке. Липочка недовольна выбором отца. Она мечтала об образованном женихе. Подхалюзин же для нее – это неподходящая партия. Лазарь же видит, что произошло не совсем то, чего он хотел. Сам Большов непреклонен. Говорит, что своего мужского решения менять не станет. Он велит молодым сесть рядом и перемолвиться словом, а остальных приглашает к столу.

Жена и сваха высказывают Большову недовольство по поводу выбора жениха для Липочки. Он непреклонен в своем решении и менять ничего не будет.

Оставшись наедине с Липой, Лазарь решает выяснить, почему же он попал в ее немилость. Она же ссылается на его необразованность. Он, в свою очередь, признает свою бедность, но при этом подчеркивает, что богатому женишку понадобится богатое приданое невесты и батюшка ее через это может обанкротиться.

После этого разговора Лазарь демонстрирует Олимпиаде официальные бумаги, согласно которым он является хозяином всего «большовского добра». Липа начинает задумываться… Она в итоге решает, что выбор отца даже и «будто ничего».

Далее Липа наблюдает за его речью, понимает, что он не владеет французским. Этот факт ее по какой-то причине угнетает. Лазарь же, стоя на коленях умоляет осчастливить его. Ведь Липочка для него – это вся его жизнь, его счастие… Тогда Олимпиада просит Лазаря увезти ее куда-нибудь подальше из «этого ада».

В итоге молодые играют свадебку. Всем весело и хорошо…. Никто не задумывается о том, а что там, в недалеком будущем?

Действие 4

Островский Александр Николаевич переносит читателя в дом молодых Подхалюзиных. В этом доме все устроено по новому порядку. Лазарь восхищается ужасным произношением на французском свой возлюбленной. Она для него – идеал.

Появляется Устинья. Она приходит к Лазарю Подхалюзину за вознаграждением, но вместо обещанных денег и дорогой шубы, она получает копейки и рванье. Выходя из их дома, сваха кричит, что ославит молодых на всю деревню.

Вдруг Олимпиада в окошко видит отца. Он с маменькой входит в дом молодых и объясняет, что банкрот. Ни дочь, ни зять не хотят помочь родителям.... Из уважаемого человека Большов превратился в посмешище. Его на улицах сопровождают, он не свободен.

Большов взбешен поступком зятя и сожалеет о содеянном. Его тревожит мысль, что он собственными руками, как говорится, выкопал себе яму. Но, как известно, сделанного не вернешь.

Большов снова вынужден просить денег у дочери, а то его в острог посадят и в Сибирь сошлют. Она ему ничего не дает и тогда отец и мать желают молодым и впредь тешить дьявола. В конце своего посещения они проклинают дочку.

Лазарь Подхалюзин растерян после визита тестя и тещи. Он даже хочет ехать хлопотать за долги Большова. Но, в этот момент появляется Рисположенский за долгом. Ему отказано в деньгах, тогда этот человек хочет рассказать всем о документальных и денежных махинациях Лазаря. Лазарь же уверяет почтеннейшую публику, что ему можно верить.

Вывод по рассказу

Пьеса Островского Александра описывает обычную купеческую семью. Отец семейства, Большов, неимоверно скуп и жаден, поэтому хочет скрыть свое хорошее материальное состояние. Он имеет капризную и избалованную дочь по имени Олимпиада. ГОлава семейства настаивает на ее замужестве с Лазарем Подхалюзиным, потому что он стал владельцем его состояния. Молодая семья купается в роскоши, а отец в это время банкрот. Ему очень горько осознать, что собственная единственная дочь жестока и эгоистична.

Островский Александр Николаевич в пьесе «Свои люди - сочтемся» обличает эгоизм и жадность. Классик второй половины 19 века стремится показать читателю, что дети – это зеркало родителей. Поэтому важно обращать внимание, в первую очередь, на себя, когда мы имеем собственных детей. Приходит на ум известная поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая».

  • Краткое содержание Ступеньки Носова

    Маленький мальчик в детском садике обучился счёту, детей научили считать до десяти. И вот Петя радостный идёт из садика домой, его переполняет гордость, что он умеет считать

  • Краткое содержание Катаев Флаг

    В рассказе «Флаг» рассказывается о настоящих мужчинах, мужественных и отважных, которые верно и смело защищают форт во время Второй мировой войны.

  • Краткое содержание Пантелеев На ялике

    Солнечным июльским утром рассказчик ожидал переправы на ялике. Сидя у воды, он радовался погожему дню и старался не думать о бушевавшей неподалеку войне.

  • А.Н. Островский в свое время написал прекрасную пьесу комедийного жанра «Свои люди — сочтемся». Премьера постановки состоялась 3 декабря 1849 года. Среди первых зрителей присутствовали Николай Гоголь, Иван Гончаров. Критики оценили пьесу положительно. Автор получил признание среди классиков русской литературы и в богемных кругах именовался не иначе как гениальный писатель драматического жанра. Островский «Свои люди - сочтемся»: краткое содержание пьесы.

    Комедия Островского построена на взаимоотношениях между близкими родственниками и слугами, работающими при купеческом дворе.

    Обратите внимание! Все действие пьесы разворачивается в частном доме М. Погодина.

    Описание действующих лиц комедийной пьесы Островского «Свои люди - сочтемся»:

    1. Большов Самсон Силыч - знатный и очень богатый купец, который является главой семейства.
    2. Большова Аграфена Кондратьевна - купеческая жена, хозяйка дома, где разворачиваются все события.
    3. Устинья Наумовна - местная сваха.
    4. Подхалюзин Лазарь Елизарыч - выступает в роли приказчика.
    5. Фоминична - ключница.
    6. Большова Олимпиада Самсоновна - дочь купца, которая в произведении еще именуется, как Липочка;
    7. Тишка - мальчик, живущий неподалеку.
    8. Рисположенский Сысой Псоич — государственный служащий в чине стряпчего.

    Обратите внимание! Персонажи обладают определенным перечнем положительных и негативных черт характера.

    Главные герои

    О чем рассказывает комедия Островского, каков ее сюжет и структура. Пьеса состоит из четырех действий. Предлагаем краткий пересказ этого произведения.

    Действие первое

    Олимпиада, которая является купеческой дочерью, уже давно является девкой на выданье. Она сидит возле окна и пытается читать книгу, но все мысли улетают далеко от отцовского дома. Мечтает девушка о танцах и украдкой вспоминает, как еще полтора года тому назад кружилась на балу.

    За это время все танцевальные навыки были позабыты, и Липочка переживает, что без должной практики не сможет также умело танцевать вальс, как это было ранее. Пробует тренироваться самостоятельно, но без партнера все попытки не приносят желаемого результата.

    В комнату входит мать Олимпиады - Аграфена Кондратьевна. Купеческая жена видит, насколько сильно дочь увлечена мыслями о бальных танцах и укоряет ее за то, что та с самого утра думает о развлечениях. Липочка при этом также показывает характер и высказывает матери недовольство, что все барышни уже давно при мужьях, а они с отцом до сих пор не подобрали ей кавалера.

    Разговор приобретает резкие тона, и Аграфена Кондратьевна начинает повышать на Липочку голос, чтобы та прикусила язык и слушала мать. В доме разгорается ссора. Дочь не выдерживает натиска матери и падает ей в ноги со слезами. Олимпиада рыдает навзрыд, говоря, что не сможет успокоиться до тех пор, пока родители не приведут жениха, который станет ее законным мужем. Мать относится к дочери с состраданием и приказывает девушке успокоиться, так как скоро приедет местная сваха, которая должна помочь в решении данного вопроса.

    В комнату входит Устинья Наумовна, приезда которой уже заждались Аграфена Кондратьевна и Липочка. Купеческая жена со свахой присаживаются за обеденный стол и выпивают наливки, обсуждая события, произошедшие в Москве за последнее время. Сваха высказывает недовольство, что уж больно сложно найти Липочке достойного жениха. Аграфена Кондратьевна желает, чтобы будущий муж ее дочери был такой же знатный купец, живущий по старым канонам. Сама Липочка мечтает о женихе из благородного семейства. Самсон Силыч заинтересован исключительно в богатом зяте, чтобы поправить финансовое положение семьи.

    Приходит хозяин дома - купец Большов и стряпчий Сысой Рисположенский. Они рьяно обсуждают, как Самсону Силычу лучше всего решить свои материальные проблемы. Уж много долгов у него накопилось за многие годы торговли, а отвечать перед кредиторами все равно надо. Стряпчий рекомендует предварительно переоформить все имущество на кого-нибудь из близкого окружения и объявить себя неплатежеспособным, чтобы сберечь все нажитое, и при этом не платить по долгам. В качестве доверенного лица, на которого можно оформить имущество купец видит своего собственного приказчика и слугу - Подхалюзина Лазаря.

    Действие второе

    Подхалюзин узнал о планах купца Большова и всерьез размышляет о том, чтобы стать законным мужем Липочки, чтобы окончательно закрепиться в качестве собственника семейного имущества. Приказчик понимает, что девушке нужен совсем не такой жених, а супруг из знатного рода.

    У Подхалюзина же в противовес этому есть небольшой капитал, наличие которого вдохновляет его на то, чтобы просить у Самсона Силыча Большова руки Липочки.

    Подхалюзин подзывает своего прислужника Тишку, дает парню немного денег и отправляет за настойкой из плодов рябины. В тот же момент у него завязывается разговор со стряпчим, в ходе которого приказчик узнает, что за его услуги Большов заплатил ему тысячу рублей и в дополнение к этому подарил енотовую шубу. Подхалюзин обещает стряпчему оплату в два раза больше, если тот согласится оказать ему услугу.

    В комнате появляется Устинья Наумовна (сваха) и Фоминишна, которые обсуждают между собой, как же только сложно выдать Липочку замуж за желаемого жениха, ведь ей только благородного подавай. Сваха присаживается на стул, чтобы немного передохнуть. Подхалюзин услышал разговор и начинает приставать к Устинье Наумовне с вопросами, почему она так часто приходит в дом к Большовым. Сваха признается, что нашла одного молодого купца, который богат и возможно станет парой для Липочки. Приказчик уговаривает ее пустить слух о несостоятельности кавалера, а за это обещает отблагодарить двумя тысячами рублей и шубой из соболей.

    В конторе у купца Большова Подхалюзин пытается завести разговор о том, насколько же красива Олимпиада Самсоновна, что ей нет равных среди всех невест. Самсон Силыч улавливает суть мысли приказчика и намекает на женитьбу. Подхалюзин мнется и говорит, что куда ему с его то суконным рылом к такой барышне. Купец четко дает понять - только он решает, с кем будет его дочь. За кого скажет, за того и пойдет замуж. Происходит договор о помолвке и обмен обещаниями.

    Действие третье

    В комнате появляется Липочка, которая сильно раздражена и ждет приезда жениха. Ее мать и отец также находятся в приподнятом настроении. Аграфена Кондратьевна рассказывает, какая Олимпиада красавица и достойна только лучших женихов. Отец при этом находится в весьма спокойном состоянии.

    В процессе обсуждения последних событий и новостей, происходящих в России, Самсон Силыч объявляет, что нашел Липочке жениха. Это его приказчик - Лазарь Подхалюзин. Ключница, Аграфена Кондратьевна и сама Олимпиада возмущены и говорят, что отец позорит свою собственную дочь.

    Липочку и Лазаря оставляют наедине. Девушка не хочет выходить за слугу своего отца, упрекает его в невежестве, необразованности и в том, что он не из благородных кровей. В течение непродолжительного времени приказчик убеждает молодую невесту, что он богат, сможет ее обеспечить шелками, красивым домом, каретой и всем необходимым.

    Ему же взамен нужно только то, чтобы девушка была с ним и сделала его счастливым. После некоторых раздумий Олимпиада соглашается и просит ее увезти из родительского дома. Самсон Силыч с женой провожают молодых и просят только об одном, чтобы те не забывали о них, исправно платили кредиторам по долгам. Подхалюзин на эту просьбу отца отвечает - «Свои люди - сочтемся».

    Действие четвертое

    Лазарь и Олимпиада живут в отдельном доме. Все у них устроено по последней моде того времени. В гостиной стоит новая мебель, хозяйка ходит в шикарной шелковой кофточке и чепчике последней модели.

    К ним в гости приходит сваха, которая просит у Подхалюзина обещанный расчет за услуги, но тот вместо полутора тысяч рублей отдает ей только сотню, да еще и ношенное платье Липочки, хотя изначально обещал шубу, пошитую из соболей. Устинья Наумовна возмущена и обещает разнести о нем дурную славу по всей Москве.

    Следом за свахой приезжают Самсон Силыч с супругой, которые жалуются, что Лазарь не дает им денег на оплату долгов перед кредиторами. Ранее богатому купцу теперь приходится сидеть в яме за долги, и его вскоре могут сослать в Сибирь. Несмотря на это Липочка и Подхалюзин не соглашаются помочь родителям, так как придется вести скромный образ жизни, ходить в ситцевых платьях и отказывать себе во многих удовольствиях. Большов и Аграфена Кондратьевна желают своим детям дальше развлекаться на их деньги, а сами уезжают прочь, не получив желаемой помощи. Подхалюзин же продолжает убеждать общество в том, что ведет честный образ жизни и никого не думал обманывать.

    Полезное видео: свои люди — сочтемся краткое содержание

    Смысл произведения

    Александр Островский в своей комедийной пьесе «Свои люди - сочтемся» пытается донести до зрителя и читателя следующие аспекты:

    • всегда нужно самому отвечать по своим долгам;
    • в попытках обойти закон можно оказаться обманутым самому;
    • нельзя жить только материальным, ища выгоду даже в счастье собственных детей;
    • жадность и алчность в итоге порождают бедность.

    Полезное видео: «Свои люди – сочтёмся» – за 18 минут!

    Вывод

    Несмотря на жизненность сюжетной линии, произведение все же подверглось незначительной критике со стороны М.А. Гедеонова, который заявил, что все герои пьесы - это отъявленные мерзавцы, а их разговоры полны грязи. В наши дни комедию можно читать онлайн в свободном доступе на интернет ресурсах, посвященных классике русской литературы.

    Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

    Александр Николаевич Островский

    Свои люди – сочтемся!

    (Комедия в четырех действиях)

    Действующие лица
    ...

    Самсон Силыч Большов , купец.

    Аграфена Кондратьевна , его жена.

    Олимпиада Самсоновна (Липочка) , их дочь.

    Лазарь Елизарыч Подхалюзин , приказчик.

    Устинья Наумовна , сваха.

    Сысой Псоич Рисположенский , стряпчий.

    Фоминишна , ключница

    Тишка , мальчик

    Действие первое

    Гостиная в доме Большова.

    Явление первое

    Липочка (сидит у окна с книгой) . Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собрание али к кому на свадьбу, сидишь, натурально – вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная; вдруг подлетает кавалер: «Удостойте счастия, сударыня!» Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой – возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тельно! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо если улан али полковник какой разрисовывает – чудо! Любоваться мило-дорого! Ну, а прицепи-ка он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее; одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все; а штатский что? Так, какой-то неодушевленный! (Молчание.) Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться! Вот уж я, на что совестилась учителя, а в двадцать уроков всё решительно поняла. Отчего это не учиться танцевать! Это одно только суеверие! Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой. (Задумывается.) Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну, как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная! Да нет, как это можно! Однако я вот уж полтора года не танцевала! Попробую-ко теперь на досуге. (Дурно вальсируя.) Раз… два… три… раз… два… три…

    Явление второе

    Липочка и Аграфена Кондратьевна.


    Аграфена Кондратьевна (входя) . Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да уж и за пляску тотчас!

    Липочка . Как, маменька? я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ко, хорошо? Раз… два… три… раз… два…

    Аграфена Кондратьевна (преследуя ее) . Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!.. Говорю тебе, не вертись!

    Липочка . Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются. Раз… два…

    Аграфена Кондратьевна . Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней.) Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!

    Липочка . Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить как надобно! Раз… два… три…

    Аграфена Кондратьевна . Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!

    Липочка . Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и Бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны! Раз… два…

    Аграфена Кондратьевна . Как, ты еще пляшешь да еще ругаешься! Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.

    Липочка . Ну да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и будет! (Садится.) Фу… фу… как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.

    Аграфена Кондратьевна . Постой, уж я сама оботру! Ишь уморилась! А ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так стен-то бы посовестилась. Отец, голубчик, через великую силу ноги двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!

    Липочка . Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!

    Аграфена Кондратьевна . Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

    Липочка . Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы – я была тогда что? ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.

    Аграфена Кондратьевна . Уймись! эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!

    Липочка . Да, вам житья нет! Воображаю! А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нем легковерного?

    Аграфена Кондратьевна . А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!

    Липочка . Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают. Да как еще вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону .) Душка, милашка!

    Аграфена Кондратьевна . Да, хорош душка! Скажите пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута за горохового. Ведь ишь ты, блажь-то какая в тебе; ведь это ты назло матери под нос-то шепчешь.

    Липочка . Видимый резон, что не хотите моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать.

    Аграфена Кондратьевна . Ну, как ты хочешь, так и думай. Господь тебе судья! А никто так не заботится о своем детище, как материнская утроба! Ты вот тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то и дённо и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить тебя поскорее.

    Липочка . Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, каково мне-то?

    Аграфена Кондратьевна . Разве мне тебя не жаль, ты думаешь! Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти: скоро-то только кошки мышей ловят.

    Липочка . Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Страм встречаться с знакомыми; в целой Москве не могли выбрать жениха – всё другим да другим. Кого не заденет за живое: все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

    Аграфена Кондратьевна . Что, что, беспутная! Кто вбил в тебя такие скверности? Владыко милосердный! не могу с духом собраться! Ах ты собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придется отца позвать.

    Липочка . Только и ладите, что отца да отца; бойки вы при нем разговаривать-то, а попробуйте-ка сами!

    Аграфена Кондратьевна . Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя там гусары, бесстыжий твой нос! Тьфу ты, дьявольское наваждение! Али ты думаешь, что я не властна над тобой приказывать? Говори, бесстыжие твои глаза, с чего у тебя взгляд-то такой завистливый? Что ты, прытче матери хочешь быть? У меня ведь недолго, я и на кухню горшки парить пошлю. Ишь ты! Ишь ты! А!.. Ах, матушки вы мои! Посконный сарафан сошью да вот на голову тебе и надену! С поросятами тебя, вместо родителей-то, посажу!

    Липочка . Как же! Позволю я над собой командовать! Вот еще новости!

    Аграфена Кондратьевна . Молчи, молчи, таранта Егоровна! Уступи верх матери! Эко семя противное! Словечко пикнешь, так язык ниже пяток пришью. Вот послал Господь утешение! Девчонка хабальная! Мальчишка ты, шельмец, и на уме-то у тебя все не женское! Готова, чай, вот на лошадь по-солдатски вскочить!

    Липочка . Вы, я воображаю, приплетете скоро всех буточников. Уж молчали бы лучше, коли не так воспитаны. Все я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что, вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени? извести своими капризами? (Плачет.) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)

    Аграфена Кондратьевна (стоит и смотрит на нее). Ну, полно, полно!


    Липочка плачет громче и потом рыдает.


    Ну, полно ты, полно! Говорят тебе, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата.


    Липочка плачет.


    Липочка ! Липа! Ну, будет! Ну, перестань! (Сквозь слезы.) Ну, не сердись ты на меня (плачет) … бабу глупую… неученую… (Плачут обе вместе.) Ну, прости ты меня… сережки куплю.

    Липочка (плача). На что мне сережки ваши, у меня и так полон туалет. А вы купите браслеты с изумрудами.

    Аграфена Кондратьевна . Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

    Липочка (сквозь слезы). Тогда и перестану, как замуж выду. (Плачет.)

    Аграфена Кондратьевна . Выдешь, выдешь, голубчик ты мой! Ну, поцелуй меня! (Целуются.) Ну, Христос с тобой! Ну, дай я тебе слезки оботру! (Обтирает.) Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.

    Явление третье

    Те же и Фоминишна.


    Фоминишна . Угадайте-ко, матушка Аграфена Кондратьевна, кто к нам изволит жаловать?

    Аграфена Кондратьевна . Не умею сказать. Да что я тебе, бабка-угадка, что ли, Фоминишна?

    Липочка . Отчего ж ты у меня не спросишь? что я, глупее, что ли, вас с маменькой?

    Фоминишна . Уж и не знаю, как сказать; на словах-то ты у нас больно прытка, а на деле-то вот и нет тебя. Просила, просила, не токмо чтобы что такое, подари хоть платок, валяются у тебя вороха два без призрения, так все нет, все чужим да чужим.

    Аграфена Кондратьевна . Вот уж этого, Фоминишна, я до скончания не разберу.

    Липочка . Ишь она! Знать, пивца хлебнула после завтрака, налепила тут чудеса в решете.

    Фоминишна . Вестимо так; что смеяться-то? Каково скончание, Аграфена Кондратьевна, бывает и начало хуже конца.

    Аграфена Кондратьевна . С тобой не разъедешься! Ты коли уж начнешь толковать, так только ушами хлопай. Кто ж такой там пришел-то?

    Липочка . Мужчина али женщина?

    Фоминишна . У тебя все мужчины в глазах-то прыгают. Да где ж это таки видано, что мужчина ходит в чепчике? Вдовье дело – как следует назвать?

    Липочка . Натурально, незамужняя, вдова.

    Фоминишна . Стало быть, моя правда? и выходит, что женщина!

    Липочка . Эка бестолковая! Да кто женщина-то?

    Фоминишна . То-то вот, умна, да не догадлива: некому другому и быть, как не Устинье Наумовне.

    Липочка . Ах, маменька, как это кстати!

    Аграфена Кондратьевна . Где ж она до сих пор? Веди ее скорей, Фоминишна!

    Фоминишна . Сама в секунту явится: остановилась на дворе, с дворником бранится: не скоро калитку отпер.

    Явление четвертое

    Те же и Устинья Haумовна.


    Устинья Наумовна (входя). Уф, фа, фа! Что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползешь.

    Липочка . Ах, да вот и она! Здравствуй, Устинья Наумовна!

    Устинья Наумовна . Не больно спеши! Есть и постарше тебя. Вот с маменькой-то покалякаем прежде. (Целуясь.) Здравствуй, Аграфена Кондратьевна! Как встала, ночевала, все ли жива, бралиянтовая?

    Аграфена Кондратьевна . Слава Создателю! Живу – хлеб жую; целое утро вот с дочкой балясничала.

    Устинья Наумовна . Чай, об нарядах все. (Целуясь с Липочкой.) Вот и до тебя очередь дошла. Что это ты словно потолстела, изумрудная?.. Пошли, Творец! Чего ж лучше, как не красотой цвести!

    Фоминишна . Тьфу ты, греховодница! Еще сглазишь, пожалуй.

    Липочка . Ах, какой вздор! Это тебе так показалось, Устинья Наумовна. Я все хирею: то колики, то сердце бьется, как маятник; все как словно тебя подманивает али плывешь по морю, так вот и рябит меланхолия в глазах.

    Устинья Наумовна (Фоминишне). Ну, и с тобой, божья старушка, поцелуемся уж кстати. Правда, на дворе ведь здоровались, серебряная, стало быть и губы трепать нечего.

    Фоминишна . Как знаешь. Известно, мы не хозяева, лыком шитая мелкота; а и в нас тоже душа, а не пар!

    Аграфена Кондратьевна (садясь). Садись, садись, Устинья Наумовна, что как пушка на колесах стоишь! Поди-ко, вели нам, Фоминишна, самоварчик согреть.

    Устинья Наумовна . Пила, пила, жемчужная; провалиться на месте, пила, и забежала-то так, на минуточку.

    Аграфена Кондратьевна . Что ж ты, Фоминишна, проклажаешься? Беги, мать моя, проворнее.

    Липочка . Позвольте, маменька, я поскорей сбегаю; видите, какая она неповоротливая.

    Фоминишна . Уж не финти, где не спрашивают! А я, матушка Аграфена Кондратьевна, вот что думаю, не пригожее ли будет подать бальсанцу с селедочкой.

    Аграфена Кондратьевна . Ну, бальсан бальсаном, а самовар самоваром. Аль тебе жалко чужого добра? Да, как поспеет, вели сюда принести.

    Фоминишна . Как же уж! Слушаю! (Уходит.)

    Явление пятое

    Те же, без Фоминишны.


    Аграфена Кондратьевна . Ну что, новенького нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь у меня девка-то стосковалась совсем.

    Липочка . И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

    Устинья Наумовна . Да ишь ты, с вами не скоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенька-то твой ладит за богатого: мне, говорит, хотя Федот от проходных ворот, лишь бы денежки водились, да приданого поменьше ломил. Маменька-то вот, Аграфена Кондратьевна, тоже норовит в свое удовольствие: подавай ты ей беспременно купца, да чтобы был жалованный, да лошадей бы хороших держал, да и лоб-то крестил бы по-старинному. У тебя тоже свое на уме. Как на вас угодишь?

    Явление шестое

    Те же и Фоминишна, входит, ставит на стол водку с закуской.


    Липочка . Не пойду я за купца, ни за что не пойду! Затем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортопьянах, и танцевать! Нет, нет! где хочешь возьми, а достань благородного.

    Аграфена Кондратьевна . Вот ты и толкуй с ней.

    Фоминишна . Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особенный скус? Голый на голом, да и христианства-то никакого нет: ни в баню не ходит, ни пирогов по праздникам не печет; а ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкой.

    Липочка . Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкой. Что мне в твоем купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка-то его, что ли, мне нужна?

    Фоминишна . Не мочалка, а Божий волос, сударыня, так-то-сь!

    Аграфена Кондратьевна . Ведь и тятенька твой не оболваненный какой, и борода-то тоже не обшарканная, да целуешь же ты его как-нибудь.

    Липочка . Одно дело тятенька, а другое дело – муж. Да что вы пристали, маменька? Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду! Лучше умру сейчас, до конца всю жизнь выплачу: слез недостанет, перцу наемся.

    Фоминишна . Никак ты плакать сбираешься? И думать не моги! И тебе как в охоту дразнить, Аграфена Кондратьевна!

    Аграфена Кондратьевна . А кто ее дразнит? Сама привередничает.

    Устинья Наумовна . Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдем тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

    Липочка . Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному. (Смотрит в зеркало.) Ах, Господи! а сама-то я нынче вся, как веник, растрепана.

    Устинья Наумовна . А есть у меня теперь жених, вот точно такой, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле.

    Липочка . Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет.

    Устинья Наумовна . Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему! как сказалось, так и живет. И крестьяне есть, и орген на шее; ты вот поди оденься, а мы с маменькой-то потолкуем об этом деле.

    Липочка . Ах, голубушка, Устинья Наумовна, зайди ужо ко мне в комнату: мне нужно поговорить с тобой. Пойдем, Фоминишна.

    Фоминишна . Ох, уж ты мне, егоза!


    Уходят.

    Явление седьмое

    Аграфена Кондратьевна и Устинья Наумовна.


    Аграфена Кондратьевна . Не выпить ли нам перед чаем-то бальсанцу, Устинья Наумовна?

    Устинья Наумовна . Можно, бралиянтовая, можно.

    Аграфена Кондратьевна (наливает). Кушай-ко на здоровье!

    Устинья Наумовна . Да ты бы сама-то прежде, яхонтовая. (Пьет.)

    Аграфена Кондратьевна . Еще поспею!

    Устинья Наумовна . Уах! фу! Где это вы берете зелье этакое?

    Аграфена Кондратьевна . Из винной конторы. (Пьет.)

    Устинья Наумовна . Ведрами, чай?

    Аграфена Кондратьевна . Ведрами. Что уж по малости-то, напасешься ль? У нас ведь расход большой.

    Устинья Наумовна . Что говорить, матушка, что говорить! Ну, уж хлопотала, хлопотала я для тебя, Аграфена Кондратьевна, гранила, гранила мостовую-то, да уж и выкопала жениха: ахнете, бралиянтовые, да и только!

    Аграфена Кондратьевна . Насилу-то умное словцо вымолвила.

    Устинья Наумовна . Благородного происхождения и значительный человек; такой вельможа, что вы и во сне не видывали.

    Аграфена Кондратьевна . Видно, уж попросить у Самсона Силыча тебе парочку арабчиков .

    Устинья Наумовна . Ничего, жемчужная, возьму. И крестьяне есть, и орген на шее, а умен как, просто тебе истукан золотой!

    Аграфена Кондратьевна . Ты бы, Устинья Наумовна, вперед доложила, что за дочерью-то у нас не горы, мол, золотые.

    Устинья Наумовна . Да у него своих девать некуды.

    Аграфена Кондратьевна . Хорошо бы это, уж и больно хорошо; только вот что, Устинья Наумовна: сама ты, мать, посуди, что я буду с благородным-то зятем делать? Я и слова-то сказать с ним не умею, словно в лесу.

    Устинья Наумовна . Оно точно, жемчужная, дико сначала-то, ну а потом привыкнешь, обойдетесь как-нибудь. Да вот с Самсон Силычем надо потолковать, может, он его и знает, этого человека-то.

    Явление восьмое

    Те же и Рисположенский.


    Рисположенский (входя). А я к вам, матушка Аграфена Кондратьевна. Толконулся было к Самсону Силычу, да занят, вижу; так я думаю: зайду, мол, я к Аграфене Кондратьевне. Что это, водочка у вас? Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

    Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, на здоровье! Садиться милости просим: как живете-можете?

    Рисположенский . Какое уж наше житье! Так, небо коптим, Аграфена Кондратьевна! Сами знаете: семейство большое, делишки маленькие. А не ропщу; роптать грех, Аграфена Кондратьевна.

    Аграфена Кондратьевна . Уж это, батюшка, последнее дело.

    Рисположенский . Кто ропчет, значит, тот Богу противится, Аграфена Кондратьевна. Вот какая была история…

    Аграфена Кондратьевна . Как тебя звать-то, батюшко? Я все позабываю.

    Рисположенский . Сысой Псоич, матушка Аграфена Кондратьевна.

    Устинья Наумовна . Как же это так: Псович, серебряный? По-каковски же это?

    Рисположенский . Не умею вам сказать доподлинно; отца звали Псой – ну, стало быть, я Псоич и выхожу.

    Устинья Наумовна . А Псович, так Псович! Что ж, это ничего! и хуже бывает, бралиянтовый.

    Аграфена Кондратьевна . Так какую же ты, Сысой Псович, историю-то хотел рассказать?

    Рисположенский . Так вот, матушка Аграфена Кондратьевна, была история: не то чтобы притча али сказка какая, а истинное происшествие. Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

    Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, кушай.

    Рисположенский (садится). Жил старец, маститый старец… Вот уж я, матушка, забыл где, а только в стороне такой… необитаемой. Было у него, сударыня ты моя, двенадцать дочерей – мал мала меньше. Сам работать не в силах, жена тоже старуха старая, дети еще малые, а пить-есть надобно. Что было добра, под старость все прожили, поить, кормить некому! Куда деться с малыми ребятами? Вот он так думать, эдак думать – нет, сударыня ты моя, ничего уж тут не придумаешь. «Пойду, говорит, я на распутие: не будет ли чего от доброхотных дателей». День сидит – Бог подаст, другой сидит – Бог подаст; вот он, матушка, и возроптал.

    Аграфена Кондратьевна . А батюшки!

    Рисположенский . Господи, говорит, не мздоимец я, не лихоимец я… лучше, говорит, на себя руки наложить.

    Аграфена Кондратьевна . Ах, батюшка мой!

    Рисположенский . И бысть ему, сударыня ты моя, сон в нощи…


    Входит Большов.

    Явление девятое

    Те же и Большов.


    Большов . А! и ты, барин, здесь! Что это ты тут проповедуешь?

    Рисположенский (кланяется). Всё ли здоровы, Самсон Силыч?

    Устинья Наумовна . Что это ты, яхонтовый, похудел словно? Аль увечье какое напало?

    Большов (садясь). Простудился, должно быть, либо геморрой, что ли, расходился…

    Аграфена Кондратьевна . Ну, так, Сысой Псович, что ж ему дальше-то было?

    Рисположенский . После, Аграфена Кондратьевна, после доскажу, на свободе как-нибудь забегу в сумеречки и расскажу.

    Большов . Что это ты, али за святость взялся! Ха, ха, ха! Пора очувствоваться!

    Аграфена Кондратьевна . Ну, уж ты начнешь! Не дашь по душе потолковать.

    Большов . По душе!.. Ха, ха, ха!.. А ты спроси-ко, как у него из суда дело пропало; вот эту историю-то он тебе лучше расскажет.

    Рисположенский . Ан нет же, и не пропало! Вот и неправда, Самсон Силыч!

    Большов . А за что ж тебя оттудова выгнали?

    Рисположенский . А вот за что, матушка Аграфена Кондратьевна. Взял я одно дело из суда домой, да дорогой-то с товарищем и завернули, человек слаб, ну, понимаете… с позволенья сказать, хошь бы в погребок… там я его оставил, да хмельной-то, должно быть, и забыл. Что ж, со всяким может случиться. Потом, сударыня моя, в суде и хватились этого дела-то: искали, искали, я и на дом-то ездил два раза с экзекутором – нет как нет! Хотели меня суду предать, а тут я и вспомнил, что, должно быть, мол, я его в погребке забыл. Поехали с экзекутором – оно там и есть.

    Аграфена Кондратьевна . Что ж! Не токмо что с пьющим, и с непьющим бывает. Что ж за беда такая!

    Большов . Как же тебя в Камчатку не сослали?

    Рисположенский . Уж и в Камчатку! А за что, позвольте вас спросить, за что в Камчатку-то сослать?

    Большов . За что! За безобразие! Так неужели ж вам потакать? Эдак вы с кругу сопьетесь.

    Рисположенский . Ан вот простили. Вот, матушка Аграфена Кондратьевна, хотели меня суду предать за это за самое. Я сейчас к генералу к нашему, бух ему в ноги! Ваше, говорю, превосходительство! Не погубите! Жена, говорю, дети маленькие! Ну, говорит, Бог с тобой, лежачего не бьют, подавай, говорит, в отставку, чтоб я и не видал тебя здесь. Так и простил. Что ж! Дай Бог ему здоровья! Он меня и теперь не забывает; иногда забежишь к нему на празднике: что, говорит, ты Сысой Псоич? С праздником, мол, ваше превосходительство, поздравить пришел. Вот, к Троице ходил недавно, просвирку ему принес. Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

    Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, на здоровье! А мы с тобой, Устинья Наумовна, пойдем-ко, чай, уж самовар готов; да покажу я тебе, есть у нас кой-что из приданого новенького.

    Устинья Наумовна . У вас, чай, и так вороха наготовлены, бралиянтовая.

    Аграфена Кондратьевна . Что делать-то! Материи новые вышли, а нам будто не стать за них деньги платить.

    Устинья Наумовна . Что говорить, жемчужная! Свой магазин, все равно, что в саду растет.


    СВОИ ЛЮДИ — СОЧТЕМСЯ

    Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: «То ли дело отличаться с военными! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками!»

    В мечтах у нее — наряды, развлечения, блестящие кавалеры.

    Липочка — девушка пустоголовая, да и вальсирует она дурно, хотя и взяла двадцать уроков у местного учителя танцев.

    Маменька бранит Липочку за то, что она вертится-крутится, а Липочка отбивается: «Не очень-то вы, маменька, для меня значительны!»

    Бранятся мать с дочерью. Липочка очень хочет выскочить замуж. Мать желает для нее жениха солидного, а дочери нужен «душка, милашка, капидон»!

    «Капидон» —слово, производное от «Купидон», божок любви.

    Речь Липочки, ее матери и отца безграмотна до комичности. Они постоянно оскорбляют друг друга. И если Аграфена Кондратьевна питает все-таки животное чувство материнской любви к своей дочери («Дайка я тебе лоб платочком оботру!»), то Липочка рвется прочь из дома — навстречу свободной жизни, где только наряды и развлечения.

    За купца Липочка не хочет идти, только «за благородного». И чтоб непременно был брюнет!

    Приходит сваха, выпивает рюмочку, обещает «бралиянтового» жениха.

    А у Самсона Силыча свои проблемы и заботы. Обращается он к стряпчему (мастеру состряпать судебные делишки) Рисположенскому («говорящая» фамилия — от «напиться до положения риз»), горькому пьянице, чтобы тот помог ему не платить долги, объявить себя банкротом (несостоятельным должником). На самом деле деньги у Болыпова есть, вот только отдавать он их не хочет.

    Рисположенский советует Болыпову продать или заложить все его лавки кому-нибудь, кто заслуживает доверия. И потом объявить, что он гол как сокол.

    Извольте, если хотите, получить по двадцати пяти копеек за рубль долгу, а то вовсе останетесь ни с чем!

    Самсон Силыч считает, что он вполне может довериться своему приказчику. Тот клянется в преданности, а на уме имеет только свою выгоду. Не зря фамилия этого ловкого молодого человека Подхалюзин даже не подхалим, а подхалюза. Да и чего может ждать от него Боль-шов, который взял его в лавку мальчишкой и унижал как мог, считая, что оказывает благодеяние?

    Как же Подхалюзину не урвать свой кусок от сделки?

    Знает он, что Болыпов купец богатый, только из жадности и даже для развлечения затеял аферу с банкротством.

    Подхалюзин привлекает на свою сторону Рисположенского, посулив ему в два раза больше денег, нежели Большов.

    И еще одна идея осеняет приказчика: а не заключить ли союз с Липочкой? Не жениться ли на ней?

    За сватовство он обещает Устинье Наумовне соболью шубу и две тысячи рублей. Награда просто неимоверная!

    А тому жениху, которого сваха уже нашла для Липочки, нужно просто сказать, что никакого приданого за невестой нет, потому как ее отец — банкрот.

    Устинья, соблазнившись собольей шубой и огромными деньгами, обещает помогать Подхалюзину.

    Болыиов соглашается отдать Липочку за Подхалюзина: «Мое детище! Хочу — с кашей ем, хочу — масло пахтаю!»

    Липочка разрядилась в ожидании визита жениха. Мать смотрит на нее со слезами умиления, дочь отталкивает ее: «Отстаньте, маменька! Фи! Нельзя одеться поприличнее, вы тотчас расчувствоваетесь...»

    Сваха сообщает, что «бралиянтовый» жених передумал.

    Липочка в отчаянии. Большов объявляет дочери, что жених есть! И приглашает Подхалюзина: «Ползи!»

    Липочка отказывается от такого несуразного брака, но отец ее не слушает.

    Дочь Болыпова остается с Подхалюзиным наедине. Он показывает ей документы: «Ваш тятенька — банкрут-с!»

    Подхалюзин соблазняет ее перспективами будущей жизни:

    «Вы и дома будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости или в театр, окромя бархатных, и надевать не станем-с».

    И дом обещает купить Лазарь Елизарович, и оформить его с бьющей в глаза роскошью. А если Липочке его борода не нравится, так он изменит внешность так, как жена пожелает.

    А родителям подчиняться не будут, сами заживут!

    Олимпиада Самсоновна соглашается.

    После свадьбы Липочка очень довольна своей жизнью: много у нее новых платьев, хороший дом, муж обещаний не нарушил!

    А вот ни сваха Устинья, ни Рисположенский обещанной награды не получили. Обманул их Подхалюзин.

    Более того, Большов сидит в тюрьме — в «долговой яме». Подхалюзин и не собирается выплачивать его долги, хоть бы и по двадцати пяти копеек за рубль. Не нужны свежеиспеченным богачам ни отец, ни мать.

    Свои люди, и сочлись по-своему — обманщик обманул обманщика.

    А Подхалюзин открывает магазин и приглашает:

    «Милости просим! Малого ребенка пришлете — в луковице не обочтем».



    Поделиться