Экономические социальные культурные права человека. Экономические, социальные и культурные права. Последствия нарушения свободного доступа граждан к культурным ценностям

Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

Экономические права и свободы. Они позволяют гражданам и их объединениям быть субъектами экономической деятельности. В этой группе прав появились новые права и уменьшена роль государства в их обеспечении. Особенностью данной группы прав является то, что экономические, социальные и культурные права принадлежат любому физическому лицу, независимо от наличия гражданства.

Право на свободу экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Конституция гарантирует свободу экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя (ст. 8). Реализация данного права возможна в условиях рыночной экономики, в то же время это право способствует ее развитию. Отношения между участниками гражданского оборота, в том числе между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулируется гражданским законодательством. Предпринимательская деятельность является одним из видов экономической деятельности, это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. По общему правилу заниматься предпринимательской деятельностью можно с 18 лет.

Граждане, реализуя свое право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять ее в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией РФ гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции.

Федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Свобода экономической деятельности возможна только в условиях добросовестной конкуренции и при ограничении монополистической деятельности. Эти гарантии раскрываются в федеральных законах от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Право частной собственности (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36 Конституции РФ), охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Очень важно отметить, что по Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Закрепляя право собственности, конституционный законодатель гарантирует право наследования. Субъектом права частной собственности может быть любой человек. Право собственности раскрывается через владение (фактическое обладание объектом), пользование (получение пользы от объекта) и распоряжение (купля-продажа, дарение, сдача в аренду, иные сделки) имуществом. Очень важно, что Конституция РФ устанавливает гарантии права частной собственности, предусмотрев лишение имущества только по решению суда. Термин «лишение» означает принудительный характер прекращения права частной собственности и предполагает наличие правового спора, что в обязательном порядке требует судебного контроля. Решение данного вопроса через суд является гарантией принципа неприкосновенности собственности.

Гарантии права собственности предоставляются в отношении имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях. Право частной собственности, не являясь абсолютным, может быть ограничено законом, но сама возможность ограничений и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ.

Наследование как гарантия реализации права частной собственности имеет две формы: по завещанию и по закону. Право наследования, предусмотренное ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных полномочий вытекает из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.

В качестве самостоятельного права граждан и их объединений Конституция РФ провозглашает право иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).

Учитывая значимость такого объекта собственности, как земля, следует отметить, что наравне с гражданами РФ правом иметь в частной собственности землю обладают и иностранные граждане, и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица. Это связано с тем, что в случае предоставления земли в частную собственность передается лишь земельный участок, а не часть государственной территории (что затрагивало бы вопросы обеспечения территориальной целостности России).

Социальные права и свободы. Они характеризуют наше государство как социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Право на труд (ст. 37 Конституции РФ). Конституция закрепляет совокупность трудовых прав. В частности, труд провозглашается свободным - каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1). Таким образом, свобода труда выражается в договорном характере отношений.

Из конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не вытекает право гражданина занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным им родом деятельности и профессией и обязанность кого бы то ни было такую работу или должность ему предоставить. Все перечисленные вопросы решаются в рамках договорных отношений, и именно в этом проявляется свобода труда в трудовых отношениях.

Положения ст. 37 Конституции РФ, обусловливая свободу трудового договора и право работника и работодателя устанавливать условия трудового договора и решать вопросы трудовых отношений, выступают и в качестве конституционно-правовой меры этой свободы, границы которой стороны не могут нарушать. Заключая трудовой договор, работодатель обязан обеспечить работнику условия труда в соответствии с указанными требованиями Конституции РФ, а работник - лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию, соблюдая действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Принудительный труд запрещен (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ). Принудительным трудом признаются любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях, работы, выполняемые под угрозой применения какого-либо наказания. Тем не менее при исполнении наказания по вступившему в законную силу приговору суда труд не является принудительным, как и в иных случаях, определенных международными актами. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Для реализации данного права принят Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в котором регламентированы вопросы постановки на учет лиц, не имеющих работы и заработка, в целях поиска работы и выплаты пособия по безработице. Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Важной конституционной гарантией является право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37). Все трудовые права, закрепленные в ст. 37 Конституции РФ, более детально регламентированы ТК РФ.

Право на защиту материнства, детства и семьи государством. Статья 38 Конституция РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1). Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2). Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3). Сегодня в России вводятся меры, поощряющие материнство, укрепляющие семью, гарантирующие ей социальную поддержку. Гарантии закрепляются в нормах СК РФ, ТК РФ, в иных законах, целевых программах, направленных на решение социальных и иных проблем.

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ). Это право раскрывается через гарантию социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (ч. 1). Конституцией предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2). При этом поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3). Провозглашенные в Конституции РФ цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция РФ связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция РФ тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ст. 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

Осуществляя пенсионное регулирование, федеральный законодатель вправе как определять общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц с соблюдением Конституции РФ, принципов равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина.

Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления этого права (ч. 2). Таким образом, государство не обязано обеспечить каждого жилищем. Его можно приобрести, арендовать, построить и т. д. Однако малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Вопросы жилищной политики, роли органов публичной власти в обеспечении права на жилище раскрываются в ЖК РФ.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Прежде всего следует обратить внимание, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь адресовано каждому. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1). Соответственно негосударственными медицинскими учреждениями помощь оказывается на других условиях. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги за счет добровольного медицинского страхования, за счет средств своего работодателя или за счет личных средств.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).

Гарантией права на охрану здоровья является достоверная информация о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах. Даже в Законе РФ «О средствах массовой информации», где закреплен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении информации, информация о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, не может быть отнесена к таким основаниям. Поэтому Конституцией РФ предусмотрено, что сокрытие должностными лицами подобной информации, создающей угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность (ч. 3 ст. 41). Подобные меры ответственности предусмотрены в УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Конституционной нормой предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства принимать меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах.

Гарантии защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья не только должны быть направлены на возмещение ущерба здоровью или имуществу, причиненного экологическим правонарушением, но могут включать и комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы такого возмещения .

Нормы об охране окружающей среды закреплены в ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, ВзК РФ, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и иных актах.

Культурные права, свободы. Культурные права напрямую связаны с обеспечением возможности человека полноценно участвовать не только в культурной жизни страны, но и в социально-экономической, политической деятельности.

Право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Каждый имеет право на образование. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет возможность получения образования в разных типах образовательных учреждений, в разном объеме, на разных условиях. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2 ст. 43). Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3). Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4). Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» допускается возможность получения образования и в частных учебных заведениях, более того, ребенок может не ходить в школу, а получать домашнее образование, сдавая в школе только экзамены. Согласно Конституции РФ для всех образовательных учреждений Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43). Таким образом, все основные образовательные стандарты, используемые разными учебными заведениями, должны соответствовать определенным требованиям.

Свобода творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Данная свобода проявляется в самых разных формах. Это может быть индивидуальное занятие творчеством. Возможно проявление этой свободы в коллективе, в рамках организации и деятельности творческих объединений. В соответствии со своими профессиональными и личными интересами каждый вправе заниматься любым видом творчества на профессиональной основе или без таковой. Таким образом, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Гарантией свободы творчества является запрет на вмешательство органов публичной власти в творческую деятельность граждан и их объединений, если только такая деятельность не ведет к пропаганде насилия, войны, разжиганию розни. Интеллектуальная собственность, т. е. материализованный результат любого вида творческой деятельности, охраняется законом, в частности ГК РФ.

Право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ). Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Поэтому государство обязано обеспечить пользование государственными библиотеками, театрами, музеями, архивами; создать основу для развития культурной самобытности; предоставить свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей и т. д. При этом на каждого возлагается обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), что также закрепляется в Законе РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Социально-экономические и культурные права и свободы составляют особую группу конституционных прав и свобод человека. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечивать социально значимые потребности личности.

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34). Рыночная экономика основана на свободе индивида и на соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как естественных, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Граждане могут самостоятельно определять сферу экономической деятельности и осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Экономическая деятельность может осуществляться и с применением наемного труда с соблюдением норм трудового законодательства. Статус индивидуального предпринимателя приобретается после государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и постановки их на налоговый учет. На отдельные виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, необходимо получить специальное разрешение - лицензию.

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ). Содержание права частной собственности составляет право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Под владением понимается фактическое обладание принадлежащим собственнику имуществом. Пользование - извлечение из имущества его полезных качеств, т.е. возможность осуществлять потребление данного имущества. Распоряжение - возможность определять судьбу имущества, выражающаяся в полной или частичной передаче прав на него другим лицам. Правомочия собственника подлежат защите от всякого, кто их нарушил или создает препятствия для их осуществления.

Все субъекты права собственности юридически равны перед законом. Каждый может иметь на праве собственности любое имущество - движимое и недвижимое, предметы потребления и средства производства.

Судебная практика

В Постановлении от 16 мая 2000 г. Конституционный Суд РФ отметил, что понятием «имущество» в его конституционно-правовом смысле охватываются не только вещи и вещные права, но и права требования, в том числе принадлежащие кредиторам.

Законом установлены некоторые ограничения права собственности в части изъятого из оборота имущества в интересах охраны экологической и общественной безопасности и здоровья населения. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда только в предусмотренных законом случаях. Это возможно, в частности, в порядке конфискации в виде наказания либо в порядке реквизиции для государственных нужд. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

гЬ Судебная практика

В другом деле Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос, связанный с выплатой Сбербанком компенсаций по вкладам граждан, определил, что право граждан на восстановление и обеспечение сохранности их ценностей и денежных сбережений может быть признано реализованным в полном объеме соответствующими федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство. Вместе с тем само по себе осуществление предварительной компенсации (а равно дополнительной предва-

рительной компенсации) не означает, что были разработаны и приняты все возможные меры, направленные на восстановление и защиту сбережений граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. № 133-0).

Конституция РФ гарантирует право наследования.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Среди социально-экономических прав и свобод человека особое значение имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию - право на труд. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

Конституционное право на свободный труд означает:

  • 1) возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или не работать;
  • 2) свободный выбор рода деятельности или профессии;
  • 3) запрещение принудительного труда.

Право на труд предполагает право на защиту от безработицы со стороны государства. Законодательство запрещает необоснованные увольнения. Право на защиту от безработицы регламентируется Законом РФ от

19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Свобода труда включает право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Справедливые и благоприятные условия труда предполагают право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Отдых является социальным благом, необходимым условием жизнедеятельности человека, восстановления его сил после работы. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха.

На конституционном уровне признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора установлены Федеральным законом от

В Конституции РФ провозглашено право на защиту государством семьи, материнства и детства (ст. 38). В федеральном законодательстве предусматриваются материальные гарантии материнства и детства, которые включают в себя различного рода пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п. Основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для стабилизации материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, защита семьи и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесены к «стратегическим целям обеспечения национальной безопасности». Система приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей предусмотрена Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. №1618-р).

Полное и гармоничное развитие личности возможно только в семье, поэтому государство объявляет ее предметом своей заботы и защиты. Особенность положения ребенка как в семье, так и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагаются на родителей либо на лиц, их заменяющих. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления.

К социально-экономическому праву относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Содержанием этого права является гарантированная возможность получения государственных пенсий и социальных пособий. Основные виды социального обеспечения предоставляются в рамках и за счет средств государственного социального страхования. Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии - Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Социальные денежные выплаты могут заменяться либо дополняться иными формами социального обеспечения, например содержанием нуждающихся в этом несовершеннолетних в детских домах, социальным обслуживанием на дому и др.

Государством поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституция РФ закрепляет право на жилище (ст. 40), содержание которого составляют:

  • 1) защита жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище;
  • 3) бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Важнейшим социальным правом является право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), которое предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Под здоровьем понимается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Конституция РФ возлагает на государство обязанности по осуществлению мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также создание таких условий, когда каждый человек может выбрать виды и методы медицинской помощи. В охрану здоровья включаются меры политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  • 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • 3) приоритет охраны здоровья детей;
  • 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • 6) доступность и качество медицинской помощи;
  • 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • 9) соблюдение врачебной тайны.

В Конституции закрепляется, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Следующим социальным правом, гарантируемым Конституцией РФ, является право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (ст. 42). Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимает совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Каждый имеет право на получение своевременной, правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

К основным принципам охраны окружающей среды, на которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов власти юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, относятся:

  • 1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • 2) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • 3) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • 4) ответственность органов власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • 5) независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • 6) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством и др.

К числу социально-экономических прав относится право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающимся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация этого права призвана дать возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

В России устанавливаются следующие уровни образования : основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах :

  • 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • 2) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • 5) свобода и плюрализм в образовании;
  • 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Право на образование может быть реализовано в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Право на свободу творчества, будучи духовно-культурной ценностью, способствует внутреннему обогащению человека, вдохновляет на новые деяния, поиски и идеи.

Для справки

Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности.

Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. Конституция РФ запрещает цензуру, гарантируя тем самым не только свободу массовой информации, но и свободу другого вида творчества (ч. 5 ст. 29), а также беспрепятственное создание творческих союзов, свободу преподавания. Важное значение имеет создание эффективной системы охраны и защиты прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности.

Право каждого на участие в культурной жизни предполагает:

  • 1) право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;
  • 2) право на защиту государством культурной самобытности человека;
  • 3) право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
  • 4) право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством;
  • 5) право собственности в области культуры и др.

Право на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры.

Назначение предусмотренных Конституцией РФ, экономических и социальных прав и свобод заключается в том, что их реализация связана с созданием материальной основы жизни общества.

Переход Российской Федерации в экономической сфере к рыночным отношениям не мог не повлечь за собой появления новых, ранее не известных нашему законодательству экономических и социальных прав и свобод.

Это прежде всего право на свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на защиту от безработицы и ряд других.

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельность (ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2).

Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. (в редакции от 26 ноября 1998 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности», требуется наличие специального разрешения (лицензии).

Свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателей, связанными с их доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции. Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополизма принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. (в редакции от 6 мая 1998 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Право частной собственности (ст. 8, 35). В Конституции РФ право частной собственности раскрывается в двух аспектах.

Во-первых, частная собственность выступает как важнейшая характеристика одной из основ конституционного строя (ст. 8). Частная собственность закрепляется в этой статье в качестве формы собственности, которая признается и охраняется в Российской Федерации равным образом с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется в гл. 2 Конституции РФ (ст. 35) как элемент правового статуса человека и гражданина, одно из социально-экономических прав.

В Конституции РФ устанавливаются важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Так, Конституция РФ предусматривает исключительно судебный порядок лишения (прекращения) права собственности человека на принадлежащее ему имущество: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности Конституция РФ относит право наследования.

Детальная регламентация права частной собственности содержится в разд. 2 ГК РФ.

Права и свободы человека в сфере труда (ст. 37). Эта группа прав и свобод включает:

  • 1) свободу труда;
  • 2) право на труд в надлежащих условиях;
  • 3) право на защиту от безработицы;
  • 4) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;
  • 5) право на отдых.

Свобода труда означает:

  • - свободный для человека выбор - работать или не работать. Незанятость человека не может служить основанием для привлечения его к административной и иной ответственности;
  • - право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Следовательно, человек может работать по найму, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью или иным законным способом зарабатывать средства к существованию;
  • - запрещение принудительного труда. Не считается принудительным трудом выполнение ряда публичных мероприятий - военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, работа на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Содержание данного права раскрывается в федеральном законе от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ» и других нормативных актах.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, включает в себя: право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от опасных или вредных производственных факторов; право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда; право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; право на обращение по вопросам охраны труда; право на участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и др.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение, по возможности, полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает целый ряд мер, направленных на защиту от безработицы. К ним, в частности, относятся: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве, бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице т. п.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется Кодексом законов о труде РФ (гл. 14). Индивидуальными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями о применении установленных условий труда. Такие споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Коллективные трудовые споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Коллективными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку. Порядок реализации данного права предусмотрен вышеупомянутым законом.

Право на отдых имеет каждый человек. Конституция РФ гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на социальное обеспечение (ст. 7, 39). Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Правовые основания, наличие которых вызывает у человека потребность в социальном обеспечении, многочисленны. К ним относятся возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

По своему содержанию право на социальное обеспечение включает права на денежные выплаты (пенсии, социальные пособия, компенсации) и право на социальные услуги. Каждая из перечисленных форм социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов. Так, пенсионное обеспечение осуществляется на основе Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. (в редакции от 17 июля 1999 г.) «О государственных пенсиях в РСФСР», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и др Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003. С. 220.

Предоставление социальных пособий устанавливается следующими актами: пособия, адресованные семье, - федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; пособие по безработице - Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации»; пособие по временной нетрудоспособности - Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г., которое утвердило Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию; ритуальное пособие - федеральным законом от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле».

Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Кроме государственных форм материального обеспечения людей, Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г. (в редакции от 2 марта 1998 г.).

В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. (в редакции от 1 июля 1994 г.) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также за счет средств юридических лиц, своих личных средств и иных источников Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России. Ростов-на-Дону, 1996. C. 212.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. (с изменениями от 13 января 1996 г., от 16 ноября 1997 г.) «Об образовании».

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.

Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, на защиту которой направлен целый ряд международно-правовых актов и актов национального законодательства Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003. С. 105.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.



Поделиться