Работа с пожарными стволами. Тема: Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями. Упражнения по развертыванию расчетов и дежурных смен Упражнение с пожарными рукавами и разветвлениями

Подъем рукавной линии при помощи пожарного автоподъемника Подъем рукавной линии с помощью автоподъемника и подача ствола производится водителем и пожарным №1 и №2. По команде: «Автоподъемник (указать, куда), ствол «Б», рукавную линию с помощью автоподъемника МАРШ», водитель подъезжает к зданию, выбирает ровную площадку и устанавливает автоподъемник. Пожарный №1 берет ствол, напорный рукав, рукавную задержку и заходит с ним в люльку, после подъема люльки вверх поворачивает фиксаторы откидного мостика и кладет его на конструкцию здания, выходит на указанное место, раскатывает напорный рукав, рукавную задержку и один конец рукава отдает пожарному №2 а ко второму концу присоединяет ствол, создает 10 метровый запас рукава, выходит на позицию и докладывает « Первый ствол ГОТОВ» Пожарный №2 берет и раскатывает в сторону люльки два напорных рукава, соединяет их между собой, с одним концом рукава заходит в люльку и закрепляет его за ее огорожу. После подъема люльки вверх берет у пожарного№1 рукавную задержку и один конец проложенного им рукава, соединяет его с рукавом, проложенным вертикально, и закрепляет задержкой рукавную линию. Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки Расчет – двое пожарных. По команде «Ствол Б рукавную линию веревкой МАРШ»пожарный №1со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой поднимается на указанную высоту. Предупреждает пожарного №2 словом «Берегись» и после этого бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный №2 раскатывает напорные рукава, соединяет их между собой, закрепляет спасательную веревку за напорный рукав, сообщает об этом пожарному №1 «ГОТОВО» затем поднимается к пожарному и работает у него подствольщиком. Пожарный №1 поднимает рукавную линию веревкой, создает 10 метровый запас рукава и закрепляет его рукавной задержкой за конструкцию здания, присоединяет ствол выходит на позицию и докладывает о готовности. Подъем рукавной линии по пожарным лестницам Подъем рукавной линии по стационарным или переносным лестницам и по автолестницам производится расчетом из двух пожарных. По команде «Ствол «Б» МАРШ пожарный №1 прокладывает напорный рукав к лестнице, присоединяет к нему ствол, перекидывает ствол с напорным рукавом через левое плече. Напорный рукав идущий в низ пожарный пропускает между ног или около правой руки и подымается на этаж или крышу создает 10 м. запас напорного рукава, закрепляет его рукавной задержкой за подоконник, карниз и другую конструкцию здания и докладывает «Первый ствол ГОТОВ». Пожарный №2 прокладывает второй напорный рукав соединяет рукава подтягивает их держит выдвижную лестницу при подъеме пожарного №1 присоединяет рукавную линию к разветвлению. Когда ствольщик работает на автолестнице, разрешается прокладывать рукавную линию по автолестнице посередине между тетивами колен и закреплять ее за ступеньки рукавными задержками. Уборка рукавной линии поднятой на высоту производится по команде «Ствол ВНИЗ» Пожарный открывает разветвление и спускает воду из рукавной линии. Далее открепляется задержка и с помощью спасательной веревки рукавная линия опускается вниз. Подъем рукавной линии в лестничной клетке между маршами По команде «Ствол Б рукавную линию между маршами МАРШ» пожарный №1 приносит напорный рукав в скатке к маршу лестницы (на первом этаже) раскатывает его к зданию, конец напорного рукава берет в левую руку, пропускает его между маршами лестничной клетки и подымается на указанную этаж, создает 10м. запас рукавной линии, закреплять ее рукавной задержкой, присоединяет ствол и докладывает Первый ствол ГОТОВ. Пожарный №2 раскатывает напорный рукав соединяет напорные рукава помогает пожарному №1 поднять рукавную линию вверх (расправляет напорные рукава, подтягивает их и т.п.), присоединяет рукавную линию к разветвлению. Поднимается вверх и работает подствольщиком у пожарного №1. По команде «Отбой» пожарные убирают рукавную линию. Прокладка рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути Прокладка рукавных линий производится сначала сверху рельсов с остановкой движения и с одновременным подкопом под рельсами, а за тем напорный рукав прокладывается под рельсами и присоединяется к рукавной линии. При возможности быстрой прокладки напорного рукава под рельсами движение транспорта не останавливается, но контролируется пожарными с двух сторон. При прокладке рукавной линии через проезжую часть дороги надо прокладывать ее перпендикулярно дороге, рукавную линию защищать рукавными мостиками, установить контроль за движением автотранспорта (снижение скорости, движения по мостикам), выставив с красным флажком пожарного, сотрудника ГАИ; направлять транспорт в объезд; не устанавливать разветвление на проезжей части дороги, не допускать перекручивание, заломов рукавов и ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги.

Пожарный рукав – гибкий трубопровод, оборудованный рукавными соединительными головками и предназначенный для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние. По типу рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные.

Всасывающий пожарный рукав (напорно-всасывающий) – рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорный пожарный рукав – рукав, предназначенный для подачи огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.

Промышленностью выпускаются напорные рукава следующих типов:

  • прорезиненные;
  • латексные;
  • с двухсторонним полимерным покрытием;
  • льняные;
  • рукава на рабочее давление 3 МПа (30 кг/см 2).

Пожарными частями эксплуатируются рукава диаметром 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм, длиной 20 м.

Соединение пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Пожарная соединительная головка – быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

  • Соединение пожарных рукавов производится по команде: “Рукава – соединить!”. По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.

Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.

Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.

Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.

Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рукава разъединяются по команде: “Рукава – разъединить!”. По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок – против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола к рукаву. По команде: “Ствол – присоединить!” пожарный берет в одну руку головку рукава, в другую – пожарный ствол и присоединяет ствол к рукаву усилием рук или с упором головки рукава в бедро. Если усилием рук или с упором в бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, взять ствол в левую руку и, используя левое колено для упора, присоединить ствол к рукаву. Отсоединяется ствол в обратном порядке.

Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: “Рукав к разветвлению – присоединить!”. По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса и другим оборудованием производится так же, как описано выше.

Для соединения головок разного условного диаметра применяются переходные головки.

Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами на патрубке и наворачивает головку до отказа с помощью ключа.

Пожарный помогает водителю, взяв рукав за середину и удерживая его в горизонтальном положении. Чтобы соединить всасывающие рукава между собой, водитель с пожарным зажимают рукава между ногами у соединительных головок так, чтобы они были параллельны земле. Затем совмещают головки и соединяют их, затягивая ключами. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава; пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии

Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: “Поврежденный рукав – заменить!” один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды. Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем вместе с первым присоединяет к ней принесенный рукав. Водитель возобновляет подачу воды. С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем – дальнюю. Присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполняться следующие правила охраны труда

  • при прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий. При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;
  • рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;
  • нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;
  • прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;
  • в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами;

РАБОТА С ПОЖАРНЫМИ СТВОЛАМИ

Пожарные стволы

Пожарные стволы предназначены для формирования и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также для перекрытия потока при прекращении их подачи в очаг пожара.

Пожарные стволы в зависимости от назначения подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров – ручные и лафетные.

Работа с ручными стволами.

При работе со стволом из положения стоя пожарный встает вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, тяжесть тела распределяет на обе ноги. Ствол держит правой рукой (ладонью снизу, большим пальцем сверху – на рукаве) у головки, левой – у насадка или за рукоятку.

Чтобы принять положение для работы с колена, пожарный отставляет правую ногу назад и опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на полную ступню. Ствол держит правой рукой у головки, прижимая его к правому боку, левой рукой – у насадка или за рукоятку.

Для работы лежа пожарный ложится на живот, ноги слегка разводит в стороны, опирается на локти или предплечья, ствол держит так же, как и при работе со стволом из положения стоя.

Для того чтобы направить струю вверх, нужно поднять ствол у насадка кистью левой руки, вниз – опустить ствол у насадка кистью левой руки; вправо или влево – отвести кисть левой руки вправо или влево с одновременным поворотом туловища. Подствольщик поддерживает рукавную линию, облегчая работу ствольщика.

Перекрытие подачи воды из ствола или изменение формы струи (компактная, распыленная и т. д.) осуществляется поворотом крана или ручки кистью левой руки в соответствующее положение.

Для смены насадка ствольщик кистью левой руки навертывает или свертывает насадок.

При работе с пеногенераторами ствольщики используют те же приемы, что и при работе с ручными водяными стволами.

Работа с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу. Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным. Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90 o .

Правила охраны труда при работе с пожарными стволами :

  • Работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;
  • для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;
  • запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте;
  • запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;
  • запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

Воздушно-пенные стволы предназначены для получения из водного раствора пенообра-

зователя ВМП низкой кратности (до 20) и подачи ее в очаг пожара.

Стволы пожарные ручные СВПЭ и СВП имеют одинаковое устройство, отличаются только размерами, а также эжектирующим устройством, предназначенным для подсасыва-

ния пенообразователя непосредственно у ствола из бака или др. емкости.

Ствол СВПЭ состоит из корпуса, на котором с одной стороны укреплена соединитель-

ная головка для подсоединения пожарного рукава, а с другой – кожух, в котором пенно-

образующий р-р перемешивается с воздухом и формируется пенная струя. В корпусе ствола имеется три камеры: приемная, вакуумная и выходная. На вакуумной камере рас-

положен ниппель диаметром 16 мм для присоединения шланга, через который всасывает-

ся пенообразователь.

Принцип работы ствола СВП : пенообразующий р-р, проходя через отверстия в корпусе, создает в конусной камере разряжение, благодаря чему воздух подсасывается через 8 отверстий, равномерно расположенных в кожухе ствола и интенсивно перемешивается

с пенообразующим раствором, образуя на выходе струю ВМП.

Работа ствола СВПЭ отличается от работы ствола СВП тем, что в приемную камеру пос-

тупает не пенообразующий р-р, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, соз-

дает разряжение в вакуумной камере и в нее через ниппель подсасывается пенно-

образователь.

Воздушно-пенные стволы надежны в работе. Пена низкого качества может образоваться из-за засорения центрального отверстия, попадания в камеры посторонних предметов или применение ПО с пониженными свойствами.

Технические характеристики стволов СВП-2 (СВПЭ-2), СВП-4 (СВПЭ-4), СВП-8(СВПЭ-8 ) соответственно: - напор 40-60 м; концентрация р-ра 6% ; кратность пены – 8 ; производительность 2,4,8 м³/мин : дальность подачи 15,18,20 м.

Требования безопасности при работе с воздушно-пенными стволами не отличаются от требований безопасности при работе с ручными пожарными стволами. При заправке аобиля ПО л/с подразделения должен быть обеспечен защитными очками, непромока-

емыми рукавицами и защитной одеждой. При попадании на кожные покровы и в глаза – ПО смывается чисто водой или физраствором (2%-ая борная кислота).

Генераторы пены: назначение, устройство, виды. Техника безопасности при работе с пеногенераторами.

Генераторы пены средней кратности (ГПС) предназначены для получения из водного раствора пенообразователя (ПО) ВМП средней кратности (от 21 до 200) и подачи ее в очаг пожара.

Пеногенератор представлят собой водоструйный эжекторный аппарат переносного типа и состоит из центробежного распылителя вихревого типа, корпуса с направляющим устройством, пакета сеток и соединительной головки.

Принцип работы ГПС; 6% -ный пенообразующий р-р по рукавам подается к распылителю генератора, в котором поток закручивается и измельчается на отдельные капли. Конгломерат капель р-ра при движении от распылителя к сетке подсасывает воздух из внешней среды в диффузор корпуса ГПС. Смесь капель ПО и воздуха попадает на пакет сеток . На сетках деформированные капли образуют систему растянутых пленок, которые, замыкаясь в ограниченных объемах, составляют сначала элементарную (отдель-

ные пузырьки), а затем массовую пену. Энергией вновь поступающих капель и воздуха масса пены выталкивается из пеногенератора.

При эксплуатации особое внимание обращают на состояние пакета сеток, предохраняя их от коррозии и механических повреждений.

Технические характеристики ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000 соответственно : - напор – 40-60 м ; концентрация р-ра 6% ; кратность пены-80-100 ; производительность м³/мин (л/с)

12 (200), 36 (600), 120 (2000) ; дальность подачи – 6-8, 10, 12 м .

Требования безопасности : при работе с ГПС соблюдаются общие правила ТБ при работе с аппаратами, работающими под давлением. При заправке автомобиля ПО – требования ТБ – см. «Воздушно-пенные стволы».

Запрещается устранять неплотности в местах соединений во время работы.

Запрещается, во избежание разрушения сеток, вводить генератор в зону высоких тем-

ператур до появления пенных или водяных струй из насадка.

Подачу р-ра не прекращать до полного тушения очага пожара.

В случае прекращения подачи рабочей жидкости во время пожара, генератор вывести из зоны высоких температур.

Успех тушения пожара и спасания людей во многом зависит от умелых действий ствольщиков и подстволыциков, поэтому в процессе обучения необходимо отрабатывать схему их взаимодействия, контролировать соблюдение ими правил охраны труда и техники безопасности, запрещая:

– подавать воду или пену на приборы, оборудование, людей, пожарно-техническое вооружение, провода, находящиеся под напряжением;

– одновременную подачу на тушение пожара пены и воды в места нахождения магния, калия, натрия и других металлов, вступающих в химическую реакцию с водой (разлагающих воду на водород и кислород), в емкости с кислотой;

– работу с лестниц, не закрепившись карабином и не закрепив рукавную линию;

– работу со стволами на высотах и на лестницах при скорости ветра более 10 м/с, а также работу с лафетным и ручным стволом из люльки автоподъемника при нахождении в ней более 2-х человек.

При работе на крутых крышах для страховки следует использовать спасательную веревку и лестницы-штурмовки.

При подъеме и работе на высотах не разрешается надевать через плечо ремень ствола, присоединенного к рукавной линии, подавать воду в незакрепленную рукавную линию, а также до выхода ствольщика и под-ствольщика на боевую позицию. Для работы со стволом на высотах необходимо выделять не менее 2-х пожарных.

Если во время работы ствол вырвался из рук, надо немедленно снизить давление, лечь грудью на рукав и способом переползания двигаться к стволу. Не разрешается оставлять ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

Необходимо постоянно разъяснять, что при тушении пожара внутри помещений (магазины, базы, квартиры и т.д.), а также на объектах с органической пылью (мучная, древесная и т.д.) и на местности, зараженной РВ, следует подавать распыленные струи воды, как можно ближе подходить к месту горения и работать только с перекрывными стволами.

Для работы со стволом из положения стоя пожарный стоит повернувшись вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, согнув ее в колене. Ствол держит правой рукой у напорного рукава, левой - за корпус ствола.

Для работы со стволом из положения с колена пожарный становится вполоборота вправо, опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на всю ступню, ствол держит правой рукой у напорного рукава, левой - за корпус ствола, опираясь на левое колено.

Для работы со стволом из положения "лежа" пожарный ложится на землю (пол), ноги разводит в стороны, опирается на предплечья рук, ствол держит так же, как и при работе стоя.

Вначале упражнения надо выполнять со стволами РС-50 с переходом на стволы РС-70, подавая воду от пожарной колонки, а затем от насоса ПА доводя давление до 0,7-0,8 МПа.

Необходимо обратить внимание на взаимодействие ствольщиков и подствольщиков, борьбу с излишним проливанием воды. С этой целью нужно учить ствольщиков, как действовать в различных условиях пожара (в сильный мороз, при наличии органической пыли, кислот, угля, а также в подвалах, на чердаках и т.д.).

Во время занятий со ствольщиками и подствольщиками одновременно тренировать пожарных, работающих у разветвления и колонки, водителя, работающего у насоса.

При работе с ручным пожарным стволом с выдвижной лестницы ствольщик закрепляется карабином за ступень ВПЛ, рукавную линию закрепляет задержкой за конструкцию здания или за ступень ВПЛ, затем левым предплечьем руки обхватывает тетиву ВПЛ и действует со стволом так же, как и в положении стоя. Лучшим методом обучения и тренировки ствольщиков является практическое исполнение ими упражнений на местности, затем на высоте.

При работе ручным стволом с автолестниц АЛ-17, АЛ-30 ствольщик закрепляется карабином; за ступень, рукавную линию закрепляет задержкой за перила или за ступень лестницы и действует стволом так же, как в положении стоя.

При работе ручным стволом с автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение грузовой люльки, рукавную линию закрепляет за конструкцию здания (в исключительных случаях - за ограждение люльки), ствол держит так, как при работе в положении стоя или с колена.

При работе с генератором ГПС-600 в положении стоя, лежа, с колена или с лестницы (авто- подъемника) пожарный держит его, как описано выше. При подаче генератором ГПС-600 пены применяется брезентовая перемычка, устанавливаемая в проем помещения. Для установки брезентовой перемычки назначается расчет из 3-х пожарных. Пожарные №2 и №3 устанавливают распорки и зажимают перемычки в проеме. Пожарный № 1 вставляет генератор (ГПС-600) в отверстие.

Для работы с переносным лафетным стволом (ПЛС) назначается расчет из 2-х пожарных. Пожарный №1 переносит ПЛС, насадок, присоединяет к ПЛС и устанавливает его с пожарным №2, работает стволом. Пожарный №2 переносит лафет, с пожарным №1 устанавливает его и работает подствольщиком.

ПЛС-20П имеет насадки диаметром 25, 28 и 32 мм соответственно с расходом воды 19, 23, 30 л/с; пены - 12 м 3 /мин (имеется воздушно-пенный насадок), длина струи воды 61, 67, 66 м; пены - 32 м; масса ПЛС-20П - 27 кг, рабочее давление 0,6 МПа (6 кгс/см 2). Внутри приемного корпуса ПЛС имеется обратный шарнирный клапан, позволяющий присоединять и заменять рукавную линию без остановки работы ствола. ПЛС может работать от одной рукавной линии.

При работе с лафетным стволом с АЛ-30(131) она должна быть выдвинута на длину не более 20 м при максимальных углах ее наклона и в пределах безопасного поля ее работы.

При работе лафетным стволом с АЛ ствольщик закрепляется карабином за ступень, закрепляет рукавную линию задержкой за ступень лестницы, работает стволом вверх и вниз.

Если при работе лафетный ствол должен перемещаться вдоль здания (по периметру), ствольщик управляет им с земли при помощи веревки. Для работы с лафетным стволом, установленным на лифте АЛ-45, напорный рукав присоединяют к приемному патрубку лафетного ствола. Ствольщик управляет лафетным стволом, находясь в лифте.

Расчет для работы со стационарным лафетным стволом, установленным на крыше автомобиля - водитель и пожарный. Водитель управляет автомобилем и регулирует давление, пожарный управляет стволом. При работе ручным и лафетным стволами из люльки автоподъемника запрещается находиться в ней более чем двум пожарным одновременно.

Таблица 7.18

Технические показатели приборов подачи пены низкой и средней кратности

Ствол (пеногенератор) Напор у прибора, м Концентрация раствора, % Расход, л/с Кратность пены Подача (расход) по пене, м 3 /мин
воды пенообразователя
ПЛСК-П20 18,8 1,2
ПЛСК-С20 21,62 1,38
ПЛСК-С60 47,0 3,0
СВП 5,64 0,36
СВП-2 (СВПЭ-2) 3,76 0,24
СВП-4 (СВПЭ-4) 7,52 0,48
СВП-8 (СВПЭ-8) 15,04 0,90
ГПС-200 1,88 0,12
ГПС-600 5,64 0,36
ГПС-2000 18,8 1,2

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ВОРОНЕЖСКОЕ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Цикл практического обучения

С.А. Ильин

С.И. Минаков

Учебно-методическое пособие

по пожарно-строевой подготовке

В О Р О Н Е Ж –2003

Ильин С.А., Минаков С.И. Учебно-методическое пособие.

Воронеж: ВПТУ МЧС России, 2003 г. – 22 стр.

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Рабочей программой по учебной дисциплине "Пожарно-строевая подготовка".

Цель учебно-методического пособия – оказать помощь курсантам в углублении и расширении знаний, полученных на занятиях, а также при самостоятельном изучении материала в случае пропуска занятий.

Предназначено для курсантов ВПТУ МЧС России.

(С) Ильин С.А., Минаков С.И.

(С) ВПТУ МЧС России, 2003

Введение ……………………………………..……………………..……………… 1. Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями ………………………………..…………………………….……. 2. Установка пожарных автомобилей на водоисточник ………….…………… 3. Боевое развертывание от основных пожарных автомобилей ……………... 4. Работа с лестницей – палкой………………………………………………….. 5. Подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни……….. 6. Снятие выдвижной лестницы с автомобиля, переноска, установка и подъем по ней на 3-й этаж учебной башни ……………………………………….. 7. Подвеска штурмовых лестниц цепью и подъем по ним ……………………. 8. Комбинированный подъем со штурмовой лестницей по выдвижной 3-х коленной лестнице в окно 4-го этажа учебной башни ……………………... 9. Подъем на крышу и этажи многоэтажных зданий по автолестнице и с помощью коленчатого автоподъемника …………………………………….. 10. Сматывание спасательной веревки в клубок………………………………… 11. Закpепление спасательной веревки за конструкцию четырьмя способами. 12. Вязка двойной спасательной петли и одевание её на пострадавшего……... 13. Спасание людей из этажей здания……………………………………………. 14. Самоспасание из верхних этажей или с крыши здания…………………….. Литература ………………………………………………………….……………... 4 5 7 9 15 15 17 20 20 20 21 22 23 23 24 25

Введение

Пожарно-строевая подготовка (ПСП) - дисциплина изучает приемы и способы работы с пожарно-техническим вооружением (ПТВ), организацию проведения занятий с личным составом (инструкторско-методическая подготовка).

Пожарно-строевая подготовка является составной частью специальной подготовки пожарных. Она способствует повышению боеготовности личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России. Основными документами, определяющими организацию и порядок обучения личного состава приемам работы с приборами пожарно-техническим вооружением, являются Наставление по ПСП и Программа ПСП, которая состоит из программ начального и последующего периодов обучения пожарных.

Целью изучения дисциплины "Пожарно-строевая подготовка" является формирование и совершенствование навыков работы с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и специальным оборудованием, практических навыков обучаемых в организации и проведении занятий по пожарно-строевой подготовке, повышении уровня психологической устойчивости, обобщение и практическое применение передовых форм и методов подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России.

В процессе изучения курса "Пожарно-строевая подготовка" одновременно решаются задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, формирования строевой выправки.

В процессе обучения и воспитания курсантов применяются формы, методы и приемы обучения, выработанные российской педагогической наукой, теорией и практикой физического воспитания.

В результате изучения данной дисциплины выпускники должны:

Иметь представление:

Об основных требований руководящих документов по пожарно-строевой подготовке;

Об организации и проведении занятий с личным составом в роли начальника караула;

Значение и место пожарно-строевой подготовки в системе боевой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России;

Уставы, программы, наставления и другие документы, регламентирующие пожарно-строевую подготовку в подразделениях ГПС МЧС России;

Структуру, содержание форм и методов организации проведения занятий по пожарно-строевой подготовке;

Методы формирования, совершенствования, контроля и оценки знаний, умений и навыков;

Правила охраны труда в Государственной противопожарной службе.

Технически правильно выполнять приемы и действия, применять сигналы управления;

Методически правильно организовывать и проводить в дежурном карауле, части, отряде, теоретические, практические и другие виды занятий по пожарно-строевой подготовке;

Применять в практике обучения методы формирования, совершенствования, контроля и оценки знаний, умений, навыков;

Проверять, анализировать и оценивать качество проведения занятий;

Планировать и определять содержание планируемых документов, отрабатываемых и обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке;

Организовывать и проводить соревнования по пожарно-строевой подготовке;

Оказывать помощь и страховку, предупреждать и исправлять ошибки при обучении и выполнении упражнений по пожарно-строевой подготовке.

Основной метод изучения курса - практические занятия, которые носят, как правило, характер комплексной отработки индивидуальных и групповых упражнений. Тематика таких занятий определяется циклом "Практическое обучение". В период учебы курсанты обязаны не реже одного раза в год сдавать зачет по знанию правил по охране труда.

Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями.

Замена прокладок, соединение и разъединение соединительных рукавных головок, прокладка рукавной линии из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмеркой, наматывание рукавов на рукавную катушку.

Рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок.

Замена соединительных головок производится по команде «Прокладки заменить!» По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую, накладывает на кольцевой паз соединительной головки и утапливает ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда «Рукава соединить!» По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и поворачивает клыки навстречу друг другу до полного их соединения. Если усилий рук недостаточно для преодоления сопротивления прокладок, тогда головки прижимаются коленями и совместными усилиями рук и ног производится их соединение.

По команде «Рукава разъединить!» усилием рук повернуть и отсоединить соединительные головки.

Ручная прокладка рукавов производится по команде "Рукавную линию из скаток проложить". Пожарный берет две скатки, укладывает одну на землю, другую берет правой рукой за рукав у соединительных головок, а левой рукой с противоположной стороны скатки, с одновременным отклонением корпуса заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад левой ногой вперед, а правой рукой удерживает рукав. Перед окончанием раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю или присоединяет ее к выкидному патрубку насоса.

Удерживая в правой руке вторую соединительную головку, он берет вторую скатку, раскатывает ее, соединяет головки между собой и прокладывает рукавную линию дальше в заданном направлении.

Прокладка рукавной линии с задней рукавной катушки от АНР (АЦ) к месту пожара производится двумя номерами расчета пожарных и водителем. По команде на боевое развертывание расчет подбегают к катушке. Пожарный № 2 освобождает крепление чехла и снимает его с катушки. Пожарный № 1 освобождает фиксатор свободного вращения катушки, затем оба освобождают крепление катушки (каждый со своей стороны) и, придерживая руками за ее дуги, опускают катушку на землю. Двигаясь с катушкой, они прокладывают линию к указанной позиции. Водитель в момент снятия катушки освобождает соединительную головку у верхнего рукава и присоединяет ее к патрубку насоса.

Прокладка магистральной рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле "гармошкой", производится расчетом - один человек на два рукава. Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава и прокладывает этот рукав в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет соединительную головку третьего рукава, пожарный № 3 - пятого рукава и т.д. К напорному патрубку насоса рукавную линию присоединяет водитель.

Уборка рукавов в одинарную скатку выполняется одним пожарным. Одинарная скатка скатывается по всей длине от одного конца к другому. Команда «Рукав в одинарную скатку - скатать».

Уборка рукавов в двойную скатку производится двумя пожарными по команде «Рукав в двойную скатку - скатать». Рукав сгибается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче примерно на 0,7 м нижней. Скатывается рукав от места перегиба одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь вперед.

Уборка рукавов "восьмеркой" производится одним пожарным по команде «Рукав восьмеркой - убрать». Пожарный левой (правой) рукой берет конец рукава и, расставив обе руки несколько шире плеч, кладет на них рукав, затем сначала опускает левую (правую) руку вниз и подхватывает ею рукав снизу, потом правую (левую) руку, которой тоже подхватывает рукав снизу, левая рука в это время поднимается вверх. Таким образом, он продолжает наматывать рукав на руки.

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из 3-х пожарных. По команде "Рукава на заднюю рукавную катушку намотать" водитель закрепляет конец рукава с соединительной головкой на шпульке катушки, освобождает фиксатор шпульки и двумя руками удерживает рукав в натянутом положении; пожарные № 1 и № 2 берутся правой и левой рукой за диски шпульки, вращают её против часовой стрелки и наматывают ровными рядами шесть рукавов «А», соединенных между собой. Чтобы рукав не размотался, верхний конец его шофер закладывает под соседний виток и закрепляет фиксатор шпульки. Пожарные № 1 и № 2 надевают чехол на шпульку и подвешивают рукавную катушку на кронштейнах к автомобилю.

Складывание рукавов в "гармошку" производится двумя пожарными. Один перегибает рукав по размерам отсека кузова автомобиля и укладывает рукав в отсек, другой соединяет рукава между собой.

Уборка рукавных линий при низких температурах. По команде "Рукава в одинарные скатки - скатать" водитель снижает давление на насосе до слива воды из рукавов. Пожарные в первую очередь отсоединяют рукав, проложенный ближе к месту пожара, быстро скатывают его в одинарную скатку. Затем от места пожара к насосу отсоединяют остальные рукава, скатывают и убирают в автомобиль.



Поделиться