Нормативы по псп и тсп. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке. Необходимость проведения диагностики

1.1. Методика отработки нормативов на занятиях по пожарно­строевой подготовке. Общие положения

Профессиональная подготовка личного состава Федеральной проти­вопожарной службы МЧС России организуется и проводится на основании приказов, распоряжений и указаний Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий.

Порядок организации и направления обучения личного состава сис­темы Государственной противопожарной службы МЧС России определя­ется Программой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России на различных уровнях:

Структурных подразделений центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющих управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы;

Пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений;

Специальных подразделений Г осударственной противопожарной службы и органов их управления;

Структурных подразделений региональных центров по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющих управление и координацию дея­тельности Государственной противопожарной службы в пределах феде­рального округа;

Структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы в пределах субъ­ектов Российской Федерации или муниципального образования;

Органов управления Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации.

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обуче­ния личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной и спасательной техникой. Она направлена на достиже­ние высокого профессионального уровня подготовки личного состава и го­товности (слаженности) отделений и дежурных смен, максимального раз­вития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожа­ров.

Пожарно-строевая подготовка включает в себя:

Организацию и планирование процесса обучения (составление тема­тического плана, расписания занятий, плана проведения учебного занятия, перечня отрабатываемых нормативов);

Проведение учебных и инструкторско-методических занятий;

Контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков;

Повышение педагогической и профессиональной компетентности ру­ководителей занятий;

Контроль процесса обучения.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых. Тщательная разминка, подбор упраж­нений, соответствующих возможностям обучаемых, единая методика обу­чения, соблюдение физиологического и гигиенического режима занятий - важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

Тактико-специальная подготовка - обучение личного состава пожар­но-спасательных сил и специальных формирований МЧС России действи­ям в различных условиях обстановки, в том числе боевой.

Тактико-специальная подготовка нацелена на обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, включает в себя:

Изучение основ общевойскового боя;

Тактики действий обеспечиваемых пожарно-спасательных сил и спе­циальных формирований МЧС России и взаимодействующих специальных войск;

Организации и боевых возможностей подразделений пожарно­спасательных сил и специальных формирований МЧС России при дейст­виях в чрезвычайных ситуациях;

Обучение личного состава применению снаряжения, оборудования, вооружения и техники в различных условиях обстановки;

Боевое слаживание подразделений и воинских частей, а также отра­ботку согласованных действий подразделений пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России;

Совершенствование навыков начальников, командиров и органов управления в организации и осуществлении действий при ведении воен­ных действий, авариях, катастрофах и др. бедствиях.

Основным средством пожарно-строевой подготовки и тактико­специальной подготовки являются специальные прикладные упражнения. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техни­кой и аварийно-спасательным оборудованием, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического разви­тия личного состава.

Для достижения высокого уровня освоения специальных приклад­ных упражнений каждый руководитель органов управления и подразделе­ний пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно­технического профиля, должен:

Создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служеб­ных обязанностей;

Обеспечивать высокую профессиональную и методическую подго­товку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;

Осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обста­новку;

Обеспечивать действенное методическое руководство обучением;

Уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;

Учитывать при организации обучения и проведении занятий специ­фику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях аварийно-спасательной и пожарной техники, уровень под­готовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия - форма изучения главным образом теорети­ческих положений темы и принципов работы пожарной и спасательной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, кон­трольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования об­щих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, ре­шения общих и специальных задач физической и психологической подго­товки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологи­ческих качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача за­четов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой работы и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто использу­ются следующие методы практического обучения:

Информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);

Методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстра­ция, упражнения);

Методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повто­рение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);

Методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);

Инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, дос­тижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) ус­ловно можно разделить на четыре тесно связанных между собой этапа:

1 этап - создание предварительного представления об упражнении;

2 этап изучение упражнения;

3 этап закрепление и совершенствование двигательных навыков;

4 этап - проверка сформированности двигательных навыков и уров­ня их применения с помощью выполнения нормативов.

На 1 этапе для создания предварительного представления об упраж­нении руководитель занятия применяет следующие приемы:

Знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;

Показывает наглядные пособия для создания двигательных представ­лений об упражнении;

Демонстрирует приемы и технику их выполнения;

Объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двига­тельных действий;

Разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его эле­ментов;

Разрешает пробные попытки;

Информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;

Разрешает очередные попытки.

На 2 этапе разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у не­го новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражне­ний разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от под­готовленности личного состава и сложности упражнения разучивание про­водится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается це­лостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания про­стых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообраз­но разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методиче­ским преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упраж­нение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объеди­ненных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно.

На 3 этапе ставится задача - добиться стабилизации приемов и спо­собов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного соста­ва в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выпол­нять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках до­пустимых отклонений.

После того, как освоенное упражнение будет закреплено в стандарт­ных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривыч­ных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др. Контроль и исправле­ние ошибок - один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок сначала исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

На 4 этапе ставится задача по отработке нормативов на занятиях, что непременно способствует совершенствованию приемов и способов дейст­вий личного состава в условиях оперативно-тактических действий на по­жаре, овладению штатным пожарным и аварийно-спасательным оборудо­ванием, сокращению сроков приведения их в боевую готовность. Кроме того, нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава.

Структура учебного занятия

Учебное занятие, носящее проверочный (контрольный) характер, яв­ляется основной формой организации обучения личного состава, в рамках которого необходимо проверить реализацию средств, форм и методов обу­чения. Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке, содержаще­го выполнение норматива, характерно наличие четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.

Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к реше­нию задач подготовительной и основной частей занятия.

Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью обще­развивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подгото­вительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.

Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как систему приемов), элементами которой будут различные виды деятельно­сти руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функ­циональное назначение и последовательность определяются руководите­лем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обуче­ния. Упражнения, которые предполагают выполнение норматива обучае­мыми, должны соответствовать уровню развития их специальных и физи­ческих качеств и условиям обучения.

В основной части занятия решаются следующие главные задачи:

Развитие психологических и физических качеств обучаемых;

Оценка двигательных навыков, приемов и способов работы с пожар­ной техникой;

Контроль уровня овладения приемами и способами работы с пожар­ной техникой и оборудованием в составе отделения, дежурной смены на соответствие нормативному времени или иным условиям норматива.

Заключительная часть предусматривается с целью активизации вос­становительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.

Обязанности должностных лиц при организации учебных занятий по отработке нормативов

Подготовка учебных занятий предусматривает:

Личную подготовку руководителя занятия;

Выбор места проведения занятия;

Подготовку учебной материально-технической базы;

Определение состава помощников руководителя занятия, инструкто­ров, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обу­чаемых.

В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

Тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, те­матического плана и расписания занятия;

Подбор и изучение необходимых руководств и пособий;

Определение цели и задачи учебного занятия;

Подготовка содержания учебного материала (расчет учебного време­ни, определение объема учебных вопросов, количества пожарной и ава­рийно-спасательной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);

Выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обуче­ния;

Определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;

Уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;

Определение последовательности прохождения учебных мест и рас­смотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оцен­ка ее целесообразности;

Определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;

Определение состава помощников руководителя занятия, а также со­става расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;

Определение перечня мероприятий по подготовке помощников руко­водителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;

Решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки и функций террито­риальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом ру­ководителем занятия учебно-методическом документе, который представ­ляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

Обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;

Следить за точным выполнением требований нормативов и не допус­кать изменений условий и порядка выполнения упражнений;

Обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;

Создавать при обучении условия, приближенные к реальной обста­новке;

Напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, при­водится расчет материального обеспечения (материальные средства каж­дый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

Построения группы, расчета, приема рапорта;

Проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;

Доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;

Проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охра­ны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия преду­сматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и спе­циальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстро­та, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражне­ния выполняются после физических.

Структура основной части плана проведения занятия предусматри­вает упорядоченное описание учебных вопросов (специальных упражне­ний с пожарной техникой и оборудованием) и действий руководителя за­нятия по достижению целей занятия и решению учебных задач. В ней от­ражаются формы организации обучаемых (индивидуальная, поточная, фронтальная, групповая, круговая, поточно-круговая, интервально­круговая), методические приемы и методы обучения, требования к соблю­дению правил охраны труда, команды и другие вопросы, которые необхо­димо довести до сведения обучаемых, порядок использования помощников (командиров отделений), перечень вопросов для проверки, последователь­ность выполнения приемов и способов работы с пожарной техникой, ис­пользования схем, рисунков, таблиц, фильмов (диапозитивов) и техниче­ских средств обучения, порядок смены мест занятий и т. п.

В заключительной части отражаются содержание и последователь­ность разбора занятия, подведения итогов, приведения учебных объектов (мест занятия) в исходное состояние. Планируется как частный (по отдель­ным учебным вопросам), так и общий (по всему занятию) разбор.

нормативов

При отработке нормативов № 1.1, 2.1, 3.2, 4.3, 5.7, 5.8, 7.3, 9.3, 10.4,

11.2, которые являются обязательными для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных ор­ганов МЧС России, подразделений ФПС, а также на контрольных заняти­ях, должны учитываться следующие положения:

1. Нормативы распространяются на личный состав, участвующий и привлекаемый (допущенный) к организации тушения пожаров и проведе­нии аварийно-спасательных работ.

2. Женщинами производится отработка только норматива 11.2 «На­ложение первичной повязки».

3. Начальствующий состав ФПС отрабатывает и выполняет нормати­вы наравне со всем личным составом.

4. Нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава и подразделений ФПС.

5. Нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезо­ну.

Согласно ГОСТ Р 53264-2009 «Техника пожарная. Специальная за­щитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испы­таний», боевая одежда пожарного (БОП) - комплект многослойной специ­альной защитной одежды общего назначения, состоящий из куртки, брюк (полукомбинезона) и предназначенный для защиты пожарного от опасных и вредных факторов окружающей среды, возникающих при тушении по­жаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также от неблагопри­ятных климатических воздействий.

БОП подразделяется на два типа в зависимости от климатического исполнения:

БОП тип У предназначена для использования в климатических рай­онах с температурой окружающей среды от минус 40 °С до плюс 40 °С;

БОП тип X предназначена для использования в климатических рай­онах с температурой окружающей среды от минус 50 °С до плюс 40 °С.

БОП подразделяется на два вида в зависимости от применяемого ма­териала верха:

Вид П из материала с полимерным пленочным покрытием;

Вид Т из ткани синтетической термостойкой (текстильного материа­ла без покрытия).

По принадлежности БОП подразделяется для начальствующего и ря­дового состава. Рекомендуемые отличия для начальствующего состава - удлиненная куртка, цветовое решение куртки и брюк, расположение сиг­нальных элементов.

БОП должна состоять из куртки и брюк (полукомбинезона) с теплоизоляционными подкладками.

В комплекте БОП может быть предусмотрен капюшон. Размеры ка­пюшона должны обеспечивать его использование с пожарной каской.

Пакет материалов и тканей, используемых для изготовления куртки, брюк (полукомбинезона) БОП, должен состоять из материала верха, водо­непроницаемого слоя и теплоизоляционной подкладки. Допускается со­вмещать водонепроницаемый слой с теплоизоляционной подкладкой или материал верха с водонепроницаемым слоем (материал с полимерным пленочным покрытием). БОП типа X должна комплектоваться средствами защиты рук и подшлемником. БОП типа X должна дополнительно ком­плектоваться съемной теплоизоляционной подкладкой с удлинением в об­ласти спины или жилетом.

В комплекте боевой одежды пожарного используется подшлемник пожарного (ранее - подкасник). Согласно ГОСТ Р 53269 - 2009 «Техника пожарная. Каски пожарные. Общие технические требования. Методы ис­пытаний», подшлемник из термостойкого трикотажного полотна использу­ется и предназначается для дополнительной защиты головы пожарного от тепловых и климатических воздействий.

Согласно методическим рекомендациям по пожарно-строевой подго­товке 2005 г., снаряжение пожарных состоит из каски пожарной (шлема), пояса пожарного спасательного с карабином, с топором в кобуре, специ­альной защитной обуви (спецобуви), средств защиты рук.

Специальная защитная обувь (спецобувь) на сегодняшний день - это средство индивидуальной защиты ног пожарного (СИЗНП), согласно ГОСТ Р 53265 - 2009 «Техника пожарная. Средства индивидуальной защи­ты ног пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний», должна обладать комплексом защитных, физиолого-гигиенических и эрго­номических показателей, позволяющих пожарному выполнять действия по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также обеспечивать защиту от неблагоприятных климатических воздействий. СИЗНП подразделяются на кожаную и резиновую обувь. Допускается из­готовлять СИЗНП из других материалов, удовлетворяющих требованиям стандарта ГОСТ Р 53265-2009.

К средствам защиты рук, согласно ГОСТ Р 53264-2009 «Техника пожарная. Специальная защитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний», относятся рукавицы или перчатки, ис­пользуемые в комплекте с БОП и предназначенные для защиты кистей рук пожарного.

6. Начало выполнения норматива поданная команда (согласно ме­тодическим рекомендациям по ПСП 2005 г. или иным нормативным доку­ментам), окончание - в порядке, изложенном в условиях норматива.

7. Время выполнения норматива с личным составом, отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением ФПС отсчитывается по се­кундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива.

8. Время, затраченное на устранение недостатков, допущенных обу­чаемым (проверяемым), добавляется ко времени выполнения норматива, общая оценка выставляется по суммарному времени.

9. Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено грубых нарушений требова­ний правил, руководств, рекомендаций и инструкций, в том числе требо­ваний охраны труда. Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарного и аварийно­ спасательного оборудования, выполнение норматива прекращается и оце­нивается "неудовлетворительно". Обнаруженные технические неисправно­сти в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятст­вуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоро­вья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выяв­ленных неисправностях.

10. Перед выполнением нормативов по развертыванию пожарного и аварийно-спасательного оборудования обучаемые (проверяемые) выстраи­ваются у мобильного средства пожаротушения с любой стороны в сторону передних колес (направляющий против оси заднего колеса), двигатель ра­ботает на малых оборотах, пожарное и аварийно-спасательное оборудова­ние закреплено на своих местах, пожарные рукава уложены в скатках, дверцы отсеков закрыты. Перед выполнением нормативов, связанных с пуском двигателя, он должен быть предварительно прогрет (подготовлен) в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации. При установке мобильного средства пожаротушения на водоисточник зад­няя рукавная катушка (при ее наличии) при необходимости предваритель­но снимается и убирается в сторону. Всасывающий патрубок насосной ус­тановки находится на расстоянии 3 м от пожарного гидранта, крышка гид­ранта открыта, колпачок стояка закрыт.

11. Нормативы в подъеме по пожарным лестницам личный состав выполняет с помощью страхующих устройств (средств).

12. При определении оценки за выполнение норматива личным со­ставом различных возрастных групп или затрудняющих условиях необхо­димо вводить поправочные коэффициенты, значения которых умножать на исходное время, предусмотренные нормативами по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной проти­вопожарной службы. При одновременном действии нескольких затруд­няющих факторов максимальное увеличение времени на выполнение нор­матива производится последовательным умножением исходного времени на соответствующие поправочные коэффициенты.

Порядок определения оценки

Нормативы проверяются при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных органов МЧС России, подразделе­ний ФПС, а также на плановых и контрольных занятиях и учениях.

Если норматив выполняется несколько раз (не более трех), то оценка за выполнение нормативов определяется по последнему показанному результату.

Оценка за выполнение норматива личным составом, отделением, сме­ной, караулом определяется:

"отлично", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "отлично";

"хорошо", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "хорошо";

"удовлетворительно", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если норматив выполнен ниже времени для по­ложительной оценки.

Индивидуальная оценка сотруднику (работнику) за выполнение не­скольких нормативов и оценка подразделению ФПС за выполнение нормати­вов в составе отделения, караула (смены) определяется по оценкам, получен­ным за выполнение каждого норматива, и считается:

"отлично", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой "отлично", а остальные - с оценкой "хорошо";

"хорошо", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой не ниже "хорошо", а остальные - с оценкой "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если не менее 70% проверенных нормативов вы­полнены с положительной оценкой, а при оценке по трем нормативам выпол­нены два, при этом один из них - с оценкой не ниже "хорошо".

Оценка за выполнение одиночных нормативов отделению, караулу (смене) выводится по индивидуальным оценкам сотрудников (работников) и определяется:

"отлично", если не менее 100% сотрудников (работников) получили по­ложительные оценки, при этом более 50% сотрудников получили оценку "от­лично";

"хорошо", если не менее 100% сотрудников (работников) получили по­ложительные оценки, при этом более 50% сотрудников получили оценку не ниже "хорошо";

"удовлетворительно", если не менее 90% сотрудников (работников) по­лучили положительные оценки.

При проверке выполнения нормативов в составе отделения, караула и индивидуальных нормативов общая оценка подразделению за выполнение нормативов определяется:

"отлично", если первая оценка "отлично", а вторая не ниже "хорошо"; "хорошо", если первая оценка "хорошо", а вторая не ниже "удовлетвори­тельно";

"удовлетворительно", если обе оценки не ниже "удовлетворительно".

Методический план

проведения занятий с личным составом дежурного караула

по пожарно-строевой подготовке.

Тема: Отработка норматива по ПСП 1.1; 4.2; 4.3; 4.4 (30 метров).

Цель занятия: отработка нормативов по ПСП, а также воспитание и поддержание основных физических качеств, психической устойчивости, укрепление здоровья л/с, приобретение и стабилизация у них двигательных умений и навыков.

Метод проведения: Практическое.

Место проведения: Гараж

Дата проведения:

Отводимое время: 2 учебных часа 1400– 1530

Литература используемая при подготовке к занятию:

1. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы утвержденные главным военным экспертом Министерства Российской Федерации по делам , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковником 10.05.2011

2. Приказ Минтруда России от 01.01.2001 N 1100н
"Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37203)

Правила охраны труда:

На всех занятиях по пожарно-строевой подготовке необходимо приступать к выполнению упражнения после достаточного разогрева мышц туловища и готовности сотрудника;

При выполнении упражнения главное внимание сотрудника должно быть сосредоточено на отработке данного упражнения;

К выполнению упражнения приступать только после команды руководителя занятия.


Начинать выполнение упражнения только после поданной руководителем команды

Выполнять норматив в боевой одежде и снаряжении;

Правила охраны труда при выполнении нормативов:

Строго соблюдать условия выполнения упражнения

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2-5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной , порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

ХОД ЗАНЯТИЯ И РАСЧЁТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

1. Вводная часть (время): 5 минут.

    построение личного состава; проверка готовности личного состава и состояния места проведения занятия; довести до личного состава цель и учебные вопросы занятия; проверка знаний вопросов темы, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой и ПТВ.

2. Подготовительная часть (время): 10 минут.

Общее укрепление организма и разминка перед основной частью занятия


упражнения

Описание

упражнения в

терминологии

Количество

повторений

Назначение

упражнения

(воздействие)

Методические указания (на что обратить внимание)

разминочный бег

разогреть все мышцы тела

проводить в колонне по одному

поднимание прямых рук вперёд, вверх, в стороны

общеразвивающие

ноги на ширине плеч

наклон головы в стороны

общеразвивающие

поочерёдно в правую и левую сторону

наклоны туловища

общеразвивающие

руками дотянуться до ступней

выпрыгивание из упора «присев»

общеразвивающие

руки находятся у головы,

в «замке»

круговые движения руками

общеразвивающие

движения по часовой и против часовой стрелки


3. Основная часть (время): 70 минут.

Основные элементы занятия,

учебные вопросы

и время на их отработку

Действия руководителя занятия и помощника

Построение; проверка боевой одежды и состояния; проверка наличия л/с; объявление темы, целей занятия; инструктаж по охране труда.

Условия выполнения норматива:

1. Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов - под пояс.

2. Исполнитель стоит в положении "смирно" в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним.

3. Окончание: боевая одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.

Время норматива:


Условия выполнения норматива:

Время норматива:

2. Окончание: спасательная петля надета на спасаемого. Длинный конец веревки намотан на карабин


Условия выполнения норматива:

1. Исполнитель стоит в одном метре от спасаемого, лежащего на спине, со спасательной веревкой в чехле, надетом на плечо. Конец веревки длиной 50 сантиметров находится в руке у исполнителя.

2. . Веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан

Время норматива:

Условия выполнения норматива:

1. Исполнитель стоит в одном метре от размотанной веревки, один конец веревки находится в руке.

2. Веревка смотана в клубок, свободный конец веревки заправлен в середину клубка, клубок уложен в чехол

Время норматива:

Выполнение норматива № 1.1 по ПСП

Надевание боевой одежды и снаряжения

Выполняется по команде: «Боевую одежду и снаряжение индивидуально (в составе отделения) одеть».

Выполнение норматива № 4.2 по ПСП

Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого

Выполняется по команде: «Двойную спасательную петлю с надеванием ее на спасаемого-связать»

Выполнение норматива № 4.3 по ПСП

Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов)

Выполняется по команде: «Спасательную веревку за конструкцию здания способом №… закрепить».

Выполнение норматива № 4.4 по ПСП

Сматывание спасательной веревки в клубок длиной: на правильность

Выполняется по команде: «К сматыванию спасательной верёвки на правильность-приступить»

4. Заключительная часть (время): 5 минут.

    подведение итогов;. частный (по отдельным учебным вопросам) и общий (по всему занятию) разбор; задание на самостоятельную подготовку: Повторить отработку нормативов по ПСП № 1.1; 4.2; 4.3; 4.4.

Один из методов пренатального диагностирования патологических состояний плода носит название кардиотокографии. Этот способ широко распространен за счет безопасности для будущей матери и младенца, стабильности и информативности выдаваемых информативных показателей, простоты проведения обследования.

Основу методики составляет принцип Допплера. Частоту сердечных сокращений малыша улавливает ультразвуковой датчик, сокращения матки – тензометрический. КТГ регистрирует сердечный ритм ребенка в состоянии движения и покоя, а также в ответ на воздействие извне.

В нашей статье мы хотим рассказать о сроках проведения обследования, способах расшифровки его показателей и какие параметры ПСП (показателей состояния плода) при интерпретации данных свидетельствуют о том, что КТГ в норме.

Необходимость проведения диагностики

Кардиотокография является обязательным методом обследования беременных женщин. Согласно приказу Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 572 от 1. XI. 2012 г. диагностическую процедуру проводят 3 раза в III триместре гестации и в период родового процесса.

Это необходимо для определения:

  • частоты сокращений матки;
  • оценивания состояния младенца в материнской утробе и во время родов;
  • выявления кислородного голодания плода;
  • решения вопроса о способах родоразрешения.

Дополнительно диагностику проводят при многоплодной и резус-конфликтной беременности, мало- или многоводии, перенашивании или угрозе прерывания гестации, оценивании эффективности проводимой терапии фетоплацентарной недостаточности, задержке развития будущего ребенка, а также при наличии у беременной женщины:

  • отягощенного акушерского анамнеза;
  • позднего токсикоза;
  • сахарного диабета;
  • артериальной гипертензии;
  • анемии;
  • гипертиреоза;
  • тяжелой экстрагенитальной патологии.

Сроки проведения КТГ

Регуляция сокращений сердечной мышцы плода вегетативной нервной системой начинается с 28-й акушерской недели, а частота сердцебиений малыша реагирует на его двигательную активность. На 32-й неделе завершается формирование цикличности бодрствования и сна будущего младенца. Именно в этот период и показано проведение первого диагностического обследования.

При отсутствии осложнений беременности КТГ проводят каждые 10 дней. В случае развития патологических состояний проведение диагностики необходимо ежедневно – до нормализации показателей либо до решения вопроса о начале родов. Во время родового процесса период схваток (даже при отсутствии отклонений от нормы) необходимо контролировать параметрами кардиотокограммы – процедуру проводят каждые три часа. При развитии осложнений частоту проведения исследований определяет акушер-гинеколог.

Перед началом проведения КТГ врачу нужно получить у будущей матери письменное согласие

Как подготовиться к диагностической процедуре?

Сложной подготовки к проведению обследования не требуется. Специалист, который наблюдает женщину в течение всей беременности должен ознакомить ее с некоторыми правилами:

  • Исследование безопасно для ребенка и безболезненно для нее.
  • Процедуру не проводят на голодный желудок, однако лишь спустя 2 часа после приема пищи.
  • Проведение КТГ может длиться до 40 минут, поэтому перед началом диагностики нужно посетить туалет.
  • Во время процедуры запрещено двигаться или изменять положение тела.

Исследование могут проводить наружным (непрямым) и внутренним (прямым) методом. Внутреннюю кардиотокографию проводят только в процессе родовой деятельности:

  • при вскрытии плодного пузыря и излитии вод;
  • раскрытии маточного зева более 2 см.

Для проведения обследования наложение специального спиралевидного электрода производят на кожные покровы головки плода, а сокращения матки регистрирует датчик, введенный с помощью интраамниального катетера. Внутренняя КТГ считается инвазивной, в акушерской практике ее применяют только в при определенных обстоятельствах.

Для проведения наружной КТГ пациентку укладывают либо полусидя, либо на левый бок. Ультразвуковой датчик, обработанный специальным гелем для обеспечения максимального контакта с кожными покровами, крепят на переднюю брюшную стенку. Тензометрический датчик размещают в проекции правого угла полости матки. С помощью специального устройства пациентка самостоятельно регистрирует двигательную активность малыша.

Диагностическая процедура длится от 20 до 40 минут – это связано со сменой периодов бодрствования и сна младенца. Базальный ритм сокращений сердечной мышцы регистрируют в течение 20 минут – до фиксации двух шевелений, которые длятся не меньше четверти минуты и вызывают ускорение частоты сердечных сокращений на 15 ударов в течение 60 секунд.

Проведение нестрессовой и стрессовой кардиотокографии

Для оценивания параметров состояния плода подсчитывают количество шевелений младенца, оценивают его биофизический профиль и результаты нестрессового и стрессового теста.


Шевеления плода будущая мама подсчитывает самостоятельно – ей дают пульт, оснащенный кнопкой, которую нужно нажимать во время активности ребенка

Если существует риск развития внутриутробной гипоксии, подсчитывать шевеления плода необходимо в течение одного часа. В норме на записи КТГ они регистрируются не реже 10 раз за 60 минут. Пациентку предупреждают – если двигательная активность ребенка снижается, необходимо срочно обращаться к врачу. При существовании высокого риска недостатка кислорода в материнской утробе применяются чувствительные способы оценивания состояния плода:

  • Нестрессовый тест – изучение изменений ЧСС плода во время его двигательной активности. Преимуществом данной методики является ее неинвазивность и небольшая продолжительность – регистрация ритма сердцебиения проводят в естественных условиях.
  • Стрессовый тест – оценивание изменения ЧСС в ответ на маточные сокращения, вызванные функциональными пробами (окситоциновой, маммарной, атропиновой, акустической). Эту методику используют при неудовлетворительных результатах нестрессовой КТГ.

Расшифровка результатов КТГ

При интерпретации полученной записи исследования оцениваются показатели:

  • базального ритма сердцебиений плода;
  • колебаний частоты сокращений мышцы сердца, происходящих независимо от маточных сокращений;
  • периодических изменений базального ритма, которые происходят в ответ на схватку;
  • амплитуды – разницы значений ЧСС между параметрами базального ритма и периодическими колебаниями;
  • времени восстановления – периода, следующего за окончанием схватки и возврата к базальному сердечному ритму плода;
  • акцелераций – учащения ЧСС, возникающего в ответ на шевеление, сокращения миометрия (мышечного слоя матки) и тесты (является благоприятным признаком удовлетворительного состояния плода);
  • делераций – уменьшения ЧСС.

Анализ показателей состояния плода

На основании графических итоговых данных, полученных при выполнении диагностической процедуры, квалифицированный специалист, используя математические расчеты, выводит значение ПСП. При интерпретации параметров КТГ учитывают умение организма крохи адаптироваться к изменениям жизнедеятельности, так называемый индекс реактивности. Его показатель обусловлен непосредственной реакцией нервной системы плода на воздействия извне.


КТГ необходимо выполнять во время бодрствования младенца, если фаза сна длится более получаса, врач предлагает женщине изменить положение тела или съесть кусочек шоколада

Чтобы при расшифровке кардиотокограммы не допустить ошибок и иметь полную картину реактивности малыша, врач сопоставляет результаты исследования с данными клинического анамнеза. В тканях плаценты могут происходить различные физиологические реакции, которые препятствуют транспорту кислорода ребенку (несмотря на то, что в крови матери его содержится в достаточном количестве).

Это явление отражается на функциональной деятельности сердечной и сосудистой систем плода. Однако такое нарушение не фиксируется графической записью КТГ. Если причиной недостаточной доставки кислорода в циркулирующий кровоток матки является нарушение морфологической структуры плаценты – это будет отражено на показателях КТГ .

В некоторых случаях поступление кислорода в организм крохи снижается из-за осуществления им защитной реакции. Показатели КТГ при этом в норме, а плод страдает гипоксией.

Важность оценивания ПСП

После тщательного изучения графических результатов КТГ, врач определяет показатели состояния плода:

  • Референсное значение этого параметра составляет меньше 1,0. В том случае, если индекс равен 1,05 акушер-гинеколог рекомендует провести повторное исследование.
  • Если параметры колеблются в диапазоне от 1,1 до 2,0 – это состояние характеризует начало развития у плода неблагоприятных нарушений. Назначаются соответствующие лечебно-профилактические мероприятия и повтор КТГ спустя 7 дней.
  • Пределы от 2,1 до 3,0 свидетельствуют о выраженных расстройствах состояния ребенка. Беременной женщине необходимо наблюдение в стационаре.
  • Показатель более 3,0 указывает на критическое состояние. В этом случае будущую маму необходимо срочно госпитализировать для принятия решения об экстренном родоразрешении.


Нарушение поступления кислорода может быть временным, к примеру – из-за изменения кровотока вследствие прижатия головки плода к пуповине в момент проведения обследования, это может отразиться на графике КТГ, хотя на самом деле патологии не существует

Точность такого оценивания составляет 90%, однако на основании только этого результата никакие решения не принимаются – практикующие акушер-гинекологи рассматривают всю историю течения гестации. Отклонения параметров может быть вызвано не только аномалиями развития младенца (анемией, сердечной недостаточностью, гипоксией), но и некоторыми проблемами со здоровьем будущей мамы (повышением температуры) или состоянием крохи, не связанное с патологиями (фазой сна во время проведения диагностической процедуры).

В заключении всей вышеизложенной информации хочется отметить, что кардиотокография является дополнительным способом наблюдения за течением периода вынашивания младенца. Ее итоговые данные учитывают в совокупности с другими диагностическими исследованиями. Поэтому беспокоиться в случае получения результатов с изменениями референсных значений не стоит. Необходимо обсудить эти данные со своим акушер-гинекологом.

(Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава ФПС», 10.05.2011 г. (П.В.Плат))

являются обязательными для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС, а также на контрольных занятиях .

Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке - это временные, количественные и качественные показатели выполнения определенных задач, приемов и действий сотрудниками (работниками), курсантами и слушателями (далее - личный состав) федеральной противопожарной службы, отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями федеральной противопожарной службы (далее – подразделениями ФПС), образовательными учреждениями МЧС России, с соблюдением последовательности (порядка), изложенных в сборнике нормативов.

Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке распространяются на личный состав участвующий и привлекаемый (допущенный) к организации тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Отработка нормативов женщинами производится только по разделу 11- оказание первой помощи.

№ п/п Вид боевой и специальной одежды и снаряжения Время, сек. Условия выполнения
отлично хорошо удовлетворительно
1.1 Надевание боевой одежды и снаряжения - индивидуально - в составе отделения 1. Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов - под пояс. 2. Исполнитель стоит в положении "смирно" в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним. 3. Окончание: боевая одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.
2.1 Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража)
АЦ 40 (130) 63Б-ЗИЛ 1. Боевая одежда и снаряжение уложены так, как определено условием выполнения норматива № 1.1 2. Автомобиль находится в боевом расчете и располагается в гараже части. Двигатель автомобиля прогрет, тормозная система готова к применению. 3. Личный состав отделения, караула (смены) находится в караульном помещении части и располагается произвольно. Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение. Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля. 4. Окончание: автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделения караула (смены) находится в автомобиле. Дверцы закрыты. Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобиля (ей). Примечание: Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля.
Отделение
Караул (смена)
Отделение
Караул (смена)
Отделение
Караул (смена)
Отделение
Караул (смена)
Отделение
Караул (смена)
3.2 Прокладка магистральной рукавной линии диаметром 77 мм одним исполнителем на: 3 рукава 1. Рукава в скатках уложены в отсеках пожарного автомобиля. 2. Окончание: рукавная линия проложена (без разветвления) и присоединена к напорному патрубку насосной установки, ствольщик на позиции.
4 рукава
5 рукавов
6 рукавов
7 рукавов
4.3 Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов) 1. Исполнитель стоит в одном метре от места закрепления веревки (конструкции). Веревка в чехле, надетом на плечо. Конец веревки длиной 50 сантиметров находится в руке у исполнителя. 2. Веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан
5.7 Подъем по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Исполнитель стоит на линии старта, не отрывая лестницы от земли. 2. Лестница подвешена в окно четвертого этажа учебной башни. 3. Исполнитель обеими ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни.
5.8 Подъем по установленной выдвижной лестнице в 3-ий этаж учебной башни 1. Выдвижная лестница установлена и закреплена за седьмую ступеньку. Первый номер стоит около лестницы, руками держится за тетивы, левой ногой стоит на первой ступеньке. Второй номер стоит между стеной и лестницей, прижимает ее к башне и удерживает лестницу за тетивы. 2. Первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни.
7.3 Установка автоцистерны на водоем Боевой расчет 2 чел. 1. Автоцистерна установлена у водоема, укомплектована двумявсасывающими рукавами по4 метракаждый. 2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав. В скобках указано время с пуском воды.
АЦ 40 (130) 63Б-ЗИЛ 39(75) 45(82) 52(88)
Для других АЦ на шасси автомобиля ЗИЛ 47(83) 53(90) 60(96)
Для АЦ на шасси автомобиля Камаз 56(92) 62(99) 69(105)
Для АЦ на шасси автомобиля Урал 46(81) 53(88) 60(95)
Для АЦ на шасси автомобилей иностранного производства 47(83) 53(90) 60(96)
9.3 Перекусывание стальной арматуры d 18 мм с помощью: Инструмент разложен на площадке на расстоянии 6 м от места перекусывания арматуры. Арматура перекусана.
«Спрут» ГАСИ иностранного производства 50 с 55 с 60 с
«Медведь» («Экотон») 70 с 75 с 85 с
10.4 Надевание общевойскового защитного комплекта и фильтрующего противогаза индивидуально: Обучаемые находятся в строю. Средства защиты при обучаемых.
3 мин 3 мин 20 с 4 мин По командам «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть», «Газы» обучаемые надевают защитные чулки, защитные плащи в рукава, противогазы, защитные перчатки.
4 мин 35 с 5 мин 6 мин По командам «Защитный комплект надеть», «Газы» обучаемые надевают средства защиты ОЗК в виде комбинезона, противогазы. Время выполнения норматива отсчитывается с момента подачи команды до построения обучаемых.
11.2 Наложение первичной повязки: Пострадавший лежит. Обучаемый находится в удобном для него положении у пострадавшего. Время, затраченное на обнажение раны, не учитывается (допускается бинтование поверх обмундирования). Перевязочный материал и другие средства оказания первой медицинской помощи (жгуты, бинты) находятся в руках обучаемого или рядом с ним. При наложении повязки время отсчитывается с момента развертывания перевязочного материала до закрепления повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта). Ошибки, снижающие оценку на 1 балл: 1. Повязка наложена слабо (сползает) или образуются «карманы», складки. 2. Повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.
повязка на правый (левый) глаз; 1 мин 25 с 1 мин 35 с 1 мин 45 с
повязка на правое (левое) ухо; 1 мин 1 мин 15 с 1 мин 30 с
повязка на локтевой (коленный) сустав; 1 мин 10 с 1 мин 20 с 1 мин 30 с
повязка на плечевой сустав; 1 мин 15 с 1 мин 20 с 1 мин 30 с
«восьмиобразная» повязка на грудь (накладывается одним пакетом и бинтом); 2 мин 10 с 2 мин 20 с 2 мин 30 с
повязка на голеностопный сустав 1 мин 5 с 1 мин 10 с 1 мин 15 с


Приложение №5

Примерный расчет

времени по организации несения караульной службы личным

составом караула (дежурной смены) подразделения

пожарной охраны

№ п/п Наименование мероприятия Время проведения, час.мин.
Смена караулов (дежурных смен) 8.00 - 8.30
Подготовка к занятиям 8.30 - 9.00
Занятия согласно расписанию: первый учебный час; второй учебный час; третий учебный час; четвертый учебный час 9.00 - 9.45 9.50 - 10.35 10.45 -11.30 11.40 -12.25
Время приема пищи 12.30 -13.30
Время психологической разгрузки 13.30 -14.00
Оперативно-тактическое изучение объектов. Отработка документов предварительного планирования 14.00 -15.30
Уход за пожарной (аварийно-спасательной) техникой пожарно-техническим вооружением, аварийно- спасательным оборудованием 15.30 -16.30
Административно-хозяйственные мероприятия по улучшению условий, режимов труда и отдыха личного состава 16.30 -18.00
Спортивно-массовые мероприятия 18.00 -19.00
Время приема пищи 19.00 -20.00
Самостоятельная учеба, выполнение индивидуальных заданий, изучение нормативных документов 20.00 -21.00
Культурно-досуговая работа, информирование личного состава, прослушивание радио и просмотр телепрограмм, время личных потребностей 21.00 -22.30
Вечерний туалет 22.30 -23.00
Отдых. Несение караульной службы, охрана помещений и территории подразделения пожарной охраны 23.00 - 6.00
Подъем, утренний туалет 6.00 - 6.30
Время приема пищи 6.30 - 7.15
Подготовка к смене караулов (дежурных смен) 7.15 - 7.45

Приложение №6

Тактико-технические характеристики ПТВ и оборудования

1. ТТХ ствола «А» РС – 70, площадь тушения – 70 м 2 , напор – 40 м. (4 атм.), диаметр насадка – 19 мм, расход - 7,4 л/с, диаметр со свернутым насадком – 25 мм., расход 13,6 л/с, условный проход соединительной головки – 70 мм.
2. ТТХ ствола «Б» РСК- 50, площадь тушения – 35 м 2 , расход – 3,7 л/с, напор – 40 м. (4 атм.), диаметр насадка – 13 мм
3. ТТХ ГПС-600 по воде – 5,64 л/с
по раствору – 6 л/с
по пене 600 л/с
4. Площадь тушения 1 ГПС-600 ЛВЖ – 75 м 2
ГЖ – 120 м 2
при объемном тушении – 120 м 3
предельное продвижение пены по горизонтальной поверхности – 30-35 м
5. ТТХ СВП Ствол для получения воздушно-механической пены низкой кратности
по воде – 5,64 л/с
по пенообразователю – 0,36 л/с
по раствору – 6 л/с
давление – 6 Атм
6. Ствол лафетный ПЛС Диаметр насадка – 25 мм, расход – 16,7 л/с, диаметр насадка – 28 мм, расход – 21,0 л/с, диаметр насадка – 32 мм, расход – 28,0 л/с давление – 6 Атм
7. Глубина тушения ручными стволами -5 м
Лафетными стволами – 10 м
8. Пропускная способность рукава Диаметр 51 мм -10,2 л/с
Диаметр 66 мм -18,8 л/с
Диаметр 77 мм – 23,3 л/с
9. Объем рукава Диаметр 51 мм -40 л
Диаметр 66 мм -70 л
Диаметр 77 мм – 90 л
10. ТТХ Г - 600 Номинальная подача воды– 10 л/с
Обеспечивает работу 1 ст.А или 2 ст Б
Предназначен для забора воды из открытых водоисточников при высоте подъема до 20 м., с расстояния 100 м, при толщине слоя – 5…10 см.
11. Сетка всасывающая СВ – 125 - предназначена для удержания воды во всасывающей линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения его от попадания посторонних предметов, для управления применяется веревка длиной 12 м.,
12. Водосборник ВС-125 - предназначен для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса

Приложение №7

Сроки испытания пожарно-технического вооружения, оборудования

(Приказ МЧС России от 31.12.2002 №630 «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России»)

Электрозащитные средства

Учебные объекты


Приложение №8

Оформление подразделений ФПС

системы МЧС»)

В караульном помещении, гараже, учебном классе, других помещениях для личного состава на видном месте (места определяются начальником пожарной части (подразделения) размещаются: табель основных обязанностей личного состава отделений караула, расписание занятий, распорядок дня,
обязанности лиц внутреннего наряда, условные и графические обозначения пожарной и аварийно-спасательной техники, правила пожарной безопасности, нормы снабжения личного состава вещевым имуществом, правила ношения формы одежды, необходимые инструкции.

Вывешиваемые в помещениях портреты и картины должны быть в рамках, а плакаты и другие наглядные пособия - на стендах. В помещениях разрешается иметь цветы.

Комнаты должны быть пронумерованы. На наружной стороне входной двери каждой комнаты вывешивается табличка с указанием номера комнаты и ее назначения.

Таблички размещаются на высоте 170 см от пола до их нижнего края. Номера комнат размещаются выше табличек с указанием назначения комнаты.

Размеры табличек: ширина - 25 см, высота - 10 см; высота цифр - до 6 см, высота букв основной надписи - до 3 см, других надписей - до 1 см. Размеры табличек с номерами комнат: ширина - 10 см, высота - 7 см.

Надпись на табличках наносится без наклона, прямым шрифтом, на красном фоне бронзовой (желтой) краской.

Внутри каждого помещения с правой или с левой стороны от входа вывешивается опись имущества, находящегося в комнате, помещении по рекомендуемому образцу согласно приложению № 5 к настоящей Инструкции подписанная должностным лицом, ответственным за хозяйственную деятельность.

Опись оформляется в рамке, цвета естественного дерева, размером 210 х 297 или 210 х 148 мм, ширина панели рамки - 2 см, толщина - 1,5 см, фаска под стекло - 0,5 - 1 см, покрытого бесцветным лаком, под оргстеклом (стеклом) и вывешивается на высоте 160 см от пола и на расстоянии 20 - 30 см от дверной рамы.

В помещении гаража подразделения пожарной охраны устанавливаются стеллажи для укладки специальной боевой одежды и снаряжения из расчета 100 % обеспеченности штатной численности расчета (дежурной смены) и 100 % резерва с учетом усиления службы.

На наружной части створы ворот гараж (в центре створы ворот) в установленном порядке размещается малая эмблема МЧС России размером 297 х 420 мм.

Образец

имущества, находящегося____________________________

(№ комнаты, помещения)

Примечания:

1. Опись предназначена для учета имущества (мебели, инвентаря и оборудования), находящегося в
помещении (комнате) подразделения, учреждения, склада, парка, гаража, мастерской и т.д.

2. Опись составляется в одном экземпляре и подписывается лицом, ответственным за сохранность имущества
в данном помещении (комнате).

3. При изменении количества предметов материальных средств в помещении (комнате) составляется новая


Приложение №9

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

(Приказ МЧС России от 18.09.2012 №555 «Об организации материально-технического обеспечения

системы МЧС»)

п. 244 приказ №555-12

Техническое обслуживание техники в зависимости от периодичности и
объема работ подразделяется на следующие виды:

а) для техники повседневного использования :

контрольный осмотр (перед выходом из пункта постоянной дислокации учреждения, при заступлении личного состава на дежурство с привлечением техники, на привалах и остановках, перед преодолением водной преграды и после ее преодоления);

техническое обслуживание техники на пожаре, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (учений);

номерные виды технического обслуживания (далее - ТО-1, ТО-2 и т.д.);

б) для техники, содержащейся на хранении :
ежемесячное техническое обслуживание;
полугодовое техническое обслуживание;
годовое техническое обслуживание;
регламентные работы.

Кроме указанных видов технического обслуживания на технике устраняются неисправности и проводятся другие работы, а также может проводиться подготовка техники к эксплуатации в сложных условиях и к ее транспортированию.

п. 254 приказ №555-12

В соответствии с назначением и характером выполняемых работ
ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

для автомобилей - текущий, средний, капитальный;

для агрегатов - текущий, капитальный.

п. 273 приказ №555-12

Отремонтированный пожарный автомобиль (агрегат) подвергается диагностированию (при наличии поста диагностики) или испытаниям:

пожарный автомобиль - пробегу 2-5 км; агрегат - работе продолжительностью 0,5 часа.

п. 277 приказ №555-12

Перед постановкой на боевое дежурство пожарный автомобиль подвергается:

после капитального ремонта - пробегу 400 км и работой специальных агрегатов продолжительностью 2 часа;

после среднего и текущего ремонтов (с заменой или при капитальном ремонте одного из основных агрегатов) - пробегу 150 км и работе специального агрегата продолжительностью до 2 часов.


Приложение №10

Маркировка рукавов

(Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов, Москва 2008)

На напорных рукавах, кроме заводской, должна наноситься маркировка их принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер (рис.1).

Рис. 1 Маркировка напорного рукава.

На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка (рис.2) состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе порядковый номер рукава.

Рис. 2 Маркировка напорного рукава

Маркировка наносится на расстоянии 500-1000 мм от каждой соединительной головки несмываемой не осыпающейся краской красного цвета по трафарету, высота цифр должна быть 60 мм.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее одного раза в 6 месяцев при плановых проверках, а также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром, и после ремонта.


Приложение №11

Формы докладов

(Приказ МЧС России 05.04.2011 № 167 «Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны»)

Дневальный по гаражу при посещении пожарной части должностными лицами, имеющими право на проверку караульной службы, докладывает по форме: «Дневальный по гаражу сержант Тихонов. Начальник караула на выход».

У лиц, прибывших для проверки подразделения, начальник (руководитель) караула (дежурной смены) требует предъявления предписания на право проверки и удостоверения личности. В дневное и вечернее время подает команду: "СМИРНО", после чего докладывает по форме "Товарищ майор или товарищ проверяющий. Дежурит первый караул..., в карауле... (докладывает, сколько единиц пожарной и аварийно-спасательной техники находится в карауле, чем занят личный состав, при наличии происшествий докладывает о них). Начальник первого караула лейтенант внутренней службы Журавлев или начальник первого караула Журавлев", после доклада сопровождает прибывших лиц.

У других лиц, прибывших в подразделение, начальник (руководитель) караула (дежурной смены) выясняет цель прибытия и сопровождает прибывших к руководству подразделения.

Радиотелефонист при посещении помещения ПСЧ должностными лицами, имеющими право на проверку караульной службы, докладывает по форме: «Товарищ майор. Диспетчер Петрова. Связь исправна».

Начальник части докладывает по форме: «Товарищ майор. Начальник части майор Петров».

В случае отсутствия дежурного караула в подразделении начальник части докладывает: «Дежурный караул выехал на тушение пожара (ликвидацию ЧС), сколько единиц пожарной и аварийно-спасательной техники находится в карауле, при наличии происшествий докладывает о них).

ПОСТРОЕНИЯ КАРАУЛА (ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ) ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

В П П В П П В П Д1 ДЗ1
НК (РДС) ПНК (ПРДС) КО П П КО П П КО П П Д

РДС - Руководитель дежурной смены

НК - Начальник караула

ПРДС - Помощник руководителя дежурной смены

ПНК - Помощник начальника караула

КО - Командир отделения

В - Водитель

П - Пожарный

Д - Диспетчер

Д1 - Дежурный первой смены

ДЗ1 - Дозорный первой смены


Изменения, вносимые в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153

Внести в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 мая 2011 г., регистрационный № 20630) (далее - приказ) следующие изменения:

1. В наименовании, преамбуле и по тексту приказа, в наименовании и по тексту Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (приложение к приказу) после слов «федеральная противопожарная служба» в соответствующем падеже дополнить словами «Государственная противопожарная служба» в соответствующем падеже.

2. Сноску «<1>» к приказу после слов «ст. 116» дополнить словами «; 2011, № 26, ст. 3807; 2013, № 23, ст. 2910; 2014, № 21, ст. 2694; 2015, № 1 (часть II), ст. 262.».

3. В Наставлении по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (приложение к приказу):

пункт 3.2. раздела 3 изложить в следующей редакции:

«3.2. Для занятий и сдачи нормативов по физической подготовке личный состав распределяется на следующие возрастные группы:

пункт 3.4. раздела 3 изложить в следующей редакции:

«3.4. Занятия и сдача нормативов по физической подготовке проводится в спортивной или форменной одежде в зависимости от темы занятий, места проведения и погодных условий.»;

абзац третий пункта 7.34. раздела 7 изложить в следующей редакции:

«Выполняется из исходного положения вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе, каждый раз из неподвижного положения в висе на прямых руках (пауза 1-2 с), без рывков и маховых движений ногами, подбородок выше уровня перекладины.»;

пункт 7.35. раздела 7 изложить в следующей редакции:

«7.35. Упражнение на полу (ковре).

Упражнение 4. Наклон туловища вперед.

Выполняется лежа на спине, руки за голову, пальцы в «замок», ноги закреплены, наклонить туловище вперед до касания локтями коленей и возвратиться в исходное положение до касания пола лопатками. Упражнение выполняется в течение одной минуты, разрешается незначительное сгибание ног.

Упражнение 5. Кувырки «вперед-назад».

Кувырок вперед выполняется из положения приседа, руки поставить перед собой ладонями на ковер, подбородок прижать к груди. Оттолкнуться ногами и сделать перекат на спине вперед. В момент касания лопатками ковра согнуть ноги, колени развести и, обхватив руками голени ног, перейти в упор присев.

Кувырок назад выполняется из положения приседа, подбородок прижат к груди. Оттолкнуться руками и ногами от ковра и сделать перекат назад на спине. В момент касания лопатками ковра поставить руки за голову пальцами вперед и перейти в упор присев.

Упражнение 6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Выполняется из исходного положения упор лежа (ноги вместе, тело прямое). Согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки, принять упор лежа. Упражнение выполняется без остановки.»;

дополнить раздел 7 пунктом 7.46. следующего содержания:

«7.46. Силовое комплексное упражнение.

Выполняется в следующей последовательности (для мужчин):

отжаться на руках (до касания грудью пола) 10 раз в упоре лежа;

из упора лежа 10 раз принять положение упор присев (колени между

лечь на спину, руки на пояс, 10 раз принять положение сидя;

из полуприседа произвести 10 выпрыгиваний вверх, полностью выпрямляя ноги, руки за головой (при полуприседе бедра должны быть параллельны полу).

Повторить циклы указанных упражнений без пауз на количество раз.

Для сотрудников 5, 6 и 7 возрастных групп, указанных в пункте 3.2. раздела 3 настоящего Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, количество упражнений в одном цикле должно составлять 5 повторений.

Выполняется в следующей последовательности (для женщин):

первые 30 с из положения лежа на спине, руки вдоль корпуса, сделать максимальное количество наклонов вперед до касания носков ног руками (допускается незначительное сгибание ног при возвращении в исходное положение до касания пола лопатками), затем без паузы для отдыха следующие 30 с, повернуться в упор лежа и выполнить максимальное количество сгибаний и разгибаний рук (ноги вместе, тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).»;

пункт 8.13. раздела 8 изложить в следующей редакции:

«8.13. Челночный бег 10x10 м. Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 10 м. По команде «МАРШ» пробежать 10 м, коснуться ногой линии поворота, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.».

абзац четвертый пункта 12.3. раздела 12 изложить в следующей редакции:

««удовлетворительно» - если более половины оценок «удовлетворительно», а остальные «хорошо» или «отлично»;»;

приложение № 3 к пункту 13.4. Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы изложить в следующей редакции:

«Приложение № 3
к пункту 13.4. Наставления по
физической подготовке
личного состава федеральной
противопожарной службы
Государственной противопожарной службы

Нормативы по общефизическим упражнениям для личного состава
федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

Оценка Возрастные группы (мужчины)
1 2 3 4 5 6 7
Быстрота и ловкость
1. Челночный бег 10x10 м (с) удовлетворительно 26 27 28 31 34 36 39
хорошо 25 26 27 30 33 35 38
отлично 24 25 26 29 32 34 37
2. Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж (с) удовлетворительно 28 34 36 38 41 44 56
хорошо 26 28 31 35 39 41 52
отлично 24 26 28 32 36 39 47
3. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями (с) удовлетворительно 30 33 36 40 43 50 60
хорошо 28 30 34 37 40 44 56
отлично 25 27 32 35 37 40 50
Упражнения (единица измерения) Оценка Возрастные группы (мужчины)
1 2 3 4 5 6 7
Сила 1. Подтягивание (кол-во раз) удовлетворительно 12 10 9 6 4 3 2
хорошо 14 12 11 8 6 5 3
отлично 16 14 13 10 8 7 5
2. Наклон туловища вперед (кол-во раз в минуту) удовлетворительно 50 45 40 35 30 25 20
хорошо 55 50 45 40 35 30 25
отлично 60 55 50 45 40 35 30
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) удовлетворительно 50 45 40 35 30 25 20
хорошо 55 50 45 40 35 30 25
отлично 60 55 50 45 40 35 30
4. Силовое комплексное упражнение (количество повторений) удовлетворительно 3 2 1 1 1 1 1
хорошо 4 3 2 2 2 2 2
отлично 5 4 3 3 3 3 3
Выносливость 1. Бег на 1 км (мин.с) удовлетворительно 3.40 3.50 4.10 4.30 4.40 5.40 5.50
хорошо 3.25 3.35 3.45 3.50 4.00 5.00 5.30
отлично 3.10 3.20 3.30 3.40 3.50 4.00 5.00
2. Бег (кросс) на 5 км (мин.с) удовлетворительно 24.00 25.00 26.00 31.00 33.00 37.00 40.00
хорошо 23.00 24.00 25.00 29.00 31.00 35.00 38.00
отлично 22.00 23.00 24.00 27.00 29.00 33.00 36.00
3. Плавание на 100 м вольным стилем (мин.с) удовлетворительно 2.05 2.30 2.35 2.55 3.10 3.55 4.10
хорошо 1.45 2.00 2.05 2.25 2.40 3.05 3.20
отлично 1.30 1.45 1.50 2.05 2.25 2.40 3.00
4. Лыжная гонка на 5 км (мин.с) удовлетворительно 24.00 26.30 27.30 31.30 33.30 36.30 39.30
хорошо 23.00 25.30 26.30 28.30 30.30 33.30 36.30
отлично 22.00 24.30 25.30 26.30 28.30 30.30 33.30
Упражнения (единица измерения) Оценка
1 2 3 4 5 6
Быстрота и ловкость
1. Челночный бег 10x10 м (с) удовлетворительно 36 38 44 52
хорошо 34 36 42 50
отлично 32 34 40 48
Сила
1. Наклон туловища вперед (кол-во раз в минуту) Упражнения (единица измерения) удовлетворительно 40 35 30 25
хорошо 45 40 35 30
отлично 50 45 40 35
Возрастные группы** (женщины)
Оценка
2. Силовое комплексное упражнение (количество повторений) удовлетворительно 26 22 18 14
хорошо 30 26 22 18
отлично 34 30 26 22
Выносливость
1. Бег на 1 км (мин.с) удовлетворительно 4.35 5.10 5.30 6.00
хорошо 4.15 4.40 4.55 5.20
отлично 4.00 4.20 4.40 5.00
2. Плавание на 100 м вольным стилем (мин.с) удовлетворительно 3.20 3.25 3.40 4.20
хорошо 2.50 3.55 3.10 3.45
отлично 2.30 2.36 2.50 3.20
3. Лыжная гонка на 5 км (мин.с)* удовлетворительно 39 41 43 45
хорошо 36 38 40 42
отлично 34 36 38 40

_____________________________

* в бесснежных районах вместо бега на лыжах сдается кросс 5 км.

** женщины 5 и 6 возрастной группы проверке по физической подготовке не подлежат».

Обзор документа

Скорректированы Наставления по физподготовке личного состава федеральной противопожарной службы.

Так, дополнительно закреплены две возрастные группы: до 25 лет; от 50 лет и старше.

Установлены варианты формы одежды при проведении занятий и сдаче нормативов по физподготовке.

Введены упражнения "Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу", "Силовое комплексное упражнение". Определен порядок их выполнения.

Приведены нормативы для оценки индивидуальной подготовленности.

Уточнены требования к оценке физической подготовки. Отметка "удовлетворительно" выставляется, если половина полученных оценок насчитывает "удовлетворительно", а остальные "хорошо" или "отлично".



Поделиться