Синтаксическая роль (чем является в предложении). Имя существительное

Является основной в морфологии. Известно, что делятся они на четыре класса: самостоятельные, служебные, модальные (или вводные) слова и междометия. К первому относится и имя существительное. По большому счету, его можно рассматривать в качестве главного языкового понятия.

Наша лексика содержит в себе великое множество слов, обозначающих предметы, будь это люди, животные, какие-то вещи или вещества. Все это существительные. Кроме того, есть еще отвлеченные понятия, включающие личностные характеристики, скажем, честность, доброта, зависть; сон, беготня, танец, отдых. Такие существительные тоже имеют значение предметности и отвечают на вопросы "кто?" или "что?".

Все эти слова называют обладают такими морфологическими категориям, как род, число, падеж. В соответствии с этим они разделяются на три рода (мужской, женский, средний), изменяются по числам (единственное и множественное), а также по шести падежам.

Существительное как часть речиимеет начальную форму в виде именительного падежа единственного числа: кукла, девочка, мороз, радость, сахар.

Роль имени существительного в речи

В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Они составляют 40 % всего лексического состава. Это означает, что почти каждое второе слово представляет собой предмет или понятие, отвечающие на вопросы "кто?" или "что?". Потому сложно переоценить роль имени существительного в речи.

По большому счету, без этой грамматической единицы не было бы полноценного общения. Ведь в предложении, как правило, возникают связи между предметами и отношения между ними, поэтому практически в каждом из них есть существительное, а нередко и не одно. О значении этой части речи прекрасно сказал известный языковед В.Г. Ветвицкий, определив ее как «дирижера грамматического оркестра», за каждым движением которого следят все «оркестранты» - зависимые слова, которые наследуют его форму и согласуются с ним.

Большую роль играет и многозначность существительных, и использование их в качестве средств языковой выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), и наличие у многих не только прямого, но и переносного значений.

Употребление существительных в речи

Данная категория этой части речи в предложениях выполняет важнейшую функцию в формировании предикативной основы. Так, существительное может выступать в качестве единственного главного члена в Ярким примером служит цитата А. Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»

Роль имени существительного в речи этим не ограничивается. В качестве сказуемого оно может быть выражено в форме именительного падежа в так называемых двухкомпонентных предложениях: «Моя сестра - студентка», а в формах используется как распространитель следующих значений:

  • объектного («Маша заполняет дневник»);
  • субъектного («Девочке было светло и радостно»);
  • определительного («Кабинет шефа достаточно просторен»);
  • обстоятельственного («Мы все собрались у проходной»).

Благодаря тому что существительное имеет категории рода и числа, оно обладает способностью сочетаться с различными формами согласуемых с ним слов: красивое(ые) платье(я), красивая(ые) картинка(и), красивый(е) цветок(ы).

Употребление конкретных существительных

В зависимости от особенностей выражаемого значения эта часть речи подразделяется на несколько групп, среди которых можно выделить единичные (горошинка, соломинка), вещественные (молоко, мед, серебро), собирательные (листва, пески, зверьё). Но, пожалуй, самые многочисленные и распространенные в употреблении слова - существительные, входящие в число конкретных и отвлеченных понятий.

Само словосочетание «конкретные существительные» уже достаточным образом определяет содержание группы. Это понятия, называющие различные предметы, а также явления реальной действительности. Одна их особенность заключается в том, что слова из категории конкретных существительных прекрасно сочетаются с любыми числительными - как количественными, так и порядковыми, так и собирательными: два малыша, второй малыш, двое малышей; два карандаша - второй карандаш.

Вторая особенность - способность образовывать формы малыш - малыши, карандаш - карандаши.

Употребление отвлеченных существительных

Названия каких-нибудь абстрактных понятий тоже представляют собой солидный слой русской лексики. Эти слова - существительные, именующие или обозначающие какие-то отвлеченные понятия, действия или состояния (борьба, радость), качества или свойства (нравственность, добро, желтизна).

В отличие от конкретных имен абстрактные употребляются только в одной форме числа - или только единственного (тишина, блеск, смех, зло), или только множественного (будни, каникулы, выборы, сумерки). Также их невозможно сочетать с Не скажешь: три тишины, два блеска. Некоторые из отвлеченных существительных можно употребить с наречиями много - немного, мало - немало, сколько: «И много-много радости детишкам принесла!», «Доставил немало неприятностей», «А сколько было счастья!»

Иногда, чтобы обозначить какое-то конкретное проявление отвлеченных качеств, можно использовать форму множественного числа в таком виде: мороз - грянули январские морозы, глубина - достигли океанских глубин, красота - любовались красотами природы и т.д.

Наиболее часто встречаемые существительные в речи

Если попытаться проанализировать лексикон среднестатистического россиянина, можно сделать вывод о популярности тех или иных используемых в нем слов. Чаще всего употребляются, так сказать, бытовые существительные. В речи любого человека будут звучать названия домашней утвари (ложка, нож, вилка, кастрюля, сковорода и т.д.), продуктов питания (хлеб, молоко, колбаса, макароны и др.), слова, связанные с трудовой деятельностью, транспортом, учебой.

Чтобы определить, насколько часто используется в речи то или иное название (наименование, понятие), ученые-филологи создают специальные словари. В некоторых из них представлены только существительные, поэтому на основе изучения таковых можно сделать определенные выводы. Такие словари называются частотными.

В одном из подобных списков из тысячи приведенных существительных наиболее часто встречались следующие слова: год, человек, время, дело, жизнь, день, рука, работа, слово, место.

Существительные в речи ребенка

С точки зрения ученых, еще первобытные люди, познавая окружающий мир, изучая природу и ее явления, давали им свои названия. Эти наименования с течением времени закреплялись в языке племен, создавая его лексику. Подобным образом появляются существительные в речи ребенка. Практически это первые произнесенные им слова: мама, папа, баба, киса и т.д. Малыш подобно древним людям тоже жадно смотрит вокруг себя и хочет знать, как называется тот или иной предмет, а затем и более сложные понятия.

Так, с течением времени у детей возникают их лексикон обогащается новыми существительными. К примеру, ребенок знает, что такое трава, а потом, когда поймет, что она имеет определенный цвет, осваивает и слово "зелень". Существительное "стена" в зависимости от материала обретает "плоть" - кирпич, камень, дерево. И эти слова тоже постепенно входят в лексикон малыша.

Вывод

Имя существительное, обозначая предмет или явление, называет его в широком смысле слова. Так, это могут быть наименования предметов и вещей (парта, тетрадь, учебник, шкаф), веществ (краска, мука, щелочь), живых существ и организмов (человек, кошка, скворец, бацилла), событий, явлений, фактов (опера, гроза, радость), географических названий, имен и фамилий людей, а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, интеллект, ходьба, сонливость). Все это яркие примеры употребления имен существительных.

С их помощью несложно ориентироваться на улицах города, читая вывески, поскольку названия учреждений и организаций представляют собой именно эту часть речи. Точно так же проще представить себе, о чем будет идти речь в книге или статье (в заголовке, как правило, присутствует существительное). Его можно назвать самой древней, самой распространенной, самой самостоятельной, самой важной и самой ведущей частью в грамматике.

Нельзя не согласиться с Л. Успенским, определившим роль имени существительного в речи, назвав его хлебом языка. Насколько важен сей продукт в жизни человека, настолько важна и данная категория в функционировании языка.

1) выработать умение составлять и выделять из предложения словосочетания определенной структуры, находить грамматическую основу предложения и выделять члены предложения;
2) развивать языковое мышление, зрительную память;
3) воспитывать культуру речи.

Оборудование: компьютер, проектор.

Все этапы урока отражены в презентации (Приложение) .

Ход урока

I. Орфоэпический тренинг:

красивее, баловать, торты, звонит, средства, столяр, туфля, хозяева, черпать, щавель, облегчить, осведомиться, цыган, начать, начал, начала, начали, начавший, начав, ремень, дочерний, свекла, афера, опека, кухонный, крапива, верба, арбуз, завидно, каталог, некролог, танцовщик, облегчить, усугубить, сканер.

– Каких слов нет в вашем словаре? Запишите.

II. Орфографический тренинг:

III. Работа по теме урока.

– Используя слова из орфографического тренинга, составьте словосочетания, которые соответствовали бы следующим моделям:

  • глагол + существительное;
  • существительное + существительное;
  • глагол + существительное с предлогом;

– Выполните синтаксический разбор данных словосочетаний.

– Замените глагол существительным, чтобы получилась модель: существительное + существительное с предлогом (участие в соревнованиях).

Вывод: какова роль имени существительного в словосочетании?

(Оно может быть в роли главного и зависимого слов.)

– Составьте с любым из этих словосочетаний предложение и запишите его в тетрадь.
– Подчеркните грамматическую основу и существительные как члены предложения.
– Охарактеризуйте данные предложения?
– Какие члены предложения выражены именем существительные?

IV. Работа с учебником.

– Откройте учебник на странице 150 и ответьте на вопрос: “В роли каких членов предложения еще могут выступать существительные?”

По данным схемам (упражнение 340) составьте предложения и устно разберите одно существительное как часть речи.

1-й ряд – схема № 1.

2-й ряд – схема № 2.

3-й ряд – схема № 3.

Вывод: какова роль имени существительного в предложении? (Ответ на странице 150 учебника.)

V. Литературная викторина >по текстам произведений, изученных в 5 классе.

Текст № 1. Л. Н. Толстой “Кавказский пленник”.

Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

Текст № 2. В.П. Астафьев “Васюткино озеро”.

Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхалась, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.

Текст № 3. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.

А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.

Текст № 4. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.

Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что – то обезьянье; но глаза, сверкавшие из – под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум.

Текст № 5. И. А. Бунин “Косцы”.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.

– Что объединяет все эти тексты? (Тип речи – описание.)

Текст №.1.

– Найдите словосочетание, в котором прилагательное выступает в роли существительного

Какой это способ образования слов?

– Найдите несклоняемое существительное. Определите род (монисто – средний род).
– Найдите устаревшее слово (полтинник).

Текст № 2.

– Найдите два словосочетания, соответствующие модели: существительное + существительное с предлогом.

– Какое слово вы не знаете? (Заполошной – неспокойной.)

– Найдите существительное, образованное приставочным способом. (Непогода.)

Текст № 3

– Найдите существительное, образованное суффиксальным способом (колокольчик).
– Какое значение имеет этот суффикс?

Текст № 4.

– Найдите словосочетание, соответствующее модели: глагол + наречие (врозь);
– Какой вид подчинительной связи слов в данном словосочетании? (Примыкание.)
– Найдите существительные, образованные суффиксальным способом? (Наружность, подвижность, проницательность.)

Текст № 5.

– Найдите существительные, образованные бессуфиксным способом (глушь, даль, синь).
– От каких слов они образованы (глухой, далекий, синий).

VI. Игровой момент (“Четвертый лишний”).

  1. фальшь, утварь, мозоль, каракуль;
  2. шампунь, рояль, тюль, роскошь;
  3. сумерки, чернила, ножницы, туфли;
  4. узники, санки, ковры, близнецы;

Ответы: каракуль, роскошь, туфли, санки.

VII. Итоги урока.

– Какую роль играют имена существительные в словосочетании и предложении?

IX. Домашнее задание : §25, упражнение № 347, выполнить синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: "Наступила (что?) осень". "Ученики (кто?) подготовились к уроку". Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. "Густо пошел (что?) снег".

Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.

Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.

В составном именная часть также может быть выражена существительным. Например: "Она моя ". "Она была моей сестрой". В первом предложении «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».

Сказуемым может быть существительное с или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: "Он без гроша". Здесь «без гроша» - сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в падеже (в значении качественной оценки). Например: "Этот юноша высокого роста". В этом предложении словосочетание «высокого роста» - сказуемое.

Второстепенные члены предложения, выраженные существительным

Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, и обстоятельство.

Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: "Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию". Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.

Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: "На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с ". Здесь словосочетание « с бабушкой» - дополнение.

Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: "На пороге появился сторож-старик". Существительное «старик» - приложение.

Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: "Охота (какая?) с собакой прекрасна". Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: "В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста". Здесь в роли определения выступает «высокого роста».

Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: "Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу". "Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком". "От радости (отчего?) она захлопала в ладоши".

Источники:

  • Имя существительное как часть речи

Существительное - одна из наиболее часто употребляемых частей речи в русском языке. Ее применяют для обозначения предметов, однако она может выполнять и другие функции. Какими признаками она может обладать?

Имя существительное, которое часто называют просто существительным, - особая часть речи, спектр применения которой в русском языке весьма широк. Достаточно часто оно применяется для обозначения различного рода предметов (например, ), но могут обозначать также действия (например, бег), состояния (например, страх) или качества (например, ) предметов и лиц. Все эти варианты имен существительные объединяет тот факт, что они должны отвечать на вопрос «Кто?» или «Что?».

Морфологические и синтаксические признаки существительного

К числу морфологических признаков этой части три основных категории - род, падеж и число. При этом каждый из этих признаков имеет вариативный характер, хотя степень этой вариативности может различаться. Так, в русском языке существительное может принадлежать к одному из трех родов (мужскому, женскому или среднему), находиться в одном из шести падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном или предложном), иметь форму одного из двух чисел (единственное или множественное). При этом изменение по падежам и числам принято называть склонением.

К числу синтаксических признаков этой части речи относятся позиции, которые имя существительное может занимать в предложении. Так, чаще всего оно выступает в качестве подлежащего, информируя о том, что или кто является субъектом совершаемого действия. Однако оно может выступать также в качестве дополнения, определения (в основном согласующегося с остальными членами предложения посредством предлогов), обстоятельства (например, обстоятельства места) и других членов предложения.

Прочие признаки существительного

Следующей группой признаков, которые принято выделять в отношении имени существительного, являются так называемые лексические признаки. Они подразделяются на две основные группы: имена собственные, обозначающие имена и названия уникальных предметов, и имена нарицательные, обозначающие общие категории предметов, сходных между собой. Так, примером имен собственных могут служить Мурка, Иван Иванович, Эльбрус, тогда как к числу нарицательных имен будут относиться кошка, человек и гора.

Кроме того, все предметы, обозначаемые именами существительными, разделяются на одушевленные, то есть являющиеся представителями живой природы, и неодушевленные, то есть относящиеся к неживой природе. Отличить их между собой достаточно легко: первые отвечают на вопрос «Кто?», вторые - на вопрос «Что?». Кроме того, существительные иногда подразделяют на конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные и единичные в зависимости от класса предметов, которые они обозначают.

Видео по теме

Источники:

  • Каковы признаки имени существительного как части речи?

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Тема урока: Имя существительноекак часть речи, его роль в предложении

Цельурока:

  1. повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об имени существительном:

Общее значение;

Морфологические признаки;

Синтаксическая роль;

2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;

3) воспитать уважительное отношение к пожилым людям, привить правильное поведение в семье

Эпиграф к уроку (на доске)

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Пословица.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Запишите, пожалуйста, дату:

Ребята, давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

II. Вступительная беседа

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)

Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)

Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т. д.). Детям розданы листы, на которых напечатано следующее:

Зачитываю слова

карьера

материальные блага

отдых

дети

семья

Какое слово вы поставили на первое место? (Семья?)

По очереди называют слово. (3 человека) (А почему вы считаете. что это слово семья?

Потомучто семья –это главное в жизни человека.

Да, действительно. Семья –это главное в жизни человека.В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?);

А какой частью речи является слово « семья?» (Имя существительное)

В каком разделе языкознания изучается имя существительное?

Дети называют: Морфология

Совершенно верно. Мы приступаем с вами к изучению главного раздела языкознания –Морфологии.

И открывает этот раздел часть речи- имя существительное

И тема нашего сегодняшнего урока « Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении». Запишите тему урока в тетрадях.

Ребята, с этой проблемой мы с вами встречались в 5 классе, первоначальные знания получали в начальных классах. И поэтому сегодня мы ставим перед собою цель:

повторить, обобщить, закрепить знания и навыки, полученные в 5 классе, об имени существительном: а именно

Общее значение;

Морфологические признаки;

Синтаксическую роль.

А теперь вновь вернемся к имени существительному «семья»

Что такое семья? Каково лексическое значение этого слова?

Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

На сегодняшнем уроке мы с вами при работе с текстами будем говорить о семье и ее семейных ценностях. Поэтому еще одну проблему должны мы решить на уроке - сформулировать ценностные ориентации и правила поведения в семье.

Итак, приступаем к решению задач нашего урока

Вспомним грамматическое значение существительного, морфологические признаки, синтаксическую роль

К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громы-хание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Определим синтаксическую роль имени существительного в предложении. Запишем предложения в тетрадях. Третье предложение разберем на доске синтаксически.

Вывод: какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?

О чем говорится в этих предложениях? (О семье).

Правильно. Можно ли назвать эти предложения текстом?

(Нет.Они не связаны между собой грамматически)

А что такое текст? (Ответ)

Следующий этап урока – работа с текстом. Текст на экране. И текст перед вами.

Прочитайте его и обратите внимание, что выделенные существительные стоят в начальной форме.

Поставьте их в нужную форму.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

Дедушка.

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога у него дрожали от старость: несёт ложка ко рот и суп расплескивает.

Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняная чашка. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отец из старая деревянная миска.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол и складывает что – то из щепочек.

Коробочка, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянная коробочка кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старик за печь прятать, из деревянная чашка кормить.

К. Д. Ушинский

Анализ лингвистического материала.

(Зачитывается правильный вариант текста.(по абзацам)

Дедушка.

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплескивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что – то из щепочек.

Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

К. Д. Ушинский

Обсуждение текста и заглавия к нему)

Докажите, что это текст (все предложения связаны общей темой, общей основной мыслью и грамматически)

Почему К. Д.Ушинский назвал этот текст «Дедушка»?

А кто такой дедушка?

Какова этимология этого слова? Вам было дано задание: найти зтимологическое значение слова дедушка. Проверим, как вы справились с этим заданием. (Сережа и Захар). Еще есть дополнения?

1) То же, что: дед; отец отца или матери

2) Старый человек, старик (с оттенком уважительности, доброжелательности).

3) а) перен. Родоначальник, основоположник чего-либо.

4) военн., жарг. старослужащий срочной службы

Какова основная мысль этого текста? Чему он учит, какие нравственные качества воспитывает? (О семье, об отношениик пожилым, о правильном семейном воспитании). Ответы детей

К какому жанру относится текст?По жанру – это нравоучительная басня. А каждая басня имеет мораль.Что такое мораль? Вы,наверное обратили внимание что, в тексте нет собственных имен существительных? (Потому что эта нравоучительная басня носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни).

К какому стилю относится текст? Тип речи?

А сейчас, ребята вы получите тестовые задания. Выберите правильный вариант ответа. Сделали? Проведите взаимопроверку. Сверьте свои ответы с соседом по парте. А теперь смотрим на слайд. Совпадают ли ваши ответы? Если да, то з заданием справились.

Тест

1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;

Б) слабый, немощный от старости;

В) плохой, скверный.

2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;

Б) отец стал неаккуратно есть;

В) отец стал их обижать.

3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;

Б) любовь к престарелым родителям;

В) умение уважать старость.

4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Б) Сделав худо, не жди добра.

В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

Ребята, а теперь проанализируем морфологические и синтаксические свойства данного слова?

(Это сущ-е муж.рода,1 склонения, изменяется по числам и падежам, одуш.

падеж ед. ч. мн. ч.

Просклонять данное сущ-е во мн.ч. (выходит ученик)

Им. де́душка де́душки

Р. де́душки де́душек

Д. де́душке де́душкам

В. де́душку де́душек

Тв. Де́душкой де́душкою де́душками

Пр. о де́душке о де́душках

Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка

Корень:-дед-; суффикс: -ушк; окончание: -а

Какое значение имеет суффикс (уменьшительно-ласкательное)

Подберите синонимы к слову дедушка. дед, праотец , старик, родоначальник, основоположник , дембель, старослужащий

Подберите антонимы:

бабушка;младенец, ребёнок, юноша

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Какой яркий фразеологизм есть в русском языке?

На деревню дедушке

Учитель: Поработаем с карточками. Заполним их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам: 1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Дедушка

Молодец

мать

Рука

Рот

старость

Невестка

Суп

печь

Чашка

Дитя

Щепочка

Старик

коробочка

сынок

Проверка

Учитель: Ребята, а какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте?

1) (Падежные окончания имен существительных: Старости (3 скл., ж.р., Р.п.), невестке(1 скл., ж.р., Д.п.).

2)Правописание О-Е после шипящих: Молодцом (ударная позиция), полотенцем (безударная позиция).

5)Учитель: Ребята, найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко)

(У сущ. чашка, миска, ложка - к входит в состав корня).

6). Ребята, эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные? (Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.)

7) Найдите в тексте существительные с нулевым окончанием (сынок, пол, стол, старик, печь, сын, мать и т.д.)

8) А теперь вспомним о синтаксической роли имен существительных.

Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения (Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство места; из миски – обстоятельство).

Физкультминутка.

Итак, мы повторили грамматическое значение имен существительных, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Тестирование

1.Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное не изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью

Б) полотенцем

В) семьей

Г) стол

4.Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) вермишель

Б) такси

В) фальшь

Г) пальцы

5. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) у дорог..

Б) о книг…

В) в сумк…

Г) о песн…

6.В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

Роль имени существительного в речи.

Ребята, в начале урока мы с вами узнали, что на 100 слов в русском языке

приходится 40 имен существительных. И пришли к выводу что это самая употребляемая часть речи. А какова же роль имен существительных в речи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим картину к рассказу Максимова «Дедушка и внучка».

Какими существительными можно «нарисовать» эту картину?

- Какова роль имён существительных?

(Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.)

А каковы жизненные правила ж по отношению к старикам в семье.

(Забота и уважение)

А какие правила нужно нужно еще добавить, чтобы семья была дружной? Чтобы царили любовь и согласие? И чтобы к пожилым людям в семье относились с заботой и уважением?

(Во- первых, это внимание и понимание. А затем доверие. Доброта, дружба, помощь и т.д.)

Запишите эти существительные, определите род и склонение.

Существительные помощь и любовь поставьте в форму родительного, дательного и предложного падежа (на доске) и вывод.

Существительные на –ие- Понимание, внимание, уважение поставьте в форму предложного падежа.

Вывод: В чем особенность склонения таких существительных?

Ребята, вернёмся к нашим карточкам, где вы на первое место поставили слово «семья». А наш класс может быть семьей? (Да, это наша школьная семья, в которой должны жить нравственные законы. Какие, ребята? (Дружба, доброта, отзывчивость и помощь)

Итог урока. Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Дерево держится корнями, а человек семьей». Какова основная мысль данной пословицы (как дерево питается корнями, так и у каждого человека есть корни - это наши дедушки и бабушки. И чем у человека больше корней, тем он прочнее стоит на ногах.

В заключении урока мы с вами проведем следующую коллективную работу:

Выберите пословицы и поговорки и предложенных ниже, которые бы соответствовали поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме воспитания в семье,уважения к пожилым.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Посади на печь дедушку, тебя внуки посадят.

Уважай старика, сам будешь стар

Слава сына - отцу отрада.

Какое дерево, такие у него и листочки.

Яблоко от яблони недалеко падает

Какова мать, такова и дочь.

Каков отец, таков и сын.

В своей семье не велик расчет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Рефлексия

Выставление и мотивировка оценок.

По какой теме урока мы работали? Что же вспомнили об имени существительном? Я предлагаю свои мысли высказать в синквейнах.

VII. Информация о домашнем задании. Комментарий учителя по каждому заданию.

Варианты домашних заданий:

1) Написать небольшое сочинение на тему «Один день из жизни моей семьи»

2) Инд. задание:написать мини- сочинение на тему « Для чего нужны имена существительные?»




Поделиться