Методические рекомендации по составлению тестовых заданий. Методика составления тестов Составьте тестовое задание на установление соответствия

Право. Установление соответствия.

1.Установите соответствие между правоохранительными органами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) консультация по юридическим вопросам

Б) представление клиентов в суде по гражданским делам

В) вынесение решений по подсудным делам

Г) помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера

Д) проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций

Е) рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам

1) адвокатура

2) суд

Ответ:

2. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) невыполнение условий договора займа

Б) опоздание на работу

В) прогул

Г) публичное оскорбление

Д) безбилетный проезд

1) гражданско-правовая

2) дисциплинарная

3) административная

Ответ:

3. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) штраф

Б) взыскание неустойки

В) компенсация морального вреда

Г) лишение специального права

Д) дисквалификация

Е) конфискация орудия совершения правонарушения

1) гражданское право

2) административное право

Ответ:

4. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) гражданин был принят на работу в должности механика

Б) суд установил опеку над несовершеннолетним

В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны

Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск

Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы

1) трудовое право

2) семейное право

3) уголовное право

Ответ:

5. Установите соответствие между конкретной ситуацией и типом правоотношений, который она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) супруги открыли семейный ресторан

Б) автомобилист превысил разрешенную скорость в населенном пункте

B) отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора

Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака

Д) родители подарили сыну легковой автомобиль

1) уголовные

2) семейные

3) административные

4) гражданские

Ответ:

6. Установите соответствие между примерами и правами потребителя: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) гражданка не нашла на упаковке масла сведений о производителе товара

Б) гражданин приобрёл брюки, надел их один раз, а затем обнаружил, что несколько швов на брюках разошлись

B) гражданка начала использовать приобретённый фен, но аппарат сгорел у неё в руках, причинив ожоги

Г) гражданин обнаружил, что приобретённый им продукт представляет собой не растворимый кофе, как написано на этикетке, а кофейный напиток

Д) тушь для ресниц, приобретённая гражданкой, вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза установила, что болезнь связана с использованием производителем некоторых запрещённых веществ

1) право на информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара

Ответ:

7. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) переход дороги в неположенном месте

Б) порча чужого имущества

В) прогул работы

Г) нарушение договора мены

Д) нарушение правил пожарной безопасности

1) гражданский

2) административный

3) дисциплинарный

Ответ:

8. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Сторона уголовного судопроизводства

A) прокурор

Б) адвокат

B) следователь

Г) потерпевший

Д) обвиняемый

1) обвинение

2) защита

Ответ:

9. Установите соответствие между санкциями и видами юридической ответственности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) лишение специального права

Б) компенсация морального вреда

В) выговор

Г) увольнение

Д) штраф

Е) взыскание неустойки

1) дисциплинарная

2) гражданско-правовая

3) административная

Ответ:

10. Установите соответствие между примерами и элементами статуса налогоплательщика: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию

Б) Индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении выездной налоговой проверки

B) Гражданин потребовал возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными действиями налоговых органов

Г) Гражданин получил своевременный зачёт суммы, излишне взысканной в предыдущем году в качестве налога на транспортное средство

Д) Гражданин уплатил налог на принадлежащий ему земельный участок

1) права

2) обязанности

Ответ:

Ответы:

12233

Административная - вид юр-ой ответственности, к-я определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Гражданско-правовая - вид юр-ой ответ-ственности; установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав др. лица. Дисциплинарная - вид юр-ой ответственности, основным содержанием к-ой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

211222

Санкции, предусмотренные гражданской ответственностью носят правовосстановительный характер. Их цель компенсировать причиненный ущерб, восстановить имущественные права. При административных правонарушениях ответственность выражается в штрафах, предупреждении, административном аресте, лишении спец-х прав, возмездном изъятии или конфискации орудия совершенного правонарушения, дисквалификации, административном выдворении за пределы страны.

12313

Трудовое право - порядок принятия на работу, увольнения, заключения трудового договора. Семейное право - порядок вступления и расторжения брака, усыновления, опекунства. Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголов-ной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

43124

A) супруги открыли семейный ресторан(предпринимательство) - гражданские.

Б) автомобилист превысил разрешенную скорость в населенном пункте (нарушение ПДД) - административные.

B) отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора (преступление) - уголовные.

Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака - семейные.

Д) родители подарили сыну легковой автомобиль - гражданские

12313

А) право на информацию о товаре, покупатель должен знать всю информацию о товаре, т. к. это может повлиять на его здоровье.

Б) право на качественный товар, товар должен быть качественным, так как потребитель тратит на это свои средства.

B) право на безопасность товара, товар не должен причинять вред здоровью потребителя.

Г) право на информацию о товаре, на этикетке кофейного напитка написано, что это растворимый кофе - дана неверная информация.

Д) право на безопасность товара, товар не должен быть опасен.

21312

Административный проступок - противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие должностного лица, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Дисциплинарный проступок - противоправное, виновное неисполнение, или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязан-ностей, влекущее за собой применение дисциплинарного или общ-го воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных в законодательстве о труде. Гражданские - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обяза-тельств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина.

12112

Прокурор в уголовном процессе выполняет две взаимосвязанные функции: осуществляет уголовное преследование и надзирает за процессуальной деятель-ностью органов предварительного расследования. Однако властно-распорядитель-ные полномочия при осуществлении надзорной деятельности прокурор сохранил только в отношении дознавателя. В отношении же следователя подобные полномо-чия прокурора перешли к начальнику следственного органа. УПК существенно ограничил полномочия прокурора и по участию в уголовном преследовании на досудебном производстве. Следователь - должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголов-ному делу. Потерпевшим является физическое лицо, к-му преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юр. лицо в случае причине-ния преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда. Обви-няемый - лицо, в отношении к-го вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительный акт. Адвокат - допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.

321132

Дисциплинарная - вид юр-ой ответственности, основным содержанием к-ой высту-пают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка. Административная - вид юр-ой ответственности, к-ая определяет остоя-тельства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Гражданская - вид юр-ой ответственности; установленные нормами гражданского права юридические послед-ствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.

21112

Налогоплательщики имеют право: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах; получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах; использовать налоговые льготы при наличии оснований; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени; представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговым Кодексу или иным федеральным законам; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны; требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Подготовка к ЕГЭ. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г. Вилючинск

В заданиях на установление соответствия проверяется знание связей между элементами двух множеств. Такие задания позволяют проверить так называемые ассоциативные знания - знания о взаимосвязи определений и фактов, форм и содержания, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами, формулами, датами.

Обычно слева приводятся элементы задающего множества, справа - элементы, подлежащие выбору. Каждое задание завершается строкой ответов, в которой испытуемый проставляет на месте прочерков буквы, соответствующие выбранным элементам из правого множества.

Общие требования к заданиям на установление соответствия:

Задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств (столбцов) с соответствующими названиями, обобщающими все элементы столбца;

Правый столбец должен содержать хотя бы несколько дистракторов; все дистракторы в одном задании должны быть равновероятно правдоподобны;

Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;

Всё задание необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

Принципы композиции заданий на установление соответствия:

1. П ринцип фасетности - основной принцип композиции заданий данной формы. Он позволяет заменять основные элементы задания, активизируя самостоятельную работу студентов, и исключить условия для списывания.

Центры происхождения КУЛЬТУРА

культурных растений

1) Среднеазиатский А) кукуруза

2) Африканский Б) картофель

3) Южноамериканский В) арбуз

Г) виноград

Ответы: 1____,2____,3____

Применение некоторых заданий повышает учебный интерес. Например, задание по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;

РЕПЛИКИ ПЕРСОНАЖИ

1) Счастливые часов не наблюдают А) Фамусов

2) Ох! Басни - смерть моя! Б) Молчалин

3) Ей сна нет от французских книг, В) Чацкий

А мне от русских больно спится. Г) Софья

4) Дома новы, а предрассудки стары. Д) Хлестова

5) И впрямь с ума сойдешь от этих Е) Загорецкий

от одних от пансионов, школ, Ж) Скалозуб

лицеев... 3) Репетилов

Ответы: 1___, 2___, 3 __ , 4___, 5___.

Основные элементы композиции заданий на соответствие

Основные элементы композиции заданий этой формы: инструкция, названия двух столбцов, элементы этих столбцов с номерами и буквами, строку ответа.

Инструкция: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Названия двух столбцов должны относиться ко всем элементам представляемого класса, т.е. элементы столбца должны полностью соответствовать его названию. По возможности, названия столбцов должны быть короткими и точными, понятными для всех испытуемых с первого чтения.

Элементы столбцов выражают содержание задания. Как уже отмечалось, число элементов в правом столбце должно быть примерно в два раза больше числа элементов в левом столбце. Для идентификации элементов используются номера (для элементов левого столбца) и буквы (для элементов правого столбца).

Строка ответов композиционно завершает задание и указывает испытуемому место, куда нужно заносить ответы.

Оценка. При оценке заданий на установление соответствия используются различные подходы. При первом подходе оценка в 1 балл дается за правильное выполнение всего задания, в противном случае - 0 баллов, даже за одну допущенную ошибку. При другом подходе по одному баллу дается за каждое правильно установленное соответствие. Третий подход: за все правильные ответы давать 2 балла, за одну допущенную ошибку - 1 балл, за две ошибки и более - О баллов.

Если тест состоит из заданий разных форм, то лучше использовать первый подход к оценке: за каждое правильно выполненное задание - независимо от формы - давать 1 балл. Исключения допускаются, если есть основания считать задания на установление соответствия более важными с точки зрения проверки знания учебной дисциплины, чем задания других форм.

Основная сфера применения заданий на соответствие - это текущий и тематический контроль знаний. Также они хорошо подходят для самоподготовки и самоконтроля. Значительно реже они используются при аттестационных мероприятиях.

Задания на установление правильной последовательности

Задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.д. В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия, процессы, элементы, связанные с определенной задачей. Испытуемый должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведенном для этого месте (как правило, в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания).

Можно выделить несколько вариантов применения таких заданий.

1) последовательность исторических событий.

2) последовательность технологических действий и операций.

3) последовательность различных процессов.

4) цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.

Инструкция к заданиям на установление правильной последовательности имеет вид:

Пример: УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. СОБЫТИЙ ФЕВРАЛЯ-ОКТЯБРЯ 1917 Г.

VI съезд РСДРП (б)

Отречение царя Николая 11

Приезд Ленина

Создание Петроградского совета

Взятие Зимнего дворца

Корниловский мятеж

Ликвидация двоевластия

II съезд Советов

С помощью заданий этой формы можно проверять знание не только исторического процесса, но и знание литературного, художественного, лингвистического.

Задания на установление правильной последовательности особенно эффективны на заключительной стадии профессиональной подготовки, что объясняется важной ролью алгоритмов в профессиональной деятельности. Цель введения таких заданий в учебный процесс - формирование алгоритмического мышления и алгоритмических знаний, умений и навыков. Алгоритм представляет собой систему четких правил упорядоченной деятельности. Основные требования к алгоритму: он должен быть понятен и доступен учащемуся, корректен с точки зрения цели и содержания, однозначен по трактовке и результативен в процессе осуществления заданного числа шагов. При этом однозначность предполагает наличие только одного алгоритма, соответствующего правильному ответу.

Задания на установление правильной последовательности помогают решать трудную задачу формирования структуры знаний. Дело в том, что такие задания сложнее заданий других форм. Поэтому, если испытуемые знают правильные ответы на такие трудные задания, то они должны знать ответы и на предыдущие, более легкие задания. Это и есть признак правильной структуры знаний.

Пример: РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Выделить суффикс

Выделить корень

Найти основу

Подобрать однокоренные слова

Выделить окончание

Выделить приставку

Элементы композиции заданий на установление правильной последовательности

К элементам композиции заданий данной формы относят

Инструкцию к заданию, название задания, его содержание и место для ответов.

Из названия задания испытуемый узнает, о чем его спрашивают, и знание чего он должен продемонстрировать. Ключевое слово в названии лучше писать и именительном падеже.

Повторим, что задания этого типа проверяют не все, а только определенные знания: алгоритмические, процессуальные, процедурные, технологические (в той части, которая связана с последовательностью операций).

Место для ответов - это прямоугольники, нарисованные слева, против катания каждого элемента. В них нужно проставить соответствующие цифры (ранги).

В самом задании элементы ставятся в случайном порядке. Окончания всех слов лучше писать в именительном падеже, чтобы испытуемые не могли угадать правильный ответ по окончаниям слов.

Оценка за выполнение задания рассматриваемой формы может варьироваться в зависимости от его важности и трудности. Однако, преимущественно используется дихотомическая оценка: 1 балл дается за правильную расстановку всех рангов в задании, 0 баллов - при ошибке в ответе. Если первый ответ определен неправильно, то неправильно определяются и другие ответы.

Задания на установление правильной последовательности довольно специфичны, содержание многих дисциплин не поддается трансформации в эту форму.

Автономная некоммерческая организация «Центр развития образования Альметьевский муниципальный район»

РАЗРАБОТКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ РАЗДЕЛАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Выполнила: слушатель курсов

повышения квалификации

учителей технологии

Хайдарова Лейсан Асгатовна

Научный руководитель:

___________________

Альметьевск

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

I .Тестологи о тестах и их классификациях………………………………….4

II .Технология разработки тестовых заданий.

1.Определение тестового названия…………………………………………..8

1.1.Закрытая форма тестового задания………………………………………11

1.2. Примеры тестов закрытой формы………………………………………12

2.1. Задания на установление соответствия………………………………...14

2.2. Варианты тестов на установление соответствия………………………15

3.1. Задания открытой формы……………………………………………….16

3.2. Примеры тестов открытой формы……………………………………...17

4.1.Задания на установление правильной последовательности………….18

4.2.Варианты тестов на установление правильной последовательности..19

Заключение …………………………………………………………..………30

Литература ………………………………………………………………….31

Введение

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при осуществлении которых все учащиеся находятся в одинаковых, стандартных условиях. Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием. Важнейшим элементом тестирования являются тестовые материалы (тесты).

Диапазон подходов к определению педагогических тестов широк как в научной, так и в методической литературе. Сложность рассмотрения понятия «тест» усугубляется неоднозначностью подходов в теории и практике. В современной педагогике наметилось два широких подхода к его определению. Под тестом понимается либо весь метод исследования целиком, включая процедуру проверки, либо только средство измерения.

В последние годы тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно-экономической жизни в

качестве инструмента диагностики уровня подготовленности учащихся школ, абитуриентов, студентов, специалистов. Появилось даже такое понятие как "тестовая культура", которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.

I . Тестологи о тестах и их классификациях

Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений и системы образования. Однако его применение возможно лишь при условии освоения основных подходов к созданию измерительных материалов, их особенностей.

Вопрос использования тестов как средства педагогического контроля, разработан достаточно хорошо. В.С.Аванесов, Л.В. Апатова, Ю.А. Белый, В.П. Беспалько, В.А. Горбанев, В.Г. Глушков, В.В. Зиновьев, И.В. Колесник, Е.А. Криксунов, Г.И. Лернер, В.П. Левин, А.Н. Майоров, Н.Н. Петрова, В.Б. Пятунин, И.А. Раппопорт, С.Р. Сакаева, В.И. Сиротин, Ю.А. Симагин, В.А. Станкевич, Н.В.Тельтевская и многие другие посвятили данной проблеме свои работы.

Сложность рассмотрения понятия «педагогический тест» также усугубляется неоднозначностью подходов теоретиков и практиков. Так, А.Н. Майоров рассматривает его как достаточно широкое понятие: «инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, измерение которых возможно в процессе систематического обучения».

В.С. Аванесов понятие «педагогический тест» сужает и трактует его в двух существенных смыслах: как метод педагогического измерения и как результат применения теста как метода измерения, состоящего из ограниченного множества заданий. При этом замечает, что в большинстве работ западных авторов, в отличие от отечественных, понятие «тест» чаще рассматривается во втором смысле.

М.Б. Челышковой ближе толкование понятия «теста» как совокупности заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области.

Разработчики тестов опираются на два подхода, которые уже сложились в тестировании: тесты, ориентированные на критерий (критериально-ориентированные), и тесты, ориентированные на норму (нормативно-ориентированные).

Для критериально-ориентированной интерпретации вывод выстраивается вдоль логической цепочки: задания → ответы → выводы о соответствии испытуемого заданному критерию.

При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений или навыков.

Преимущество критериально-ориентированных тестов в том, что они помогают собрать полную и объективную информацию о достижениях каждого учащегося; сравнить обученность ученика с требованиями, заложенными в государственных образовательных стандартах. В результате критериально-ориентированного тестирования ученик получает информацию о том, что он знает по сравнению с требованиями к уровню подготовки по предмету.

В рамках нормативно-ориентированного подхода тесты разрабатываются для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Это достигается путем сопоставления результата каждого учащегося с результатами других учеников, которые выполняли тот же тест. Для нормативно-ориентированной интерпретации вывод выстраивается вдоль цепочки: задания → ответы → выводы о знаниях испытуемого → рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого.

Нормативно- и критериально-ориентированные тесты отличаются по целям создания, методике отбора содержания, характеру распределения эмпирических результатов тестирования и методам их обработки, критериям качества тестов и тестовых заданий, а, главное, по интерпретации результатов испытуемых.

Исследования В.С. Аванесова, Дж. Гласcа, А.Н. Майорова, Е.А. Михайлычева, М.Б. Челышковой, Н.М. Розенберга и ряда других авторов приводят к выводу о том, что надежность теста является характеристикой того, в какой степени полученные в результате тестирования различия между испытуемыми является отражением различий в свойствах испытуемых и в какой мере являются отображением случайных ошибок. Н. Гронлуд отмечает: «Если балл, полученный учеником в результате теста по оценке результатов, будет соответствовать той оценке, которую они получили бы при повторном прохождении того же теста или идентичного с ним по форме, то данная оценка считается высоко надежной… Чем длиннее тест, тем более надежными и адекватными будут результаты» .

Вторым важным показателем качества теста является валидность (от англ. valid – пригодный). «Проблема валидности возникает в процессе разработок и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методам его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался» .

Для определения подходов к процессу валидизации теста и валидности в трудах ученых используется большое количество терминов. Одним из наиболее распространенных терминов является «содержательная валидность», необходимость которой не отрицают вышеназванные тестологи и определяют ее как характеристику репрезентативного содержания теста по отношению к запланированным для проверки знаний и умений. По мнению И.А. Анастази, сфера распространения валидности по содержанию – это тесты учебных достижений, особенно критериально-ориентированные тесты по усвоению материала и навыков. Если тест позволяет проверить все то, что авторами было задумано в спецификации, он считается валидным относительно контролируемого содержания курса. Полнота выходит на первый план именно при создании критериально-ориентированных тестов. Помимо этого, повышению содержательной валидности способствует независимая экспертиза.

Анализ трудов теоретиков-тестологов позволяет сделать следующие выводы:

Тесты отличаются от других средств контроля (контрольных работ, диктантов и др.) тем, что проходят процесс научного обоснования качества, который предполагает оценку соответствия характеристик тестов двум важнейшим критериям: надежности и валидности;

При оценке надежности и валидности не следует полагаться на единственную формулу, а надо пользоваться совокупностью методов, ориентированных на особенности разрабатываемого теста;

Любые оценки надежности и валидности выступают не как истина в последней инстанции, а лишь как правдоподобные утверждения, имеющие ту или иную степень достоверности;

Повышению точности и созданию качественных тестов способствует стандартизация процедуры предъявления теста;

Современная теория тестов позволяет повысить точность измерений и качество педагогических тестов.

При создании тестов важен выбор модели педагогического тестирования – схемы предъявления тестовых заданий и оценивания результатов тестирования.

II . Технология разработки тестовых заданий

1.Определение тестового задания.

Педагогический тест (тест успеваемости) - система заданий специфической формы, которая позволяет качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков.

Интерес к тестированию – как методу педагогического контроля в последнее время заметно вырос. Но составление тестов, их применение должно происходить на основе модернизации учебного процесса. Одной из эффективных форм такой модернизации может стать внедрение тестовой системы контроля качества подготовки учащихся.

Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения (В.П. Симонов);

Тест достижений – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися (А.Н. Майоров);

Тест успеваемости – это совокупность заданий, ориентированных на измерение степени уровня определенных аспектов содержания образования (Н.М. Розенберг).

Очевидно, что многообразие подходов к определению теста порождается многообразием существенных признаков педагогического теста, которые, прежде всего, зависят от цели создания теста и круга вопросов, решаемых с его помощью.

Эти задания позволяют:

За сравнительно небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у достаточно большого количества учащихся;

Оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);

Закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное и второстепенное, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);

Обеспечить индивидуальное развитие ребёнка (развивающая функция).

Предлагаемые примерные задания для проверки знаний разработаны для оценки результатов обучения по образовательной области “Технология” раздел программы: “Материаловедение” для учащихся 5-9 классов, примеры которых приведены в данной статье.

Учащимся предлагаются примерные задания нескольких видов:

Выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов (уровень узнавания);

Заполнение пропусков в предложенном тексте (уровень воспроизведения);

Установление соответствия;

Установление правильной последовательности действий;

классификация.

Можно выделить следующие достоинства тестирования знаний учащихся:

Объективность и воспроизводимость оценки, за счет разработанного эталона - образца правильно и последовательно выполненных действий обучаемого;

Оперативное получение результатов проверки;

Эффективное использование учебного времени (проверка знаний всей группы учащихся занимает 15-20 минут);

Полный охват всей группы обучаемых, что способствует более высокой накопляемости оценок;

Оперативное выявление упущений в работе каждого учащихся, группы в целом и самого учителя;

Возможность автоматизировать процесс контроля;

Возможность проведения контроля и проверки его результатов другим лицом (учителем, не ведущим занятия в группе);

Удобное использование для самопроверки учащихся.

Изучение различных тестов позволяет выявить в них ряд содержательных и структурных недостатков:

Меньше проявляются обучающие функции контроля: закрепление (повторение) информации, развитие речи;

Возможность угадывания ответов при контроле с помощью выборочных тестов;

Некоторые учебные элементы предметов, отнесенных к гуманитарным, тестировать неудобно.

Поэтому тестовую форму контроля следует применять в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами контроля.

Учитывая невозможность составления единой классификации (в литературе можно найти 84 вида тестовых заданий), необходимо коснуться одного важного момента в составлении тестов. Любой контроль, а тестовые задания являются его частным случаем, должен быть управляющим, обучающим и контролирующим. Один и тот же вопрос в зависимости от назначения теста может в равной степени отвечать всем этим требованиям, каждое из которых может быть усиленно самой конструкцией теста.

Умение составлять тестовые задания приходит с опытом и является своего рода искусством. При составлении заданий необходимо придерживаться следующих правил:

Одинаковость инструкции по выполнению задания всех испытуемых;

Правильность расположения элементов задания, что позволяет испытуемым быстрее зафиксировать свое решение и не тратить время на определение места для ответов;

Адекватность инструкции форме и содержания задания;

Одинаковость правил оценки ответов учащихся в рамках принятой формы (все испытуемые отвечают на одни и те же задания, всем дается одинаковое время).

Однозначность задания (задания должны быть поняты всеми испытуемыми одинаково);

Краткость и точность задания, которая обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графики, позволяющих добиваться максимума ясности задания и минимум средств;

Грамматическое соответствие ответов заданию;

Тест должен включать большое количество вопросов, чтобы достаточно полно охватывать материал проверяемой темы (раздела);

Соответствие тестов (формулировок, буквенных обозначений и т.п.) источникам информации, используемым в обучении;

Педагогическая корректность тестовых заданий (задания должны соответствовать требованиям учебной программы (образовательного стандарта), быть рассчитаны на определенный уровень знаний обучаемых, вариативны и оптимальны по трудности).

Форма тестовых заданий зависит от их содержания и цели тестирования, придает заданиям структурную целостность и определенность, внешнюю организованность. В настоящее время в педагогике выработано четыре основных формы тестовых заданий, которые являются основой для составления тестов по любым учебным предметам.

    1. Закрытая форма тестовых заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов

Закрытые - задания, имеющие конечное множество вариантов ответа, из которых необходимо выбрать верный. Для заданий закрытого типа необходимо разработать несколько вариантов ответов, причем все они должны быть правдоподобны. Тестовые задания закрытой формы (выборочные тесты) обычно используются для проверки знаний на I уровне.

Закрытые задания разделяются на следующие виды: задания с двумя, тремя, четырьмя и большим числом ответов.

Тестирование должно начинаться с коротких инструкций. Например, для выборочных тестов с одним правильным ответом рекомендуются такие варианты инструкции:

а) «обведите кружком номер правильного ответа»,

б) «выпишите номер правильного ответа на бланк-ответов»,

в) «отвечая на задания теста, нажмите на клавишу с номером правильного ответа».

1.2.Примеры тестов закрытой формы

Конструирование и моделирование ночной сорочки

Обведите кружком номер правильного ответа.

1. Чертёж швейного изделия строят в масштабе

а) 1:1; б) 1:4; в) 4:1.

2. Чертёж швейного изделия нельзя построить без

а) ножниц; б) линейки закройщика; в) булавок

3. Припуски на швы на ткани обозначают линией:

а) пунктирной; б) штриховой; в) сплошной.

4. Шов, которым соединяют две детали с изнанки, называется

а) двойной; б) накладной; в) стачной.

5. Обтачным швом на ночной сорочке обрабатывают

а) горловину; б) боковой срез; в) нижний срез.

6. Процесс моделирования ночной сорочки заключается

а) в изменении формы выреза горловины; б) в оформлении (применении отделок); в) в изменении формы кармана

7. Какую форму горловины лучше сделать у ночной сорочки для девочки невысокого роста с очень круглым лицом:

а) каре; б) овал; в) мысом.

8. Работа художника-модельера заключается в

а) создании эскиза изделия; б)построении выкройки; в)раскрое изделия.

9. Результаты измерения нужно разделить пополам при записи следующих мерок:

а) Сш; б) Сг; в) Ст; г) Оп; д) Дст; е) Ди.

10. Какая мерка определяет размер изделия женской одежды?

а) Сш; б) Сг; в) Дст.

11. Чертежи швейных изделий разрабатывают:

а) художник-модельер; б) закройщик; в) инженер-конструктор.

12. Записывают полностью мерки:

а) Сш; б) Сг; в) Ди; г) Оп; д) Дст; е) Ст.

13. Ширина сетки чертежа зависит от мерки:

а) Сш; б) Сг; в) Оп.

14. Чертежи переда и спинки:

а) абсолютно одинаковы; б) отличаются только вырезом горловины и ростка; в) совсем разные.

15. При подготовке выкройки ночной сорочки к раскрою необходимо выполнить следующие операции:

а) перевод на кальку деталей выкройки; б) перевод на кальку конструктивных линий; в) обозначение направления нитей основы; г) обозначение направлений нитей утка; д) обозначение названий деталей и их количества; ж) обозначение названий срезов и сгибов; е) обозначение величины припусков на швы;

16. Химические волокна – это волокна созданные:

а) из целлюлозы; б) из нефти и газа.

Выберите правильные ответы.

17. Свойства тканей зависят:

а) от волокнистого состава ткани; б) от вида переплетения нитей в ткани; в) от вида отделки; г) от всех перечисленных признаков.

2.1. Задания на установление соответствия

В данном виде заданий необходимо установить правильное соответствие элементов одного множества элементам другого множества. Задания такой формы называют тестами соотнесения или тестами на классификацию.

Инструкция для тестируемых,

Элементы столбцов,

Строка ответов и оценка.

Существует достаточно много модификаций, от которых зависит вид инструкции. Наиболее часто используются инструкции вида: «соедините прямыми линиями соответствующие элементы правого и левого столбца»; «установите соответствие …», «запишите ответ в виде пар чисел».и далее текст задания: названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Названия столбцов должны быть короткими и точными, понятными для всех испытуемых с первого чтения.

Элементы столбцов выражают содержание задания. Подбор этих элементов ограничен содержанием учебных программ. Важным требованием к этим заданиям является неодинаковое число элементов в левом и правом столбцах. Рекомендуется, чтобы в правом столбце было на несколько элементов больше, чем в левом. Это нужно для того, чтобы учащийся не смогли получить правильный ответ на последнюю, самую трудную для них пару ассоциируемых элементов автоматически.

Оценка за выполнение заданий может варьировать: в одном варианте один балл за правильное выполнение всего задания, в другом - по одному баллу за каждое правильно выполненное соответствие.

Задания на установление соответствия используются для проверки ассоциативных знаний, которые существуют в каждом предмете. Это знания взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, формы и содержания, сущности и явлений, связей между различными предметами, свойствами, законами, явлениями, формулами, датами.

Основная сфера применения данных заданий - текущий контроль знаний, реже используется при входном и выходном контроле из-за громоздкости.

2.2. Варианты тестов на установление соответствия

Установите соответствие букв и цифр:

1. 1) контрольные линии прокладочными стежками прокладывают по линиям…

2) копировальные стежки прокладывают по линиям…

а) плеча на деталях сорочки и обтачки;

б) середины детали сорочки и обтачки.

2. Найдите соответствие цифр и букв.

Ниже приведена технологическая последовательность обработки горловины ночной сорочки (под цифрами), но пропущены термины ручных и машинных работ (они обозначены буквами).

1. Подогнуть внешний срез обтачки на изнаночную сторону и…

2. Приколоть и … обтачку.

3. … ворот со стороны обтачки.

4. Обтачку отогнуть на лицевую сторону, шов выправить и…

5. Наложить, наметать и … обтачку на изделие.

а) настрочить, б) приметать, в) выметать, г) заметать, д) обтачать.

3. Найдите соответствие вида шва (цифр) и швейной операции (букв).

Швы:

1) двойной;

2) обтачной;

3) настрочной;

4) вподгибку с закрытым срезом. Швейные операции:

а) обработка низа рукава;

б) обработка боковых срезов;

в) обработка горловины обтачкой;

г) обработка внешнего среза обтачки

4. Найдите соответствие названий срезов ночной сорочки (цифр) и способов их обработки (букв).

1) боковые срезы; а) шов в подгибку с закрытым

срезом;

2) низ рукава; б) обтачной шов;

3) линия горловины; в) двойной шов;

4) низ изделия. г) настрочный шов.

3.1. Задания открытой формы применяют там, где нужно полностью исключить вероятность получения правильного ответа путем угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Такие задания используют для проверки усвоения на II уровне. С этой целью применяются тесты воспроизведения информации, решения типовых задач, разработки типовых заданий.

Особенность этих тестов - готовых ответов нет. Выполняя тест по воспроизведению информации, обучаемый вспоминает необходимые для ответа сведения. Эталон представляет собой образец полного и последовательного выполнения ответа.

Тесты-воспроизведения подразделяются по внешнему оформлению на тесты-подстановки и конструктивные тесты. Тестирование должно начинаться с коротких инструкций: «заполнить пропуски», «дополнить». При автоматизированном контроле нужный ответ набирается на клавиатуре компьютера.

Тестовое задание на подстановку может содержать разнообразную информацию: словесный текст, чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть проверяемой информации слова, буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем, деталей.

Задания конструктивных тестов требуют от учащегося самостоятельного составления (конструирования) ответа, заполнив пропуски в заданном тексте вариантами из предложенного списка: воспроизведения формулировки, анализа изученного явления, выполнения чертежа, схемы и пр.

Задания могут быть представлены в виде фразы, текста, рисунка, схемы, графика, символов, таблиц и пр.

Конструктивный ответ представляет обучаемому большую свободу в составлении ответа. При разработке конструктивного теста гораздо труднее (по сравнению с тестом-подстановкой) заставить обучаемого давать ответ так, чтобы его форма, последовательность и содержание оказались бы наиболее близкими к эталону, что усложняет процедуру проверки результатов контроля.

3.2. Примеры тестов открытой формы

Заполнить пропуски:

1. Нитями основы называют нити -………………………………………
2. Нитями утка называют нити - ..................................................................

3.Обтачка- это…

4. В результате переплетения нитей по краям ткани образуется…

5.Сборки– это…

6.О тделка – это…

7. Швейные машины – полуавтоматы служат …

8. Как называется инструмент для разрезания ткани, картона, тонкого металла? _______________________________

9. К синтетическим волокнам относятся: _______________________________________

10.К механическим свойствам ткани относятся: _______________________________________

11.Ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон называется …

4.1 Задания на установления правильной последовательности

Они позволяют установить правильную последовательность различных действий, операций, решения задач, расчетов, связанных с выполнением обязанностей, инструкций, правил техники безопасности, очередность исторических событий, а также быстрой и умелой сборки или разборки различных изделий, и много других видов деятельности, где можно установить или уже установлены эффективные алгоритмы.

Основные элементы композиции:

Инструкция.

1 вариант. «Установить правильную последовательность», сопровождается примером и пояснениями для обучаемых - как надо отвечать на задания этой формы. Если контроль ведется с помощью бланков, инструкцию можно не повторять перед каждым заданием. Тестируемый ставит цифры рангов в скобках, стоящих слева перед каждым элементом задания.

2 вариант: «Установить правильную последовательность. Проставьте в скобках цифры рангов, определяющие порядок действий (слов)».

Название задания - о чем спрашивают испытуемого и знание (умение) чего он должен продемонстрировать.

Содержание задания - ранжируемые элементы деятельности или определения. В задании элементы ставятся в случайном порядке, так, чтобы в их расположении не было никакого намека на правильный порядок. Для того, чтобы незнающие испытуемые не смогли по окончаниям слов угадать правильный ответ, окончание всех слов лучше писать в именительном падеже.

Место для ответов - прямоугольники или скобки слева от каждого ранжируемого элемента.

Задания на установление правильной последовательности можно применять для формирования знаний, умений и навыков с применением метода, который В. С. Аванесов назвал «обучением на ошибках» с тщательным показом и разъяснением того, что неправильно, почему, что последует в результате неправильных действий. Применение этого метода позволяет точно отделить правильные действия от неправильных и подготовить учащихся к исправлению ошибки.

4.2. Варианты тестов на установление правильной последовательности

1. Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:

а) разложить мелкие детали;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

г) приколоть мелкие детали;

д) приколоть крупные детали;

е) определить лицевую сторону ткани;

ж) нанести контрольные линии и точки;

з) разметить припуски;

и) обвести детали по контуру.

2. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи

а) смёточных стежков; б) резца; в) копировальных стежков; г) портновского мела; д) косых стежков.

3. Расставьте правильную последовательность технологических операций при изготовлении ночной сорочки:

1) обводка деталей выкройки по контуру с учётом припуска на швы;

2) обработка нижнего среза ночной сорочки;

3) вырезание деталей кроя;

4) обработка выреза горловины подкройной обтачкой;

5) подготовка ткани и выкройки к раскрою;

6) подготовка деталей кроя к обработке;

7) обработка нижнего среза рукава;

8) обработка деталей сорочки по линии бока;

9) окончательная отделка изделия, ВТО.

4. При подготовке выкройки ночной сорочки к раскрою необходимо

а) указать название деталей и их количество;

б) указать направление долевой нити, места сгиба ткани;

в) указать величину припуска на швы.

5. При подготовке ткани для раскроя ночной сорочки необходимо

а) определить направление долевой нити;

б) определить лицевую и изнаночную стороны ткани;

в) определить характер рисунка и направление ворса;

г) определить наличие дефектов;

д) выполнить декатировку ткани.

6 . Проставьте в скобках цифры, определяющие порядок действий (слов).

Восстановите правильную последовательность заправки верхней нитки:

А) нитенаправитель №1

Б) катушечный стержень

В) нитепритягиватель

Г) регулятор натяжения верхней нитки.

7. Определите правильную последовательность действий:

А) заправить обе нитки

Б) положить ткань под лапку

В) вывести нижнюю нитку на платформу машины

Г) опустить прижимную лапку

Д) проколоть ткань иглой.

8. Напишите правильную последовательность букв, соответствующую этапам производства ткани:

а) пряжа и нитки; б) ткань; в) волокно; г)волокно; д) волокно очищенное, прочесанное;

Овладение формой является необходимым, но недостаточным условием создания полноценных тестов.

В содержание одного блока тестов (применяемого, например, для проверки знаний на одном уроке) можно включать как задания одной формы (моноформные задания), так и задания, включающие тесты различных форм (полиформные).

Достоинство моноформных тестов состоит в том, что для их выполнения достаточно инструкции одного типа. Это делает задание более понятным учащимся, способствуя сокращению времени на его выполнение. Вместе с тем, такой тип заданий достаточно однообразен и применять его часто в таком виде не рекомендуется. Тесты данного типа целесообразно использовать для закрепления знаний, а также для проверки качества усвоения вновь излагаемого материала - в конце урока или какого-либо небольшого блока информации.

Опыт многих учителей, применяющих тестовый контроль, показывает, что применение полиформных тестов значительно повышает их разнообразие и позволяет провести более объективную оценку знаний. Задания данного типа позволяют применять их для проверки качества усвоения материала более крупных разделов, тем, блоков, имеющих большую важность для приобретения устойчивых знаний.

Ответы на тестовые задания должны быть лаконичными и содержательными. С увеличением числа ответов вероятность угадывания правильного ответа снижается, но вместе с тем растет громоздкость всего текста и резко увеличивается время на подбор правдоподобных ответов. Поэтому при разработке тестов необходимо стремиться к улучшению качества ответов и оптимизации их количества.

Для оценки результатов тестирования используется номинальная шкала: за правильный ответ в каждом задании принято давать один балл, за неправильный - ноль. Суммирование всех баллов, полученных учащимся, ассоциируется с тестовым баллом и уровнем знания.

При разработке выборочных тестов следует соблюдать ряд требований:

1) Возможность угадывания правильных ответов должна быть минимальной. Все правильные ответы должны формулироваться с максимально возможной мерой правдоподобия, правильные ответы среди них должны мало выделяться. Правдоподобие неправильных ответов - один из основных признаков квалифицированно составленных тестов. В число неправильных ответов в первую очередь надо включать такие, которые являются результатом типичных ошибок, допускаемых обучаемыми, такой подбор ответов облегчает анализ получаемых результатов.

Частый выбор учащихся каких-либо неправильных ответов учитель не должен оставлять без внимания, оценивая лишь результаты работы над тестами. Такие ошибочные ответы следует подробно разбирать на примерах и в случае необходимости вносить коррективы в обучение.

Подбор неправдоподобных или недостаточно правдоподобных ответов - относительно несложная задача. Неправдоподобные ответы учащихся достаточно легко отличают от правдоподобного ответа. Поэтому предлагать их бессмысленно и даже вредно.

2) Работа обучаемых над заданиями должна быть продолжением обучения, поэтому в тестах не должно быть ложной информации, бессмысленных ответов, ложных формул и формулировок. Их применение, создание ловушек следует расценивать, как грубое нарушение дидактики.

Не может быть тестов, содержание которых вбирало бы в себя все содержание учебного предмета. При создании тестов обычно ставится задача отобрать в нем то основное, что учащиеся должны знать и уметь в результате учения. В условиях быстро изменяющегося и обновляющегося образования прочное знание всего материала учебного предмета становится малореальным и трудным делом.

Содержание тестов меняется в зависимости от объема изучаемого предмета, типа теста. В педагогической практике отбора содержания тестовых заданий следует соблюдать следующие принципы:

1. Значимость. Необходимо включать в тест не только те структурные элементы учебной информации, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами.

2. Научная достоверность. Спорные точки зрения, нормальные в науке, не рекомендуется включать в тестовое задание. Суть тестовых заданий - они требуют четкого, заранее известного учителю и учащимся ответа, признанного в науке объективно истинным.

3. Полнота отображения необходимой учебной информации.

4. Вариативность содержания. При отборе содержания тестов принимается во внимание уровень подготовленности контингента учащихся. Тесты должны быть разными по трудности. Для разных групп следует иметь вариантную и инвариантную части тестов. Если тестируется слабая по подготовленности группа учащихся, то может оказаться, что трудные задания теста просто не будут работать, ни один учащийся правильно ответить на них не сможет. В таких случаях эти задания из дальнейшей обработки изымаются.

5. Системность содержания. Тестовые задания должны подбираться так, чтобы они отвечали требованиям системности знаний.

6. Взаимосвязь содержания и формы. Не всякое содержание поддается представлению в форме тестовых заданий. Многие доказательства, обширные вычисления, многословные описания трудно выразить в тесте, а то и невозможно. Содержание контроля по каждому учебному предмету должно сопровождаться поиском наилучшей формы.

При правильном отборе конкретного материала содержание тестов может быть использовано и для обучения. Содержание тестов не может быть только легким, средним или трудным. Легкие задания создают только видимость наличия знаний. Ориентация на проверку минимального уровня знаний не дает представления о реальном уровне знаний. Искажает этот уровень и подбор заведомо трудных заданий, в результате чего у большинства учащихся могут оказаться заниженные баллы. Составление заданий одной только средней трудности приводит к серьезной деформации текста: он теряет способность нормально отображать содержание изучаемого предмета, в которой есть разный материал. Поэтому в тесты должны включаться разные задания, которые независимо от содержания тем и разделов должны располагаться в порядке возрастающей трудности.

Тест считается удачно составленным в том случае, если он создается для достижения конкретной цели, пригодным (валиден) для измерения качества знаний по тому учебному предмету и тех испытуемых, для которых он создавался.

При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий учащимися.

Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащихся к повышению качества учебной деятельности.

В существующих системах тестирования предлагается, что учитель заранее выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что испытуемый набирает то 31 до 50 баллов, то он получает оценку «отлично», от 25 до 30 баллов - «хорошо», от 20 до 24 - «удовлетворительно», менее 20 - «неудовлетворительно».

Очевидно, что при формировании такой шкалы оценок велика доля субъективизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма учителя. Кроме того, требования, предъявляемые разными учителями уровню знаний учащихся, колеблются в очень широких пределах.

На сегодня еще часто встречается метод «проб и ошибок» при формировании шкалы оценок. Поэтому реальные знания учащегося не получают объективного отражения.

Используя готовые тесты из методической литературы, или составляя собственные, учитель должен, прежде всего, сформировать оценочную шкалу. При этом важно учитывать сложность заданий, включенных в тест, их разнообразие. Очень часто в практике тестирования учитывается количество правильных ответов на вопросы, требующие механического запоминания и не учитывается развернутый ответ, данный учеником на какой-либо вопрос. В результате «5» получает ученик, выучивший фактический материал, но не умеющий логично дать оценку того или иного события, раскрыть причинно-следственные связи между событиями, а ведь именно к этому стремится каждый опытный учитель. При организации тестового контроля необходимо разграничивать тесты, требующие различной оценочной шкалы. Если же в тест включаются различные виды тестовых заданий, тогда ответы на простые вопросы должны быть оценены наименьшим количеством баллов, а развернутые, требующие логического мышления ответы оцениваются по максимуму. Такой подход к шкале оценивания тестов позволяет ученику самостоятельно выбрать те виды заданий, которые позволят ему набрать нужное количество баллов. Оценочная шкала тестовых заданий должна быть хорошо известна ученикам, поэтому уже в 5 классе на уроках по различным учебным предметам целесообразно вводить различные виды тестовых заданий, причем оценочную шкалу вывешивать на доске перед проведением теста, в тот момент, когда учитель комментирует задания. Учащиеся видят, сколько «стоит» тот или иной вопрос и по завершении работы могут самостоятельно оценить свои знания.

На современном этапе развития образовательных технологий на смену традиционным формам контроля знаний приходят новые, выстроенные на применении компьютерных технологий: автоматизированные системы тестирования, интерактивные практические работы, доклады и рефераты, выполненные с использованием технологии презентаций и др.

Для всех видов контроля широко применяется компьютерное тестирование, которое как процедура контроля усвоения автоматизируется с применением компьютерных технологий в виде автоматизированных систем тестирования. Современные автоматизированные системы позволяют: наглядно представить процесс тестирования, оперативно получить результаты тестирования в текстовом виде, в виде графиков, диаграмм как по всей группе тестируемых, так и по отдельным учащимся. Преимущества использования автоматизированных систем тестирования заключаются в оперативности получения сведений о знаниях учащихся; объективности полученных результатов; возможности определения тем и вопросов, слабо освоенных обучаемыми.

Компьютерный тест - инструмент, который выявляет факт усвоения учебного материала; состоит из задания на деятельность определенного уровня и эталона, т.е. образца полного и правильного выполнения действий.

Существующие формы и методы контроля, используемые каждым учителем, не всегда дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами учебного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. Каждый заинтересованный и ответственный за свою деятельность учитель должен знать уже существующие формы и методы контроля, и стремиться к их усовершенствованию.

Опыт применения известных методов диагностирования успеваемости учащихся позволяет проанализировать собственную деятельность в этом направлении и выявить следующие недостатки, которые необходимо устранять:

1) возникают трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:

Различие требований и уровней оценивания знаний учащихся разными учителями;

При организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, наблюдается загруженность малотворческой работой, связанной с большим объёмом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;

Стремление иметь высокий балл качества знаний по предмету, который может быть использован для оценивания работы самого учителя, приводит к тому, что учащимся выставляются недостоверные оценки.

2) возникают трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний: отсутствие чётко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки.

3) возникают трудности связанные с подготовкой учащихся: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке искажают достоверность оценки знаний учащихся и мешают объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

«Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача учителя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен учащимися, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее».

Проверка - стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся, а также объективная форма самоконтроля учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.

В своей педагогической деятельности для проведения занятий я использую разнообразные виды, типы и формы проведения уроков, что способствует, во-первых, развитию у учащихся интереса к предмету, во-вторых, более эффективному и качественному проведению занятий, глубокому изучению предмета до уровня ее осознанного восприятия.

Практика проведения занятий по технологии, внедрение различных педагогических технологий позволяют организовывать проверку и контроль знаний учащихся на различных этапах учебного процесса:

1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

3. Применение знаний, формирование умений.

4. Контроль и учет знаний

В своей педагогической деятельности я использую следующие методы: устный опрос, дискуссия; защита рефератов; тестирование.

Традиционно на занятиях устному опросу отводится часть урока. На уроках закрепления знаний, повторительно-обобщающих устному опросу может быть посвящен весь урок. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким темам.

Устный опрос проводится, как правило, на каждом занятии по материалу предшествующего урока.Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой ответ, делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать.

4) встречаются школьники способные изложить материал почти «слово в слово» по учебнику. Для проверки прочности усвоения материала учащимся следует задавать дополнительные вопросы по ранее пройденному материалу. Использование нестандартных ситуаций или познавательных заданий и задач позволяют определить степень понимания изложенного материала, его практическую значимость и использование.

Основная задача учителя – грамотная и целенаправленная работа над методическими рекомендациями для учащихся, подборе тем и литературы. В процессе оценивания знаний нами учитываются: соответствие собранной информации заданной теме, характер и стиль изложения, уровень проведенного анализа, логика и обоснованность выводов, их соответствие теме. Поощрительные баллы учащийся может получить за правильность оформления в соответствии с методическими указаниями и требованиями.

Многообразие видов и форм контроля дает возможность творчески подходить к его организации. Чтобы методически грамотно организовать данный вид учебной деятельности учителю необходимо знать особенности различных видов, форм контроля, создавая условия для повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по предмету.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всем мире тесты были и будут в обществе важнейшим фактором социальной селекции и, в частности, так называемой "вертикальной мобильности" - процесса выдвижения в ряды профессиональной и управленческой элиты наиболее талантливых представителей широких масс.

Тесты могут либо содействовать, либо (при неправильной организации дела) препятствовать этому процессу: либо повышать, либо снижать уровень социального оптимизма и активности.

Опыт применения тестирования знаний учащихся по технологии показывает, что целесообразнее всего использовать его:

С целью текущего контроля за приобретением знаний учащимися;

По результатам изучения очередной темы или раздела курса;

С целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися;

С целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).

Опыт преподавания технологии позволяет нам постепенно, но целенаправленно формировать собственную систему тестовых заданий по технологии.

Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний самими учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и вопросы для получения ими дополнительной оценки.

Наблюдения за характером деятельности учащихся в течение учебного года показали, что проверка знаний учащихся при помощи тестов побуждает их более внимательно и системно работать с текстом учебника, активно работать на уроках, уделять большое внимание самоподготовке.

Литература

Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. - М., Центр тестирования, 2002.

Зорин С. Ф. Разработка автоматизированной системы контроля знаний студентов по дисциплине «Экономика предприятия». МГВМИ, 2007.

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.

Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2.Педагогические измерения: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.

Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.

Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. - М.: Логос, 2002.

Кабанова Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Уч. Пособие. - М.: Высшая школа, 2010.

Казиев В. М. Введение в практическое тестирование. - М.: Интуит.ру, Бином. Лаборатория Знаний, 2008.

Предтестовые задания на установление соответствия

Общая характеристика. Задания на соответствие имеют специфический вид: под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить учащемуся ; слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы; справа -- элементы, подлежащие выбору.

Соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет, поэтому в множество для выбора стараются включить несколько дистракторов.

Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями. К каждому из 4 элементов (1,2,3,4) подбирается один соответствующий элемент (а, б, в, г, д).

Даты События

1) 1922г. а)подписание Рапалльского договора с Германией

2) 1924г. б)заключение договора о ненападении с Германией

3) 1934г. в)заключение Брестского мира с Германией

4) 1939г. г)вступление в Лигу Наций

д)«полосадипломатическогопризнания»СССР

Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку ученик выбирает из числа ответов, предложенных преподавателем, правильный ответ. За рубежом задания на соответствие не выделяют в отдельный вид, а считают одной из разновидностей заданий с выбором ответов. Как и в заданиях с выбором ответов, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдоподобности каждого дистрактора устанавливается эмпирически. В итоговом контроле задания на соответствие малоэффективны в силу их громоздкости, не позволяющей охватить большой объем содержания.

Оценивание результатов выполнения заданий на соответствие. Результаты выполнения заданий на соответствие оцениваются либо дихотомической, либо политомической оценкой. При дихотомическом оценивании за все правильно установленные соответствия в задании теста ставится «1». Если хотя бы одно соответствие неверно, то за частично правильно выполненное задание на соответствие учащийся получает «О».

При политомическом оценивании за каждое правильное соответствие ставится «1». В этом случае при проверке заданий на соответствие используется политомическая оценка, и общее количество баллов за задание равно числу правильно установленных соответствий.

Задания на установление правильной последовательности

Общая характеристика. Тестовые задания четвертой формы пред-назначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. Элементы, связанные с определенной задачей, приводятся в заданиях в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок предложенных элементов и указать его заданным способом в специально отведенном для этого месте .

Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет следующий вид: «Установите правильную последовательность». Иногда инструкцию включают в текст задания.

Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена в правильной последовательности:

А) Дмитрий Пожарский

Б) Алексей Ермолов

В) Михаил Скобелев

Г) Алексей Орлов

Во многих случаях задания на установление правильной последовательности крайне нетехнологичны или неприменимы в силу специфики содержания предмета. Они громоздки и нередко до-пускают неоднозначную последовательность ответов.

Сравнительная характеристика форм предтестовых заданий

В процессе разработки теста у автора всегда возникает вопрос,остановиться на какой-нибудь одной форме заданий или совместить различные формы в одном тесте? Выбор автора во многом должен определяться спецификой содержания учебной дисциплины, целями создания и применения теста. Немало в данном случае зависит от технологии проверки, сбора и обработки эмпирических данных, от технического и материального обеспечения процесса применения теста.

Организовать компьютеризованный сбор и анализ результатов выполнения теста легко, если тест состоит лишь из заданий с выбором ответов. Результаты выполнения заданий с конструируемыми ответами требуют ручной обработки и привлечения экспертов,а следовательно - дополнительных материальных затрат и времени на проверку. Обилие форм в тесте затрудняет работу ученика и значительно усложняет статистическую обработку эмпирических результатов выполнения теста.

К сожалению, требование моноформности не всегда выполнимо, поскольку не все знания и умения ученика можно проверить с помощью моноформного теста. В связи с этим часто приходится идти на совмещение форм, что при прочих равных условиях всегда негативно отражается на точности измерений, обеспечиваемой тестом. Выбор оптимальной формы предтестовых заданий обычно бывает связан со спецификой содержания теста. При этом приходится учитывать достоинства и недостатки каждой из форм (табл. 1) и принимать определенное компромиссное решение в процессе такого выбора.

2. Задания на установление соответствия

В данном виде заданий необходимо установить правильное соответствие элементов одного множества элементам другого множества. Задания такой формы называют тестами соотнесения или тестами на классификацию.

Основные элементы композиции:

Инструкция для тестируемых,

Названия (заголовки) двух столбцов,

Элементы этих столбцов,

Строка ответов и оценка.

Существует достаточно много модификаций, от которых зависит вид инструкции. Наиболее часто используются инструкции вида: «соедините прямыми линиями соответствующие элементы правого и левого столбца»; «установите соответствие …», «запишите ответ в виде пар чисел».и далее текст задания: названия двух столбцов и составляющие их элементы.

Названия столбцов должны быть короткими и точными, понятными для всех испытуемых с первого чтения.

Элементы столбцов выражают содержание задания. Подбор этих элементов ограничен содержанием учебных программ. Важным требованием к этим заданиям является неодинаковое число элементов в левом и правом столбцах. Рекомендуется, чтобы в правом столбце было на несколько элементов больше, чем в левом. Это нужно для того, чтобы учащийся не смогли получить правильный ответ на последнюю, самую трудную для них пару ассоциируемых элементов автоматически.

Установите соответствие.

СОБЫТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ

АЛЕКСАНДРА I

ГОДЫ
1. Отечественная война. А. 1810г.
2. Указ о вольных хлебопашцах. Б. 1820г.
3. Создание Союза благоденствия. В. 1803г.
4. Учреждение Государственного совета. Г. 1807г.
5. Подписание договора о Священном союзе. Д. 1815г.
Е. 1818г.
Ж. 1814г.
3. 1801 г.
И. 1825г.
К. 1812г.

Соотнесите имена людей и их характеристики

Оценка за выполнение заданий может варьировать: в одном варианте один балл за правильное выполнение всего задания, в другом - по одному баллу за каждое правильно выполненное соответствие.

Задания на установление соответствия используются для проверки ассоциативных знаний, которые существуют в каждом предмете. Это знания взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений, формы и содержания, сущности и явлений, связей между различными предметами, свойствами, законами, явлениями, формулами, датами.

Основная сфера применения данных заданий - текущий контроль знаний, реже используется при входном и выходном контроле из-за громоздкости.

3. Задания открытой формы применяют там, где нужно полностью исключить вероятность получения правильного ответа путем угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения. Такие задания используют для проверки усвоения на II уровне. С этой целью применяются тесты воспроизведения информации, решения типовых задач, разработки типовых заданий.

Особенность этих тестов - готовых ответов нет. Выполняя тест по воспроизведению информации, обучаемый вспоминает необходимые для ответа сведения. Эталон представляет собой образец полного и последовательного выполнения ответа.

Тесты-воспроизведения подразделяются по внешнему оформлению на тесты-подстановки и конструктивные тесты. Тестирование должно начинаться с коротких инструкций: «заполнить пропуски», «дополнить». При автоматизированном контроле нужный ответ набирается на клавиатуре компьютера.

Тестовое задание на подстановку может содержать разнообразную информацию: словесный текст, формулу (уравнение), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть проверяемой информации слова, буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем, деталей.

Существует количественный элемент подсказки (четыре уровня усвоения), который помогает обучаемому воспроизвести необходимую информацию. Элементы подсказки:

а) формальные, когда число точек (вместо прочерка) соответствует числу букв в пропущенном слове,

б) предметные, помогающие обучаемому назвать объект контроля по содержащимся в тексте признакам,

в) контекстные - содержание пропуска может выявляться из сопутствующего текста.

Задания конструктивных тестов требуют от учащегося самостоятельного составления (конструирования) ответа, заполнив пропуски в заданном тексте вариантами из предложенного списка: воспроизведения формулировки, написания формулы (уравнения), анализа изученного явления, выполнения чертежа, схемы и пр.

Задания могут быть представлены в виде фразы, текста, рисунка, схемы, графика, символов, таблиц и пр.

Пример: Предложенные задания можно выразить простой формулой –

«дата + место + событие »...

Попробуйте заняться несложной исторической математикой. .

1. 1037 + Киев = ...

2. 1097 + Любеч = ...

3. 1113 + Киево-Печерский монастырь = ...

4. 1238 + река Сить = ...

5. 1326 + (из Владимира в Москву) = ...

6. 1687 + Москва - ... =

Конструктивный ответ представляет обучаемому большую свободу в составлении ответа. При разработке конструктивного теста гораздо труднее (по сравнению с тестом-подстановкой) заставить обучаемого давать ответ так, чтобы его форма, последовательность и содержание оказались бы наиболее близкими к эталону, что усложняет процедуру проверки результатов контроля.



Учебного процесса; 4) Абсолютно неудовлетворительная объективность оценки знаний обучающихся, невозможность сопоставления оценок, полученных или разных обучающих или, тем более, в разных учебных заведениях . 1.8 Тестовый контроль знаний на уроках химии В последние годы в связи с проведением в стране эксперимента по внедрению единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестовые задания все...

Становления и трансформации тестирования в отечественной истории образования и педагогической мысли. На основе анализа проблемы сформулирована тема исследования: «Генезис тестирования в истории отечественного образования». Актуальность, несоответствия, противоположности, противоречия, проблема и тема позволили сформулировать цель исследования: выявить, определить, обосновать предпосылки...



И взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. Глава 2. Разработка и апробация уроков по технологии с применением национально-регионального компонента в разделе «Ручная вышивка», 8 класс 2.1. Роль и место раздела «Ручная...

Позволяет педагогам более активно использовать их в обучении и воспитании. Практическая часть «Методика проведения контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой художественной культуры». 2.1 «Специфика контроля на уроках Мировой художественной культуры» При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных...



Поделиться