Регулировщик спиной. Изучаем жесты регулировщика с удовольствием — легко и быстро запоминаем его жесты. Как выучить и не забыть сигналы регулировщика

Итак, сигналы регулировщика как легко запомнить? В наше время редко встретишь сотрудника ГИБДД с палочкой в руках, активно махающего ею и разруливающего автомобильный трафик, но иногда можно.

По началу это вызывает удивление, но потом многие водители с ужасом понимают, что уже и не помнят, что означают его движения. Восполним данный пробел.

На самом деле, дорогие друзья, в его движениях нет совершенно никакой необъяснимой магии, а знать их должны не только водители, но и пешеходы.

Для начала разберёмся в том, каким должен быть регулировщик.

Во-первых, униформа, поверх которой одета светоотражающая жилетка. Управлять потоком транспорта и пешеходов он может с помощью жезла, палочки со светоотражательным диском и даже просто руками.

Иногда сотрудники ГИБДД используют в своей работе свисток для того, чтобы быть более заметными на дороге.

Кстати, уважаемые автолюбители и пешеходы, один немаловажный факт — у регулировщика всегда приоритет над дорожными знаками и даже над светофорами — какими бы цветами они не моргали, выполнять вы должны только указания человека с жезлом.

Простые движения

Сигналы регулировщика как легко запомнить? На самом деле то, что делает регулировщик легко запомнить, ведь у него всего лишь три базовых движения, а именно:

  • руки вытянуты в стороны или опущены (эти две позиции имеют одинаковое значение);
  • правая рука вытянута вперёд;
  • рука поднята вверх.

Давайте разберём подробнее каждый из представленных случаев и разъясним, что же они значат.

Итак, начнём с самого простого — рука поднята вверх. Тут не запутаешься — это положение регулировщика запрещает движение абсолютно для всех и со всех сторон перекрёстка.

Второе не менее простое положение — опущенные или вытянутые в стороны руки.

Мысленно представьте, что руки — это шлагбаумы , тогда запомнить данное движение не составит труда.

Если вы едете на автомобиле со спины или со стороны груди инспектора, то вам придётся подождать — движение в этом случае запрещено, на то они и руки-шлагбаумы.

Разрешено оно только для тех транспортных средств и пешеходов, которые направляются с боков, причём авто в этом случае может проехать прямо и направо, а вот трамвай только прямо.

Больше всего нюансов существует у третьего варианта положения рук, когда правая из них вытянута вперёд.

Трактовка его напрямую зависит от того, с какой стороны вы приближаетесь к сотруднику с жезлом.

Движение со спины запрещено без каких-либо исключений.

Если регулировщик стоит к вам лицом, то вы можете повернуть только направо, другие направления запрещены, трамваи, кстати, также могут двигаться только направо.

Если же вы подъехали к регулировщику с его левого бока, то продолжить движение на автомобиле можно в любом направлении (прямо, направо, налево и даже развернуться обратно), а трамваям можно только налево.

С правого бока инспектора (с того, с которого поднята рука) проехать никому не разрешается.

Для пешеходов существуют отдельные правила — они могут перейти дорогу только за спиной сотрудника, как с правого, так и с левого бока.

Немного обобщим и дополним вышесказанное:

  • Первое — уважаемые водители, если вы уже совершаете манёвр на перекрёстке, а в этот момент инспектор меняет своё положение — не бойтесь и уже тем более не паникуйте, вы имеете полное право завершить начатый маневр и не прибегать к экстренной остановке.
  • Второе — как вы могли заметить, спина регулировщика всегда означает запрет на проезд . Третье — у сотрудника ГИБДД имеются дополнительные движения, к примеру, если он вращает палочкой, то просит вас ускориться, взмах рукой сверху вниз и налево означает разрешение проехать направо. Как правило, все действия сопровождаются звуком свистка.

Уважаемые читатели нашего уютного блога, надеемся, теперь вы не впадёте в ступор при виде живого регулировщика на дороге.

Хотя в наши дни его появление можно назвать экзотикой, знать его сигналы обязан каждый, ведь за не выполнение указаний может светить внушительный штраф.

Хороших и лёгких вам поездок!

Как и было сказано, в арсенале регулировщика всего три сигнала.

Сигнал 1 – правая рука поднята вверх.

В тех случаях, когда для наведения должного порядка на дороге требуется вмешательство регулировщика, он всегда начинает свою деятельность с этого первого сигнала – правая рука поднята вверх.

Такой сигнал означает:

Всем стоять!

На светофоры не смотреть!

На знаки приоритета не смотреть!

С этого момента я, регулировщик, буду определять очерёдность движения на перекрёстке!

При этом сигнале совершенно неважно, какой стороной к вам обращён регулировщик (грудью, спиной, боком) – абсолютно все (и водители, и пешеходы) сейчас должны прекратить движение.

Водители должны остановиться перед перекрестком у стоп-линии (а если стоп-линии нет, то у края пересекаемой проезжей части), пешеходы должны оставаться на тротуарах.

Неясно, правда, что делать тем, кого сигнал застал уже на перекрёстке, а также тем, кто не успевает остановиться у стоп-линии. Обратимся к Правилам:

Правила. Раздел 6. Пункт 6.14. Водителям, которые при поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такой вопрос: «Разрешается ли Вам продолжить движение, если регулировщик поднял руку вверх, после того, как вы въехали на перекрёсток?».

Не сомневайтесь – разрешается. Более того, в соответствие с Правилами регулировщик «может подавать и другие понятные водителям сигналы», например, сделает несколько быстрых вращательных движений своим жезлом, подгоняя тех, кто на перекрёстке – поскорее, мол, проезжайте кому куда нужно, не мешайте мне приступить к регулированию движения.

В билетах ГИБДД есть и такой вопрос:«Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?».

В этом месте я всегда вспоминаю вопрос, который в старой доброй детской книжке задают Гекльберри Финну: «Если пятнадцать коров пасутся на косогоре, то, сколько из них смотрят в одну сторону?». Гек, кстати, ответил правильно – все пятнадцать.

Вот так и мы, водители и пешеходы. Сколько бы нас не было на перекрёстке, если только услышим свисток, все смотрим в одну сторону – на регулировщика.

Правила. Раздел 6. Пункт 6.12. Сигнал свистком подаётся для привлечения внимания участников дорожного движения.

Ну, хорошо. Регулировщик убедился в том, что все его видят – те, кто был на перекрёстке, уехали, остальные замерли у стоп-линий, пешеходы стоят на тротуарах.

Получается, что рука, поднятая вверх, означает то же, что и желтый сигнал светофора:

Всем стоять, ждите смены сигнала!

Сигнал 2 – руки разведены в стороны или опущены вниз.

Правила пожалели регулировщика и разрешили ему опустить руки, если они устанут. Но это один и тот же сигнал, и принцип здесь очень простой:

Запрещается движение на грудь и на спину регулировщика!

Движение разрешено тем, к кому регулировщик обращён боком.

Но не во всех направлениях, а только прямо или направо.

То есть двигаться можно мимо регулировщика или от регулировщика. Но нельзя на регулировщика!

Напоминаю – на светофоры (если они есть) и на знаки приоритета не смотрим. Сейчас очерёдность движения устанавливается только сигналами регулировщика!

Ничего не изменится, если регулировщик будет стоять к нам левым боком.

Точно так же и пешеходам запрещается движение на грудь и на спину регулировщика. А вот со стороны любого бока – пожалуйста.

И, конечно же, водители, поворачивающие направо, должны уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть на разрешающий сигнал регулировщика.

Сигнал 3 – правая рука вытянута вперёд.

Регулировщик поднял руку вверх, подождал, пока все остановятся, повернулся и вытянул руку вперёд.

Это третий и последний из всех возможных сигналов регулировщика.

При таком сигнале водителям разрешается вписываться в угол, образованный вытянутой рукой и грудью регулировщика. И поворачивая направо, вы как раз и вписываетесь в этот угол.

Подчёркиваю! – регулировщик именно разрешает поворот направо, но не обязывает поворачивать.

Если вы намерены двигаться прямо или налево, или хотите развернуться, тогда останавливайтесь и дожидайтесь соответствующего сигнала.

Регулировщик снова поднял руку вверх, подождал, пока все остановятся, повернулся и снова вытянул руку вперёд.

То есть опять третий сигнал, только регулировщик обращён к нам правым боком.

Сейчас, при всём своём желании, вы не можете вписаться в угол, образованный рукой и грудью регулировщика.

Профессиональные преподаватели в этом случае используют такой образ:

Регулировщик опустил перед нами шлагбаум. Так что движение нам запрещено.

Регулировщик снова поднял руку вверх, подождал, пока все остановятся, повернулся к нам спиной и опять вытянул руку вперёд.

Ну, на спину-то движение категорически запрещено при любом сигнале!

И должен сказать, что регулировщик всегда остро и даже болезненно реагирует на такое нарушение, так что на спину ни в коем разе!

Регулировщик снова поднял руку вверх, подождал, пока все остановятся, повернулся и… опустил руку.

А это мы уже проходили – движение разрешено прямо и направо.

Регулировщик снова поднял руку вверх, подождал, пока все остановятся и вытянул руку вперёд.

Получается, что сейчас к тому, что уже было разрешено (прямо и направо ) , добавился ещё и «угол», в который мы вполне можем вписываться, поворачивая налево или разворачиваясь.

Такой сигнал регулировщика разрешает движение во всех направлениях!

Предвижу вопрос: «Как должен двигаться водитель, поворачивая налево или разворачиваясь – перед регулировщиком или за регулировщиком»?

Отвечаю: «В Правилах по этому поводу ничего не сказано и, следовательно, можно и так, и так».

Зато в Правилах есть вот что:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Если есть опасение, что, поворачивая налево, вы зацепите встречку (на глазах у регулировщика!), поворачивайте за ним, Правила не возражают.

Давно пора вспомнить о пешеходах, мы о них совсем забыли.

Про пешеходов к настоящему моменту мы знаем следующее: если регулировщик поднял руку вверх, пешеходы должны быстрее закончить переход (или вернуться назад), а те, кто ещё не приступил к переходу, должны оставаться на тротуарах.

При остальных сигналах необходимо придерживаться общего принципа: движение запрещено на грудь и на спину регулировщика.

Если руки опущены (или разведены в стороны), переходить можно вдоль груди или вдоль спины регулировщика.

А при таком сигнале переходить можно только за спиной регулировщика. Ну, на грудь и на спину всегда нельзя, но сейчас нельзя и вдоль груди – перед этими пешеходами регулировщик «опустил шлагбаум».

Наконец, надо же ещё разобраться с трамваем.

Про трамвай коллеги-преподаватели уже давно придумали такое правило:

Трамвай может ездить только «из рукава в рукав» регулировщика.

Оказывается, вы должны уметь думать ещё и за водителя трамвая. И вот как вас будут спрашивать об этом на экзамене.


Как Вам следует поступить при повороте направо?

1. Остановиться и дождаться другого сигнала регулировщика.

2. Проехать перекрёсток, уступив дорогу трамваю.

3. Проехать перекрёсток первым.

Регулировщик дорожного движения встречается сейчас в городе значительно реже, чем раньше. Но многие участники дорожного движения настолько не осведомлены о его работе, что если их спросить, что означают позы регулировщика, они будут в замешательстве.

Регулировщик это лицо, наделенное специальными полномочиями по регулированию дорожного движения при помощи сигналов и жестов, установленных правилами дорожного движения и иными инструкциями.

Несмотря на то, что подобный метод организации движения на перекрестках встречается весьма редко, водители должны помнить все его тонкости. Но если существуют разные сигналы регулировщика, как легко запомнить их всех, ведь некоторые из них кажутся нелогичными?

Регулировщик дорожного движения

Сотрудник ГИБДД на развилке является по сути живым светофором, и от его жестов зависит, насколько гармонично будет организовано движение. И если попытаться понять принцип его работы, а не заучить ПДД, жесты регулировщика легко запомнить.

Следует помнить, что регулировщик и его сигналы влияют на движение как автомобилей, так и общественного транспорта, трамваев и даже обычных пешеходов. Это делает его работу крайне важной, ведь он одновременно отвечает за передвижение всех присутствующих на перекрестке. Положение рук, корпуса, а также жезла регулировщика могут либо разрешать, либо запрещать движение отдельным автомобилям. Так, если регулировщик поднял руку вверх, запрещается движение всем без исключения на перекрестке.

Важно учитывать не только положение регулировщика на перекрестке, но и использование им дополнительных вещей – диска с красным сигналом, жезла и свистка. Они необходимы для того, чтобы улучшить контакт с водителями и сделать сигналы более четкими. Следует также учесть, что могут быть дополнительные сигналы регулировщика для водителей, которые не предписаны правилами. Их также нужно выполнять.

Возможно вам будет интересно узнать какое наказание предусмотрено за проезд на красный свет светофора? Подробности читайте

Как запомнить жесты регулировщика

Итак, рассмотрим возможные указания регулировщика с пояснениями, чтобы понимать его работу и не делать нарушений на перекрестке. Во-первых, многие задаются вопросом, что отменяет регулировщик. Если сотрудник автоинспекции стоит на дороге в форме и руководит движением, он отменяет работу светофора. Таким образом, нужно понимать, чем должны руководствоваться водители, если указания регулировщика не совпадают со знаками, работающим светофором и прочей разметкой – они должны выполнять сигналы именно человека.

Регулировщик и разметка на дороге

Если с работой светофора все понятно (более того, чаще действия регулировщика на дороге происходят при выключенном светофоре), то что сделать с разметкой? Отменяет ли регулировщик разметку? И если да, то какие знаки отменяет регулировщик?

Ответ на все подобные вопросы кроется в пункте ПДД 6.15. Согласно ему, водители должны беспрекословно выполнять требования регулировщика, даже если они противоречат светофору, дорожной разметке и знакам. Работа этого человека имеет приоритетное направление. Итак, рассмотрим, что означают позы полицейского на дороге.

Какой сигнал обозначают разведенные руки регулировщика

Итак, если у регулировщика опущены руки или разведены в стороны, это говорит о запрете движения для водителей, к которым обращена грудь или спина полицейского. Для тех водителей, к которым сотрудник стоит боком, можно двигаться прямо или направо.

Что касается водителей трамвая, то они могут двигаться только прямо, а поворачивать на перекрестке им запрещено.

Важно! Эти сигналы регулировщика для пешеходов также имеют свое значение. Они разрешают им двигаться в том же направлении, что и водителям, поэтому нужно быть внимательными.

Значение сигналов регулировщика популярно объясняется в следующем видео:

Правая рука вытянута вперед

В первую очередь, важно обратить внимание на корпус. Если смотреть на грудь сотрудника полиции, можно поворачивать только направо. Если же он расположен спиной или стоит правым боком, двигаться полностью запрещено. И только при расположении регулировщика левым боком к вам можно двигаться во всех направлениях.

Немножко другие условия для трамваев. При таком положении полицейского они могут поворачивать только налево. А пешеходы, в свою очередь, могут проходить только за его спиной.

Как легко запомнить знаки регулировщика: полицейский никогда не разрешает движение более чем трем сторонам перекрестка, его руки указывают на направления возможного движения, а тем, кто находится за его спиной, запрещено двигаться в любом направлении. Трамваи могут двигаться только вдоль рук служащего, а машины еще могут поворачивать направо.

Что означает поднятая вверх рука регулировщика

Если полицейский делает подобный жест, это означает, что все участники движения должны остановиться. Как правило, это движение выполняется, чтобы обеспечить проезд спецтранспорта, во время чего остальные автомобили должны стоять.

Полицейский стоит спиной

Перед тем как выучить сигналы регулировщика для всех остальных случаев, важно запомнить одно простое правило: когда сотрудник стоит к вам спиной, ехать запрещено в любом направлении. При этом запрет распространяется и на водителей, и на пешеходов.

Какое значение имеет сигнал свистком и другие знаки

Существуют и другие знаки служащего на дороге. К примеру, если он быстро крутит жезлом перед собой, то таким образом пытается показать, что движение нужно закончить как можно быстрее. Что касается свистка, то этот аксессуар используется для дополнительного привлечения внимания. Как правило, полицейский свистит непосредственно перед сменой движения.

В чем сложность перекрестков с регулирующим полицейским

Несмотря на то, что большинство водителей знают и понимают сигналы, проезд перекрестка с подобным регулированием – всегда сложная задача. Во-первых, достаточно одного-двух водителей, которые не смогут разобраться в простых жестах, чтобы образовалась пробка или случилась авария. Во-вторых, большинство пешеходов, которые также являются участниками дорожного движения, совершенно не понимают этих сигналов и создают проблемы водителям.

Далеко не все признают, что подобные перекрестки довольно опасны. И связано это с двумя проблемами. Во-первых, какой-то водитель может пойти на нарушение. Во-вторых, полицейский может подавать неверные сигналы, которые могут неоднозначно восприниматься водителями. Поэтому на таком перекрестке лучше иметь повышенное внимание и не совершать необдуманных маневров.

Наказание за неподчинение на дороге

Наконец, выучить сигналы полицейского мотивируют серьезные штрафы за неподчинение соответствующим жестам. Так, для пешеходов наказание составляет 500 рублей. Их можно получить за переход на запрещающий сигнал.

Что касается водителя, то у него первый штраф в 2 раза больше (1000 рублей), а если он повторяет нарушение, штраф вырастает до 5 тысяч или временного лишения прав на полгода. Таким образом, эти жесты важно учить и подчиняться им на дороге.

О действующих сигналах регулировщика смотрите следующее видео:

В теории все сигналы регулировщика достаточно просты, однако на практике именно при появлении регулировщика на перекрестке многие водители впадают в полное недоумение.

Связано это с тем, что гораздо чаще регулируемые перекрестки регулируются сигналами светофора, а регулировщики движения появляются лишь в исключительных ситуациях.

И именно в этих ситуациях на перекрестке чаще всего и начинается полная неразбериха, так как многие водители либо уже не помнят жесты регулировщика со времен автошколы, либо вообще никогда их не знали.

Сигналы регулировщика для пешехода

Сигналов регулировщика в ПДД всего 3, однако они имеют разное значение для разных участников дорожного движения:

  • пешеходов;
  • транспортных средств;
  • трамваев.

Сигналы регулировщика для трамваев в этой статье рассматривать не будем, а вот о пешеходах и транспортных средствах поговорим подробнее.

Итак, если Вы увидели на перекрестке регулировщика, то первое, что Вам нужно определить, - это кем Вы являетесь: пешеходом или водителем транспортного средства (например, автомобиля или ). После этого по жестам регулировщика нужно определить, можно ли Вам двигаться.

В пункте 6.10 ПДД расписаны все сигналы регулировщика в порядке их следования, однако на практике более удобным является другой подход. После того, как Вы увидели регулировщика, Вам нужно в первую очередь понять, при каких его жестах разрешено движение именно Вам, не ориентируясь на других участников дорожного движения. При соответствующем жесте Вы сможете продолжить движение.

Рассмотрим жесты регулировщика для пешеходов . Замечу, что на перекрестке пешеход может оказаться лишь в двух возможных ситуациях:

  1. нужно перейти дорогу, которая уходит направо (красная стрелка);
  2. нужно перейти дорогу, которая уходит налево (синяя стрелка).

Пусть пешеходу из примера необходимо перейти проезжую часть по красной стрелке. Пешеход может переходить дорогу в следующих ситуациях:

  • руки регулировщика вытянуты в стороны (одна - налево, вторая направо);
  • правая рука регулировщика вытянута вперед и он стоит спиной в сторону дороги, которую собирается пересечь пешеход.

На левой картинке руки регулировщика вытянуты в стороны и пешеход может двигаться по красной стрелке. Обратите внимание, что в данном случае траектория пешехода пересекается с траекториями автомобилей, поворачивающих направо, однако автомобили должны уступить дорогу пешеходу. Кроме того, регулировщик с вытянутыми в стороны руками может стоять к нам не только лицом, но и спиной. Движение в этом случае также будет разрешено.

Движение по синей стрелке на первой картинке запрещено.

Рассмотрим правую картинку. На ней регулировщик расположен спиной к нам и его правая рука вытянута вперед. В данном случае также можно переходить дорогу по красной стрелке и нельзя по синей.

Обратите внимание, что если регулировщик стоит лицом к нам и его рука вытянута вперед, то движение пешехода по красной стрелке запрещено.

Итак, приближаясь к перекрестку пешеход должен ожидать следующих сигналов регулировщика:

1. Руки вытянуты в стороны. Одна рука показывает направление, с которого пришел пешеход, а другая - направление, по которому пешеход собирается продолжить свой путь.

2. Рука регулировщика вытянута вперед. Он стоит спиной к дороге, которую пешеход собирается пересечь.

Обратите внимание, что если рука регулировщика вытянута вверх, движение пешеходов запрещено. Однако поскольку на практике пешеходы в основной массе не знают сигналов регулировщика, сотрудники ГИБДД предпочитают сначала остановить транспортный поток подняв вверх правую руку, а затем жестами показать пешеходам, что они могут идти. Это не запрещено правилами.

Замечу, что за переход проезжей части на неправильный сигнал регулировщика на пешехода может быть наложен административный штраф, который будет рассмотрен позже.

Сигналы регулировщика для водителя

Рассмотрим сигналы регулировщика, которые предназначены для водителей автомобилей и других транспортных средств. При подъезде к перекрестку Вы должны четко знать, в какую сторону Вы собираетесь двигаться и, естественно, занять правильное .

На стандартном перекрестке водитель может выполнить один из четырех маневров:

  • поворот направо;
  • движение прямо;
  • поворот налево;
  • разворот.

Рассмотрим их по очереди.

Поворот направо:

Маневр разрешен при следующих жестах регулировщика:

1. Руки регулировщика вытянуты в стороны и одна из рук показывает на то направление, с которого мы приехали;

2. Правая рука регулировщика вытянута вперед и показывает на направление, с которого мы приехали;

3. Правая рука регулировщика вытянута вперед и показывает налево.

Движение прямо:

Движение прямо разрешается, если:

1. Руки сотрудника ГИБДД вытянуты в стороны и одна из рук показывает на направление, с которого Вы приехали.

2. Правая рука вытянута вперед и показывает налево.

Во всех остальных случаях движение прямо запрещено.

Поворот налево и разворот:

Поворот налево и разворот на перекрестке, регулируемом сотрудником полиции, разрешены лишь в одном случае, который приведен на изображении выше. Правая рука регулировщика должна быть вытянута вперед и показывать налево.

Обратите внимание, что при выполнении разворота на перекрестке, регулируемом регулировщиком, Ваша траектория будет пересекаться с траекторией автомобилей, приближающихся слева и выполняющих поворот направо. В данном случае следует уступить им дорогу, т.к. эти транспортные средства приближаются к Вашему автомобилю справа (рассматривается то место на перекрестке, где траектории автомобилей пересекаются).

Особенности проезда перекрестка с регулировщиком

Напоследок предлагаю Вам ознакомиться с видео, в котором подробно рассматриваются сигналы светофора и сигналы регулировщика:

Кстати, если у Вас возникают проблемы с изучением жестов регулировщиков, то рекомендую найти на улицах Вашего населенного пункта перекресток с регулировщиком и постоять около него в течении 20-30 минут. Уверен, все сразу же встанет на свои места.

Удачи на дорогах!

На занятиях в автошколе обучают жестам регулировщика, предъявляя их на картинках и даже с пояснениями, однако на практике их не отрабатывают. Да и в условиях городских улиц организовывают движение светофоры, а инспектора ГИБДД выходят с этой целью крайне редко (только если на оживлённой магистрали неисправен светофор). Вот и получается, что к моменту встречи водитель уже не помнит значения взмахов руки, создавая тем самым помехи другим участникам движения.

Виды жестов регулировщика на дороге

Для подачи сигналов инспектор использует диск с красным световозвращателем или чёрно-белый жезл. Предупреждение о смене положения подаётся звуковым сигналом - свистком. Со стороны может показаться, что регулировщик размахивает руками как дирижёр перед оркестром. Однако это далеко не так: в арсенале инспектора всего три вида жестов, которые предупреждают участников движения, разрешают им движение либо запрещают какие бы то ни было перемещения.

Предупреждающие

Поднятая вверх рука запрещает перемещение любых транспортных средств, в том числе и трамваев и пешеходов. Увидев этот жест, каждый из участников движения должен остановиться.

Если машина в этот момент находилась на перекрёстке, а пешеход начал переходить улицу, то им следует незамедлительно завершить манёвр

Этот сигнал используют для расчистки перекрёстка при необходимости освободить дорогу для спецтранспорта. После него следует перемещение корпуса и рук инспектора. Он заменяет собой жёлтый сигнал трёхцветного светофора. Предупредить о начале нового манёвра регулировщик может и свистком.

Разрешающие

Вытянутые в стороны руки разрешают движение машин слева и справа от регулировщика прямо или с поворотом направо, а тем, кто находится напротив инспектора или за его спиной, двигаться строжайше запрещено.

Если инспектор стоит к вам спиной или грудью, а руки вытянуты в сторону, стоит расценивать это как красный сигнал светофора

Если регулировщик стоит с опущенными руками, то смысл этого жеста аналогичен разведённым в сторону рукам.

На практике, увидев инспектора, опустившего руки, водители перестают обращать на него внимание и начинают руководствоваться указаниями дорожных знаков

Если правая рука вытянута вперёд, а левая смотрит в сторону, то двигаться имеют право машины:

  • со стороны груди инспектора только направо;
  • со стороны левого бока - во всех удобных для них направлениях.

Вытянутая в сторону рука регулировщика с жезлом напоминает шлагбаум, соответственно движение в эту сторону запрещено

Для всех остальных транспортных средств движение запрещено. При выполнении поворотного манёвра водитель обязан пропустить пешеходов, даже если в этом месте отсутствует пешеходный переход.

Ещё один камень преткновения для неопытных водителей - совершение левого поворота или разворота: до регулировщика или за ним? В правилах нет прямого указания для этого случая, однако пункт 8.6 однозначно запрещает выезд на встречку при совершении этого манёвра. Поэтому чтобы на глазах у автоинспектора не заработать лишение водительских прав, рекомендуется приступать к выполнению поворотного манёвра за регулировщиком.

Запрещающие

Легко запомнить и другое запрещающее манёвр положение регулировщика: если он стоит спиной к водителю или пешеходу, то двигаться в такой ситуации никому из них нельзя.

Двигаться могут лишь пешеходы, переходящие дорогу за спиной инспектора

Если вытянутая вперёд правая рука инспектора перекрывает полосу движения стоящего справа от него автотранспорта, то жест этот достаточно ясен - для этих машин движение запрещено.

Один и тот же жест регулировщика может иметь разное значение для автомобиля и трамвая

Ещё один запрещающий сигнал - инспектор стоит лицом к водителю, а правая рука с жезлом расположена на уровне груди, перекрывая её. Этот жест также равносилен красному сигналу светофора для всех, кто находится перед регулировщиком.

При этом правила дорожного движения разрешают автоинспектору использовать и другие сигналы при условии, что они будут понятны всем участникам движения. Вот некоторые из них:

  • рука с жезлом совершает движение по круговой траектории - требование об ускорении проезжающих транспортных средств;
  • левая рука перемещается вверх-вниз или вправо-влево - призыв быстрее завершить поворот налево;
  • если траектория левой руки совмещает взмахи вверх, вниз и налево, то это сигнал водителям к завершению манёвра правого поворота;
  • при поднятой правой руке инспектор может взмахами левой руки разрешить окончание манёвра выехавшим на перекрёсток машинам.

Жесты для трамваев

Разрешающий жест с вытянутыми в разные стороны руками для трамваев трактуется несколько иначе, чем для безрельсового транспорта. Если последние в этом случае могут перемещаться прямо или с поворотом направо, то водитель трамвая может пустить свой транспорт только в прямом направлении.

При вытянутой вперёд правой руке и смотрящей в сторону левой конечности водитель трамвая может:

  • с левого бока двигаться только налево;
  • со стороны груди - только направо.

Знать значение жестов для трамваев необходимо и водителю автомобиля, поскольку в некоторых ситуациях приоритет рельсового ТС не будет иметь значения. Так, если оба водителя находятся перед грудью регулировщика, который вытянул вперёд правую руку, то в этой ситуации желающий двигаться вперёд трамвай останется на месте, а машина может повернуть направо, не дожидаясь трамвая.

Для пешеходов

Жесты регулировщика должны понимать и пешеходы, чтобы не создать аварийную ситуацию:

  • движение на грудь и на спину инспектора всегда запрещено вне зависимости от положения рук;
  • если руки разведены в разные стороны, то в этот момент переходить дорогу могут те пешеходы, кто находится слева и справа от инспектора, при этом направление их движения должно быть параллельно его спине или груди;
  • если правая рука направлена вперёд, а левая смотрит в сторону, то для пешеходов самым безопасным будет перемещение за спиной инспектора;
  • поднятая вверх правая рука запрещает перемещения в любом направлении.

Самый безопасный вариант перемещения пешеходов - за спиной автоинспектора, достаточно запомнить это положение.

Штрафы за нарушение

Сигналы регулировщика на дороге занимают «пальму первенства» по приоритету для водителей, далее следуют светофор, дорожные знаки и разметка.

Указания регулировщика - закон даже для машин со спецсигналами (сирена и проблесковые маячки).

При несоблюдении указаний инспектора нарушителю грозят следующие штрафные санкции:

  • от 800 до 1000 рублей при первом проезде на запрещающий знак регулировщика;
  • до 5 000 рублей и лишение водительских прав на полгода при повторном непослушании;
  • 1000 рублей - для пешеходов, не соблюдающих указания инспектора;
  • 1500 рублей, если неподчинение сигналам регулировщика стало причиной аварии, повлекшей вред здоровью лёгкой и средней степени тяжести.

Как легко запомнить

Для запоминания жестов используют разные техники. Вот одна из них - сокращение правил до нескольких словосочетаний:

  • трамваи двигаются «из рукава в рукав» регулировщика;
  • автомобили перемещаются таким образом, чтобы не пересекать руки автоинспектора;
  • Любую информацию проще всего запомнить, если она представлена в стихотворной форме

    Таким образом, жесты регулировщика необходимо знать и соблюдать не только водителям, но и пешеходам. Запомнить всё многообразие его положений рук и корпуса можно с помощью наглядных картинок-памяток, забавных стихотворений или простых правил: из рукава в рукав - для трамваев, не ехать под руку - для автомобилистов, иди за спиной - для пешеходов.



Поделиться