Какой цвет установлен для обозначения. Цветовая маркировка проводов. Нанесение маркировки на проложенный кабель

При переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, - красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, - желтым цветом.

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

Билет №16

2. Средства защиты лица и глаз при производстве оперативных переключений (2.3.12-2.3.14; II - V гр.)

Перед употреблением защитные очки должны осматриваться на отсутствие царапин, трещин и других дефектов, при обнаружении их очки следует заменить исправными.

Во избежание запотевания стекол, при использовании очков для продолжительной работы, внутреннюю поверхность стекол следует смазывать ПА-смазкой.

При загрязнении очки следует промывать теплым мыльным раствором, затем прополаскивать и вытирать мягком тканью.

Билет №17

3. Требования Правил к троллеям напряжением до 1,0 кВ (ПУЭ 5.4.17-5.4.40; II - V гр.)

Ремонтный участок главных троллеев должен быть электрически изолирован при помощи изолированных стыков от продолжения тех же троллеев и соединен с ними посредством разъединяющих аппаратов таким образом, чтобы во время нормальной работы этот участок мог быть включен на напряжение, а при остановке крана на ремонт надежно отключен.

Изоляция стыков главных троллеев должна быть выполнена в виде воздушного зазора, ширина которого зависит от конструкции токосъемника, но должна быть при напряжении до 1 кВ менее 50 мм. Ширина токосъемника должна быть такова, чтобы при нормальной работе крана были исключены перерывы в подаче напряжения и неожиданная его остановка при пересечении токосъемником изолированных стыков троллеев.

Разъединяющие аппараты, служащие для соединения ремонтного участка с продолжением главных троллеев, должны быть закрытого тепа и иметь приспособления для запирания на замок в отключенном положении.

Ремонтный участок главных троллеев, расположенный у торца кранового пролета, должен быть оборудован одним изолированным стыком и одним разъединяющим аппаратом.

Ремонтный участок главных троллеев, расположенный в середине пролета, должен быть оборудован двумя изолированными стыками (по одному с каждой стороны) и тремя разъединяющими аппаратами, включенными таким образом, чтобы было возможно осуществлять непрерывное питание троллеев, минуя отключенный ремонтный участок, так и секции троллеев, расположенные по обе его стороны.

На главных троллеях, а в случае их секционирования на каждой секции этих троллеев и на каждом их ремонтном участке должна быть предусмотрена возможность установки перемычки, закорачивающей между собой и заземляющей все фазы (полюсы) на период осмотра и ремонта самих троллеев или ремонта крана.

Троллеи могут быть жесткими или гибкими; они могут подвешиваться на тросах и располагаться в коробах или каналах. При применении жестких троллеев необходимо предусматривать устройства для компенсации линейных изменений от температуры и осадки здания.

Гибкий кабель, используемый для питания электрооборудования крана, в местах, где возможно его повреждение, должен быть соответствующим образом защищен. Выбор марки кабеля должен производиться с учетом условий его работы и возможных механических воздействий.

В местах возможного соприкосновения грузовых канатов с троллеями данного крана или крана, расположенного ярусом ниже, должны быть установлены соответствующие защитные устройства.

Главные троллея должны быть оборудованы световой сигнализацией о наличии напряжения, а при секционировании троллеев и наличии ремонтных участков этой сигнализацией должны быть оборудованы каждая секция и каждый ремонтный участок.

Главные троллеи жесткого типа должны быть окрашены,. за исключением их контактной поверхности. Цвет их окраски должен отличаться от цвета окраски конструкций здания и подкрановых балок, причем рекомендуется красный цвет. В месте подвода питания, на длине 100 мм, троллеи должны быть окрашены в соответствующий цвет.

В главе 1.1 ПУЭ 7-го изд., действующей с 1 января 2003 г., установлены следующие требования к идентификации проводников (выделено нам):
«1.1.29. Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям».
Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью , в т. ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.
Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом . Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.
1.1.30. Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.
Шины должны быть обозначены:
1) при переменном трехфазном токе : шины фазы А – желтым , фазы В – зеленым , фазы С – красным цветом ,
2) при переменном однофазном токе шина В , присоединенная к концу обмотки источника питания, – красным цветом , шина А , присоединенная к началу обмотки источника питания, – желтым цветом .
Шины однофазного тока , если они являются ответвлением от шин трехфазной системы , обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока ;
3) при постоянном токе : положительная шина (+) – красным цветом , отрицательная (–) – синим и нулевая рабочая М голубым цветом . …».

Процитированные требования содержат многочисленные ошибки. Во-первых, грубой ошибкой следует считать требование п. 1.1.30, предписывающее применять жёлтый цвет и зелёный цвет для идентификации двух фазных шин. ГОСТ Р 50462–92, который действовал с 1 января 1994 г. до 31 декабря 2010 г., запрещал применение отдельно жёлтого цвета и зелёного цвета, если возможна путаница с жёлто-зелёным цветом. Заменивший его ГОСТ Р 50462–2009, который действует до 30 сентября 2016 г., запретил применять для идентификации проводников отдельно жёлтый цвет и зелёный цвет. Аналогичный запрет содержит новый ГОСТ 33542 (см.).
Использование для идентификации фазных шин жёлтого и зелёного цветов создаёт в низковольтных электроустановках условия, при которых можно перепутать защитные шины с жёлто-зелёной маркировкой и фазные шины с жёлтой или зелёной расцветкой. При этом возрастает вероятность ошибочного подключения к фазным шинам защитных проводников электропроводок и, как следствие – появление напряжения на открытых проводящих частях электрооборудования класса I, прикосновение к которым становится смертельно опасным для человека.
Во-вторых, шины, представляющие собой один из вариантов исполнения проводников, обычно применяют в низковольтных распределительных устройствах , которые производят и сертифицируют согласно требованиям национальных стандартов, установивших что цветовая идентификация проводников должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50462–92 или ГОСТ Р 50462–2009.
В-третьих, одновременное использование синего и голубого цветов для идентификации полюсной и средней шин неизбежно приведёт к опасной путанице, поскольку полюсная шина может находиться под напряжением 110, 220, 440 В и более, а средняя шина находится под напряжением, практически равным нулю. Более того, ГОСТ Р 50462–92 рассматривал синий и голубой цвета в качестве одного цвета.
В-четвёртых, в процитированных требованиях использованы понятия «однофазный ток » и «трёхфазный ток », что является грубой ошибкой. Однофазными и трёхфазными могут быть электрические системы , электрические сети , электрические установки , электрические цепи и электрическое оборудование . Электрический ток согласно ГОСТ Р 52002–2003 «Электротехника. Термины и определения основных понятий» может быть переменным, постоянным, пульсирующим и синусоидальным.
В-пятых, в рассматриваемых требованиях, сформулированных для электрических цепей постоянного тока, упомянута нулевая рабочая шина . Однако нейтральные проводники и, в том числе, шины применяют в электрических цепях переменного тока. В электрических цепях постоянного тока используют средние проводники. Поэтому указанная шина должна быть поименована средней шиной .
В-шестых, фазные проводники в требованиях обозначены буквами «А, В, С ». Однако в стандартах МЭК и разработанных на их основе национальных стандартах фазные проводники обозначают иначе – «L1, L2, L3 ».
В-седьмых, анализируемые требования сформулированы для электроустановок напряжением до 1 кВ , а стандарты МЭК и соответствующие им национальные стандарты устанавливают требования к низковольтным электроустановкам , функционирующим при напряжении до 1000 В переменного тока и до 1500 В постоянного тока включительно.
В-восьмых, в требованиях применена устаревшая терминология, не соответствующая терминологии ГОСТ 30331.1 (см.).
Появление ошибок в требованиях к цветовой и буквенно-цифровой идентификации проводников объясняются следующими причинами. Требования п. 1.1.29 ПУЭ 7-го изд. были сформулированы на основе требований ГОСТ Р 50462–92, а требования п. 1.1.30 ПУЭ 7-го изд. были переписаны из п. 1.1.29 ПУЭ 6-го изд. образца 1985 г. Таким образом, общепринятые принципы цветовой идентификации проводников, установленные Международной электротехнической комиссией и содержащиеся в требованиях ГОСТ Р 50462–92, ГОСТ Р 50462–2009 и других национальных стандартов, разработанных на основе стандартов МЭК, до сих пор не получили своего корректного отражения в требованиях ПУЭ. Хотя 23 лет, прошедших с момента введения в действие ГОСТ Р 50462–92 и сменившего его ГОСТ Р 50462–2009, было более чем достаточно для корректировки всей национальной нормативной документации и, тем более, правильного формулирования анализируемых требований в главе 1.1 ПУЭ 7-го изд.

Заключение. Требования, изложенные п. 1.1.29 и 1.1.30 ПУЭ 7-го изд., необходимо заменить следующим:
Цветовую и буквенно-цифровую идентификацию проводников в электроустановках следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 33542–2015 .

Шины электрические необходимы для соединения отдельных элементов электроустановок в единое целое.

Определение

Шины позволяют объединить все элементы электроустановки в одно целое. По сути, это проводники, сопротивление которых находится на низком уровне.

При совокупности нескольких шин в одной точке говорят о шинопроводах. Как правило, они устанавливаются на изоляторах, которые одновременно служат в качестве опор. Прячется он в специальный короб (канал). Благодаря этому он защищается от факторов окружающей среды . Шинопровод всегда должен быть устойчивым к возникающим динамическим и тепловым нагрузкам, ударным тока электросети.

Шины электрические выполняются в нескольких исполнениях. Для их деления на виды предусмотрено несколько классификаций.

По способу исполнения выделяют гибкие и жесткие шины. Их по-другому называют плоскими и трубчатыми. Гибкие шины не перекручиваются. Они не должны обладать высокой степенью тяжения. Причем степень тяжения всех проводов должна быть одинакова. Под влиянием температуры длина шины может изменяться. Поэтому жесткие модели оснащаются гибкими перемычками, которые должны компенсировать эти изменения. Кроме того, они оснащаются виброгасителями.

Кроме того, шины электрические могут быть изолированными и неизолированными. Уже из названия понятно, что в первом случае шина имеет слой изоляции, а во втором - нет.

Классификация шин по форме сечения

По форме поперечного сечения электрические шины делятся на следующие виды :

  • Трубчатые.
  • Прямоугольные.
  • Коробчатые.
  • Двухполосные.
  • Трехполосные.

Плоские шины с прямоугольным сечением хорошо отводят тепло. Их использование целесообразно в сети с большой силой тока (от 2 тысяч до 4,1 тысячи ампер). В таких случаях они соединяются в группы по несколько штук. При этом образуется двух- или трехполосная шина.

Сборные шины обладают рядом недостатков:

  • Сложно проводить монтажные работы.
  • Индуктивный ток, который распределяется неравномерно.
  • Низкая способность выдерживать механические воздействия.
  • Снижена способность к охлаждению.
  • Низкая устойчивость к коротким замыканиям.

В сети с напряжением 10-35 киловольт могут быть использованы коробчатые или плоские изделия . Наиболее эффективной считается трубчатая. Она обладает рядом преимуществ. Она прочна, хорошо отводит тепло. Электрическое поле вокруг нее распределяется равномерно. Благодаря этому не появляется коронирование.

Виды материала для изготовления шин

В зависимости от материала, из которого изготавливается шина, выделяют следующие шины электрические:

  • Медные.
  • Алюминиевые.
  • Стальные.
  • Сталеалюминевые.

Последний вариант представляет собой сердечник, выполненный из оцинкованных стальных проводов, вокруг которого повиты провода из алюминия.

Алюминиевые шины обладают следующими преимуществами:

  • Устойчивы к возникновению коррозии.
  • Обладают высоким показателем электропроводности.
  • Небольшой вес.
  • Стоимость их ниже, чем других видов.

Для их производства используются пластичные с минимальным количеством примесей. Могут быть использованы низколегированные сплавы алюминия, магния и кремния. Дополнительные элементы позволяют увеличить прочность, пластичность, упругость.


Медные шины могут содержать в своем составе до 99,9 % меди. Такие изделия обладают маркировкой М1. Широко используются марки ШМТ и ШМТВ, которые производятся из бескислородной марки. Они отличаются степенью мягкости. Первые две буквы маркировки ШММ и ШМТ обозначают «Шина медная». Идущая далее буква «М» характеризует мягкие изделия, «Т» - твердые.

Маркировка при переменном трехфазном токе

Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.

Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов . Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.


В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:

  • Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.
  • Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.
  • Фаза «С» окрашивается красным цветом.

Обозначение проводников

Заземляющий проводник маркируется РЕ. Он всегда обозначается желто-зеленым цветом. Цвета идут продольными линиями. Причем использование этих двух цветов по отдельности запрещено ГОСТом. Для нейтрального и среднего проводника (рабочего) с маркировкой N используется синий цвет.

При соединении нулевых защитных и рабочих проводников сочетают все три цвета. Маркировка в данном случае выглядит как PEN. Проводник выполняется синего цвета , а на его конце и в местах соединения выполняется полоса желто-зеленого цвета. В настоящее время допустимо выполнять и противоположную окраску: желто-зеленый проводник с синей полосой на конце.


Буквенная маркировка

Провода и шины электрические при переменном токе расшифровываются следующим образом:

  • L - проводник однофазной сети.
  • L с цифрами 1, 2 или 3 - проводник в трехфазной сети.
  • N - нулевой проводник (или нейтральный).
  • М - средний проводник.
  • РЕ - заземляющий проводник (защитный).
  • PEN - совмещенные нулевые проводники (защитный и рабочий).

При постоянном токе обозначения будут иметь следующий вид:

  • L+ - проводник плюсовой (или положительный).
  • L- - проводник минусовой (или отрицательный).

Все эти маркировки и обозначения носят обязательный характер. Они регулируются принятыми регламентами.

Запомнить все это сразу сложно. Но опытный электрик знает все это. Такая маркировка позволит определить, где и что подключено. А простому человеку этого будет достаточно, чтобы понять, к примеру, какая необходима шина для автоматов электрических. Она может понадобиться при ремонте электрической проводки в доме. К ней позже легко подключить дополнительные источники.

Постановление Правительства РФ от 26.06. 1995г. №610 п.7 7. Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования : повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

    краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации , так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ . Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами . Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Цветовая маркировка изоляции проводников важна для более быстрого и правильного монтажа электрораспределительных устройств, удобства ремонта и исключения ошибок. Цвета проводов в электрике регламентированы нормативными документами (ПУЭ и ГОСТ Р 50462-2009 ).

Зачем нужна цветовая маркировка проводов и кабелей

Работы по монтажу и обслуживанию в электрических установках связаны не только с обеспечением надежности, но и безопасности. Требуется полное исключение ошибок. Для этих целей разработана система цветных обозначений изоляции жил, которая определяет, какого цвета провода фаза, ноль и земля.

По ПУЭ допускается такая расцветка токоведущих жил:

  • красная;
  • коричневая;
  • черная;
  • серая;
  • белая;
  • розовая;
  • оранжевая;
  • бирюзовая;
  • фиолетовая.

В приведенном перечне содержится много вариантов расцветок проводов, но нет нескольких цветов, которые используются только для обозначения нулевых и защитных проводов:

  • синий цвет и его оттенки -- рабочий нулевой провод (нейтраль -- N );
  • желтый цвет с зеленой полосой -- защитное заземление (PE );
  • желто-зеленая изоляция с голубыми метками на концах жил -- совмещенный (PEN ) проводник.

Допускается использование для заземления жил с изоляцией зеленого цвета с желтой полосой, а для совмещенных проводников голубой изоляции с желто-зелеными метками на концах.

Расцветка должна быть единой в каждой цепи в пределах одного устройства. Ответвления цепей должны выполняться одинаково окрашенными проводниками. Использование изоляции без различий в оттенках говорит о высокой культуре монтажа и сильно облегчает дальнейшее обслуживание и ремонт оборудования.

Окраска фазы

В тех случаях, когда монтаж электроустановки выполнен при помощи жестких металлических шин, применяется окраска шин несмываемой краской следующих цветов:

  • желтый -- фаза А (L1 );
  • зеленый -- фаза В(L2 );
  • красный -- фаза С (L3 );
  • голубой -- нулевая шина;
  • продольные или наклонные полосы желтого и зеленого цвета -- шина заземления.

Расцветка фаз должна сохраняться в пределах всего устройства, но не обязательно на всей поверхности шины. Допускается маркировать обозначение фазы только в местах подсоединения. На окрашенной поверхности можно продублировать цвет символами “ЖЗК ” для краски соответствующих цветов.

Если шины недоступны для осмотра или работы, когда на них присутствует напряжение, то допускается их не окрашивать.

Цвет фазных проводов, подключенных к жестким шинам, может не совпадать с ними по расцветке, поскольку видна разница в принятых системах обозначений гибких проводников и жестких стационарных распределительных шин.

Цвет нейтрали

Какого цвета нулевой провод, оговаривают стандарты ГОСТ , поэтому при взгляде на монтаж силовой установки не должен возникать вопрос, синий провод -- это , поскольку синий цвет и его оттенки (голубой ) приняты для обозначения нейтрали (рабочего заземления ).

Другие цвета окраски нейтральных жил не разрешаются.

Единственно допустимый вариант использование синей и голубой изоляции -- обозначение отрицательного полюса или средней точки в цепях постоянного тока. Больше нигде такую расцветку использовать нельзя.

Цветовая маркировка провода заземления

Правила указывают, какого цвета провод заземления в электрических установках. Это желто-зеленый провод, окраска которого хорошо выделяется на фоне остальных жил. Допускается использование провода с желтой изоляцией и зеленой полосой на ней, или может быть зеленая изоляция с желтой полосой. Не разрешено использовать никакой другой цвет провода земли, как не допускается применять зелено-желтые жилы для монтажа цепей, на которых присутствует или может быть подано напряжение.

Перечисленные правила маркировки соблюдаются в странах постсоветского пространства и в странах Евросоюза. Другие государства маркируют жилы иным образом, что можно видеть на аппаратуре импортного производства.

Основные цвета для маркировки за рубежом:

  • нейтраль -- белый, серый или черный;
  • защитное заземление -- желтый или зеленый.

Стандарты ряда стран допускают использовать в качестве защитного заземления оголенный металл без изоляции.

Провода заземления коммутируются на сборных неизолированных клеммах и соединяют между собой все металлические части конструкции, у которых отсутствует надежный электрический контакт между собой.

Расцветка в сети 220В и 380В

Монтаж одно- и трехфазных электрических сетей облегчается, если проводка выполнена многоцветным проводом. Ранее для однофазной квартирной проводки использовали плоский двухжильный белого цвета. При монтаже и ремонте для исключения ошибок необходимо было прозванивать каждую жилу в отдельности.

Выпуск кабельной продукции с окраской жил разными цветами снижает трудоемкость работ. Для обозначения фазы и нуля в однофазной проводке принято использовать следующие цвета:

  • красный, коричневый или черный -- фазный провод;
  • остальные цвета (предпочтительно синий ) -- нулевой провод.

Маркировка фаз в трехфазной сети немного отличается:

  • красный (коричневый ) -- 1 фаза;
  • черный -- 2 фаза;
  • серый (белый ) -- 3 фаза;
  • синий (голубой ) -- рабочий ноль (нейтраль )
  • желто-зеленый -- заземление.

Кабельная продукция отечественного производства соответствует стандарту окраски жил, поэтому многофазный содержит разноокрашенные жилы, где фаза -- белый, красный и черный , ноль -- синий , а земля -- желто-зеленый проводники.

При обслуживании сетей, смонтированных по современным стандартам, можно безошибочно определить назначение проводов в распределительных коробках. При наличии жгута разноцветных проводов коричневый из них будет обязательно фазным. Нулевой провод в ответвлений и разрывов не имеет. Исключение составляют отводы к многополюсным коммутирующим аппаратам с полным размыканием цепи.

Расцветка в сетях постоянного тока

Для сетей постоянного тока принято маркировать проводники, подсоединенные к положительному полюсу красным цветом, к отрицательному -- черным или синим. В двуполярных цепях изоляция голубого оттенка применяется при маркировке средней точки (нуля ) питания.

Не существует стандартов на цветные обозначения в цепях с напряжением нескольких номиналов. Какого цвета провода плюс и минус, какое в них напряжение -- это можно определить только по производителя устройства, которая часто приводится в документации или на одной из стенок конструкции.

Пример: блок питания компьютера или автомобильная электропроводка.

Автомобильная проводка характеризуется тем, что в ней цепи с положительным напряжением бортовой сети имеют красный цвет или его оттенки (розовый, оранжевый), а подключаемые к массе -- черный. Остальные провода имеют специфическую окраску, которая определяется производителем автомобилей.

Буквенное обозначение проводов

Цветная маркировка может дополняться буквенной. Частично символы для обозначения стандартизированы:

  • L (от слова Line ) -- фазный провод;
  • N (от слова Neutral ) -- нулевой провод;
  • PE (от сочетания Protective Earthing ) -- заземление;
  • “+” -- положительный полюс;
  • “-” -- отрицательный полюс;
  • М -- средняя точка в цепях постоянного тока с двуполярным питанием.

Для обозначения клемм подключения используется специальный символ, который нанесен на клемму штамповкой или на корпус прибора в виде наклейки. Символ заземления единый для большинства стран мира, что уменьшает вероятность путаницы.

В многофазных сетях символы дополняются порядковым номером фазы:

  • L1 -- первая фаза;
  • L2 -- вторая фаза;
  • L3 -- третья фаза.

Встречается маркировка по старым стандартам, когда фазы обозначаются символами А, В и С .

Отступлением от стандартов является комбинированная система обозначения фаз:

  • La -- первая фаза;
  • Lb -- вторая фаза;
  • Lc -- третья фаза.

В сложных устройствах могут встречаться дополнительные обозначения, характеризующие наименование или номер цепи. Важно, чтобы маркировка проводников совпадала в пределах всей цепи, где они участвуют.

Буквенные обозначения наносятся несмываемой, хорошо различимой краской на изоляцию вблизи концов жил, на отрезки ПВХ изоляции или .

Клеммы подключения могут иметь нанесенные знаки, которые обозначают цепи и полярности питания. Такие знаки выполняются краской, штамповкой или травлением в зависимости от использованного материала.

Вопрос
Какое цветовое обозначение установлено для шин переменного однофазного тока?

Правильный ответ
Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми. Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А - желтым, фазы В - зеленым, фазы С - красным цветом,

2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, - красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, - голубым цветом (т.к. она считается нулевой рабочей шиной).

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

3) при постоянном токе: положительная шина (+) - красным цветом, отрицательная (-) - синим и нулевая рабочая М - голубым цветом. Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки. (1.1.30 ПУЭ)

Сегодня монтаж электропроводки немыслим без применения проводников в цветной изоляции. Цветовая маркировка – не дань моде и не маркетинговый ход производителя, который, как кому-то может показаться, желает красочно преподнести свою продукцию.

На самом деле это острая необходимость. Во-первых, цветовая маркировка позволяет указать назначение каждого проводника в той или иной группе для облегчения их коммутации. Во-вторых, значительно снижается вероятность появления ошибки в ходе монтажа проводов и, как следствие, возникновение короткого замыкания во время пробного включения или поражение электрическим током в процессе обслуживания и ремонта сетей.

Определенные цвета выбраны не случайно. Все разнообразие расцветок сведено к единому стандарту – ПУЭ. В них указано, что жилы проводов следует идентифицировать по цветовым или буквенно-цифровым обозначениям.

В рамках этой публикации будет рассмотрена цветовая маркировка проводов. С принятием единого стандарта цветовой идентификации электрических проводников значительно облегчилась работа по их коммутации. Каждая жила, имеющая определенное назначение, обозначается уникальным цветом: коричневым, серым, желтым, зеленым, синим и т. д.

Цветовая маркировка обычно выполняется по всей длине проводника. Допускается также идентификация на концах жил и в точках соединений, для чего применяются цветные термоусадочные трубки (кембрики) или цветная изолента.

Рассмотрим, как выполнена в сети трехфазного, однофазного и постоянного тока.

Цвет проводов и шин при переменном трехфазном токе

В трехфазных сетях шины и высоковольтные ввода трансформаторов на электрических станциях и подстанциях окраска выполняется следующим образом: желтым цветом окрашиваются провода и шины с фазой "A", зеленым с фазой "B", а красным с фазой "C".

Сеть постоянного тока - какой цвет проводов плюс и минус

Помимо сетей переменного тока в народном хозяйстве используются цепи постоянного тока, которые находят применение в следующих областях:

  • в промышленности, строительстве, складировании материалов (погрузочная техника, электротележки, электрические краны);
  • в электрифицированном транспорте (трамваях, троллейбусах, электровозах, теплоходах, карьерных самосвалах);
  • на электрических подстанциях (для питания автоматики и оперативных цепей защит).

В сети постоянного тока используется только два провода. В таких сетях нет фазного или нулевого проводника, а есть только положительная шина (+) и отрицательная шина (-).

По нормативным документам провода и шины положительного заряда (+) окрашивается в красный цвет, а провода и шины отрицательного заряда (-) должны быть синего цвета. Средний проводник (М) обозначается голубым цветом.

Если двухпроводная электрическая сеть постоянного тока создана путем ответвления от трехпроводной цепи постоянного тока, то положительный проводник двухпроводной сети обозначают тем же цветом, что и плюсовой проводник трехпроводной цепи, с которым он соединен.

Цвета проводов фаза ноль земля в электропроводке

Для прокладки электрических сетей переменного тока применяются многожильные провода в разноцветной изоляции, что значительно упрощает монтажные работы и исключает путаницу.

Обозначение проводов по цвету особенно актуально, когда разводку делает один человек, а последующим обслуживанием или ремонтом будет заниматься другой. Иначе последнему придется постоянно искать то «фазу», то «ноль» при помощи пробника.

Кто работал со старой проводкой, тот знает, как это порой надоедает. Ведь раньше изоляция используемого в быту электрического кабеля была одноцветной – белой или черной.

Со времен СССР цветовая маркировка электрической проводки прошла ряд изменений, пока не был выработан определенный стандарт. Теперь каждый цвет токоведущего проводника определяет свое назначение в кабеле.

В наше время Нормативным документом, регулирующим цветовую маркировку изолированных или неизолированных проводников - является ПУЭ 7, где в соответствии с ГОСТ Р 50462 "Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям" должны быть использованы только определенные цвета и обозначения.

Основной задачей маркировки электропроводки является быстрота и легкость определения назначения проводников по всей длине, что и является одним из основных требований ПУЭ.

Рассмотрим, какую расцветку сегодня должны иметь проводники в электроустановках переменного тока напряжением до 1000В и с глухозаземленной нейтралью (к этой категории относится большинство административных зданий и жилых домов).

Цвет нулевого защитного и нулевого рабочего проводников

Голубым цветом обозначаются нулевые рабочие проводники (N). Нулевой защитный (PE) проводник должен быть окрашен в желто-зеленые продольные или поперечные полосы. Такая комбинация цветов должна применяться только для маркировки защемляющих проводников (нулевых защитных).

Совмещенный нулевой рабочий и нулевой защитный (PEN) – синий цвет по всей длине проводника с желто-зелеными полосами на концах (в местах соединения). Характерно, что ГОСТ сегодня допускает и противоположный вариант окраски – желто-зеленые полосы по всей длине с синим цветом на концах (в местах соединения).

Проще говоря, обозначение нулевых проводов по цвету должно быть:

  1. 1) нулевой рабочий (N) – голубой цвет;
  2. 2) нулевой защитный (PE) – желто-зеленый цвет;
  3. 3) совмещенный (PEN) - желто-зеленый на концах голубые метки.

Цвета фазных проводов

В соответствии с ПУЭ при обозначении фазных проводников предпочтение отдается одному из следующих цветов: черному, коричневому, красному, серому, фиолетовому, розовому, белому, оранжевому, бирюзовому.

Однофазная электрическая цепь может быть создана путем ответвления от трехфазной сети. В этом случае фазный провод однофазной цепи по цвету должен совпадать с фазным проводником трехфазной сети, с которым он соединен.

Цветовая маркировка проводов должна выполняться таким образом, чтобы цвет фазного проводника не совпадал с расцветкой N-, PE- или PEN-проводника. При использовании немаркированного кабеля цветные метки ставят на его конце (в месте соединения). В этом случае для обозначения используется цветная термоусадочная трубка (кембрик) или цветная изолента.

Чтобы избавить себя от лишней работы в виде оставления меток при помощи изоленты или трубок, достаточно перед покупкой электрокабеля правильно определиться с цветовой маркировкой изоляции. Следует также приобретать его в нужном количестве, чтобы обеспечить одинаковую маркировку разводки по всей квартире или по всему дому.

Если кабель уже проложен как нанести маркировку

Очень часто приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда приходишь на объект, открываешь щиток, а там подключение выполнено не понятно как. Про соответствие маркировки проводов с правилами вообще говорить не приходится. Не понятно где фаза, а где ноль и заземление. Приходится ознакамливаться с разводкой проводов в щитке, распределительных коробках и т.д. Это все сводится к одному недостатку, приходится тратить время. Как быть в таком случае? Не производить же подключение по-новому.

К сожалению, даже сегодня некоторые электрики во время монтажных работ пользуются устаревшими нормативами. Из-за этого другим специалистам во время проведения работ, связанных с ремонтом и обслуживанием электрических сетей, приходится искать «фазу» и «ноль» при помощи пробника.

Если нет возможности купить проводники нужного цвета, подойдут кабели любой расцветки. Главное, чтобы концы жил были правильно помечены при помощи термоусадочных трубок или цветной изоленты.



Поделиться