Органы исполнительной власти, уполномоченные давать разъяснения законодательства. Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия. Высший исполнительный орган Уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной права

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (п.12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, - .

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" .

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа , подлежит рассмотрению в порядке, установленном (п.3 ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4 ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Лицо, желающее получить информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Разъяснения органа государственной власти имеют юридическую силу только в том случае, если орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 , определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти: постановления, приказы, правила, инструкции, положения. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Документы, изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов данных государственных или муниципальных органов, не приобретают юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти оформляются в форме писем.

Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий , однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.

Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

(МВД России)

Утверждающий документ

Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Министерство иностранных дел (МИД России)

(МИД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, физических и юридических лиц.

а) орган опеки и попечительства;

б) прокурор;

17. Выберите из нижеперечисленных пунктов последствия признания брака недействительным:

а) супруги возвращаются к прежним фамилиям;

б) аннулируются все права и обязанности супругов, которые были в браке;

в) к имуществу, приобретенному совместно супругами, брак которых признан недействительным, применяются нормы семейного законодательства о совместной долевой собственности;

г) брачный договор продолжает действовать.

18. По истечении какого времени со дня подачи заявления о расторжении брака одним из супругов производится государственная регистрация расторжения брака в органах загса:

а) две недели;

в) 2 месяца.

19. В судах общей юрисдикции рассматриваются дела о расторжении брака, если:

а) супруги имеют общих несовершеннолетних детей;

б) один из супругов осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет;

в) отсутствие согласия на развод одного из супругов;

г) один из супругов признан недееспособным;

д) один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах загса;

е) один из супругов признан безвестно отсутствующим.

20. Моментом прекращения брака при расторжении его в суде является:

а) день регистрации в загсе факта расторжения брака;

б) день вступления решения суда в законную силу;

в) день подачи искового заявления о расторжении брака в суд.

21. Назовите лиц, имеющих право требовать расторжения брака:

а) прокурор;

б) супруги;

в) родители;

г) усыновители.

22. К личному имуществу каждого из супругов относится:

а) имущество, принадлежащее супругу до вступления в брак;

б) доходы от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности;

в) пенсии, стипендии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения;

г) вещи индивидуального пользования;

д) имущество, полученное в порядке наследования.

23. К личным неимущественным правам супругов относятся следующие:

а) право супругов на свободный выбор рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства;

б) право на информацию;

в) право на труд;

г) право на получение дивидендов;

д) право выбора фамилии при заключении и расторжении брака;

е) право на совместное решение вопросов материнства отцовства, воспитания и образования детей.

24. Укажите, с какого момента заработная плата каждого из супругов становится их общей собственностью:

а) с момента начисления;

б) с момента передачи в бюджет семьи;

в) с момента их фактического получения.

25. К имуществу, не подлежащему разделу между супругами, относятся:

а) вклады, внесенные за счет общего имущества супругов, на имя их общих несовершеннолетних детей;

б) приобретенные за счет общих доходов ценные бумаги, паи, вклады;

в) приобретенные во время брака на средства одного из супругов движимые и недвижимые вещи;

г) вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей;

д) вещи и имущественные права, принадлежащие каждому супругов до вступления в брак.

26. Субъектами брачного договора могут быть:

а) лица, вступающие в брак;

б) лица, живущие в церковном браке, совершенном на территории Российской Федерации;

в) лица, уже вступившие в законный брак (супруги);

г) родители лиц, вступающих в брак.

а) определение правоотношений собственности между супругами;

б) определение личных неимущественных правоотношений между супругами;

в) определение прав и обязанностей супругов по взаимному содержанию;

г) определение условий, которые поставят одного из супругов в неблагоприятное положение;

д) определение способа участия в доходах друг друга и порядка несения семейных расходов;

е) определение прав и обязанностей супругов в отношении детей;

ж) определение имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

28. Форма заключения брачного договора:

а) простая письменная;

б) нотариально удостоверенная письменная форма;

в) устная.

29. Брачный договор считается ничтожным, если он:

а) заключен с нарушением нотариальной формы;

б) заключен лишь для вида, без намерения создать правовые последствия;

в) заключен лицом, ограниченным в дееспособности;

г) заключен под влиянием заблуждения;

д) заключен с целью прикрыть другую сделку;

е) заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.

30. К личным обязательствам супругов относятся:

а) обязательства, возникшие до заключения брака;

б) обязательства, которые возникли по инициативе обоих супругов в интересах всей семьи;

в) обязательства, по которым оба супруга несут солидарную ответственность;

г) обязательства, возникшие вследствие неисполнения супругом алиментных обязательств в отношении детей или членов семьи.

31. Какой орган производит государственную регистрацию рождения ребенка:

в) орган опеки и попечительства.

32. Установление отцовства в отношении совершеннолетнего лица возможно:

а) только с согласия совершеннолетнего лица;

б) только с согласия органов опеки и попечительства;

в) только с согласия прокурора;

г) только с согласия матери ребенка.

33. В случае установления отцовства, правоотношения между ребенком и его отцом возникают:

а) с момента вступления в законную силу решения суда;

б) с момента рождения ребенка;

в) с момента подачи искового заявления об установлении отцовства в суд.

34. Установление отцовства в судебном порядке производится по иску:

а) одного из родителей ребенка;

б) опекуна или попечителя несовершеннолетнего ребенка;

в) прокурора;

г) бабушки или дедушки ребенка;

д) лица, на иждивении которого находится ребенок;

е) самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

35. Укажите случаи, при которых оспаривание отцовства (материнства) не допускается:

а) не может оспаривать запись об отцовстве мужчина, не состоявший в браке с матерью ребенка на момент совершения записи, если он знал, что фактически отцом ребенка не является;

б) не может оспаривать запись об отцовстве опекун или попечитель ребенка;

в) супруг, давший согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства;

г) не может оспаривать запись об отцовстве (материнстве) опекун родителя, признанного судом недееспособным;

д) не может оспаривать запись об отцовстве (материнстве) сам ребенок при достижении совершеннолетия.

36. Укажите личные права ребенка:

а) право жить и воспитываться в семье;

б) право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

в) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

г) право собственности на доходы, полученные им;

д) право ребенка выражать свое мнение;

е) право ребенка на имя, отчество и фамилию;

ж) право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования.

37. Укажите, с какого возраста возможно изменение имени и фамилии ребенка по его собственному заявлению:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

38. Укажите пределы осуществления родительских прав:

а) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей;

б) родители не имеют права выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования без твердого согласия ребенка;

в) родители не имеют права самостоятельно выбирать приемы и способы воспитания ребенка;

г) родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей;

д) способы воспитания детей должны исключать жестокое и грубое обращение.

39. Лишение родительских прав не применяется в отношении:

а) родителей;

б) опекунов;

в) попечителей;

г) усыновителей.

40. Укажите основания лишения родительских прав:

а) уклонение от выполнения обязанностей родителей;

б) отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома;

в) злоупотребление родительскими правами;

г) если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по основаниям, от родителей не зависящим.

41. Назовите лиц, по заявлению которых рассматриваются дела о лишении родительских прав:

а) один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком;

б) сам ребенок;

в) прокурор;

г) лица, заменяющие родителей;

д) органы опеки и попечительства;

е) дошкольные образовательные учреждения.

42. Укажите, в течение скольки дней должна быть направлена выписка из решения суда о лишении родительских прав в орган ЗАГСа (со дня вступления этого решения в законную силу):

а) в течение трех дней;

б) в течение двух дней;

в) в течение одного дня.

43. По истечении какого времени со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав возможно усыновление ребенка:

а) один год;

б) полтора года;

в) 6 месяцев.

44. Укажите, какие права утрачивают родители при ограничении родительских прав:

а) право на личное воспитание ребенка;

б) право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей;

в) возможность контакта с ребенком, даже с согласия органов опеки и попечительства.

45. Укажите, в течение скольки дней после вынесения постановления об отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав:

а) семь дней;

б) десять дней;

в) тридцать дней.

46. Назовите характерные признаки алиментных обязательств:

а) алиментные обязательства носят строго личный характер;

б) алиментные обязательства являются возмездными;

в) алиментные обязательства носят краткосрочный характер;

г) основания возникновения алиментных обязательств определены в законе.

47. Укажите размер алиментов, взыскиваемых на одного несовершеннолетнего ребенка в судебном порядке (по долевому принципу):

а) 1/3 от заработка и (или) иного дохода родителей;

б) 1/2 от заработка и (или) иного дохода родителей;

в) 1/4 от заработка и (или) иного дохода родителей.

48. Удержание алиментов не производится:

а) с выходного пособия при увольнении и сумм материальной помощи;

б) с пособий по государственному социальному страхованию;

в) с сумм, выплачиваемых в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья;

г) с сумм, выплачиваемых потерпевшим в возмещение расходов на уход за ними, на дополнительное питание, протезирование и санаторно-курортное лечение (включая оплату проезда);

д) с единовременных премий, на которые не начисляются страховые взносы;

е) с премий, присуждаемых за выдающиеся работы в области науки, литературы и искусства.

49. Суд принимает решение об изменении или расторжении соглашения об уплате алиментов по основаниям, установленным:

а) гражданским законодательством;

б) семейным законодательством;

в) уголовным законодательством;

г) трудовым законодательством;

д) самим соглашением об уплате алиментов.

50. Право требовать предоставления алиментов от другого супруга в судебном порядке имеют:

а) нетрудоспособный нуждающийся супруг;

б) жена в период беременности;

в) жена в течение пяти лет со дня рождения общего ребенка;

г) нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижении им восемнадцати лет;

д) трудоспособный нуждающийся супруг.

51. Суд может освободить супруга от обязанности по содержанию другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком в следующих случаях:

а) если нетрудоспособность супруга, требующего алименты, наступила в результате злоупотребления спиртными напитками;

б) если супруг, требующий алименты, злоупотреблял родительскими правами;

в) если супруг, требующий алименты, жестоко обращался с детьми;

г) непродолжительность пребывания супругов в браке;

д) недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов.

52. Алиментная обязанность дедушки и бабушки возникает при наличии следующих условий:

а) трудоспособность бабушки и дедушки;

б) достижение определенного возраста бабушкой и дедушкой;

в) наличие у бабушки и дедушки необходимых средств для уплаты алиментов;

г) нуждаемость внуков в материальной помощи;

д) невозможность получения алиментов от своих родителей, супругов или бывших супругов;

е) наличие кровного родства между дедушкой, бабушкой и внуками.

53. В течение какого срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов:

а) в течение одного года;

б) в течение трех лет;

в) независимо от срока.

54. В пределах какого срока с момента обращения в суд могут быть взысканы алименты за прошедший период, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты:

а) в пределах одного года;

б) в пределах трех лет;

в) в пределах пяти лет.

55. В течение скольки дней со дня выплаты заработной платы или получения иного дохода администрация предприятия, где работает плательщик алиментов, обязана уплачивать или переводить алименты, удержанные из доходов плательщика, получателю алиментов:

а) три дня;

б) пять дней;

в) семь дней.

56. Взыскание алиментов в судебном порядке прекращается:

а) с истечением срока действия соглашения;

б) при достижении ребенком совершеннолетия;

в) при вступлении бывшего супруга-получателя алиментов в новый брак;

г) при наступлении полной дееспособности несовершеннолетних детей.

57. По истечении какого времени со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, дети могут переданы на усыновление лицам, постоянно проживающим за пределами РФ:

а) по истечении одного года;

б) по истечении шести месяцев;

в) по истечении трех месяцев.

58. С какого возраста необходимо учитывать желание ребенка на его усыновление:

а) с десяти лет;

б) с двенадцати лет;

в) с четырнадцати лет.

59. Правовые последствия усыновления:

а) между усыновителями и их родственниками, с одной стороны и усыновленными детьми и их потомством, с другой, возникают личные и имущественные права и обязанности, которые существуют между родственниками по происхождению;

б) ребенок теряет все права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителя;

в) прекращаются личные и имущественные права и обязанности между усыновленными, их родителями и другими родственниками по происхождению.

60. Опека устанавливается над детьми, не достигшими:

а) четырнадцати лет;

б) шестнадцати лет;

в) восемнадцати лет.

61. В течение какого времени с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о том, что ребенок остался без попечения родителей назначается опекун (попечитель):

а) две недели;

б) один месяц;

в) три месяца.

62. Если лицо, вступающее в брак на территории РФ, имеет несколько гражданств и при этом одно из них российское, то применяется законодательство:

а) по выбору брачующегося;

в) государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

63. Досрочное расторжение договора по инициативе органов опеки и попечительства происходит:

а) при возвращении ребенка родителям;

б) в связи с истечением срока действия договора;

в) по достижении приемным ребенком совершеннолетия;

г) при возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка;

д) при усыновлении ребенка, в том числе и приемными родителями.

64. Усыновление на территории РФ российских детей иностранными гражданами производится по законодательству:

а) государства, в котором усыновитель имеет постоянное место жительства;

в) государства, гражданином которого является усыновитель.

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана - согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.

Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти

Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ ".

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод , их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой , в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).

Уполномоченный по правам человека - это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Основные признаки понятия «омбудсман» :

  1. принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
  2. государственно-общественный статус;
  3. независимость;
  4. рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
  5. целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.

Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ

Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты .

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:

  • Президентом РФ;
  • Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • депутатами Государственной Думы;
  • депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

При вступлении в должность на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (не более чем на два срока подряд) , считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Основные задачи Уполномоченного по правам человека РФ

В соответствии со ст. 1 Закона основными задачами Уполномоченного являются:

  1. восстановление нарушенных прав;
  2. совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  3. развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  4. правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ

К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:

  • рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
  • изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
  • выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
  • осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями , сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб . Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без .
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «О системе государственной службы РФ» от 25.04.2003 г.
Однако, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.
В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы

Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

  1. принять жалобу к рассмотрению;
  2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  3. передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
  4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.

Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию . Так, согласно положениям ст. 31 , по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).

Какой орган уполномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) органов предварительного следствия? Какие решения вправе он принять по результатам их рассмотрения?

Согласно ч. 1 ст. 125 УПК РФ постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с ч. 2 – ч. 6 ст. 152 УПК РФ, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Местом совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;

Местом окончания преступления, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте;

Местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, если преступления совершены в разных местах;

Местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. В связи с изложенным жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ должны рассматриваться судами по месту производства предварительного расследования; до этой стадии - по месту нахождения органа, вынесшего обжалуемое решение или совершившего обжалуемое действие.

Из смысла ст. 125 УПК РФ следует, что после поступления в суд жалобы на действия и решения должностных лиц органов предвари-тельного расследования и прокуратуры, она рассматривается по существу. При этом перечень решений, которые может постановить суд, строго ограничен законодателем. В соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ по результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих решений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным и необоснованным и его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Заявительный характер жалобы предопределяет не только обязанности суда по ее рассмотрению, но и обязанности заявителя по ее своевременной подаче и поддержанию. Важно отметить, что задачи судебного контроля на досудебном этапе в немалой степени предопределены необходимостью предоставления участнику уголовного судопроизводства возможности своевременно воспользоваться механизмом судебной защиты своих прав и свобод, что требует безотлагательности в разрешении заявленных им жалоб. Закон напрямую не предусматривает срока для обжалования действий и решений должностных лиц органов предварительного расследования, что на практике компенсируется применением общих предписаний уголовного и уголовно-процессуального законов, системный анализ которых говорит, что сроки на обжалование таких действий все же носят пресекательный характер и определяются в каждом конкретном случае:

Сроком давности, в связи с истечением которого лицо освобождается от уголовной ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 78 УК РФ); например, такие ситуации возникают при обжаловании постановлений о прекращении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела;

Утверждением обвинительного заключения или обвинительного акта (постановления) прокурором и направлением уголовного дела в суд (ст. 222, ст. 226 УПК РФ);

Постановлением приговора по уголовному делу, обстоятельства которого являются предметом спора в порядке ст. 125 УПК РФ.

Предложения по обоснованию вида процессуальной формы решения суда, пришедшего к выводу о невозможности рассмотрения жалобы по существу, в основном сводятся к использованию процессуальной аналогии решений, принимаемых в связи с рассмотрением допустимости заявления и жалоб при производстве по делам частного обвинения, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В соответствии с названными процессуальными порядками в случае неприемлемости заявления или жалобы (несоответствие ее по форме и содержанию требованиям уголовно-процессуального закона) суд принимает следующие решения:

Выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагается привести его в соответствие с требованиями, установленными для заявления о возбуждения уголовного дела частного обвинения, и устанавливает для этого срок; в случае неисполнения данного указания отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее (ч. 1 ст. 319 УПК РФ);

Возвращает ее для пересоставления и назначает срок для исправления указанных недостатков; в случае невыполнения требований судьи или непоступления жалобы в установленный срок выносится соответствующее постановление;

Возвращает их заявителю для устранения недостатков, выявленных судьей надзорной инстанции и препятствующих для вынесения по жалобе решения по существу.

материал подготовлен А.В. Куницыной,

кандидатом юридических наук,

доцентом кафедры уголовного права и процесса,

"Порядок обжалования действий следователя и дознавателя

в уголовном судопроизводстве"

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предел суммы закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по одной сделке бюджетного учреждения фактически определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя такого учреждения, при утверждении положения о закупке соответствующего учреждения.

Обоснование вывода:
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) предусмотрена возможность осуществления бюджетным учреждением закупок в соответствии с этим Законом при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с Закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров ( Закона N 223-ФЗ, смотрите также Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317 и, например, АС Северо-Кавказского округа от 04.05.2017 N Ф08-2497/17).
N 223-ФЗ не даёт закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего - конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки ( Закона N 223-ФЗ), среди которых упоминается и закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 этого Закона).
При этом возможность закрепить в положении о закупке тот или иной способ закупки и условия применения этого способа, в том числе и закупки у единственного контрагента, не поставлены N 223-ФЗ в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе видов договоров, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов, цены заключаемого договора (суммы закупки), однородности (одноимённости) приобретаемых товаров (работ, услуг), заключения договоров с данным контрагентом в предшествующий период и так далее.
Установленное Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке на официальном сайте, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 100 тысяч рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, - 500 тысяч рублей, связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления. А применение того или иного способа закупки, в свою очередь, не ставится в зависимость и от обязанности размещения информации.
Не ограничивает указанное право и требование Закона N 223-ФЗ осуществлять в электронной форме закупку товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ, поскольку оно относится именно к форме проведения закупки, которая при этом может осуществляться разными способами. Это следует и из постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616, которым утвержден соответствующий перечень, на это также указано в разделе 6 разъяснений по вопросам применения N 223-ФЗ, направленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2012 N ИА/44025/12.
Иными словами, критерии выбора способа закупки (то есть процедуры выбора контрагента и заключения с ним договора) определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика, которое может предусматривать возможность заключения договоров по различным основаниям с единственным контрагентом. Аналогичного мнения придерживаются представители Минэкономразвития России (смотрите, например, письмо от 26.08.2015 N Д28и-2452, письмо от 31.06.2015 N Д28и-2232, письмо от 28.05.2015 N Д28и-1368, письмо от 31.12.2014 N Д28И-2886).
Таким образом, предел суммы закупки (одной сделки), которая может быть осуществлена у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя бюджетным учреждением во всех случаях, во всех случаях без дополнительных обоснований (например, в зависимости от состояния рынка - в условиях естественных монополий и т.п.) или в отдельных случаях определяется именно положением о закупке.
В соответствии с Закона N 223-ФЗ положение о закупке государственного бюджетного учреждения или муниципального бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Соответственно, именно этот орган фактически и определяет предел суммы закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по одной сделке бюджетного учреждения.

К сведению:
Согласно Закона N 223-ФЗ, внесенной от 31.12.2017 N 505-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти (выполняющий функции учредителя бюджетного учреждения) вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, которые обязаны будут его применять.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Виноградова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Поделиться