Обучение на русском в грузии. Разбиваем мифы об образовании за границей. Образование в Грузии. Изучение иностранных языков

Грузия — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Грузия страна горная, тёплая и не очень дорогая - на уровне Турции и Марокко. Столица-Тбилиси.

Население Грузии составляет 4,4 млн. человек. Большая часть (70%) населения - грузины, армяне - 8%, русские - 6%, другие народы - азербайджанцы, осетины, греки, курды, ассирийцы, абхазы и другие. Денежная единица: 1 лари = 100 тетри.

Это страна высокой культуры, которая как мозаика складывалась в течение столетий, прежде чем превратилась в национальное достояние страны, такое же дорогое для грузин как их земля - прекрасная, богатая, многострадальная, но гордая и независимая.

Традиционно страна славится своим гостеприимством и блюдами национальной кухни. Кроме того, отличный от всех других грузинский алфавит создает самобытную национальную письменность.

Небольшая страна вобрала в себя всё лучшее, что есть на Кавказе - темперамент, уважение к старшим и трепетное отношение к традициям, любовь к родине и гордость за свою нацию. В Грузии есть и снежные горные хребты и тёплое море, старинные монастыри и целебные источники.

Климатические условия Грузии разнообразны благодаря влиянию субтропического пояса на западе, доминирующего в Абхазии и в области Колхидской низменности, а также средиземноморского - на востоке. Зимой температура не опускается ниже 5 С, сильные северные ветра отсутствуют благодаря барьеру, образованному Большим Кавказским хребтом.

Жизнь в Грузии

Грузия - гостеприимная страна, местные жители приветливы и разговорчивы, а русский язык для большинства из них второй разговорный. Грузинская культура - это переплетение древних традиций и современного образа жизни.
В грузинской культуре особое отношение к столу и домашнему очагу, они являются неотъемлемой частью дома и семьи. Семья, ее единство и благополучие святое для любого грузина понятие. Эти традиции привели к тому, что практически любой семейный обед или ужин превращается в застолье, а если на нем еще и присутствует гость, то это целый праздник. Независимо от достатка хозяев на стол выставляются всевозможные блюда и вина, также в таких застольях часто принимают участие соседи и многочисленные родственники.
В Грузии есть возможность получить качественное образование, соответствующее общеевропейской системе, также возможность обучаться на разных языках: грузинском, русском, немецком, абхазском, английском, армянском языках.

Среднее образование в Грузии начинается с шести лет. Имеет три уровня: начальная школа (6 лет), основная школа (3 года), средняя школа (3 года). По окончании основной школы школьники получают аттестат об основном образовании, а по окончании двенадцатого класса аттестат о полном среднем образовании. Принята десятибалльная система оценок.

Высшее образование является платным. Для поступления в вуз требуется сдача Единого национального экзамена (ЕНЭ). Это экзамен по 4 предметам: логические навыки, грузинский язык и литература, иностранный язык и экзамен на выбор.

Существует 4 ступени высшего образования:

  • Дипломированный специалист (бакалавр первой ступени)
  • Бакалавр
  • Магистр
  • Докторантура

В Грузии имеются 26 государственных вузов, 8 из которых имеют университетский статус и более чем 200 частных вузов. В большинстве случаев обучение здесь ведётся на грузинском языке, но в некоторых вузах есть отделения, где можно найти программы на абхазском, азербайджанском, армянском, русском, английском и немецком языках.

В 2006 году Грузия подписала Болонское соглашение и сейчас система высшего образования в стране приведена к общеевропейским стандартам: 3 года бакалавриата, 2 года магистратуры и докторантура.

Цены на обучение и проживание

Цены в стране невысокие и без большого разброса, уровень жизни тоже в целом невысок.
Все высшее образование в Грузии платное. Правительством установлена конкретная стоимость обучения. Например, цена за год обучения на бакалавриате составляет 2225 лари. Цена за год обучения частном вузе составляет примерно 13500 долларов США.

Была основана «Высшая риторическая школа» - Колхидская академия . Обучение здесь велось на грузинском и греческом языках. В академии изучались риторика, философия, физика, математика, логика .

Средние века

В начале XI века Грузия стала централизованным государством, что сказалось на развитии ремёсел, торговли и культуры. Развитие культуры отразилось на развитии образования. Так, основанная в 1106 году царём Давидом IV Строителем Гелатская академия стала одним из крупнейших научно-просветительных центров Ближнего Востока. В академии работали такие мыслители, как Иоанэ Петрици и Иоанэ Шавшели. Они занимались переводами и создавали оригинальные произведения. В академии преподавались геометрия, арифметика, астрономия, философия, грамматика, риторика и музыка .

Влияние западноевропейской системы образования и Ви­зантии на школу средневековой Грузии было довольно сильным. Вместе с тем в школах использовались учебные пособия, в которых находили отражение на­циональные традиции, особенности истории, языка и культуры .

XIX век

В 1804 году в Тбилиси открылось училище для благородных детей, которое в 1830 году было преобразовано в гимназию. Это была первая официальная светская школа, из которой вышли некоторые выдающиеся деятели новой грузинской культуры: Григол Орбелиани , Дмитрий Кипиани , Николоз Бараташвили . В 1850 году гимназия открылась в Кутаиси . В то время и при мужских, и при женских гимназиях существовали пансионы .

В 1830 году в семи уездах Грузии открылись светские начальные училища. Для подготовки священнослужителей царская власть создавала духовные училища. В 1817 году в Тбилиси была открыта духовная семинария . С 1818 года стали открываться духовные уездные и приходские училища. В семинарии принимались представители всех сословий .

В крупных населенных пунктах начали появляться частные школы, в которых учились дети из состоятельных семей. К 40-м годам действовало мало сельских школ для крестьянства, особенно в 3ападной Грузии. В 1860 году в Грузии было 145 учебных заведений всех видов, в которых числилось 7850 учащихся .

XX век

В 1914-1915 годах на территории современной Грузии действовали 1765 общеобразовательных школ, из которых 1677 - начальных , с 157 100 учениками и 5858 преподавателями .

В начале века процент грамотности среди населения составлял 21,9 %. К 1927 этот показатель вырос до 47,5 %. Несмотря на действия государства , направленные на увеличение числа грамотных граждан, неграмотность среди взрослого населения всё ещё была высока .

Современность

Среднее образование

Начинается с шести лет. Имеет три уровня: начальная школа (6 лет), основная школа (3 года), средняя школа (3 года). По окончании основной школы школьники получают аттестат об основном образовании, а по окончании двенадцатого класса - аттестат о полном среднем образовании. Принята десятибалльная система оценок .

К обязательным предметам относятся химия , физика , биология , география , история , грузинский язык , литература , один из иностранных языков и математика .

Школами управляют попечительские советы, которые избирают директоров школ по представлению от Министерства образования и науки.

По данным на 2012 год, 92,1 % лиц в возрасте от 5 до 14 лет посещают учебные заведения. На каждого учителя приходятся 14-16 учеников. Зарплаты преподавателей зависят от их опыта и квалификации и примерно равны 137-200 долларам США .

Среднее специальное образование

После 9 класса школы можно поступить на первый уровень среднего профессионального образования. Через три ступени к диплому о среднем профессиональном образовании выдаётся аттестат о полном среднем образовании профессиональной/технической средней школы, либо специализированной средней школы.

Высшее образование

Высшее образование является платным. Для поступления в вуз требуется сдача Единого национального экзамена (ЕНЭ). Это экзамен по 4 предметам: логические навыки, грузинский язык и литература, иностранный язык и экзамен на выбор .

Существует 4 ступени высшего образования:

  • Дипломированный специалист (бакалавр первой ступени)
  • Бакалавр
  • Магистр
  • Докторант

Используется 100 % (балльная) и буквенная система оценки (от А до F).

Существуют три степени типа высшего образования: университет, магистратура и колледж .

Язык обучения

Согласно грузинскому законодательству, в общеобразовательных учебных заведениях языком обучения является грузинский, а в неконтролируемой грузинской властью Абхазии - абхазский и грузинский. Граждане Грузии, для которых грузинский язык не является родным, имеют право получить образование на своём родном языке в соответствии с учебным планом. В специализированных школах, деятельность которых направлена на обучение детей с нарушениями слуха и зрения, применяются язык жестов и шрифт Брайля соответственно.

Напишите отзыв о статье "Образование в Грузии"

Примечания

Литература

  • Колхидская академия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  • Гелатская академия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Образование в Грузии

– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.

Накашидзе Р.М.

Источник: Журнал «Педагогика» 2013/8 с. 117

Над статьёй работала Панова Мария

Аннотация. Период возрождения грузинской государственности сопровождался сложными социально-экономическими преобразованиями, оказавшимися разрушительными для системы профессионального образования. Было закрыто более 80% соответствующих учебных заведений. Оставшиеся и в минимальной степени не отвечали существующим требованиям. Такое положение требует осмысления допущенных ошибок, структурных и организационных преобразований, построения системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова. Образование, система профессионального образования, подготовка квалифицированных кадров, рынок труда, непрерывное образование.

Сегодняшние социально-экономические реформы в Грузии требуют от системы профессионального образования определения точных механизмов соответствующего развития и модернизации. Они придают совершенно иное видение политике подготовки кадров, рассматривая ее как решающий фактор формирования интеллектуальных ресурсов и развития производительных сил страны.

Когда мы анализируем процессы, происходящие в Грузии, и стараемся найти причины, вызвавшие ее социально-экономический упадок, у нас появляется чувство закономерного недовольства тем, что страна, столь богатая природными и трудовыми ресурсами, оказалась в числе экономически отсталых государств. Причин отсутствует множество, но главная все-таки заключается в том, что нам трудно дается наука работать и мыслить по-новому. Мы не смогли ни научиться чему-либо на своих ошибках, ни правильно использовать чужой опыт. А ведь «если государство теряет ведущие позиции в определении политики в системе образования, в ее координации, финансировании и разработке стандартов, не может проявить активность по отношению к созданию системы профессионально-технического образования и ее дальнейшего функционирования, то мысль о его продвижении вперед и его развитии останется недостижимой мечтой» .

Мировая практика показывает, что рынок труда ориентирован сегодня на высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому в условиях свободной конкуренции особое значение приобретает создание стройной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров. Так, американский журнал «Harvard business revieu» писал: «Если германское производство на мировом рынке занимает одно из первых мест, то определяющим фактором этого является высокий уровень профессионального обучения в стране. Традиционная система обучения здесь обеспечивает получение образования на таком уровне, который дает возможность подготовки высококвалифицированных специалистов, а такие специалисты в силу своего теоретического и практического уровня могут быстро овладеть новейшей технологией» .

Исходя из вышесказанного, вопрос качественной и количественной подготовки молодой, квалифицированной рабочей силы должен стоять во главе плана перспективного развития страны. Успеха достигают только там, где воля государства и оказание помощи мобилизованы для этого.

Вызванные экономическим кризисом в Грузии падение производственного потенциала, остановка фабрик и заводов, снижение заявок на рабочую силу катастрофически уменьшили спрос на квалифицированных рабочих. К этому прибавилось и разрушение системы профессионально-технического образования В начале 1990-х гг. в ведомстве Министерства просвещения Грузии было до. 200 учебных заведений начального профессионального образования. К 2000 г. их число уменьшилось вдвое. Упала численность контингента .

Соответственно, были упразднены штатные единицы, многие хорошие специалисты остались без работы. В 1998 г. учебные заведения начального профессионального образования остались и без государственного финансирования. В конечном итоге, было ликвидировано более 80% училищ. Основанием для их закрытия послужила схема ликвидации системы начального профессионального образования, разработанная министерством просвещения по той причине, что выпускники училищ лишь пополняли ряды безработных. К сожалению, распорядителями судеб профессионального образования стали люди и политические группировки, которые не имели ясного представления о системе.

Из-за отсутствия правовых основ для самостоятельных действий училища оказались в неблагоприятном положении. Была уничтожена их достаточно богатая материально-техническая база: учебный инвентарь-оборудование, дорогостоящие станки-установки. Были нарушены традиционные отношения с предприятиями и учреждениями, базовыми предприятиями, общественными организациями, вертикальные и горизонтальные связи с другими учебными заведениями. Стало невозможно управлять процессами внутреннего и внешнего интегрирования. Не были сохранены и формы поощрения. Наоборот, в училищах ввели возрастной ценз, преимущество было отдано платежеспособным ученикам. Реальность вступила в противоречие с Конституцией страны, с законами и директивами о профессиональном образовании, о занятости, о социальной защите граждан. Были грубо нарушены конституционные права граждан , принцип бесплатного начального профессионального образования и его всеобщей доступности .

Определенные попытки оптимизации достижения большей эффективности обучения и его ориентации на мировые стандарты имели место, но в большинстве случаев разные изменения, отказ от своих традиций и требований принесли отрицательные результаты. Так, Правительство Грузии в августе 2005 г. на основании принятой Концепции о профессиональном образовании решило снять из программ профессиональных образовательных учреждений преподавание общеобразовательных дисциплин. В результате была проведена реорганизация, которая резко уменьшила число учащихся в училищах, было освобождено от работы большое количество преподавателей общеобразовательных предметов. Деятельность сохранившихся учебных заведений не смогла и в минимальной степени удовлетворить требования к подготовке по современным стандартам квалифицированных кадров. Правительство Грузии от 12 марта 2008 г. приняло распоряжение за № 118 «О профессиональном образовании и занятости», согласно которому для привлечения инвестиций в рамках публично-частного партнерства должны были создать 50 центров профессиональной подготовки и переподготовки. Это было бы весьма полезным для возрождения учебных заведений, потерявших свою функцию. К сожалению, это распоряжение не было выполнено.

Учебное заведение, которое не отвечает своему назначению, должно быть закрыто, но представляется нелогичным, когда ликвидируется единственное в регионе или в районе учебное заведение. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, необходимо сделать все возможное, чтобы учебное заведение функционировало. Существование учебного заведения в городе, районе или крупном населенном пункте повышает их статус, влияет на демографическую стабильность региона, играет важную роль в развитии культурных, спортивных и других общественных сфер.

Сейчас растет число частных учебных заведений, но их мощность и учебные профили достаточно ограничены. Большинству желающих получить квалификацию трудно оплачивать обучение. Часть выпускников общеобразовательных школ лишены возможности получить желаемую профессию и вынуждены начинать работу безо всякой квалификации или пополнять ряды безработных.

И сейчас актуальны слова выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского: «Увеличить ремесленные школы стоит с единственной целью, чтобы вольницы и места пребывания заключения не были отягощены теми лицами, которые в результате надлежащего ремесленного воспитания могут избежать больниц и тюрем. Общество должно заботиться не столько о наказании, сколько об искоренении преступности, делать все для нравственного воспитания подростка и в совершенстве овладения им специальностью» .

В 2012 г., по итогам исследования, проведенного выборочным методом, оказалось, что 80% учеников городских и 55% учеников сельских школ пользуются услугами репетиторов. А среди абитуриентов, поступающих в вузы, таковых оказалось 94%. Подобная тенденция проявилась и в профессиональных учебных заведениях: их студенты ищут пути повышения качества своих знаний и практического совершенствования у высококвалифицированных специалистов и передовиков производства. Овладение профессиональной квалификацией выходит на передний план.

Следует убедить каждого члена общества в том, что знание и профессиональная квалификация являются движущим фактором успеха в жизни. К сожалению, вследствие информационного вакуума часто возникает отрицательное отношение к той или иной профессии. Определенная часть работников имеет поверхностное представление об общественном значении собственной профессии, они мало разбираются в связанных с ней законодательных и нормативных актах.

Проекты зачастую не становятся предметами публичного обсуждения. Проектам и решениям в большинстве случае не хватает конкретности и ясности, не определены движущие факторы и обязанности ответственных за выполнение лиц или групп.

Стандарты профессионального образования должны обеспечить тесные связи между секторами профессиональной подготовки и экономики. Особенно в той сфере, где личность может быть занята после соответствующей подготовки. Также необходимо учесть важность единого подхода различных стран к стандартам профессионального образования, что позволяет нострифицировать выданные ими дипломы .

Профессиональное образование своей деятельностью, целями и задачами обеспечивает огромный потенциал для того, чтобы создать условия и способствовать развитию малого и среднего бизнеса; может дать значительный экономический и социальный эффект подготовки высоко-квалифицированных кадров для малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, семейного и индивидуального предпринимательства.

Из-за структурных изменений, происшедших в системе по Закону о профессиональном образовании 2007 г., часть учебных заведений оказалась не готова к переходу на многоступенчатое обучение, к включению в непрерывный образовательный процесс и работе по новым методам. Им стало сложно определить, со стандартами и программами какого уровня и качества следует иметь дело, какими инструкциями руководствоваться. Не удались своевременная подготовка и массовая переподготовка работников, повышение их квалификации, активное включение зарубежных экспертов и зарубежных специалистов в обсуждение обновленных и новых программ, процессы апробации.

Проблему профессиональной подготовки нельзя рассматривать изолированно от других компонентов государственной образовательной системы и социально-экономического развития страны. Стремление к профессии начинается с семьи, со школы, а развитие и совершенствование происходит в профессиональном образовательном заведении. Среди проблем, которые должна решить школьная реформа, основанная на принципе непрерывного образования, одной из важнейших становится проблема коренного преобразования и улучшения подготовки учеников - будущих профессионалов. Это не является узковедомственным делом, носит общественный характер и требует единых согласованных действий со стороны государства, школы, семьи и широких слоев общества.

Проблемы по своему масштабу глобальны. Стратегическое направление профессионального образования по отношению к политике системы непрерывного образования рассматривается в трех аспектах:

1) методологический ориентир непрерывного образования и проблема формирования полноценного гражданина современного общества, место профессионального образования в этом процессе;

2) предусмотренная реформой структурная модель школы будущего, педагогические задачи, поставленные перед ее отдельными ступенями;

3) основные особенности развития заведений профессионального образования в новой социально-экономической среде.

Одной из исходных идей современных концепций непрерывного образования является требование воспитания личности, адаптированной к динамично развивающейся действительности. Система образования должна подготовить людей к будущим изменениям, научить их воспринимать эти изменения, использовать их для общественного блага и сохранять форму в условиях научно-технического прогресса. Задачей непрерывного образования является подготовка личности к профессиональной мобильности, адаптации к быстроменяющейся действительности.

Для рассмотрения проблемы в данном аспекте необходимо учесть требования, которые жизнь ставит перед современным человеком, профессионалом, не являющимся простым исполнителем компонентов трудового процесса. Он фактически и организатор этого процесса, осуществляет его планирование, анализирует производственную информацию и адекватно реагирует на нее, принимает оперативные решения; имеет возможность коррекции своего поведения и производственного процесса, быстрой адаптации в неординарной ситуации. Все это требует от него не только основательного профессионального образования, но и достаточно высокой психологической подготовки и, что главное, широкого общего образования. Решение важнейшей государственной задачи - подготовки таких профессионалов - возможно лишь с помощью системы непрерывного образования, организованного на уровне современных требований.

Пятиступенчатая структура профессионального образования является важным шагом на пути приведения его в полное соответствие с европейскими образовательными стандартами, способствует и увеличивает оптимизацию и гибкость обучения. Но при этом мы вынуждены констатировать, что часто учебные программы не соответствуют современным производственным отношениям, результатам технического и технологического перевооружения.

Невозможна подготовка полноценного дипломированного специалиста на первой ступени обучения, путем реализации кратковременных, 2-, 3- или 6-месячных программ. Не следует повторять негативные стороны подготовки кадров узкой специализации, которые ориентированы лишь на выполнение заданий под чужим наблюдением. «Профессиональному образованию в этом случае придется идти по совершенно новому, непроторенному пути, т.к. в соответствии с его классическим пониманием воспитание социально зрелого гражданина, готового действовать, имеющего чувство ответственности, должно стать основополагающей идеей любого вида образования и в производственной деятельности» .

Профессиональное образование должно способствовать развитию творческих навыков студента, который будет способен планировать свою работу, управлять ею. Работодатель требует самостоятельно действующих и инициативных работников. С одной стороны, он отказывается от профессионала, зависящего от чужого решения и чувствующего небольшую ответственность за итоговые результаты, с другой - ищет профессионала, способного действовать независимо, быстро реагировать в экстремальной ситуации и чувствующего большую ответственность.

Профессиональные учебные заведения, в тесном союзе с предпринимателями, можно превратить в очаги создания, обсуждения и дальнейшего совершенствования новой продукции, новых видов услуг. Такой подход может усовершенствовать профессиональное образование и повысить статус, престиж и значение учебных заведений в экономике страны и регионов, стать решающим фактором самозанятая населения и силой, стимулирующей развитие бизнеса.

Успешная занятость зависит от качества знаний и экономической ситуации, существующей в стране. Формирование и развитие профессиональной компетенции достигается в результате последовательной, целенаправленной работы. Она во многом зависит от базисной подготовки и качества обучения еще в общеобразовательных школах. Претензии работодателей к уровню подготовки кадров все более растут, и часто мы имеем дело с такими универсальными требованиями, удовлетворение которых невозможно без соответствующих ключевых компетенций. Вместе с профессиональной квалификацией работников должны характеризовать устремленность к цели, навыки быстрого адаптирования, коммуникабельности, саморазвития, знание компьютера и иностранных языков. Именно подготовленные таким образом кадры имеют возможность сделать успешную профессиональную карьеру и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Возрождение профессионального образования и его организация в соответствии с сегодняшними требованиями нуждаются в поддержке со стороны властей. В первую очередь нужно позаботиться о качественном улучшении профессионального образования и осуществлении принципа всеобщей доступности. Недопустимо повторение ошибок, совершенных в прошлом. Проекты, имеющие жизненно важное значение, только в том случае станут перспективными, когда будут тщательно обговорены со всеми потенциальными партнерами и ведомствами, заинтересованными судьбой будущего поколения, и обеспечены скрупулезно проработанным законодательством. Необходимо сделать общедоступным бесплатное профессиональное образование и содействовать трудоустройству выпускников; принять меры по прекращению бесконтрольного отъезда за границу детей из Грузии. Нужно создать жителям всех населенных пунктов условия для получения желаемого уровня образования и обучения по выбранной специальности.

По данным ООН, в 2011 г. в Грузии 25 тыс. детей не ходило в школу (училище), они не имели элементарных бытовых условий. Согласно другим исследованиям, выявилась еще более тревожная картина: «Таких детей не 25 тысяч, а 100 тысяч» .

Новая власть с новыми программами и учебниками, обнадеживающими обещаниями возвращается в школы, училища, детские дома. В этом смысле показательна бесплатная раздача учебников всем учащимся в новом 2013/14 уч. году. Заслуживают внимания и инициативы неправительственных организаций и международных организаций-доноров, среди которых можно выделить созданное на окраине Тбилиси под патронажем голландцев детское село: здесь все делается для развития детей, развития у них способностей и формирования навыков, получения ими профессий, выведения их на стезю жизни.

В системе профессионального образования социальное партнерство носит несколько специфический характер. Каждый участвующий в нем партнер, кроме общего интереса, руководствуется и собственными амбициями. Интерес всех должен быть согласован и учтен, в противном случае взаимоотношения не смогут быть налажены.

Такие кардинальные вопросы образовательной деятельности, как профориентационная работа и помощь в получении профессии, не полностью отвечают современным требованиям. Существующее положение можно счесть и своеобразным проявлением отрицательных сторон социальной и образовательной политики страны. Надежда на то, что эти процессы будут отрегулированы самой жизнью и не стоит тратить на них материальные и духовные ресурсы, представляется в корне неправильной. На первый взгляд простое дело, но в действительности оно требует научного подхода. Следует заботиться о сочетании интересов общества и личностей.

Изменения профессионально-квалификационных характеристик, внедрение новых профессий и необходимость в one решающей подготовке кадров предполагают разработку новых образовательных программ, создания школ-предприятий, школ-хозяйств, учебных и опытных хозяйств, совершенствование процессов управления.

У нас фактически нет детально рассчитанного плана практической реализации реформы профессионального образования. Ныне обсуждаемая концепция обещает создание стабильной системы профессиональной подготовки в едином образовательном пространстве. Но если внимательно проанализировать ситуацию, в первую очередь необходимо создать прочную основу для преобразований, соответствующих новой политической и социально-экономической реальности, в частности: разработать эффективные формы и методы работы, усовершенствовать учебную материально-техническую базу, реализовать региональную образовательную политику, принять соответствующие законодательные акты и директивы. Эффективные структуры управления, начиная с Министерства образования и науки и кончая региональными местными структурами, должны быть построены на принципах прозрачности и публичности, обеспечить организацию деятельности, ориентированной на результаты.

Новейшие национальные образовательные программы должны обеспечить возможность подготовки профессионалов, ориентированных на высоко конкурентную среду. Личность следует обеспечить такими знаниями, которые освобождают от посторонней помощи и опеки, делают каждого независимым и успешным гражданином. Именно в этом мы видим сущность реформы образования.

Новая образовательная концепция создает плодотворную почву для того, чтобы все типы учебных заведений сформировались и развились как многоотраслевая, многоступенчатая и многофункциональная система. На их базе можно создать всевозможные отделения и звенья образования с различными сроками, формами, направлениями обучения, создать кратко-срочные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, службы прогнозирования потребности в рабочей силе; установить тесные связи с биржами труда, службами занятости. На передний план выходят требования формирования и развития профессиональной педагогики, развивающейся в тесной связи с социологией, психологией, физиологией, экономикой и т.д.

В настоящее время в Грузии ускоренными темпами начался процесс интеграции и интернационализации образования. Создаются различного вида организации, транснациональные фонды, поддерживающие профессиональное образование. Они способствуют обмену опытом, специалистами, внедрению новых технологий. Вместе с методической помощью растет материально- техническая и финансовая поддержка. «Корпорация вызова тысячелетия» (США), поставившая своей задачей способствовать экономическому развитию и снижению уровня бедности, улучшению качества человеческого капитала, искоренению дефицита квалифицированных технических специалистов и профессионалов как основного фактора, который мешает непрерывному развитию страны в экономических секторах, выделила на эти цели 15 млн. долл. .

В условиях современной глобализации остро стоит проблема сохранения своих корней, собственного достоинства, национальных традиций и самобытности. Мы с большим интересом откроем двери европейской цивилизации. Грузинское профессиональное образование входит в многосторонние творческие отношения с зарубежными странами. Важные перспективы сулит поддержка ООН, Евросоюза, их экспертов, отдельных объединений в осуществлении деловых проектов США, Германии и других государств в нашей стране.

Надо с не меньшим вниманием следить за событиями на постсоветском пространстве и в странах восточной Европы. Вызывает сожаление разрыв творческих отношений с Россией, имеющей богатые традиции и опыт в развитии профессионального образования. Шаги, которые в последнее время сделали в направлении возрождения экономического сотрудничества Патриарх Грузии Илья II, представители науки и культуры, отдельные политические деятели нашей страны, дают надежду на духовное сближение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы И Международного Конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке. (Сеул, апрель 1999). Минск, 1999.

2. Harvard business revieu. New York,1992. № XII.

3. www.geostat.ge

4. Конституция Грузии (государственный закон). Тб, 1995 (на груз. яз.).

5. Закон Грузии о начальном профессиональном образовании. Тб,1996 (на груз. яз.).

6. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч. Тб., 1974 (на груз. яз.).

7. Manual Development of standards in voca-tional Education and training. European training foundation, Turin, 1998.

8. Булл Б. К предпринимательству в профессиональном образовании и подготовке. Тб, 2002 (на груз. яз.).

И , и . А сегодня отправляемся в Грузию, где живет Алина Лунева, мама семилетнего Оскара.

Меня зовут Алина Лунева. Моему сыну Оскару семь лет. Мы живем в Грузии, в Тбилиси.

Какие бывают школы

Школы в Грузии очень разные. Есть public school, в которых система обучения единая на государственном уровне, и есть множество , в которых система обучения уникальна для каждой школы. Государственные школы в Грузии переполнены, в классах — 30−40 человек, дети учатся в несколько смен. С частными немного полегче. Там меньше человек в классе, обязательно есть продленка, дети носят форму. Оскар учится во втором классе в частной грузинской школе. Грузинской — то есть обучение ведется на грузинском языке. До школы сын посещал русский детский сад.

Русских детских садов в Тбилиси много, они востребованы не только русскоязычными жителями города, но и коренными жителями. Например, в группе сына 80% детей были грузинами. Родители отдают их в русские детские сады, чтобы дети заговорили по-русски.

Учебный год начинается в середине сентября и заканчивается в середине июля. Каникулы — неделя осенью, примерно в середине ноября, неделя весной, в марте, они совпадают с грузинским Днем матери, и 8 марта. Зимние каникулы длинные — 2,5 недели. Летние — обычные, как и в России, 3 месяца.

Распорядок дня в грузинской школе

Учеба начинается в 9 утра, заканчивается школьный день в 17:30—18:00 . В классе у сына 18 детей. Обычно у ребят по 5−6 уроков, каждый длится по 35 минут. В программе обучения — грузинский язык, математика, и немецкий языки, физкультура, танцы, музыка, хор, рисование и занятия по искусству.

В 12:00 в школе второй завтрак, а в 14:30 — обед. На завтрак детям предлагают воду и какую-нибудь выпечку — лобиани, хачапури или булочку. Обед комплексный: всегда есть суп и второе. Обычная еда для детей с грузинским оттенком: например, гупта (грузинские фрикадельки), чихиртма (грузинский куриный суп), харчо. После обеда дети гуляют немного во дворе и возвращаются в класс, делать домашнее задание. Можно забрать ребенка раньше, но тогда задание придется брать с собой и делать дома. Обычно забираю сына в 16:30, к этому времени уроки уже сделаны. Около 17:00 они снова выходят гулять, если погода хорошая.

Домашнее задание дети выполняют в школе. Каждый день, кроме пятницы. В пятницу мы забираем книги и тетради из школы и делаем уроки дома. Задания посильные, объем их тоже, нет такого, что нужно потратить полдня на выполнение. Максимум полтора часа. Сын, как правило, делает их сам на 80%. Я объясняю какие-то задачи, курирую, как он выполняет задания по грузинскому языку, вместе переводим и запоминаем слова и фразы. Стихи вместе учим.

Как проходит адаптация

Ребенку помогал весь персонал начальной школы: и куратор класса, и педагоги, и заместитель директора. Проявляли терпение, объясняли, делали скидку на то, что сын не говорил по-грузински с самого начала. Делились со мной и просили поддержку в ситуации, когда . Но это было действительно редко.

Мой сын — гиперактивный и очень веселый, так что он иногда заигрывается и выходит из-под контроля. Однажды нагрубил учительнице, с одноклассником поругался. Со мной учительница поговорила в тот момент, когда я забирала ребенка из школы, описала ситуацию, мы проговорили ее вместе с учительницей и сыном. Вопрос был исчерпан.

В течение первых месяцев первого класса сыну сложно было сидеть в классе, он выходил в коридор, гулял. Заместитель директора использовала эту ситуацию, чтобы показать ему школу, библиотеку, общалась. Так сын ненавязчиво привыкал к школьной обстановке.

У родителей в школе есть возможность поговорить со школьным психологом. Перед началом обучения на ознакомительном собрании психолог проводила общую лекцию для всех родителей. Рассказывала про , как это может проявляться, давала , как вести себя с детьми. Я и сама внутренне готовилась к старту школы, читала, общалась с другими родителями.

Школьные традиции

Родители у нас не сильно вовлечены во внешкольную жизнь. Нас приглашают посещать мероприятия, но не организовывать их. В первом классе была встреча-знакомство, где каждая мама совместно с ребенком могли показать что-то, что они делают вместе, или как-то проявить себя, например, спеть или станцевать вместе. Было мероприятие типа «Веселых стартов», проводятся ярмарки, а вот совместных экскурсий нет. Дети выезжают и экскурсии с учителями. Главное место встречи родителей — детские дни рождения, которые тут принято проводить в специальных детских центрах для праздников. Мое самое любимое событие — школьная благотворительная ярмарка. Дети сами продают те поделки, которые сделали на уроках по искусству.

Главные отличия грузинской школы

Здесь меньше стрессов, больше лояльности к детям, гибкий подход. Не у всех, конечно, учителей, но тем не менее. Например, Оскар долго привыкал к школе. Уже во второй половине года я узнала от учительницы по искусству, что первые две недели он не хотел сидеть за партой, ходил по классу, спал за столом. Однако ребенку дали время привыкнуть без репрессий и без привлечения родителей. Более того, увидев у Оскара , учительница не требует от него выполнения программных заданий, а дает заниматься другими вещами на уроках искусства, направляет развитие, но без стремления уравнять.

А еще в Грузии нет бесконечных родительских собраний. Родительское собрание — раз в полгода. Остальные вопросы решаются через группу в Facebook. Если есть персональный запрос — можно встретиться лично с директором или учителем и обсудить.

Конкретно в нашей школе мне нравится гуманитарный подход: ребята учат много языков, развивают творчество, при школе есть хорошие кружки, так что можно не носиться с ребенком по городу, перевозя его из секции в секцию. Но есть и минусы. Мне, например, хочется большей четкости. Впрочем, в Грузии большей четкости хочется везде.

Фото: Africa Studio/Zaitsava Olga/unguryanu/ZouZou/holbox/Pressmaster/Shutterstock.com

БАКУ, 7 окт — Sputnik, Ирада Джалил. Проблема нехватки кадров в школах с преподаванием на азербайджанском языке в Грузии крайне обострится в течение ближайших нескольких лет, бить тревогу и действовать надо уже сейчас.

"Существуют принятые во всем мире международные законы, согласно которым граждане могут поступать в зарубежные вузы без экзаменов, посредством собеседования. Но азербайджанцы, которые приезжают учиться из Грузии, не расцениваются как иностранцы и сдают вступительные экзамены", — указал он.

При этом он отметил, что наши соотечественники из Грузии, поступая в азербайджанские вузы, могут как иностранцы учиться только на платном отделении. В итоге грузинских азербайджанцев в вузах Азербайджана почти нет, посетовал он.

По мнению Асадова, наиболее оптимальный путь решения кадровой проблемы - это открытие в Грузии Азербайджанского педагогического университета, и произойти это может только при поддержке азербайджанского государства. Другой вариант - создание в одном из вузов Грузии отделения или департамента, но такой вариант будет неэффективен, продолжил он.

Можно еще способствовать тому, чтобы студенты, отучившись в Газахе или Баку, возвращались в Грузию, но и это скорее всего должного результата не даст: "Такие студенты, прожив несколько лет вдали от Грузии, забудут грузинский язык. А студенты азербайджанского педагогического вуза в Грузии смогли бы обучаться преподаванию предметов на азербайджанском и в то же время совершенствовать свой грузинский".

При этом Асадов указал на целесообразность отправки азербайджанских педагогов в Грузию, нежели тамошних студентов в Азербайджан.



Поделиться