Федеральный закон "О персональных данных": основные положения простыми словами. Соблюдаем закон о персональных данных: что надо учесть Ст 152 закона о персональных данных

Алексей Анашкин
Ведущий специалист
ООО "Комплексная защита информации"

27 июля 2006 г. был принят Федеральный Закон № 152-ФЗ «О персональных данных» для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Одной из причин принятия данного закона послужили многочисленные факты краж баз персональных данных в государственных и коммерческих структурах, их повсеместная продажа.

Что означает термин «персональные данные»?

Определение персональных данных (ПДн) встречалось и до принятия закона, например, в "Перечне сведений конфиденциального характера", утвержденном указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г.:

К конфиденциальной информации относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Однако закон дополнил его. Теперь, согласно ФЗ-152 , персональные данные -

любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация .

Таким образом, персональные данные – это, прежде всего, паспортные данные, сведения о семейном положении, сведения об образовании, номера ИНН, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, медицинской страховки, сведения о трудовой деятельности, социальное и имущественное положение, сведения о доходах. Такие данные есть практически в каждой организации.

При поступлении на работу - это данные отдела кадров работодателя, которые работник указывает в личной карточке, автобиографии, других документах, заполняемых при заключении трудового договора.

При поступлении ребенка в детский сад, школу, институт, другие образовательные учреждения также заполняется множество анкет и форм, в которых указываются данные как ребенка (например, данные свидетельства о рождении), так и его родителей (вплоть до места работы, занимаемой должности).

При прохождении лечения в медицинских учреждениях необходимо указать не только паспортные данные, но и сведения о льготах, медицинских страховках, сведения о предыдущих лечениях, результаты анализов. Во многих медицинских учреждениях амбулаторные/стационарные карты дублируются в электронном виде.

И все эти данные, согласно нынешнему законодательству, подлежат защите.

С чего начать защиту, и нужна ли она вообще?

Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (ФЗ-152 ).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных (ФЗ-152 ).

Информационная система персональных данных (ИСПДн) – информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (ФЗ-152 ).

Обработка персональных данных - это действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (ФЗ-152 ).

Оператор при обработке ПДн должен принимать все необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Что же необходимо сделать, чтобы защитить персональные данные?

Прежде всего, необходимо определить какие информационные системы ПДн есть и какого типа ПДн в них обрабатываются.

Классификация информационной системы персональных данных

Для того чтобы понять, насколько проблема защиты ПДн существенна, а также для выбора необходимых методов и способов защиты ПДн, оператору нужно провести классификацию ИСПДн. Порядок классификации определен приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13 февраля 2008 г .

Итак, оператор формирует комиссию (приказом руководителя организации), которая после анализа исходных данных принимает решение о присвоении ИСПДн соответствующего класса. В ходе классификации определяются:

  • категория обрабатываемых персональных данных;
  • объем обрабатываемых персональных данных;
  • тип информационной системы;
  • структура информационной системы и местоположение ее технических средств;
  • режимы обработки персональных данных;
  • режимы разграничения прав доступа пользователей;
  • наличие подключений к сетям общего пользования и(или) сетям международного информационного обмена.

Согласно приказу № 55/86/20 , все информационные системы (ИС) делятся на типовые и специальные.

Типовые информационные системы - информационные системы, в которых требуется обеспечение только конфиденциальности персональных данных.

Специальные информационные системы - информационные системы, в которых вне зависимости от необходимости обеспечения конфиденциальности персональных данных требуется обеспечить хотя бы одну из характеристик безопасности персональных данных, отличную от конфиденциальности (защищенность от уничтожения, изменения, блокирования, а также иных несанкционированных действий).

На практике выходит, что типовых ИС практически нет, поскольку в большинстве случаев помимо конфиденциальности необходимо обеспечить также целостность и доступность информации. Кроме того, в обязательном порядке к специальным системам должны быть отнесены:

  • информационные системы, в которых обрабатываются персональные данные, касающиеся состояния здоровья субъектов персональных данных;
  • информационные системы, в которых предусмотрено принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы.

Итак, по результатам анализа исходных данных комиссия присваивает системе персональных данных соответствующий класс:

класс 1 (К1) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к значительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;

класс 2 (К2) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к негативным последствиям для субъектов персональных данных;

класс 3 (К3) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к незначительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;

класс 4 (К4) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, не приводит к негативным последствиям для субъектов персональных данных.

Результаты классификации оформляются Актом классификации ИСПДн, в котором указываются тип ИСПДн (типовая, специальная), присвоенный ИСПДн класс и условия, на основании которых было принято решение.

Как уже было сказано, классификация необходима для дальнейшего выбора методов и средств защиты ПДн, обрабатываемых в ИСПДн, поскольку в документах ФСТЭК и ФСБ каждому классу устанавливаются свои требования по защите ИСПДн, о которых поговорим чуть позже.

Согласие субъекта ПДн на обработку

Далее необходимо перейти к обработке этих данных, но перед тем как их обработка будет законной, необходимо получить согласие субъекта персональных данных на обработку (закон тем самым предотвращает незаконный сбор и использование персональных данных):

Статья 6 ФЗ-152:

Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов ПДн, за исключением случаев:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Итак, если наш случай обработки ПДн предусмотрен частью 2 статьи 6 ФЗ-152, то получение согласия необязательно.

Также необходимо руководствоваться Трудовым Кодексом, Глава 14 . Например, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия (Статья 86 часть 4 ТК ).

В соответствии со статьей 9 ФЗ-152 получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных необходимо в письменной форме . Письменное согласие субъекта персональных данных должно включать:

  • фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  • наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Положение, регламентирующее порядок обработки и защиты ПДн

Итак, оператор получил (если это необходимо) согласие на обработку персональных данных - персональные данные можно обрабатывать. Но, согласно Трудовому кодексу и ФЗ-152 необходимо разработать (если есть, доработать в соответствии с ФЗ) положение, регламентирующее порядок хранения, обработки и защиты персональных данных. Давайте условно назовем его Положение по обеспечению безопасности персональных данных . Положение по обеспечению безопасности персональных данных - это внутренний (локальный) документ организации. Строгой формы данного документа нет, но он должен удовлетворять требованиям ТК и ФЗ-152 , а, следовательно, в нем должно быть указано:

Положение по обеспечению безопасности персональных данных утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, вводится в действие приказом руководителя. Работодатель обязан ознакомить работника с Положением… под подпись.

Список лиц, допущенных к обработке ПДн

Кроме того, необходимо оформить список лиц, допущенных к обработке ПДн , т.е. перечень тех (по должностям), кому доступ к ПДн необходим для выполнения служебных обязанностей. В первую очередь это сотрудники кадровой службы, поскольку они собирают и формируют данные о работнике, а также сотрудники бухгалтерии. Помимо того, доступ к этим сведениям могут получить руководители структурных подразделений (например, начальники отделов) – и это также необходимо отразить в списке. Однако все они вправе запрашивать не любые данные, а только те, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций (например, чтобы рассчитать льготы по налогам, бухгалтерия получит не все сведения о работнике, а только данные о количестве его иждивенцев). Поэтому целесообразно прописать перечень информационных ресурсов, к которым пользователи допущены.

Список лиц, допущенных к обработке ПДн можно оформить в виде приложения к Положению по обеспечению безопасности персональных данных или отдельным документом, утвержденным руководителем.

Уведомление Роскомнадзора

Далее в соответствии со статьей 22 ФЗ-152 оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов ПДн (на сегодняшний день это - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)) о своем намерении осуществлять обработку ПДн, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 ФЗ-152 :

Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных

Требования к уведомлению указаны в части 3 статьи 22 ФЗ-152 . Форму уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных можно заполнить в электронном виде на сайте Роскомнадзора: http://pd.rsoc.ru/operators-registry/notification/form/

Теперь можно приступать к обработке персональных данных, параллельно решая самый сложный и проблемный вопрос - обеспечение безопасности персональных данных при их обработке .

Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке

Мероприятия по защите информации трудоемки и могут привести к значительным финансовым затратам, что обусловлено необходимостью:

  • получать (по необходимости) лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации ФСТЭК России;
  • привлекать лицензиата ФСТЭК России для осуществления мероприятий по созданию системы защиты ИСПДн и/или ее аттестации по требованиям безопасности информации;
  • отправлять сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности информации, на курсы повышения квалификации по вопросам защиты информации и/или нанимать специалистов по защите информации;
  • устанавливать сертифицированные по требованиям ФСТЭК средства защиты информации (СрЗИ), сертифицированные ФСБ средства криптографической защиты информации (СКЗИ) в зависимости от класса ИСПДн.

Что-то можно сделать самим, а где-то лучше довериться специалистам. Но защитить персональные данные необходимо, так или иначе.

Статья 19, ФЗ-152:

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

  • «Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждено постановлением Правительства РФ № 781 от 17 ноября 2007 г.
  • «Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утверждено постановлением Правительства РФ № 687 от 15 сентября 2008 г.
  • «Требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных», утверждены постановлением Правительства РФ № 512 от 6 июля 2008 г.
  • Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К), утверждены приказом Гостехкомиссии России № 282 от 30 августа 2002 г. (ДСП)
  • Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Выписка, при рассмотрении угроз утечки информации по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) необходимо применять полную версию данного документа - ДСП)
  • Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 16 ноября 2009 г.)
  • Рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 11 ноября 2009 г.)
  • Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 11 ноября 2009 г.)
  • Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации. ФСБ, 21 февраля 2008 г.
  • Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. ФСБ, 21 февраля 2008 г.

Мы не будем подробно рассматривать все требования, которые необходимо выполнить для обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн, - их много, и они сильно зависят от конкретной ИСПДн. Остановимся на основных моментах, часто вызывающих затруднения у операторов.

Лицензия – получать или не получать?

Законодательство, а также документы ФСТЭК говорят нам следующее:

Статья 16, часть 6 ФЗ-149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г.:

Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 17, часть 1, п.11 ФЗ-128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г.:

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Постановление Правительства РФ № 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" от 15 августа 2006 г.

Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и(или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Основные мероприятия… ФСТЭК
Пункт 3.14

В соответствии с положениями Федерального закона № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и требованиями постановления Правительства № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» операторы ИСПДн при проведении мероприятий по обеспечению безопасности ПДн (конфиденциальной информации) при их обработке в ИСПДн 1, 2 и 3 (распределенные системы) классов должны получить лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации в установленном порядке.

Так же на вопрос о необходимости лицензии отвечал начальник отдела Управления ФСТЭК России НАЗАРОВ Игорь Григорьевич на круглом столе, проведенном журналом "Connect! Мир связи" (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406):

Вопрос: Нужно ли операторам, обрабатывающим персональные данные в ИСПДн, получение лицензии на техническую защиту конфиденциальной информации?

Игорь Назаров: В соответствии с документами ФСТЭК лицензия необходима операторам ПДн, которые самостоятельно проводят такие мероприятия по информационным системам 1, 2 класса и территориально распределенным системам 3 класса, как правило, это большие государственные информационные системы. При этом для поликлиник, детских садов, аптек и т.п., имеющих ИСПДн 3 и 4 классов, получение таких лицензий не требуется.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781, если оператор ИСПДн заключает договор на проведение соответствующих мероприятий в части защиты информации (ПДн) с уполномоченным лицом - лицензиатом ФСТЭК России, иметь лицензию ему не обязательно.

Итак, для небольших организаций более экономически-выгодным вместо получения лицензии ФСТЭК по ТЗКИ для проведения мероприятий по обеспечению безопасности ПДн (создание системы защиты ИСПДн, аттестация) будет привлечение лицензиата ФСТЭК, который проведет все необходимые работы.

Для крупных организаций (таких как операторы связи, крупные банки и т.п.) - выгоднее самим получить лицензию и выполнить все необходимые работы.

Порядок предоставления лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации определен «Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации » (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 504). Требования для получения лицензии:

а) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;

в) наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;

г) использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и(или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем;

е) наличие нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам технической защиты информации в соответствии с перечнем, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Этапы создания СЗПДн

Согласно Основным мероприятиям по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, выпущенными ФСТЭК, создание системы защиты персональных данных (СЗПДн) состоит из следующих этапов:

1. Предпроектная стадия

1.1 обследование объекта информатизации:

  • установление необходимости обработки ПДн в ИСПДн;
  • определение перечня ПДн, подлежащих защите;
  • определение условий расположения ИСПДн относительно границ контролируемой зоны (КЗ);
  • определение конфигурации и топологии ИСПДн в целом и ее отдельных компонентов; физических, функциональных и технологических связей как внутри ИСПДн, так и с другими системами различного уровня и назначения;
  • определение технических средств и систем, используемых в защищаемой ИСПДн, условий их расположения;
  • определение общесистемных, специальных и прикладных программных средств, используемых в защищаемой ИСПДн;
  • определение режима обработки информации в ИСПДн в целом и в отдельных компонентах;
  • проведение классификации ИСПДн;
  • определение степени участия персонала в обработке (обсуждении, передаче, хранении) информации, характер их взаимодействия между собой;
  • определение и составление перечня уязвимостей и угроз безопасности информации, оценка актуальности угроз безопасности информации;
  • разработка частной модели угроз.

1.2 разработка технического задания на создание СЗПДн, которое должно содержать:

  • обоснование необходимости разработки СЗПДн;
  • исходные данные ИСПДн в техническом, программном, информационном и организационном аспектах;
  • класс ИСПДн;
  • ссылку на нормативные документы, с учетом которых будет разрабатываться СЗПДн и приниматься в эксплуатацию ИСПДн;
  • конкретизацию мероприятий и требований к СЗПДн;
  • перечень предполагаемых к использованию сертифицированных средств защиты информации;
  • обоснование проведения разработок собственных средств защиты информации при невозможности или нецелесообразности использования имеющихся на рынке сертифицированных средств защиты информации;
  • состав, содержание и сроки проведения работ по этапам разработки и внедрения СЗПДн.

2. Стадия проектирования и реализации СЗПДн

2.1 разработка проекта на создание СЗПДн;

2.2 разработка организационно-технических мероприятий по защите информации в соответствии с предъявляемыми требованиями;

2.3 закупка сертифицированных средств защиты информации;

2.4 разработка и реализация разрешительной системы доступа пользователей и персонала к обрабатываемой в ИСПДн информации;

2.5 установка и настройка СрЗИ;

2.6 определение подразделений и лиц, ответственных за эксплуатацию средств защиты информации, обучение назначенных лиц специфике работ по защите ПДн;

2.7 разработка эксплуатационной документации на ИСПДн и средства защиты информации, а также организационно-распорядительной документации по защите информации (положений, приказов, инструкций и других документов);

2.8 выполнение других мероприятий, направленных на защиту информации.

3. Стадия ввода в действие СЗПДн

3.1 опытная эксплуатация средств защиты информации в комплексе с другими техническими и программными средствами в целях проверки их работоспособности в составе ИСПДн;

3.2 приемо-сдаточные испытания средств защиты информации по результатам опытной эксплуатации с оформлением приемо-сдаточного акта;

3.3 оценка соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации – аттестация (декларирование) по требованиям безопасности информации.

4. Техническое обслуживание и сопровождение системы защиты информации

Организационно-распорядительная документация по защите ПДн

Помимо технических решений создаваемой системы защиты персональных данных, оператор должен обеспечить разработку организационно-распорядительных документов, которые будут регулировать все возникающие вопросы по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн и эксплуатации СЗПДн. Таких документов достаточно много, основные из них:

1. Положение по обеспечению безопасности ПДн – в начале статьи мы уже касались назначения и состава этого документа. На всякий случай повторим – в нем должно быть указано:

  • цель и задачи в области защиты персональных данных;
  • понятие и состав персональных данных;
  • в каких структурных подразделениях и на каких носителях (бумажных, электронных) накапливаются и хранятся эти данные;
  • как происходит сбор и хранение персональных данных;
  • как они обрабатываются и используются;
  • кто (по должностям) в пределах фирмы имеет к ним доступ;
  • принципы защиты ПДн, в том числе от несанкционированного доступа;
  • права работника в целях обеспечения защиты своих персональных данных;
  • ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными работников.

2. Для организации системы допуска и учета лиц, допущенных к работе с ПДн в ИСПДн, - Список лиц, допущенных к обработке ПДн (перечень по должностям тех, кому доступ к ПДн необходим для выполнения служебных обязанностей) и Матрица доступа (должна отражать полномочия пользователей по выполнению конкретных действий в отношении конкретных информационных ресурсов ИСПДн – чтение, запись, корректировка, удаление). Оба документа утверждаются руководителем.

3. Частная модель угроз (если ИСПДн несколько, то модель угроз разрабатывается на каждую из них) – разрабатывается по результатам предварительного обследования. ФСТЭК России предлагает Базовую модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, согласно которой при создании частной модели должны быть рассмотрены:

  • угрозы утечки информации по техническим каналам;
  • угрозы несанкционированного доступа, связанные с действиями нарушителей, имеющих доступ к ИСПДн, реализующих угрозы непосредственно в ИСПДн. При этом необходимо в качестве потенциальных нарушителей рассматривать легальных пользователей ИСПДн;
  • угрозы несанкционированного доступа, связанные с действиями нарушителей, не имеющих доступа к ИСПДн, реализующих угрозы из внешних сетей связи общего пользования и(или) сетей международного информационного обмена.

Разработанная модель угроз утверждается руководителем.

4. На основании утвержденной модели угроз ИСПДн необходимо разработать требования по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн . Требования, как и модель угроз, - это самостоятельный документ, который должен быть утвержден руководителем организации.

Для разработки модели угроз и требований оператору целесообразно привлекать специалистов организаций-лицензиатов ФСТЭК.

5. Инструкции в части обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн.

Кроме того, до проведения всех мероприятий по защите ПДн оператор должен назначить должностное лицо или (если ИСПДн достаточно велика) структурное подразделение, ответственные за обеспечение безопасности ПДн. Решение о назначении оформляется приказом руководителя. Задачи, функции и полномочия должностного лица (подразделения), ответственного за обеспечение безопасности ПДн, определяются внутренними организационно-распорядительными документами (должностными инструкциями, регламентами ).

Что обязательно сертифицировать, а что нет?

Часто возникает заблуждение, что все используемое программное обеспечение (ПО), должно быть сертифицировано, а сертификация стоит дорого и занимает много времени.

Однако ни в одном из документов по регулированию вопросов защиты ПДн не сказано, что должно быть сертифицировано все ПО . Сертифицированы по требованиям ФСТЭК России должны быть средства защиты информации, но никак не системное, прикладное или специальное ПО, не участвующее в защите ИСПДн.

Игорь Назаров: …сертификация по контролю отсутствия НДВ касается функционала безопасности , именно средств защиты, а не всего программного обеспечения, которое используется в информационной системе (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406).

Сегодня документы ФСТЭК, которые можно посмотреть на сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, говорят нам по этому поводу следующее:

В ИСПДн должны использоваться только сертифицированные по требованиям безопасности информации технические средства и системы защиты.

Основные мероприятия…

Пункт 4.2 : …в ИСПДн должен проводиться контроль на наличие недекларированных возможностей в программном и программно-аппаратном обеспечении и анализ защищенности системного и прикладного программного обеспечения.

Пункт 4.3 : Для программного обеспечения, используемого при защите информации в ИСПДн (средств защиты информации, в том числе и встроенных в общесистемное и прикладное программное обеспечение), должен быть обеспечен соответствующий уровень контроля отсутствия в нем НДВ.

Таким образом, сертифицировать системное и прикладное ПО, если оно не участвует в процессе защиты информации, не нужно – это можно делать по желанию оператора.

Практика создания систем защиты ПДн показывает, что необходимо использовать лицензионное программное обеспечение (системное, прикладное и специальное ПО) и сертифицированные средства защиты информации и антивирусной защиты (это могут быть СрЗИ от НСД, антивирусные продукты, межсетевые экраны, средства обнаружения вторжений, средства анализа защищенности, соответствующие определенному классу). Если в ИСПДн устанавливаются криптографические средства защиты информации (СКЗИ) , то они также должны быть сертифицированы по требованиям ФСБ России.

Следует отметить, что устанавливать сертифицированные СрЗИ имеет право только лицензиат ФСТЭК, а СКЗИ – лицензиат ФСБ.

Аттестация

Финальным этапом создания системы защиты ИСПДн должна стать аттестация (декларирование соответствия) - комплекс организационно-технических мероприятий, в результате которых посредством специального документа - Аттестата соответствия (Заключения) подтверждается, что ИСПДн соответствует требованиям стандартов или иных нормативно-методических документов по безопасности информации. Наличие действующего Аттестата соответствия дает право обработки информации с соответствующим уровнем конфиденциальности на период времени, установленный в Аттестате соответствия.

Вопрос: Кто может аттестовать рабочие места на соответствие требованиям законодательства и нормативных документов в области персональных данных?

Игорь Назаров: Аттестацию ИСПДн на соответствие требованиям по безопасности информации имеют право проводить лицензиаты ФСТЭК, которые имеют лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406).

Аттестация предусматривает комплексную проверку (аттестационные испытания) ИСПДн в реальных условиях эксплуатации с целью оценки соответствия принятого комплекса мер защиты требуемому уровню безопасности ПДн.

В общем виде аттестация ИСПДн по требованиям безопасности информации включает в себя следующие этапы:

  • анализ исходных данных по аттестуемой ИСПДн;
  • проведение экспертного обследования ИСПДн и анализ разработанной документации по обеспечению безопасности ПДн на соответствие требованиям нормативных и методических документов;
  • проведение комплексных аттестационных испытаний ИСПДн в реальных условиях эксплуатации с использованием специальной аппаратуры контроля и программных средств контроля защищенности от несанкционированного доступа;
  • анализ результатов комплексных аттестационных испытаний, оформление и утверждение Заключения и Аттестата соответствия по результатам аттестации.

Важным моментом является то, что в случае изменения условий и технологии обработки ПДн оператор обязан известить об этом организацию-лицензиата, проводившую аттестацию ИСПДн. После чего организация-лицензиат принимает решение о необходимости проведения дополнительной проверки эффективности системы защиты ИСПДн.

Ответственность и риски за неисполнение требований закона

При неисполнении требований по обеспечению безопасности ПДн у оператора могут возникнуть риски гражданско-правовых исков со стороны клиентов или работников.

Что в свою очередь может повлиять на репутацию компании, а также привести к принудительному приостановлению (прекращению) обработки ПДн, привлечению компании и(или) ее руководителя к административной или иным видам ответственности, а при определенных условиях – к приостановлению действия или аннулированию лицензий. Кроме того, согласно ФЗ, лица, виновные в нарушении требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность (статья 24 ФЗ-152 ):

  • Дисциплинарная (Трудовой кодекс Российской Федерации, статьи 81, 90, 195, 237, 391);
  • Административная (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 5.27, 5.39, 13.11-13.14, 13.19, 19.4-19.7, 19.20, 20.25, 32.2);
  • Уголовная (Уголовный кодекс Российской Федерации, статьи 137, 140, 155, 171, 183, 272, 273, 274, 292, 293).

И что в итоге?…

Многие сейчас говорят о том, что сегодняшнее законодательство и нормативно-методические документы имеют много неточностей и в чем-то даже перегибов.

Многие уповают на то, что в декабре 2009 года было принято решение о продлении сроков по исполнению требований ФЗ-152 до января 2011г.

Но независимо от этого необходимость защиты ПДн остаётся.

А поэтому не стоит откладывать решение этой проблемы в долгий ящик и уже сейчас нужно принимать необходимые меры по обеспечению безопасности персональных данных.

С 1 июля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 13-ФЗ), которым детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. В связи с этим мы решили напомнить основные положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) и гл. 14 ТК РФ, которые регламентируют правила обработки персональных данных работников и гарантии их защиты.

Закон о персональных данных в 2017 г.

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному либо определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ).

Согласно п. «a» ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) персональные данные означают любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице (субъекте данных).

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ любые действия или операции с персональными данными считаются их обработкой. К таким действиям относятся сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача персональных данных (их распространение, предоставление, доступ к ним), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.

Организация работы с персональными данными.

Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, ИНН. Это значит, что каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным. Такая информация содержится в документах, предъявляемых работником при приеме на работу:

В статье 86 ТК РФ установлены общие требования, которые должны соблюдать работодатель и его представители при обработке персональных денных в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина:

  • обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
  • при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами;
  • все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
  • работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;
  • работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, кроме случаев, установленных ТК РФ или иными федеральными законами;
  • при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
  • защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;
  • работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
  • работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
  • работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ каждая организация обязана издать документ, определяющий ее политику в отношении обработки персональных данных, локальный акт по вопросам обработки персональных данных, а также локальный акт, устанавливающий процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий таких нарушений.

Отсутствие в организации локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (постановления Московского городского суда от 29.08.2011 № 4а-1743/11, 4а-1742/11, ФАС МО от 27.11.2006 № КА-А40/11424-06 по делу № А40-17389/06-146-165, от 01.11.2006, 08.11.2006 № КА-А40/10787-06 по делу № А40-32068/06-96-156).

Работодатель обязан обеспечить такой порядок хранения персональных данных, который бы ограничивал несанкционированный доступ к ним. Право доступа к персональным данным работника, в частности, имеют:

  • руководитель организации (работодатель – индивидуальный предприниматель);
  • непосредственный руководитель работника;
  • начальник отдела кадров;
  • сотрудники отдела кадров;
  • сотрудники бухгалтерии.

Так как доступ к персональным данным может иметь не только руководитель организации, ответственность за разглашение персональных данных предусмотрена и для работников организации. Например, согласно п. «в» ч. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе при разглашении персональных данных другого работника.

Закон о персональных данных в 2017 г. К сведению:

Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 (далее – Положение).

Согласно п. 6 Положения лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы:

  • о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации;
  • о категориях обрабатываемых персональных данных;
  • об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации

Обработка персональных данных без использования средств автоматизации должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ

Необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях

При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором

К сведению:

Все документы, содержащие персональные данные работников, такие как личные дела, картотеки, учетные журналы, следует хранить в специально оборудованных шкафах или сейфах, которые запираются и опечатываются. Трудовые книжки работников нужно хранить в сейфе отдельно от личных дел.

Оформление согласия работника на передачу его персональных данных.

В соответствии со ст. 88 ТК РФ передача персональных данных работника третьей стороне без письменного согласия указанного работника не разрешается, за исключением предусмотренных законом случаев. Сразу перечислим ситуации, когда не требуется согласие работника на передачу его персональных данных.

Не требуется согласие работника на передачу его персональных данных

Нормы законодательства

Третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника

Абзац 2 ст. 88 ТК РФ, абз. 1 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В ФСС, ПФР в объеме, предусмотренном законом

Абзац 15 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, п. 1, 2 ст. 9, п. 1, 2, 2.1, 3 ст. 11, абз. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, абз. 3 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В налоговые органы

Подпункты 1, 2, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В военные комиссариаты

Абзац 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, пп. «г» п. 30, пп. «а» – «в», «д», «е» п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем

Абзац 5 ч. 6 ст. 370 ТК РФ, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По мотивированному запросу органов прокуратуры

Пункт 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности

Статья 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, п. «м» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности

Абзац 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом

Абзац 5 ст. 228 ТК РФ. Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст. 228.1 ТК РФ

В случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку

Части 5 – 5.2 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, п. 19 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ № 1085, абз. 4 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

Для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников, при условии что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать персональные данные работников либо работодатель действует на основании доверенности на представление интересов работников

Абзац 10 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

Во всех остальных случаях передача персональных данных производится с письменного согласия работника, из которого должно быть ясно, кому будут передаваться его персональные данные и с какой целью.

Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что данное правило соблюдено.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных работников осуществляются в соответствии с гл. 5 Федерального закона № 152-ФЗ.

К сведению:

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).

С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 16-ФЗ , с 01.03.2017 деятельность Роскомнадзора в сфере обработки персональных данных отнесена к государственному контролю и надзору. Теперь Роскомнадзор защищает права субъектов персональных данных – физических лиц и будет проводить проверки организаций и предпринимателей (операторов персональных данных), а также контролировать обработку персональных данных иными операторами. Порядок проведения проверок и других контрольных мероприятий определяет Правительство РФ (ч. 1, 1.1 ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ).

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания его персональных данных и способов их обработки целям обработки таких данных и принимает соответствующее решение.

Работодателю следует ознакомиться с положениями Приказа Минкомсвязи РФ от 14.11.2011 № 312, которым утвержден Административный регламент по исполнению данной службой функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за правильностью обработки персональных данных. Предметом контроля являются:

  • документы, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных;
  • информационные системы персональных данных;
  • деятельность по их обработке.

Привлечение к административной ответственности за персональные данные.

Согласно ст. 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении положений законодательства РФ в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ установлено, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении положений этого закона. Размер административной ответственности за нарушение закона о персональных данных предусмотрен ст. 13.11 КоАП РФ.

Федеральным законом № 13-ФЗ ст. 13.11 КоАП РФ изложена в новой редакции. В частности, детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Новая редакция этой статьи начнет применяться 1 июля 2017 года.

Ответственность за персональные данные. К сведению:

До начала действия поправок ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований гл. 14 ТК РФ, Федерального закона № 152-ФЗ, Федерального закона № 27-ФЗ и других законов, определяющих порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (их персональных данных), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 500 до 1 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Начиная с 01.07.2017 предусмотрена следующая административная ответственность за нарушения закона о персональных данных.

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Для юридических лиц

Для должностных лиц

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, указанных ниже, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

От 30 000 до 50 000

От 5 000 до 10 000

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на их обработку в случае, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

От 15 000 до 75 000

От 10 000 до 20 000

Обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, отражаемых в согласии субъекта персональных данных на их обработку в письменной форме

От 15 000 до 75 000

От 10 000 до 20 000

Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных либо обеспечению иным образом неограниченного доступа к ним

От 15 000 до 30 000

От 3 000 до 6 000

Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

От 20 000 до 40 000

От 4 000 до 6 000

Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

От 25 000 до 45 000

От 4 000 до 6 000

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к ним, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния

От 25 000 до 50 000

От 4 000 до 10 000

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по их обезличиванию

От 3 000 до 6 000

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни установлена в ст. 137 УК РФ.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:

  • либо штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок от двух до пяти лет;
  • либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет или без такового;
  • либо арестом на срок до шести месяцев, лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет.

Возмещение морального вреда.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований этого нормативного правового документа, несут предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных данным законом, а также требований к защите персональных данных, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

* * *

В заключение перечислим основные обязанности работодателя, которые он должен исполнять при работе с персональными данными:

  • разработать и принять локальные нормативные акты, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников;
  • назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных;
  • установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;
  • установить перечень мест хранения документации, являющейся носителем персональных данных работников, а также перечень мер, необходимых для обеспечения сохранности персональных данных, порядок их принятия;
  • ознакомить работников под подпись с положением об организации работы с персональными данными;
  • брать письменное согласие работников на обработку персональных данных, которое должно быть конкретным и информированным и содержать в себе именно те сведения, на которые работники дают согласие для обработки, а также согласие для передачи своих персональных данных третьим лицам с указанием этих лиц;
  • направлять в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных работников в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

За неисполнение названных требований законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности, а в отдельных случаях – и к уголовной.


Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве», опубликованы на сайте http://www.rsoc.ru 24.12.2012.

Федеральный закон от 22.02.2017 № 16-ФЗ «О внесении изменений в главу 5 Федерального закона «О персональных данных» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, действует в редакции от 24.11.2014.

С. Е. Нестеров,

Сотрудничество с организациями немыслимо без заключения письменного соглашения сторон, т.е. без договора. Как часто вы заключали договор, последним пунктом которого вы соглашались на использование и хранение ваших личных данных в базе соответствующей организации?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если после подписания какого-либо договора или же после короткого сотрудничества, например, с кредитными организациями вам звонили из других фирм и предлагали свои услугу подобного характера, будьте уверены, что ваши персональные данные разглашены и ваши права нарушены.

Краткий обзор

Информация о гражданах РФ относится к персональным данным лиц и защищается одноименным законом. Кроме того, закон о персональных данных защищает все права и свободы человека, его интересы, связанные с личной информацией о нем в причинно-следственном отношении. Как информацию о вас защитить, чтобы сохранить и не нарушить ваши интересы, права и свободы.

Закон устанавливает и контролирует правила сбора личных данных, их обработки, хранения и возможной передачи. В нем можно найти информацию о случаях, в которых личная информация может передаваться, или когда личная информация не может быть получена, т.е. за лицом сохраняется право ее не разглашать.

ФЗ 152 полноправно действует с 23.01.2007 года. До этой даты персональные данные лиц были фактически не защищены, поскольку отсутствовал соответствующий закон, который бы устанавливал правила и контролировал их исполнение, связанных с получением, хранением и передачей личных данных.

В законе описываются права и обязанности операторов, которые принимают информацию о лицах и при необходимости передают в уполномоченные органы.

Существуют определенные требования к обработке персональных данных, их также можно найти в законе.

Любая информация, которая относится к персональным данным лица, может быть принятой и обработанной оператором только с согласия самого лица. Однако существуют случаи, когда разрешение субъекта не требуется. Данные исключения описываются в законе.

Ответственность за нарушение

Сохранность личных данных, правильный сбор информации, передача ее третьим лицам, а также уведомление самого лица о том, что сотрудник сохраняет ваши персональные данные, ведет ответственный в организации человек, это может быть сотрудник отдела кадров или же любой другой назначенный человек, в том числе оператор.

Если оператор (бухгалтер, сотрудник отдела кадров, банковский служащий или другое назначенное лицо) допустил утечку информацию, или же информация была случайно разглашена, ответственность за нее несет он, а не субъект данной информации.

Наказание за нарушение закона о персональных данных может быть в виде штрафа, наложенного на самого сотрудника, принимающего персональные данные, и (или) на организацию, в которой случилась утечка данных.

Штраф за разглашение информации возлагается на каждый случай утечки, а не единожды на лицо, допустившее данную оплошность. В среднем штраф составляет от 500 до 1000 руб. с оператора, или же от 5000 до 10 000 руб. с организации.

Одна годовая проверка документации может выявить огромное количество нарушений, каждое из которых будет оштрафовано и обойдется юридическому лицу немалой суммой из бюджета организации.

В соответствии с Кодексом об административных нарушениях, если у юридического лица отсутствует Положение о личных данных персонала или клиентов, то при нарушении трудового кодекса организация может быть привлечена к административной ответственности. В таком случае сумма единовременных штрафов будет намного больше.

Кроме того, работу фирмы могут приостановить до выяснения всех необходимых обстоятельств до 3 календарных месяцев.

Уполномоченным органом, контролирующим выполнение закона о персональных данных, является Роскомнадзор. Если предписания этого госоргана не выполняются, на предприятие может быть наложен штраф в размере 20000 руб. Игнорирование запроса Роскомнадзора о персональных данных обойдется организации в 5 000 руб.

Оператора, который был назначен ответственным за работу над личными данными, могут привлечь к административной ответственности, дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой или даже к уголовной.

Основные положения закона о персональных данных с 1 января 2019 года с комментариями

ФЗ №152 в его новой редакции обязывает хранить все персональные данные, касающиеся граждан РФ, на серверах, которые находятся на территории России.

Операторы, работающие с личными данными граждан, должны вести соответствующие записи, собирать информацию и дополнять ее при необходимости только информацией, собранной на территории РФ и хранить ее тоже только на территории РФ.

Категорически нельзя использовать ту информацию, которая практически может находиться за пределами России, т.е. берется с источников, находящихся за пределами России. Даже используя сеть интернет, нельзя дополнять личные данные человека информацией с зарубежных сайтов, если эти сайты ведутся не на территории России.

При нарушении закона, Роскомнадзор может заблокировать ваш сайти или добавить его в свой черный список. Каждая ситуация нарушения рассматривается в индивидуальном порядке по решению суда. Удалить свои персональные данные, в случае обращения лицом и получения отказа от оператора, можно также при помощи судебного разбирательства.

В соответствии с данным законом, к персональным данным лица относится или может относиться абсолютно любая информация о лице как-либо с ним связанная. Последняя редакция закона пояснила этот момент гражданам, что к персональным данным относятся не только их полное имя, дата рождения и адрес по регистрации.

Персональные данные граждан относятся к типу информации конфиденциального характера. Любая организация, которая прямо или косвенно использует имена клиентов, реквизиты компаний, с которыми она работает, почтовый индекс кого-либо в своей переписке и т.д., должна позаботиться о полной сохранности этих данных, т.е. обеспечить систему защиты при помощи шифрования или других средств.

При отсутствии таковых компания рискует быть оштрафованной или закрытой до выяснения обстоятельств.

Кроме того, ФЗ №152 обязует операторов при использовании личных данных получить согласие лица на данную процедуру.

Способы обеспечения защиты личных данных компаниями, которых нет в законе 152:

  • построение дата-центров (мелкие организации не могут позволить себе данную процедуру в виду ее высокой стоимости реализации);
  • обезличивание личной информации (отделить данные от субъекта, при необходимости данные возвращаются на территорию РФ и объединяются с их владельцами);
  • скрывать месторасположение иностранного сервера, дублировать информацию о клиентах и отправлять на зарубежные серверы;

Видео: Зачем нужен

Когда применяется

Закон применяется с целью защиты лиц, когда осуществляется процесс обработки его персональных данных. Также закон применяется в тех случаях, когда может пострадать неприкосновенность вашей личной жизни, на которую вы имеете право, тайны личного характера или тайны вашей семьи.

ФЗ 152 не работает в случаях, когда персональные данные лица используются другими лицами исключительно в личных целях, т.е. без получения выгоды или с целью обогащения. Использование личных данных для архивных фондов также не является нарушением. Если информация о вас является составляющей государственной тайны, данный закон вас не защитит.

Что является персональными данными

Вся информация о вас, прямо или косвенно относящаяся к вам или вашей деятельности, в том числе ваше полное имя, дата рождения, место вашего проживания, все кредиты, оформленные вами когда-то, все ваши браки и прочее, относятся к персональным данным лица.

Какие отношения регулирует

Закон устанавливает правила работы между физическими лицами и юридическими, которые используют персональные данные граждан в своей работе. Задача закона предотвратить разглашение персональных данных лица, поскольку это может привести к нарушению прав, свобод и интересов граждан.

Практически, если вы даете свое согласие на обработку и хранение персональных данных какой-либо организации, например, банку, вы позволяете ему использовать эти данные только в работе, касающейся банковского дела конкретного банка, поскольку вы состоите с этой организацией только в отношениях займа или, например, кредита.

Имеет ли право банк передавать ваши персональные данные другим банкам – нет, подобное нарушение банком недопустимо в соответствии с ФЗ 152, и грозит уголовной ответственностью операторам и самому юридическому лицу.

Передача информации третьим лицам может осуществляться только при наличии письменного согласия лица.

В первую очередь, закон регулирует сам процесс обработки полученной информации. Она может быть получена государственными органами власти, муниципальными органами, а также частными предпринимателями, организациями или физическими лицами.

ФЗ 152 строго ограничивает права всех организаций, которые работают с персональными данными клиентов. Закон обязывает их устанавливать и использовать сложнейшие программы защиты их баз данных. Мелкие организации и фирмы не могут себе позволить подобную роскошь в виду ее высокой стоимостью.

Подписывая соглашение об использовании юридическим лицом ваших персональных данных, вы позволяете исключительно ему ваши данные хранить и применять только для своей работы, поскольку вас связывают определенные рабочие отношения. Разглашение личных данных может грозить вам нарушением прав и свобод, а организации немалым штрафом или же привлечением к уголовной ответственности.

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

5) предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

Федеральный закон о защите персональных данных претерпел последние изменения (обновления) в сентябре 2015 года, а вот с 1 января 2016 нововведений не поступило, хотя многие их ожидали.

Согласно последней редакции ФЗ каждый гражданин РФ имеет исключительное право на защиту личной конфиденциальной информации которая является недоступной для третьих лиц.

Что является персональными данными по закону РФ?

В соответствии с нынешним профильным законодательством Российской Федерации персональными данными принято считать:

  • паспортные данные,
  • имена и фамилии,
  • некоторые другие моменты, которые стали известны субъекту в процессе определенных правоотношений.

К примеру, ФЗ 152 также регламентирует правила о нераспространении полученной информации банком при заключении кредитных и иных соглашений. Практический смысл этого соглашения значится в том, что россиянин, доверив свои данные в рамках определенных отношений, может быть уверен в их сохранении в тайне. В противном случае, нарушение этого правила может предусматривать и уголовное наказание. Общими словами, указанная информация является конфиденциальной и о ее разглашении или распространении не может быть и речи.

152 ФЗ закон о персональных данных

Настоящий законопроект был окончательно подготовленным в 2006 году. До этого времени в России подобного акта не существовало, а это значит, что на территории нашей страны граждане в этом плане были незащищенными. Федеральный закон от 27 июля 2006 г n 152 ФЗ о персональных данных юридически вступил в силу после его одобрения Советом Федерации. Должный административный порядок предполагает, что чтение проводит Госдума, а верхняя палата дает одобрение. Этот порядок действий предусмотрен для узаконивания каждой новой редакции.

О том, что будет за нарушение ФЗ поговорим далее.

Закон 152 ФЗ об обработке персональных данных новая редакция на 2016,

Текст ФЗ с комментариями и пояснениями в новой редакции можно обнаружить в интернете на профильном сайте «Консультант+». Тут же описывается система и сфера работы данного акта. Материал указан с изменениями и поправками за 2016 год, поэтому он максимально актуальный. Ознакомившись с данным актом, каждое лицо найдет ответ на имеющийся вопрос. К примеру, россиян обычно интересуют следующие моменты:

  • определение о конфиденциальности (неразглашении);
  • ответственность в случае нарушения (действующая редакция);
  • работа норм (или что такое персональные данные);
  • судебная практика (обычно касается использования информации банками);
  • новая (последняя) редакция.

Нарушение закона о персональных данных и ответственность за разглашение информации

При несоблюдении установок ФЗ 152 о неразглашении персональных данных к ответчику может быть применено сразу два вида наказания:

  • по статье (до 5 лет заключения);
  • и по (штраф до 5 тыс. рублей).

Гражданский и трудовой кодексы содержат лишь предписывающие диспозиции в этой связи. Здесь даются разъяснения об обработке, предоставлении, хранении, передаче, удалении информации и наказании за все эти действия.

Закон о хранении персональных данных на территории РФ в Интернете

Соблюдение всех правил и защита персональных данных и прав являются обязательными на всей территории России. Государственный контроль за работой данного постановления в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор. Поэтому, если у вас обозначился вопрос относительно того, куда в таких случаях жаловаться, то мы вам указали на уполномоченную структуру. Образец обращения можно отыскать также в сети. Требование соблюдения всех положений акта не терпит исключений.

О передаче третьим лицам, что сказано в ФЗ 152?



Поделиться