Правописание союза но. Правописание "так же" и "так же": когда в два и одно слово, примеры, пунктуация, синонимы

Слитное и раздельное написание союзов - несложная тема. Во избежание ошибок следует отличать эти служебные части речи от других элементов, встречающихся в тексте. Правила и примеры изложены в статье.

Понятие

"Слитное и раздельное написание союзов" - раздел орфографии. Посвящен он правилам употребления на письме служебных частей речи. Их нередко принимают за сочетания местоимений и частиц или другие элементы языка. Отсюда и ошибки.

Союзы бывают двух видов:

  1. Производные.
  2. Непроизводные.

И первый, и второй предназначены для осуществления соединения однородных членов речи или компонентов сложного предложения.

Причина ошибок в написании

Слитное и раздельное написание производных союзов вызывает особые трудности. этого вида образованы соединением других элементов. А потому нередко возникают ошибки. Производные союзы представляют собой следующие виды сочетаний:

  • два непроизводных союза (но и, так как, как будто );
  • указательное слово, предлог и союз (с тем чтобы, для того чтобы );
  • местоимение, предлог и слово с обобщающим значением (до тех пор пока, в то время как ).

Таким образом, слитное и раздельное написание союзов представляет собой тему, в которой непросто разобраться, не имея представления о видах служебных частей речи. Непроизводные встречаются на письме часто (а, и, но ). Производные союзы используются реже, они образованы от других частей речи и пишутся раздельно. Есть и другие классификации союзов. Например:

  1. Сочинительные.
  2. Подчинительные.

В первом случае речь идет о служебных частях, осуществляющих связь между словами с одинаковыми грамматическими признаками. Во втором - о союзах, встречающихся в сложноподчиненных предложениях. Не будем вдаваться в более детальную классификацию. Слитное и раздельное написание союзов нужно рассматривать на конкретных примерах.

Союз «чтобы»

Его нередко путают с сочетанием частицы и местоимения. Особенно в том случае, если этот элемент стоит после запятой, и с него начинается Для того чтобы отличить союз от такого сочетания, следует попробовать переставить частицу в другое место предложения. Примеры:

  1. Нет такого средства, чтобы облегчило его боль.
  2. Нет такого средства, что облегчило бы его боль.

В первом варианте ошибка. Если от элемента «чтобы» можно отделить «бы» без потери смысла, то это не что иное, как сочетание местоимения и частицы. Если по значению «чтобы» эквивалентно «для того чтобы» - это союз. Примеры:

  1. Редактор пригласил автора, чтобы заключить договор.
  2. Директор вызвал родителей, чтобы поставить их в известность.

Но сочетание «что бы» встречается не только в придаточных предложениях. Его можно встретить в простом повествовательном или вопросительном предложении. Раздельное написание в подобных случаях очевидно:

  1. Что бы еще ты мог придумать?
  2. Что бы ты не сказал, я не изменю своего решения.

Важно помнить!

«Во что бы то ни стало» пишется всегда раздельно.

Частицы

Существуют в русском языке элементы, которые можно отнести к разным категориям. Например, «якобы» может быть и частицей, и союзом. То же самое можно сказать о «пусть», «же», «будто». Но есть сочетания, образованные из двух элементов (будто бы, если бы, словно бы ). Они выступают как в роли союза, так и в качестве частицы. Пишутся раздельно. Рассмотрим употребление этих слов на примерах. Предложения, в которых встречается и слитное, и раздельное написание союзов и частиц:

  1. Ему приснилось, якобы шел он по проселочной дороге и встретил вчерашнего незнакомца.
  2. О ней не говорил в селе только ленивый. Она якобы была ведьмой и каждую ночь вылетала из дымохода на настоящей метле.
  3. Он не вспомнил о вчерашних событиях, будто бы ничего и не было.
  4. Мы успели б довести начатое до конца, если бы вы не вмешивались со своими советами.
  5. Взгляд его как будто бы спрашивал: «Зачем ты мне об этом рассказываешь?»

Союзы «тоже», «также»

Местоимения в сочетании с частицей пишутся раздельно. И их важно не путать с «тоже» и «также», которые синонимичны соединительному союзу «и». После вышеуказанного сочетания нередко стоит слово «самое». Оно является одним из подтверждений раздельного написания. Другими признаками являются наличие союзного слова «что», наречия «как». Например:

  1. Ежедневно он повторял то же самое.
  2. То же самое можно сказать и о последней книге автора.
  3. Семья провела лето так же, как и предыдущее.
  4. Учитель поступил так же, как и его коллеги.

Часто, не имея доступа к широкому контексту, понять, какой из вариантов является правильным, непросто. Примеры:

  1. Остальные дети то же начали визжать и носиться по комнате (Остальные дети начали делать то, что и другие).
  2. Остальные дети тоже начали носиться по комнате и визжать (И остальные дети начали носиться по комнате и визжать).

Важно помнить!

Пишется слитно «тоже» в качестве частицы. Например: «Тоже мне профессионал!»

Предлоги

Союзы «зато», «притом», «причем» никогда не пишутся раздельно. Их нужно отличать от сочетаний местоимений и предлогов. Например: «при чем», «при том», «за то». и союзов иногда вызывает определенные трудности. Для того чтобы найти правильный вариант, следует проанализировать часть предложения.

Примеры:

  1. Эксперимент не был проведен успешно, причем впервые (в добавление к этому).
  2. Это выступление было содержательным и притом интересным.
  3. При чем здесь вы с вашими претензиями?
  4. При том предприятии имелась небольшая типография.
  5. Экскурсия длится целый день, зато она интересная и очень познавательная.
  6. Он затем и приехал, чтобы испортить праздничный вечер (с какой-то целью).
  7. Он пришел за тем, что искал много лет.
  8. Почему (по какой причине) ты всегда плохо судишь о людях?
  9. По чему (по каким признакам) ты определяешь перемены в его настроении?

Союз «итак»

Источником часто является неумение распознать то, к какой частью речи относится слово. Существует союз «итак». Но также в текстах встречается сочетание «и так». Его составляющие - наречие и союз. Ниже приведены предложения, в которых присутствует слитное и раздельное написание союзов и наречий.

  1. И так он рассуждал еще очень долго, пока все не услышали долгожданную фразу: «Итак, подведем итоги».
  2. И так вяло проходило совещание, что он уже надеялся уйти от неудобных вопросов, как вдруг раздался грозный голос председателя: «Итак, вернемся к главной теме…».

Зависимость от контекста

Как уже было сказано, в отдельном предложении иногда непросто понять, правильно употреблен ли союз. Раздельное и слитное написание во многих случаях определяет контекст. Иногда возможно и двоякое толкование. Например:

  1. Оттого что он пишет, немного толку.
  2. От того, что он пишет, немного толку.

В первом предложении речь идет о человеке, который занимается бесполезным занятием. Во втором - о написании малосодержательных текстов. Встречаются также разговорные конструкции, отступающие от общих правил.

Пояснительные союзы

Что еще нужно знать о правилах, входящих в такой раздел орфографии, как «Слитное и раздельное написание союзов»? Примеры, приведенные выше, включают основные, самые сложные случаи. Но есть в письменной и устной речи также союзы, призванные пояснять один из небольших отрывков текста. К ним относятся: «то есть», «то бишь». Пишутся такие союзы всегда раздельно. Например:

  1. Говорил он в этот вечер как всегда, то бишь очень много.
  2. Три дня назад, то есть на прошлой неделе, встретился мне этот человек на лестничной площадке в довольно поздний час.

И наконец, сложные союзы «для того чтобы», «так как» никогда не пишутся слитно.

Служебные части речи

Самостоятельные части речи

СОЮЗЫ

Зато

За (предлог ) + то (местоимение )

Чтобы

Что (местоимение) + бы (частица)

Тоже

То (местоимение) + же (частица)

Также

Так (наречие) + же (частица)

Притом

При (предлог) + том (местоимение)

Причем

При (предлог) + чем (местоимение)

Оттого

От (предлог) + того (местоимение)

Потому

По (предлог) + тому (местоимение)

Поэтому

По (предлог) + этому (местоимение)

Итак

И (союз) + так (наречие)

Упражнение №1. Перепишитe, раскрывая скобки, указывая частеречную принадлежность выделенных слов.

1. 1.Что (6ы) там ни говорили, никуда от этого не деться.(Сим.) 2.То (же) впечатление производило и её лицо.(Кор.) 3. Был он известентак (же) и своим замечательным знанием строевой службы.(Купр.) 4. Оказалось, что и эти людито (же) из их дивизии.(Сим.) 5. И(по) чему же, собственно, мама не могла чувствоватьто (же), что он?(Сим.) 6. Она [Маша] думала о том, что если попадётся в руки к немцам, то её будут пытать, и она,что (бы) с ней ни делали, должна молчать.(Сим.) 7. Там были болота и тьма,(по) тому (что) лес был старый.(М.Г.) 8. Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и(от) того жилось веселее и лучше...(М.Г.) 9. Когда начался обстрел, Синцов и Баюков немножко потянули пулемёт из амбразуры назад; на себя,что (бы) случайным осколком не ударило в дуло.(Cuм.) 10. В лощине, на пустом месте,то (же) рвались снаряды.(Сим.) 11. Мы решили ехать на такси,что (бы) не опоздать к началу спектакля. 12.При (том) заявлении приложены все необходимые справки. 13. Мы очень спешили,при (том) всё равно опоздали. 14. Нужно действовать быстро ипри (этом) безошибочно. 15.(И) так , рассмотрим конкретные примеры.

2. 1. Он [Челкаш] постепенно увлёкся и вместо того,что (бы) расспрашивать парня о деревне и её делах, незаметно для себя сам стал рассказывать ему.(М.Г.) 2. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидитто (же), что и ты.(М.Г.) 3. Он [парень] быстро оглянулся вокруг и, робко моргая,то (же) вскочил с земли.(М.Г.) 4. Малинин испытывалто (же) чувство, что и многие люди, сражавшиеся в те дни под Москвой.(Сим.) 5. Баюков мог быть и молчаливым, и разговорчивым в зависимости(от) того , нравились или не нравились ему люди.(Сим.) 6. Я убил её(по) тому , мне кажется, что меня оттолкнула она.(М.Г.) 7. Ещё одна деревня впереди, как говорили, то(же) взята ито (же) перед тем сожжена.(Cuм.) 8. Но никогда не говорил ничего такого,что {бы) могло быть пересказано ко вреду его [Вадима].(Л.) 9. Погода(как) будто улучшается. 10. Я пришёл,что (бы) поговорить с тобой. 11.(И) так , начнём урок. 12. (По) тому пути идти ближе. 13. Экскурсия небольшая,(за) то очень насыщенная. 14. Он человек образованный и(при) том очень интеллигентный.

3. 1. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей,что (бы) успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору(М. Лермонтов). 2. Ичто (бы) она ни делала, зачто (бы) ни принималась – все выходит у нее красиво(И. Тургенев). 3. На то вам и красное лето дано,что (б) вечно любить это скудное поле,что (б) вечно вам милым казалось оно(Н. Некрасов). 4. Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение,что (бы) получше рассмотреть его(А. Чехов). 5. Надо было дождаться мулов вочто (бы) то ни стало(В. Арсеньев). 6. У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрелянный, продымленный, только, пожалуй, слишком часто думает о том,что (бы) такое особенное придумать,что (бы ) стать настоящим героем(К. Симонов).

4. 1. Ты жил - ятак (же) мог бы жить(М. Лермонтов). 2. Онато (же) подошла к Павлу и, крепко стиснув его руку, заплакала(М. Горький). 3. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попаласьтак (же) одна очень странная, не виданная мною доселе рыбка(А. Куnрин). 4. Теплая небесная вода для растенийто (же) самое, что для нас любовь(М. Пришвин). 5. ъся в разные часы утра и точнотак (же) закрываются к вечеру(К. Паустовский). 7. Я решил пойти один на болото караулить - пошел нато (же) место и всетак (же) сделал, как тогда(В. Бианки).

Упражнение №2. C пишите, объяснив слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им частей речи.

1. 1. 3акончилась эта ссора тем, что обе стороны, устав ругаться, обратились к моему третейскому суду,(при) чем старались перекричать друг друга.Мамин-Сибиряк). 2. Вода была тепла, но не испорчена, и(при) том ее было много(В. Гаршин). 3. Ссылка на домашние обстоятельства здесь ни(при) чем. 4. Работа будет выполнена в намеченный срок(при) том условии, что все необходимые детали поступят своевременно.

2. 1. Не

\(за) то волка бьют, что он сер, а(за) то, что овцу съел(Н. Крылов). 2. Ему вдруг стало досадно на самого себя,(за) чем он так распространился перед этим барином(Н. Гоголь). 3. Прибыл он(за) тем, чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей(М. Салтыков-Щедрин). 4. Нельзя назвать бунтовщиками крестьян(за) то только, что они хлеб по шести гривен отдать не соглашались(М. Салтыков-Щедрин). 5. Вслед(за) тем он встал с постели, взял скрипку и начал строить(Л. Толстой). 6. И когда я поняла это, во мне действительно не осталось и тени кокетства нарядов, причесок, движений, но(за) то явилось белыми нитками шитое кокетство простоты(Л. Толстой). 7. Он жалел своих, скорбел о тяжкой мужичьей доле, спрашивалсебя, (от) чего бог не ко всем милостив, и снова задумывался(К. Станюкович). 8. Нельзя гнать человека только(по) тому, что вы подозреваете его в чем-то(А. Чехов). 9. Честолюбив, неудачник и(по) этому озлоблен(М. Горький). 10.(От) того ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало(А. Куприн). 11.(По) тому, что говорил "дед", ясно было, что Витька сдержал слово(А. Фадеев). 12. Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность,(по) чему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море(К. Паустовский). 13. Однажды Варюша проснулась(от) того, что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом вокно (К. Паустовский). 14.(По) чему вы судите о характере человека: по его поступкам, по манере держаться или по его словам? 15.(От) чего вам легче отказаться: от куренья или от сладостей? 16.(За) чем пойдешь, то и найдешь(Пословица).

Схема морфологического разбора ЧАСТИЦЫ

Схема анaлиза

1. Слово в тексте.

З. Разряд частицы по функции (смысловая; эмоционально-экспрессивная; словообразующая; формообразующая).

4. Подразряд частицы по значению (отрицательная, вопросительная и др.).

5. Морфологические свойства частицы.

6. Структура частицы (простая/составная; производная/непроизводная).

7. Функция частицы в тексте.

Союзы и местоимения со стоящими перед ними предлогами, а также союзы с частицами

1) зато - за то:
Он говорил слишком кратко, зато ярко и артистично (значение противопоставления, союз зато ).
Она не простила его за то , что он не помог ей (значение указания, местоимение то в форме В.п.).

2) затем - за тем:
Завуч прочитала текст, затем класс начал писать изложение (значение времени: союз затем , синоним потом ).
Аптека за тем зданием, идите прямо, там увидите (значение указания, местоимение тот с предлогом).

3) итак - и так:
Итак
, он приехал в Москву (подведение итога сказанного выше, союз итак).
Он промок и так замёрз, что пришлось вернуться домой (значение степени, сочетание и так — союза и и наречия так ).

4) оттого что - от того:
Она чувствовала себя счастливой, оттого что все вокруг улыбались (значение причины, союз оттого что).
От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу (значение указания, местоимение тот с предлогом).

5) отчего - от чего:
Я не знаю, отчего
мне грустно сегодня (значение причины, союз отчего) .
От чего вы ожидаете большего результата: от занятий в кружке или от самостоятельных занятий? (вопросительное местоимение что с предлогом)

6) поскольку - по скольку:
Поскольку
полкласса болело, учителю пришлось отложить объяснение новой темы (значение причины, союз поскольку) .
"По скольку раз я должна повторять одно и то же?" - сердилась мать (значение количества, местоимение с предлогом).

7) поэтому — по этому:
Перед выходом из дома зазвонил телефон. Это был важный звонок, поэтому мне пришлось задержаться (значение следствия, союз поэтому) .
По этому поводу не беспокой меня больше (значение указания, сущ. с предлогом и местоимение в роли определения).

8) притом - при том:
Он стал заниматься бизнесом, притом успешно (союзы причём и притом синонимы, их легко заменить друг на друга).
Мать записала сына в спортивную секцию при том клубе, в котором сама занималась плаванием (значение указания, местоимение тот с предлогом).

9) причём - при чём:
Он сделал задание быстро, причём правильно (союзы причём и притом синонимы, их легко взаимно заменить).
Он не понимал, при чём тут он, в чём его вина (относительное местоимение что с предлогом).

10) также - так же:
Также
тебе нужно уделять больше внимания математике (значение присоединения, союз также) .
Так же
, как и год назад, он усердно учился и был лучшим в классе (значение сопоставления, наречие так с частицей же).

11) тоже - то же:
Я тоже интересуюсь биологией (значение присоединения, союз тоже ).
Я стараюсь делать то же , что и другие, но у меня никак не получается (значение указания, местоимение то и частица же ).

12) чтобы - что бы:
Чтобы
не заболеть, одевайся по погоде (значение цели, союз чтобы).
Она раздумывала, что бы надеть сегодня вечером (значение объекта, относительное местоимение что и частица бы, бы может быть опущено).

13 ) чтобы — что бы ни:
Занимайся, чтобы сдать экзамен получше (значение цели, союз чтобы ).
Что бы ни случилось, не унывай (значение условия, сочетание с относительным местоимением что бы ни ).

Союзы пишутся слитно и раздельно.

1. Раздельно пишутся составные союзы не то, то есть, при этом, однако же, как будто, потому то, оттого что, так что, так как, как только, лишь только, будто бы.

2. Слитно пишутся сложные союзы чтобы, зато, тоже, также, оттого, потому, поэтому, причем, притом, итак.

Эти союзы нужно отличать от созвучных с ними наречий с частицами (так же ), союзов с наречиями (и так ), от местоимений с частицами (то же, что бы ), от местоимений с предлогами (за то, по этому, за чем и др.).

Отличие сложных союзов от местоимений и наречий с предлогами, союзами или частицами

Для того чтобы отличить союзы от созвучных с ними слов, рекомендуется произвести синтаксический разбор предложения. При этом необходимо помнить, что союз - это служебное слово, которое не отвечает на вопрос члена предложения и, следовательно, членом предложения не является . Напротив, местоимения и наречия всегда являются членами предложения (значит, к ним можно задать вопрос).

Например: 1. Мересьев взглянул на компас (для чего?), чтобы передохнуть (вопрос здесь задается ко всему придаточному предложению, которое отделяется от главного союзом чтобы). 2. Что бы мне прочитать? (Здесь что отвечает на вопрос дополнения и является местоимением).

Рассмотрим несколько пар союзов и созвучных с ними сочетаний.

1. Союзы тоже, также пишутся слитно . В предложениях их можно заменить другими союзами. Местоимение то и наречие так пишутся с частицей же раздельно. Частицу же в этом случае можно опустить. Рядом с этими словами можно поставить другие: самое, что и как (то самое; то, что; так...как).

Например: В конце июля он уезжает в Петербург. Я также (тоже) хочу поехать туда. - И я хочу поехать туда. Брат советовал мне то же , что и вы. - Брат советовал то самое, что и вы. Мой друг отлично учится; я учусь так же . - Я учусь так , как он.

2. Союз чтобы пишется слитно , а местоимение что с частицей бы - раздельно. В последнем случае частицу можно отделить от местоимения и перенести в другое место предложения.

Например: Я хочу, чтобы вы больше читали. - Что бы вы посоветовали мне почитать? (Что вы посоветовали бы мне почитать?).

3. Союзы зато, притом, причем, поэтому, затем, зачем, оттого, потому, почему пишутся слитно. Их нужно отличать от местоимений с предлогами, которые пишутся раздельно.

Например: Дорого, зато мило. - Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел . (Здесь возможна замена местоимения другими словами: за это.) Девушка была очень хорошенькая, притом и умница. - Курсы находятся при том (при этом, при другом) институте, где я работаю. Я встретился с ним, причем на том же месте. - При чем (при каких интересах) ты останешься, если истратишь все свои деньги?

4. Союз итак пишется слитно. Союз и наречие так пишутся раздельно.

Например: Итак, экзамены закончились. - Я допустил ошибку в расчетах и так растерялся, что долго не мог ее обнаружить . К союзу нельзя задать вопрос, а к сочетанию и так можно (и как? так).

Пиликина Валентина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей № 1 г. Кунгура

Урок русского языка в 7б классе

Тема урока : « Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, конверт с заданиями для групповой работы.

Цель урока : формирование умения определять роль союзов в предложении; совершенствование знаний учащихся в написании союзов и омонимичных слов; закрепление навыков правописания союзов.

Задачи:

    выявить степень усвоения обучающимися знаний о союзе как служебной части речи, делении союзов на сочинительные и подчинительные; простые и составные;

    формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других; совершенствовать умения использования полученных знаний;

    научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи союзы и омонимичные части речи, научиться их писать;

    развивать логические умения: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.

    воспитывать стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика;

    развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.

Ход урока

    Мотивация (слайд № 1)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Над какой большой темой мы работали вот уже несколько уроков?

Служебные части речи. Предлог, союз.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о служебной части речи союзе. Но прежде чем перейти к теме, мне хотелось бы напомнить об одном из лексических значений слова.

СОЮЗ – это единение, связь групп, отдельных лиц. А объединение людей возможно тогда, когда вы чувствуете себя уютно и комфортно в классе, когда работаете дружно и слаженно, когда есть взаимопонимание между членами групп.

Вот и сегодня на уроке хотелось бы, чтобы между нами тоже произошло такое единение, которое бы помогло в работе.

А что такое союз как часть речи?

II . Актуализация знаний. (слайд № 2- 3)

Найдите верные утверждения.

1. Союз – самостоятельная часть речи.

2. Союз – это служебная часть речи.

3. Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

4.Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

5.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

6.По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

7.Союзы изменяются по числам.

8.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный, союз ЧТОБЫ – подчинительный.

9. По составу союзы бывают сложные и простые.

10. Подчинительные союзы связывают части сложноподчиненного предложения.

Слайд № 4 (обучающиеся делают вывод, что такое союз как часть речи).

Союз – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

III . Постановка проблемы.

- Время, ребята, идет, и вам, может быть, предстоит сдать ЕГЭ по русскому языку. Знания, полученные вами в 7 классе, могут пригодиться в будущем.

    Побуждение к осознанию противоречия

Из заданий ЕГЭ. Задание № 13 (слайд № 5)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся. СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Мой друг ТАК(ЖЕ), как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

    Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.

    От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь понапрасну весь отпуск в засаде.

    Розовеют брусничные ягоды, черника ТО(ЖЕ) созрела, ЗА(ТО) малина все ещё зеленая.

Прочитайте предложения.

Найдите и назовите союзы. Как мы их напишем?

Побуждающий диалог

Можно ли задать к этому слову вопрос?

А каким членом предложения может быть это слово?

Является ли союз членом предложения?

Можно ли к нему задать вопрос?

Почему у нас получились разные ответы?

Что общего между этими словами?

Грамматические омонимы - одинаково звучащие слова разных частей.

Какими частями речи являются одинаково звучащие слова?

Слайд № 6

СОЮЗЫ ОМОНИМИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ЗАТО ЗА ТО (предлог + местоимение)

ТАКЖЕ ТАК ЖЕ (наречие и частица)

ТОЖЕ ТО ЖЕ (местоимение и частица)

ЧТОБЫ ЧТО БЫ (местоимение + частица)

Как их отличить от союзов?

Можете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

Значит, мы ещё не все знаем о союзах.

2. Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока.

Какой у вас возникает вопрос?

Когда слова зато, также, тоже, чтобы являются союзами и пишутся слитно, а когда омонимичными частями речи и пишутся раздельно.

Какова будет тема нашего урока?

Слайд № 7

Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Что нам надо узнать, чтобы решить эту проблему, чему мы должны научиться? (формулируют цели урока).

Слайд № 7

- знать морфологические признаки союзов и омонимичных частей речи;

- уметь определять роль этих частей речи в предложении;

- научиться отличать союзы и омонимичные части речи и правильно их писать.

Сегодня на уроке мы, ребята, попытаемся с позиции исследователей взглянуть на эти слова и выяснить, как отличать союзы от омонимичных им слов.

IV . «Открытие» детьми нового знания

Слайд № 8

    Поиск решения проблемы (открытие нового знания) обучающимися. Работа в группах (7-10 минут)

Задание группам:

Определите, какими частями речи являются выделенные слова ?

Когда они пишутся слитно , а когда раздельно ?

Как проверить, какая перед нами часть речи ?

По каким признакам вы отличали союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ от омонимичных частей речи ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ.

Распределите данные предложения в две колонки: «Союзы» и «Омонимичные части речи ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ».

1. Корень ученья горек, ЗА(ТО) плод сладок. Берись ЗА(ТО), что тебе по душе.

2. Умелый ТО(ЖЕ) ошибается, да скоро поправляется. Не делай ТО(ЖЕ), что и все, если все делают плохо.

3. В дружбе доверие нужно ТАК(ЖЕ), как надежность. Путники устали, а ТАК(ЖЕ) замерзли.

4. ЧТО(БЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться. Почаще задумывайся, ЧТО(БЫ) хорошее сделать людям.

2. Выступление каждой группы.

Учащиеся распределяют данные предложения в две колонки на доску. Объясняют, как они отличали союзы от самостоятельных частей речи.

3. Сличение с образцом (слайд № 9)

- Назовите признаки, по которым вы отличали союзы от омонимичных частей речи.

4. Приемы, которые помогут различать союзы и самостоятельные части речи. Работа с образцом (слайд № 10).

СОЮЗЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

    Нельзя поставить вопрос.

    Можно поставить вопрос.

Берись за (какое?) то дело, что тебе по душе.

    Не являются членами предложения.

    Являются членами предложения.

Не делай (что?) ТО ЖЕ, что и все, если все делают плохо.

    Нельзя опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется.

    Можно опустить или переставить в другое место ЖЕ, БЫ.

Почаще задумывайся, ЧТО БЫ хорошее сделать людям. - Почаще задумывайся, ЧТО хорошее сделать людям. - Почаще задумывайся, ЧТО хорошее сделать БЫ людям.

    Можно заменить синонимичным союзом.

ЧТОБЫ=ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ

ТАКЖЕ=ТОЖЕ=И

ЗАТО=НО=ОДНАКО

ЧТОБЫ (ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) получить хороший урожай, нужно много трудиться.

Умелый ТОЖЕ ошибается, да скоро поправляется. И умелый ошибается, да скоро поправляется.

    Где ошибка?

Обе эти фразы имеют право на существование. Объясните почему?

Трудился весь день, зато получил награду.

Трудился весь день, за то получил награду.

Вернемся к заданию ЕГЭ 2015 года. Сможете ли вы сейчас объяснить написание омонимичных слов?

Слайд № 12

Обучающиеся объясняют правописание выделенных слов, используя приемы, которые помогают отличить союзы от омонимичных частей речи.

VI . Рефлексия.

Какие цели мы ставили сегодня на уроке, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял(а), что…

А сейчас попробуйте определить, насколько хорошо усвоено вами новое знание. У нас в гостях 3 человечка:

Какого из них вы выберете для себя сегодня на уроке?

V . Домашнее задание:

1). Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи (учебник, стр. 127-128).

2) «Узелок на память» - подобрать интересные факты об истории происхождения, значении союзов.

«Ярмарка заданий» - придумать или подобрать задания по теме «Правописание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

2).Упражнение 766 (по заданию)



Поделиться