К товарам, происходящим из иностранного государства. К товарам, происходящим из иностранного государства Постановление 925 с последними изменениями

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами"

Д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящей части, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;


Что меняет постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 в закупках по 223-ФЗ с 2017 года? В закупках госкомпаний начинает действовать правило, которое выгодно отечественным производителям. Какое именно – читайте подробное разъяснение о постановлении 925.

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ , находятся в выгодных условиях. Впервые в закупках по 223-ФЗ их товарам, работам и услугам установили приоритет перед иностранными аналогами в размере 15 процентов от цены договора.

Новые правила содержит в себе постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 года № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". Заказчики обязаны соблюдать требования этого подзаконного акта, который принят с целью поддержки отечественных производителей.

Отличие такого приоритета по 223-ФЗ от национального режима в рамках Закона № 44-ФЗ в том, что в последнем случае преимущества приняты в отношении конкретных групп товаров, работ и услуг (лекарства, продукты питания, товары легкой промышленности, программное обеспечение и др.).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРИОРИТЕТЕ

ТОВАРОВ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, РАБОТ, УСЛУГ,

ВЫПОЛНЯЕМЫХ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКИМИ ЛИЦАМИ, ПО ОТНОШЕНИЮ

К ТОВАРАМ, ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА,

РАБОТАМ, УСЛУГАМ, ВЫПОЛНЯЕМЫМ, ОКАЗЫВАЕМЫМ

ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

2. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

3. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

4. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

5. Установить, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

6. Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

7. Действие настоящего постановления не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.

8. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Для чего нужно

Постановление Правительства 925 дает преимущества отечественной продукции при закупках по 223-ФЗ перед иностранными товарами, работами и услугами. Исключением здесь являются только неконкурентные процедуры (закупка у единственного поставщика). Подобные меры государство использует для поддержки российских производителей и, как следствие, экономики РФ в целом.

Постановление 925 2016 года принято на основании п. 1 ч. 8 ст. 3 № 223-ФЗ , где Правительство наделяют правом устанавливать такой приоритет.

ПП № 925 состоит из 9 пунктов.

В первом пункте содержится суть документа — установление приоритета.

А в п. 3-4 прописан порядок определения цены по результатам аукционов для предложений импортных товаров, работ или услуг.

Пятый пункт Постановления 925 от 16.09 2016 содержит сведения, указание которых в документации гарантирует участникам рассматриваемый приоритет. Важно отметить, что изначально такую информацию заказчик должен включить в Положение о закупках.

Пункт 6 описывает случаи, когда преимущества не предоставляются. Но отсюда же следует, что льготы распространяются на конкурсные заявки, в которых предлагают поставить продукцию из разных стран, в т. ч. РФ. При этом стоимость отечественной продукции должна быть на 50 % и более выше, чем импортной.

Пункт 7 ограничивает влияние документа. Так, процедуры, извещения о которых были опубликованы (высланы приглашения) до 01.01.2017, не подпадают под действие Постановления.

Завершает документ п. 9, в котором сказано о дате, когда он вступает в силу.

Как применяется

ПП 925 от 16.09 2016 будет полезно в первую очередь комиссиям заказчика, т. к. здесь установлены правила:

  • оценки заявок, в которых предложена отечественная продукция;
  • определения итоговой цены такой сделки;
  • составления закупочной документации.

Поставщики могут использовать положения ПП РФ 925 от 16.09.2016 при выборе предлагаемых на торгах товаров и их стоимости для покупателя.

Благодаря такому документу, российские производители имеют больше шансов для работы с государственными компаниями, чем их иностранные конкуренты.

Уже больше года в закупках по Закону № 223-ФЗ действуют свои правила импортозамещения. Нет другого такого правила, вокруг которого было бы столько споров. Приоритет отечественному по отношению к иностранному в закупках предоставляют по постановлению Правительства от 16.09.2016 № 925 (далее - постановление № 925). Причем в отличие от нацрежима по Закону № 44-ФЗ , применяют его во всех закупках: и для товаров, и для работ, и для услуг. Проблема в предпоследнем пункте документа. Он требует учитывать положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947. Возникает вопрос: приоритет действует только для российских товаров, работ и услуг или же им на равных пользуются страны-члены ЕАЭС и ВТО?

Действует ли приоритет для стран ЕАЭС

Бывший регулятор контрактной системы как разработчик документа не раз пояснял, что приоритет действует для товаров из ЕЭАС и лиц, зарегистрированных на территории стран этого союза (письмо Минэкономразвития от 20.03.2017 № Д28и-1393). В других разъяснениях отдельно подчеркнули, что приоритетом на равных с российскими пользуются и белорусские товары (письмо Минэкономразвития от 21.10.2016 № Д28и-2858).

Однако во многих регионах контролеры долгое время придерживались другой позиции. Так, например, в решении Новосибирского УФАС от 15.05.2017 № б/н сделали вывод: документ приняли, чтобы поддержать отечественного производителя. Толковать его иначе и предоставить приоритет белорусской продукции ошибочно: так постановление № 925 утратит свой смысл. Заказчика, который рассмотрел заявку с белорусским товаром наравне с российскими предложениями, признали нарушителем в решении Московского областного УФАС от 30.08.2017 по делу № 07-32-11234эп/17. Жалобу на то, что приоритет заявке с белорусским товаром не предоставили, сочли необоснованной в решении Ульяновского УФАС от 10.07.2017 по делу № 14 236/03–2017 .

Арбитры указали, что контролеры неверно толкуют нормы. Правовая система РФ - составная часть общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции). Преференции предоставляют и российским исполнителям работ, и исполнителям, зарегистрированным в Беларуси. Так рассудили спор в решении Арбитражного суда Москвы от 19.03.2018 по делу № А40-195570/17-122-1729. Мотивируя решение, судьи сослались на правовую позицию ФАС как уполномоченного органа.

Действует ли приоритет для стран ВТО

А позиция центрального аппарата ФАС такая - в закупках на равных с российскими участвуют и страны ЕАЭС, и страны ВТО. Поэтому цену заявки с китайским товаров снижать на 15% не следует (решение ФАС от 24.04.2017 по делу № 223ФЗ-369/17).

Одинаково благоприятный режим в закупках надо предоставить товарам всех государств - участников ВТО, в том числе производства Украины и Хорватии, подтвердили в решении Арбитражного суда Москвы от 26.01.2018 № А40-224387/17-121-1968, А40-227886/17-79-1912.

Китай является договаривающейся стороной по ГАТТ, а значит, китайские товары участвуют в закупках на равных с российскими и белорусскими (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 № 17АП-17224/2017-ГК по делу № А60-28619/2017). Приоритет распространяют и на товар производства Франции и ФРГ (решение Калужского УФАС от 30.08.2017 по делу № 02-55т/2017).

Что делать заказчику, чтобы защитить себя от жалоб и санкций

Прописывайте в документации условие о приоритете российскому. Распространяйте его на все предложения из стран ЕАЭС и ВТО. Сложилась ситуация, в которой правила импортозамещения исполняют лишь формально. Не забывайте: предоставить приоритет заказчик обязан, когда информация о нем есть в положении о закупке. Пояснения читайте в ответе на вопрос читателя.

Когда условие о приоритете можно не использовать

Приоритет применяют в конкурентных процедурах. В закупках у единственного поставщика он не действует. Контролеры и судьи привели еще три случая, когда условие о приоритете в документации о закупке можно не ставить:

  1. Объекта закупки нет в исключениях из статьи XX Соглашения от 30.10.1947 (решение ФАС от 21.04.2017 № 17/28014/17 , 223ФЗ-332/17).
  2. В документации указали, что закупаете продукцию российского производства (решение Санкт-Петербургского УФАС от 27.04.2017 № 78/12355/17 , Т02-246/17).
  3. В закупке работ или услуг участвуют только субъекты малого и среднего предпринимательства, которые не могут относиться к иностранным лицам (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 № А65-22351/2017).

Чтобы внести изменения в Положение о закупке и добавить в него условие о приоритете, издайте отдельный внутренний приказ.

2. Если указать в документации иностранную торговую марку, приоритет заказчик может не использовать?

Прописать в извещении и документации приоритет по постановлению № 925 надо, даже если требуете поставить товар иностранного происхождения (решение Чувашского УФАС от 21.12.2017 № 06–04/9436 по делу № 52-ЗП-2017). Если не предоставите возможность поставить аналогичный товар и не пропишете условие о приоритете, есть риск, что процедуру признают ограничивающей конкуренцию и аннулируют (решение Омского УФАС от 14.12.2017 по делу № 05–04.1/110–17). Учтите, что с 1 июля 2018 года в большинстве случаев участникам необходимо предоставить право предлагать товар-эквивалент.

Постановление о приоритете российских товаров действует при проведении конкурсов, аукционов и иных способов госзакупок, за исключением закупки у единственного поставщика.

Приоритет при проведении конкурса

Если победитель закупки определяется на основе критериев оценки, то оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по 223-ФЗ и иных способах, то оценка заявок товаров российского происхождения проводится по цене, сниженной на 15%. При этом договор заключается по цене, предложенной в заявке на участие в закупке.

Например, 2 участника конкурса предложили поставить товар по равной стоимости – 5 миллионов рублей. Но у одного товар российский, а у другого – иностранный. Тогда при оценке заявок российский товар получит баллы, исходя из цены, сниженной на 15%, то есть 4,25 млн. рублей. Если российская заявка побеждает, то контракт заключается на сумму 5 млн. рублей.

Приоритет при проведении аукциона

Если победитель определяется в ходе аукциона по 223-ФЗ , на основании снижения цены, то договор на иностранный товар будет заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной в ходе аукциона.

Например, если участник аукциона с иностранным товаром выиграет у поставщика российских товаров с ценовым предложением 5 млн. рублей, то фактическая сумма договора будет снижена на 15%, до 4,25 млн. рублей и может сделать поставку убыточной.

Данное правило будет действовать и в случае, если в ходе аукциона цена будет снижена до нуля и перейдет в отрицательные значения – то есть начнутся торги за право заключить контракт, когда поставщик еще доплачивает заказчику. Тогда цена договора возрастет на 15%.

Условия предоставления приоритета

Приоритет российским товарам предоставляется при наличии в документации о закупке:

  1. Требования об указании в заявке на участие страны происхождения
  2. Условие, что отсутствие указания страны происхождения не является основанием отклонения заявки
  3. Положение об ответственности поставщиков за представление недостоверных сведений
  4. Предложенная цена в заявке указывается за единицу каждого товара
  5. Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов о регистрации

Товар, страна происхождения которого не указана, оценивается как иностранный. При исполнении договора не допускается замена страны происхождения.

Когда приоритет не предоставляется

  1. Если стоимость российских товаров менее 50% от стоимости всех товаров в закупке.
  2. Если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником

Закупка признается несостоявшейся, когда подана или допущена только одна заявка или ценовые предложения поданы в ходе торгов поданы только одним участником.

Приоритет товаров из Белоруссии и других стран договора о ЕЭС

Постановление №925 устанавливает приоритет товаров с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 в который входят:

  • Республика Беларусь
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Армения

Таким образом, товары из этих стран приравниваются к российским и имеют приоритет перед иностранными.



Поделиться