Имеют ли право дпс останавливать вне поста. Имеет ли право сотрудник гибдд останавливать автомобиль без причины? Остановка вне стационарного поста ДПС

В ходе совещания у президента России Владимира Путина заместитель министра внутренних дел Александр Горовой сообщил, что ведомство отменило приказ, запрещающий сотрудникам автоинспекции останавливать транспортные средства и проверять документы вне стационарных постов ГИБДД. Он заявил, что данный приказ был ошибочным, так как не соответствовал условиям географии и транспортной логистики России.

«Это было ошибкой с нашей стороны», — сообщил замглавы МВД в ходе президентского совещания.

Горовой также отметил рост нарушений, связанных с автобусными пассажирскими перевозками. По его словам, в четырёх из семи последних ДТП с участием автобусов водители уснули за рулём. Число пассажиров, погибших в подобных инцидентах, выросло на 21%. Горовой сообщил, что для борьбы с такими происшествиями маршруты движения пассажирских автобусов будут наложены на места расположения постов и патрулей ГИБДД.

«Мы прогнозируем определённый негатив среди пассажиров. Но, поработав месяц в таком режиме, думаю, что побудим хозяйствующие субъекты к необходимости выполнения требований приказа Минтранса, который определяет режим труда водителей», — отметил Горовой.

Глава Госавтоинспекции Михаил Черников ранее заявил, что ГИБДД намерена проводить инспекционные рейды по выявлению переутомлённых водителей, занимающихся перевозкой людей.

«По поручению руководства МВД России мы будем проводить рейдовые мероприятия по проверке условий перевозки людей. Если мы будем видеть случаи, когда водитель утомлён, чувствует себя некомфортно и может уснуть, или болен, или же перевозка не установлена нормативными документами, будем пресекать такие нарушения», — заявил он.

Председатель МРОО «Движение автомобилистов» и руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту Общероссийского народного фронта Армен Оганесян считает, что это распоряжение может привести к злоупотреблениям полномочиями со стороны автоинспекторов.

«Если всё будет в рамках закона, и все будут себя вести порядочно, то я ничего плохого в этом не вижу. Но мы знаем, что у нас есть проблемные сотрудники ГИБДД. Я предполагаю, что могут искусственно создаваться ситуации, когда будут останавливать водителей для того, чтобы заработать деньги. Всю систему полиции и ГИБДД нужно менять, переводить её на ту систему, которая есть в западных странах», — считает эксперт.

По словам Оганесяна, возвращение подобных мер связано с целью компенсировать сокращение числа самих стационарных постов.

«Такая практика запрещена именно с целью недопущения коррупционных моментов. Регламент предусматривал, что остановить машину могут только в месте, где есть стационарный пост. С учётом того, что на сегодняшний день все эти посты полуликвидированы из-за сокращений, им разрешили с целью улучшения ситуации опять останавливать автомобили на дорогах», — заключил эксперт.

Автоюрист Дмитрий Славнов поддерживает возвращение практики проверки документов вне стационарного поста.

«Инспекторов, которых выставляют на посты-пикеты, обязывают проверять машины и разгружать дорожное движение. А те инспекторы, которые стоят на светофорах и перекрёстках или других машинах, должны в первую очередь заботится о безопасности дорожного движения. Две или более патрульные машины приравниваются к стационарному посту. Они, например, могут сказать, что поступила ориентировка на угон или разбойное нападение, и проверить любой автомобиль и документы у водителя. Если водитель отказывался, он был обязан проследовать на стационарный пункт. Я только выступаю за. Если вам нечего боятся, значит вам нечего скрывать», — заключает эксперт.

На сегодняшний день в Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения содержится исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. Одно из них — «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров». В этом пункте указано, что проверка документов может быть произведена только на стационарных постах ДПС.

Правительство всеми силами старается упростить контроль на дороге: повсеместно устанавливаются видеокамеры, способные зафиксировать мельчайшее нарушение.

Таким образом, минимизируются контакты водителя с сотрудниками ГИБДД, но это правило действует не всегда, еще довольно часто водителя транспортного средства могут остановить во время движения.

У кого есть законное право требовать остановки автомобиля, и, главное, какие на то существуют основания? Это тема для сегодняшнего разговора.

Кто имеет право останавливать транспортное средство?

19.08.2013 Правительством РФ было вынесено Постановление №716, четко регламентирующее порядок и причины остановки любого транспортного средства, уточняющее положения ПДД.

Правом остановки наделены:

  • регулировщики транспортных потоков;
  • сотрудники Федеральных Служб в сфере надзора за транспортными средствами;
  • инспектора ГИБДД;
  • сотрудники полиции.

Если вам непонятны какие-то положения приказа, то вы можете обратиться к нашим юристам за дополнительными разъяснениями, оформив запрос в конце статьи.

За что могут остановить водителя сотрудники ДПС?

Многие водители хорошо помнят недавнюю ситуацию на дороге, когда остановка и проверка авто осуществлялась исключительно на стационарных постах ГИБДД. Такой порядок действий был прописан в Приказе МВД № 185, на сегодняшний день данный документ утратил силу и отменен.

С 20 октября 2017 года надзор за безопасностью дорожного движения осуществляется по новому административному регламенту ГИБДД.

Согласно действующему регламенту основаниями для остановки могут быть:

  1. Нарушение Правил Дорожного движения.
  2. Проверка права управления и пользования авто.
  3. Проверка удостоверения личности, при подозрении, что либо водитель, либо пассажир разыскиваются органами правопорядка.
  4. В случае схожести ТС с ориентировкой на автомобиль, находящийся в розыске.
  5. Необходимость опросить очевидцев происшествия (водителя или пассажира авто).
  6. Инспектор ГИБДД предлагает стать понятым (свидетелем) или оказать иное содействие.
  7. Потребность в использовании вашего автомобиля.
  8. Ограничение проезда любого транспорта.
  9. Организация беспрепятственного проезда спецавтотранспорта.
  10. В случае побега преступника из мест заключения – останавливаются практически все ТС.

Но остановка авто может производиться и в других случаях, например:

  • При отсутствии регистрационных знаков.
  • При явных признаках неисправности автомобиля: отсутствуют световые приборы, внешние значительные повреждения, из-под капота идет дым.
  • Если автомобиль создает угрозу для проезда других транспортных средств.

Иные основания для остановки автомобиля будут считаться незаконными.

Следует помнить, что в соответствии с новым регламентом ГИБДД, дорожный патруль вправе остановить транспорт на дороге вне поста. При этом простая проверка документов теперь является достаточным основанием для остановки любого автомобиля.

Любой гражданин имеет право знать обо всех вынесенных постановлениях и распоряжениях органами власти, они носят публичный характер и не являются государственной тайной.

Несмотря на то что новый дорожный регламент 2017 года расширил полномочий сотрудников ДПС, все же на остановку и проверку ТС на дороге у инспектора должны веские основания – нарушение ПДД либо ориентировка от руководства ГИБДД.

Просто так вас никто не имеет права останавливать во время движения, и если такое случилось на дороге, то инспектор ГИБДД должен дать разъяснения по поводу вашей остановки.

Просмотрите короткое видео, в котором проведен анализ нового регламента ГИБДД и даны разъяснения по основным пунктам, которые претерпели изменения:

Права и обязанности сотрудников ГИБДД

Существует обязательный регламент, который предписывает порядок действий инспектора ГИБДД при остановке ТС, прописанный в приказе МВД № 664.

Сотрудники ГИБДД, при исполнении служебных обязанностей, наделены следующими полномочиями:

  • Инспектором может быть подан звуковой сигнал по громкой связи о приказе остановиться либо он может взмахом жезла указать на остановку ТС, с обязательным сигналом свистка. Но направление жезла должно четко указывать на то ТС, к которому применяется требование для остановки. Если жезл будет показывать на другой автомобиль, то можно продолжать движение.
  • Инспектор вправе проводить аудио- или видеосъемку происходящего без привлечения понятых. При этом он должен уведомить о производимой записи водителя. Отснятые материалы приобщаются к протоколу.
  • Инспектор имеет все основания предложить водителю выйти из автомобиля для проведения досмотра, устранения неисправностей в авто, выявления признаков опьянения, для привлечения водителя в качестве понятого либо иного содействия.

Правилами дорожного движения определен порядок остановки машин. При этом на сотрудников ГИБДД накладывается ряд требований:

  • Местоположение патрульного экипажа определяется не из личных соображений сотрудников ДПС, а исходя из степени аварийности участка дороги и согласно распоряжению начальника соответствующего подразделения ГАИ.
  • Если транспорт останавливается на дороге, то у инспектора должна быть одежда со светоотражающими элементами, а также служебное удостоверение и нагрудный знак.
  • При общении с участниками движения инспекторы ГИБДД обязаны придерживаться этических норм поведения.

Если была осуществлена остановка с нарушениями этих правил, то водитель может обратиться с жалобой к вышестоящему руководству ГИБДД либо в суд.

Помочь грамотно написать жалобу могут наши юристы, если обратиться с запросом в конце статьи.

После остановки сотрудник ГИБДД обязан:

  1. сам подойти к авто, назвать свою должность, Ф.И.О.;
  2. по требованию предъявить служебное удостоверение;
  3. объяснить, почему ТС было остановлено;
  4. изложить требования о предъявлении необходимых документов;
  5. дать разъяснения по поводу нарушений, совершенных водителем.

Затем события могут развиваться по следующим сценариям:

  1. Сотрудник ГИБДД предложит выйти из авто для предотвращения возникшей неисправности либо устранения нарушенного правила перевозки груза.
  2. Выявив признаки алкогольного опьянения, предложит пройти на месте (тестирование).
  3. Проведет сверку заводских номеров главных узлов авто с заявленными в свидетельстве о регистрации.
  4. Предложит водителю авто оказать посильную помощь в транспортировке пострадавшего при ДТП или иное содействие.

По окончании всех законных мероприятий (после устранения выявленных неисправностей, составления протокола или постановления) в том случае, если нет причин для отстранения от права вождения, инспектор ГИБДД не имеет права вас далее задерживать и должен разрешить продолжить движение.

Что имеет право проверить инспектор?

При остановке автомобиля по требованию, сотрудник ГИБДД, в соответствии с новым дорожным регламентом, вправе проверить следующие документы:

  1. водительское удостоверение;
  2. свидетельство о регистрации авто (СТС);
  3. полис ОСАГО (если страховка оформлялась через интернет, предъявляется распечатанная версия электронного полиса );
  4. сопроводительную документацию на перевозимый груз;
  5. документы, удостоверяющие личность любого пассажира.

В иных случаях, если есть приказ о поиске преступника либо пропавшего имущества, сотрудник дорожной полиции может провести:

  • личный досмотр водителя и его пассажиров;
  • сверить имеющееся имущество, находящееся в ТС, со списком пропавших вещей;
  • осмотреть перевозимый груз, в случае необходимости – наложить на него арест;
  • запретить пользование ТС в особых случаях, предусмотренных Законом;
  • задержать водителя и его пассажиров.

Тщательно досматривать и обыскивать имущество сотрудник ГИБДД может только по разрешению вышестоящего руководства, инспектор обязан предъявить соответствующий документ водителю.

Весь процесс осмотра вещей может быть снят водителем на любое записывающее устройство.

Помните, что любая проверка, должна быть обоснована сотрудником ДПС.

Подробно ознакомиться с правилами досмотра авто сотрудниками ГИБДД, вы можете прочитав соответствующую .

Последствия невыполнения требования об остановке

Любой гражданин, а не только водитель, обязан подчиняться требованиям сотрудника ГИБДД или полиции об остановке ТС.

Права водителя указаны в КоАП – ст. 12.25, ч.2, и в случае неподчинения участник движения может быть оштрафован на сумму от 500 до 800 рублей . Наказание допускается только в том в случае, если есть законные основания для остановки транспорта, в соответствии с действующим регламентом.

Если не были соблюдены нормы остановки, то есть она проведена с нарушениями Закона, то игнорирование водителем требований органов правопорядка не может квалифицироваться как нарушение ПДД.

Сотрудник ГИБДД вправе оформить на нарушителя (по его мнению) протокол, но водитель может внести в него свое несогласие, указать в нем пункты, которые были нарушены инспектором дорожной службы.

Если же остановка ТС будет препятствовать движению, создавать помехи, то проводить ее необязательно. Согласно п. 88 регламента ГИБДД, остановка авто не может производиться на участках дорог, где остановка запрещена ПДД.

Если у вас остались вопросы, то юристы нашего сайта могут помочь разъяснить ту или иную ситуацию.

Но если водителем была предпринята попытка игнорирования требования сотрудника полиции об остановке, то дорожный патруль имеет все законные права начать преследование авто. Либо инспектор ГИБДД может передать информацию о нарушителе на стационарный пост, где будет проведена остановка, но уже с предъявлением основания – водитель нарушил ПДД.

Сотрудники ГИБДД вправе остановить нарушителя с использованием:

В каких случаях можно не выполнять требование инспектора ДПС об остановке?

Только в одном – на неосвещенной дороге тем сотрудником ГИБДД, у кого нет светоотражающих элементов на дороге. В этом случае можно игнорировать сигнал об остановке автомобиля.

Незаконная остановка

Как уже описывалось выше, сотрудник дорожной полиции имеет право остановить авто при проведении специальных операций (антитеррор или поиск преступников). Но должно быть подтверждение этому факту, например, множество нарядов ГИБДД на дороге, и если это не так, то задержание будет считаться незаконным.

Или сотрудник ГИБДД при остановке ТС попросит предъявить документы, не объясняя причины своего требования. Здесь прослеживается явное нарушение по основаниям п. 106-107 Регламента, который был разработан в помощь и водителям, и сотрудникам дорожных служб.

Если наблюдается незаконная остановка авто, то водителю следует сделать следующее:

  • Записать общение на камеру телефона либо регистратора.
  • Запросить предъявить удостоверение инспектора.
  • Следует предупредить сотрудника ГИБДД о том, что его действия незаконны. Если реакции не последовало, то не нужно явно отказываться от их предоставления, покажите их.
  • Перед тем как отдавать документы, поочередно снимите их на видео, и только потом передавайте.

Если в будущем у вас будет намерение на обжалование действий сотрудника дорожной полиции, то в качестве доказательства можно предъявить свою видеозапись событий на дороге.

Если сотрудник ГИБДД решил составить протокол правонарушений за нарушение ПДД, то не нужно сразу же соглашаться со всем, что в нем прописано. Укажите, что вы несогласны с выводами инспектора.

Затем следуйте такому порядку действий:

  • Укажите сотруднику ГИБДД, что вы не услышали от него разъяснений ваших прав и обязанностей. Найдите в протоколе строку, где это указано. Против нее сделайте пометку – нет.
  • В том случае, если не была составлена схема движения, она не указана, то об этом сделайте приписку: «схема составлена не была», это не позволит сотруднику задним числом составить нужную ему схему движения, тем самым лишив его возможности сделать пометку о том, что вы отказались подписать протокол. Даже если в протоколе она указана, то против нее укажите, что ее составили без масштабирования, расстояния указаны неверно, привязка к местности не осуществлена.
  • Если сотрудник ГИБДД отказывает вам в просьбе сделать свидетелями происшествия ваших пассажиров, то укажите их данные в графе «пояснения», также сообщите, что эти граждане могут пояснить произошедшее. Если свидетели отсутствуют, то в этой графе сделайте прочерк, чтобы не было возможности добавить фамилии тех лиц, в которых заинтересован сотрудник дорожной полиции.
  • Внимательно ознакомьтесь с протоколом, в пустых графах, строках проставьте прочерки, чтобы потом там не появилась ненужная для вас информация от инспектора.

У вас есть 10 календарных дней на оспаривание действий сотрудника дорожной полиции, так что внимательно отнеситесь к составленному протоколу, и в случае несогласия, оставляйте свои комментарии.

В некоторых случаях допускается подача ходатайства непосредственно сотруднику ГИБДД, о нем делается пометка в графе «пояснения», если:

  • если остановка транспортного средства произведена в другом регионе – подаете ходатайство о рассмотрении вашего дела по месту проживания;
  • в случае привлечения к административной ответственности с назначением срока рассмотрения – ходатайство о переносе даты;
  • заявите ходатайство на защиту ваших законных прав профессиональным юристом – это допускается при составлении любого протокола, пусть даже и незначительного правонарушения.

Наша компания может представлять ваши интересы, если вы обратитесь к нам за помощью. Мы поможем написать вам жалобу на незаконные действия сотрудника ГИБДД, за превышение своих полномочий ему грозит штраф до 20 тысяч рублей.

Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр Горовой сообщил, что известный приказ №185 МВД фактически отменен.

Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, запрещающий останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Транспортная логистика и география нашей страны говорят о том, что это было ошибкой с нашей стороны, - приводят слова первого заместителя главы ведомства на совещании Интерфакс и ТАСС. Ранее об этом сообщил глава ГИБДД России генерал-майор полиции Михаил .

По его словам, отказ от нормы, запрещающей сотрудникам останавливать водителей для проверки документов вне стационарных постов ДПС, практически согласован со всеми министерствами и ведомствами и в самое ближайшее время будет закреплен в Административном регламенте. Напомним, что речь идет о ставшем уже притчей во языцех приказе МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В нем, в пункте №63 говорится, что для проверки документов водителя и пассажиров машину только на стационарных постах ДПС.

Этот приказ появился на свет в те же времена, что и по своей сути сентенция тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева. Генерал заявил, что сотрудников полиции можно бить: «Если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, в такой ситуации гражданин вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны». Благодаря пошедшему после этого заявления в народ убеждению, будто «Нургалиев разрешил» бить полицейских, немало граждан стали фигурантами уголовных дел по факту насилия в отношении сотрудников полиции.

Также и 185-й приказ стал для многих «продвинутых» основанием для бесполезных препирательств с патрульными ДПС на дороге. На самом деле, сотрудник, остановивший машину на обочине и проверяющий документы у ее водителя, всегда найдет совершенно законное обоснование своих действий: машина похожа на разыскиваемую, ее водитель похож на преступника, находящегося в розыске, идет какая-нибудь спецоперация типа «Перехват», «Ураган» и тому подобное. Да и стационарных постов ДПС на самом деле практически уже не осталось на наших дорогах. И что, теперь должна только аварии оформлять, и даже лихача или пьяного остановить «вне поста» не моги? Зачем тогда вообще ГИБДД нужна? В общем, непонятно, по какой причине в СМИ возник ажиотаж по этому поводу.

Каждый автолюбитель сталкивался с остановкой на дороге сотрудником дорожно-транспортной службы. Основная причина – . Остановка ТС на посту у водителей вопросов не вызывает.

А вот когда сотрудник ГИБДД для проверки документов остановил вне стационарного поста, то первый вопрос, появляющийся у каждого автолюбителя, законно ли. Давайте попробуем разобраться.

Большинство автолюбителей уверены, сотрудник ГИБДД не вправе останавливать авто вне стационарного поста.

Согласно Административному регламенту 63 пункту введенного 185 приказом МВД РФ, ГИБДД все же имеет право останавливать автомобиль.

Где же имеют право остановить автовладельца и по какому поводу? Ранее ГИБДД устанавливало мобильные посты по собственному регламенту, а повод для остановки инспектор мог найти самостоятельно. Автомобилисты, в свою очередь, не сильно возражали, ведь предъявить необходимые бумаги не составляет большого труда.

Однако, не редки случаи откровенного нарушения прав водителей самими сотрудниками: жалобы на хамство и дискриминацию по различным признакам, неправомерные обвинения и высказывания заставили чиновников пересмотреть правила.

В 2017 году основаниями для остановки являются следующие факты:

Водителю на заметку! Особенности взаимодействия с ДПС ГИБДД.

  • во время движения используется техника, провоцирующая аварийную ситуацию;
  • есть данные об участии водителя в аварии;
  • есть информация об использование ТС в противоправных целях;
  • возникла необходимость привлечь водителя, как свидетеля или понятого;
  • проведение проверок на наличие всех комплектующих в авто (аптечки и огнетушителя);
  • запрос необходимых документов на право эксплуатации автомобиля;
  • необходимо предоставить преимущество на дороге автомобилям специального назначения;
  • автолюбитель представляет угрозу безопасности дорожного движения;
  • имеется ориентировка на факт угона данного транспортного средства.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

Вывод: контроль документов является основанием для остановки авто, а это значит, что вне стационарного поста работники Госавтоинспеции останавливать ТС имеют право.

Еще одним поводом для остановки транспортного средства работниками ГИБДД является нарушения скоростного режима и за выключенные фары. Причиной остановки нередко становится проверка на алкогольное опьянение.

Регламент остановки транспортного средства

Водитель должен понимать: остановка работником ГИБДД должна осуществляться исключительно по правилам.

А именно:

Жест сотрудника ГИБДД, указывающий на необходимость остановки.

  1. Инспектор использует специальный жест посредством жезла или диска с красным сигналом.
  2. На скоростных трассах остановка может потребоваться с помощью громкоговорящего устройства и красных проблесковых маяков на автомобиле инспекции. В большинстве случаев они сопровождаются специальным сигналом, уведомляющим о необходимости остановиться.

Помимо положения для работников ГИБДД, свод ПДД регламентирует и правила остановки водителя. Их суть сводится к следующему: управляющий транспортным средством обязан и руководствуясь правилами безопасности остановить машину.

Правила проверки

Наиболее частой причиной остановки транспортного средства сотрудниками дорожной службы является контроль водительских прав.

Действия инспектора, прописанные в законе и должностных инструкциях, должны проходить по следующим правилам:

Водителю на заметку! Интересные изменения в административном регламенте ГИБДД.

  • сотрудник должен подойти к авто;
  • поздороваться и представиться по форме: назвать свою должность, фамилию, имя, отчество и номер жетона;
  • обращаясь к водителю, его правая рука должна быть приложена к головному убору;
  • после инспектор должен пояснить причину остановки;
  • предъявить свои документы или ориентировку, подтверждающие правомерность его действий;
  • попросить документы.

Водитель вправе находиться в своем автомобиле.

Инспектор ГАИ может попросить выйти из авто собственника авто только в таких случаях:

  • у работника ГАИ возникли подозрение вождения в нетрезвом виде;
  • существует необходимость для осмотра машины;
  • имеется необходимость в сверке номера кузова с тем, что указаны в техпаспорте;
  • если человек нужен для оказания помощи пострадавшему в ДТП;
  • в случае создания водителем аварийной ситуации.

В случае обычной проверки прав или страховки, водитель вправе не выходить из машины.

Сотрудник ДПС вправе проверить следующее:

  • паспорт;
  • документ, разрешающий находиться на территории РФ;
  • водительские права;

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, - Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

КОГДА СОТРУДНИК ГИБДД ИМЕЕТ ПРАВО ОСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬ: ВСЕМ СТОЯТЬ!

Для проверки документов - водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира - автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном - см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам : если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) - проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД И ВОДИТЕЛЯ: ВСЁ ПО ПРАВИЛАМ

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола.

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, - нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре. Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе - никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора. Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник - сверка номеров двигателя и кузова. Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля - на стационарных постах, с использованием специального оборудования. Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) - и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

ПСИХОЛОГ В ПОГОНАХ

Бывает, что инспектор - особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, - занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф - 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.



Поделиться