Князь игорь содержание по действиям. Князь Игорь. Краткая биография. Игорь в летописи

Произведение – великий вклад в отечественную музыкальную сокровищницу. Многие фрагменты из него находятся у всех на слуху, стали народным достоянием. Опера «Князь Игорь» написана композитором Александром Бородиным, краткое содержание, а также история написания великого произведения будут изложены ниже.

Александр Бородин появился на свет 12 ноября (по новому стилю) 1833 года. Он был внебрачным княжеским сыном, поэтому его записали как ребенка крепостных крестьян. Из-за своего происхождения мальчик не мог учиться в гимназии, потому получал домашнее образование.

Саша с детства был музыкально одаренным мальчиком, научился играть на флейте, виолончели и рояле. В самом раннем возрасте написал свои первые музыкальные произведения.

Одновременно мальчика привлекала химия, по достижении соответствующего возраста Александр поступил в Медицинскую академию, увлеченно занимался химией. В 24 года молодой медик познакомился с великим русским композитором Мусоргским, который по стечению обстоятельств находился у него на лечении.

Это знакомство оказало существенное влияние на будущего композитора. Также способствовала музыкальному развитию встреча с будущей женой, Екатериной Сергеевной, тоже лечившейся у него от легочной болезни. Девушка прекрасно играла на разных инструментах и познакомила своего доктора с творчеством многих известных композиторов.

В 1862 году знакомство с М. Балакиревым привело Бородина в «Могучую кучку» — музыкальный кружок, куда входили многие известные композиторы того времени (Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи). Под влиянием этого коллектива произошло становление Бородина, как композитора.

Он написал множество симфонических произведений, романсов, концертов. В творчестве появилась народно-эпическая тематика. Самым выдающимся творением композитора является опера «Князь Игорь».

Но немногим известно, что тот, кто написал это произведение, являлся профессором медицины, академиком, основателем Русского химического общества и Высших женских курсов.

Этот человек был необычайно талантливым и многосторонне развитым. Такие люди рождаются нечасто, и, хотя его жизнь оборвалась рано, в расцвете сил и творчества, он оставил нам немалое наследие.

История написания

Однажды на одном из музыкальных вечеров Бородину предложили идею написания оперы. Сюжет ее изложен в произведении 12-го века «Слово о полку Игореве». Содержание оперы, как и самого литературного произведения, известно многим.

Драматургия оперы раскрывает героизм русского народа, стремление к свободе, победе над врагами. Эпическая тема так близка была композитору, что он с большим воодушевлением взялся писать эту оперу. Говорят, что автор перед началом написания оперы отправился специально в Путивль с целью изучить быт простых людей, местный говор, манеры и обычаи. Материалы легли в основу сюжета произведения.

Работа над произведением длилась около девятнадцати лет. Были написаны почти все действия, композитор не раз демонстрировал фрагменты перед своими коллегами. Но внезапно жизнь оборвалась.

Встал вопрос: кто же закончит такой великий труд. Коллеги и друзья не смогли допустить, чтобы единственное крупное произведение рано ушедшего композитора, труд почти всей его жизни, пропал даром.

Многие знали содержание, основных действующих лиц, кроме того, сохранился черновик.

Выяснилось, что некоторые сцены не были оркестрованы. Тогда русские композиторы Глазунов и Римский-Корсаков принялись за дело. С их помощью произведение было закончено, полностью оркестровано, была дописана партитура, завершены некоторые сцены.

Важно! Премьера состоялась в конце 1890 года на сцене Петербургского оперного театра. Драматургия понравилась многим, удачное либретто, красота и одновременно народная простота мелодий, их широта, красота внутреннего мира действующих лиц были оценены по достоинству как профессионалами, так и простыми зрителями.

Сцена половецких плясок (которую закончили друзья композитора) имела наибольшую популярность. Особенно хор пленниц «Улетай на крыльях ветра» сразу и навсегда поселился в сердцах российских зрителей.

Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают люди, далекие от искусства.

Многие даже не подозревают о том, что это – фрагмент оперы Бородина. Эта мелодия давно уже стала народной. Интересно, что ноты этого хора были увековечены на лицевой стороне памятника композитору на его могиле в Питерском некрополе.

Краткое содержание

Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.

Действующие лица оперы:

  • Князь Северский — Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас);
  • Ярославна — жена Игоря (исполняет сопрано);
  • Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор);
  • Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон);
  • Кончак – хан половецкий (бас);
  • Кончаковна – дочь хана (контральто);
  • Гзак – хан половецкий (бас);
  • Овлур – крещеный половчанин (тенор);
  • Скула (бас);
  • Ерошка (тенор).

Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.

Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур — крещеный половчанин.

Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.

Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.

Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.

Пролог

Начинается действие с прославления Игоря, который собирает своих воинов в поход. Внезапно на небе является грозное знамение солнца.

Жена князя Ярославна начинает уговаривать своего супруга не ходить на войну, видя в этом предостережение Божие. Но супруг непреклонен, оставляет жену на попечение ее брата — князя Галицкого.

Два музыканта — Ерошка и Скула — изменяют своему господину и переходят на службу к Галицкому, надеясь на веселую и беззаботную жизнь. Дружина отправляется в путь с благословения старца.

Действие 1

Первая картина начинается с веселого пира у князя Галицкого в тереме, хозяин дома в арии раскрывается как любитель гуляний, завистливый и злой человек, мечтающий занять пост правящего князя, а его жену сослать в монастырь.

Внезапно появляются несколько девушек, которые умоляют его вернуть подругу, которую Галицкий украл. Им отказывают и выгоняют прочь. Заходят музыканты Ерошка и Скула, поют шуточную песню о веселом житии у князя Галицкого. Заговорщики размышляют, как князю Галицкому занять трон князя Игоря.

Во второй картине Ярославна печалится о муже, что от него нет никаких известий. Появляются девушки и жалуются на князя Галицкого, просят защиты.

Она утешает их, обещает помочь. Однако тот не поддается на уговоры, утверждает, что если девушку и выпустит, то украдет другую. При этом оскорбляет сестру, подозревая ее в измене мужу.

Оскорбленная Ярославна говорит, что скоро муж вернется и обо всем узнает. Приходят бояре и приносят скорбное известие о том, что муж оказался в плену.

Действие 2

В половецком стане Кончаковна ждет встречи с княжеским сыном. Приходит возлюбленный, они исполняют дуэт, в котором клянутся в любви друг ко другу, хотят пожениться, но отец не дает благословение, пока не выйдут из плена.

Игорь исполняет свою известную арию, в которой сетует на заточение и просит свободы. Олувр уговаривает пленника бежать, но тот не хочет обидеть хана Кончака, который настроен к нему дружелюбно. Хан исполняет свою арию, в которой называет Игоря своим гостем, а не пленником. Кончак готов отпустить Игоря в обмен на обещание больше не нападать на половцев, тот не дает согласие. Хан решает смягчить его сердце, предложив ему послушать песни и посмотреть пляски.

Действие 3

Приходит хан Гзак и приводит с собой пленных, его встречает Кончак. Все ложатся спать, Овлур предлагает побег Игорю. Тот соглашается, Кончаковна уговаривает Владимира остаться, но получает отказ.

Тогда дочка хана ударяет в било с целью поднять всех. Становится известно о побеге, половчане отправляются вдогонку. Кончаковна уговаривает воинов не убивать Владимира.

Действие 4

Княгиня грустит о супруге и исполняет свой знаменитый плач. Тут возвращается Игорь и кидается к ней в объятия. Звучит дуэт о взаимном счастье. Супруг уверяет Ярославну, что пойдет опять на половцев.

Хитрецы Скула и Ерошка решают звонить в колокол, чтобы загладить вину и всех оповестить о том, что князь вернулся. Пришедшие люди прощают их по причине великой радости. Все восхваляют правителя.

Полезное видео

Подведем итоги

Драматургия и простые напевы оперы «Князь Игорь», так похожие на народные, полюбились многим слушателям. Среди всех произведений Бородина - это, пожалуй, самое гениальное. Прошло много лет, но популярность только возрастает.

Вконтакте

А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

Древнерусское произведение «Слово о полку Игореве» стало основой сюжетной линии в опере Александра Бородина «». Как и старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Это произведение славит собою русскую музыку - Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность. Не зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники - восхваляются, бедствия и сложности - воспринимаются с болью, а хорошие события - радуют весь русский люд, включая современного зрителя.

Краткое содержание оперы Бородина «Князь Игорь» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

бас-баритон правитель северских земель, который встал на защиту родины
Ярославна сопрано вторая супруга, ждавшая возвращение князя до последнего
Княжич Владимир тенор сын от первой жены князя Игоря, сильно влюблен в дочь хана
Князь Галицкий бас-баритон Владимир, брат Ярославны, желающий занять место князя Игоря
бас половецкий вождь, уважительно относящийся к пленному князю
Кончаковна контральто дочь Кончака, в будущем жена княжеского сына Владимира
Гзак без вокала половецкий хан, привезший много пленных после похода в Путивль
Овлур тенор крещёный половчанин, помогающий князю Игорю с побегом
Ерошка и Скула тенор и бас двое гудошников: предатели и трусы

Краткое содержание «Князя Игоря»


Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого "Божьего знамения" и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.

Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах - место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.

Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.

Грустную весть принесли бояре княгине - муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола - к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!


Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.

Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода - его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь. Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.


С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.

Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.

Фото :





Интересные факты

  • Удивительно, но А.П. Бородин несмотря на то, что сочинил эту известную оперу и явно обладал композиторским талантом, по образованию был химиком и медиком! В его научных трудах свыше 40 работ по химии, и даже одна химическая реакция названа в его честь!
  • Композитор работал над оперой «Князь Игорь» на протяжении 18 лет, но так и не успел ее закончить. Официальная причина смерти - разрыв сердца.
  • Известный факт, что Римский-Корсаков и Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после кончины Бородина. Но бытует мнение, что этого не нужно было делать, так как на самом деле практически вся музыка была написана Бородиным, и всего несколько номеров не оркестровано. Увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, они тесно общались с Александром Порфирьевичем.
  • На примере двух образов из Князя Игоря: Галицкого и хана Кончака, можно было судить по великолепной исполнительской интерпретации Федора Шаляпина, великого русского оперного певца. Им были исполнены обе эти партии, и в каждой из них он индивидуально и уникально подходил к исполнительству. И когда Шаляпин был на сцене, не возникало сомнений, что сейчас перед зрителем сам Хан или же Князь Галицкий.


  • Сочиняя попевки для своей оперы «Князь Игорь», Бородин вписал популярную русскую протяжную народную песню, название которой было практически одноименным с известными Воробьевыми горами в Москве - «Горы Воробьевские».
  • Народные половецкие песни заложены в музыкальную основу половецкого акта сочинения Бородина. Композитор получил их от венгра П. Хунвальди, который в то время был известным путешественником. К сожалению, по настоящее время эти записи считаются утерянными.
  • Князь Игорь был задуман Бородиным, как былинный богатырь, поэтому его образ максимально приближен к этой задумке композитора.
  • Интересно, что в книге «Слово о полку Игореве» народные сцены отсутствуют, но главная идея, заложенная неизвестным летописцем, имеет мысль о народе. Александр Порфирьевич же наоборот, изобразил эту идею в произведении, используя многочисленные и разнообразные хоровые сцены.
  • Бронзовую статую Ярославне установили в городе Путивле (1983г.). Интересно, что создатели памятника, по случайности, сделали его неправдоподобным. Ярославна босая и простоволосая. Княгиня не могла быть без обуви, как простая крестьянка, а также без головного покрытия, так как была замужней женщиной.
  • Олимпийские игры 2014 года в Сочи, как всегда, не обошлись без оперной музыки во время церемонии открытия, в том числе исполнялся хоровой номер невольниц «Улетай на крыльях ветра».


  • Рэпер Ворен Джи из Америки и оперная дива Сиссель из Норвегии записали в 1997 г. совместный проект Prince Igor. Хит-парады радиостанций довольно часто объявляли эту песню в победителях. Вариация хорового номера девушек в неволе была исполнена, как припев.
  • Группа Ария выпустила песню "Поле битвы" (2009). В сингле присутствует хоровой эпизод «На крыльях ветра». Инструментальную обработку во второй композиции сделал Владимир Холстинин.
  • В рекламе кваса "Русский дар" (2014) - в конце ролика идет сольное, мужское исполнение «Улетай на крыльях ветра» в рок-обработке.
  • Известный американский мультсериал «Симпсоны» использовал в 12 серии 18 сезона (на 15:43) музыкальный, инструментальный фрагмент "На крыльях ветра".

Популярные арии и номера из оперы «Князь Игорь»

Хор бояр "Мужайся, княгиня" - из первого действия (вторая картина), поется Ярославне, когда уже известно, что русская рать уничтожена, а на город идет хан с войском. (слушать)

Каватина Кончаковны "Меркнет свет дневной" - из второго действия, дочь хана поет о своей любви к Владимиру, сыну Князя Игоря. (слушать)

Ария Игоря "Ни сна, ни отдыха измученной душе" - из второго действия, знаменитая ария, где поется о чувствах и душевном состояние самого князя. (слушать)

Ария Кончака «Здоров ли, князь?» - из второго действия. Хан поет ее, когда приветствует пленника. (слушать)

Хор невольниц - «Улетай на крыльях ветра» - из второго действия (сцена половецких плясок). Номер начинается с танца, а затем начинают петь девушки. - слушать)

Плач Ярославны "Ах, плачу я" - начало четвертого действия, супруга горько плачет, боясь больше никогда не увидеть своего мужа. (слушать)

Музыка

«Князя Игоря» принято называть народно-эпической оперой. Сам Александр Порфирьевич говорил о близости своего произведения к глинкинской опере "Руслан и Людмила" . Эпичность в "Игоре" заключается в том, что используются богатырские музыкальные образы, масштабность форм, а также неторопливое течение действия, будто это былина.

Опера «Князь Игорь» с первой же постановки была воспринята публикой более чем положительно. Русские музыкальные вариации с большим эмоциональным подтекстом сразу легли на русские души, а благодаря сюжету с патриотическим народным началом и любовной историей - произведение стало всемирно известным.

История создания «Князя Игоря»

Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик, во время музыкального вечера у Л.И. Шестаковой (18.04.1869), подал идею взять за основу сюжет из "Слово о полку Игореве". Александра Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство. Он посетил Путивль и его окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных источников, которые были связанны с описанием нужных времен.

18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи Бородина , и А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым закончили это произведение. Считалось, что Александр Константинович, слыша авторскую игру на рояле, по памяти воссоздал некоторые номера, но позже в газете о русской музыке он не подтвердил этот миф. Еще им было оркестровано и сочинено все третье действие. Николай Андреевич занимался оркестровкой пролога, первого, второго и четвертого действия, а также половецкого марша.

Несмотря на такое количество вмешательств, опера получилась художественно-целостная. Все композиторы тесно общались и дружили, а также вместе работали. Учитывая тот факт, что Глазуновым и Римским-Корсаковым была оркестрована большая часть произведения, Николай Андреевич настаивал, что «Князь Игорь» - полное сочинение А.П. Бородина. Справедливое ли такое утверждение, можно сказать, при сравнении редакции двух завершающих оперу творцов и авторскую редакцию, которая была недавно издана.

Постановки

В 2015 году исполнилось 125 лет со дня первой постановки музыкальной драмы «Князь Игорь». В Мариинском театре (Санкт-Петербург) впервые был показан этот спектакль. Событие состоялось, учитывая изменения с новым стилем, 4 ноября 1890 года. «Князь Игорь» сразу понравился публике и получил большой успех. По утверждению одного из присутствующих на постановке современника - эта опера является новой, русской и при этом классической. Так началось большое путешествие «Князя Игоря» по оперным театрам мира. Первая зарубежная премьера состоялась в Праге (1899). Затем в Париже (1909) был предоставлен сокращенный вариант оперы. В 1914 году, во время большого сезона русской оперы и балета в Лондонском королевском театре был продемонстрирован "Князь Игорь". В 1915 году Нью-Йорк увидел красочную постановку на сцене "Метрополитен-оперы". Показ в Милано состоялась в 1916 году в театре "Ла Скала".

В гастролях участие принимали великие русские певцы Большого театра, такие как: Федор Шаляпин (высокий бас), Леонид Собинов (лирический тенор), Елизавета Азерская (меццо-сопрано), Степан Трезвинский (бас) и др.


В постсоветское и советское время «Князь Игорь» пользовался большой популярностью на российских и советских сценах. И в наше время эта опера также пользуется спросом, как в России, так и в Европе. Стоит отметить, что современные постановки модернизированы под публику 21 века, поэтому могут быть применены костюмы и декорации не тех исторических времен, а видоизмененные под нынешний век.

В заключении хочется сказать, что данное произведение Александра Бородина будет еще не один век ставиться во всех музыкальных театрах мира. Исторические события, переплетенные с любовными историями - всегда будут актуальны, и поэтому пользоваться большим спросом. Патриотизм и любовь - это две темы, которые не могут быть забыты. А композиторское музыкальное сопровождение, великолепно сложилось вместе с древнерусской поэмой.

Видео: смотреть оперу «Князь Игорь» Бородина

Князь Игорь - опера в четырёх действиях с прологом, написанная и составленная Александром Бородиным. Композитор адаптировал либретто древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве» , в котором рассказывается о кампании князя Руси Игоря Святославовича против вторгшихся куманских («половецких») племён в 1185 году.

Вконтакте

Он также включил материал, составленный из двух средневековых киевских летописей. Опера была оставлена незавершённой после смерти композитора в 1887 году и была отредактирована и дополнена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Она была впервые показана в Санкт-Петербурге, в 1890 году.

Действующие лица:

  • Князь Игорь.
  • Ярославна, его жена.
  • Владимир Игоревич, сын.
  • Князь Галицкий, брат Ярославны.
  • Кончак, половецкий хан.
  • Кончаковна, его дочь.
  • Гзак, половецкий хан.
  • Овлур, крещёный половчанин.
  • Ерошка, гудошник.
  • Скула, гудошник.
  • Половецкая девушка.

Русские люди:

  • бояре;
  • дружинники;
  • девушки;
  • народ.

Половцы:

  • половецкие ханы;
  • подруги Кончаковны;
  • рабыни;
  • половецкие охранники.

Пролог

Площадь в Путивле . Князь Игорь собирается отправиться в поход против куманов / половцев и их ханов, которые ранее напали на русские земли. Народ поёт хвалу. (Припев: «Слава прекрасному солнцу»). Солнечное затмение оказывает на всех общий ужас. Двое гудошников Скула и Ерошка уверены, что князь Галицкий предложит им работу по их вкусу.

Хотя Ярославна, жена Игоря, считает затмение плохим предзнаменованием, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошёл на войну. Он оставляет её на попечении её брата, князя Галицкого, благодарного Игорю за то, что он укрыл его после того, как Галицкого изгнали из собственного дома его отец и братья.

Действие 1

Сцена 1: Владимир Галицкий в Путивле . Последователи Галицкого воспевают его. Скула и Ерошка теперь работают у них в качестве музыкантов. Они развлекают последователей, и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину, и как она умоляла вернуть её к отцу, не будучи обесчещенной. Галицкий поёт о том, как если бы он был князем Путивля, он весь день пил и пировал, распределяя суд, и у него были самые прекрасные девушки с ним всю ночь (Песнь Галицкого). Казна будет тратиться на себя и на его людей, пока его сестра будет молиться в монастыре.

Группа молодых женщин просит Галицкого вернуть похищенную девушку. Он угрожает им и прогоняет, говоря, что она теперь живёт в роскоши и не должна работать. Галицкий возвращается в свои комнаты, отправив вино для своих последователей. Шуты и последователи Галицкого издеваются над женщинами.

Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна услышит о бесчинствах Галицкого. Но потом осознают, что княгиня беспомощна , так как все её люди отправились на войну. Приспешники Галицкого поют о том, как все они пьяны и поддерживаются Галицким. Мужчины решают отправиться на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем Путивля, оставив двух пьяных музыкантов.

Сцена 2: Комната в Ярославском дворце. Ярославна беспокоится о том, почему нет вестей от Игоря и его спутников (ария Ярославны). Она поёт про слезы ночью и ночные кошмары и вспоминает, когда она была счастлива с Игорем. Княгиня принимает молодых женщин, которые говорят Ярославне об их похищенной подруге. Сначала они неохотно раскрывают виновника, но, в конце концов, называют Галицкого и говорят о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы в Путивле.

Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна расспрашивает его об истине, но он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в её доме. Княгиня угрожает ему тем, что сделает Игорь по возвращении, но Галицкий грозится захватить трон всякий раз, когда захочет.

Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против своего отца, но он отвечает, что он только шутит и спрашивает, есть ли у неё любовник, теперь, когда её муж ушёл. Она угрожает ему отправить его обратно отцу. Галицкий отвечает, что вернёт девушку, но возьмёт другую и уйдёт.

Совет бояр прибывает, чтобы сообщить Ярославне, что половцы собираются атаковать Путивль. Армия Игоря была полностью разбита, а он был ранен и схвачен вместе со своим сыном и братом.

После мгновенной слабости Ярославна приказывает посланникам позвать союзников города, но бояре сообщают, что дороги отрезаны, некоторые города восстают, и их князья были схвачены. Бояре говорят, что они организуют защиту, но Галицкий возвращается со своими последователями, чтобы потребовать выборов нового князя.

Его свита говорит, что это должен быть он, поскольку он брат Ярославны и шурин князя. Бояре отказываются. Спор прерван видом пламени и плачущих женщин. Некоторые бояре бегут; некоторые присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют атаку половцев Божьим судом.

Действие 2

Вечер в половецком лагере Половецкие девушки поют , сравнивая любовь с цветком, который парит в пылу дня и оживляется ночью. Они танцуют (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению, надеясь, что её собственный любовник скоро присоединится к ней. Русские заключённые приезжают с работы на день и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девицы.

Охранники русских пленных уходят спать, оставив только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поёт про свою надежду на то, что его любовь скоро присоединится к нему сейчас, когда этот день угасает. Его любовь - Кончаковна. Она приходит, и они поют про свою любовь и своё желание женится.

Они слышат, как идёт Игорь. Он поёт о своём позоре и мучения. Он надеется на шанс вернуть себе честь. Овлур убеждает князя бежать, и тот соглашается подумать об этом.

Хан Кончак спрашивает его, все ли хорошо (ария Коньяка), и он отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что, поскольку Игорь не просил о пощаде, то он не заключённый, а почётный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает об участи пленника.

Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает не вести войну с ним, но он отказывается, сказав, что он не может лгать. Кончак сожалеет, что они не союзники. Тогда они захватили бы всю Россию. Он призывает рабынь, чтобы развлечь князя и его самого, и предлагает Игорю их на выбор. Когда рабыни танцуют, половцы поют славу Кончаку (половецкие танцы).

Действие 3

Половецкая армия возвращается с триумфом , воспевая хана Гзака (половецкий марш). Кончак уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию. Игорь и его сын Владимир имеют худшие опасения, подтверждённые новыми пленниками. Владимир и другие заключённые призывают князя бежать, но он сначала неохотно поёт о своём позоре и говорит, что долг других русских князей состоит в том, чтобы спасти родину (ария князя).

Овлур теперь приходит, чтобы сказать, что нужно действовать, он приготовил лошадей для князя. Владимир и Игорь теперь соглашаются бежать. Кончаковна приходит к Владимиру, чтобы показать свою любовь, он должен взять её с собой либо оставить. Князь призывает сына ехать, но Владимир чувствует себя неспособным покинуть Кончаковну, которая грозит разбудить лагерь.

В конце концов, князь бежит в одиночку, и Кончаковна и её отец запрещают половцам убивать Владимира. Вместо этого Кончак предаёт смерти охранников и приказывает жениться Владимиру на своей дочери.

Действие 4

Рассвет в Путивле. Ярославна плачет о разлуке с Игорем и поражении его армии («Плач Ярославны»). Крестьянские женщины винят Хана Гзака за опустошение. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются князем Игорем и Овлуром.

Вместе они воспевают свою радость от воссоединения и ожидание того, что Игорь приведёт русских к победе против хана. Не зная о возвращении князя, Скула и Ерошка, пьяные музыканты, поют песню, издевающуюся над ним. Затем они замечают его вдалеке. Спустя мгновение паники Скула придумывает план, который спасёт их.

Они звонят в колокола, чтобы вызвать толпу. Хотя люди сначала относятся к ним с подозрением, музыкантам удаётся убедить толпу, что князь вернулся, и они верные последователи истинного князя, а не Галицкого. Все радостно празднуют возвращение Игоря.

В 912 году умер великий князь Олег, и правление взял в свои руки его приемник Игорь. Подражая во всех своих делах политике опекуна Олега, Игорь в первое время своего правления не отличался оригинальностью, все навыки и поступки его походили на опыт славного Олега. Игорь настолько сильно подражал умершему князю Олегу, что аналогично вершил суд в государстве, принимал похожие решения и властвовал в схожем стиле. Единственной проблемой у обоих князей была непреклонность древлян, которые не желали подчиняться этим правителям. Но в 882 году князь Олег при помощи его опекаемого Игоря все же подчинили своеобразный нрав восточных славян. После смерти Олеги древляне не раз поднимали бунт против нового князя, но славный Игорь с легкостью подавил волнения и закрыл этот вопрос.
Однако, помимо проблематичных отношений с восточными славянами, у Игоря была и иная дилемма. Дали о себе знать печенеги, которые намеревались захватить и ограбить Киев. Дело в том, что греки имели обиду на Русь еще со времен нападения вторых на Константинополь, и при помощи подкупи печенегов они пытались ослабить русские войска, захватить Киев и опустошить все имеющиеся дары. Печенегам такое соглашение естественно было на руки, их кочевой и разбойный образ жизни не позволял иметь богатства и стабильную жизнь. Однако такой план греков и печенегов пошел ко дну.
Князь Игорь утвердил огромное войско перед печенегами, и те не решились дать отпор киевским войскам. Было заключено мирное соглашение, оно длилось около пяти лет. Далее из истории ничего неизвестно, но летописец Нестор в своих записях относит эти события примерно к 920 году.
Князь Игорь прекрасно развивал внешнеторговую политику. При его правление были торговые походы в Италию, в Византию и ближние страны. В целом история в период правления князя Игоря характеризуется мирными совершенствованиями, особо крупных военных походов у него не было.
Есть упоминание лишь об одном, когда Игорь собрал войско и произошел поход на Константинополь. Армия тогда была огромной – около 10 000 ладей. Русский князь отдавал приказ о большом уничтожении храмов и церквей, ограблении селений, пока терпение византийского правителя Романа Лакапина не лопнуло. Он дал приказ Феофану Протовестиарию о сильнейшем разгроме русский войск. Приказ был выполнен, погибло много человек, уничтожено было полвойска Игоря. При попытке ухода русских войск в сторону Малой Азии, там ожидала их новое пехотное войско византийского народа. Нужно было признать поражение киевского войска. Князь Игорь затаил обиду и намеревался отомстить врагу.
В 942 году появился на свет наследник Игоря – Святослав, после чего русский князь вновь задумал поход. Теперь же его войском были солдаты из варяг, печенег и других свирепых народов. Князь Киевской Руси нацелился уничтожить Константинополь, но правитель Византии Лакапин пошел на мирные переговоры. Вопрос решился материально и войска русского народа отступили.
Со временем Игорь угомонился, практически перестал ходить в военные походы и собирать дань с населения, если бы не один злосчастный случай. В осень 945 года он направился собирать дань в Коростене и завысил свои требования. Древляне совместно с их старшиной Малом были возмущены такой наглостью и просто убили князя Игоря, разорвав его на две половины, уничтожили его людей. Так закончилось тридцатидвухлетнее правление славного князя Игоря. За его правление произошло много совершенствования, улучшилась внешнеэкономическая политика, появилась первая азбука, были введены интересные реформы, получило развитие религиозное направление.

После смерти Рюрика власть перешла к князю Олегу от имени Игоря в связи с его малолетством. Игорь уважительно относился к своему дяде и не претендовал на власть, пока тот был жив. В 903 году князь Игорь женился на девушке Ольге. Принято считать, что она была родом из Пскова.

В 912 году, со смертью князя Олега, Игорь стал полноправным правителем Руси. Первые его шаги в качестве князя были связаны с войной. Первое самостоятельное действие его было направлено на подавление восстания древлян, которые попытались выйти из-под власти киевского князя.

Походы князя Игоря

После победы над древлянами Игорь продолжил свои военные походы. Главными врагами Киева были печенеги. Они двигались на запад, заняли низовья реки Днепр и, по сути, лишили Русь удобных торговых путей. Именно здесь проходил известный путь «из варяг в греки». Борьба Игоря с печенегами проходила с переменным успехом.

В 913 году на пятистах ладьях войска Игоря отправились в поход на Каспийское море. По договоренности с хазарами они должны были отдать половину добычи хазарскому кагану. Русские дружины дошли до территории современного Баку. Добыча была огромной, ее половину надо было отдать на обратном пути хазарам, но те захотели забрать все. В трехдневной битве часть русской рати была истреблена.

В 941 году Игорь объявил войну Византии. После походов Олега прошло много лет, и Византия посчитала себя свободной от предыдущих договоров. Князь Игорь собрал большое войско (около 40 тысяч человек), количество же кораблей Игоря, по византийским подсчетам, достигало десяти тысяч.

Первый поход был неудачным. Защитники Константинополя применили греческий огонь (специальная горючая смесь), забросав им русские корабли. Армия, пораженная этим оружием, вернулась в Киев.

Новый поход на Византию состоялся в 943 году. В этот раз Игорь привлек к боевому походу наемные отряды из печенегов и варягов. Греки отказались от боевых действий и предложили завершить противостояние новым мирным договором. Условия договора князь обсудил с дружиной, и он был принят. Больше на Византию Игорь не ходил.

Конец правления князя Игоря

Согласно летописям, осенью 945 года князь Игорь отправился с дружиной в свой последний поход. После сбора дани с древлян, по пути в Киев Игорь неожиданно решил собрать еще немного дани именно для себя. С малой дружиной он вышел в поход. Возле столицы древлян Искоростеня он был убит возмущенными древлянами. Там же был похоронен. На этом и завершилось правление князя Игоря.



Поделиться