Сценарий по бородинской битве. Сценарий общешкольного вечера «200-летию Бородинской битвы посвящается. «Поэтическая летопись Бородинского сражения»

Внеклассное занятие « По следам Бородинского сражения».

Цель: воспитание патриотических чувств через анализ Бородинского сражения с исторической и литературной точек зрения.

Задачи:
Воспитательные:

- воспитывать уважение к историческому прошлому земли Русской;
- дать детям представление о нравственном образе солдата, защитника своей родины;
- воспитывать мужество, справедливость, доброту;
- воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства;
- формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
- воспитывать лидерские качества, умение общаться в группе;
- воспитать в детях доброту, уважение к людям.

Развивающие:
- развивать воображение, кругозор, эрудицию;
- умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль;

Образовательные:
- формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности

Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;

Планируемые результаты:

Личностные:

Способствовать повышению самооценки на основе критерия успешной учебной деятельности.
- формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;

Метапредметные:

Ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;
- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные:

    познакомить с событиями 1812 г;

    создать макет расстановки русско-французских войск;

    проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

    познакомить с героями войны 1812 г;

Ресурсы: карта, тексты, портреты.

Оформление доски: портреты Кутузова, Наполеона, Барклая де Толли.

Эпиграф: «Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

    Знакомство с историческим событием

    Предлагает рассмотреть портреты исторических деятелей, определить с какими военными событиями связаны эти личности.

    Рассказывает о ходе исторического сражения.

    Называют исторических деятелей, изображённых на портретах. Называют историческое событие, самое известное сражение. Мини-сообщения об этих деятелях

    Работа в парах:

по ходу объяснения учителя вставляют розданные ранее цитаты из стихотворения Лермонтова и определяют их последовательность.

    Работа с текстом стихотворения Лермонтова «Бородино»

    Переход к тексту, аудиозапись. Вопросы к тексту.

    Прослушивание аудиозаписи. Устные ответы на поставленные вопросы, анализ цитат из стихотворения.

Создание макета расстановки войск.

Демонстрация карты.

Рассматривают карту на экране и кнопками указывают расположение русских и французских войск на картонном макете.

    Викторина

    Демонстрация слайдов с вопросами, выдача жетонов за правильные ответы.

    Ответы на вопросы викторины

    Рефлексия

    Размещение на доске формы для ответа

    Запись собственных ответов в представленную на доске форму

Форма для ответа представляет собой лист формата А2, на котором дети должны будут закончить фразы: «Сегодня я узнал о…», «Мне больше всего понравилось…», «Я запомнил, что…», «Затруднение у меня вызвало…», «Эти знания мне пригодятся в/на…»

Ход занятия.

    Организация начало урока.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет всем радость общения друг с другом.

    Подготовительный этап

Ребята, посмотрите на доску, чьи портреты вы видите? К какому событию мы можем отнести этих людей? А почему именно эти портреты?

2017 год является юбилейным - в этом году 205 лет Бородинскому сражению. Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино», в котором изображен подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

    Основной этап.

А сейчас наши докладчики познакомят вас с этими историческими деятелями.

(Мини-сообщения обучающихся)

Перед вами карточки с цитатами из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», вам необходимой найти отражение моим слова в этом

стихотворении.

В 1812 г войска французского императора Наполеона Бонапарта вторглись в Россию.

Он стремился к мировому господству и планировал захватить Москву, превратить нашу страну в зависимое государство. Сначала у Наполеона было численное превосходство, а русские армии были рассредоточены вдоль всей границы. Командующий русскими войсками Барклай де Толли отдал приказ отступать вглубь страны, чтобы войско объединилось.

«Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали».
Не все одобряли эту тактику Барклая. По требованию народа новым командующим наших войск был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Лишь в 110 км от Москвы, неподалёку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

«И вот нашли большое поле: есть разгуляться где на воле"
Силы сторон были примерно равны. Русская армия насчитывала 132 тысячи человек при 640 орудиях, а французская 135 тысяч человек и 587 орудий. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 г в половине шестого утра. Французы стремились прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву.

Самые ожесточённые бои развернулись вначале на Багратионовых флешах – земляных укреплениях, оснащённых пушками. 6 часов противник штурмовал флеши. Здесь был смертельно ранен генерал Пётр Иванович Багратион.

В Бородинском сражении Барклай де Толли командовал центром и правым крылом русских войск. Не менее упорные бои развернулись на батарее генерала Николая Николаевича Раевского. В Бородинском сражении его корпус стойко оборонял центральный редут, против которого в бой вводились крупные силы французской армии (в отечественную военную историю редут вошел под названием «Батарея Раевского»). Редут-это полевое укрепление.

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут».

Здесь русские солдаты штыковыми ударами несколько раз отбрасывали противника и лишь к концу дня врагу удалось его захватить.

«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».

Несмотря на видимый успех противника, фактически сражение не принесло победы ни одной из сторон. У французов погибло 60 тысяч человек, у русских- 44 тысячи. Позже Наполеон сказал, что французы показали себя достойными победы, а русские оказались достойными быть непобедимыми.

Теперь я предлагаю прослушать аудиозапись стихотворения «Бородино».

Посмотрите, как оформлено, начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»?

– Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц).

– Кто принимает участие в диалоге?

–Что волнует молодого солдата?

– Каким вы себе представляете старого солдата?

– Как старый солдат называет воинов? Что говорит об их судьбе?

– Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны?

– Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату?

А теперь поработаем в паре. Я вам выдаю макет карты, ваша задача, глядя на доску, расположить русские и французские войска, приклеив цветные фигурки к полю боя.

Фронтальная проверка.

    Заключительный этап

Наше занятие подходит к концу, а теперь, используя наши знания, мы поучаствуем в занимательной викторине.

Викторина.

    Когда произошло Бородинское сражение?

    Кто командовал русскими войсками в битве?

    Кто написал стихотворение «Бородино»?

    Кто является рассказчиком произведения «Бородино»?

    Во сколько началось сражение?

    Какой генерал был смертельно ранен в бою?

    В чью пользу закончилось сражение?

    Что такое редут?

    Что такое флеши?

    Каковы были потери русских, французов?

    Сколько лет назад было сражение?

Самые активные получают медали «Я знаток Бородинского сражения»

Рефлексия.

На доске представлена форма ответа, проанализируйте свою деятельность на уроке и запишите свой ответ в таблицу

«Сегодня я узнал о…», «Мне больше всего понравилось…», «Я запомнил, что…», «Затруднение у меня вызвало…», «Эти знания мне пригодятся в/на…»

I

. Начало Отечественной войны.
Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. (Видеоряд).

2чтец: 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.

1 чтец: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. (Видеоряд).

2 чтец: Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.

1 чтец: На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи.

2 чтец: На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ.

1 чтец: Началась Отечественная война.

2 чтец: Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну.

1 чтец: Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России.

2 чтец: Но совсем не сразу русские пришли к славной победе. “Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики…” Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы Михаила Лермонтова “Бородино”.

1 чтец: Давайте же вспомним о тех героических днях, навсегда оставшихся в памяти русского народа.

2 чтец: Верста за верстой, верста за верстой отступают русские. Уже была отчаянная рубка в селении Мира, 27-28 июня кровопролитный бой у Салтановки, 16-17 августа – сражение в Смоленске. (Видеоряд).

1 чтец: Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам по низинам, по оврагам идут. Ропщут солдаты.

Сценка №1. “Солдаты на привале”.

1 солдат: Что мы – зайцы трусливые?

2 солдат: Что – в нас кровь лягушиная?

3 солдат: Где это видано: русский – спиной к неприятелю!

2 чтец: Рвутся солдаты в бой. Русских армий две: одной командует генерал Барклай-де-Толли, а второй – Багратион.

1 чтец: Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям.

2 чтец: Понимают русские генералы, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. Сберегают войска. Отводят свои полки.

1 чтец: Главнокомандующим назначен князь Голенищев – Кутузов. А русское войско все отступает ввиду троекратного превосходства неприятеля. (Видеоряд).

2 чтец: Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет.

1 чтец: Много всего позади. Не счесть боев и походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова.

2 чтец: Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.

1 чтец: Пора бы уже в отставку, на стариковский покой, так ведь нет– помнит народ Кутузова. Вот и сейчас Кутузов в раздумье.

Сценка №2. “Военный маневр”.

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает.

Непривычно для русских солдат этакое.

Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат: Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат: Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не хватает?!

1 солдат: Вот это слова!

2 солдат: А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?

Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр!

2 чтец: Одним из наиболее ярких проявлений народного характера войны 1812 года было партизанское движение.

1 чтец: Крестьяне создавали партизанские отряды и развертывали вооруженную борьбу против захватчиков.

2 чтец: Своей мужественной и самоотверженной борьбой они оказали существенную помощь в разгроме врага.

1 чтец: Еще до того как разгорелась Бородинская битва, в дни, когда русская армия отступала, к князю Петру Багратиону (видеоряд), неожиданно явился подполковник Ахтырского гусарского полка Денис Давыдов и стал говорить о французской армии. (Видеоряд).

Сценка №3. “Давыдов у Багратиона”.

Давыдов: Растянулась французская армия на сотни и сотни верст. Через всю Россию тащатся к ней обозы, идут подкрепления, порох, ядра везут. Надо оставить у Бонапарта в тылу конные наши отряды. Пусть они обозы и мелкие части щупают. Будет немалый урон врагу. Прошу казаков и гусар – докажу, как возможное. (Пока Давыдов все это говорит, лицо Багратиона светлеет и расплывается в улыбке.)

Багратион: “Молодец!”

2 чтец: Багратион расцеловал Давыдова и тут же пошел к Кутузову и передал все слово в слово о просьбе Дениса Давыдова.

1 чтец: Распорядился Кутузов выделить Давыдову 50 гусар и 80 казаков. Так возник первый партизанский отряд. Русская армия отошла дальше, а Денис Давыдов ушел в леса.

2 чтец: Немало причинили партизаны вреда французам.

1 чтец: Армейские партизанские отряды действовали в тесном контакте с крестьянами – партизанами, движение которых росло и ширилось.

2 чтец: Особенно широко развернулась партизанское движение крестьян Московской, Смоленской и Калужской губерний.

Сценка №4. “Василиса Кожина идет на войну”. (Видеоряд).

1 баба: Эй, бабы, война, война с французами, слышали?!

2 баба: Ой, горе, ой, беда!

3 баба: Что же теперича будет?

1 баба: Побегли к Василисе Кожиной, старостихе нашей!

(Подбегают к Василисе)

2 баба: Василиса, война, война!

3 баба: Как же нам быть?

Василиса: Да знаю я, бабы. Что делать, говорите? Бить незваных – непрошеных!

(Мужики переглянулись)

1 мужик: Аль шутишь, Василиса?

2 мужик: Что же мы – войско?

1 мужик: А где ружья?

2 мужик: Где сабли?

1 мужик: И придет же бабе такое в голову!

Василиса: Эх, вы! Ну – ка, бабы, кто помоложе, собирайся в отряд. Пойдем без ружей, без сабель!

1 баба: А берите, бабы, вилы, рогатины.

1 мужик: Аники – воины!

2 мужик: Бонапарту схватите в плен! (Смеются)

1 чтец: Бабы ущли в лес и поймали отставшего от своего отряда француза. Позже к ним в отряд попросились и мужики.

II . Бородинская битва.

1 чтец: А военный маневр все продолжался.

2 чтец: До Москвы– 120 километров.

2 чтец: И как испокон веку на Руси повелось, накануне большой битвы назначен молебен.

1 чтец: Это была икона Богородицы, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. (Видеоряд).

2 чтец: И вот началась служба. Все повторяли слова молитвы, крестились.

1 чтец: Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, – подходил к иконе.

2 чтец: Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову.

1 чтец: Да уж тяжко было Михайле Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было.

2 чтец: На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий.

1 чтец: В 5 утра началась перестрелка. В 6 утра 26 августа на русских позициях заметили движение в рядах неприятеля. Он атаковал егерей гвардейского полка в селе Бородино. Егеря оставили село и сожгли за собой мост на Колочи.

2 чтец: Главное действие Бородинского сражени произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона.

1 чтец: Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу. В маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских.

1 чтец: В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, люди появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.

2 чтец: Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов.

1 чтец: После кровопролитнейшего и 15 часов продолжавшегося сражения русская и неприятельская армия расстроились. Кутузов принимает решение отойти за Можайск.

2 чтец: Неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб – и обер-офицеров, более 40 тысяч рядовых.

1 чтец: С нашей стороны потеря состояла до 25 тысяч человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.

2 чтец: Страшное зрелище представляло собой место битвы. На тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно собирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородино, Горки, Шевардино и Семеновское, лежали теперь несколько десятков тысяч мертвых в разных положениях и в разных мундирах.

1 чтец: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью.

2 чтец: Мертвых было так много, что их невозможно было всех похоронить. Так и лежали они под открытым небом.

1 чтец: И вот через несколько дней на поле появилась фигура молодой женщины. Женщина, вся в черном, медленно шла по полю, переступая через трупы, как будто что – то разыскивая.

2 чтец: Это была Маргарита Михайловна Тучкова, жена Александра Алексеевича Тучкова.

1 чтец: А знаете ли вы, друзья кто такой Тучков?

2 чтец: Старинный дворянский род Тучковых славно послужил Отечеству. Александр Алексеевич, Николай Алексеевич, Павел Алексеевич, Сергей Алексеевич – все братья воевали с Наполеоном и проявили себя с лучшей стороны. (Видеоряд).

1 чтец: Александр Алексеевич Тучков. На Бородинском поле с полковым знаменем в руках бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей.

2 чтец: Его не смогли вынести с поля боя, буквально вспаханного артиллерийскими снарядами.

1 чтец: На этом история младшего Тучкова не закончилась. У Александра Алексеевича была прелестная и горячо любимая им жена – Маргарита Михайловна. (Видеоряд).

2 чтец: Молодая жена сопровождала мужа в военных походах, переодевшись денщиком, спрятав косу под фуражку. В 1812 году она этого сделать не смогла – сыну их не исполнилось и года.

1 чтец: 1 сентября она получила известие о гибели мужа Бородинском сражении. Маргарита Михайловна отправилась на поле сражения, надеясь найти останки мужа, но этого сделать не удалось.

2 чтец: В 1818 году на месте гибели Тучкова, укаэанном одним солдатом, был заложен Храм Спаса Нерукотворного. Средства на храм пожертвовала вдова молодого генерала.

1 чтец: Император Александр I добавил 10 тысяч рублей. Это был первый памятник, сооруженный в память воинов, “убиенных на поле брани”.

2 чтец: Жены были под стать своим мужьям, как позже – жены декабристов.

1 чтец: Друзья мои, многие из вас бывали в великолепном Санкт-Петербурге и посещали один из лучших музеев мира – знаменитый Эрмитаж.

2 чтец: Если так, то вы наверняка видели галерею, которая посвящена героям Отечественной войны 1812 года, – ее просто невозможно забыть.

1 чтец: Вспомните эти лица – они просты и величественны. Скромны и исполнены внутреннего благородства. Они светятся истинной любовью к Родине и сознанием исполненного долга.(Видеоряд)

2 чтец: В галерее героев Отечественной войны много портретов. Назовем лишь несколько имен, которыми по праву гордится Россия.

1 чтец: Да, имен немало – и это только высшие чины. А сколько солдат проявили себя героями – теперь уже и не скажешь.

2 чтец: Ясно одно, все они – и офицеры, и рядовые – действовали едином бдагородном порыве и отстояли Россию. И гибли все вместе.

Ш. Оставление русскими Москвы.

1 чтец: Но война 1812 года не закончилась Бородинской битвой.

2 чтец: В этой битве двух великих армий не выиграл никто.

1 чтец: И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови.

2 чтец: И Наполеон это понял. А еще Наполеон понял, что его армия больше не является непобедимой. Но он все-таки продолжал свое наступление на Москву.

1 чтец: Ставка Кутузова. Маленькая деревня Фили у самой Москвы. Крестьянская изба. Дубовый стол Дубовые лавки. Образа в углу. Свисает лампада.

2 чтец: Идет военный совет. (Видеоряд).

(Приглушённо звучит “Ария Кутузова” из оперы С.Прокофьева “Война и мир”. Учащиеся изображают живую картину по картине С. Кившенко “Военный совет в Филях”).

1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.

2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.

1 Генерал: Но и мы не осилили французов.

2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.

1 Генерал: На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил. 2 Генерал: Мы потеряем Москву, если не дадим бой.

Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал)

Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.

(Все генералы опускают головы. “Ария Кутузова” звучит громче.)

1 чтец: Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. В некоторых войсках отказывались верить приказу. Узнав, что Москву сдают, многие солдаты и офицеры плакали, как дети.

2 чтец: Не пережил падения Москвы и Петр Иванович Багратион. Находясь на излечении и случайно услышав, что в Москве хозяйничают французы, он вскочил с кровати на раздробленную ногу и тут же упал. Наступила смерть.

1 чтец: Весть о сдаче Москвы донеслась молнией до ее населения, и толпы жителей двинулись вслед за армией из столицы. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеоновские войска вошли в Москву 2 сентября. (Видеоряд). Французы радовались, в единодушном восторге воскликнули: “Москва!” и захлопали в ладоши.

2 чтец: Французы остановились: им было страшно.

1 чтец: Хотя авангард армии уже вошел в Москву, Наполеон не торопился: он задержался на Поклонной горе, ожидая когда представители городской администрации принесут ему формальную капитуляцию, символические “ключи от города”. 2 чтец: Но “бояр” он не дождался, зато дождался другой новости.

Сценка №6. “Наполеон на Поклонной горе”. (Видеоряд).

Наполеон: Наконец-то я в Москве, в самом сердце России. Мои войска уже в городе. Да, город красивый. Отсюда, с Поклонной горы, он виден как на ладони. Но где же, где же бояре с ключами от города? Уже смеркается. (Входит адъютант)

Адъютант: Прошу прощения, мон сир. У меня плохая новость: город пуст. Почти все жители ушли из города.

Наполеон: Я никогда не понимал русских! Они ведут войну не по правилам: они должны были цветами и пирогами встречать победителей. Едем в город! Я хочу сам всё увидеть!

1 чтец: В этот день Наполеон так и не въехал в город. На следующий день он разместился в самом сердце столицы – Кремле. (Видеоряд).

2 чтец: Во всех дворцах, монастырях и храмах Кремля разместились приближенные императора.

1 чтец: Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября было уже ясно, что город горит. (Видеоряд).

2 чтец: Наполеон давно мечтал закончить эту войну и посылал Александру 1 предложения о заключении мира, но ответа не получил ни разу.

1 чтец: Хороши дела у русских войск под Тарутином, куда отвел от Москвы войска Кутузов. Провианты сюда подвозят. Меняют солдатам одежду. Лошадьми пополняют конницу. Отдыхают спокойно солдаты.

2 чтец: Плохи дела в Москве у французов. Не дождался император русских послов с миром.

1 чтец: Наполеону пришлось спасать свою шкуру от русского огня. Он бежал из Москвы. Ушли французы бесславно, как тень, из Москвы. Спасена отныне Россия.

2 чтец: Когда в Москву вернулись жители, перед ними предстала печальная картина. По словам очевидцев, от великой Москвы осталось лишь несколько уцелевших домов, разбросанных среди развалин. (Видеоряд).

1 чтец: Москву начали отстраивать сразу же. А французскую армию теперь гнали и гнали все дальше и дальше от Москвы. Желая хоть как – то отомстить русским, Наполеон отдал приказ армии сжигать на своем пути все, что еще уцелело.

IV. Бегство армии Наполеона – справедливый итог войны 1812 года.

2 чтец: При отступлении армия Наполеона несла огромные потери – солдаты страшно страдали от голода, начался повальный падеж лошадей. Кавалерия целиком превратилась в пехоту, бросали пушки.

1 чтец: Всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Вскоре голод вынудил есть палых лошадей и мертвые человеческие тела. Среди солдат Великой армии началось дезертирство.

2 чтец: Партизаны Сеславина, Фигнера, Дениса Давыдова, Кудашева, крестьянские партизанские отряды, которым не было числа, довершали удары регулярных частей. Французы сдавались в плен мелкими частями и дивизиями.

1 чтец: Зима 1812 года выдалась в России особенно морозной, со снегопадами и лютыми ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая армия видела теперь свое единственное спасение в бегстве. Как тут не вспомнить пророческие слова другого великого полководца – Александра Невского. (Видеоряд).

Сценка №7. “Александр Невский”.

Выходит Александр Невский: Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

2 чтец: Кутузов намеренно избегал больших боевых столкновений, сознательно давая Наполеону возможность уйти из России.

1 чтец: Впереди была Березина. Здесь Наполеон потерял людей не меньше, чем в Бородинском сражении. (Видеоряд). 2 чтец: Великая армия фактически перестала существовать. Наполеон бросил остатки своей армии, переоделся в штатскую одежду и под чужим именем в скромном возке ускакал в Варшаву. (Видеоряд).

Сценка №8. “Кутузов”.

Кутузов: Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!

1 чтец: Своего солдата никогда не забудут русские душой люди. 2 чтец: Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции (видеоряд), в память о тех, кто, не пожалев живота своего, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: “Это моя Земля!”

«Недаром помнит вся Россия…»

Цель : воспитание у учащихся любви к родине, уважения к историческому прошлому нашей страны.

Задачи :

Знать имена героев Отечественной войны 12 –го года;

Познакомить учащихся с хронологией главных этапов войны 12-го года;

Оснащение : проектор, экран, персональный компьютер (ноутбук), презентация, фрагменты из фильма «Война и мир», музыкальная композиция из оперы «Война и мир»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию Бородинского сражения.

«Недаром помнит вся Россия…»

Цель : воспитание у учащихся любви к родине, уважения к историческому прошлому нашей страны.

Задачи :

Знать имена героев Отечественной войны 12 –го года;

Познакомить учащихся с хронологией главных этапов войны 12-го года;

Оснащение : проектор, экран, персональный компьютер (ноутбук), презентация, фрагменты из фильма «Война и мир», музыкальная композиция из оперы «Война и мир»

Ход мероприятия

Музыкальная композиция из оперы «Война и мир».

Слайд№1

1 чтец: Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.

Слайд № 2

2 чтец: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.

1 чтец: На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи. На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ. Началась Отечественная война.

2 чтец: Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России. Но совсем не сразу русские пришли к славной победе. “Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики…” Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы Михаила Лермонтова “Бородино”.

Слайд № 3

1 чтец: Рвутся солдаты в бой. Русских армий две: одной командует генерал Барклай-де-Толли, а второй – Багратион. Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям. Понимают русские генералы, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. Сберегают войска. Отводят свои полки.

Слайд № 4

2 чтец: Главнокомандующим назначен князь Голенищев – Кутузов. А русское войско все отступает ввиду троекратного превосходства неприятеля. Нелегкая жизнь досталась Кутузову. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет. Много всего позади. Не счесть боев и походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова.

1чтец: Трижды Кутузов был тяжело ранен. Дважды в голову, раз в щеку. В одном сражении Кутузову выбило правый глаз. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного. Пора бы уже в отставку, на стариковский покой, так ведь нет. Вот и сейчас Кутузов в раздумье.

Слайд№5

2 чтец: Одним из наиболее ярких проявлений народного характера войны 1812 года было партизанское движение. Крестьяне создавали партизанские отряды и развертывали вооруженную борьбу против захватчиков. Подполковник Ахтырского гусарского полка Денис Давыдов организовал первый партизанский отряд из 50 гусар и 80 казаков, который воевал с врагом в тылу. Армейские партизанские отряды действовали в тесном контакте с крестьянами-партизанами, движение которых росло и ширилось. Особенно широко развернулась партизанское движение крестьян Московской, Смоленской и Калужской губерний.

1 чтец. Одно из первых партизанских движений возглавила Василиса Кожина.

О жизни и судьбе Василисы Кожиной сложены легенды. Доподлинно известно, что жила она на хуторе Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии. 15 августа 1812 года на глазах у Василисы французы зарубили ее мужа – старосту хутора Дмитрия Кожина. Выбирая нового старосту, крестьяне решили: «Быть тебе, Василиса, старостой ». Вот как описывали Василису ее современники: «Она была женщиной лет 35. Богатырского роста и огромной физической силы. Лицом красива, а характером мужественна и решительна…»Через девять дней после похорон Дмитрия Кожина, как было принято в те времена, всей деревней справляли поминки по убиенному.

2 чтец. В самый разгар поминок в избу вбежал мальчишка и с порога закричал, что в село идут французы. Крестьяне сразу посмотрели на старосту: все ждали, что скажет Василиса. Старостиха велела всем оставаться за столом, сама же, взяв рушник и положив на него хлеб с солью, пошла навстречу французскому отряду. Встретила их как желанных гостей, даже пригласила к накрытому столу. Когда они захмелели, крестьяне по приказу Василисы заперли окна и дверь и подожгли избу. Французы погибли все до единого. Это было началом партизанской войны. Это лишь один из многих подвигов Василисы Кожиной, который она совершила, защищая Родину.

Слайд№6

1 чтец: А отступление все продолжалось. До Москвы– 120 километров. Дальше отступать нельзя. Кутузов намерен дать генеральное сражение у села Бородино. И как испокон веку на Руси повелось, накануне большой битвы назначен молебен. Это была икона Богородицы, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. И вот началась служба. Все повторяли слова молитвы, крестились. Толпа, окружавшая икону, вдруг расступилась перед Кутузовым. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. (Видеоролик «Крестный ход»)

Слайд №7.

2 чтец: Да уж тяжко было Михайле Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было. На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий.

1 чтец: Сражение продолжалось 15 часов. Кутузов принимает решение отойти за Можайск. Неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб – и обер-офицеров, более 40 тысяч рядовых. С нашей стороны потеря состояла до 25 тысяч человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.

2 чтец: Но война 1812 года не закончилась Бородинской битвой. В этой битве двух великих армий не выиграл никто.

1 чтец: И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови. И Наполеон это понял. А еще Наполеон понял, что его армия больше не является непобедимой. Но он все-таки продолжал свое наступление на Москву. (видео «Мысли Наполеона»)

Слайд№8

2 чтец: Ставка Кутузова. Маленькая деревня Фили у самой Москвы. Крестьянская изба. Дубовый стол Дубовые лавки. Образа в углу. Свисает лампада. Идет военный совет. Кутузов говорит: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал). Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление».

Слайд №9

1 чтец: Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. В некоторых войсках отказывались верить приказу. Узнав, что Москву сдают, многие солдаты и офицеры плакали, как дети. Наполеоновские войска вошли в Москву 2 сентября. Но чем дальше продвигались войска по городу, тем большее разочарование испытывали: нигде не видно было света, признака жизни как внутри домов, так и снаружи. Французы остановились: им было страшно. (видео «Тишина в Москве»)

2чтец: Наполеон с приближенными разместился в Кремле. Во всех дворцах, монастырях и храмах Кремля разместились приближенные императора.

Слайд№10

Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября стало ясно, что Москва охвачена пожаром. (видео с пожаром)

1 чтец. Наполеону пришлось спасать свою шкуру от русского огня. Он бежал из Москвы. Ушли французы бесславно, как тень, из Москвы. Спасена отныне Россия.

Слайд№11

2 чтец: Москву после пожара стали заново отстраивать. А французскую армию теперь гнали и гнали все дальше и дальше от Москвы. Всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Зима 1812 года выдалась в России особенно морозной, со снегопадами и лютыми ветрами. Великая армия фактически перестала существовать. Наполеон бросил остатки своей армии, переоделся в штатскую одежду и под чужим именем в скромном возке ускакал в Варшаву.

Слайд№12 - 14

1чтец: Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции, в память о тех, кто, не пожалев живота своего, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: “Это моя Земля!”

2чтец:

А теперь мы предлагаем вам отгадать кроссворд, посвященный нашей теме.

Кроссворд

  1. Назовите роман русского писателя Льва Николаевича Толстого, в котором наиболее ярко отражены события войны 1812 года.
  2. Молодая дворянка Надежда Дурова ускакала в 1806 году вслед за полком, переодевшись в казачье платье. В Отечественную войну она командовала полуэскадроном . Участвовала в сражениях под Смоленском , Колоцким монастырем , при Бородине защищала Семеновские флеши , где была контужена ядром в ногу, и уехала для лечения в Сарапул. Позднее была произведена в чин поручика , служила ординарцем у Кутузова , который знал кто она. Этот факт биографии Надежды Дуровой лег в основу художественного фильма.
  3. Как называется знаменитое стихотворение М.Ю.Лермонтова, рассказывающее о событиях Бородинской битвы.
  4. Назовите имя уроженца села .
  5. Эта героиня Отечественной войны 1812 г., партизанка. По происхождению - крестьянка, была женой старосты хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Во время вторжения наполеоновских войск в Россию организовала из подростков и женщин партизанский отряд, который уничтожал и брал в плен французских солдат во время их отступления. За свои подвиги Кожина была награждена медалью и денежной премией.
  6. Назовите имя главнокомандующего русской армией в войне 12 года.
  7. Легковооружённые всадники XV-XX веков (наряду с уланами), отличающиеся характерной одеждой: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги.
  8. Назовите командующих двух русских армий войны 12 года.
  9. Как называлась деревня вблизи Москвы (ныне Киевский район Москвы), где 1 (13) сентября во время Отечественной войны 1812 состоялся созванный М. И. Кутузовым военный совет для решения вопроса: дать ли сражение под Москвой или оставить город без боя.

Список литературы:

  1. Балихин Б.С. 1812 год: актуальные проблемы истории // Вопросы истории. – 2001. - № 3. – С.165 – 167.
  2. Виноградов Н.Б. и др. Очерки истории Челябинской области. – Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд - во, 1991.
  3. Епанчин Ю.Л. Батарея Раевского // Вопросы истории. – 2000. - № 2. – С. 252 – 254.
  4. Интернет – русурсы.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
МЯСНИКОВСКОГО РАЙОНА
К 200-ЛЕТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА, БОРОДИНСКОЙ БИТВЫ

Русский историк Н. П. Михневич ссылался на такой отзыв императора Наполеона о Бородинском сражении: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех».
Император Александр I объявил о Бородинском сражении, как о победе. Рассматривая значение Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. и зарубежные, и российские историки склоняются к мнению, что исход Бородинской битвы был неопределённым, и русская армия одержала в ней « моральную победу». И, хотя в результате сражения французы заняли все основные позиции и укрепления русской армии, сохранив при этом резервы, оттеснили русских с поля сражения, и в конечном итоге заставили их отступить и оставить Москву, никто не оспаривает, что русская армия сохранила боеспособность и моральный дух.
Главным достижением генерального сражения при Бородине стало то, что Наполеон не сумел разгромить русскую армию, а в объективных условиях всей Русской кампании 1812 года отсутствие решающей победы предопределило конечное поражение Наполеона.
Бородинское сражение ознаменовало собой кризис французской стратегии решающего генерального сражения. Французам в ходе сражения не удалось уничтожить российскую армию, вынудить капитулировать Россию и продиктовать условия мира. Российские же войска нанесли существенный урон армии противника и смогли сохранить силы для грядущих сражений.

МЕРОПРИЯТИЕ ФОРМА СРОК БИБЛИОТЕКА
Чалтырское поселение:
- « Мужеством, доблестью,
славой живи,
Российская земля!»
(о российских полководцах),
- « Недаром помнит
вся Россия»

кн. выставка

час истории

апрель

сентябрь

МЦБ

- « Защитники Отечества» беседа сетябрь ДБ
- « День воинской славы
России»
кн. выставка август Чалтырская
Большесальское поселение:
- « Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

интегрированный
урок

сентябрь

Большесальская

Калининское поселение:
- « Славная страница
российской истории»
кн. выставка,
обзор

Калининская
Краснокрымское поселение:
- « Бородинское сражение»,
- « Отечественная война
1812 года»
час истории
кн. выставка
сентябрь Краснокрымская
- « Кавалергарды, вы
стяжали славу!»
кн. выставка,
обзор
июнь Ленинаванская
- « Великий бой!
Победный бой!»
беседа сентябрь Ленинаканская
- « Навеки в памяти потомков» урок истории сентябрь
Султансальская
Крымское поселение:
- « Гордимся славою предков»,
- « Солдат“ - слово гордое!»

Истор. экскурс,
кн. выставка

сентябрь

Крымская

Недвиговское поселение:
- « Подвигу жить в веках» кн. выставка,
беседа
сентябрь
Веселовская
- « Недаром помнит вся Россия»

час информации

Сентябрь

Недвиговская

- « Герои войны 1812 года» в.-просмотр август

Сафьяновская

Петровское поселение:
- « Ратный подвиг сынов
России»
урок
патриотизма
сентябрь Александровская
- « Во славу Отечества!»

в.-просмотр,
обзор

август

Петровская

Библиотеки планируют ежемесячные выпуски календарей « Дни воинской славы России» - сентябрь: 200-летие Отечественной войны 1812 г., бородинского сражения;
В издательской деятельности запланированы выпуски: « И будет помнить вся Россия…» - буклет (Недвиговская б-ка), « Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - информ.-рекомендательное пособие (Калининская б-ка), « Поле ратной славы» -выпуски серии ЖЗЛ сборника « Личности в истории»– Центральная б-ка.

Вед. методист МБУК МР « МЦБ» Кешешян А. О.,
25.01. 2012 г.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром... К 205 летию Бородинской битвы.

Бороди́нское сраже́ние, или Бороди́нская би́тва — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии М. И. Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км к западу от Москвы.

Бородинская битва 1812 года - сражение, продлившееся всего один день, однако сохранившееся в истории планеты среди самых важных мировых событий. Этот удар Наполеон предпринял, рассчитывая быстро покорить Российскую Империю, но его планам не суждено было сбыться. Считается, что именно битва при Бородино стала первым этапом падения знаменитого завоевателя. Что же известно о сражении, которое прославил в своем известном произведении Лермонтов?

Бородинская битва 1812 года: предыстория.

Это было время, когда войска Бонапарта уже успели подчинить себе почти всю континентальную Европу, власть императора распространилась даже на Африку. Сам он подчеркивал в разговорах с приближенными, что для того, чтобы заполучить мировое господство, ему осталось приобрести лишь контроль над русскими землями. Для покорения российской территории он собрал войско, численность которого составила приблизительно 600 тысяч человек. Армия стремительно продвигалась вглубь государства. Однако солдаты Наполеона один за другим гибли под ударом крестьянских ополчений, их здоровье ухудшалось, ввиду непривычно тяжелого климата и плохого питания. Тем не менее продвижение войска продолжалось, целью французов была столица. Кровопролитная Бородинская битва 1812 года стала частью тактики, которую использовали русские полководцы. Они ослабляли вражескую армию незначительными сражениями, выжидая время для решающего удара. Бородинская битва 1812 года фактически представляла собой цепочку, состоящую из нескольких столкновений с французскими войсками, обернувшихся огромными потерями с двух сторон. Первой оказалась схватка за село Бородино, которое находится примерно в 125 км от Москвы. Со стороны России в ней участвовали егерские полки де Толли, со стороны врага - корпус Богарне. Бородинская битва 1812 года была в разгаре, когда состоялось сражение за Багратионовы флеши. В ней участвовали 15 дивизий французских маршалов и две русских, управляемых Воронцовым и Неверовским. На данном этапе Багратион получил тяжелую рану, что вынудило его поручить командование Коновницыну.

Сражение, начавшееся 26 августа (7 сентября) в половине шестого утра, продолжалось менее суток. Безусловно, оно оказалось в числе наиболее кровавых среди всех непродолжительных битв. Ни для кого не секрет, как много жизней унесла Отечественная война 1812. Бородинская битва внесла свою кровавую лепту. Точное число убитых историкам установить не удалось, называют 80-100 тыс. погибших с обеих сторон. Подсчет показывает, что каждую минуту на тот свет отправлялось не менее сотни солдат. Множеству полководцев подарила заслуженную славу Отечественная война 1812 г. Бородинская битва, конечно же, увековечила такого человека, как Кутузов. Кстати, Михаил Илларионович в то время еще не был седым старцем, у которого не открывается один глаз. На момент сражения он еще оставался энергичным, хоть и стареющим человеком, и не надевал свою фирменную повязку. Разумеется, Кутузов оказался не единственным героем, которого прославило Бородино. Вместе с ним в историю вошли Багратион, Раевский, де Толли. Интересно, что последний из них не пользовался авторитетом в войсках, хоть и являлся автором гениальной идеи выставить против вражеской армии партизанские силы. Если верить легенде, во время Бородинского сражения генерал три раза терял коней, которые погибали под шквалом снарядов и пуль, однако сам остался невредимым. За кем осталась победа пожалуй, этот вопрос остается основной интригой кровопролитного сражения, так как обе участвовавшие в нем стороны имеют собственное мнение на этот счет. Французские историки убеждены, что великую победу в тот день одержали войска Наполеона. Российские ученые настаивают на обратном, их теорию в свое время поддержал и Александр Первый, провозгласивший Бородинскую битву абсолютной победой России. Кстати, именно после него Кутузову было присвоено звание генерал-фельдмаршала. Известно, что Бонапарт остался не удовлетворенным отчетами, которые предоставили его военачальники. Число отбитых у русских орудий оказалось минимальным, так же как и количество пленных, которых отступавшая армия забирала с собой. Считается, что завоеватель был окончательно подавлен моральным духом противника. Что почитать о Бородинской битве Масштабное сражение, начавшееся 7 сентября под селом Бородино, на протяжении двух веков вдохновляло писателей, поэтов, художников, а затем и режиссеров, освещавших его в своих произведениях. Можно вспомнить и картину «Гусарская баллада», и знаменитое стихотворение Лермонтова:

«Бородино»

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Стихотворение было написано в 1837 году. Это первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и с его ведома. Стихотворение является откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Бородинский бой
Достоверность описания батальной картины и точность психологической характеристики героя передаются посредством своеобразного поэтического языка, о котором В. Г. Белинский писал: «... в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии»
Также Белинский отмечал, что основная идея стихотворения выражена во втором куплете: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел», — писал Белинский, утверждая, что «тоска по жизни» связывает «Бородино» с целым рядом стихотворений Лермонтова, полных «энергии и благородного негодования»

Лев Толстой называл стихотворение Лермонтова «зерном» «Войны и мира»



Поделиться