Символические кольца. Кольца: символика, значение и смысл. Кольцо лучника или Марсов корень

Имеет ли значение, на каком пальце носить кольцо? Существует много традиций в ношении ювелирных украшений. Зная символику ношения колец можно "сделать заявление" или кое-что узнать о его владельце. Жесткого свода правил на каком пальце и на какой руке носить кольцо не существует и любой человек может носить кольца, как ему вздумается, за исключением обручальных. Но тут есть нюансы. К примеру, большинство жителей Южной и Северной Америки, в том числе в США, и в большинстве европейских стран носят обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки, а в соответствии с православной традицией их носят на безымянном пальце правой руки. Впрочем, мужчины их часто вообще ни на каком пальце не носят. Однако наметанный глаз легко увидит даже след от кольца, если интерес возникнет не только теоретический. Как правило, правая рука больше расскажет о физической стороне человека - она более активная, доминирующая, более "жестикулирующая". Левая обычно рассматривается как отражение психологической стороны личности человека - она больше говорит о характере и убеждениях. О чем же поведает нам символика колец? Пройдемся по пальцам.

Деталь женского портрета елизаветинского периода. Неизвестный британский художник, 1600


1. БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ символизирует силу воли и отражает внутреннюю суть человека. Если вы начнете носить кольцо на большом пальце - будьте внимательны, в вашей жизни скоро начнутся перемены. Также ношение кольца на большом пальце помогает развить волю.

Абрахам дель Курт и Мария де Каарсгитер, художник Бартоломеус ван дер Гельст


Портрет супружеской пары в парке, художник Гонсалес Кокс

Портрет эрцгерцогини Иоганны с портретом Карла V, художница Софонисба Ангиссола

Портрет мужчины в профиль. Художник Квентин Массейс

Индийская миниатюра с изображением Шаха Джахана с кольцом для стрельбы из лука на большом пальце правой руки

Кольца на больших пальцах часто вызывают удивление, но, на самом деле, это явление в мире довольно распространенное. В большинстве случаев кольцо на большом пальце воспринимается как символ богатства и влияния, при этом кольца в этом случае чаще носят широкие и крупные. Раньше на большой палец нередко перемещалось обручальное кольцо. Такая традиция существовала, в частности, во времена Георга I в Англии, в средневековой Европе обручальные кольца вообще носили на разных пальцах. Это также обычный выбор тех людей, которые хотят носить несколько колец на одной руке, но так, чтобы несколько дистанцировать кольца друг от друга. Обручальное кольцо, кольца на мизинце и среднем пальце вместе могут вызывать ощущение чрезмерности и в таком варианте их не всегда удобно носить. Кольцо на большом пальце "разгружает" композицию.

Большой палец, поднятый вверх, - жест дружелюбия, поэтому не стоит носить на нем такое кольцо, которое будет раздражать других людей. Нет ничего хуже дорогого и безвкусного кольца на большом пальце. Лучше всего, когда оно смелое, но простое. И хотя многие авторы считают, что большой палец не имеет астрологических ассоциаций и не имеет покровителя среди древнегреческих богов, как все остальные пальцы, его часто связывают с воинственным Марсом. Считалось, что большой палец отражает характер - сильные прямые пальцы характерны для авторитетных личностей, а кривые воспринимались как признак греховности. Астрология связывает большой палец с сердоликом, гранатом и рубином.

Есть еще один важный момент - на большой палец с древних времен мужчины надевали кольцо для стрельбы из лука, первоначально такие кольца были кожаными. Поэтому в старину наличие кольца на большом пальце ассоциировалось с мужеством и способностью владеть оружием. Возможно по этой причине ношение довольно крупного и широкого кольца на этом пальце остается по сей день мужской прерогативой и символом мужественности.

Левый большой палец не сделает заявления о вашем статусе, профессии или о другой важной части жизни. Но это прекрасный палец для "заявления" - выберите широкое кольцо, которое не будет мешать на руке, и люди поймут, что вы - человек модный и уверенный в себе.

Правый большой палец также ни о чем конкретном не говорит - это прекрасный способ продемонстрировать любимое кольцо или использовать для "заявления". Я слышала, к примеру, что с помощью колец на больших пальцах делают подобные заявления нетрадиционные меньшинства.

2. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ олицетворяет власть, лидерство и амбиции. Считается, что ношение кольца на этом пальце активирует именно такого рода энергию. Это было особенно заметно в те далекие времена, когда на указательном пальце носили кольцо знаменитые и могущественные короли. Носите кольцо на этом пальце, если хотите развить в себе лидерские качетва и получить толчок для развития в этом направлении.

Коронационный портрет Елизаветы I работы неизвестного художника, 1600. Национальная портретная галлерея

Генри VIII, художник Йос ван Клеве


А это кадр из фильма "Шерлок Холмс" Гая Ричи. Кольцо быка носит по сюжету фильма верховный судья сэр Томас Ротерам и оно показывает на принадлежность к вымышленному Храму четырех орденов. Не знаю, задумывались ли авторы фильма об исторической символике (а они коснулись символизма тайных английских организаций), но одето оно на логично, к тому же подчеркивает принадлежность к власти. Шерлок Холмс с закрытыми глазами был доставлен в этот дом и точно называет его расположение - северо запад Сент-джеймсского парка. Это между Букингемским дворцом и Грин-парком. Достаточно много информации для использования дедуктивного метода героя, во всяком случае для эпохи Конан Дойля. Не буду углубляться - веду это я к тому, что историческая символика колец актуальна по сей день.

Портрет девушки, написанный в 1840-х годах в России. Предположительно портрет заказан в честь помолвки - кольцо на указательном пальце означает, что барышня обручена. Розы (белая и черная) символизируют чистоту и любовь. Выставка "Неизвестный художник" в Русском музее в 2012 г. Фото нашла здесь lenarudenko

Еврейская невеста Рембранта

Инстинктивно мы чаще других используем указательный палец в жестикуляции (не считая большой). Но, оказывается, кольцо на этом пальце нам меньше мешает, чем на соседнем с ним среднем. В истории ношение колец (чаще печаток или перстней) на указательном пальце было самым распространенным, за исключением тех случаев, когда в некоторых регионах Европы это было запрещено для лиц ниже определенного статуса. Поэтому на этот палец часто надевались кольца (особенно мужчинами), символизирующие принадлежность к какому-то братству, членству в организации и т.д. Кольцо на указательном пальце не так резко выделяется, как на среднем пальце или мизинце, но, благодаря жестикуляции, достаточно заметно. Астрологическая ассоциация - Юпитер, который символизирует силу, лидерство, авторитет и духовность. Металл Юпитера олово, но нормальным выбором для кольца будет и серебро. Астрологические камни указательных пальцев - лазурит, аметист, голубой топаз.

Левый указательный палец не имеет стопроцентно-однозначной символики, хотя это хороший палец для демонстрирования важных колец. Чтобы ваше кольцо было замечено - вы можете надеть на него ваше особенно ценное или коктейльное кольцо и т.д.

Правый указательный палец - место для обручального кольца во время традиционной еврейской свадебной церемонии. Как правило, для этой цели используется простое золотое кольцо. Часто невесты после церемонии перемещают кольцо на привычный для понимания безымянный палец, но некоторые продолжают носить его на указательном. Так что присмотритесь, прежде чем приударить за понравившейся девушкой. Раньше на Руси тоже был обычай носить обручальное кольцо на указательном пальце.

3. CРЕДНИЙ ПАЛЕЦ - это индивидуальность человека. Расположенное в центре руки кольцо символизирует сбалансированную жизнь. А ношение кольца на среднем пальце помогает сделать жизнь более гармоничной.

Меланхолия (La Fumeuse), Художник Жорж де Фёр, символист и один из основателей парижского модернизма, на картине изображена Жюльена Раскин, впоследствии жена художника.

Портрет Луизы Марии Орлеанской, королевы Бельгии, супруни бельгийского короля Леопольда I. Художник Франц Ксавер Винтерхальтер

Если не принимать во внимание общеизвестный жест, то средний палец - это самый большой, сильный и смелый палец. Кольца на нем носят на удивление редко, отчасти, по-видимому, потому, что он находится рядом с указательным и 2 кольца рядом становятся помехой для различных мелких действий. Чтобы кольцо не мешало - лучше носить на среднем пальце кольца простые и небольшие. Тем не менее, носить на среднем пальце кольцо очень удобно, особенно когда вы впервые надеваете на него кольцо. Кроме того, в отличие от безымянного, или, к примеру, мизинца, символика этого пальца самая безопасная, никакого тайного смысла или путаницы она не создает. Благодаря центральному расположению средний палец символизирует равновесие, Он связан с Сатурном, металл Сатурна свинец, простые серые металлы хорошо подходят для этого пальца. Сатурн выступает за равновесие, справедливость, закон, ответственность и самоанализ. Его камни - успокаивающие, такие как розовый кварц, коралл, аквамарин.

Левый средний палец. Если кольцо носят на этом пальце, это может ничего не означать. Но поскольку он занимает центральное место на руке и это самый длинный палец - кольцо на нем может символизировать власть и ответственность. Этот палец - хороший выбор, если вы хотите показать кольцо, не делая никаких утверждений, относящихся к вашей жизни.

Правый средний палец , так же, как и левый не имеет определенного смысла и открыт для интерпретации. Вы можете выбрать для себя свой собственный символ и значение для кольца.

4. БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ левой руки имеет прямую связь с сердцем. По этой причине на этом пальце и носят обручальное кольцо в большинстве стран мира. Ношение кольца на этом пальце добавит в вашу жизнь положительные эмоции и приявязнность, а также повысит креативность и вкус к творчеству. Ношение кольца на безымянном пальце правой руки сделает вас более оптимистичным.


Принцесса Альберт де Бройля, художник Жан Огюст Доминик Энгр

Портрет Изабеллы де Валуа, французской принцессы и испанской королевы. Дочь короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи, жена Филиппа II. Художник Хуан Пантоха де ла Крус. Музей Прадо

В большинстве стран мира безымянный палец чаще всего ассоциируется с обручальным кольцом - в США кольцо на правой руке свидетельствует о помолвке, на левой символизирует брак. Большинство людей выбирает простое золотое или серебряное кольцо, в частности, потому, что кольцо носят постоянно и это удобнее. Но это не значит, что люди не носят колец с большими камнями или явно художественно-декоративные кольца на безымянном пальце. Cкорее всего, в этом случае они просто не будут восприниматься кольцами, связаннными с браком. В то же время кольца достаточно простой формы, если они сделаны из разных металлов или имеют надписи - скорее всего, будут.

Символично, что безымянный палец ассоциируется с луной, красотой и творчеством, а также, что очевидно, с романтическими отношениями. Металл Луны - серебро, поэтому это естественный выбор для колец, которые носят на безымянном пальце, если это не обручальное кольцо. Обручальные кольца традиционно чаще делают из золота. Палец связан с Аполлоном. Драгоценные камни - лунный камень, нефрит, аметист, бирюза.

Левый безымянный палец. В большинстве случаев на этом пальце носят обручальное кольцо . Многие считают, что этот обычай происходит от веры древних египтян, а затем и римлян в то, что кровь по венам от этого пальца идет прямо к седцу (по Апиону - это нерв). Но кольцо на этом пальце может означать, что его владелец только собирается вступить в брак (помолвочное кольцо) . На этом же пальце могут носить кольцо обещания (романтического обещания) , несмотря на то, что за пальцем закреплен статус официального предложения. Многие молодые люди предпочитают носить на этом пальце кольцо чистоты (кольцо целомудрия) . Обручальное кольцо на безымянном пальце левой руки носят во Франции, Италии, Великобритании, Ирландии, Словении, Хорватии, Швеции, Турции, Армении, Азербайджане. А также в Японии, Корее, Австралии, Бразилии, Мексике, Колумбии, Канаде, США, на Кубе и в других странах. На левый безымянный палец, по традиции, перемещают обручальное кольцо в России после развода, а два обручальных кольца (свое и супруга) носят вдовы и вдовцы.

Правый безымянный палец. Хотя во многих странах обручальное кольцо принято носить на левом безымянном пальце, есть страны, в которых для этой же цели используется правый безымянный палец. Это касается правоcлавной традиции и стран Центрально-Восточной Европы - России, Белоруссии, Сербии, Польши, Молдавии, Украины. Также на правой руке носят обручальное кольцо в Германии, Испании, Австрии, Греции, Норвегии, Грузии, Индии, Казахстане, Чили и ряде других стран. Впрочем, с обручальными кольцами все обстоит особенно неоднозначно. Есть такой анекдот - "Софочка, почему ты носишь кольцо не на той руке?" - "Потому что я вышла замуж не за того человека!" Так что, если вы задались целью выяснить, замужем ли понравившаяся вам девушка - нужно учитывать множество факторов.

5. МИЗИНЕЦ объединяет в себе все взаимоотношения и связь с внешним миром, а также связь с другими людьми. Ношение кольца на мизинце помогает улучшить отношения, особенно в браке, но также и в деловой сфере. Мизинец также отвечает за усех в творчестве, гармонию в эмоциональной сфере и в материальном мире.

Портрет Франческо д"Эсте, художник Рогир ван Вейден

Портрет Филиппа де Круа, художник Рогир ван дер Вейден

Портрет Чарльза Куперина (Charles Couperin) с дочерью художника, Клод Лефевр

Мизинец часто становится выбором человека, который хочет "заявить" о чем-либо, поскольку мизинец с кольцом будет привлекать наибольшее внимание - он меньше других связан религозными или культурными традициями и ассоциациями, поэтому несет вашу чистую идею. То есть на мизинце носят кольца, когда хотят привлечь к этому факту внимание. Люди, увлекающиеся астрологией и хиромантией будут воспринимать эту символику через связь с интеллектом и убеждениями. Мизинец символизирует ртуть, но это не значит, что нужно носить кольцо из этого металла - он жидкий при комнатной температуре и к тому же высокотоксичный для человека. Покровитель - Меркурий, который олицетворяет интеллект, коммуникации, убеждения и интуицию, он покровительствует ремеслам и торговле. Традиционно ношение колец на мизинце связывают как с интеллектом и творчеством, так и с бизнесом. Камни - лунный камень, янтарь, цитрин.

Мизинец правой руки - в XIX и начале XX века в ряде стран 2 кольца на мизинце показывали, что человек был женат (кольцо развода) . Нижнее кольцо было обручальным, поверх надевался перстень. Сейчас эта традиция забыта, некоторые историки утверждают, что такие кольца носил американский президент Франклин Рузвельт. Иногда ношение кольца на мизинце связывают с традициями организованной преступности (кольца мафии), носил такие кольца клан Сопрано, в частности. В Великобритании и других западных странах мужчины на левом мизинце носили кольцо-печатку, возраст антикварных колец такого типа более 100 лет. Обычно такие кольца имеют герб и во многих семьях они передавались из поколения в поколение (фамильные кольца c гербом) .

Мизинец левой руки используют часто для колец, указывающих на профессиональный статус. Это характерно для инженеров ряда отраслей, например, машиностроительной, где кольцо может обозначать достижение определенной образовательной ступени. Выпускники носят кольцо не на ведущей руке, чтобы оно не мешало. Профессиональные кольца могут быть простыми железными, серебряными, из нержавеющей стали и других материалов, зачастую они имеют надписи или знаки. Все вышесказанное характерно для правшей, левши порой вносят неразбериху во всю эту символическую систему.

СКОЛЬКО КОЛЕЦ МОЖНО НОСИТЬ? СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ?

Это зависит от колец. Например, набор из нескольких тонких колец на одном пальце воспринимается как одно. Безопасным максимумом можно считать 2-3 кольца, разбросанных по обеим рукам. Нужно стараться, чтобы кольца в целом не выглядели слишком ярко, чтобы это не воспринималось как карикатура. Мужчинам лучше носить одно "заявленное" кольцо и больше ничего, или в сочетании с обручальным. Но повторюсь - правил на этот счет не существует, здесь советчиками могут стать только чувство меры и вкус. Я долго перебирала картины художников разных эпох, ведь драгоценности, в том числе кольца, изображены на большинстве портретов. Интересно, что чаще всего у людей на портретах кольца надеты на мизинец, либо на мизинец и указательный палец. На безымянном и большом пальце кольца встречаются почти поровну и реже всего на среднем. Надеюсь, Вам доставят удовольствие эти иллюстрации, выбранные из числа старинных полотен мастеров живописи.

Портрет Изабеллы Клары Евгении, художник Алонсо Санчес Коэльо

Портрет мадам Монтессори, художник Жан Огюст Доминик Энгр
Национальная галлерея изобразительного искусства (США)

Портрет Элеоноры Толедской, супруги герцога Тосканского Козимо Медичи, художник Аньоло Бронзино

Данная книга представляет особый интерес для читателей, увлекающихся историей ювелирного искусства.

Автор, эксперт мирового уровня, обладая обширными историческими познаниями и литературным даром, знакомит нас с разными стилями колец всех эпох. Рассматривая кольца-печатки, обручальные и памятные кольца, кольца-обереги и кольца священнослужителей, кольца известных личностей и ассоциируемые с великими событиями, а также кольца-украшения и кольца-аксессуары, мы вновь восхищаемся этими произведениями искусства, значение которых оживает в живописи, рисунках и литературных цитатах.
В книге описаны кольца Древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья и Возрождения, вплоть до произведений XX в. В ней представлены редчайшие экземпляры из знаменитых и частных собраний, а также из коллекции известного ювелира и собирателя Бенджамина Цукера.
В книге 483 иллюстрации, из них 455 цветных.

Формат: 22,5 см х 23 см. Обо всём этом и не только в книге Кольца. Символы власти, любви и верности (Диана Скарисбрик)

Впечатляет все. И увесистость тома, и красивые яркие иллюстрации и то, что на них изображены вещи, хранящиеся в известных музеях мира и под замками частных коллекций. Впечатляет и название: Кольца. Символы власти, любви и верности. Впечатляет аж до дрожи в пальцах рук, для которых эти самые кольца и перстни предназначены. Впрочем, не для нас, простых смертных.

Книгу открывает предисловие, в меру торжественное и лиричное, однако не лишенное фактической информации: шинка (ободок) и гнездо с камнем – вот традиционная форма кольца, остальное лишь вариации на тему, утверждает автор вступительного слова. Однако, довольно стабильный по форме предмет, а кольцо носят уже чуть ли не четыре тысячи лет, имеет самые разные значения и смыслы. Труд Дианы Скарисбрик и познавательная энциклопедия, и увлекательное повествование, обладающее особым очарованием, напрямую связанным с предметом исследования.

Кольцо – это больше чем просто кольцо – вот о чем эта книга.

Кольцо как статус

Печатка - именно с этого предмета и начинает свой рассказ о кольцах Диана Скарисбрик - атрибут царей и государственных деятелей.

Еще в древнем Египте пользовались печатками с узором в виде скарабея, символизирующим солнце. В Греции мастера гравировали печатки различными сюжетами, причем довольно сложными, вроде сцен из гомеровской Одиссеи. И если в языческом Риме изображение на печатках могли быть связаны с самыми разными сферами жизни, вплоть до политики, то с воцарением христианства узор и ношение колец регламентировались с оглядкой на церковь.

Строгий религиозный аскетизм сплетался с таинственными суевериями на протяжении всего Средневековья, что отражалась на ношении колец, и не исчезло в более позднее время. Правда, высшие церковные чины не чурались блеска золота на своих пальцах. Священнослужители носили перстни поверх перчаток, что наглядно демонстрирует портрет Аббата Николаса э Спира (1563 г.)

В этом издании вообще много прекрасной живописи и любопытных гравюр - оно будто рассчитано на то, чтобы им любовались. Огромное количество иллюстраций самих украшений и не меньше занимательных фактов: несколько веков назад драгоценными камнями, вставленными в украшение, пытались лечить подагру, вот только никто из современников так и не ответил на вопрос, действительно ли этот метод можно считать истинно медицинским. Впрочем, утилитарное назначение колец соседствовало с высоким. Философские вопросы жизни и смерти нашли свое воплощение в изящных вещицах с алмазами, рубинами и прочими драгоценными камнями - кольцах memento mori.

Визитки ювелиров, специализировавшихся на изготовлении памятных колец, пестрели надписями вроде, траурные кольца в кратчайшие сроки, а знать, обладающая фамильными драгоценностями, хранила россыпи колец с черепами в своих шкатулках.

В кольце чувств

В кольцах любви, брака и дружбы сплеталась глубина чувств и легкомысленность влечений.

Палец укрась, перстенек, моей красавице милой…/Это подарок любви, в этом вся ценность его, - писал римский поэт Овидий. Кольцо как знак любви был известен еще в Древней Греции, а в средневековой Англии существовала мода делать любовные надписи снаружи шинки: Мое сердце у тебя! - можно было прочитать на золотом кольце какого-нибудь тогдашнего модника.

В XX веке гений психоанализа Зигмунд Фрейд дарил своим лучшим ученикам кольца с античной инталией. Фрейд был увлечен античностью, и его руку украшало подобное кольцо.
Ведь кольца - не только символ, но и украшение. И в этом смысле фантазии заказчиков и мастерству ювелиров не было и нет предела.

В начале XX века богатые люди хотели выглядеть богато – кольца должны были кричать об их состояниях. После Второй мировой войны наступил расцвет ювелирных домов Картье, Тиффани и многих других.

Сегодня кольцо, разумеется, дорогое, все так же является предметом, подчеркивающим статус и состояние владельца.

Однако, книга, в которой так увлекательно и подробно рассказывается об этом украшении, невольно наталкивает на мысль: блеск на ваших руках – это прекрасно, но не столь значительно, если это блеск без смысла, без истории и без жизни.

Рецензия: Лиса Рослова , Лабиринт-Review.

Аннотация к книге
Кольца. Символы власти, любви и верности

Данная книга представляет особый интерес для читателей, увлекающихся историей ювелирного искусства.

Автор, эксперт мирового уровня, обладая обширными историческими познаниями и литературным даром, знакомит нас с разными стилями колец всех эпох. Рассматривая кольца-печатки, обручальные и памятные кольца, кольца-обереги и кольца священнослужителей, кольца известных личностей и ассоциируемые с великими событиями, а также кольца-украшения и кольца-аксессуары, мы вновь восхищаемся этими произведениями искусства, значение которых оживает в живописи, рисунках и литературных цитатах.

В книге описаны кольца Древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья и Возрождения, вплоть до произведений XX в. В ней представлены редчайшие экземпляры из знаменитых и частных собраний, а также из коллекции известного ювелира и собирателя Бенджамина Цукера.

В книге 483 иллюстрации, из них 455 цветных.

Автор – историк, эксперт по ювелирным украшениям описывает Историю колец - древнейших ювелирных украшений - как символов власти, любви и верности. От колец фараонов Древнего Египта до произведений искусства 20 века в картинах, рисунках, событиях, людях. Если Властилин колец Толкина это поэзия фэнтези, то эта книга – проза, классика, история, не менее интересная и захватывающая.

Книга необычайно интересна,прочитав,вы узнаете про кольца всё,но есть и то что огорчает, после сказочно красивых иллюстраций посещение ювелирных салонов станет блеклым. Легенды окутавшие перстни, мифы, символы, реальные истории, стили, все тайны раскрыты в изящно оформленном поистине подарочном издании.

Еще в глубокой древности людьми использовались ювелирные украшения и бижутерия в качестве отличительных признаков богатства и высокого социального положения. Правители всегда носили кольца-печатки . Оттиск золотого или серебряного кольца на документе являл собой личную печать государя. В силу того, что власть крайне редко была отдана в руки женщин, кольцо-печатка постепенно стало восприниматься как сугубо мужское украшение.

Впервые по-настоящему модными мужские кольца стали во времена Древнего Рима. Причем римляне могли носить одновременно около десятка колец, украшенных драгоценными камнями.

После падения Римской Империи традиция носить кольца перекочевала в христианский мир. Самым известным является так называемый "перстень Рыбака", или перстень Папы Римского, удостоверяющий его статус наместника Святого Петра. В разное время "перстни Рыбака" изготавливались из свинца или из бронзы. Затем перстни начали украшать папским гербом, представляющим собой скрещенные ключи или тройную корону. Ни один из вновь изготовленных "перстней Рыбака" не был аналогичен предыдущим. Папские перстни не являли собой пустое украшение. С их помощью Папы подписывали документы папской курии. После того как папа умирал, его перстень так же уничтожался. Сохраниться могли лишь копии, которые Папы дарили отдельным паломникам или особо заслужившим папской милости служителям церкви.

Впрочем, Римские Папы были отнюдь не единственными христианами, носившими перстни-печатки. Так многие перстни были пропусками на закрытые собрания монашеских орденов. Их активно использовали тамплиеры, иезуиты, а так же представители многих других орденов и сект. Интереснее всего выглядят кольца масонов. Уникальность этих перстней в том, что они выполнялись из чугуна и декорировались рисунком черепа Адама и его берцовых костей, которые были скрещены крест на крест.

Использовали перстни-печатки и мусульмане. На востоке в ходу были перстни с сердоликом, ибо согласно поверию именно такой перстень был у самого пророка Мухаммеда, а потому только такое кольцо может обеспечить "благоденствие и радость".

Вообще кольца всегда были окружены множеством легенд. Так верили, что перстни с бирюзой способны наделить человека богатством. А вот про Чезаре Борджия говорили, что он убивал людей при помощи своих колец.

Чего только не рассказывали люди о кольцах. Например, "Сага о Нибелунгах" повествует нам о кольце, наделяющим своего обладателя властью над золотом. Согласно восточным сказкам, джиннов также следует вызывать, применяя для этой цели особый перстень. В Ветхом Завете описан перстень царя Соломона, обладающий способностью бороться с болезнями и помогающий удерживать власть. Популярны легенды о кольцах и в наше время. Достаточно вспомнить всемирно известное произведение Толкиена "Властелин колец".

Не забывает о кольцах и современная мода на мужские украшения. Сегодня массивные мужские кольца носят на мизинце, а перстни-печатки - на указательном и безымянном пальце. Самыми актуальными являются мужские кольца желтого или белого оттенка. Главная тенденция декорирования кольца - это вставки в стиле конструктивизма зеленого, синего или черного цвета. Иногда применяют прозрачные вставки. Некоторые представители сильного пола предпочитают носить печатки, украшенные собственными инициалами.

Многие прославленные ювелирные компании разрабатывают целые коллекции мужских колец. Так большой популярностью пользуются коллекции торговой марки Wellendorff, выполненные в строгом классическом стиле. Правда, для того чтобы иметь возможность приобрести для себя творение мастеров Wellendorff необходимо одно условие - необходимо быть женатым. Дело в том, что компания Wellendorff считает, что единственное кольцо, которое пристало носить современному респектабельному мужчине, - это обручальное кольцо. Обручальные кольца от Wellendorff декорируются различными геометрическими узорами, применяется эмаль. Кольца выполняются очень медленно и только вручную. Основной материал - белое или желтое золото.


Еще одним лидером производства мужских колец является итальянская компания Baraka. Славу этого бренда составили украшения оригинального дизайна. Наибольшей любовью у поклонников бренда Baraka пользуется стиль "millitary". Для мужчин, которые не прочь время от времени произвести сильное впечатление на окружающих, компания Baraka создает подарки мужчинам на День рождения - необычные перстни со вставками бриллиантов и каучука.

Многие мужчины не хотят признаваться в том, что им нравятся украшения. В таких случаях они акцентируют внимание не на красоте, а на пользе своих колец. Например, говорят, что это не просто кольцо, а своеобразный амулет, или что данное кольцо необходимо для свободного прохода в какой-либо закрытый клуб. Впрочем, и без этих рассказов у современных мужских колец, так же как и у их далеких предков, есть одно несомненное деловое качество - они позволяют своим владельцам элегантно демонстрировать свой высокий социальный статус.

Порой достаточно одного взгляда, чтоб оценить, кто перед тобой. В истории культуры на этот счет существовали тысячелетние традиции, правила, предписания, ограничения. И в живописи ювелирные украшения были далеко не главными, но, весьма красноречивыми деталями для раскрытия образа. Что ж, попробуем разобраться в символах колец, колечек и перстней.

Фрагмент картины Жана Огюста Доминика Энгра «Портрет Жозефины Мари Полин»

Неброские, скромные перстни обитателей Древнего мира несли важную информацию о своих владельцах и свидетельствовали исключительно об их статусе, принадлежности к определенному кругу, особом положении и ценились, прежде всего, именно за это.

В Древнем Риме правом носить определенные драгоценности обладали только сенаторам, позднее также всадникам, а позднее, с императорского времени - всем свободнорожденным. Передача перстня еще тысячу лет символизировала легитимность власти, победу над соперником. Именно перстень и отрубленную голову Помпея вручили Юлию Цезарю в знак триумфа. А пресловутое кольцо Папы Римского - «кольцо рыбака», которое уничтожалось после смерти владельца, - стало символом неограниченной власти.

Филиппо Беллини. Портрет Папы Сикста v
XVI век, 110 см

О вере, дружбе и любви кольца заговорили намного позже уже в позднем Средневековье. Монархи по-прежнему старались ограничивать своих вассалов в роскоши и использование золота, как и драгоценных камней, по-прежнему, регламентировалось эдиктами и законами.

Однако со временем у колец появилось немало дополнительных значений. Например, в XVI-XVII веках в ювелирное искусство проникла тема «memento mori» («помни о смерти»). Декорированные, как правило, черной эмалью кольца с изображениями черепа, скелета, цитатами из Священного писания или горестными изречениями: «Мой час пришел», «Молитесь за меня, ушедшего от вас» и т. п. Эти предметы дарились в память об ушедшем родственнике или друге, как напоминание о бренности бытия. В связи с этим стоит пристальнее вглядеться в портрет Генри Ризли кисти Джона де Критса. Художник неспроста оставил одну кисть без перчатки, чтобы зритель мог рассмотреть перстень с черным камнем на левом мизинце. Это не просто украшение: за ним стоит драматическая история его владельца.

Как известно, Ризли участвовал в мятеже под предводительством графа Эссекса и вместе с ним был приговорен. Но учитывая юный возраст (27 лет), казнь заменили пожизненным заключением (об этом говорит висящее на стене изображение Тауэра), и даты его пребывания в Тауэре: 1601−1602−1603 за левым плечом. Факты указывают на то, что на пальце Генри Ризли надето траурное кольцо в память о графе Эссексе.

Джон Де Критс. Портрет Генри Ризли, графа Саутгемптона The Earl of Southampton
1603

Про обручальные, венчальные и помолвочные кольца написано немало. Обычай обмениваться кольцами в знак укрепления брачного союза уходит корнями в жаркие пески Древнего Египта. У каждого народа сложились свои традиции на этот счет, зная которые, можно раскрыть тайны прошлого. Так произошло с картиной Рембрандта, получившей название «Еврейская невеста». Полотно долго не давало покоя искусствоведам. Споры о том, кто изображен на парном портрете, длились не одно столетие. Именно кольцо на указательном пальце, которое старательно предъявляет миру девушка, через полтора столетия и дало основание исследователям утверждать, что на полотне изображена невеста.

Рембрандт Ван Рейн. Еврейская невеста

Великая французская революция 1789 года и последовавшие за ней события внесли коррективы в модные тенденции. Революционные законы требовали от мужчин и женщин отказа от внешнего украшательства. Поэтому на некоторое время количество украшений сократилось до минимума. В первые годы безопасно было носить лишь украшения, прославляющие ее героев, а то и вовсе окантованные камни разгромленной Бастилии. Эпоха Директории избавила от страха обладания роскошью и ознаменовала расцвет стиля ампир. Как дань античности, на передний план выступило ренессансное представление о красоте тела. Подруги наполеоновских соратников уже не стеснялись носить драгоценности, полностью обнажая руки, дамы начали активно их украшать: браслеты носили и чуть ниже плеча, и на запястье, кольца унизывали все пальцы. Женщина превратилась в «витрину» благосостояния мужчины и его положения в обществе.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Мари Маркоз (г-жи де Сеннон)
1814

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар
1806, 116×90 см

Жан Огюст Доминик Энгр. Филибер Ривьер
1805, 89×116 см

Однако, стоит отметить, что в большинстве случаев, персонажи - святые, античные боги и богини, да и портретируемые, - изображенные на картинах различных эпох, не злоупотребляли кольцами. Но, зато щедро украшали себя жемчугами.

Йос ван Клеве. Портрет Элеоноры королева Франции

Сандро Боттичелли. Венера и Марс
1483, 17×69 см

Чаще всего у людей на портретах кольца надеты на мизинец, либо на мизинец и указательный палец. На безымянном и большом пальце кольца встречаются почти поровну, но, крайне редко - на среднем.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской

Лукас Кранах Старший. Портрет молодой женщины

Жесткого свода правил (на каком пальце, и на какой руке носить кольцо), никогда не существовало, хотя в Древнем Риме был определенный порядок ношения колец, поскольку в те времена каждый палец имел свое «значение». Что ж, попробуем разобраться в символике колец и пересчитаем их по пальцам.

Кольцо лучника или Марсов корень

Украшение на большом пальце в большинстве случаев воспринимается как символ богатства и влияния. Большой палец также часто связывают с воинственным Марсом и мужской силой (ведь в далекие времена мужчины надевали кольцо для стрельбы из лука). Поэтому в старину наличие кольца на большом пальце ассоциировалось с мужеством и способностью владеть оружием.

Лукас Кранах Младший. Портрет курфюрста Иоахима Бранденбургского
1555

Во времена Георга I в Англии на большой палец перемещали обручальное кольцо.

Бартоломеус ван дер Гельст. Абрахам дель Курт и Мария де Каарсгитер

Перст указующий

Еще со времен, когда люди исключительно из высших сословий носили гербовые печатки, солидная печать на указательном пальце мужчины считалась олицетворением власти и привилегированности, свидетельствовала о лидерстве и амбициях. Поэтому в некоторых регионах Европы украшать «перст указующий» было запрещено для лиц ниже определенного статуса.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII
75×88 см

Крупные кольца и перстни красовались на указательных пальцах множества известных правителей и полководцев, таких как Цезарь, Наполеон Бонапарт, кардинал Ришелье, Иван Грозный. При этом, считается, что кольцо на указательном пальце левой руки свидетельствует о мании величия, а на правой - о рассудительности его владельца.

Если присмотреться к историческим портретам, на которых изображен Король Генрих VII, то можно увидеть крупные перстни на указательных пальцах обоих его рук. Истории известно, что король прославился как великий монарх своего времени, реформатор, но еще и как человек неуравновешенный.

Перстни, как правило, овальной формы, символизировали принадлежность к какому-то братству, членству в организации и т. д. На этом же пальце носили «клейноды», которые полагалось награжденным высоким орденом.

Квентин Массейс. Портрет Эразма Роттердамского

Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспейна

Кстати, еще в первой половине 19 века обручальные кольца - гладкие, без камней (строго говоря - это венчальное кольцо, а обручальное, обычно, с небольшим камешком, жених дарил невесте во время помолвки), - носили на указательном пальце. На картине Василия Пукирева «Неравный брак» можно увидеть, как девушка протягивает именно указательный палец правой руки священнику.

Василий Владимирович Пукирев. Неравный брак
1862, 173×136.5 см

Безопасное равновесие

Вглядываясь в портреты, можно обратить внимание, на то, что на средний палец кольца «одевали» на удивление редко, отчасти, по-видимому, потому, что он находится рядом с указательным, и два кольца рядом - помеха для различных мелких действий. Так что и символики особой в таком расположении нет, разве что благодаря центральному расположению кольцо на среднем пальце воплощает равновесие.

Жорж де Фёр. Раздумья

Дела сердечные

Считается, что кровь по венам от безымянного пальца левой руки идет прямо к сердцу, и именно по этой причине на нем носят обручальное кольцо в большинстве стран.

В средневековой Европе обручальные кольца вообще носили на разных пальцах. В то же время, украшение на этом пальце может означать, что его владелец только собирается вступить в брак (помолвочное кольцо). Таким же образом могли носить кольцо обещания (романтического обещания), несмотря на то, что за таким расположением кольца закреплен статус официального предложения.

Хуан Пантоха де ла Крус. Изабелла

Для натур тонких

Ношение колец на мизинце, как правило, связывают с интеллектом и творчеством. Перстенек на этот палец выбирает тот, кто хочет «заявить» о себе, поскольку мизинец с кольцом непроизвольно привлекает внимание. К тому же он меньше других ассоциируется с какими-либо культурными и религиозными традициями и поэтому говорит исключительно о недюжинной индивидуальности.

Рогир ван дер Вейден. Мужчина держит книгу

Мизинец правой руки: в XIX и начале XX века в ряде стран два кольца на мизинце показывали, что человек был женат (кольцо развода). Нижнее кольцо было обручальным, поверх надевался перстень. В Великобритании и других западных странах мужчины на левом мизинце носили кольцо-печатку, и во многих семьях они передавались из поколения в поколение.

С выходом на художественную сцену изысканно пряного модерна, многочисленные украшения свидетельствовали, как правило, о творческих исканиях их владельцев.

Валентин Александрович Серов. Портрет Иды Рубинштейн
1910, 233×147 см

Сегодня в большинстве случав сакральное значение украшений кануло в область преданий, и кольца на пальцах соответствуют, в лучшем случае, ситуации: вечеринка, офис, прогулка… Наши современники остались верны исключительно традиции обмениваться обручальными кольцами. Надолго ли?

Жан Огюст Доминик Энгр. Жозефина-Элеонора-Мари-де-Полин де Галар Брассак де Беарн, княгиня де Бролье
1853, 121.3×90.8 см



Поделиться