Урок по обществознанию на тему «Современные подходы к пониманию права. Современные подходы к пониманию права — Гипермаркет знаний Нормативный подход к праву

1.1.1. Почему, с вашей точки зрения, рассказ называется «Хамелеон»?

1.2.1. Как бы вы сформулировали основную мысль этого стихотворения?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Так ты кусаться, окаянная? - слышит вдруг Очумелов,- Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

Никак беспорядок, ваше благородие!..- говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. -Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляя в кулак,- Насчет дров с Митрий Митричем,- и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

Гм!.. Хорошо...- говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. -Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,- обращается надзиратель к городовому,- узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

Это, кажись, генерала Жигалова! - кричит кто-то из толпы.

Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину,- Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

Врешь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

Не рассуждать!

Нет, это не генеральская...- глубокомысленно замечает городовой,- У генерала таких нет. У него всё больше легавые...

Ты это верно знаешь?

Верно, ваше благородие...

Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта - чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида... подлость одна только... И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй... Нужно проучить! Пора...

А может быть, и генеральская...- думает вслух городовой,- На морде у ней не написано... Намедни во дворе у него такую видел.

Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал... И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

Повар генеральский идет, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

И спрашивать тут долго нечего,- говорит Очумелов,- Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и всё.

Это не наша,- продолжает Прохор,- Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? - спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления,- Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

В гости...

Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми ее... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным.

А. П. Чехов «Хамелеон»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

***

Надеждой сладостной младенчески дыша,

Когда бы верил я, что некогда душа,

От тленья убежав, уносит мысли вечны,

И память, и любовь в пучины бесконечны, -

Клянусь! давно бы я оставил этот мир:

Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,

И улетел в страну свободы, наслаждений,

В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,

Где мысль одна плывет в небесной чистоте...

Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;

Мой ум упорствует, надежду презирает...

Ничтожество меня за гробом ожидает...

Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!

Мне страшно... И на жизнь гляжу печален вновь,

И долго жить хочу, чтоб долго образ милый

Таился и пылал в душе моей унылой.

А. С. Пушкин, 1823

Пояснение.

1.1.1. Хамелеон - ящерица, меняющая раскраску с зависимости от окружающего ее ландшафта. Подобно ящерице ведет себя Очумелов. Отсюда название рассказа.

1.2.1. Основная мысль стихотворения - жизнь со всеми ее радостями и печалями, успехами и неудачами прекрасна; жить стоит, чтобы познать все эти победы и разочарования, которыми наполнено земное бытие.

12 класс, 2013 год Русский язык и литература (гуманитарный профиль) СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА Тестовые задания Задание А 1. Сформулируйте основную мысль данного фрагмента. 2. Опираясь на текст, охарактеризуйте поведение тонкого, узнавшего о высоком чине друга детства (3-4 предложения). Критерии оценивания Всего 2 балла. 2 балла – если основная мысль сформулирована правильно. 1 балл – если основная мысль сформулирована неточно. 0 баллов – если основная мысль сформулирована неправильно или не сформулирована. Примерный ответ.А) В этом фрагменте автор высмеивает чинопочитание. Б) В этом фрагменте автор осуждает рабскую трусость тонкого, который заискивает перед своим одноклассником, ставшим чиновником высокого ранга. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа) Всего 6 баллов 6 баллов – если ответ содержит полную и адекватную характеристику. 4 балла – если есть незначительные отклонения от содержания задания. 2 балла - если в ответе есть значительные отклонения от содержания задания. 0 баллов - если ответ не соответствует содержанию вопроса или отсутствует. Баллы 40 2 6 Примерный ответ.Тонкий, узнав о о высоком чине своего друга детства, изменился внешне. Он сначала побледнел, потом застыл от неожиданности, потом, чтобы показать свое расположение толстому, «искривился» в широкой улыбке. Тонкий стал как будто бы меньше: съежился, сгорбился, сузился. Его красноречие исчезло, поведение стало подобострастным и угодливым. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа. Следует обращать внимание на аргументированность ответа) 3. Назовите художественное средство в выделенном предложении и объясните цель его использования в тексте(1-2 предложения). Всего 5 баллов. 1 балл – если художественное средство определено правильно. 0 баллов – если художественное средство определено неправильно или не определено. 4 балла – если цель использования художественного средства определена правильно. 2 балла – если цель использования художественного средства определена не вполне правильно. 0 баллов - если цель использования художественного средства определена неправильно. Примерный ответ. В этом предложении использовано олицетворение. С его помощью автор усиливает степень 5 чинопочитания, подобострастия, рабской угодливости тонкого. 4. Объясните значение существительного чинопочитание. Всего 2 балла. 2 балла – если значение существительного определено полно и правильно. 1 балл– если значение существительного определено неточно и неполно. 0 баллов – если значение существительного определено неправильно или не определено. 2 Примерный ответ.Чинопочитание – это уважительное отношение низшего чина к высшему. Слово содержит в себе отрицательный оттенок, так как означает угодливость, страх перед старшим по чину и желание всячески услужить ему, теряя свое человеческое достоинствои здравый смысл. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа) 5. Поясните роль многоточий, которые использует автор для речевой характеристики тонкого (1-2 предложения). Всего 5 баллов. 5 баллов – за правильное определение роли многоточий. 3 балла – за незначительные неточности в объяснении роли многоточий. 1 балл – за значительные неточности в объяснении. 0 баллов – за неправильноеопределение роли многоточий или отсутствие ответа. 5 Примерный ответ.Многоточия передают психологическое состояние тонкого. Он теряет дар речи, с трудом подбирает слова, которые, как ему кажется, помогут показать его уважение и почтение к толстому. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа. Следует обращать внимание на аргументированность ответа) 6. Опишите реакцию толстого на поведение тонкого, используя лексические средства из текста (2-3 предложения). Всего 6 баллов. 6 баллов – за полное и адекватное описание, в котором использованы лексические средства из текста. 4 балла – за незначительные отклонения от содержания задания. 2 балла – за значительные отклонения от содержания задания. 0 баллов – за неадекватное описание или его отсутствие. 6 Примерный ответ. Толстому неприятны и даже противны перемены, произошедшие в поведении одноклассника. Он «морщится», просит тонкого не воспринимать его как начальника. Его тошнит от угодливости тонкого, он отворачивается от него, хотя и подает на прощание руку, так как видит в нем своего школьного товарища, а не мелкого чиновника. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа. Следует обращать внимание на аргументированность ответа) 7. Как вы думаете, сатирическим или Всего 6 баллов 6 баллов – за правильный и аргументированныйответ. 4 балла – за незначительные нарушения аргументации в 6 юмористическим является данный рассказ? Аргументируйте свой ответ (3-4 предложения). правильном ответе. 2 балла – за значительные нарушения аргументации в ответе. 0 баллов – за неправильное объяснение или его полное отсутствие. Примерный ответ.Рассказ можно считать сатирическим, так как чинопочитание, которое высмеивает Чехов, стало распространенным в обществе негативным явлением. Чтобы угодить начальству, мелкие чиновники готовы были на любые безнравственные поступки, теряя своѐ человеческое достоинство, самоуважение. Тонкий вызывает у читателя чувство презрения, его недостаток вредит не ему одному, а обществу в целом. Автор использует такие средства сатиры, как ирония, гипербола, гротеск. (К сведению проверяющих! Учащиеся могут предложить другие варианты ответа. Следует обращать внимание на аргументированность ответа) 8. Определите, что явилось Всего 8 баллов 8 баллов – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи. 6 баллов – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств письменной речи. 4 балла – за незначительные нарушения аргументации и значительные отклонения от коммуникативных качеств письменной речи. 2 балла – за значительные нарушения аргументации и значительные отклонения от коммуникативных качеств письменной речи. 0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств письменной речи или отсутствие ответа. предметом осмеяния в приведенном фрагменте и выскажите ваше мнение о том, актуален ли рассказ А.П.Чехова в наше время (56 предложений). Задание Б Структурированное эссе Опираясь на суждение В.Г. Белинского: «Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи», напишите эссе (1-1,5 стр.) на тему «Смех – дело серьезное». В своем эссе вы должны учесть следующие требования: Сформулируйте свое понимание суждения В.Г. Белинского. Продемонстрируйте на а) Соответствие содержания ответа предложенному вопросу: 10 баллов – за полное соответствие содержания ответа предложенному вопросу; 8 баллов - за незначительное отклонение в содержании ответа; 6 баллов - за 2 -3 незначительных отклонения в содержании ответа; 4 балла – за отклонения в содержании ответа; 2 балла – за значительные отклонения в содержании ответа; 0 баллов - за несоответствие содержания ответа предложенному вопросу. б) Аргументированность, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи (правильности, логичности, смысловой точности, выразительности): 12 баллов – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи; 10 баллов – за незначительные нарушения аргументации и 8 40 10 баллов 12 баллов примере 2-3-х произведений русской литературы XX века сатирическое разоблачение пороков современного общества. Поясните, что внесла русская литература в ваш собственный опыт понимания мира вокруг вас. Грамотность и оформление экзаменационной работы незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 8 баллов – за нарушения аргументации и отклонения от основных коммуникативных качеств речи; 6 баллов – за частичную аргументацию и значительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 4 балла – за слабую аргументацию и значительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 2балла – за отсутствие аргументации и значительные отклонения от коммуникативных качеств речи; 0 баллов - за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи. в) Правильность и полнота использования фактического материала: 8 баллов - материал использован правильно и полно; 6 баллов – материал использован правильно, но недостаточно полно и глубоко; 4 балла - материал использован правильно, но неполно; 2 балла - материал использован в минимальной степени; 0 баллов - фактический материал отсутствует. г)Самостоятельность и отражение личностной позиции ученика: 10 баллов - самостоятельность полная, личностная позиция выражена и аргументирована; 8 баллов- самостоятельность полная, личностная позиция выражена, но не полностью аргументирована; 6 баллов - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена, частично аргументирована; 4 балла – самостоятельность неполная, личностная позиция выражена частично, аргументирована не полностью; 2 балла – самостоятельность неполная, личностная позиция не выражена; 0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена. а) Орфографические ошибки: 7 баллов– если нет ни одной ошибки; 6-5 баллов - если допущено 1 – 2 ошибки; 4-3 балла– если допущено 3 – 4 ошибки; 2-1 балл – если допущено 5-6 ошибок; 0 баллов– если допущено более 6 ошибок. б) Пунктуационные ошибки: 7 баллов– если нет ни одной ошибки; 6-5 баллов - если допущено 1 – 2 ошибки; 4-3 балла– если допущено 3 – 4 ошибки; 1 балл – если допущено 5-6 ошибок; 0 баллов– если допущено более 6 ошибок. в) Грамматические и речевые ошибки: 4 балла– если нет ни одной ошибки; 3-2 балла– если допущено 1-2 ошибки; 1 балл– если допущено 3 – 4 ошибки; 0 баллов– если допущено более 4-х ошибок. г) Каллиграфическое оформление работы: 1 балл – если работа выполнена в соответствии с требованиями каллиграфии; 8 баллов 10 20 0 баллов - если работа не соответствует требованиям каллиграфии. д) Культура письменного оформления работы: 1балл - если работа выполнена в соответствии с требованиями культуры письма; 0 баллов - если работа не соответствует требованиям культуры письма.


Законотворческий процесс в РФ
Процесс создания закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий.

^ Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнём, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесён к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишён права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как он с ними поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов – ст. 104, ч. 3).

Вторая стадия – обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.). Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона.

Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трёх чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонён или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идёт детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное – одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трёх чтениях).

Третья стадия – принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа – 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвёртая стадия – принятие закона в Совете Федерации (его численность – 178 депутатов). Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонён. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается принятым, если за него проголосует более половины депутатов; за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Пятая стадия – подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования – довести содержание нового закона до сведения населения путём публикации в официальных изданиях – «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Только опубликованный закон вступает в действие.

В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107).
^ III. Практические выводы.


  1. Итак, права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться – ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.

  2. Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимо а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется, прежде всего, в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанностей потребует немалых личных усилий на протяжении всей жизни.

  3. Как гражданину, вам придётся не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с её представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму её отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, важно твёрдо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.

  4. Вы живёте в обществе, в окружении людей, наделённых теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.

  5. У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин, вы можете выступить с законодательным предложением (если будет что предложить).

^ IV. Документ.
Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука – теория – философия».
Теория естественного права стала, по сути дела, первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.

Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только… исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.
Вопросы и задания к документу


  1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.

  2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?

  3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

^ V. Вопросы для самопроверки.


  1. В чём суть нормативного подхода к праву?

  2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.

  3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?

  4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.

  5. В чём гуманистический смысл естественного права?

  6. Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

VI. Задания.


  1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:

  1. укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении?

  2. докажите, что данное определение не даёт полного представления о сути современного понимания права;

  3. на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте своё определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).

  1. Сравните два высказывания:
«Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).

«С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идёт о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право… Мы можем чувствовать к нему отвращение, как… к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881-1973), австрийский юрист).

Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?
VII. Мысли мудрых.
«У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснён законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».
Стендаль (1783-1842), французский писатель
VIII. Заключительная часть.


  1. Оценивание ответов учащихся.

  2. Домашнее задание: читать §19 «Современные подходы к пониманию права» (сс. 214-225); выполнить задание 2 (сс. 224-225).

8)Основная идея фрагмента заключается в том, что главный герой произведения Н. В. Гоголя "шинель "был непримечательным человеком, членом серый массы ". В жизни он ничего не добился и особо важной роли для людей не сыграл. Даже родной матери героя было относительно все равно на рождение сына, что доказывает фрагмент о выборе имени новорождённому; женщина Не сочла необходимым придумать, как назвать ребёнка заранее.

Всю свою сознательную жизнь Башмачкин так и оставался "маленьким человеком ", карьерного роста он не добился, близких друзей у него не было. После смерти героя все забыли, как будто его и не существовало.

В повести "шинель "мы встречаем фантастические образы, используемые автором для придания произведению мистики. Одним из таких является призрак Акакия Акакиевича башмачкина, который ведёт себя как самый настоящий разбойник, он ночью грабит людей, стаскивая из них шинели. Герой таким образом мстит после смерти за свою обиду. Наступает торжество справедливости. Так Гоголь призывает к великодушию.

9)Фантастические элементы мы можем увидеть и в других произведениях литературы 19 – 20 веков.

Так, в романе М. Е. Салтыкова- Щедрина "история одного города "можно встретить различные образы, создающие абсурдный мир автора, например: "Иван Пантелеевич прыщ Оказался с фаршированный головой, Брудастый имел в голове "некоторые особливое устройство ". Также в "описи "есть памятка о том, как градоначальник Ламврокакис умер, заеденный в постели клопами.

В произведении М. А. Булгакова "Собачье сердце "описывается неудачный эксперимент профессора преображенского и доктора Борменталя: гипофиз собаки заменяет на человеческий. Особо интересна сцена приманивания дворовой собаки куском колбасы, которая принимает фантастический масштаб за счёт реминисценций из поэмы блока "12 ": "ветер, ветер на всём Божьем свете ".

Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • №8. Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой». №9 (вопрос ниже)
  1. Итак, права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться - ваша основная практическая задача. Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.
  2. Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимо а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанностей потребует огромных личных усилий на протяжении всей жизни.
  3. Как гражданину вам придется не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с ее представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму ее отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, следует твердо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.
  4. Вы живете в обществе, в окружении других людей, наделенных теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.
  5. У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин вы можете выступить с законодательным предложением (если будет, что предложить).

Документ

Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука - теория - философия».

    Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.

    Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только... исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.

Вопросы и задания к документу

  1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.
  2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
  3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем суть нормативного подхода к праву?
  2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
  3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
  4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
  5. В чем гуманистический смысл естественного права?
  6. Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

Задания

  1. На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
    1. укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
    2. докажите, что данное определение не дает полного представления о сути современного понимания права;
    3. на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы оно отражало типичные черты современного правопонимания).
  2. Сравните два высказывания:

      «Что такое царства (государства) без справедливости, как не большие разбойничьи банды?.. Права не может быть там, где нет истинной справедливости. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться по праву» (Августин (354-430), христианский теолог).

      «С позиций правовой науки право под господством нацистов [речь идет о германских фашистах] есть право. Мы можем об этом сожалеть, но мы не можем отрицать, что это было право... Мы можем чувствовать к нему отвращение, как... к ядовитой змее, но мы не можем отрицать, что оно существует» (Г. Кельзен (1881 - 1973), австрийский юрист).

    Каково ваше отношение к этим высказываниям? Объясните свою точку зрения. Из каких позиций вы исходите в своей оценке?

Мысли мудрых

«У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснен законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».

Стендаль (1783-1842), французский писатель



Поделиться